Элементы методики построения кольцевых маршрутов в сфере производственной логистики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20).

Элементы методики построения кольцевых маршрутов в сфере производственной логистики

Статья содержит описание варианта алгоритмизации процесса построения субоптимального множества кольцевых транспортных маршрутов (R*) для условной потоковой системы с большим количеством транспортных операционных путей. Получение R* в общем случае не означает, что проектирование множества эффективных маршрутов завершено, так как оно предполагало равномерность и непрерывность грузопотоков. Однако так как для большинства реальных логистических систем характерны дискретные вероятностные потоки, кольцевое движение еще не гарантирует высокую эффективность использования транспортных средств. Дополнительно необходимо синхронизировать режим их движения с моментами возникновения требований на транспортировку в пунктах маршрута.

The technique for constructing circular routes in the field of production logistics.pdf Одним из традиционных направлений интенсификации использования внутризаводского транспорта является организация кольцевых маршрутов движения, что позволяет повысить коэффициент использования пробега и соответственно производительность. Оно предполагает решение разработчиками подобных систем ряда достаточно сложных технических, организационных и экономических задач. Прежде всего, необходима классификация функционирующих в пределах соответствующего производственного пространства грузовых потоков и обеспечивающих их транспортных технологий. Очевидно, что закольцовыва-нию подлежат только технологически однородные транспортные операции, т.е. в рамках одной микрологистической системы может параллельно проектироваться несколько систем данного типа для различных транспортно-логистических технологий. Также очевидно, что для больших потоковых систем (количество транспортных операций имеет порядок 105 и более) в общем случае можно предложить ряд вариантов множества таких маршрутов (контуров в терминологии теории графов), исчерпывающих возможности целесообразного закольцовывания, в зависимости от принятого критерия эффективности транспортного процесса. В данной статье сделана попытка эскизно алгоритмизировать процесс построения субоптимального6 варианта такого множества для условной системы (имеются в виду в первую очередь промышленные предприятия) с большим количеством протяженных (многозвенных) технологических, а следовательно, и транспортных операционных путей, сконцентрированных на относительно небольшой площади. Именно такая концентрация при естественном соблюдении принципа прямоточности производственного процесса создает условия для построения систем кольцевых маршрутов. Допустим, что в качестве исходного объекта дано ограниченное плоское пространство, на котором заданы координаты конечного множества пунктов, являющихся либо источниками, либо приемниками грузовых потоков, либо тем и другим одновременно. Для каждой пары пунктов «источник ^ приемник» задан вектор (ly, py), где ly - кратчайшее расстояние между пунктами «i» и «j» в соответствии с планировкой производственного объекта; py - мощность грузового потока. Параметр ly может быть заменен на нормативное время транспортной операции, он только положителен. Что касается py, он либо положителен (между «i» и «j» существует грузопоток), либо равен нулю (прямой путь между «i» и «j» не используется). Обозначим полное множество этих пар через ©. Для формального представления множества транспортных операций © можно использовать равноценные по информативности матрицы инцидентности или сопряженности. И та и другая могут служить информационной основой формирования исходного множества кольцевых маршрутов, которое обозначим через R0. Проведенный нами предварительный и, разумеется, не исчерпывающий анализ возможных вариантов алгоритмов формирования R0 говорит о предпочтительности (сравнительной простоте) использования матриц первого типа, хотя в любом случае приходится иметь дело с довольно сложной, многоэтапной процедурой. При построении алгоритмов формирования R0 мы исходили из нерациональности попыток использования только ненулевых позиций матрицы ин- 0 цидентности, т.е. полного отсутствия во всех входящих в R циклах незагруженных пробегов транспортных средств (ТС). Учитывая реальные возможные состояния множества ©, это привело бы скорее всего к тому, что доля таких «полных» циклов в общем грузообороте по © и соответствующий общесистемный эффект были бы незначительны. Поэтому в алгоритмах построения образующих R0 циклов допускалось включение в них нулевых дуг (py = 0), но вводилось ограничение снизу на количество дуг в каждом цикле -более 2, таким образом, в частности, изначально исключались маятниковые маршруты. Естественно, что такой подход позволяет сформировать только предварительное множество циклов - претендентов на роль пространственной основы маршрутов. Для описания каждого отдельного цикла, обозначаемого Rk, будем использовать матрицу ||o(k)|| s ||x(|k);l!y°;p(ik^|, в которой каждая строка - (k) соответствует отдельной дуге цикла в порядке их следования. Здесь Xjy признак направления дуги относительно k-го цикла, принимающий значения: +1, при движении по часовой стрелке; -1 , при движении против часовой стрелки; 0, если движения нет, хотя оно и возможно по дуге «i^j» или ребру «i-j». Для получения субоптимального множества циклов (обозначение R ) необходимо исходное множество R0 отредактировать с помощью ряда нижеописанных процедур-фильтров. A. Фильтр совпадения направлений движения по дугам, он необходим в силу того, что при формировании R было получено множество простых циклов (замкнутых последовательностей ребер без повторений), т.е. направления не учитывались. Лишь полное совпадение направлений по всем дугам с ненулевыми значениями х(к) в пределах конкретного Rk превращает его в контур, на основе которого при выполнении ряда дополнительных условий может быть организован кольцевой маршрут. Формально - если {[V«i-j»eRk ^ (Xjk> > 0)]u[V«i-j» eRk ^ (X(J0 < 0)]}, то Rk e R, иначе Rk gR, т.е. анализируемый контур исключается из R. Б. Фильтр достаточности нагрузки на контур с точки зрения принятой транспортной технологии. Рассчитывается величина грузооборота по Rk за единицу времени CRk = ^xij • lij • pij, k = 1,pk , где Pk - количество дуг в Rk. Одновременно задается величина LCR - уровень грузооборота, минимально необходимый для обеспечения преимущества кольцевого движения по сравнению с независимым маятниковым движением по всем дугам цикла. Ее определение предполагает проведение конкретных технико-экономических расчетов для соответствующих потоков и принятой технологии их обслуживания. Если СRk

Ключевые слова

кольцевой маршрут, путь, цикл, контур, circular route, circuit, route, round

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Конотопский Владимир ЮрьевичНациональный исследовательский Томский политехнический университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджментаkent003@vtomske.ru
Всего: 1

Ссылки

 Элементы методики построения кольцевых маршрутов в сфере производственной логистики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20).

Элементы методики построения кольцевых маршрутов в сфере производственной логистики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20).

Полнотекстовая версия