Эволюция антииммиграционных взглядов Э. Пауэлла в контексте процессов деколонизации в 1950-1960-е гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 66. DOI: 10.17223/19988613/66/13

Эволюция антииммиграционных взглядов Э. Пауэлла в контексте процессов деколонизации в 1950-1960-е гг.

Раскрываются идейно-политические взгляды британского консерватора Э. Пауэлла по миграционному и расовому вопросам с помощью таких методологических инструментов, как методы и стратагемы убеждающей коммуникации, критический дискурс-анализ и историко-биографический подход. Делается вывод, что основа резких антииммиграционных взглядов Пауэлла была заложена во время его пребывания в Индии, и последующая их эволюция обусловлена неприятием перехода Великобритании с имперских позиций на положение ведущей державы второго ранга.

The evolution of anti-immigration views of E. Powell in the context of the decolonization in the 1950-1960s.pdf В современной Великобритании на фоне произошедшего Брекзита и региональных сепаратистских движений наблюдается кризис идентичности, затрагивающий все сферы жизнедеятельности общества. Данный процесс отразился на миграционной и расовой повестке Соединенного Королевства. Несмотря на искусственно созданную и поддерживаемую завесу либерализма и толерантности, многочисленные кейсы (теракты в лондонском метро в 2005 и 2017 гг., атака на Вестминстер в 2017 г. и др.) показывают наличие проблем в данной сфере. Отсутствие качественно нового подхода в миграционной стратегии после отказа от политики мульткультурализма [1] выступает фактором, обусловившим внимание экспертного сообщества к переоценке деятелей прошлого. Одним из ярких примеров данной тенденции является возвращение в общественно-политический дискурс фигуры Э. Пауэлла, личность которого долгое время ассоциировалась с косностью и расизмом. Методологическая парадигма исследования основана на междисциплинарном подходе. Обращение к историко-биографическому методу позволило определить смысловые контексты выступлений политика, а также проследить трансформацию его идей по проблеме законодательного урегулирования миграционных потоков в Соединенном Королевстве. Особое внимание к базовым принципам коммуникативной технологии обусловлено эвристическим потенциалом данной методологии применительно к анализируемому тексту «о речах крови». Использование стратагем убеждающей коммуникации как одного из ключевых методов политической технологии позволяет проследить влияние Пауэлла на аудиторию и выявить его цели. Несмотря на то, что данная методика была разработана в конце прошлого века [2. С. 64], ее использование в данной работе целесообразно по ряду оснований. Прежде всего, в основе этого подхода лежит комплексный анализ выступлений античных авторов, методы и способы которых были известны Э. Пауэллу, профессору греческого языка и переводчику античных текстов. Также необходимо отметить, что в последнее время в междисциплинарном ключе разрабатывается близкое направление - риторический анализ, применение которого к риторике Э. Пауэлла было проведено в работе С. Томлинсон [3. P. 1-2]. В связи с этим апробация данной технологии на текстах политических выступлений различных эпох позволяет релевантно использовать этот метод в текущем исследовании. После Второй мировой войны положение Великобритании оставалось затруднительным. Медленный процесс восстановления экономики, а также неспешный ход научно-технической революции на фоне глобальных тенденций деколонизации подорвали экономику государства. Снижение темпов роста ВВП, дефицит торгового баланса и увеличивающаяся инфляция привели к подрыву авторитета консервативной партии под руководством А. Дуглас-Хьюма, который на выборах 1964 г. уступил пост премьер-министра лейбористу Г. Вильсону. Дефляционная политика последнего «стой-иди», чередующая меры стимулирования и сдерживания экономической активности, имела целью уменьшение последствий от циклических колебаний в экономике. Однако, несмотря на первые успехи данного курса, впоследствии проведение подобной политики обернулось повышением налогов, внешними займами и пассивным торговым сальдо. Произошедшая 18 ноября 1967 г. девальвация фунта стерлингов стала причиной кризиса «стерлинговых» экономик 25 стран, а последующая девальвация франка и доллара в 1969 и 1971 гг. соответственно являлась негативным результатом приверженности руководства держав к кейнсианской политике. Процесс деколонизации способствовал переходу отношений между бывшей метрополией и колониями на новый уровень в рамках Содружества. Приобретение суверенитета ранее зависимыми странами вскрыло ряд глобальных и региональных проблем, определив внешнеполитический курс Великобритании на несколько десятилетий вперед. Следствием этого стала потеря Лондоном ключевых рынков сбыта своей продукции, в результате чего возникла необходимость в поиске новых стран-экспортеров ресурсов. Другим Эволюция антииммиграционных взглядов Э. Пауэлла в контексте процессов деколонизации 101 принципиально значимым вопросом для британского истеблишмента являлась проблема расовых отношений в бывших колониях. Неоднозначность восприятия представителей бывшей метрополии порождала националистические движения, деятельность которых могла спровоцировать расовые конфликты. Примером этому является ситуация в Родезии, где после одностороннего провозглашения независимости в 1965 г. началась гражданская война между белым правительством в союзе с вождями африканских племен, с одной стороны, и городскими террористическими группировками черных - с другой. Помимо этого, положение молодого государства ухудшалось вследствие постоянных миграций из других африканских стран, находящихся в стадии расовых конфликтов, а также из-за объявленной международной изоляции вкупе со сложившимися отношениями с бывшей метрополией [4. С. 97-107]. Нестабильность в данном регионе способствовала увеличению численности темнокожих граждан в Соединенном Королевстве. Таким образом, процесс деколонизации обнажил в самом центре бывшей империи иммиграционную и расовую проблемы, актуализировав необходимость отражения данных процессов в законодательстве. В британском обществе и политических кругах развернулись дискуссии по поводу принятия новых актов ограничительного характера. Одним из представителей, выступающих против наделения приезжих граждан равными правами с жителями Великобритании, был Э. Пауэлл. Становление Э. Пауэлла как политика можно отнести к 1940-м гг. В одном из выступлений 1946 г. он затронул актуальные проблемы независимой Индии [5]. Политик выразил недовольство нарастающими миграционными потоками индийцев в Британию. Будучи знакомым с научными подходами, Пауэлл подошел к решению этого вопроса с точки зрения цивилизационной парадигмы. Он обратил внимание на различие менталитетов жителей Индии и Британии, предположив, что первые не осмысляют себя как единую нацию, а считают себя различными социальными группами, объединенными по принципу религии или касты. Вследствие чего он в духе «старого» расизма интерпретировал это так, что индийцы не «думают как рациональные люди» [5]. Поэтому, по мнению Пауэлла, достаточно сложно реализовывать демократические принципы в данной стране [6. P. 670-671], однако полная независимость «жемчужины короны» могла привести ее к коммунизму [5]. В выступлениях второй половины 1940-х - начала 1950-х гг. Пауэлл отмечал взаимосвязь обозначившихся процессов деколонизации и перехода на рельсы социализма государств, подобных Индии. В частности, политик полагал, что слабые и рыхлые колонии не в состоянии поддерживать демократическое устройство в пределах своих территорий. Результатом, по его мнению, могла стать активизация коммунистических настроений [7. P. 720]. Также, по мнению политика, сама империя может «впрыснуть коммунизм в самоуправляющуюся метрополию», тем самым подорвав историческое единство частей. Таким образом, миграционная и расовая проблемы Соединенного Королевства были восприняты политиком через призму деколонизации. Как отмечает историк и биограф К. Шофилд, идеология Пауэлла была выстроена на «обломках империи» [8, 9]. Во время выступления в Бирмингеме в 1955 г. Пауэлл утверждал, что «никакое выборное собрание не может существовать и функционировать, если его электорат не имеет достаточной однородности» [5]. Следовательно, политик видел в нарастающей численности мигрантов угрозу сохранению не только имперской идентичности, но и демократических институтов в целом. В связи с этим тори пришел к выводу о необходимости ограничения миграционных потоков для сохранения «белой» Великобритании [10. P. 366]. Показательно, что поводом для речи Пауэлла в 1955 г. стала забастовка водителей в Вест Бромвиче в знак протеста против принятия на работу индуса. В данном случае позицию Пауэлла лучшим образом репрезентирует его письмо к епископу Бирмингема и Личфилда: «...Мне кажется, что в любой демократической стране любые очевидные различия между людьми неизбежно приведут к политическим трениям. Там, где такие различия незначительны, вреда нет; однако если большая часть имеет сильные национальные или этнические характеристики, я считаю, что работа учреждений не может не подвергаться опасности. Полагаю, что бастующие в Вест Бромвиче осознали данную опасность для государства...» [6. P. 673]. Таким образом, Пауэлл рассматривал британское общество как систему, в которой общая идентичность является фактором, гармонизирующим политическую систему государства. Соответственно, иммиграция по своей сути представляет дестабилизирующий фактор, который может иметь далеко идущие последствия для общества. Закономерным итогом для политического истеблишмента должно было стать осознание необходимости сокращения миграционных потоков и ассимиляции приезжих, что подразумевало сворачивание «политики открытых дверей», проводимой правительством Британии с начала XX в. [11-13]. В 1947 г. Пауэлл вступил в ряды консервативной партии, и с 1950 г. он становится членом британского парламента. В 1955 г. политик получил назначение на должность министра жилищного строительства, где уже в начале следующего года выступил за ужесточение иммиграционного контроля. Второй крупной должностью в правительстве стало назначение Пауэлла министром финансов. Однако на этом месте он пробыл недолго, так как уже в январе 1958 г. вместе с однопартийцами П. Торкрофтом и Н. Берчем подал в отставку в знак протеста против увеличения расходов правительства. В экономике Пауэлл придерживался теории монетаризма, и поэтому современная ему политика кейнсианства, проводимая правительством Г. Макмиллана, была не близка. Через два года после отставки Пауэлл получил назначение на должность министра здравоохранения, заслужив там неоднозначную репутацию. С одной стороны, он внедрил программу строительства медицинских учреждений, обратил внимание на проблемы Е.В. Хахалкина, А.В. Мунько 102 состояния психиатрических клиник и больниц. С другой стороны, в 1963 г. разразился скандал с приемом талидомида - опасного наркотика, после применения которого следующее поколение рождалось с существенными отклонениями во внешности и развитии. Дело в том, что данное вещество использовалось в лекарственных препаратах, и обнаружение его опасности вызвало широкий общественный резонанс. Э. Пауэлл проигнорировал общественное возмущение, отказавшись проводить публичное расследование по этому поводу, а также встречаться с пострадавшими и их семьями, что подорвало доверие населения к нему. В результате политик долгое время воспринимался как одиозная фигура в британском обществе. Несмотря на данное обстоятельство, Пауэлл смог сохранить пост и в 1965 г. войти в теневой кабинет правительства, в котором до 20 апреля 1968 г. занимал пост министра обороны, став известным как сторонник сохранения имперского курса во внешней политике. Что касается взглядов Пауэлла на иммиграционную политику, то после принятия нового расового закона [14] он заявил о необходимости интеграции новых членов общества и наделения их правами граждан Соединенного Королевства, особо акцентировав значимость миграционной проблемы для его избирательного округа. В частности, в речи 14 апреля 1966 г. политик упомянул, что более десяти лет жители данного округа находятся под угрозой непрерывного роста числа мигрантов. Он раскритиковал проводившуюся политику, отметив, что правительство долгое время боялось обидеть страны Содружества и поэтому поощряло миграцию из бывших колоний, а не из соседних европейских стран [15]. Так, по мнению Пауэлла, помощь развивающимся странам, под которыми подразумевались некоторые члены Содружества (например, Конго или Родезия), приносит больше вреда, чем пользы [Ibid.]. Развивая тезис о нарастающих миграционных потоках, Пауэлл обратил внимание на существование не одной, а двух глобальных проблем для Соединенного Королевства, связанных с переселенцами. Первая заключалась в выработке курса, направленного на адаптацию уже прибывших в страну мигрантов [16]. Вторая проблема состояла в необходимости ужесточения законодательства и общего контроля над численностью въезжающих граждан. Потребность в скором решении этого вопроса политик объяснял возможным сломом культуры Великобритании, которая могла оказаться погребенной под иммиграционным потоком, указывая на «неохотное согласие» лейбористов на ужесточение миграционного законодательства [Ibid.]. Освещение данной проблемы в следующем 1967 г. было весьма скромным, что согласуется с мнением британского историка П. Брука, отмечавшим общее сокращение этой тематики в риторике политика. В частности, за весь год тема иммиграции только раз поднималась в речи Пауэлла - 16 февраля 1967 г. В этом выступлении тори отметил, что начиная с 1954 г. мигранты являлись главной проблемой его округа. Подчеркивая остроту этой темы, Пауэлл привел в качестве примера увеличение численности иностранцев в геометрической прогрессии. Упоминание количественных показателей должно было показать масштаб проблемы. Решение миграционного вопроса в Соединенном Королевстве автор видел в увеличении контроля над иммиграцией (в том числе и нелегальной), а также в актуализации мер по репатриации мигрантов на родину [17]. На фоне разработки правительством двух новых актов, посвященных миграционной [18] и расовой проблемам [19], Пауэлл произнес дну из самых популярных своих речей 9 февраля 1968 г. в Уолсолле, где центральной тематикой являлась репрезентация сильной загруженности социальных служб Соединенного Королевства вследствие увеличения количества мигрантов. В рамках описания этой ситуации политик использовал понятный и доступный образ школы, где в классе училась одна светлокожая девочка в окружении детей мигрантов. Этот образ был нацелен на то, чтобы вызвать у аудитории справедливый гнев, поскольку такое близкое соседство жителей бывшей метрополии и темнокожих граждан из недавно образовавшихся государств не могло способствовать улучшению межрасовых отношений. В очередной раз поднимая проблему ограничения миграционных потоков, Пауэлл акцентировал внимание на вопросе воссоединения семей и прибытии новых «иждивенцев», рост которых, несмотря на заверения правительства, только увеличивался. Все это, по мнению консервативного политика, должно было спо-двигнуть лейбористское правительство на принятие решительных мер, а не на «применение метода страуса, который не способствует решению проблем даже для страусов» [20]. Анализируя 1960-е гг., следует обратить внимание на интерес Пауэлла к событиям, происходившим в США после смерти М. Лютера Кинга. Обострение межрасовых отношений в США виделось Пауэллу примером того, что может случиться с Соединенным Королевством в случае продолжения миграционной политики «открытых дверей» [6. P. 675]. Выразив сожаление по поводу акций протестов в США («трагичное явление, которое мы наблюдаем по другую сторону Атлантики»), Пауэлл указал на возможность повторения событий уже на британской территории [6. P. 676]. Таким образом, в основе взглядов Пауэлла по-прежнему лежали его мысли и впечатления от пребывания в Индии, развитие которых было обусловлено неприятием либерального курса миграционной политики [17]. Так, он полагал, что нерационально предоставлять прибывающим в страну мигрантам права и свободы, равные таковым британских граждан [6. P. 683], однако утверждал необходимость ассимиляции новоприбывших граждан в общество [5]. Самой значимой речью Э. Пауэлла - «о реках крови» - является выступление 20 апреля 1968 г. на заседании консервативной партии [21]. Политик поднял вопрос о необходимости урегулирования миграционных потоков, а также о сложности взаимоотношений между приезжими и местными жителями. Будучи великолепным оратором, Э. Пауэлл выбрал путь убеж- Эволюция антииммиграционных взглядов Э. Пауэлла в контексте процессов деколонизации 103 дения, посредством которого проблема иммиграции представлялась в резко сгущенных красках. В силу хорошего знания политических технологий, а также благодаря блестящему владению античной риторикой, политик использовал методы и приемы теории убеждения. Он структурировал проблему посредством обращения к вечным категориям добра и зла, а также возможности их интерпретации в политическом дискурсе. Помимо этого, он использовал один из приемов убеждения, а именно перенос акцентов в речи с настоящего на будущее. Если иммиграционный вопрос не так широко волнует современных политиков, то в будущем это безразличие может привести к неизгладимым последствиям для всей страны. Для расположения аудитории к себе Э. Пауэлл применил ряд диалектических инструментов. Так, наиболее популярными его приемами являлись трансляция своих взглядов посредством обращения к СМИ (использование информации из газет, упоминание влиятельного репортера Дж. Стоунхауса) [21], пересказ диалога с избирателями, а также чтение отрывков из писем граждан. Разнообразие форм использования данной стратагемы было нацелено на убеждение депутатов в серьезности проблемы социализации и адаптации мигрантов. Политик обращался к ярким и красочным образам, сделав упор на угнетаемых и теснимых жителей Британии, которые «оказались чужаками в своей собственной стране», и мигрантов, которые «будут агитировать и проводить кампании против остальных граждан» [21]. Отсылка к демократическим принципам, а также концептуальным парадигмам консервативной партии имела цель убедить окружающих, в первую очередь товарищей по партии, в отсутствии экстремисткой и расисткой позиции спикера. Упоминание статистических показателей и обращение к Службе национальной статистики Великобритании увеличивают значимость и аргументированность предложений оратора. Контроль над эмоциями аудитории достигается благодаря известному приему так называемых «эмоциональных качелей», которые Пауэлл не раз использовал в своей речи. Посредством обращения к философским категориям добра и зла оратор задает аудитории высокий эмоциональный фон, настраивая аудиторию на размышления о философских вопросах. Акцентируя внимание на чувстве своей ответственности перед избирателями, страной и будущим державы, Э. Пауэлл стремился пробудить у аудитории чувства уважения и смелости по отношению к оратору, затронувшему столь сложную и неоднозначную тему. Риторика о собственной жертвенности ради решения проблем будущего подчеркивается приемом автора о «хоре возмущения» в аудитории [Ibid.]. В подтексте выступления Пауэлл показывает собственную храбрость, которая позволила ему поднять данные проблемы на высшем уровне, а также его способность идти против течения и, наконец, вести за собой людей, а значит, претендовать на лидерство в партии. Как конкретизирует Дж. Пил, речь Пауэлла была своеобразным политическим «вызовом» лидеру партии Э. Хиту [22. P. 380], позиция которого по миграционному вопросу стремилась к достижению консенсуса с правящей партией. Угроза уничтожения страны и культуры под влиянием нарастающей иммиграции и нежелания приезжих иностранцев приспосабливаться под культурные стандарты принимающей страны становилась фактором страха, который должен был заставить аудиторию задуматься о путях решения данной проблемы. Красочная риторика вокруг возможного ущерба от иммигрантов, а также чувство страха у обычных горожан должны были заставить истеблишмент консервативной партии задуматься о надвигающейся катастрофе. Возвращение аудитории к чувству страха и неопределенности за будущее их семей, общества и страны достигалось путем нагнетания тревожной атмосферы. Пауэлл живо и эмоционально «рисовал» картину «страны страхов», где жители ощущают себя «чужими» в своем государстве [21]. Образ «обратного расизма» - женщины, потерявшей на Второй мировой войне своего мужа и детей и вынужденной «скрываться» от мигрантов, - был нацелен на зарождение чувства «благородного» гнева и жалости к своим гражданам, вынужденным жить вместе с представителями другой культуры и религии. Такие метафоры должны были убедить аудиторию в необходимости отрицательного голосования по закону, противодействующему расизму. Э. Пауэлл выбрал аналогию Британии с Римом, а Темзы с Тибром «в крови» [Ibid.] как эмоциональный подъем для завершения речи. Последняя часть выступления направлена на анализ конкретных мер, предложенных Э. Пауэллом для разрешения ситуации. Во-первых, политик через риторический вопрос о будущем Соединенного Королевства вышел на основной тезис о сокращении иммиграционных потоков в Великобританию из стран «третьего мира» и Содружества. Помимо этого, консерватор предлагал расширение политики реэмиграции, а также постепенное сокращение числа прибывающих и прибывших мигрантов. Необходимо отметить и то, что в речи политика негласно прослеживается претензия автора на лидерство в партии. Подчеркивая свою смелость и храбрость, Э. Пауэлл репрезентирует тезис о слабости политического истеблишмента, на фоне которого его кандидатура смотрелась более весомо. Таким образом, Пауэлл, во-первых, превратил проблему иммиграции в одну и ключевых тем следующих дебатов. Во-вторых, он стал одним из самых популярных политиков среди населения. Как полагали исследователи Дж. Пил и Д. Сандбрук, нельзя не учитывать факт последующего влияния Э. Пауэлла на победу консерваторов на выборах 1970 г. [22, 23]. Тори знал, что его речь будет транслироваться по телевидению, соответственно, его выступление было рассчитано на более широкую аудиторию, включающую в себя не только политический истеблишмент. Речь политика была простроена грамотно и четко, позволяя убедить в своей правоте соратников по партии и простых британских граждан. Подчеркивая свою смелость в поднятии данной проблемы, оратор в глазах народа представлялся как защитник прав «простых избирателей» [22. P. 380], а для истеблишмента не- Е.В. Хахалкина, А.В. Мунько 104 гласно намекал на свою претензию на лидерство в партии. Стоит отметить, что ранее, в 1965 г., политик выставлял свою кандидатуру на пост главы консервативной партии, однако потерпел поражение. Как отмечали некоторые исследователи, к 1968 г. он разочаровался в Э. Хите как в лидере тори [6. P. 677], что привело к сложностям в их отношениях [23. P. 393]. Назначение Пауэлла, известного своими неоднозначными высказываниями в отношении мигрантов, министром обороны должно было маргинализировать его в среде политического истеблишмента [24. P. 355]. Реакция тори на речь «о реках крови» была неоднозначной. Несмотря на поддержку со стороны влиятельных консерваторов Г. Гурдена и К. Осборна, остальная часть партийного истеблишмента во главе с министром внутренних дел теневого кабинета К. Хоггом предъявила премьер-министру Э. Хиту ультиматум - либо Э. Пауэлл должен был объявить о сложении всех своих полномочий как члена теневого кабинета, либо ключевые представители партии выйдут из его состава [22]. Выбор был сделан, и на следующий день после произнесения данной речи Пауэлл вышел в отставку, покинув теневой кабинет [25. P. 419]. Если для британского истеблишмента была характерна в основном отрицательная либо сдержанная реакция на данное выступление Пауэлла, то население Соединенного Королевства в основном поддержало речь политика. В частности, одобрение со стороны представителей среднего класса выразилось в создании особого журнала его сторонниками, которых назвали пауэллитами, а также в написании благодарственных писем политику, выражавших признательность за раскрытие проблемы в импонирующей многим гражданам риторике. Речь вызвала и всплеск расизма: через десять дней несколько молодых людей в Вулвергемптоне нанесли ножевые удары индийским мигрантам, повторяя при этом имя Пауэлла [26]. Широкая поддержка населения обеспечила политику статус одного из самых популярных британских тори. В последующие годы он находился на пике популярности, что в том числе способствовало победе консерваторов на следующих парламентских выборах 1970 г. [22, 23]. Как отметил Д. Сандбрук, многие жители Британии видели в Пауэлле выразителя своих интересов, политика, который поднимал актуальные и насущные проблемы, а также предпринимал попытки их решить [23. P. 394]. О влиянии данного выступления на свою жизнь Пауэлл рассказал в Ротари-клубе 16 ноября 1968 г. [27, 28]. Прежде всего он отметил, что за прошедшие с момента выступления семь месяцев он стал «объектом бесконечных издевательств и оскорблений» со стороны политической элиты. Критику оппонентов Пауэлл объяснил тем, что они не знают реалий иммиграции, соответственно, недооценивают данные процессы [27]. Противопоставляя реакцию народа и истеблишмента, политик недвусмысленно намекнул, что является защитником взглядов и позиций простых британцев. Такое выделение из среды политической элиты показывает популистскую тактику консерватора. Данная стратегия раскрывается в обилии примеров из жизни «простых англичан», описывающих ситуацию «обратного расизма» [Ibid.]. В то же время политику пришлось оправдывать свои предыдущие выступления и заявить, что он никогда не подразумевал того, что приезжие граждане более предрасположены к совершению преступлений, чем местное население [Ibid.]. В соответствии с данным заявлением Пауэлл выстраивал риторику таким образом, что из числа мигрантов выпадали водители, врачи и студенты из стран Содружества, аргументируя это тем, что они смогли оптимизировать социальные службы в Великобритании [Ibid.]. Таким образом, детальный анализ выступлений Э. Пауэлла миграционного характера и особенно речи «о реках крови» позволяет выявить генезис его антииммиграционных взглядов, а также определить отношение политика к приезжим иностранцам другого цвета кожи и религии. Основа его взглядов на актуализировавшийся процесс иммиграции была заложена во время пребывания в Индии, а последующая их эволюция связана с реакцией британских граждан на резкое увеличение численности иностранцев в Соединенном Королевстве. Суммируя, можно типологизировать упоминания им расизма в нескольких контекстах. Первое - «разыгрывание иммиграционной карты» для достижения политических целей, которые видятся Э. Пауэллу как получение лидерства в консервативной партии. Как отметил английский историк К. Шофилд, радикализм в речи Э. Пауэлла можно интерпретировать как попытку создания моста между правыми тори и радикальной окраиной для расширения электоральной базы [9. P. 326-328]. Второе - расизм представляет собой защитную реакцию британского народа на угрозу уничтожения национальной идентичности под давлением резко увеличившихся миграционных потоков. Несмотря на то, что политический истеблишмент осудил данную речь, назвав ее расисткой, Пауэлл посредством использования методов убеждающей коммуникации стал одним из самых популярных политиков Британии в глазах населения. Поддержка жителей Великобритании стала для тори основанием, убеждающим его в правильности выбранного курса, итогом которого, по его мнению, являлась победа консервативной партии на следующих выборах 1970 г. Идеи Пауэлла являлись закономерным порождением эпохи деколонизации. Переход Великобритании из разряда империй в ведущие страны мира породил «кризис постимперского сознания», выразившийся в случае с Э. Пауэллом в дихотомическом делении всех жителей Соединенного Королевства на «своих» и «приезжих» [3. P. 12]. Такая логика соответствовала настроениям политической элиты Великобритании, в дальнейшем обусловив периодические всплески обострения миграционной проблемы.

Ключевые слова

Э. Пауэлл, деколонизация, Акт о расовых отношениях 1975 г, иммиграция, расизм, E. Powell, Decolonization, Act on Racial Relations 1965, immigration, racism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хахалкина Елена ВладимировнаТомский государственный университетдоктор исторических наук, и.о. заведующего кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений факультета исторических и политических наукEkhakhalkina@mail.ru
Мунько Анастасия ВасильевнаТомский государственный университетмагистрант кафедры новой, новейшей истории и международных отношений факультета исторических и политических наукNastyamun@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

PM’s speech at Munich Security Conference // The official site of the Prime Minister’s Office. London, 2011. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/pms-speech-at-munich-security-conference (accessed: 06.02.2020)
Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб. : Прайм- Еврознак, 2003. 382 с.
Tomlinson S. Enoch Powell, Empires, Immigrants and Education // Race Ethnicity and Education. 2018. Vol. 21, № 1. P. 1-14.
Карамаев С.Г. Белый и черный национализм в Родезии // Вопросы национализма. 2011. № 4 (8). С. 90-111.
The Speeches of John Enoch Powell // Enoch Powell. Info Internet Archive. URL: http://enochpowell.info/wp-content/uploads/Speeches/Oct%201967- Feb%201968.pdf_(accessed: 25.01.2020).
Brooke P. India, post-imperialism and the origins of Enoch Powell's ‘Rivers of blood’ speech // The Historical Journal. 2007. Vol. 50, № 3. P. 669 687.
Whipple A. Revisiting the ‘Rivers of Blood’ Controversy: Letters to Enoch Powell // Journal of British Studies. 2009. Vol. 48, № 3. P. 717-735.
Enoch Powell’s post-colonial empire state of mind // New statesman. London, 2013. URL: https://www.newstatesman.com/politics/2013/12/empirestate-mind, (accessed: 25.01.2020).
Schofield С. Enoch Powell and the Making of Postcolonial Britain. London, Cambridge University Press, 2013. 371 p.
Atkins J. ‘Strangers in their own Country’: Epideictic Rhetoric and Communal Definition in Enoch Powell’s ‘Rivers of Blood’ Speech // Political quarterly. 2018. Vol. 89, № 3. P. 362-369.
Status of Aliens Act 1914 // Office of Public Sector Information. London, 2002. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Geo5/4-5/17/contents (accessed: 02.09.2019).
British Nationality and Status of Aliens Act 1922 // Office of Public Sector Information. London, 2002. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Geo5/12-13/44/contents/enacted (accessed: 02.02.2020).
British Nationality Act 1948 // Office of Public Sector Information. London, 2002. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Geo6/11-12/56/contents (accessed: 02.02.2020).
Race Relation Act, 1965 // Legislation.gov.uk. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1965/73/pdfs/ukpga_19650073_en.pdf (accessed: 22.01.2020).
Powell J.E. Speech at Camborne 14th January, 1966 // Enoch Powell. URL: https://www.enochpowell.net/fr-73.html (accessed: 05.02.2020).
Powell J.E. Speech at Wolverhampton 25th March, 1966 // Enoch Powell. URL: https://www.enochpowell.net/fr-81.html (accessed: 30.01.2020).
Powell J.E. 'Facing up to Britain's race problem', Daily Telegraph, 16 Feb. 1967 // Enoch Powell. URL: https://www.enochpowell.net/fr-82.html (accessed: 30.01.2020).
Commonwealth Immigrants Act, 1968 // Legislation.gov.uk. URL: http://www.legislation. gov.uk/ukpga/1968/9/pdfs/ukpga_19680009_en.pd (accessed: 22.01.2020).
Race Relation Act, 1968 // Legislation.gov.uk. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1968 /71/section/14/enacted (accessed: 22.01.2020).
Powell J.E. Speech at Walsall 9th February, 1968 // Enoch Powell. URL: https://www.enochpowell.net/fr-80.html (accessed: 05.02.2020).
Powell J.E. Speech at Birmingham 20th April, 1968// Enoch Powell.URL: https://www.enochpowell.net/fr-79.html (accessed: 05.02.2020).
Peele G. Enoch Powell and the Conservative Party: Reflections on an Ambiguous Legacy // Political Quarterly. 2018. Vol. 89, № 3. P. 377-384.
Sandbrook D. ‘Enoch Powell Speaks for Britain’: the Press, the Public and the Speech // Political quarterly. 2018. Vol. 89 № 3. P. 392-399.
Hickson K. Enoch Powell's “Rivers of Blood' Speech”: Fifty Years On. // Political quarterly. 2018. Vol. 89, № 3. P. 352-357.
Meer N. Race Equality after Enoch Powell // Political Quarterly. 2018. Vol. 89, № 3. P. 417-423.
Higgs M. Re-evaluating Enoch Powell // Institute of race relations. London, 2014. URL:http://www.irr.org.uk/news/schofield-review/ (accessed: 25.01.2020).
Powell J.E. Speech to London Rotary Club, Eastbourne 16th November, 1968 // Enoch Powell. URL: https://www.enochpowell.net/fr-83.html (accessed: 05.02.2020).
McNeil D. 'The rivers of Zimbabwe will run red with blood': Enoch Powell and the Post-Imperial Nostalgia of the Monday Club // Journal of Southern African Studies. 2011. Vol. 37, № 4. P. 731-745.
 Эволюция антииммиграционных взглядов Э. Пауэлла в контексте процессов деколонизации в 1950-1960-е гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 66. DOI: 10.17223/19988613/66/13

Эволюция антииммиграционных взглядов Э. Пауэлла в контексте процессов деколонизации в 1950-1960-е гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 66. DOI: 10.17223/19988613/66/13