Исследование мотивов выбора специальности и готовности к будущей профессиональной деятельности студентов старших курсов университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 1 (21).

Исследование мотивов выбора специальности и готовности к будущей профессиональной деятельности студентов старших курсов университета

Представлены результаты исследования основных факторов, определяющих мотивацию профессионального выбора и готовности студентов старших курсов университета к трудовой деятельности, предложены рекомендации, направленные на формирование инструментария, позволяющего своевременно и на постоянной основе получать обратную связь от потребителей образовательных услуг.

Research of motives for choosing a specialty and readiness for future professional activity of graduate students of the university.pdf Формирование в России экономики, основанной на знаниях, предполагает создание условий для превращения потенциала высшей школы в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста страны. Очевидным является факт того, что обозначенный Россией курс модернизации и инновационного развития может достигнуть цели только при эффективном использовании основного фактора развития - человеческого капитала [1]. Университеты России имеют большой интеллектуальный потенциал, способный оказать значительное воздействие на активизацию инновационной деятельности страны в целом и регионов в частности. Именно поэтому сегодня, в условиях модернизации российской системы высшего образования, проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, способных работать в условиях экономики нового типа, является особо актуальной [2]. При этом проблемы мотивации профессионального выбора и профессионального самоопределения молодежи выходят в настоящее время в разряд приоритетных. Большой интерес в научных кругах представляют проблемы исследования мотивов выбора специальности и готовности студентов российских вузов к трудовой деятельности. Данные вопросы отражены в научных исследованиях Л.Н. Банниковой, Ю.Р. Вишневского, О.В. Виштак, Б.С. Волкова, Я.В. Дидковской, И.А. Жарковой, М.В. Певной, Я.М. Рощиной и других авторов. Выбор вуза и специальности будущими специалистами - это профессиональное самоопределение, признание определенного образа жизни, важнейший этап, во многом определяющий их будущую судьбу [3]. В течение последних трех лет в Томском государственном университете проводится социально-психологическое исследование, в котором ежегодно принимают участие более 1 000 студентов 4-х курсов. Организует и проводит исследование Психологическая служба ТГУ совместно с Отделом платных образовательных услуг, к обработке результатов исследования привлекаются студенты факультета психологии и факультета маркетинга. Информация, полученная в результате анкетирования, позволяет выявить основные мотивы выбора и отношение студентов ТГУ к специальности, по которой они обучаются; изучить планы и готовность студентов старших курсов к будущей профессиональной деятельности; выяснить наиболее значимые результаты, полученные в процессе обучения в ТГУ; определить, какие дополнительные возможности, предоставляемые университетом, студенты используют для личностного развития и проявления активности. В ходе исследования в 2011 г. были получены следующие результаты. I. Отношение студентов 4-го курса ТГУ к выбранной специальности 1.Мотивы выбора факультета, специальности Студентам 4-го курса ТГУ было предложено определить по степени значимости факторы, способствующие выбору факультета, специальности. Согласно результатам исследования, ведущими факторами, которыми руководствовались студенты при выборе факультета, специальности, выступают: престиж и известность ТГУ, интерес к выбранной специальности, уровень качества образования (табл. 1). Таблица 1 Мотивы выбора специальности Средний ранг Приоритеты Факторы Престиж и известность ТГУ (факультета) Интерес к выбранной специальности (по призванию) Уровень качества образования_ 3,3 3,6 3,8 1 Высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав Возможность устроиться на высокооплачиваемую работу после окончания учебы Хорошо знал предмет в школе Интересная студенческая жизнь По совету родителей, друзей, близких_ 5.1 5.2 5,5 5,7 5,9 2 Возможность карьерного, статусного роста Низкий конкурс (легко поступить) Желание вести научно-исследовательскую деятельность Желание принести пользу обществу, людям Мои родители учились в ТГУ Семейная династия Возможность получить отсрочку от армии 0% 10% 20% 3 0% 40% 5 0°/о 70S4 6,4 6,8 6,9 7,3 8,0 8,2 8,3 3 i i i Пр е етиж и изв е стность ТГУ Интерес к выбранной специальности (по призванию) "Уровень качества образования Выс окопр о фес си он алъный пр с фес сор ско-преподавательский состав Возможен ость устроится на высокосогачиваешю работу Хэрошознал пр едметв школе Интересная студенческая жизнь Возможность материального благополучия Возможность карьерного роста Низкий конкурс (легко поступить) Желание веста научно-исстедозатепьскукэ д еятельн ость ш ] 31,, 1« ] 2211Уо 1 9°А> ТУо Желание принести пользу обществу Мои родители училисьв ТГУ СемейнЕЯ традииия Возмсжносгь получить отсрочггу от армии Рис. 1. Ведущие мотивы выбора специальности, факультета Анализ ответов студентов на вопрос: «Что способствовало Вашему выбору факультета, специальности?» также отражает диаграмма, приведенная на рис. 1. Большинство студентов (58%) указали, что их выбор обусловлен желанием учиться в престижном и известном университете, в котором гарантирован высокий уровень качества образования. Кроме этого, ведущим мотивом являлся интерес к специальности, на которой студенты планировали обучаться, а также возможности устроиться на высокооплачиваемую работу после окончания учебы. По отношению к результатам исследования 2010 г. отмечен незначительный рост показателей: «выбрали специальность, так как хорошо знали эти предметы в школе» (2010 г. - 32%, 2011 г. - 33%) и «выбрали по совету родителей, друзей» (2010 г. - 26%, 2011 г. - 28%). Для остальных мотивов можно отметить тенденцию снижения следующих показателей: «возможность карьерного роста» (2010г. - 35%, 2011 г. - 25%); «желание принести пользу обществу» (2010 г. - 30%, 2011 г. - 17%); «желание вести научно-исследовательскую деятельность » (2010 г. - 28%,, 2011 г. - 19%). Степень удовлетворенности выбором специальности, по которой обучаются студенты-четверокурсники, отражает диаграмма, приведенная на рис. 2. 1 2°/о 1 0°Л 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% удовлетворен 61% 23% 16% затрудняюсь ответить неудовлетворен Рис. 2. Удовлетворенность студентов выбором специальности Согласно полученным в исследовании результатам, большинство студентов (61%), несмотря на различные мотивы выбора специальности, удовлетворены выбором будущей специальности, по которой обучаются. Степень удовлетворенности студентов выбором специальности, на которой они обучаются, зависит от многих факторов, в том числе от удовлетворенности работой преподавателей на факультете, ожидаемых перспектив трудоустройства и возможности достижения материального благополучия в будущем. II. Самооценка готовности выпускников ТГУ к профессиональной деятельности 1. Планы студентов после окончания ТГУ При ответе на вопрос: «Чем Вы планируете заниматься после обучения в вузе?» около 76% студентов 4-го курса с уверенностью отметили, что планируют трудоустроиться: - работать по основной специальности - 43%; - около 33% студентов 4-го курса планируют продолжить свое обучение: - на другой специальности - 15%; - в аспирантуре- 18%. 0% 10% 20% 30% 40% 50% Работать по основной специальности Продолжить обучение в аспирантуре Продолжить обучение на другой си ециальн ости Работатьнепо своему профилю Работать по уже полученной второй (дополнительной) специальности: 43% 18% Ь 15° 13% 11 % Рис. 3. Планы студентов после окончания обучения На рис. 3 представлена диаграмма, отражающая планы студентов 4-го курса ТГУ после окончания обучения. По отношению к 2010 г. можно отметить рост студентов, планирующих дальнейшее обучение в аспирантуре либо на другой специальности. 2. Готовность к профессиональной деятельности по специальности после окончания университета Результаты исследования показали, что студенты всех факультетов в большей или меньшей степени планируют трудоустроиться по специальности, которую они выбрали. Таблица 2 Доля студентов, планирующих трудоустраиваться по выбранной специальности Гуманитарный профиль Доля студентов, % Физико-математический профиль Доля студентов, % Юридический институт 90 Радиофизический акультет 60 Факультет психологии 81 Факультет информатики 52 Международный факультет управления 73 Факультет прикладной математики и кибернетики 47 Факультет физической 66 Физико-технический 27 культуры факультет Институт искусств и культуры 58 Факультет инновационных технологий 26 Факультет иностранных языков 49 Механико-математический факультет 19 Факультет журналистики 48 Физический факультет 18 Экономический факультет 43 Естественно-научный профиль Доля студентов, % Филолософский факультет 42 Геолого-географический факультет 65 Филологический факультет 37 Биологический институт 57 Исторический факультет 33 Химический факультет 48 Высшая школа бизнеса 28 Анализ результатов исследования, представленный в табл. 2, свидетельствует, что на гуманитарных факультетах наибольшая доля студентов планирует трудоустройство по специальностям юридического, психологического, экономического, управленческого профиля. Следует отметить, что уже второй год по данному направлению лидирует Юридический институт (90%). На факультетах физико-метематического профиля самый высокий процент студентов, планирующих трудоустройство по специальности, отмечен на РФФ (60%). Более половины студентов (65%) ГГФ и (57%) БИ (естественно-научный профиль) также планируют трудоустроиться по специальности. 3. Результаты, полученные студентами при обучении в университете При ответе на вопрос: «Какие результаты, полученные Вами при обучении в университете, являются самыми значимыми?» студенты определили наиболее важные факторы. Полученные результаты представлены в табл. 3. Таблица 3 Средние ранги ответов респондентов на вопрос о полученных результатах при обучении в университете Вид деятельности Средний ранг* Приобрел теоретические знания и умения 2,6 Овладел практическими знаниями и умениями 3,3 Овладел навыками работы с информацией 3,4 Научился организовывать свою работу для достижения поставленной цели 3,7 Приобрел личные и деловые контакты 3,8 Научился работать в команде 4,4 Развил лидерские качества 4,9 Развил творческий потенциал 5,0 * Чем меньше средний ранг, тем выше приоритет данного вида деятельности. Данные, приведенные в табл. 3, указывают на то, что, по мнению студентов, самым значимым результатом является получение теоретической подготовки. Также важными результатами студенты считают получение практических знаний и навыков работы с информацией. Кроме этого, студенты отмечают, что научились организовывать свою работу для получения поставленной цели (ранг 3,7), приобрели личные и деловые контакты (ранг 3,8) и научились работать в команде (4.4). И меньше всего студентов отметили, что в процессе учебы им удалось развить лидерские качества и творческий потенциал. 4. Оценка студентами возможных препятствий при трудоустройстве При ответе на вопрос: «Как Вы думаете, что может стать наиболее серьезными препятствиями для Вашего трудоустройства?» студентами были отмечены основные причины, которые, по их мнению, будут препятствовать успешной профессиональной деятельности (табл. 4). При этом большинство студентов ТГУ считают, что получают в университете серьезную теоретическую подготовку по выбранной специальности, а вот около половины опрошенных оценивают как недостаточные полученные практические навыки. Лишь незначительная часть студентов 4-го курса считают, что серьезных препятствий при их трудоустройстве по специальности не будет. Таблица 4 Средние ранги ответов респондентов на вопрос о возможных препятствиях при трудоустройстве Вид деятельности Средний ранг* Недостаток практических знаний 2,6 Недостаток рабочих мест по моей специальности на рынке труда 2,9 Недостаток личных контактов, связей 2,9 Недостаток навыков профессионального общения 3,2 Недостаток дополнительных знаний 3,2 Недостаток теоретических знаний 3,5 Серьезных препятствий не будет 3,8 * Чем меньше средний ранг, тем выше приоритет данного вида деятельности. 5. Личностное развитие и активность студентов Ответы студентов на вопрос анкеты: «Какие из возможностей, предоставляемых ТГУ, Вы используете для личностного развития?» представлены на рис. 4. Рис. 4. Использование студентами для личностного развития возможностей университета Результаты анкетирования показывают, что наиболее востребованы среди студентов 4-го курса различные спортивные секции (45%). Значительное количество студентов (29%) задействованы в работе студенческого профкома. Около 10% студентов ТГУ занимаются в творческих студиях. Заслуживает особого внимания тот факт, что только 8% студентов 4-го курса используют для своего личностного развития возможности Научной библиотеки ТГУ. Чтобы изучить исследуемые процессы в динамике для определения тенденций, были проанализированы результаты за три года (2009-2011). Так, проведение социально-психологического исследования старшекурсников ТГУ в 2009-2011 гг. позволило определить их основные мотивы выбора специальности и вуза. Анализ результатов исследования отражает диаграмма, приведенная на рис. 5. Большинство студентов 4-го курса ТГУ указали, что их выбор обусловлен желанием учиться в престижном и известном университете, в котором гарантирован высокий уровень качества образования. 10% 20% 30% 40% 50% 60% 0% Престиж вуза Интерес к выбранной специальности Возможность достижения материального благополучия Возможность карьерного роста Желание принести пользу обществу Совет друзей Семейная традиция Рис. 5. Ведущие мотивы выбора специальности, факультета за 2009-2011 гг. Также значимым мотивом при поступлении являлся интерес к специальности, на которой респонденты планировали обучаться. В 2011 г. 54% респондентов ответили, что руководствовались этим мотивом. По отношению к 2010 г. отмечено снижение по показателям: - престиж и известность вуза (на 15,6%); - интерес к выбранной специальности (на 10%). 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% Удовлетворен 1 2 Неудовлетворен □ 2011 □ 2010 □ 2009 Затрудняюсь ответить Рис. 6. Удовлетворенность студентов ТГУ выбором специальности за 2009-2011 гг. Согласно полученным в исследовании результатам, большинство студентов ТГУ (рис. 6), несмотря на различные мотивы выбора специальности, удовлетворены выбором будущей специальности, по которой обучаются. Однако по отношению к результатам исследования 2009 г. отмечено снижение удовлетворенности студентов выбором специальности, на которой они обучаются (2009 г. - 70%, 2010 г. - 72%, 2011 г. - 61%). На рис. 7 представлена диаграмма, отражающая планы студентов 4-го курса ТГУ после окончания обучения за 2009-2011 гг. Результаты исследования показали, что большинство студентов 4-го курса планируют трудоустроиться по специальности, на которой они обучались. По отношению к результатам исследования 2009 г. отмечено незначительное падение уверенности студентов трудоустроиться по специальности после окончания обучения (2009 г. - 59%, 2010 г. - 48%, 2011 г. - 44%). При исследовании возможностей, предоставляемых ТГУ, для личностного развития студентов были проанализированы ответы респондентов, из которых следует, что наиболее востребованы среди студентов 4-го курса различные спортивные секции (2010 г. - 51%, 2011 г. - 47%). Значительное количество студентов (2010 г. - 17%, 2011 г. - 29%) задействованы в работе студенческого профкома. Около 10% студентов ТГУ занимаются в творческих студиях. Заслуживает особого внимания тот факт, что лишь незначительная часть (2010 г. - 15%, 2011 г. - 8%) студентов 4-го курса используют для своего личностного развития возможности Научной библиотеки ТГУ. Рис. 7. Планы студентов после окончания обучения (2009-2011 гг.) Результаты опроса студентов 4-го курса ТГУ в 2009-2011 гг. показывают, что большинство высоко оценивают работу преподавателей и считают, что получают в университете серьезную теоретическую подготовку по выбранной специальности. При этом они указывают, что не получают в процессе обучения необходимого уровня практических навыков. По их мнению, эта причина является одним из главных препятствий их успешного трудоустройства в будущем. В результате проведенных исследований была получена более полная информация по каждому факультету (институту) о степени удовлетворенности студентов качеством обучения в университете и готовности студентов старших курсов к профессиональной деятельности. Полученные результаты дают возможность руководству университета, факультетов (институтов) своевременно и на постоянной основе получать обратную связь от студентов и принимать управленческие решения на основе информации, учитывающей мнение потребителей образовательных услуг. В заключение следует отметить факт того, что, несмотря на активные исследования в этом направлении, проблема изучения профессионального самоопределения студентов российских университетов требует своего развития как в теоретическом, так и в практическом плане. Авторам данного исследования представляется целесообразным проведение регулярных мониторин-гов, позволяющих исследовать вышеописанные процессы в динамике.

Ключевые слова

высшая школа, самоопределение молодежи, образовательные услуги, трудовая деятельность, high school, self-determination of youth, educational services, work activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Краковецкая Инна ВалентиновнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаinna krakov@mail.ru
Сазонтова Наталья АнатольевнаТомский государственный университеткандидат геолого-минералогических наук, начальник отдела платных образовательных услугnatsaz@yandex.ru
Телегина Ирина ПетровнаТомский государственный университетсоискатель кафедры системного менеджмента и экономики предпринимательства; ст. преподаватель кафедры управления образованием факультета психологииtip tsu@mail.ru
Глухова Евгения СергеевнаТомский государственный университеткандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологииesg72@sibmail.com
Всего: 4

Ссылки

Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Певная М.В. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий: Информационно-аналитический отчет по материалам социологического исследования (2010-2011 гг.) URL
Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.В. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области // Университетское управление. 2000. № 2. С. 74-80.
Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135-138.
 Исследование мотивов выбора специальности и готовности к будущей профессиональной деятельности студентов старших курсов университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 1 (21).

Исследование мотивов выбора специальности и готовности к будущей профессиональной деятельности студентов старших курсов университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 1 (21).

Полнотекстовая версия