Отечественный опыт разработки региональных инновационных стратегий | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 3 (23).

Отечественный опыт разработки региональных инновационных стратегий

Процессы глобализации усилили роль территорий и представили их в новом качестве непосредственных участников инновационных преобразований, в том числе происходящих и на территории России. Россия - очень большая страна с глубокими исторически сложившимися различиями в уровне социально-экономического развития регионов. В статье рассматриваются 19 региональных территорий инновационного развития в рамках национальной инновационной системы РФ, которые отличаются от других по динамике инновационных процессов, по новшествам, которые они осваивают, по их влиянию на общие показатели развития территории.

Experience of developing regional innovation strategies.pdf Переход экономики на инновационный путь развития, осуществление инновационного прорыва в высокотехнологичное международное сообщество - задачи, поставленные руководителями государства, в равной степени призваны решать регионы, муниципальные образования, научные организации, вузы, предприятия и, соответственно, определять пути выхода на новый уровень развития и обновления. Особенно актуально это для регионов России. Процессы глобализации усилили роль территорий и представили их в новом качестве непосредственных участников инновационных преобразований. Россия - очень большая страна с глубокими исторически сложившимися различиями в уровне социально-экономического развития регионов. Почти 80% населения проживает в европейской части страны, на которую приходится не более 25% территории России. Европейский регион производит 74% валового регионального продукта и 80% промышленной продукции. Сибирь и Дальний Восток дают две трети минеральных ресурсов и топлива. Разрыв регионального производства на душу населения (разница между самым развитым и самым отсталым регионом) составляет 69,5 раза. Существует 80 административных регионов, и 32 из них классифицируются Министерством экономического развития и торговли как экономически отсталые, а почти дюжина - как кризисные [1]. Понятие «территория инновационного развития» - это понятие, отражающее общий вектор развития региона, все сферы деятельности, участвующие в процессах инновационных преобразований и представляемые, соответственно, в концепции региональной инновационной политики, а также в плановых, финансовых и других документах, регламентирующих основные направления развития территорий. При этом общество не только воспринимает программу обновления, но и считает ее крайне важной на этапе перехода к новой экономике [2]. В рамках национальной инновационной системы РФ можно выделить 19 территорий инновационного развития регионов России, которые отличаются от других по динамике инновационных процессов, по новшествам, которые они осваивают, по их влиянию на общие показатели развития территории (рис. 1). Рис. 1. Территории регионального инновационного развития Территории инновационного развития неравномерно представлены в федеральных округах - их больше в Приволжском, Сибирском, Центральном. К 2005 г. ряд субъектов Российской Федерации приняли законы и другие нормативные акты, регулирующие инновационную деятельность, организовали специальные департаменты науки и технологий в своих администрациях. Одним из лидеров в этом отношении является Томская область, где создана база для постоянного взаимодействия властей, университетов и других ин-статутов высшего образования, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий в совершенствовании сотрудничества для развития инноваций. На рубеже тысячелетий Томская область в числе первых в России определила для себя приоритеты инновационного пути развития (рис. 2). Томск начал тогда, когда еще велись дискуссии о том, что такое «инновации», и далеко не все могли убедительно раскрыть сущность как будто нового понятия. Томск одним из первых признал необходимость процессов обновления как основу инновационной политики и, что особенно важно, избрал в качестве инструмента проведение всесибирских инновационных форумов. Они выдержали этот жесткий режим ежегодных встреч на томской площадке, которая по своему уровню и значению, по всеобщему признанию, стала всероссийской. Технико-внедренческая ОЭЗ как фактор инновационного развития региона Спутниковый телепорт на регионы Зауралья на базе ТГУ Региональная многофункциональная инновационная инфраструктура высшего уровня (50 базовых элементов) Академическое сообщество — важнейшая составляющая инновационного потенциала н непосредственный участник преобразований Представление томского опыта н зарубежных рынках инноваций (Сингапур, Тайвань и др.) Утверждение Всесибнрскнх инновационных форумов в качестве базовой площадки н представления Томской модели инновационного развития (10 лет) условия, приоритеты, программная основа развития его готовность к восприятию новшеств и обновлению в числе основных факторов развития региона нэ развитие экономики и достижение са модостаточности Анализ и обобщение опьгга стран ЕС в поддержке н развитии инновационных процессов Инкубирование на системной основе новых команд предпринимателей и их утверждение в сфере малого инновационного бизнеса Становление я венчурной индустрии на региональном уровне. Студенческие венчурные ярмарки Реализация на примере Бийска механизма перехода промышленного комплекса наукограда на инновационный путь Региональная система подготовки специалистов в области технологического менеджмента н инновационного бизнеса Методика анализа инновационного потенциала предприятия и его использования как фактора развития Обучение команд других регионов основам развития инновационных систем Утверждение научно-образовательного комплекса (по объемам работ и услуг) в качестве важной составляющей ВРП Рис. 2. Томская модель территории инновационного развития Томск исторически является одним из главных научных центров Сибири. Томская область традиционно характеризуется как регион с наиболее высоким уровнем образования и развития науки. Проект формирования региональной инновационной системы по европейским методикам был запущен в 2001-2002 гг. при совместном сотрудничестве местных, национальных и европейских консультантов (причем сотрудничество с командой европейских экспертов продолжалось и в рамках проекта ЕС 2005 г.) [3]. Разработанная еще в 2002 г. региональная инновационная стратегия стала частью стратегии развития региона. В качестве приоритетных были выделены следующие направления: 1) стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций; 2) стимулирование создания малых инновационных предприятий; 3) привлечение внешних инвестиций (преимущественно в высокотехнологическую сферу); 4) создание эффективной инфраструктуры для поддержки инновации; 5) повышение уровня инновационной культуры в регионе [4]. Также среди основных была названа и задача создания центра знаний и инноваций на базе Томского научно-образовательного и инновационного комплекса. За эти годы в Томске сформировалось особое гражданское сообщество, в котором наука и образование считаются самым престижным и перспективным делом. Сложился особый климат, появилась восприимчивость к новшествам, а главное - готовность непосредственно участвовать в решении инновационных задач. Таков сегодня менталитет общества в Томске, и в этом одно из важнейших условий успеха. Наука и образование уже многие десятилетия пользуются особым вниманием и поддержкой в обществе, что подтверждается образом жизни и повседневной деятельностью (табл. 1). Таблица 1. Региональная система реализации инновационной политики Уровень регионального /местного управления Законодательная и (или) административная власть Властные структуры, причастные к инновационной политике Томская область Губернатор Вице-губернатор, ответственный за политику в области науки, технологий и инноваций Правительство: 7 вице-губернаторов, комитеты, департаменты, руководители агентств и парламент области 4 исполнительных органа: департамент среднего образования, комитет по науке и инновационной политике, комитет по высшему профессиональному образованию, отдел среднего профессионального образования Парламент и правительство Томска: мэр, вице-мэры, департаменты и агентства Основная ответственность в области промышленных исследований, передачи технологий и инноваций, отвечают за оказание правовой и финансовой поддержки ИР, коммерциализацию инновационных проектов, а также за контакты с федеральным центром Сегодня в Томской области усилия по реализации мероприятий инновационной стратегии сконцентрированы на создании условий для развития существующих и создания новых компаний на основе использования научно-технологического потенциала региона. Для этого необходимо создание или развитие звеньев цепочки поддержки и стимулирования производства инновационной продукции, а именно: 1) регионального венчурного фонда, обеспечивающего финансирование создания серийного производства инновационной продукции, конкурентоспособной на российском и международном рынках; 2) технологического бизнес-инкубатора, обеспечивающего появление и развитие малых инновационных предприятий, основанных на разработках академических институтов и авторских групп. В Томске начата работа трех бизнес-инкубаторов разных типов, имеющих общую площадь около 4 тыс. кв. м. Кроме того, действует технопарк, осуществляющий выход конечного продукта на внешние рынки, а также офисы коммерциализации при университетах, преобразующие научную идею в коммерческий продукт. Обеспечение предприятий офисными и производственными помещениями за счет аренды на льготных условиях, а также консалтинговыми услугами, позволяющими решить юридические, организационные, производственные и маркетинговые проблемы нового предприятия. Инкубаторы будут принимать стартующие команды, работать с ними в течение трех лет и выпускать их как финансово устойчивые компании; 3) системы продвижения и сбыта продукции инновационных предприятий через сеть дилинговых центров в России и за рубежом. Ключевыми регионами для Томской области являются Кемеровская, Тюменская, Свердловская, Самарская, Московская и Ленинградская области, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, из зарубежных стран - Казахстан, Украина, Белоруссия, Китай, Индия, Германия, Тайвань, Великобритания, США. iJ-irJX :.lAAh.-A .llliiJ гЬ'-Лтпглыгг rfi'Jfi ври ЯП^ облястнои бюджет ЙТЩ^Ш инвестиции Создание на базе муниципальных образований промышленных округов — технопарков Постановление правительства Московской области [-mi 301506.2005 N9410/24 J]jj.lsrJl4!a.Dгаааушиа илшшаЛишиш/ нипЩИЩ.УЩЩ лшуааг.кш ГЛПиЛиОЫ шжшгишпумшз 4 ЛУШВГЛиШ-иШИ it jtiufu'jraji£i;!u;tujb:ibt;! 3 ШПМЛЧ'МШ 4 иГРЭТЗШЧЗ&Ш 2 1)!)- 1ШШ МЧЗМШ 2 J-iLLHU УшйЩщШ ilijjwjj JJil.H J JJIiJ^I-Ji Jil 'J 'J .J i: Hii Mflitoxl-111,', I; 1111111 nilШ JJJJll JliE.UlS^iiJSiLia iEJJ-'lLW-Щ&ЩШ^иизИлЯ лада , Черноголовка Кополев J Менделееве ------- \-> -герии.ит ' -J Ф)ишн(ц^-— j юколаиск Зеленоград ^ ^pe)fT0B Долгопрудный Дэеяжинсиий Троицк J ^Жуковский нарефоминск j J Пыткяринп Климовен -J Белозерский ^Ойоленск ~> Пущина HHfr -ч щш тид&и tHiilLWJUAA -шиилицилии/и я&шм* и ПИЛОТНЫЙ ПРИНТ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ няциандпьнбй иннпвдцноняок СИСТЕМЫ ilebjjussjL'j ш тшапиииш fljiiiuu lUliS/ibJJJSI.J UJJJ.llr. ILiJiJjailj JiiLkj jjjwaaruji J \ Дубна Дмитров ВлЗш UTli !iaj№ Рис. 3. Московская модель территории инновационного развития Санкт-Петербург — мировой инновационный центр Сценарий реализации Концепции социально-экономического развития города ДО 2025 г. Федеральный технопарк Федеральный варк информационных технологии as базе универсигета телекоммуникаций Наукоград Нрупяый иаучно-оОразоаатвпьиый комплекс города-наукограда нпегеогофи экономическая Особая экономическаязона твхнико-внвдовнчвекога типа площадкиаНвйдсрф» и «Нвао-Лвпавснаа» Организационные и нормативные основы реализации инновационной политики: Постановление Правительства СПб—2007 Об Основах инновационной политики на 2008-2011 годы Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной Развитие ГЧП с целью реализации соцмально-знвч объектов и развитие инженерной инфраструктуры города (Городской закон «Об участии Санкт-Петербурга в государствен но-ч астн ых партнерства* ■) Региональные научно-технические кластеры по приоритетным для города м развития отраслевых комплексов (8) Основы инновационной ПОЛИТИКИ и особая модель Территории инновационного развития мегаполиса Разработка методологии и проведение I постоянного мониторинга функционирования и развития инновационной системы города Механизмы сотрудничества и взаимодействия высшей школы и битмес-сообществл в интересах целевой подготовки специалистов новой экономики (головная организация — ЛЭТИ) Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприитин няучне-гекнимеснеи сферы саикт-патвроша сеть II1Ц. дей ствующих ка Вазе вузов и научных организации 1121 Формприваипе сети бизнес инкубаторов 1121 сеть техно париев. создаваемых с участкам финсней компании «Tecrinopoiis» и при поддержке оизнес-соойщества Отраслевая схема развития и специализации промышленных юн Санкт-Петербурга, устанавливающая е ориентиры их развития а перспективу Рис. 4. Модель инновационного развития Санкт-Петербурга В этих условиях приобрела особое значение активная позиция администрации, ее умелое использование устремлений и основных ориентиров общества на обновление и выход на новые рубежи развития. Административный ресурс и его использование в новой экономике до сих пор требуют особой поддержки и обоснования [7]. Но становление и развитие инновационных систем, утверждение регионов как непосредственных участников инновационных процессов объективно подтверждают значимость и степень влияния административного ресурса на решение новых задач, осуществление инновационного прорыва и интеграцию в мировое высокотехнологичное сообщество [5]. На рис. 3-6 представлены модели инновационного развития российских территорий. Правительство Санкт-Петербурга уже на протяжении двух лет системно реализует один из базовых сценариев социально-экономического развития города - становление его как инновационного центра мирового уровня. Эта цель закреплена Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 г. [6. С. 29]. Рис. 5. Уральская модель инновационного развития Рис. 6. Новосибирская модель инновационного развития Проведенный анализ позволил выделить общие, во многом определяющие признаки для всех без исключения территорий [2]. В первую очередь это административный ресурс, его умелое использование для создания благоприятных условий развития и стимулирования инновационных процессов. Не менее важен менталитет общества, уровень его восприимчивости нововведений, готовность к инновационным преобразованиям, освоению особой инновационной культуры. Общим определяющим признаком является разработка прогноза, концепции, стратегии, программы инновационного развития как основы социально-экономических преобразований и выхода региона в новую экономику. Общим является активное привлечение к разработке проблемы и формированию территории инновационного развития научно-образовательного комплекса региона, объединение с целью решения этой задачи интеллектуального потенциала высшей школы, академической и отраслевой науки. Наряду с общими признаками каждая территория предлагает свои подходы, решения, которые служат своеобразными «точками роста» в процессе инновационного развития региона. Для Томска таким значимым вектором стали ежегодные всесибирские инновационные форумы, которые проводит администрация области с широким участием научно-образовательного комплекса и бизнес-сообщества. Для Московской области - это создание промышленных округов и технопарков различной типологии в границах муниципальных образований и выполнение пилотного проекта по практической реализации элементов национальной инновационной системы. Для Урала - региональные промышленные холдинги с широким участием отраслевой науки и промышленные парки. Для Липецка - региональные экономические зоны различной типологии. Для Саратова - региональные научно-технологические кластеры в области биотехнологий, нанотехнологий, лазерных технологий. Для Белгорода - региональная программа развития наноиндустрии и определение роли высшей школы в ее реализации. Для Самары - кластерная политика как основа развития региона и т.д. Специфической чертой российской инновационной политики является присвоение некоторым городам статуса «наукограда». Это города, чья история, становление и развитие тесно связаны с несколькими крупными научно-технологическими организациями и предприятиями. Эти города могут рассчитывать на специальную финансовую поддержку из федерального бюджета для своих инновационных программ и развития сопутствующей инфраструктуры. Первым городом, получившим этот статус, был Обнинск, город в Калужской области. В настоящее время уже двенадцати городам присвоен этот статус (Королев, Дубна, Северск, Кольцов, Реутов, Фрязино, Мичуринск, Петергоф, Пушкино, Бийск, Троицк и Жуковский) и несколько городов ожидают присвоения этого статуса [1]. Эффективность процесса выработки и проведения инновационной политики на региональном уровне практически полностью зависит от текущего экономического положения региона, его исторически сложившегося научного и промышленного потенциала и понимания региональными политическими лидерами современных требований инновационной стратегии. Однако когда речь идет об оценке инновационной политики, опыт даже лучших регионов не очень впечатляет (табл. 2) [1]. Таблица 2. Общая оценка региональной политики Разработка политики практика оценки Бенчмаркинг Оценка (от 1 до 5) Открытость процесса выработки инновационной политики (мероприятия) Развитие политики осуществляется на основе учета интересов всех участников процесса, и на всех этапах работы. 3 Качество вводных параметров при разработке политики (применение основанных на данных технологий, использование оценок результатов) Разработка политики постоянно основывается на полученных данных, с учетом полученных результатов 3 Регулярность н прозрачность мониторинга политик и процесса оценок Все основные документы и инструменты подвергаются рассмотрению всеми заинтересованными сторонами ? Оценка воздействия на инновации изменений в правилах и регулировании других областей Существует хорошо структурированный процесс оценки новых мер регулирования в области инноваций, которые учитываются в других документах политики 2 Действенность механизмов координации (coBefei высоких уровнен, межведомственные комиссии и т.д.) Хорошо организованная, согласованная система координации политики на уровне правительства и агентств 2 Существование «эволюционной культуры» в области инновационной политики Мероприятия инновационной политики подвергаются систематической опенке в части ключевых аспектов их выполнения 1 Сочетание внешних и внутренних оценок мероприятий инновационной политики Оценка полагается на опыт «лучшей практики» (систематическое привлечение внешних экспертов, основанные на данных качественные оценки отчетов о реализации и т.д.) 2 Прозрачность и публикация результатов оценок Все оценки публикуются и'илн обсуждаются на публичных форумах 1 Существует несколько причин, объясняющих этот факт: оценке придается слишком малое значение как на региональном, так и на национальном уровне, законодательная база любых направлений региональной политики менялась несколько раз за последние годы, что создало атмосферу неуверенности для региональных властей (отмена выборов на региональном уровне по избранию губернаторов и новое федеральное законодательство, глубоко изменившее соотношение между федеральной и региональной бюджетной системами). Ранее региональные правительства не публиковали отчетов о результатах работы, но включали отдельные показатели инновационного развития в новые программы экономического и инновационного развития. В настоящее время передовые регионы не только составляют и публикуют статистические отчеты по науке, технологиям и инновационным ресурсам и результатам их развития согласно требованиям федеральной статистической системы, но и осуществляют свои собственные научные работы и дают обзоры, посвященные инновационной деятельности. В целом в России задача поддержки инновационного развития хотя и признана национальным приоритетом, но на современном этапе разработка региональных инновационных стратегий и программ сталкивается с различными проблемами методологического характера, поскольку, в отличие от западных стран, экономика РФ находится в состоянии переходного периода, серьезных структурных и культурных трансформаций, формирования новой институциональной среды. Поэтому проблемы разработки и реализации региональной инновационной политики должны найти свое отражение в целом ряде теоретических и прикладных исследований.

Ключевые слова

территория инновационного развития, региональная стратегия, innovation development territory, regional strategy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Казаков Владимир ВладимировичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор кафедры фин-нансов и учета экономического факультетаprorektorsv@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Иванова Н.И., Дежина И.Г., Шелюбская Н.В., Пиния Л.К. Анализ инновационной политики и оценка ее результатов // Инновации. 2008. № 5. С. 56-72.
Лурье Е.А. Территории инновационного развития: опыт регионов // Инновации. 2009. № 2. С. 31-43.
Казаков В.В. Организационно-финансовый механизм формирования и реализации инновационной политики экономических систем // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 363. С. 157-164.
Егорова М.В. Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологический аспект // Инновации. 2007. № 6. С. 66-69.
Никонова Я.И. Методологические подходы к формированию и развитию территориальных инновационных систем // Вестник Инжэкона. 2009. № 5 (32).
Фивейский С.А. Инновационная политика Санкт-Петербурга: новые акценты // Инновации. 2009. № 4.
Ивасенко А.Г. Многоаспектность понятия «механизм» финансовой поддержки функционирования и развития сельскохозяйственных организаций в условиях модернизации // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2011. № 3. Шифр Информрегистра: 0
 Отечественный опыт разработки региональных инновационных стратегий | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 3 (23).

Отечественный опыт разработки региональных инновационных стратегий | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 3 (23).

Полнотекстовая версия