Анализ состава и качества функциональных расходных обязательств, реализуемых Российским фондом социального страхования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 1 (21).

Анализ состава и качества функциональных расходных обязательств, реализуемых Российским фондом социального страхования

Функциональные расходные обязательства ФСС РФ являются для экономически активного населения России формой реализации важнейших конституционных прав на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, рождения детей, на охрану здоровья и пр. Представляется целесообразным анализ состава и качества государственных гарантий, продекларированных правительством и возложенных на ФСС, а также анализ на их соответствие международным стандартам социальной защиты.

The composition and quality analysis of functional account obligations entrusted to Russian Social Insurance Fund.pdf Исполнение Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) своих функциональных расходных обязательств есть не что иное, как реализация государственной политики в социальной сфере. В этой связи качество социальных гарантий государства зависит в том числе от объема и уровня социально-страхового обеспечения, осуществляемого за счет средств ФСС. Однако постоянное снижение размеров обязательных отчислений, действие регрессивной шкалы, широкий перечень льгот, направленных главным образом на стимулирование отечественного бизнеса, обусловили проблему нехватки средств социального страхования для финансирования установленных государственных гарантий. Уменьшение ресурсной базы послужило причиной сокращения расходов ФСС, в том числе полного исключения таких видов страхового обеспечения, как санаторно-курортное лечение работников, а затем и оздоровление детей, введение ограничений на размеры пособий по временной нетрудоспособности. Данные обстоятельства существенно снизили социальную защищенность экономически активного населения. В связи с вышеизложенным представляет научный интерес анализ состава и качества страхового обеспечения, осуществляемого за счет средств ФСС. Состав функциональных расходных обязательств, возложенных на ФСС, и аналогичных обязательств, реализуемых государственными (общественными) страховыми организациями за рубежом, представлен в табл. 1 и 2. Из табл. 1 и 2 следует, что область охвата рисков, страхуемых ФСС, обеспечивает минимальные мировые стандарты и даже превосходит по некоторым странам. Однако кроме финансовых задач по компенсации утраченных заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности и пр.) обязательное социальное страхование во многих странах выполняет целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и их семей, организация лечения, проведение крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов [3]. В настоящее время данные функции ФСС в России реализованы не в полной мере. Таблица 1 Виды функциональных расходных обязательств Фонда социального страхования Российской Федерации [1, 2] Вид обязательного социального страхования Вид функционального расходного обязательства 1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 1.1. Пособие по временной нетрудоспособности. 1.2. Пособие по беременности и родам. 1.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. 1.4. Единовременное пособие при рождении ребенка. 1.5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. 1.6. Социальное пособие на погребение 2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2.1. Пособия по временной нетрудоспособности. 2.2. Ежемесячные страховые выплаты. 2.3. Единовременные страховые выплаты. 2.4. Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшим Таблица 2 Функциональные расходные обязательства, взятые иностранным государством и реализуемые через структуры, аналогичные Фонду социального страхования Российской Федерации Конвенция МОТ № 102 Германия Ирландия Швеция США 1. Пособие 1. Пособие по вре- 1. Пособие по 1. Родительское посо- 1. Посопо болезни. менной нетрудоболезни. бие.. бие на 2. Пособие в способности. 2. Пособие на 2. Пособие по беременпогребеслучае тру- 2. Пособие по рождение ребенка. ности. ние. дового увематеринству. 3. Пособие по 3. Временное родитель - 2. Посочья или про- 3. Семейное посоматеринству. ское пособие. бие по фессиональбие. 4. Пособие на 4. Пособие по уходу. нетрудоного заболе- 4. Пособие на ребенка. 5. Пособие на ребенка. способвания. ребенка. 5. Пособие по 6. Пособие на прием ности 3. Семейные 5. Пособия на здоровью и безоребенка. пособия. домашний уход за пасности. 7. Пособие по болезни. 4. Пособие больным. 6. Пособие на опе- 8. Пособие на лечение; по беремен- 6. Пособия по ухо кунство; 9. Пособие на реабили ности и роду (частичному, 7. Пособие по тацию. дам. временному, кратуходу на дому. 10. Пособие по уходу за 5. Пособие косрочному, пол- 8. Пособие по членом семьи. по инвалидному). инвалидности. 11. Пособие по инвалидности 7. Пособия по вре- 9. Пособие на ности или длительной менной нетрудолечение. нетрудоспособности. способности в 10. Пособие по не- 12. Пособие в случае связи с несчасттрудоспособности производственной травным случаем на в связи с произмы. производстве. водственным 13. Пособие на погребе- 8. Реабилитационтравматизмом ние в результате травмы но-восстановина производстве тельное лечение Качество расходных функциональных обязательств предлагается оценить через размер выплат по социальному страхованию, который, с одной стороны, должен быть экономически обоснован, с другой - должен обеспечить достойный (приемлемый) уровень индивидуального потребления, соответствующий рациональному потребительскому бюджету. В соответствии с Конвенцией МОТ № 102 [4] сумма пособия должна быть достаточной для поддержания здоровья, надлежащего материального положения семьи и не может быть меньше установленного минимального размера (табл. 3). Таблица 3 Размер периодических выплат по некоторым видам пособий по обязательному социальному страхованию, % от утраченного заработка я № п/п Охватываемый случай Конвенция МОТ № 102 Германия Ирландия Швеция Российская Федеращ (ФСС) 1 Болезнь 45 До 70 До 100 80 2 Трудовое увечье: нетрудоспособность инвалидность 50 50 70-100 До 100 До 100 60-100 3 Беременность и роды 45 100 80 80 По объему компенсации утраченного заработка Россия также соответствует мировым стандартам. Однако далее встает вопрос о размере этого утраченного заработка. Зарубежная практика свидетельствует, что большинство государств устанавливает предельный уровень заработной платы, при достижении которого страховые взносы не уплачиваются и из расчета которого определяется максимальный размер пособия. Россия пошла по этому пути с 2010 г., когда была введена предельная облагаемая база на уровне 415 000 руб. в год (в 2011 г. - 463 000 руб. в год, в 2012 г. - 512 000 руб. в год, в 2013 г. - 568 000 руб. в год). Если перевести эту базу из рублевого эквивалента в евро, то получится, что в 2010 г. предельная база составляла €9548 (курс евро на 01.01.2010 - 43,4605), в 2011 г. - €11 436 (курс евро на 01.01.2011 -40,4876), в 2012 г. - €12 287 (курс евро на 01.01.2012 - 41,6714), в 2013 г. -€14 119 (курс евро на 01.01.2013 - 40,2286), что существенно ниже, чем в зарубежных странах. Из этого следует два вывода: во-первых, в России уровень заработной платы существенно отстает от уровня заработной платы за рубежом, он достаточно низкий, и (или), во-вторых, уровень предельной облагаемой базы очень низок и его требуется поднять как минимум в 2 раза [5]. Для дальнейшего анализа качества расходных функциональных обязательств ФСС представляется целесообразным оценить покупательную способность пособий, например связанных с материнством и детством. Данный выбор обусловлен тем, что защита материнства и детства является одним из стратегических направлений социальной политики государства. Это предполагает не только охрану здоровья женщин и детей, оказание доступной и квалифицированной помощи, но и поддержание материальной обеспеченности работающих граждан в такие периоды, как беременность, рождение ребенка, уход за ним в ранние периоды его жизни. С этой позиции особую значимость приобретают следующие пособия ФСС: пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в женские консультации в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет (рис. 1 и 2)5. I j j Среднедушевые доходы населения в месяц ■■ ■ ■ ч Среднемесячное пособие по беременности и родам щцццццст Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет ^ ПС доходов населения — - — ПС пособия по беременности и родам у ПС ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 л Рис. 1. Динамика покупательной способности пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 14 000,0 12 000,0 10 000,0 8 000,0 6 000,0 4 000,0 2 000,0 0,0 т 3,5 -- 3,0 Поку] -- 2,5 -- 2,0 пр> -- 1,5 -- 1,0 -- 0,5 0,0 Руб. наборов минимума -X- 2007 2006 2008 2009 2010 'бие жен., вставшим на учет в ранни собие при рождении ребенка бия жен., вставшим на учет в ра обия при рождении ребею сроки бер | Единовр' ] Единовр' . ПС единовр - ПС единовр сроки бер Рис. 2. Динамика покупательной способности пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, и пособия при рождении ребенка На рис. 1 представлена динамика размера и покупательной способности пособий, размер которых зависит от среднего заработка (пособие по уходу за ребенком до 2006 г. имело фиксированный размер, не зависевший от дохода); на рис. 2 - динамика размера и покупательной способности пособий, размер которых не зависит от размера заработной платы. Анализ данных рисунков позволяет сделать следующие выводы: 1. Пособие по беременности и родам выплачивается в 100 %-ном объеме утраченного заработка независимо от страхового стажа, но с учетом предельной облагаемой базы. Однако фактически среднемесячный размер данного пособия гораздо ниже среднемесячного размера заработной платы. Если в 2003 г. данное соотношение составило 93%, то в 2010 г. - 57%. Это обусловлено исключением из налогооблагаемой базы некоторых видов выплат, а также более низким размером средней зарплаты женщин, уходящих в декретный отпуск. 2. Остается низким размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. До 2007 г. данное пособие не зависело от заработка. Несмотря на изменение порядка расчета данного пособия с 2007 г. (введение зависимости размера пособия от заработка и от объема перечисленных страховых взносов), увеличение его фактического размера, покупательная способность его остались низкими - менее одного набора прожиточного минимума. Однако данное пособие должно обеспечить такой прожиточный минимум, чтобы его было достаточно как для лица, совершающего уход за ребенком, так и для ребенка. 3. Величина единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, не зависит от размера утраченного заработка. Покупательная способность данного пособия очень низка, не более 0,1 набора прожиточного минимума. Оно не обеспечивает никаких социальных гарантий и поэтому не имеет самостоятельного значения. 4. Единовременное пособие при рождении ребенка имеет фиксированный размер и должно компенсировать единовременные затраты на приобретение малышу минимально необходимого набора предметов. Покупательная способность данного пособия обеспечивает более двух наборов прожиточного минимума. Аналога данного пособия за рубежом авторами не выявлено. Таким образом, система выплат, осуществляемых за счет средств ФСС, играет важную роль в вопросах материального обеспечения человека в период временной нетрудоспособности, в сохранении его жизни и здоровья, в решении вопросов материнства и детства. Это придает данной системе повышенную социально-экономическую и политическую значимость. От объема и качества этих выплат зависит уровень социальных гарантий государства. Однако на основании проведенного анализа авторы делают вывод о том, что социальные нормативы практически никаким образом не используются в определении минимального и максимального размера пособий. Мера покрытия социальных рисков определяется не столько на базе актуарных расчетов, сколько путем государственного регулирования уровня компенсации ущерба. Вследствие этого страховой тариф устанавливается в большей степени исходя из государственных возможностей, а не на основании актуарных расчетов

Ключевые слова

функциональное расходное обязательство, обязательное социальное страхование, социальная защита, functional account obligation, stat social insurance, social protection

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гринкевич Лариса СергеевнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, заведующая отделением финансов, статистики и предпринимательства Высшей школы бизнесаnasty_saturn@mail.ru
Касачева Оксана ВикторовнаТомский государственный университетассистент отделения финансов, статистики и предпринимательства Высшей школы бизнесаkisa130182@sibmail.com
Всего: 2

Ссылки

Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством : федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 255-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1, ч. 1. Ст. 18.
Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (в ред. от 9 дек. 2010 г. № 350-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3803.
Фонд социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Управление финансами. Электрон. дан. [Б.м.], 2011. URL: http://www.deepfinance.ru (дата обращения: 02.01.2011).
Социальное страхование и социальная защита: доклад Генерального директора Международного бюро труда МОТ. Женева, 1993.
Касачева О.В. Обеспечение сбалансированности финансовых потоков Фонда социального страхования Российской Федерации на современном этапе // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18). С. 94-99.
 Анализ состава и качества функциональных расходных обязательств, реализуемых Российским фондом социального страхования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 1 (21).

Анализ состава и качества функциональных расходных обязательств, реализуемых Российским фондом социального страхования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 1 (21).

Полнотекстовая версия