Мониторинг рынка труда в условиях инновационного развития общества | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 2 (22).

Мониторинг рынка труда в условиях инновационного развития общества

Данная статья посвящена проблемным областям мониторинга рынка труда в условиях инновационного развития общества. Дано общее описание теории инноваций, современного толкования понятия «инновации», а также деятельности по организации мониторинга рынка труда. Акцент сделан на взаимодействии рынка труда и рынка трудоустройства выпускников учебных заведений, как необходимого институционального образования инновационного развития. Выявлены принципы, которым должно соответствовать проведение мониторинга, и дана краткая характеристика способов решения проблемных ситуаций.

Monitoring of the labor market in terms of innovative society development.pdf Фундаментальные основы теории инноваций были заложены еще в первой половине ХХ в., однако с середины 70-х гг. инновации, приобретая статус механизма социально-экономических изменений, становятся предметом научного исследования, повышается интерес исследования теории в ритме циклическо-генетических закономерностей развития общества. Исходные положения теории инноваций были сформулированы Н.Д. Кондратьевым и Й. Шумпетером. Циклическую природу социальных и технологических изменений отмечал и Питирим Сорокин. Он один из первых обозначил путь трансформации индустриального общества и заложил основы теории инновации в социокультурной сфере. П. Сорокин выдвинул тезис, согласно которому в современном обществе происходит появление и постепенный рост компонентов нового социокультурного строя. В книге «The Basic Trends of Times»3 (1964) отчетливо сформулирована перспектива трансформации в интегральное общество капиталистического и социалистического типов индустриального общества. П. Сорокин высказал предположение о том, что реформирование общества должно исходить из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого как минимум необходимо: чтобы сущности человека соответствовала форма производства и распределение благ; чтобы функции государства в конечном счете стимулировали творческую активность населения; чтобы утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и населения. В данном ключе сформулированы и концепции будущего мира и путей восхождения к нему Современной школой русского циклизма, лидерами которой являются Ю.В. Яковец, С.Ю. Глазьев, Б.Н. Кузык и И.В. Бестужев-Лада, концепция школы основывается на циклично-генетических закономерностях динамики общества, а также цивилизационном подходе к прошлому, настоящему и будущему человечества. Ю.В. Яковец, исследуя эпохальные и базовые нововведения по историческим эпохам и инновационным полям, определил понятие «инновация» как «внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности». При этом инновации нарушают привычный образ жизни и часто влекут непредсказуемые последствия. Однако сегодня «инновации - это общесоциологическая закономерность, двигатель и побудительный мотив прогресса общества во всей его многогранности» [1. С. 10]. За рубежом предпринимались попытки выйти на единую теорию инновационного процесса. Были сделаны выводы о том, что мир нововведений не сводится только к технологии и технике. П. Дракер4 полагал, что инновации - это действие, которое наделяет ресурсы новой способностью производить материальные ценности. В области инновационных изменений, на примере изменений условий труда, он выделяет [2. P. 26]: социальные результаты, проявляющиеся, в частности, в виде исключения тяжелых, вредных для здоровья работ, улучшения условий безопасности и гигиены труда, исключения профзаболеваний и несчастных случаев на производстве; экономические результаты, следствием которых является рост производительности труда, увеличение прибыли, прирост продукции; технические результаты в виде улучшения технических параметров машин, оборудования, изделий или же улучшения организации труда и протекания технологического процесса. Тем самым в широком смысле инновации рассматриваются как всеобщий механизм развития современной человеческой цивилизации, в узком - инновации являются специфическим механизмом экономических, социальных, технологических, организационных и т.п. изменений. Формируются инновации в результате научно-теоретической и предметно-практической деятельности. Новые формы кооперации научного и инженерного труда, установление деловых связей между объектами научной и производственной сферами способствуют появлению новых форм труда. Следовательно, инновационная деятельность выступает средством преодоления противоречий, возникающих как между социальным субъектом и внешней средой, формирующей новые общественные потребности, так и в процессе развития собственно общественного производства. Вместе с тем ее развитие ведет к формированию инновационной институциональной системы, основой которой является особая форма приложения труда в рамках взаимодействия науки и производства. Инновационное развитие общества определяет актуальность институционального образования, обеспечивающего проведение исследований, связанных с мониторингом подготовки специалистов. Причем такую подготовку необходимо рассматривать без отрыва от потребностей экономики и при согласовании с рынком труда и рынком образовательных услуг. Мониторинг в рамках спроса и предложения на ресурсы для труда предоставляет данные о гендерных и социально-демографических предпочтениях работодателей, объемах трудовой миграции и потребности в иногородних ресурсах, показывает, насколько готовы работодатели к приему выпускников профессиональных учебных заведений, характеризует динамику стоимости труда по основным специальностям (профессиям) рынка труда регионов. В литературе мониторинг понимается как «специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза» [3. С. 188]. Мониторинг же рынка труда представляет собой «длительное наблюдение за процессами занятости населения и основных составляющих рынка труда через определенные промежутки времени, основанное на едином методологическом и методическом подходе к сбору, обработке, анализу получаемой информации» [4. С. 32]. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы являет собой государственную систему непрерывного, постоянного наблюдения за текущим положением дел в социально-трудовой сфере. Он необходим для оперативного выявления и комплексного анализа происходящих в ней изменений, для предотвращения отрицательных тенденций, которые ведут к формированию и развитию «очагов социальной напряженности» [5], а также для составления краткосрочных прогнозов развития важнейших процессов в этой сфере. Согласно Положению о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы мониторинг - это один из инструментов, применяемых для разработки социальной политики государства [5]. Он проводится Министерством труда РФ и Государственным комитетом РФ совместно с Министерством экономики РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Федеральной службой занятости РФ, Федеральной миграционной службой России и другими федеральными (и иными заинтересованными) органами исполнительной власти РФ (и субъектов РФ). Можно выделить следующие основные задачи мониторинга: 1. Постоянное получение информации о текущем состоянии социально-трудовой сферы. 2. Краткосрочное прогнозирование формирования основных процессов социально-трудовой сферы. 3. Своевременное обнаружение изменений социально-трудовой сферы и факторов, их вызывающих. 4. Объединение потоков информации от различных органов власти, участвующих в проведении мониторинга. 5. Предупреждение отрицательных тенденций, которые могут привести к появлению «очагов напряженности». 6. Оценка полноты и эффективности реализации различных законов, а также других нормативно-правовых актов в социально-трудовой сфере. Объектами мониторинга могут являться базовые (отобранные специально) предприятия; организации, принадлежащие к разнообразным отраслям экономики и формам собственности; регионы; специально отобранные группы населения, характеризующие общность социально-демографических или демографических признаков. Если же поднимать проблемные вопросы, которые возможно решить посредством исследований рынка труда, то следует говорить об определении рыночной стоимости специалистов, ознакомлении с оптимальными и наиболее прогрессивными практиками удержания персонала и мотивации, оказании содействия в рациональном распределении средств бюджета. Мониторинг способен предоставить информацию, которая позволит оперативно и грамотно отреагировать на любые изменения между спросом и предложением в сфере занятости, а также планировать и реализовывать активную политику на рынке труда, при необходимости же - вносить коррективы. Регулярный мониторинг рынка кадров может оказаться необходимым как для рекрутинговых агентств, так и для руководителей различных организаций. Он способствует формированию общей картины динамики рынка [6]: соотношение спроса и предложения, реальных и ожидаемых зарплат, уровня оплаты труда и занятости в регионах, а также помогает оценивать сравнительные данные в синхронном разрезе. Представляется, что систематический мониторинг рынка образовательных услуг и рынка труда, который нацелен на оценку возможностей системы профессионального образования и определение текущей величины потребности экономики в кадрах, должен явиться основным инструментом для корректировки прогнозов кадровой потребности экономики конкретного региона при формировании заказа на подготовку кадров. Отсутствующая в настоящее время эффективная система мониторинга в сфере образования и трудоустройства выпускников «не позволяет своевременно транслировать изменения потребностей бизнеса в квалифицированных кадрах в систему регионального профессионального образования» [7. С. 16]. Поэтому при взаимодействии рынка труда и рынка образовательных услуг в первую очередь актуальной является проблема востребованности выпускников профессиональных учебных заведений. Однако использовать результаты мониторинга в целях корректировки прогноза кадровой потребности экономики региона для формирования заказа на подготовку кадров системе профессионального образования может быть затруднительным в силу таких причин [5], как неполная информация для целей кадрового прогнозирования; закрытость и недостаточная объективность информации; отсутствие единых стандартов в сфере сбора информации о состоянии спроса и предложения рабочей силы; сложность определения величины дополнительного и инвестиционного кадрового спроса; отсутствие возможности структурировать текущую и перспективную кадровую потребность по видам экономической деятельности, уровням профессиональной подготовки квалификациям специалистов. В связи с этим формируемая информация не дает возможности структурировать текущую кадровую потребность. Для того чтобы нивелировать проблемы мониторинга рынка труда, необходимо обеспечить его соответствие следующим основным принципам: 1. Целенаправленность. Нужно обеспечит нацеленность системы мониторинга на решение конкретных управленческих задач. 2. Системный подход и комплексность. Предполагает наблюдение за рынком труда как за целостной крупной системой. 3. Полнота охвата. Мониторинг должен охватывать все занятое население, незанятое население (как будущий потенциал занятости), а также важнейшие составляющие рынка труда. 4. Потребность в учете объективного и субъективного. Мониторинг рынка труда должен учитывать как объективные данные (например, характеризующие изменение численности занятых или безработных), так и результаты оценки гражданами положения с занятостью, мотивацию их занятости и незанятости, самоидентификацию по доходам и др. 5. Периодичность и регулярность получения информации, а также ее достоверность и своевременность. 6. Адекватность методов сбора информации по объекту исследования. Наряду со статистическими необходимо использовать социологические методы сбора информации. 7. Сравнимость и преемственность показателей. В течение длительного времени основная часть показателей должна быть постоянной для того, чтобы обеспечить возможность сравнения показателей с данными предшествующих периодов или с данными других регионов. 8. Экономичность. Мониторинг должен обеспечивать получение значимых фактов, но при этом иметь направленность на минимизацию наблюдений, не создавать избыточность информации. После изучения экономической литературы по вопросам мониторинга в целом и мониторинга в образовании в частности можно сделать вывод о том, что у отечественных ученых в настоящий момент отсутствует единый терминологический подход к определению самой категории «мониторинг» [8]. В обобщенном виде можно представить мониторинг как универсальный метод научного познания. При этом информативность является наиболее существенным качеством этого метода познавательной деятельности. Анализ мнений российских ученых, касающийся содержания системы мониторинга, позволяет выявить, что наблюдение вовсе не обязательный элемент системы мониторинга, поскольку в ряде случаев оно крайне затруднено или даже невозможно. Поэтому данный метод при изучении рынка труда и процессов трудоустройства применяется только совместно с другими методами исследования (такими как тестирование, анкетирование и т.д.). В сфере же профессионального образования мониторинг необходим в ситуациях перехода от стабильного, неизменного состояния к состоянию развития, потому что в таком случае возникает необходимость осознанного воздействия на ситуацию (а это, в свою очередь, требует отслеживания текущей ситуации). Качество и эффективность профессионального образования принято измерять по таким критериям, как показатели трудоустройства выпускников образовательных учреждений, уровень конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, показатели безработицы среди молодежи и т.д. В сложившейся российской действительности такие критерии должны стать регуляторами образовательной политики. Постоянный и своевременный мониторинг должен давать ясное представление о состоянии, проблемах, прогнозах ситуации на региональных рынках труда. Именно согласно этому необходимо определять и составлять основные и дополнительные образовательные программы, а также требования к качеству подготовки. Таким образом, важнейшими формами взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда являются: целевая подготовка специалистов на основе нужд предприятий, участие отраслевых объединений и ассоциаций работодателей в формировании квалификационных требований к выпускникам вузов (и иных учреждений профессионального образовании), создание независимых рейтинговых агентств по оценке качества образования.

Ключевые слова

теория инноваций, инновации, мониторинг, рынок труда, рынок трудоустройства выпускников, theory of innovation, innovation, monitoring, labor market, employment market for graduates

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Герман Мария ВикторовнаТомский государственный университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаgerman_maria@mail.ru
Далибожко Анастасия ИгоревнаТомский государственный университетстудентка 4-го курса экономического факультета
Всего: 2

Ссылки

Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2005. 478 с.
Drucker P. Innovation and entrepreneurship. Practice and principles. New York: HarperBusi-ness, 1985. 562 p.
Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. М.: НОРМА, 2000. 488 с.
Воловская Н.М., Плюснина Л.К. Мониторинг рынка труда как необходимое условие эффективного управления трудовым потенциалом города // Научные записки НГАЭиУ. 2004. Вып. 1. С. 32-37.
Постановление Правительства РФ от 22.03.1995 № 291 Об утверждении Положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Эдвайзер. - Электрон. дан. 2007-2013. URL: http://www. ad-viser.su/?opti
Ляховская Н. Мониторинг рынка труда: задачи и специфика [Электронный ресурс] // Информационный портал для специалистов по кадрам и управлению персоналом. Электрон. дан. 2006-2013. URL: http://www.pro-personal.ru/journal/297/7559/ (дата обращения: 27.03.20
Разнова Н.В., Филимоненко И.В. Мониторинг кадровой потребности региональной экономики как инструмент эффективного взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда // Вестник Краснояр. гос. аграр. ун-та. 2012. № 4. С. 16-24.
Мониторинг студентов и выпускников вуза как инструмент системы управления востребованностью молодых специалистов на рынке труда / под ред. М.А. Боровской. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 336 с.
 Мониторинг рынка труда в условиях инновационного развития общества | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 2 (22).

Мониторинг рынка труда в условиях инновационного развития общества | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 2 (22).

Полнотекстовая версия