Советский нефтяной экспорт 1950-1960-х гг. на фоне изменений на международной арене и деятельности СЭВ | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 66. DOI: 10.17223/19988613/66/6

Советский нефтяной экспорт 1950-1960-х гг. на фоне изменений на международной арене и деятельности СЭВ

Рассматривается процесс развития советского нефтяного экспорта в 1950-1960-е гг. Отмечается переход от экспорта нефтепродуктов к экспорту сырой нефти. Указывается на значительное влияние стран социалистического блока с нерешенной топливной проблемой на увеличение добычи нефти и расширение вывоза нефти из СССР. Статья опирается на рассекреченные документы отделов внешней торговли и тяжелой промышленности Госплана СССР, материалы Постоянной Комиссии СЭВ по нефтяной и газовой промышленности, Канцелярии СЭВ, впервые вводимых в научный оборот.

Soviet oil exports in the 1950s and 1960s alongside the changes in the international arena and COMECON activities.pdf Нефть в современной цивилизации - уникальное явление. Ей принадлежит ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. Она выступает самым торгуемым товаром на мировом рынке [1]. Через продукты переработки нефть «внедрилась в наши повседневные дела», стала определять «где мы живем, как мы живем, как мы работаем, как мы путешествуем» [2. C. 21]. Нефть вошла в национальные стратегии государств, в базовую часть мировой политики и власти [Там же. С. 20], определяя «глобальную борьбу за политическое и экономическое превосходство» [Там же. C. 847]. Все это в совокупности актуализирует изучение нефтяной проблематики не только как явления современности, но и в ее историческом движении. На пути возрастания роли нефти в существующей цивилизации прослеживается и особое место в этом процессе России, которая являлась и является одним из лидеров нефтедобычи и экспорта энергоресурсов [3]. Из объема нефти, добытой в 2019 г. (560,2 млн т) экспорт составил 47,5% [4]. В российском бюджете по обеспечиваемым доходам этот энергоресурс занимает первое место, второе место приходится на нефтепродукты [Там же]. Вывоз «нефти» из России начался еще в дореволюционный период, первоначально как экспорт керосина, затем спектр вывозимых продуктов переработки стал расширяться. В начале советской эпохи нефти определили «почетное место» [5. C. 53]. В 1920-е гг. она, лидируя в структуре советского экспорта, стала важным инструментом внешней политики, обеспечила прорыв экономической и, как следствие, политической блокады. С началом следующего десятилетия «нефть» отошла на третье место, уступив «хлебу» и «лесу». Восстановление позиций началось в 1950-е гг., что обусловливалось не только внутренними процессами в стране, но и глобальными изменениями на мировой арене. Историография исследуемой проблемы опирается на публикации по государственной политике в нефтяной сфере. Среди них обстоятельные научные труды Е.В. Бодровой, В.В. Калинова и соавт. [6], работы Р.Н. Бахтизина, А.С. Верещагина, М.Ю. Кийко [7], научные публикации по проблемам довоенного советского нефтяного экспорта А.А. Иголкина [8, 9]. Важны исследования по геополитике, изменению ситуации в мировой нефтедобыче, утверждению нефти в качестве важнейшего топливно-энергетического ресурса. Работа А.А. Манукян и К.Н. Козарез [10] представляет картину нефтяного рынка от первой мировой войны до 1960-х гг., раскрывает наступление американских компаний, «захват ими мирового рынка нефти». Аналогичные проблемы, но на более длительном временном промежутке, рассматривал У.Ф. Эндгаль [11. C. 110]. Основополагающим трудом по изучению проблем нефтедобычи в разных проявлениях является монография Д. Ергина [2]. Источниковую базу данного исследования, дополнившую общую картину, составили рассекреченные документы Совета экономической взаимопомощи и Госплана СССР, впервые вводимые авторами в научный оборот. Цель работы состоит в том, чтобы выявить причины роста советского нефтяного экспорта, роль в этом процессе внешнеполитических обстоятельств. Родившаяся в середине XIX в. фактически одновременно в двух странах - России и США - нефтяная индустрия породила в их лице основных конкурентов в сфере мировой нефтедобычи. Наша страна, обладавшая уже в дореволюционный период существенными запасами высококачественной нефти, расширявшая включение в добычу все новых регионов, внесла весомый вклад и в нефтепереработку. Братья Дубинины, В.Г. Шухов, Д.И. Менделеев, А.А. Летний на протяжении XIX в. раскрывали все новые свойства нефти, создавали условия для широкого ее использования как средства освещения, затем топлива, смазочных масел и т.д. При этом Россия превращалась в значимого экспортера нефтепродуктов [8. C. 88]. В 1913 г. в вывозе лидировал керосин с долей в 46,4%, далее шли смазочные масла - 25,3%, бензин - 16,3 %, мазут -6,8 %, сырая нефть - 0,05%. Конкурентная борьба компаний Бранобель и Standard Oil во многом обусловила рождение геополитики. Вступив в борьбу за рын- Советский нефтяной экспорт 1950-1960-х гг. на фоне изменений на международной арене и деятельности СЭВ 45 ки реализации нефтепродуктов, Россия вскоре сама стала ареной притязаний западных держав. После Гражданской войны и иностранной интервенции позиции России оказались ослабленными, в нефтяной сфере в том числе. Однако План ГОЭЛРО определил нефть базовым экспортным ресурсом в деле «получения валюты» для приобретения «из-за границы необходимого для нас оборудования» [5. C. 50, 53]. «Советская нефтяная промышленность, практически мертвая с 1920 г. по 1923 г., была быстро восстановлена... СССР... вышел на мировой рынок.», - писал Д. Ергин [2. C. 264, 267]. Сохраняя экспортную ориентацию, нефтяная отрасль позволяла получать валютные доходы. Построенные в 1930-е гг. трубопроводы Баку-Батум, Грозный-Туапсе протянулись к черноморским портам, в их начальной и конечной точках расположились перерабатывающие заводы. Большое место отводилось производству бензина, потребление которого на мировом рынке росло. Нефть позволила преодолеть экономическую изоляцию СССР, содействовала укреплению политических позиций. Удельный вес советского нефтяного экспорта стал снижаться, начиная со второй пятилетки (табл. 1). Эта тенденция сохранялась на протяжении 1930-1940-х гг. Однако главным топливным энергоресурсом мировой экономики в первой половине XX в. оставался уголь. Мировая экономика была угольной. Нефть лишь наращивала свой потенциал (табл. 2). Таблица 1 Экспорт нефти и нефтепродуктов в 1913-939 гг. Вид продукции 1913 1928 1930 1932 1933 1934 1935 1937 1939 Твердое топливо, тыс. т 229,1 1 396,4 1 920,4 1 800,0 1 818,0 2 210,7 2 251,2 1 319,7 181,8 Нефть, тыс. т 0,739 248,4 293,6 525,9 525,5 450,5 206,6 68,7 0,244 Нефтепродукты, тыс. т 951,8 753,6 4 419,3 5 591,7 4 404,6 3 856,7 3 161,9 1 860,4 473,9 бензин 152,1 760,3 1 453,5 2 015,5 1 295,9 1 119,9 658,2 415,4 117,2 мазут 64,9 647,5 1 447,9 1 870,1 1 533,8 1 300,8 1 133,6 576,0 201,7 керосин 439,1 204,8 781,1 828,7 570,3 435,5 416,2 243,5 53,9 Зерно 9 181,7 178,1 4 764,3 1 727,4 1 683,9 768,8 1 558,0 1 276,7 277,3 Лесоматериалы 7 488,4 2 979,9 7 363,0 5 686,3 6 284,4 6 486,3 6 774,1 5 105,5 1 723,5 Примечание. Сост. по: [12. C. 45, 59, 67, 94; 13. С. 721]. Таблица 2 Удельный вес основных энергоресурсов в мировом энергетическом балансе в первой половине XX в., % Год Уголь Нефть Газ Водная энергия 1913 89,8 5,6 1,8 2,8 1920 83,5 11,6 2,7 2,2 1929 76,3 14,1 4,2 5,4 1937 70,2 17,8 5,7 6,3 1949 59,3 24,2 9,4 7,1 1950 57,8 24,9 10,0 7,3 Примечание. Сост. по: [10. C. 9]. 46 Г.Ю. Колева, Ж.М. Колев Экспорт нефти и угля в мире в 1929-1950 гг., млн т Показатель 1929 1937 1950 Нефть 47 70 168 Уголь 137 120 103 Примечание. Сост. по: [10. С. 91]. и отражен в «плане Маршалла». План был представлен в июне 1947 г. Государственным секретарем США Дж. Маршаллом в Гарвард-Ярде, в Кембридже, штат Массачусетс, как широкомасштабная программа иностранной помощи по возрождению и перестройке экономики Западной Европы. В программе были воедино сведены намерения: сдерживания советской мощи; ослабления позиций коммунистов, которых усмотрели, прежде всего, «в горняцких профсоюзах»; преодоления европейского энергетического кризиса; замены угля нефтью; импорта нефти Европой «от американских компаний» при оплате долларами; восстановления статуса доллара в Европе. Глобальными следствиями этого курса стали переход экономики, основанной на угле, к экономике, базирующейся на нефти, выход американских компаний с нефтью на европейский рынок, введение в мировую экономику нефти Ближнего Востока. В 1947 г. от Персидского залива до восточных портов Средиземного моря началось сооружение трансаравийского нефтепровода. Строительство завершилось в 1950 г. Нефтепроводы как вид транспорта нефти стали превращаться в «наиболее эффективное средство борьбы... за повышение конкурентоспособности реализуемой нефти и за захват рынков сбыта», «установление контроля над европейским рынком нефти» [10. C. 89]. Удельный вес нефти в мировом топливноэнергетическом балансе к 1950 г. вырос до 25,4%, ее потребление по сравнению с концом 1920-х гг. увеличилось в 2,5 раза. Экспорт главных энергоресурсов мировой экономики стал кардинально меняться в сторону растущего значения нефти. США являлись крупнейшим нефтедобытчиком в мире с долей почти в 50% [14. Д. 27. Л. 42]. Мировая добыча нефти в 1950 г. составила 524,8 млн т [Там же. 17]. Перед всеми этими вызовами и был поставлен СССР, вышедший победителем из Второй мировой войны, но имевший сложнейшую совокупность экономических и социальных проблем, которые требовалось решать. Среди новых внешнеполитических проблем, вставших перед ним, - необходимость поддержки мирового коммунистического движения, стран, выходивших из колониальной зависимости, союзников по социалистическому блоку. В 1950 г. Советский Союз по нефтедобыче занимал третью позицию в мире после США и Венесуэлы, имея долю в 9,7% [Там же. Л. 12]. Нефть к этому времени уже была поставлена в центр геополитического противостояния. Все эти вызовы СССР не мог не учитывать, как не мог, скорее всего, смириться с третьеразрядной ролью в мировой нефтяной сфере. Американская идея «Нефть - основной стратегический продукт во время войны и определяющий для национальной мощи и международного влияния в мирное время» во многом напоминала высказывание И. Сталина на XIV съезде партии 18 декабря 1925 г. о том, что «одним из основных вопросов для мировых держав является. вопрос о нефти. ибо вопрос о нефти есть жизненный вопрос. от того, у кого больше будет нефти, зависит, кто будет командовать в будущей войне. кто будет командовать мировой промышленностью и торговлей. Нефть . является жизненным нервом борьбы мировых государств за преобладание как во время мира, так и во время войны» [15]. Экспорт нефти в мире в послевоенный период стал активно расти, обогнав по темпам прироста господствовавший длительное время уголь (табл. 3). Таблица 3 Возвращение Советского Союза после окончания Второй мировой войны в нефтяную сферу мира происходило в условиях, для него чрезвычайно сложных. За годы Великой Отечественной войны нефтедобыча в стране снизилась с 31 до 19 млн т, основному добывающему району - Азербайджанско-Грозненскому - был нанесен существенный урон. Однако были сохранены кадры отрасли, росли объемы добычи в Урало-Волжском регионе, ресурсная база пополнилась открытием месторождений в девонских отложениях Татарии, и, что немаловажно для последующего развития событий, был приобретен опыт ускорения темпов трубопроводного строительства. Уже к 1950 г. добыча нефти в стране увеличилась к уровню 1945 г. почти в два раза, составив 37 млн т. Стал возрождаться нефтяной экспорт, остававшийся преимущественно экспортом нефтепродуктов, но включивший и сырую нефть. Данные официальной статистики о начале вывоза в послевоенный период сырой нефти из СССР противоречивы. Так, в одном и том же статистическом сборнике - «Внешняя торговля СССР. 1918-1966 гг.» -содержится разная информация: на с. 80 приведены данные о том, что в 1946-1948 гг. сырая нефть не вывозилась, но далее, на с. 126-127, указывается, что в 1946 г. из Советского Союза в ГДР было вывезено 26,4 тыс. т сырой нефти, в 1947 г. - 37,6 тыс. т [16]. Конечно, в тот период ГДР еще не было. Вывоз был в Восточную Германию, возможно, для нужд советских сил, там размещенных. Это может объяснять двоякую трактовку данных по вывозу нефти в 1946-1947 гг. В последующие два года - 1948, 1949 гг. - вывоз в Германию был прекращен. Он возобновился в 1950 г. в значительно возросшем объеме - 132,6 тыс. т. С 1949 г. начался вывоз сырой нефти в Чехословакию (55,5 тыс. т), с 1950 г. - в Польшу (53, 5 тыс. т). В 1951 г. 198,8 тыс. т нефти было поставлено уже и в Венгрию. С этого же года начались поставки сырой нефти в Италию. Италия стала первой страной капиталистического блока, в которую Советский Союз после Второй мировой войны стал регулярно отправлять нефть. С 1951 по 1955 г. сырая нефть из СССР вывозилась в 5 стран: 4 страны социалистической ориентации - ГДР, ЧССР, ВНР, ПНР, и капиталистическую Италию. В 1956 г. нефть стали экспортировать в Объединенную Арабскую Республику [Там же. С. 80, 126-127]. География экспорта будет расширяться с 1957 г., включая и капиталистические страны. Новый послевоенный миропорядок поставил СССР перед задачей активного возвращения в нефтяную Советский нефтяной экспорт 1950-1960-х гг. на фоне изменений на международной арене и деятельности СЭВ 47 сферу. Однако советский нефтяной экспорт возрождался первоначально медленными темпами. «В нефтяной отрасли, - говорил ее министр В.Д. Шашин, - при всей значимости достижений советских нефтяников... показатели... были.более чем скромными» [17. С. 150]. Для успешной конкуренции на мировом рынке нужно было наращивать добычу в стране, совершенствовать технологии, выходить на новые перспективные нефтеносные площади. В определении причин дальнейшего развития нефтяной промышленности и экспорта нефти нельзя снимать со счетов идею, родившуюся еще в первые годы революционных преобразований. Принадлежала она В.И. Ленину и наиболее ярко высказана в работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться». Сводилась она к формуле: «Догнать передовые страны и перегнать их экономически» [18. C. 198]. Л.Д. Троцкий в книге «Преданная революция», в первой главе «Что достигнуто? Важнейшие показатели промышленного роста», писал: «Формулированный Лениным вопрос: кто кого? есть вопрос о соотношении сил между СССР. и мировым капиталом. Вопрос: кто кого. как экономический стоит перед СССР в мировом масштабе» [19]. Не была чужда эта идея и И.В. Сталину, который 19 ноября 1928 г. в докладе на пленуме ЦК партии «Об индустриализации страны и правом уклоне в ВКП (б)» говорил: «Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в смысле установления нового политического строя. Это хорошо. Но этого мало. Для. окончательной победы социализма в нашей стране нужно еще догнать и перегнать эти страны также в технико-экономическом отношении» [20]. В период правления Н.С. Хрущева, когда курс на полную и окончательную победу социализма актуализировался, задача «догнать и перегнать западные страны в экономическом отношении» приобрела особую значимость, и она не могла не затрагивать нефть и ее экспорт. Важным стимулирующим фактором для ускоренного развития нефтедобычи в СССР, расширения советского нефтеэкспорта во многом явилась сложная внешнеполитическая проблема, продиктованная социалистическим блоком Европы. В 1950-е гг. страны Восточной Европы на разного уровня совещаниях, заседаниях, рабочих группах Совета экономической взаимопомощи, созданного в 1949 г., постоянно заявляли о проблеме нехватки топлива, основным ресурсом которого выступал каменный уголь [21. Д. 20. Л. 14]. Нерешенность угольной проблемы приводила к нарастающим противоречиям. Советский Союз не мог в должных количествах поставлять уголь для своих союзников в силу недостаточности его ресурсов, хотя и существенно увеличил его экспорт. Первое место среди социалистических стран по объемам вывозимого из СССР угля занимала ГДР - 2 544,4 тыс. т [22. С. 58-59, 95, 96, 106]. Широко уголь из СССР поставлялся и в страны, не являющиеся участниками социалистического блока [Там же. С. 86, 89, 103, 147]. Проблему нехватки угольного топлива в рамках СЭВ попытались решать через использование угля, добываемого самими странами СЭВ, в частности через поставки из Германии (первое место по добыче) и Чехословакии (третье место). ГДР в середине 1950-х гг. добывала 226,7 тыс. т, Польша - 105,6 тыс. т, Чехословакия - 70,6 тыс. т угля [21. Д. 23. Л. 121]. Однако Германия и Чехословакия ответили отказом, сославшись на внутренние проблемы. Тогда был поставлен вопрос об использовании угля Польши, который был вынесен на заседание СЭВ 18-25 мая 1956 г. [Там же. Л. 18]. Обсуждалась задача увеличения добычи угля в странах - членах СЭВ. Планировалась реконструкция старых и закладка новых шахт в Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии. До выполнения этих намерений основные планы в обеспечении поставок угля увязывались с Польшей, которая выступила с заявлением, «что должна прибегнуть к уменьшению экспорта угля»», посокльку «не может гарантировать увеличение добычи». В ходе совещания Польша все-таки выразила согласие на увеличение добычи угля при условии «долевого участия стран СЭВ, заинтересованных в поставках угля, в финансировании развития ее угольной промышленности», определив сумму в 1 млрд инвалютных рублей. Участие каждой страны в финансировании должно было определяться долей импорта угля. Указанные средства Польша намерена была получать уже в 1956 г. [Там же. Д. 20. Л. 20-21]. Данный подход к решению угольной проблемы вызвал возражения, а последовавшее обсуждение обозначило существенные противоречия между участниками совещания. Против выступила Болгария. Венгрия предложила взнос по долевому участию осуществлять в виде поставок оборудования и «других товаров». ГДР заявила об отсутствии средств для долевого участия и также предложила направить Польше «необходимое оборудование и другие товары». Решение не было принято. Вопрос отложили [Там же. Д. 26. Л. 21]. Вскоре Польша заявила, что «не согласна на поставки угля» [Там же]. Все чаще в 1950-е гг. страны СЭВ указывали на нехватку дизельных топлив, авто- и авиабензина, керосина, основных смазочных масел, топочного мазута, нефтяного битума [Там же. Д. 27. Л. 24]. Поставки нефтепродуктов странам Восточной Европы из СССР начались на второй год после окончания Второй мировой войны - с 1946 г. С этого же года нефтепродукты стали экспортировать в Китай и Северную Корею, а также в капиталистическую страну Финляндию. В середине 1950-х гг. нефтепродукты вывозились уже в 10 стран социалистического блока: Монголию, Чехословакию, Югославию, Китай, КНДР, Албанию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу (из них только 6 были членами СЭВ), и в 9 капиталистических стран: Финляндию, Францию, Швецию, Грецию, Италию, Норвегию, Египет, ФРГ, Исландию [22. С. 89, 93, 96, 103, 120, 124, 132, 139, 147]. В советском экспорте нефтепродуктов в страны Восточной Европы первое место занимало дизельное топливо (44%), второе - автомобильный бензин (39,5%). Эти нефтепродукты закупали практически все страны - члены СЭВ. Авиационный бензин шел в Албанию, Болгарию, Польшу, Венгрию, керосин осветительный - в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Чехословакию [21. Д. 23. Л. 149]. 48 Г.Ю. Колева, Ж.М. Колев Динамика экспорта нефти, нефтепродуктов, угля, тыс. т Вид продукции 1913 1928 1938 1950 1955 1956 1957 1958 Уголь 97 563 424 121 4 313 5 673 8 772 9 951 Нефть сырая 0,7 248 168 303 2 906 3 897 5 923 9 093 Нефте продукты 952 2 534 1 221 778 5 090 6 170 7 757 9 045 Примечание. Сост. по: [23. C. 200-213, 800, 802] В то же время СССР импортировал 3 436,8 тыс. т нефтепродуктов из Румынии [22. С. 85]. Нефтепродукты СССР закупал и в Иране. Добыча нового энергоресурса для европейской экономики - нефти - в 1956 г. в странах СЭВ (без СССР) составляла 13,6 млн т. Она велась в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии. На Румынию из общего объема приходилось 11,2 млн т. Часть стран Восточной Европы импортировала нефть из Австрии: Венгрия - 250 тыс. т, ГДР - 340 тыс. т, Чехословакия - 250 тыс. т [21. Д. 23. Л. 149, 153]. Австрийскую нефть закупал и Советский Союз: в 1955 г. -467,1 тыс. т, в 1956 г. - 1 376,3 тыс. т [22. С. 37]. СССР импортировал нефть и из Албании в объеме 64,1 тыс. т [Там же. C. 41]. На совещании СЭВ 18-25 мая 1956 г. при остром обсуждении ситуации по обеспечению стран СЭВ углем обозначился вопрос о ввозе в страны СЭВ сырой нефти из СССР. Как уже было сказано, ее поставки союзникам велись с середины 1940-х гг. По данным официальной статистики, Советский Союз в 1956 г. экспортировал нефть в следующие страны Восточной Европы: в Чехословакию - 676,8 тыс. т, Венгрию - 304,7 тыс. т, ГДР - 745,5 тыс. т, Польшу - 489,2 тыс. т [16. С. 52, 59, 75, 95]. В Болгарию нефть завозилась из Албании. Исходя из этого, вопрос стоял не о начале поставок нефти, а об их увеличении. В протоколе VIII заседания СЭВ в Варшаве 18-22 июня 1957 г. записано: «Принять к сведению заявление советской делегации, что Советский Союз принимает меры к выполнению всех рекомендаций Берлинской сессии Совета по поставкам важнейших товаров странам -участникам Совета и считает возможным положительно рассмотреть вопрос о некотором увеличении поставок отдельных видов продукции, по которым имеется дефицит» [21. Д. 25. Л. 11]. В материалах СЭВ наличие поставок нефти из СССР в страны Восточной Европы в предшествующий период не нашло отражения. В числе стран социалистического блока, получавших сырую нефть из СССР, также были Китай (397,3 тыс. т), Югославия - 309, 4 тыс. т [16. С. 106, 124]. Принадлежность инициативы об экспорте нефти из СССР на совещании 18-25 мая 1956 г. в документах оказалась не зафиксирована. Записано: «...ставится вопрос о поставках сырой нефти из СССР» [21. Д. 23. Л. 33]. Табл. 4) показывает существенный рост экспорта нефти из СССР с 1950 г. Таблица 4 Нефтеэкспорт стал увеличиваться, но проблема дефицита топливных ресурсов внутри СЭВ перешла в своей неразрешенности в 1957 г. Она присутствовала в повестках заседаний СЭВ разного уровня: 25-27 сентября, 24 октября, 1-2 ноября, 13 ноября, 15 ноября, 29 ноября 1957 г. Большая часть этих заседаний проводилась в Москве, что свидетельствовало о сложности и важности решаемых вопросов [21. Д. 27. Л. 84, 87, 90, 96, 97]. В повестке заседания СЭВ 29 ноября 1957 г. отражен вопрос: «Предложение секретариата Совета о порядке согласования планов развития ТЭБ стран участниц СЭВ» [Там же. Л. 101]. Длительный процесс обсуждения привел к согласованию позиций. Был принят документ «Согласованные взаимные товарные поставки между странами - участниками СЭВ на 1957-1960 гг.». Согласно этому документу Венгрия сохраняла намерение ввозить нефть из Австрии, как и ГДР и Чехословакия, но все они проявили большую заинтересованность в поставках нефти из СССР. На 1957-1960 гг., согласно этому документу, ГДР, ЧССР, Венгрия, Польша запланировали получение нефти из СССР [Там же. Д. 23. Л. 153-156]. Вопрос о согласовании объемов поставок нефти из Советского Союза - лишь одна составляющая решаемой проблемы. Вторая, как представляется, более сложная, связана с транспортировкой нефти. Уже в 1956 г. встал вопрос «о сооружении нефтепроводов, организации перевалочных баз и нефтехранилищ» [Там же. Л. 32]. То есть следует полагать, что в условиях нехватки угля, сложной позиции Польши, ГДР, Чехословакии по его поставкам, нарастающих противоречий по вопросам долевого участия в финансировании угольной промышленности Польши, как и в целом кризисных явлений внутри социалистического блока, СССР пошел на то, чтобы начать обсуждать вопрос о новых объемах экспорта нефти из СССР и новых способах ее транспортировки. При этом добыча нефти в 1956 г. составляла в СССР лишь 84 млн т, основной базой являлась Башкирия, подступ к эксплуатации месторождений Татарии еще только обозначился. Обилие заседаний со строго завуалированным содержанием на протяжении 1957 г., судя по всему, нужно рассматривать как обсуждение именно проблем транспортировки советской нефти. На VIII сессии СЭВ в Варшаве 13-21 августа 1957 г. в повестке заседания рабочей группы «О транспорте» отражена задача «подготовки соображений... по обеспечению международных перевозок на перспективу 10-15 лет». В итоге «было решено обратиться в Секретариат СЭВ для доведения до сведения членов Совещания, председателей госпланов стран - участниц СЭВ вопроса о включении транспорта в число важнейших взаимосвязанных отраслей народного хозяйства», а также «предусмотреть подготовку материалов о перспективных объемах перевозок экспортных и импортных грузов». Важно увидеть в документе то, о перевозке каких грузов шла речь: «.угля. нефти, нефтепродуктов» [24. Д. 27. Л. 46]. К осени 1957 г. вопрос о транспортировке нефти из СССР в Восточную Европу в основном был решен. В мировой нефтяной сфере на повестку выходил еще один нефтепровод - из СССР в страны Восточной Европы, которому дали название «Дружба». В то время когда шла выработка решений по транспортировке советской нефти в Европу, Советским Союзом обстоятельно анализировалась мировая Советский нефтяной экспорт 1950-1960-х гг. на фоне изменений на международной арене и деятельности СЭВ 49 ситуация потребления и импорта нефти. Анализ показал: почти весь рост мирового потребления энергии в первой половине XX в. был покрыт увеличением потребления нефти и газа; основным поставщиком нефти в Европу с 1950 г. стал Средний Восток; Средний Восток сосредоточивал 68,8% запасов нефти капиталистических стран, добывал 27,1% нефти, потреблял 2,1%; переработка нефти и потребление нефтепродуктов смещались в Западную Европу; Западная Европа становилась главным импортером нефти; США оставались лидером нефтедобычи (с долей более 40%) и центром мировой нефтепереработки (49,8% мировых мощностей НПЗ и 48,1% производства нефтепродуктов) [14. Д. 27. Л. 5-7, 9]. Отмечалось, что с 1938 по 1958 г. США почти в 10 раз увеличили импорт нефти, но сократили ее экспорт с 9,2 до 0,7 млн т. Данный анализ позволял видеть следующие новые тенденции мировой экономики: увеличение потребности в энергии стран Западной Европы; сокращение потребления каменного угля; рост значения нефти, природного газа; увеличение потребления нефти в Европе при низком уровне добычи этого ресурса на ее территории [Там же. Л. 5-51]. США начали процесс превращения угольной экономики Европы в нефтяную. В рамках реализации плана Маршалла были существенно увеличены мощности нефтеперерабатывающих предприятий Западной Европы. Основная доля этих мощностей оказалась под контролем американского и английского капитала [10. С. 78]. Пока совершенно незамеченным оставалось такое новое явление, проявившееся с середины 1940-х гг., как начало поставок природного газа в Европу из СССР. Советский Союз с 1946 г. приступил и к экспорту нефти на территорию Восточной Европы. В середине 1950-х гг. союзниками по социалистическому блоку СССР был поставлен перед проблемой поставки нефти в увеличенных объемах. По достигнутым договоренностям должна была поставляться краснодарская, саратовская, туймазинская (из Башкирии) нефть при существенном увеличении в 1959-1960 гг. туйма-зинской (башкирской) и мухановской (из Самарской области). Не нашла отражения в планах нефть Татарии. 11-13 декабря 1958 г. в Праге на заседании СЭВ уже открыто обсуждался вопрос о строительстве «магистральных нефтепроводов» для перекачки нефти из СССР в Венгрию, Германию, Польшу и Чехословакию. Доклад по этому вопросу делал председатель комиссии стран - членов СЭВ по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области нефтяной и газовой промышленности Флореску. Центральное место в докладе занимала проблема сооружения магистрального нефтепровода [21. Д. 29. Л. 5]. В резюмирующей части заседания в Праге было записано: «Учитывая заинтересованность Венгрии, Германии, Чехословакии, Польши в обеспечении транспорта нефти из СССР в больших количествах, СЭВ постановил признать правильными намечаемые направления нефтепроводов от нефтеносных районов Волги до г. Мозырь как общей магистрали для перекачки нефти в Венгрию, ГДР, Польшу, Чехословакию». Далее уточнялось разветвление маршрутов. Первая ветка, от г. Мозырь до г. Шведт, была ориентирована на поставки нефти в Польшу и ГДР (при этом в ГДР нефть должна была пройти через Польшу). Вторая ветка - от Мозыря через Ужгород до Братиславы и до г. Гневице -рассматривалась как магистраль передачи нефти в Венгрию и Чехословакию [Там же. Л. 22]. Вопрос о строительстве нефтепровода ставился в увязке со строительством в странах СЭВ новых мощностей НПЗ. То есть изначально, по складывающейся стратегии сотрудничества, Советский Союз превращался в поставщика сырой нефти при создании базы нефтепереработки в странах СЭВ. Это во многом напоминало линию поведения США на нефтяном рынке Европы, с одной лишь разницей: на своей территории США имели мощнейшую базу нефтепереработки. Строительство магистрального нефтепровода до Чехословакии планировалось завершить в 1961 г., до Польши и Германии - в 1963 г., участок до Будапешта -в 1964 г. На территории СССР нефтепровод начинался в Урало-Волжской нефтяной провинции и шел до г. Мозырь. Его протяженность по территории СССР должна была составить 3 031 км [14. Д. 42. Л. 16]. Трубы нефтепровода «Дружба-1» планировались под диаметр 1 020 мм. Трубопровод становился самым крупным в мире магистральным нефтепроводом. Сооружение этой транспортной артерии было запланировано от самого богатого по запасам из числа открытых в СССР месторождений - Ромашкинского, расположенного на территории Татарии. Начальной точкой был г. Альметьевск, центр расположения управления «Татнефти». От Альметьевска трубопровод должен был пройти до Куйбышева, далее - до Мозыря, с разветвлением на два направления: северное - до пересечения с границей Польши в районе Бреста, и южное - до пересечения границы Чехословакии в районе Ужгорода. Окончание строительства нефтепровода на территории СССР намечалось на четвертый квартал 1963 г. Было запланировано сооружение 6 НПС. Нефтепровод на территории СССР проектировался, финансировался, строился советской стороной, его продолжение на территории стран Восточной Европы -соответствующей страной. СССР принимал участие в проектировании наиболее сложных участков трубопровода, например переходов через канал Го-Фри-Ва и р. Одер [Там же. Л. 13]. Также Советский Союз разрабатывал Генеральную схему нефтепровода, она должна была осуществить увязку проектов на территориях отдельных стран. СССР дал согласие на оказание технической помощи заинтересованным странам и взял на себя обязательство предоставления специальных строительных механизмов на арендных началах [21. Д. 29. Л. 23]. На приграничные участки нефтепровода на территории СССР были запланированы поставки труб членами СЭВ. Так, для нефтепровода Мозырь-Брест трубы для протяженности 447 км поставлялись из ГДР и ПНР, для участка Мозырь-Ужгород - 775 км -из ВНР и ЧССР. Сооружение нефтепровода было результатом кооперирования усилий стран - членов СЭВ. Совещания по вопросам строительства стали проводиться регулярно: 11-14 августа 1959 г., 21-26 января 1960 г., 2-6 августа 1960 г., 18-24 апреля 1961 г., Г.Ю. Колева, Ж.М. Колев 50 15-20 ноября 1961 г. [14. Д. 42. Л. 14]. Курировала вопрос Постоянная комиссия по нефтяной и газовой промышленности, созданная в структуре СЭВ в 1957 г. В составе Комиссии была создана специальная постоянная рабочая группа. Обсуждения касались выполнения проектно-изыскательских работ, собственно строительства нефтепровода, поставок оборудования и материалов. Сооружение нефтепроводной системы «Дружба», согласно документам СЭВ, следует отсчитывать от 23 сентября 1959 г., с начала работ на территории Чехословакии. Советский Союз приступил к процессу строительства в январе 1960 г., ВНР - 1 июня 1961 г. ПНР - в 1960 г. (число и месяц не указываются), ГДР -25 октября 1961 г. [Там же. Л. 14-27], Болгария в строительстве не участвовала, так как получала в тот период нефть Албании [Там же. Д. 66. Л. 13]. Румыния располагала собственными ресурсами. Ввод участков трубопровода стал осуществляться со значительным опережением запланированных сроков. В конце 1961 г. на территории ЧССР введена в эксплуатацию первая очередь нефтепровода Броды-чехословацко-советская граница-Будковце-Братислава, протяженностью 725 км. В феврале 1962 г. на этом участке приступили к подаче нефти. Венгерский участок трубопровода был введен в эксплуатацию 1 июля 1962 г. Работы на территории ГДР, начатые на самом сложном участке - переход через реку Одер-германо-польская граница-Шведт, завершились в мае 1962 г. Затем приступили к соединению немецкого участка с польским. Работы на нем закончили 15 октября 1963 г. [Там же. Л. 14-27] Первым с февраля 1962 г. стал эксплуатироваться участок чехословацкого нефтепровода. Однако поставки нефти в Чехословакию временно осуществлялись на станцию нефтепровода в Бродах цистернами, период движения которых от станции налива составлял 7 дней. Возникали сложности: чехословацкая сторона не давала своевременно информацию о периодической остановке станции в Будковцах (территория ЧССР). В связи с этим в Бродах (город на северо-востоке Львовской области) накапливалось до 3 000 цистерн. В сентябре 1962 г. нефть стала подаваться в Венгрию, в конце 1963 г. - в Польшу и ГДР. Практически во всех странах ввод участков нефтепровода был привязан к вводу и расширению мощностей нефтехимических предприятий: в Венгрии нефть пошла на НПЗ «Сень», а также была ориентирована на обеспечение сырьем строящегося нефтехимического завода в деревне Сасхаломбатта [Там же. Д. 48. Л.78], в ПНР - на строящийся завод в г. Плоцк [Там же. Д. 66. Л. 13]. Строительство нефтепровода велось усилиями пяти стран - членов СЭВ, на участке, проходящем по территории той или иной страны, осуществлялось каждой страной самостоятельно [21. Д. 29. Л. 23]. В процессе работ возникло немало проблем. Одна из них - задержка поставок труб на участок ПНР со стороны организаций ГДР. ГДР задерживала поставки труб и для СССР, но ссылалась на несвоевременность поставок стали из СССР. Особенно сказались недопоставки труб Германией на строительство участка Мозырь-Брест. ЧССР поставляла задвижки и обратные клапаны, однако в задвижках были обнаружены дефекты, оборудование потребовалось вернуть. В процессе начавшейся эксплуатации трубопровода стало ясно, что чехословацкая сторона уложила на участке государственная граница-Будковец трубы недостаточной прочности, СССР вынужден был в трех точках ставить специальные напоропонижающие станции. Не везде были введены линии связи. В процессе эксплуатации нефтепровода проявились утечки нефти из нефтепроводов и резервуаров, имелись ошибки в работе с задвижками. Несомненно, в строительстве нефтепровода СССР взял на себя основную нагрузку [14. Д. 42. Л. 22]. Однако, несмотря на все трудности, 15 октября 1964 г. трубопровод был официально принят в эксплуатацию. 26-28 ноября 1964 г. в Бухаресте на заседании Постоянной Комиссии по нефтяной и газовой промышленности СЭВ были рассмотрены итоги строительства нефтепровода «Дружба», а также предложения по перспективам его дальнейшего использования. Было отмечено, что этот нефтепровод стал самым крупным в мире, его протяженность составила 4 263 км, на нем возведено 8 комплексов нефтеперекачивающих станций. Его пропускная мощность на 1965 г. определялась в 15 млн т нефти. Подчеркивалось, что строительство было осуществлено в короткие сроки. Название, даваемое трубопроводу в документах этого совещания: «трансевропейская нефтепроводная система “Дружба”». Среди приводимых оценок: «имеет важное значение для народного хозяйства стран СЭВ», «создает сырьевую базы для народнохозяйственных процессов», «улучшает топливно-энергетический баланс во всех звеньях промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта», «позволяет обеспечить развитие в ГДР, ПНР, ВНР, ЧССР прогрессивных отраслей промышленности, прежде всего химических производств», а также «способствует качественному улучшению ТЭБ социалистических стран» [Там же. Д. 59. Л. 3, 9, 29, 31]. На 1960 г. во всех странах СЭВ по результатам анализа, проведенного Госпланом СССР, основным топливно-энергетическим ресурсом еще по-прежнему являлся уголь. В Болгарии на его долю приходилось 76,1% ТЭР, в Венгрии - 82,1%, в ГДР - 99,4%, в ПНР -96%, в ЧССР - 92,4% и только в Румынии - 10%. Но уже к 1970 г. было запланировано снижение доли угля в топливно-энергетическом балансе стран СЭВ [25. Д. 334. Т. 2. Л. 71]. При этом Советский Союз во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. многократно нарастил поставки каменного угля в Венгрию, ГДР, Польшу, Чехословакию. Из 17 стран мира, в которые поставлялся уголь из СССР, на первом месте стояла ГДР. С 1955 по 1963 г. вывоз угля в ГДР вырос 2,5 раза. За это же время экспорт угля из СССР в Польшу вырос в 55 раз, в ЧССР - в 53 раза [26. С. 88-89, 102-103]. Реализации запланированного курса по сокращению удельного веса каменного угля в ТЭБ стран Восточной Европы должны были содействовать поставки нефти из СССР, которые стали постоянно увеличиваться, прежде всего по настойчивым требованиям руководства этих стран. Все это ставило перед СССР задачу наращивания добычи нефти. Президиум Совета мини- Советский нефтяной экспорт 1950-1960-х гг. на фоне изменений на международной арене и деятельности СЭВ 51 Годы Нефть, Природный газ, Уголь, млн т млрд куб. м млн т 1921-1930 1,46 0,27 3,8 1931-1940 1,26 0,25 11,8 1941-1950 0,67 0,37 9,5 1951-1953 5,0 8,8 19,7 1954-1960 14,7 8,8 21,7 1961-1963 20,0 15,0 9,0 Примечание. Сост. по: [Там же. Л. 214]. стров СССР дал поручение Госплану СССР, Комитету по топливной промышленности в его составе представить к 1 июля 1963 г. план мероприятий по развитию нефтяной промышленности СССР. Определялся период с 1963 по 1970 г. [27. Д. 147. Л. 339]. Отсчет от 1963 г. обусловливался тем, что в этом году была введена основная часть нефтепровода «Дружба». С конца 1950-х гг. СССР вышел на второе место в мире по добыче нефти после США, обогнав Венесуэлу. Потребление топливно-энергетических ресурсов существенно возросло и внутри страны. Госплан СССР спрогнозировал дальнейшее снижение в топливе доли угля (на 20%), рост удельного веса нефти (с 30 до 41%) и природного газа (с 7,9% до 22,4%) [Там же. Д. 150. Л. 20-21]. Однако, как отмечалось, расчеты наличного уровня добычи нефти не покрывали внутренние потребности страны и особенно потребности в экспорте нефти [Там же. Л. 21].

Ключевые слова

нефть, нефтепродукты, экспорт, СССР, СЭВ, нефтепроводы, oil, petroleum products, export, USSR, COMECON, oil pipelines

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Колева Галина ЮрьевнаТюменский индустриальный университетдоктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных наук и технологий Института сервиса и отраслевого управленияgukoleva@gmail.com
Колев Жеко МитковТюменский индустриальный университеткандидат технических наук, доцент кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений института геологии и нефтегазодобычиjackkolev@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Нефть. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нефть (дата обращения: 12.02.2020).
Ергин Д. Добыча : всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть : пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2011. 944 с.
Список стран по экспорту нефти. Url: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81% D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83_%D0 %BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B (дата обращения: 12.02.2020).
Добыча нефти в России в 2019 г. URL: https://tass.ru/ekonomika/7458697 (дата обращения: 12.02.2020).
План Электрификации РСФСР : введение к докладу 8-му съезду советов Государственной комиссии по электрификации России. М. : Гостехиздат, 1920. 122 с.
Бодрова Е.В., Калинов В.В., Филатова М.Н., Гусарова М.Н., Сергеев С.В. Государственная политика в нефтегазовой сфере в контексте рос сийской модернизации. М. : МАОРИ, 2014. 813 с.
Бахтизина Р.Н., Верещагина А.С., Кийко М.Ю. «Нефтяной фактор» в российской государственной политике. Дореволюционный и советский периоды. Уфа : Нефтегазовое дело, 2007. 176 с.
Иголкин А.А. Нефтяной фактор во внешнеэкономических связях России за последние 100 лет // Экономический вестник Ростовского госу дарственного университета. 2008. № 1. С. 87-93.
Иголкин А.А. Советский нефтяной экспорт в годы предвоенных пятилеток // Нефтяное хозяйство. 2006. № 9. С. 139-141.
Манукян А.А., Козарез К.Н. Капиталистический рынок нефти. 2-е изд., стереотип. М. : ЛЕНАНД, 2017. 160 с.
Эндгаль У.Ф. Англо-американская нефтяная политика и Новый Мировой Порядок. 3-е изд., пересмотр. М. : Селадо, 2014. 428 с.
Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг. : стат. обзор. М. : Внешторгиздат, 1960. 1135 с.
Статистический справочник СССР за 1928 г. М. : Статиздат ЦСУ СССР, 1929. 958 с.
Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 561 (Совет экономической взаимопомощи. Секретариат. Отдел нефтяной и газовой промышленности). Оп. 12.
XIV съезд ВКП(б). Политический отчет ЦК партии. URL: http://www.magister.msk.ru/library/stalin/7-1.htm (дата обращения: 25.03.2020).
Внешняя торговля СССР. 1918-1966 гг. : стат. обзор. М. : Междунар. отношения, 1967. 242 с.
Гайказов М.Н. Валентин Дмитриевич Шашин - блистательный стратег нефтяной промышленности. М. : Нефть и газ, 2006. 400 с.
Ленин В.И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться // Полное собрание сочинений. 5-е изд. М. : Политиздат, 1969. Т. 34. С. 151-199.
Троцкий Л.Д. Преданная революция. URL: https://www.marxists.org/russkij/trotsky/1936/betrayed/1.html (дата обращения: 05.04.2020).
Сталин И.В. Об индустриализации страны и правом уклоне в ВКП(б) : доклад на пленуме ЦК партии // Собрание сочинений. Т. XI. URL: https://stalinism.ru/sobranie-sochineniy/tom-xii/gruppa-buharina-i-pravyiy-uklon-v-nashey-partii.html (дата обращения: 05.04.2020).
РГАЭ. Ф. 561 (СЭВ. Канцелярия). Оп. 1 с.
Внешняя торговля СССР за 1956 г. : стат. обзор. М. : Внешторгиздат, 1958. 155 с.
Народное хозяйство СССР в 1958 г. : стат. ежегодник. М. : Гос. стат. изд-во, 1959. 960 с.
РГАЭ. Ф. 561 (СЭВ. Канцелярия). Оп. 10.
РГАЭ. Ф. 4372 сч. (Госплан СССР. Отдел внешней торговли). Оп. 81 с.
Внешняя торговля Союза ССР в 1959-1963 гг. : стат. обзор. М. : Внешторгиздат, 1965. 482 с.
РГАЭ. Ф. 4372 оц. (Госплан СССР. Отдел народнохозяйственных планов по тяжелой промышленности). Оп. 65.
Колева Г.Ю. Западно-Сибирский нефтегазовый комплекса: история становления. : в 2 ч. Тюмень : Изд-во ТюмГНГУ, 2005. Ч. 1. 112 c.
Колева Г.Ю. «Тюмень» в энергетической политике СССР // Тюменская область: историческая ретроспектива, реалии настоящего и контуры будущего : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Тюмень-Тобольск, 20-21 сент. 2019 г.). / отв. ред. Л.Л. Мехрешвили. Тюмень : ТИУ, 2019. С. 40-48.
 Советский нефтяной экспорт 1950-1960-х гг. на фоне изменений на международной арене и деятельности СЭВ | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 66. DOI: 10.17223/19988613/66/6

Советский нефтяной экспорт 1950-1960-х гг. на фоне изменений на международной арене и деятельности СЭВ | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 66. DOI: 10.17223/19988613/66/6