Набор студенческого контингента в высшей технической школе Сибири в конце 1950-х - первой половине 1960-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 55. DOI: 10.17223/19988613/55/27

Набор студенческого контингента в высшей технической школе Сибири в конце 1950-х - первой половине 1960-х гг.

Рассматривается проблема набора студенческого контингента в технических вузах Сибири в конце 50-х - первой половине 60-х гг. ХХ в. На основании документов сибирских государственных архивов проведен анализ мероприятий, связанных с новым набором студентов, организацией довузовской подготовки учащейся и производственной молодежи. Показано, что к этой работе привлекались преподавательские коллективы, общественные организации и студенты. Выявлены отдельные недостатки нового порядка комплектования вузов.

The set of students in higher technical school of Siberia at the end of the 1950s - the first half of the 1960s.pdf Итогом работы высшей школы является выпуск высококвалифицированных специалистов, имеющих широкую научную подготовку, в совершенстве владеющих своей специальностью, который зависит не только от внутривузовской деятельности всех звеньев субъекта воспитания, но также и от исходного материала: уровня подготовки молодежи к поступлению в вуз, правильности выбора ею будущей профессии в соответствии со своими индивидуальными способностями и наклонностями. Свобода выбора профессии - одна из форм проявления свободы личности, реализация которой зависит от ряда факторов экономического, социального и индивидуального характера. Следует сказать, что социально -экономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней, существенные различия между умственным и физическим трудом создают неравные возможности для реализации жизненных планов молодежи. Необходимо учитывать еще одно обстоятельство. Свобода выбора профессии регулируется также профессиональной структурой общества, рыночными механизмами в экономике. Она определяет количественно потребности материального и духовного производства на новые кадры, причем в пропорциях, адекватных пропорциям народного хозяйства. Согласно этим потребностям в высшей школе планируется набор студентов. И когда юноши и девушки решают вопрос о выборе будущей специальности, они оказываются перед наличием определенного количества «мест» в различных учебных заведениях. Возникает противоречие между заданным количеством вакансий и значительно большим числом лиц, претендующих на них. Поэтому в высшей школе для обеспечения качества обучения критерием отбора являются конкурсные экзамены. Они позволяют зачислить наиболее подготовленных, способных в определенных областях науки и техники юношей и девушек. Вместе с тем такая практика не всегда дает оптимальные результаты. Нередко в высшие учебные заведения поступают лица, которые по ряду причин оставляют затем учебу. Эти и другие проблемы, связанные с набором студенческого контингента, рассмотрим на примере деятельности высшей технической школы Сибири в конце 1950-х - первой половине 1960-х гг. В исследуемый период деятельность технических вузов региона проходила под знаком наращивания темпов и всемерного повышения качества подготовки специалистов, достижения более тесного сочетания теоретического обучения с производственными навыками, развития возможно большей самостоятельности студентов в овладении знаниями, формирования всесторонне развитой личности. Вся проводимая работа была направлена на подготовку такого инженера, который не только обладал бы прочными знаниями в области науки и техники, но и был человеком высокого морального долга, любил свою профессию, умел самостоятельно и творчески использовать полученные знания на производстве [1. С. 517]. В высшей технической школе Сибири тех лет к выполнению мероприятий, связанных с новым набором студентов, привлеклись преподавательские коллективы, общественные организации и студенты. Ими использовались самые разнообразные формы: дни открытых дверей, предметные олимпиады среди абитуриентов, выступления работников и выпускников вузов в средствах массовой информации, установление связей с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями по вопросам направления в институты по путевкам передовиков производства. Деканаты и общественные организации инженерных вузов установили связи с руководством предприятий Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. На предприятия командировались преподаватели и рассылались письма по вопросу отбора и поступления в вузы работающей молодежи. Комитеты комсомола институтов установили связи с комсомольскими организациями предприятий, строек, колхозов и совхозов. Важной частью проводимой вузами работы явились встречи студентов с производственной молодежью во время каникул и производственной практики, шефство студентов над предприятиями, школами рабочей и сельской молодежи. Так, в апреле 1959 г. для проведения агитационно-разъяснительной работы среди рабочей молодежи 12 преподавателей Томского политехнического института были командированы в крупнейшие города Сибири (Новосибирск, Красноярск, Омск и др.). В шести областных, краевых газетах были сделаны объявления о новом приеме студентов, организован ряд выступлений по радио и телевидению, проведены физические и математические олимпиады [2. Л. 71-72]. Сибирским металлургическим институтом в марте 1963 г. агитационной работой по набору студентов в г. Новокузнецке было охвачено 7 предприятий, 9 шахт, 3 разреза, 7 строительных трестов, 40 общеобразовательных школ. Кроме того, аналогичная работа была проведена на предприятиях и в школах Прокопьевска, Киселевска, Междуреченска и др. [3. Л. 134-135]. Для подготовки рабочей молодежи к вступительным экзаменам при вузах и предприятиях областей и краев региона были организованы подготовительные курсы. Большую помощь промышленным предприятиям оказывали студенты технических вузов, проводившие занятия с производственниками. Уже в 1961 г. на подготовительных курсах и предприятиях Томской области обучались 7 310 человек [4. Л. 145], Алтайского края -2 304 [5. Л. 6], Иркутской области - 4 830 [6. Л. 45]. В результате принятых мер значительно увеличился приток молодежи с производства. Если в 1960 г. на первые курсы технических вузов Новосибирской области из числа производственной молодежи и отслуживших в армии было принято 54, 3%, то в 1964 г. - уже 57, 6% [7. Л. 89]. Привлечение к комплектованию учебных заведений промышленных предприятий, колхозов и совхозов способствовало увеличению числа обучающихся по путевкам совхозов, колхозов и предприятий. Рабочая молодежь в целом по стране на первом курсе технических вузов дневного отделения, получавшая стипендию от предприятий, совхозов и колхозов, в 1960 г. составляла 11% от общего числа студентов, в дальнейшем удельный вес посланцев предприятий возрастал [8. С. 405]. В вузах Кемеровской области на первом курсе обучались в 1960 г. 11,5% студентов по путевкам предприятий, а в 1961 г. - 13% [9. Л. 12-13]. В красноярских вузах соответственно 4,7 и 12,5% [10. Л. 25]. Новые правила набора в вузы, которые были введены в конце 1950-х гг., в целом способствовали реализации Закона «Об укреплении связи школы с жизнью». Многие пришедшие с производства студенты не только хорошо учились, но и способствовали активизации общественной жизни. Однако практика работы высшей школы уже в первые годы выявила и отдельные недостатки нового приема. По правилам, утвержденным Минвузом СССР в 1959 г., вузам давалось право приема студентов-производственников до 80% (сюда входили и демобилизованные из рядов Советской армии, и лица, направленные предприятиями, колхозами и совхозами) [11]. Получилось так, что значение конкурса как средства отбора поступающих оказалось пониженным. Среди студентов нередко оказывалась молодежь, недостаточно подготовленная для обучения в вузе. Практически без конкурса принимались лица со стажем, сдавшие все экзамены на «тройки», в то же время выпускники школ, сдавшие на «хорошо» и «отлично» часто оказывались «за бортом» учебных заведений [12. С. 1-3]. Это приводило к определенным трудностям в работе коллективов технических вузов, связанным прежде всего со снижением успеваемости среди студентов-производственников. В 1965 г. Минвузом СССР были разработаны новые правила набора в вузы, по которым высшим учебным заведениям разрешалось самим определять число мест для абитуриентов, не имеющих производственного стажа, и абитуриентов, уже имеющих стаж, в зависимости от количества поданных заявлений, а также специализации факультетов. Отличительная особенность этих правил состояла в повышении требовательности при поступлении учащейся и работающей молодежи в высшие образовательные учреждения, в том числе и технического профиля. Основное требование, которое предъявлялось к абитуриентам, - глубокие и прочные знания. Это дало большие возможности привлечь в вузы хорошо подготовленную молодежь. Между тем по-прежнему лица со стажем работы не менее двух лет пользовались льготами при поступлении в институты. Среди них и школьников проводились отдельные конкурсы, пропорционально количеству поданных заявлений. Лица, направляемые промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, участвуя в общем с производственниками конкурсе, в первую очередь зачислялись в вузы. Эти правила обеспечивали наиболее рациональное сочетание требований высокой общеобразовательной подготовки и социальной принадлежности принимаемых. Наглядное представление об этом дает табл. 1 [13]. Таб лица 1 Социальный состав студентов первого курса дневных ;елений технических вузов Сибири в 1959-1965 гг., % Социальное положение студентов 1959 г. 1961 г. 1963 г. 1965 г. Всего студентов первого курса 100 100 100 100 В том числе: рабочие, из семей рабочих 47,8 50,0 50,3 45,4 колхозники, из семей колхозников 16,2 14,3 12,5 13,4 служащие, из семей служащих 36,2 35,7 37,2 42,4 Как видно из таблицы, организация набора в высшую техническую школу Сибири в 1965 г. в связи с новыми правилами приема отразилась на социальном составе студентов. Несколько снизилось число принятых в вузы рабочих, колхозников или выходцев из их семей. Однако это снижение не было слишком большим. Количество принятых в вузы из рабочих и крестьян по-прежнему было значительным, превышало категорию служащих.

Ключевые слова

Сибирь, высшая техническая школа, набор студенческого контингента, довузовская подготовка молодежи, социальный состав студентов, Siberia, higher technical school, recruitment of students, pre-university training of young people, social composition of students

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петрик Валерий Владимирович Томский политехнический университет доктор исторических наук, профессор отделения социально-гуманитарных наукv.v.petrik@mail.ru
Куперт Юрий Васильевич Томский государственный университет доктор исторических наук, профессор кафедры истории и документоведе-ния исторического факультетаdlida@iph.tsu.ru
Всего: 2

Ссылки

Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР : закон СССР : принят Верховным Советом СССР 24.12.1958 // Справочник партийного работника. М. : Политиздат, 1959. 685 с.
Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф. 607. Оп. 102. Д. 35.
Новокузнецкий филиал Кемеровского государственного архива (НФГАКО). Ф. Р-15. Оп. 5. Д. 471.
ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 116. Д. 114.
Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. П-1. Оп. 106. Д. 518.
Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 127. Оп. 55. Д. 51.
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-11. Оп. 2. Д. 800.
Советская интеллигенция (история формирования и роста, 1917-1965 гг.) / гл. ред. М.П. Ким. М. : Мысль, 1968. 432 с.
Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. П-3. Оп. 10. Д. 710.
Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-2234. Оп. 1. Д. 1.
Известия. 1965. 20 марта.
Вестник высшей школы. 1965. № 7.
Годовые статистические отчеты о работе технических вузов Сибири за 1958/59-1964/65 уч. гг., форма 3-НК // Текущий архив Министерства образования и науки РФ.
 Набор студенческого контингента в высшей технической школе Сибири в конце 1950-х - первой половине 1960-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 55. DOI: 10.17223/19988613/55/27

Набор студенческого контингента в высшей технической школе Сибири в конце 1950-х - первой половине 1960-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 55. DOI: 10.17223/19988613/55/27