Малое инновационное предпринимательство: старт состоялся? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 1 (21).

Малое инновационное предпринимательство: старт состоялся?

Рассматривается нормативно-правовая база деятельности малых инновационных предприятий, создаваемых в вузах, как условие перехода российской экономики на инновационный путь развития. Проанализированы формы финансовой поддержки инновационной деятельности в вузах со стороны государства. Показана необходимость и условия взаимодействия малых инновационных предприятий с бизнес-структурами.

Small innovative entrepreneurship: has it started?.pdf Задача сегодняшнего дня в России - переход к инновационному развитию экономики. В январе 2012 г. Президентом РФ были подписаны «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», в которых стратегическими целями государственной политики является обеспечение к 2020 г. мирового уровня исследований и разработок на направлениях, определяемых национальными научно-технологическими приоритетами. В проекте Программы РФ «Развитие науки и технологий на 2013-2020 гг.» определены направления достижения этих целей, среди которых увеличение финансирования НИОКР. Затраты на НИ-ОКР должны будут составить 3% ВВП, но доля бюджетного финансирования в общем объеме расходов сократится, поскольку предполагается увеличение доли частных инвестиций с 30 до 60% от общего объема расходов. Привлечение частных инвестиций в таком значительном объеме требует поддержки всех видов и форм взаимодействий между наукой, бизнесом и образованием. Переход на инновационный путь развития российской экономики возможен при наличии определенных условий, к которым можно отнести наличие спроса на инновации со стороны бизнес-структур, научно-технический потенциал, высококвалифицированные кадры, наличие инфраструктуры, обеспечивающей трансфер технологий. Общеизвестно, что в нашей стране вследствие сырьевой направленности экономики инновации не востребованы. Одной из важных составляющих успешного перехода отечественной экономики на инновационный путь развития является нормативно-правовая база развития инновационной деятельности, которая должна стимулировать создание и внедрение инноваций, а также создавать условия для поддержки инновационного процесса. Законодательство РФ в этой области находится в стадии становления. В Федеральном законе № 254-ФЗ от 21 июля 2011 г. дается определение понятий «инновации», «инновационный проект», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура». Инновации - это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга), или процесс, новый метод продаж, или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Особое значение для стимулирования создания малых инновационных предприятий имеет Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», который был принят 2 августа 2009 г. И к 1 ноября 2010 г. в Российской Федерации было создано более 600 малых инновационных предприятий при вузах. Но эксперты отмечали, что закон (217-ФЗ) лишь декларирует возможность создания хозяйственных обществ при вузах и НИИ, не устраняя ни одного препятствия к этому [1]. При создании малого инновационного предприятия вуз вносил свою долю в уставной капитал компании правом на использование результата интеллектуальной деятельности (РИД). Поэтому рост числа РИДов на балансе вуза стал одним из критериев оценки, а количество созданных малых предприятий при вузах все чаще стало рассматриваться как один из основных показателей инновационной результативности. При этом у каждого пятого РИДа, поставленного на баланс, не была проведена оценка коммерческой перспективы. То есть каждый пятый РИД ставился на баланс ради постановки на баланс [2]. Согласно вступившему в силу 1 января 2011 г. ФЗ-83 (закону о бюджетных учреждениях) учебные заведения могут вносить в уставной капитал не только права на РИД, но и деньги и оборудование. В настоящее время по 217-ФЗ вуз имеет право учредить компанию, где его минимальная доля в уставном капитале - 33,4%. Свою долю он может вносить правом на использование интеллектуальной собственности, денежными средствами и оборудованием в любой пропорции. Но оборудование должно быть не особо ценным: для вузов Минобрнауки России стоимостью до 500 тыс. руб. Для создания благоприятных условий деятельности малых инновационных предприятий в соответствии с 272-ФЗ от 16.10.2010 снижена ставка страховых взносов с 34 до 14% для малых инновационных предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения по 310-ФЗ от 27.11.2010. Предусмотрены льготы по размеру арендной платы при заключении договора аренды федерального имущества: первый год аренды - 40% размера арендной платы, второй - 60%, третий - 80%, четвертый - 100%. С целью обеспечения более тесного взаимодействия учреждений образования с предприятиями было принято Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий», где утверждаются порядок и условия предоставления организациям финансовой поддержки на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств. Постановлением предусмотрена возможность выделения субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3 лет, объемом финансирования до 100 млн руб. в год для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями. Общий объем бюджетного финансирования по мероприятиям за 20102012 гг. предполагался в размере 19 млрд руб. Объем собственных средств производственного предприятия, вкладываемых в проект, должен составлять не менее 100% от размера субсидии и быть достаточным для выполнения проекта по организации нового высокотехнологичного производства. Субсидия выделяется производственному предприятию, что позволяет гарантировать востребованность разработки высшего учебного заведения и ее дальнейшее использование для организации нового высокотехнологичного производства. Организация нового высокотехнологичного производства осуществляется за счет собственных средств предприятия. При этом не менее 20% указанных средств должно быть использовано на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Два проекта Национального исследовательского Томского государственного университета получили поддержку из федерального бюджета: - разработка технологии и организация опытно-промышленного производства кристаллического глиоксаля для создания перспективных высокоэнергетических композиционных материалов стратегического направления совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный научно-производственный центр «Алтай»; - разработка унифицированного ряда электронных модулей на основе технологии «система-на-кристалле» для систем управления и электропитания космических аппаратов связи, навигации и дистанционного зондирования Земли с длительным сроком активного существования совместно с открытым акционерным обществом «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева. Производство кристаллического глиоксаля является импортозамещающим и обеспечит снижение зависимости отечественных предприятий от импортных поставок. Выделение субсидий осуществляется на конкурсной основе посредством проведения открытого публичного конкурса. Производственное предприятие, отобранное в результате конкурса, обязано предоставлять в течение не менее 5 лет после окончания действия договора (соглашения) об условиях предоставления и использования субсидии информацию о высокотехнологичной продукции, разработанной в рамках проекта, а также о ходе реализации проекта и об объемах выпускаемой продукции. Принятие законов и соответствующих нормативных актов потребовало от вузов создания малых инновационных предприятий. Заинтересованность вуза в создании подобных предприятий заключается в том, что это позволяет реа-лизовывать инновационные разработки учебного учреждения, привлекать внебюджетные инвестиции, осуществлять закупки оборудования без проведения конкурсных процедур. Работа преподавателей в малых предприятиях повысит качество их подготовки и уровень их оплаты, студенты смогут получить больше практических знаний, что сделает их более конкурентоспособными на рынке труда. В конечном счете улучшится имидж вуза. Для внешних инвесторов теоретически есть также преимущества вложения средств в создание малых инновационных предприятий. К ним можно отнести снижение расходов на аренду, налоговые льготы. По различным целевым программам и грантам вузы закупают оборудование, которое не всегда эффективно используется и которое может стать вкладом вуза в уставной фонд. У предприятия есть возможность участвовать в различных региональных и федеральных программах и конкурсах, направленных на поддержку инновационного малого предпринимательства и субсидирование его расходов. Вуз может часть средств выигранного бюджетного гранта передать малому предприятию на аутсорсинг. Большая доля малых предприятий имеет только одного учредителя -университет. Но ученые чаще всего оказываются плохими бизнесменами. Необходимо привлекать специалистов: юристов, экономистов, маркетологов. Отчасти проблема привлечения внешних специалистов решается через по-мошь создаваемых в вузе отделов трансфера технологий. Но многие вопросы консалтинга в сфере патентования и защиты прав на интеллектуальную собственность, сертификации остаются нерешенными. Привлечение инвестиций, поиск партнеров осуществляются часто через личные связи ученых. Компаний, способных справиться с поставленными задачами, либо нет на местном рынке, либо стоимость их услуг чрезмерна высока. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» определены меры поддержки развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений в целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ, учреждаемых в соответствии с п. 8 ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Бюджетные ассигнования на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений выделяются для финансирования расходов: а) на развитие объектов инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях (бизнес-инкубаторов, технопарков, технопарковых зон, инновационно-технологических центров, инжиниринговых центров, центров сертификации, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования, центров научно-технической информации, центров инновационного консалтинга и других объектов инновационной инфраструктуры) и их оснащение современным оборудованием, включая его техническую эксплуатацию, и программным обеспечением, необходимыми для внедрения результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям; б) на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности образовательного учреждения и оценку результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям; в) на реализацию и разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, в том числе для студентов, аспирантов и молодых ученых, а также разработку учебно-методологического и научно-методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства; г) на стажировку и повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру; д) на консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий, создание и развитие малых инновационных компаний, включая привлечение профессорско-преподавательского состава к нормативно-методическому и практическому обеспечению создания таких компаний [3]. Таким образом, государство готово помочь вузам в создании необходимой инфраструктуры. Отсутствие внешнего инвестора малые предприятия, созданные при вузе, могут компенсировать, выиграв грант. К примеру, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере проводит открытые конкурсы по тематическим направлениям для субъектов малого предпринимательства в рамках реализации программы «Старт». Цель программы - государственная поддержка малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации. Начальная стадия развития означает, что малое предприятие существует не более 2 лет и еще не приступило к реализации продукции (отсутствие реализации означает, что она не превышает 0,3 млн руб. в год). В числе задач Фонда: - коммерциализация разработок, выполненных в государственных научных, образовательных организациях и реализуемых предприятиями, созданными в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г.; - развитие инновационной деятельности в университетах с использованием инфраструктуры, создаваемой по Постановлению Правительства РФ № 219 от 9 апреля 2010 г.; В настоящее время зарегистрировано более 1 600 малых инновационных компаний, большая часть которых создана в вузах. Наибольшее количество предприятий организовано в Москве (69) и Томской области (64) [4]. Среди них большое количество мелких предприятий. По результатам обследования, проведенного Министерством образования и науки, в компаниях в среднем заняты 3 штатных сотрудника и 5-6 сотрудников по совместительству. В 2011 г. объем выпущенной продукции и оказанных услуг составил 1523,4 млн руб. [4]. В соответствии с постановлениями правительства № 218, 219, 220 по кооперации с бизнесом, по развитию инфраструктуры, по привлечению ведущих ученых и в рамках федеральных целевых программ вузы получили и получают значительные финансовые ресурсы, поэтому насущной становится проблема эффективного их использования. Смогут ли вузы «переварить» увеличение объемов финансирования? Научный, инновационный, кадровый потенциал вузов создается десятилетиями. Предыдущие десятилетия отнюдь не способствовали его развитию. Одномоментное резкое увеличение объема финансирования приведет к «разбазариванию» существенной части этих средств. Внешние инвесторы, вкладывая свои, а не государственные деньги в предприятия, заинтересованы в высокой рентабельности проекта, и поэтому интеллектуальная собственность, которую вуз предлагает в качестве своего вклада в уставной фонд, не всегда их устраивает. Инвесторам нужна инновация в высокой степени готовности к ее реализации в производстве. Когда вуз в качестве партнера предоставляет малому инновационному предприятию свои разработки такого уровня, а бизнес-партнер - компетентный менеджмент - производство, маркетинговые услуги и услуги по реализации продукции, то возможно получение синергетического эффекта в виде создания инновационного продукта или услуги. Но чтобы отечественные компании были заинтересованы в сотрудничестве с вузами и научными организациями, правительству необходимо предпринимать меры не только в области развития инфраструктуры и предоставления различных преференций, но решить не менее важную и значительно более сложную задачу - развитие конкурентного рынка в стране.

Ключевые слова

малые инновационные предприятия, инновационное развитие, государственная поддержка, small innovative enterprises, innovation development, government support

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Клопотова Людмила МихайловнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налогообложения экономического факультетаKlopotova@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Стенограмма круглого стола ЦЭМИ РАН, 8 сентября 2009 г. «Создание инновационных фирм по ФЗ-217: взгляд со стороны права, управления стоимостью, бухгалтерского и налогового учета» [Электронный ресурс]. URL: http://www.labrate.ru/20090908/stenogramma.htm (д
Заправлен, но не едет [Электронный ресурс]. URL: www.opora-redit.ru/news/hot/detail/php (дата обращения: 10.12.2012).
Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: www.government/ru/ gov/ resul
Дрыганова Е.В., Суворинов А.В. О состоянии малого инновационного предпринимательства в университетах и научных учреждениях страны // Инновации. 2012. № 9. С. 3-5.
 Малое инновационное предпринимательство: старт состоялся? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 1 (21).

Малое инновационное предпринимательство: старт состоялся? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 1 (21).

Полнотекстовая версия