Проблемы российского образования магистров в области менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20).

Проблемы российского образования магистров в области менеджмента

Описываются особенности и проблемы подготовки магистров-менеджеров в российской системе образования. Приведен опыт организации процесса образования будущих магистров по направлению «менеджмент» в Национальном исследовательском Томском политехническом университете. Сделан акцент на тех проблемах, которые являются типичными для всех вузов, думается, что такой опыт пригодится для тех, кто еще только собирается открывать в своих вузах магистерские программы по направлению «менеджмент».

Problems of the masters Russian education in management.pdf В целом сущность внесения изменений в систему образования российская научно-образовательная общественность приветствует. Присоединение России к Болонской конвенции - важный шаг на пути к перестройке образования. Другими словами, саму реформу образования все приемлют, но не все довольны ее проведением и результатами, которые можно назвать лишь промежуточными. Многие цели данной реформы не достигнуты, и положение в отдельных направлениях деятельности вузов (в данной статье будем говорить только о высшем профессиональном образовании) обостряется. Так, например, в одной из целей реформы образования провозглашалось сокращение вузов как государственных, так и частных, однако цифры статистики говорят об обратном (таблица), хотя количество студентов-очников сокращалось. Основные показатели деятельности вузов РФ за 2006-2009 гг. Показатели 2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч. г. Число высших учебных заведений, всего 1090 1108 1134 В том числе: государственных 660 658 660 негосударственных 430 450 474 Число студентов, всего, тыс. чел. 7 310 7 461 7 513 Из них обучалось: на очном отделении 3 251 3 241 3 153 на очно-заочном отделении 291 280 269 на заочном отделении 2 443 2 532 2 637 Экстернат 147 155 156 На 100 тыс. чел. приходилось студентов вузов, тыс. чел. 514 525 529 Численность ППС в государственных вузах 334 340 341,1 Источник: Россия в цифрах. Росстат, 2009. Несмотря на продолжающуюся реформу образования, проблемы в высшей школе не уменьшаются и лишь частично решаются. Не будем останавливаться на глобальных проблемах, присущих вузам, а рассмотрим проблемы подготовки магистров по направлению «менеджмент», которые затрагивают и общевузовские. К таким проблемам можно отнести: Непризнавание долгое время «.Менеджмента» как науки и непонимание сути современньх профессиональньх компетенций менеджера. Наука «Управление» в России относилась к экономическим наукам и считалась их частью. Совсем недавно выделили отдельную подгруппу под названием «Менеджмент» в научной специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством. Концепции и методологические направления современного менеджмента меняются, взаимодополняются, подвержены диффузии, и очень важно как будущим магистрам, так и уже действующим менеджерам изучать различные явления менеджмента эпохи модерна и постмодерна для своевременного реагирования на возникающие в связи с такими изменениями проблемы. Пути и методы решения проблем современного менеджмента необходимо знать управленцам всех уровней организации. Сегодня до сих пор идентифицируют менеджера как человека, не управляющего процессами, людьми и ресурсами, а как специалиста, выполняющего некоторые функции, изложенные в должностной инструкции той или иной организации. Сами функции часто совершенно не относятся к деятельност-ной трактовке целей и задач менеджера. В то время как о результатах работы менеджера судят по достижениям вверенного ему коллектива. Он должен уметь организовать и вдохновить сотрудников в нужном направлении результативного сотрудничества, принимая управленческие решения и помня о том, что «. самым ограниченным и ценным ресурсом для организации являются работающие в ней люди» [1. С. 166]. К квалификационным характеристикам будущего магистра менеджмента работодатели предъявляют самые разнообразные требования, насколько им хватает знаний и фантазии. Однако главными для современного менеджера остаются приобретенные знания и умения качественного выполнения функций управления в процессе порученных ему обязанностей, чему, безусловно, способствуют следующие общепрофессиональные компетенции: - Когнитивные, характеризующие наличие необходимых знаний профессии (теоретических, прикладных и конкретно-профессиональных) и владение способами освоения основ современных экономических и управленческих знаний, а также практикой применения классических и современных функций и методов управления. - Регулятивные, позволяющие использовать имеющиеся знания для постановки и решения профессиональных проблем. Они включают способность находить, конструировать оптимальную последовательность действий по достижению намеченной цели, планировать свою деятельность, оценивать и контролировать ее, самостоятельно принимать решения, умение применять и эффективно использовать ресурсы различных групп и т. д. - Коммуникативные, определяемые необходимостью осуществлять диалог в условиях делового общения и взаимодействия, предполагающие высокий уровень владения собой в межличностном общении, знания и умения по использованию в своей работе информационно-коммуникационных технологий для решения различных управленческих задач. - Индивидуальные, включающие владение методами самопознания, самореализации и саморазвития, стремление к повышению качества своей работы, готовность к профессиональному росту, способность к самомотивированию и др. - Рефлексивные, означающие готовность к профессиональной рефлексии, способность к осмыслению познавательной деятельности и преодолению стереотипов мышления, владение различными видами рефлексии: ретроспективной - критическое осмысление прошлого опыта; ситуативной - реальная оценка текущей ситуации, представления о возможностях использования современных методологических подходов в своей деятельности; перспективной - предвидение, предвосхищение результатов управления, осознанный выбор оптимальной стратегии поведения и т. д. Рассмотренная структура компетентностей дает определенные ориентиры по выбору фрагментов содержания и способов организации познавательной деятельности, направленных на формирование у магистров необходимых профессиональных умений и способностей. Актуальность и применимость тех или иных компетенций менеджера зависят от направленности управленческой деятельности, специфики той организации, где необходимо будет применять свои знания и умения, и, конечно, от экзогенной среды бизнеса. Адресность и нацеленность подготовки магистра менеджмента на ту или иную область деятельности в структуре современного менеджмента можно обеспечить в процессе обучения в магистратуре лишь частично и то, если уже известно его (выпускника-магистра) будущее место работы. Тем не менее общим знаниям практических подходов к управлению различными объектами управления и умениям применять данные знания на практике в различных организациях, а также навыкам синтезирования и обновления необходимых компетенций можно научить в процессе подготовки магистра менеджмента в вузе. В каких сферах и отраслях народного хозяйства может работать магистр менеджмента? Сфер направлений деятельности будущего магистра всего три: научная, образовательная и практическая деятельность в различных хозяйствующих субъектах. Отраслями деятельности менеджера могут быть абсолютно все существующие сегодня в российской экономике отрасли и межотраслевые структуры (кластеры, фонды, общественные организации и т.п.), а также институты инфраструктуры хозяйствующих субъектов. Знания и умения целенаправленного управления людьми и ресурсами организаций будут востребованы всегда и повсеместно. Отставание организации процесса и методов преподавания в магистратуре от происходящих изменений в экономике и управлении. Магистерским программам в России начали уделять внимание совсем недавно. Пока мы только перенимаем опыт зарубежных методик преподавания и накапливаем свой. Адаптация зарубежных методик преподавания к современным условиям российской образовательной действительности происходит методом проб и ошибок. Тем не менее инновационные подходы в научно-образовательной деятельности по подготовке магистров есть уже и в российских вузах. Так, например, студенты, опираясь на специфику практического применения своих знаний и умений, существующую в Томском политехническом университете, конкурируя друг с другом, находятся в поиске будущего места работы с первых же дней обучения. Самой важной спецификой организации научно-педагогической деятельности в магистратуре является личная ответственность руководителя магистранта за организацию всего процесса обучения студента. Воспитывая лидерские качества у будущих менеджеров, руководитель вынужден применять индивидуальный подход к каждому студенту. Другими словами, в вуз приходит в обновленном виде, как и на производство, наставничество. Руководитель магистранта в роли наставника несет ответственность за систематическое приобретение студентом квалификационных знаний и умений. С магистрантом профессору приходится сотрудничать, общаться и принимать участие в его будущей профессиональной деятельности много больше, чем с аспирантами. В этой роли руководителю необходимо научить студента заниматься наукой, привить к ней интерес, любовь, а также научить его процессу самообучения и формирования своей научной карьеры. Еще одна особенность организации процесса обучения в магистратуре по направлению «менеджмент» - это нацеливание и выстраивание обучения студента с позиций восприятия и понимания всех дисциплин учебного плана с проекцией на выбранную тему магистерской диссертации, разработка которой важна теоретической и практической направленностью на будущую профессию. Не менее важно в процессе обучения магистрантов создание конкурентной среды между ними. Они должны быть «заражены» духом соперничества в достижениях: в учебе, публикациях, участии в грантах, успехах в педагогической практике и т.п. При этом каждому руководителю необходимо продумать систему стимулирования студентов и поддержания духа соперничества. Здесь возможны следующие варианты методов стимулирования: грантовая поддержка исследования студента (включение его в грант руководителя); создание на кафедре базы данных о различных видах именных и государственных стипендий и образцов комплектов нормативных документов, необходимых для участия в конкурсах на такие стипендии; поощрение активных магистрантов лучшими местами распределения на научно-производственную практику и будущее место работы; предложение бюджетного места в аспирантуре; финансирование заграничных стажировок магистранта и т. д. Конкуренция в среде студентов и индивидуальный подход преподавателей к каждому из них - это важные факторы успеха процесса обучения в магистратуре, но не менее важно научить студентов работать в команде. Для чего, еще на стадии поступления в магистратуру, важно понять, к какой роли для работы в команде данный студент подходит. Поэтому имеет большее значение психологическая оценка личности магистранта с учетом дальнейшей его роли в команде. Самоуправляемая команда студентов способна инициативно ставить амбициозные цели и добиваться беспрецедентных результатов, привнося в решаемый проект высокую мотивацию и с максимальной эффективностью используя личный ресурс каждого члена команды. Необходимым качеством, которым должен обладать будущий магистр менеджмента, является умение говорить и риторически грамотно выстраивать свои выступления на коллективных встречах и деловых заседаниях. Сегодня многие студенты не могут выразить свои мысли, как заметил Томас Шлайер (швейцарский специалист в области риторики): «... проблема наших фобий кроется, конечно же, в голове: надо менять настрой и считать каждую возможность сказать два слова в присутствии других людей большой удачей». Он дает четыре совета тем, кто собирается выступить с речью [2. С. 125-127]: - самое главное - язык тела (скрещенные на груди руки, взгляд исподлобья, стиснутые зубы вызывают недоумение и настороженность у аудитории и совершенно не располагают ее к слушанию); - краткость — сестра таланта (много говорить - не значит хорошо сказать, как заметил Демосфен); - чем проще — тем лучше (не стоит блистать высокопарным слогом, если через пять минут вы опять заговорите в обычной манере); - не бойтесь шутить (смешное хорошо запоминается, делает выступление «выпуклым» и небанальным). Важно научить студентов все экспромты готовить заранее, так как известно, что самый лучший экспромт - это тщательно выверенное и продуманное выступление. Бизнес, как и весь мир, живет в эпоху постоянных и перманентных изменений, научить студентов понимать и не бояться принимать различные изменения, происходящие в организации, - задача наставников - руководителей магистрантов. Как учебный план магистерской подготовки, так и сам процесс обучения тоже должны находиться в динамике. Появление новых и видоизменение изучаемых учебных дисциплин под влиянием требований бизнеса и времени - важные принципы в процессе формирования и развития магистерской программы. Как правило, положительных изменений в организации достигают те руководители, которые являются лидерами. Отсюда еще одно новшество - обучение магистрантов совмещению властных и лидерских личных ресурсов для достижения поставленных целей. Лидерская основа власти руководителя помогает в мотивации деятельности подчиненных совместить их личные цели и мечты с задачами организации, адаптироваться, понять и принять изменения, происходящие как во внешней среде, так и в самой организации. Одна из насущных проблем всего современного высшего образования (не только магистерского) - незаинтересованность в сотрудничестве бизнеса с вузами. Кадры бизнесу нужны, претензий к профессиональным качествам выпускников много, а заинтересованности в формировании совместных проектов, в продолжении наставничества на рабочем месте магистра, в интеграции и кооперации деятельности по воспитанию сотрудника работающего не просто на результат, а на эффективный результат, у бизнеса нет. Кроме того, важно в подготовке будущих магистров-менеджеров решить проблему выделения приоритетных, своего рода мини бизнес-процессов, выполняя которые, студенты уже в ходе обучения понимают, как и какими методами обеспечить целевые задачи таких обучающих бизнес-процессов и их реинжиниринга. Руководитель магистерской программы обязан найти точки соприкосновения существующего в регионе бизнеса и заинтересованности его руководителей в участии студентов в таких учебно-производственных реальных проектах. Проблема ресурсоэффективности, как остро назревшая, уже давно обсуждается и в научно-образовательной среде, и в производственной. Поэтому будущему менеджеру необходимы знания по управлению всеми группами ресурсов: кадровых, материальных, финансовых и информационных, учитывая их нехватку и возрастание важности эффективного использования ресурсов в условиях ужесточения конкурентной среды. Здесь важен еще один ресурс - время. Внимание ко времени как ресурсу породило целое направление в науке «Управление» новой методологической направленности под названием «тайм-менеджмент». Механизмы управления собственным временем и временем сотрудников организации существуют различные, их следует знать и уметь применять будущим управленцам уже в процессе обучения в магистратуре. Люди с высоким уровнем мастерства управления собственным временем добиваются более высоких результатов деятельности организации и умеют постоянно самообучаться, обгоняя требования изменяющейся среды. Есть и другие вопросы процесса обучения и воспитания будущих магистров менеджеров, требующие своего решения, такие, например, как целый комплекс задач финансового, организационного, методического обеспечения этого процесса, которые будут исследованы в дальнейшем.

Ключевые слова

процесс образования магистров менеджмента, профессиональные компетенции магистров менеджмента, требования к образовательному процессу магистрантов, обязанности и задачи руководителя магистерской программы, интеграция бизнеса и научно-образовательной среды, совершенствование образовательного процесса магистратуры, education process of Master program on Management, professional competences of the Masters of Management, the requirements for undergraduate educational process, the responsibilities and tasks of the head master's program, the integration of business, scientific and educational environment to improve the educational process

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никулина Ирина ЕвгеньевнаНациональный исследовательский Томский политехнический университет доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента Института социально-гуманитарных технологийdss@tpu.ru
Всего: 1

Ссылки

Дракер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Изд. дом «Вильямс», 2002.
Абашкина О. Красноречивое мычание, или Кому нужна риторика на работе // Справочник по управлению персоналом. № 9.
Наумов А.И. Менеджмент без кризиса // Вестник Моск. ун-та. Серия «Менеджмент». 2009. № 1. С. 25-41.
Дюран Ж. Вы стали менеджером. М.: Pretext, 2009.
 Проблемы российского образования магистров в области менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20).

Проблемы российского образования магистров в области менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20).

Полнотекстовая версия