К вопросу о развитии библиотечного образования на Алтае: история кафедры менеджмента информационных ресурсов Алтайского государственного института культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 55. DOI: 10.17223/19988613/55/24

К вопросу о развитии библиотечного образования на Алтае: история кафедры менеджмента информационных ресурсов Алтайского государственного института культуры

В контексте государственной политики рассматривается деятельность кафедры менеджмента информационных ресурсов по подготовке кадров для библиотечно-информационной сферы с 1975 по 2017 г. Авторы раскрывают путь формирования образовательного и научного потенциала кафедры, характеризуют сотрудничество с учреждениями библиотечно-информационной сферы, работу базовой кафедры, деятельность научной школы кафедры по проблемам библиосоциологии и библиосоциальной работы.

To a question of development of library education in Altai: history of department of management of information resources.pdf Библиотека является старейшим культурно-образовательным институтом, деятельность которого ориентирована на сохранение духовного наследия нации, ее просвещение. Развитие системы библиотечного образования началось за рубежом в конце XIX в. В нашей стране профессиональная подготовка кадров для библиотек была инициирована в 1913 г. в Московском университете А.Л. Шанявского. Государственная система высшего библиотечного образования стала развиваться с начала 1930-х гг. Первый самостоятельный библиотечный вуз - Московский государственный библиотечный институт (ныне Московский государственный институт культуры) был создан в 1930 г. Данный факт не являлся случайным, он обусловлен положениями государственной политики молодой советской республики, ориентированной на усиление культурно-просветительной деятельности и повышение общего образовательного уровня населения. Последующие этапы развития библиотечного образования также соответствовали стратегии государства. В 40-е гг. ХХ в. ряд политико-просветительных вузов (Харьков, Ленинград) был реорганизован в библиотечные институты. Политика СССР 1960-1970-х гг., ориентированная на повышение образовательного уровня населения, способствовала развитию образовательных организаций высшего образования и процессам централизации культурно-образовательных учреждений, в том числе и библиотек. Так, Е.Ю. Качалова, Т.В. Журомская, С.М. Нарыжная отмечают, что «с 1957 г. начинается этап сближения библиотечного образования с культурно-просветительным. В 1964 г. библиотечные вузы по постановлению правительства реорганизуются в институты культуры» [1. С. 161]. Для сибирского региона всегда был свойствен особенный характер развития. Институты культуры стали создаваться как самостоятельные начиная с 60-х гг. ХХ в. Алтайский государственный институт культуры был открыт в 1975 г., и в этом же году была основана кафедра библиотековедения (с 2017 г. - кафедра менеджмента информационных ресурсов). Кафедра изначально создавалась как базовая не только для библиотечного факультета (с 2005 г. - факультет информационных ресурсов и дизайна), но и для всего вуза. Впоследствии из ее состава выделились кафедры литературы и педагогики, библиографии, информатики. Первой заведующей кафедрой библиотековедения была назначена аспирант Московского государственного института культуры, а в последствии кандидат исторических наук, доцент Галина Георгиевна Николаева, уже имевшая опыт библиотечной работы (работала в библиотеке Алтайского государственного сельскохозяйственного института, затем в Центре научно-технической информации Алтайского края). Сформированный в первые годы работы коллектив отличался высоким образовательным и научным потенциалом, что позволило разработать эффективную стратегию развития факультета и кафедры. Кадровая политика, реализуемая руководством института и факультета, была нацелена на привлечение к преподавательской деятельности молодых и перспективных в научном плане специалистов, обучавшихся в институтах культуры Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга). Так, по приглашению руководства Алтайского государственного института культуры в 1970-1880-е гг. на кафедру пришли работать Анна Дмитриевна Бочкова, Валентина Максимовна Соломо-денко, Людмила Анатольевна Панфилова, Раиса Афанасьевна Трофимова, Юрий Иванович Колюжов, Лидия Александровна Третьякова, Нелли Павловна Юрк, Анна Анатольевна Фомина, Елена Васильевна Балашова, которые заложили основу Алтайской библиотечной школы. Одним из векторов стратегического развития кафедры стало внедрение практико-ориентированного обучения. К реализации образовательного процесса привлекались руководители библиотек, такие как Людмила Ефимовна Заславская (директор библиотеки АГИК), Нина Ивановна Климук (директор Волынской областной детской библиотеки). Специалисты-практики привнесли знание реальной ситуации библиотечной деятельности, помогли выстроить структуру учебного процесса с учетом опыта и связей с библиотечно-ин-формационными учреждениями культуры региона. Они активно участвовали в общественной и научной жизни института. Преподаватели кафедры библиотековедения поддерживали активные связи с Московским государственным институтом культуры, являвшимся головным. Это сотрудничество способствовало привлечению кафедры к разработке государственной исследовательской темы «Совершенствование высшего библио-течно-библиографического образования в 1980-1985 гг.», по итогам реализации которой в 1990 г. в Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН, Новосибирск) был издан отчет «Установки на библиотечную профессию», а ведущий специалист кафедры Р.А. Трофимова была включена в состав УМО по специальности библиотечно-библиографическая деятельность. В 80-е гг. ХХ в. на кафедре была заложена традиция приглашения для обмена опытом, чтения лекций по истории и теории библиотековедения ведущих специалистов из институтов культуры Москвы и Санкт-Петербурга. В числе первых приглашенных специалистов были доктор педагогических наук, профессор Владимир Семенович Крейденко, доктор педагогических наук, профессор Анатолий Николаевич Ванеев, кандидат педагогических наук, профессор Галина Яковлевна Никитина, кандидат педагогических наук, профессор Владимир Иванович Терешин и др. [2]. В конце 1090-х гг. стали активно развиваться деловые отношения с коллективом одной из крупнейших библиотек страны - ГПНТБ СО РАН - и ее директором доктором технических наук, профессором Борисом Степановичем Елеповым, участвовавшим на протяжении ряда лет в подготовке библиотечных кадров. Среди специалистов этой библиотеки, работавших со студентами и аспирантами кафедры, - кандидат педагогических наук, доцент Александра Николаевна Маслова, доктор исторических наук Сергей Антонович Пай-чадзе, доктор педагогических наук, профессор Лариса Анатольевна Кожевникова. Профессиональные научные интересы преподавателей кафедры позволили установить связи с кафедрами библиотековедения других институтов культуры. Эта инициатива была активно поддержана руководством в лице декана факультета, кандидата педагогических наук, профессора Леонида Константиновича Петрика, который впоследствии занял должность проректора по учебной работе. Все это явилось прочным основанием для дальнейшего развития кафедры. С 1987 г. по настоящее время кафедру возглавляет доктор социологических наук, профессор, Заслуженный работник культуры РФ Раиса Афанасьевна Трофимова. За годы ее руководства кафедра достигла значительных успехов. На современном этапе «остепенен-ность» преподавателей кафедры составляет 100%, а в составе преобладают ее выпускники. Ярким примером эффективной реализации кадровой политики кафедры можно считать путь в профессию кандидата педагогических наук, профессора Анны Анатольевны Фоминой, с отличием закончившей АГИК, рекомендованной на стажировку и в аспирантуру Ленинградского государственного института культуры. А.А. Фомина - первая выпускница библиотечного факультета, получившая степень кандидата наук. Именно ей кафедра обязана усилением научно-исследовательского потенциала и реализацией таких оригинальных кафедральных идей и проектов, как выпуск научных сборников, монографии «Экология детства», факультетской газеты «БИ+», ежегодных аспирантских конференций, благотворительной акции «Яблоневый цвет» [3]. Реализация образовательной деятельности кафедры библиотековедения была подчинена требованиям государственной политики в сфере культуры и образования. Период расцвета библиотечного образования на Алтае в 1970-1980-е гг. сменился периодом «застоя», обусловленным общим политико-экономическим состоянием страны в 1990-гг. С началом постсоветского периода формируется новая политическая парадигма и начинается глобальный процесс реформирования страны. Система высшего образования в целом и библиотечного в частности претерпевает ряд изменений. В контексте этого с начала 2000-х гг. начинается модернизация структуры и содержания подготовки библио-течно-информационных работников. Как и все вузы культуры, АГИК начал осваивать отраслевую и функциональную подготовку библиотекарей, внедряя новые образовательные стандарты по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». По сложившейся практике для обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» процесс вхождения в профессиональную среду является многоступенчатым и разнообразным. Традиционно институты культуры готовили кадры по специальности «Библиотекарь-библиограф». С 1996 г. коллектив кафедры начал реализовывать подготовку кадров по специализации «Социология и психология библио-течно-информационной деятельности», что стало возможным в результате функционально-ориентированного подхода, а также обоснования и принятия научной общественностью библиосоциальной трактовки библиотечного дела как социального института. В этой связи повысилась значимость научных публикаций преподавателей кафедры, играющих роль учебных пособий. Была издана серия учебно-методических рекомендаций, советов, разработок и иных материалов, уделяющих особое внимание методическому обеспечению самостоятельной работы студентов, в том сборников тестовых и других контрольных заданий по базовым учебным курсам. В рамках учебно-научной деятельности был организован методический семинар, на котором обсуждаются проекты учебно-методических публикаций преподавателей и опыт ведущих педагогов. Новый этап в развитии кафедры связан с формированием основных образовательных программ различной направленности, обеспечением преемственности основных образовательных программ разного уровня как основы интеграции через согласование структуры высшего и среднего профессионального образования. С 2003 г. кафедра приступила к подготовке специалистов с квалификацией «Менеджер информационных ресурсов» и участвовала в подготовке референтов-аналитиков информационных ресурсов и технологов автоматизированных информационных ресурсов. В настоящее время кафедра реализует двухуровневую структуру высшего образования: бакалавриат (51.03.06) и магистратура (51.04.06) по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Магистерская программа по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Теория и методология управления библиотечно-информационной деятельностью», предусматривает освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности библиотечно-информационной деятельности, изучение организации, развития и совершенствования управления современной библиотечно-информа-ционной деятельностью, углубление управленческой, технологической и педагогической подготовки в области библиотечно-информационной деятельности. Открытие этой программы обеспечило формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников в соответствии с требованиями ФГОС ВО, позволяющих успешно работать в избранной сфере деятельности, обеспечивающих социальную мобильность, профессиональную карьеру и конкурентоспособность на рынке труда. Кафедра обеспечивает преподавание базовых и факультативных дисциплин обучающимся всех курсов в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Образовательный процесс предполагает активное использование потенциала ведущих учреждений культуры, обладающих весомой ресурсной базой. Ввиду возрастания спроса на подготовку специалистов по индивидуальной образовательной траектории изменились подходы к реализации процесса обучения. На современном этапе является актуальной и обоснованной модель «вуз-базовая кафедра-базовое предприятие». Профиль подготовки «Менеджмент библиотечно-информа-ционной деятельности» позволяет говорить о необходимости формирования инициативного профессионально компетентного специалиста. В мае 2015 г. кафедрой менеджмента информационных ресурсов Алтайского государственного института культуры по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» была организована базовая кафедра совместно с Алтайской краевой универсальной научной библиотекой им. В.Я. Шишкова. Это один из эффективных инструментов интеграции образования и рынка труда. Необходимо отметить, что кафедра менеджмента информационных ресурсов активно взаимодействует с АКУНБ им. В.Я. Шишкова по различным направлениям. Создание базовой кафедры позволило систематизировать и интенсифицировать деятельность по следующим векторам: проведение практических занятий, производственной практики, предусмотренных учебными планами института, на базе библиотеки по согласованному графику, тематике и времени проведения; организация методических мероприятий для библиотекарей-практиков и преподавателей института; повышение квалификации преподавателей и библиотечных специалистов; профориентационная работа на базе АКУНБ им. В.Я. Шишкова; организация научно-методического консультирования по вопросам деятельности библиотеки и индивидуальных консультаций со студентами и т.п. В Алтайском государственном институте культуры практико-ориентированное обучение строится поэтапно, придерживаясь логики освоения профессиональных компетенций образовательной программы. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата) предусматривает систему профессиональных компетенций, которые характеризуют виды деятельности, реализуемые через следующие направления практико-ориентированного образования: внедрение профессионально ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки; организация учебной, производственной и преддипломной практик студентов с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки. Совместные действия с работодателями расширяют возможности реализации новаций, участия обучающихся в инновационных проектах. Практико-ориенти-рованность позволяет приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает выпускников вуза конкурентоспособными. Продолжение работы базовой кафедры представляется единым прак-тико-ориентированным процессом, формирующим профессиональные компетенции по профилю подготовки. Высокий уровень преподавания обеспечивает научная деятельность кафедры, результаты которой внедряются в преподаваемые курсы. Научно-исследовательский коллектив кафедры осуществляет разработку проблематики библиотечно-информационной деятельности. Ведущая тема - библиосоциальная работа с населением, методика и практика ее осуществления. Результаты научно-исследовательской и научно-практической деятельности проходят апробацию посредством издания ежегодного тематического сборника «Социально-культурное пространство: ресурсы, менеджмент, коммуникации» (с 2000 г. по 2014 год он издавался под названием «Ежегодник "Социально-информационные ресурсы библиосоциальной работы"», ранее - «Теория и практика библиотечного дела на Алтае»). Проблематика публикуемых материалов отличается широтой исследовательских интересов, однако наибольшее внимание авторами уделяется истории и теории библиотековедческого знания, анализу многообразных форм библиотечного дела, взаимосвязи библиотековедения с другими науками, использованию современных методов в библиосоциологических и библиотековедческих исследованиях. Всего к 2017 г. было издано 16 выпусков. Научным ответвлением библиосоциологических исследований стала проблематика превентивной библиотерапии. Актуальными исследовательскими темами также являются традиционные библиотековедческие направления (психология чтения, региональное библиотековедение, информационный потенциал региона). Результаты научно-исследовательской деятельности представлены в четырех диссертациях на соискание ученого звания кандидата наук, одной - на соискание ученого звания доктора наук [4, 5], авторских монографиях, большая часть которых используется в качестве учебных пособий, в сборниках материалов международных, всероссийских, межрегиональных конференций, таких как, например, Научный форум специалистов в области библиотековедения, библиографии и книговедения региона Сибири и Дальнего Востока, научной конференции «Макушинские чтения» и др. Многолетняя исследовательская деятельность кафедры обусловила формирование научной школы, созданной с целью решения ряда теоретико-методологических и методических проблем в сфере библиотечного знания. Концепция школы подчинена необходимости развития междисциплинарной отрасли знания, находящейся па стыке социологии культуры, социологии духовной жизни, библиотековедения, книговедения, социологии и психологии чтения, теории и технологии социальной работы. Начиная со второй половины 1990-х гг. под руководством Р.А. Трофимовой был проведен ряд эмпирических исследований, таких как «Установка на библиотечную профессию» (1996), «Совершенствование высшего библиотечно-библиографиче-ского образования» (1997-1999), «Барнаулец как читатель» (2000), «Библиотерапевтическое воздействие чтения художественной литературы на различные половозрастные группы читателей» (2001), «Библиосоци-альная работа в сельской местности Алтайского края» (2004-2005) и др. По материалам этих исследований подготовлено более 100 выпускных квалификационных работ. Коллектив научной школы осуществляет исследования в следующих направлениях: специфика библиосо-циологии, перспективы эмпирических и теоретических исследований в области библиосоциологии и библиосо-циальной работы; эвристичность методологии социологического неовитализма для библиосоциологических и библиотековедческих исследований; оптимизация библиосоциальной работы с различными социальными группами населения; целесообразность обогащения технологий библиосоциальной работы комплексом библиотерапевтических методик. Основные идеи школы изложены в монографиях, серии научных статей в журналах «Библиотековедение» (Москва), «Библиотечное дело» (Москва), «Библиосфера» (Новосибирск), «Психологический вестник» (Томск), «Образование и социальное развитие региона» (Новосибирск-Барнаул) и др. В целом труды и идеи научной школы кафедры признаны в среде библиотековедов и библиосоциологов России, что не только является почетным, но и накладывает новые обязательства [6-8]. Перспективы развития кафедры и научной школы во многом связаны с деятельностью лаборатории биб-лиосоциальных исследований, созданной в 2008 г. Цель лаборатории заключается в изучении технологии биб-лиотерапевтического воздействия на клиентов библиосоциальной работы. Лаборатория является базой проведения идей школы в исследованиях бакалаврского, магистерского, кандидатского и докторского уровней, а также внедрениея библиосоциальных технологий в практическую деятельность учреждений культуры и социальной работы. В рамках деятельности лаборатории сложились научные связи с рядом столичных и региональных институтов культуры, Государственной публичной научно-технической библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук, (ГПНТБ СО РАН), Алтайской краевой универсальной научной библиотекой (АКУНБ) им. В.Я. Шишкова, Алтайской краевой детской библиотекой (АКДБ) им. Н.К. Крупской, Алтайской краевой специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих (АКСБ) и др. Результаты исследовательской деятельности лаборатории преподаватели кафедры успешно внедряют в учебный процесс. Они апробируют такие образовательные технологии, как конференции, электронное тестирование, игровые формы, технология бизнес-плана, дизайн-технологии, метод малых групп, электронная обработка данных, библиотренинг и др., а также элементы системы контроля знаний студентов [9]. Высокий уровень организации образовательной и научной деятельности кафедры обусловил востребованность ее выпускников крупнейшими библиотеками, библиотечно-информационными системами и центрами в Алтайском крае и многих городах России (Новосибирск, Омск, Хабаровск, Анадырь, Кемерово, Санкт-Петербург и др.). Среди выпускников кафедры - почетные работники высшего образования РФ; заслуженные работники культуры РФ, доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты, деканы и руководители учебных заведений. Таким образом, государственная политика СССР 1960-1970-х гг., ориентированная на повышение образовательного уровня населения, способствовала развитию высшего библиотечного образования. В открываемых повсеместно институтах культуры создавались специализированные кафедры, осуществляющие подготовку специалистов для библиотечно-информацион-ной сферы. Кафедра менеджмента информационных ресурсов АГИК, у истоков которой стояли ведущие специалисты в сфере теории и практики библиотечного дела из европейской части России, является ведущим центром подготовки кадров для библиотек Алтайского края. Стратегия развития кадрового потенциала, деятельность научной школы по библиосоциологии, реализация обучения по программам академического бакалавриата и магистратуры обусловливают конкурентноспособность кафедры и упрочение ее позиций как ведущего центра подготовки высококвалифицированных кадров.

Ключевые слова

подготовка кадров, библиотечно-информационная деятельность, библиотечное образование, Алтайский государственный институт культуры, кафедра менеджмента информационных ресурсов, training, library information activities, history of library education, Altai state institute of culture, the department of management of information resources

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Буевич Галина АлександровнаАлтайский государственный институт культурыкандидат педагогических наук, доцент, ректорrector@agaki.ru
Балашова Елена ВасильевнаАлтайский государственный институт культурыкандидат педагогических наук, доцент декан факультета информационных ресурсов и дизайнаbalash_elena@list.ru
Черниенко Юлия АлександровнаАлтайский государственный институт культурыкандидат исторических наук, доцент кафедры информационных ресурсов и дизайнаkochemarskaya@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Качанова Е.Ю., Журомская Т.В., Нарыжная С.М. 40 лет высшему библиотечному образованию на Дальнем Востоке // История и культура Приамурья. 2008. № 1 (3). С. 161-166.
Трофимова Р.А Исследования чтения конца XIX - начала XX веков : педагогический аспект // К сорокалетию библиотечного образования на Алтае : материалы науч.-практ. конф. / ред. кол.: Р.А. Трофимова [и др.]. Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014. С. 29-40.
Фомина А.А. Обновление содержание обучения по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» // К сорокалетию библиотечного образования на Алтае : материалы науч.-практ. конф. / ред. кол.: Р.А. Трофимова [и др.]. Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014. С. 120-129.
Трофимова Р.А. Библиосоциология : история, теории, методология, исследовательские методы : автореф. дис.. д-ра социол. наук : 22.00.01. Барнаул, 2002. 34 с.
Тетерина Т.А. Основной вектор трансформаций социального института библиотечного дела в сельской местности современной России : по материалам социологических исследований в Алтайском крае : автореф. дис.. канд. социол. наук : 22.00.04. Барнаул, 2002. 18 с.
Курникова Т.А. Эволюция преподавания дисциплины «Аналитико-синтетическая переработка информации» // К сорокалетию библиотечного образования на Алтае : материалы науч.-практ. конф. / ред. кол.: Р.А. Трофимова [и др.]. Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014. С. 79-83.
Потапова Р.П. Управление библиотечным делом: актуальные вопросы образования в период реформирования // К сорокалетию библиотечного образования на Алтае : материалы науч.-практ. конф. / ред. кол.: Р.А. Трофимова [и др.]. Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014. С. 107-112.
Черниенко Ю.А. Особенности изучения дисциплина «Психология управления» менеджерами информационных ресурсов // К сорокалетию библиотечного образования на Алтае : материалы науч.-практ. конф. / ред. кол.: Р.А. Трофимова [и др.]. Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014. С. 140-142.
Балашова Е. В. Библиотечное образование : тенденции развития // К сорокалетию библиотечного образования на Алтае : материалы науч. практ. конф. / ред. кол.: Р.А. Трофимова [и др.]. Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014. С. 40-48.
 К вопросу о развитии библиотечного образования на Алтае: история кафедры менеджмента информационных ресурсов Алтайского государственного института культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 55. DOI:  10.17223/19988613/55/24

К вопросу о развитии библиотечного образования на Алтае: история кафедры менеджмента информационных ресурсов Алтайского государственного института культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 55. DOI: 10.17223/19988613/55/24