Review: Zinoviev V.P. CIS and Baltic Countries: text-book. Tomsk: Tomsk University publishers, 2004. 294 p. .pdf Учебное пособие, подготовленное профессором исторического факультета Томского государственного университета Василием Павловичем Зиновьевым, предназначено для студентов специальностей «международные отношения» и «регионоведение». В него включены 5 лекций и документальные материалы о возникновении и деятельности межгосударственного объединения Содружество Независимых Государств, а также 12 лекций по каждой из стран постсоветского пространства за исключением России.Цель курса лекций - дать представление о Содружестве Независимых Государств как о межгосударственном объединении, о странах, ранее входивших в Союз ССР и являющихся ныне ближайшими соседями и партнерами России.Необходимость такого специального курса лекций для студентов отделения международных отношений обусловлена тем, что история и современная ситуация в бывших республик СССР не отражены ни в одном из специальных курсов, читаемых в университетах России для будущих специалистов в области международных отношений, а также тем, что республики СССР ранее слабо изучались в курсе отечественной истории. Даже если основные вехи истории республик были включены в учебники истории, в лекциях о них не говорилось вследствие недостатка времени.Страны СНГ остаются нашими ближайшими соседями и партнерами, на них приходится существенная часть внешних отношений России и внешнеэкономических, культурных связей ее регионов. С 1995 г. ближнее зарубежье объявлено главным приоритетом внешней политики России. Именно со странами ближнего зарубежья придется иметь дело большинству выпускников отделений международных отношений провинциальных вузов. Имеет смысл организация специального курса лекций по истории СНГ и для специалистов-историков.Вводная лекция посвящена событиям периода распада СССР и образования на его месте нового регионального объединения - СНГ. Автор последовательно рассматривает центробежные тенденции в СССР и факторы объективного и субъективного характера, приведшие к распаду одной из великих держав ХХ в. Анализируя ситуацию, В.П. Зиновьев останавливается на альтернативе: распад СССР или развал РСФСР. Об этом редко говорят сторонники и противники разрушения союзного государства, но именно таковыми были конкретные обстоятельства лета 1991 г. Ценой сохранения России был распад СССР и наоборот. Содружество, пришедшее на смену Союзу, было его слабой тенью по военной и экономической мощи, по согласованности действий. Скорее, это инструмент развода, а не интеграции.Во второй лекции изучаются институциональное устройство СНГ, формирование первых институтов в 1992-1993 гг., Устав СНГ и изменение в структуре объединения в 1993-2003 гг.Третья лекция, в которой анализируются экономическая ситуация на постсоветском пространстве, характер и темпы интеграционных процессов, демонстрирует сложность межгосударственных экономических отношений в СНГ. Страны СНГ, за исключением Узбекистана, так и не достигли показателей 1989 г., которые автор справедливо принимает за точку отсчета, как наивысший показатель достижений советской экономики. Страны СНГ и Балтии так и не смогли достигнуть серьезных результатов в экономической интеграции. Балтийские страны компенсировали это стремительным вхождением в Европейский Союз. Страны СНГ разбились на ряд региональных экономических группировок с разной скоростью протекания интеграционных процессов. Отсутствие видимых успехов в формировании общих рыночных механизмов в СНГ автор связывает с тем, что Россия не спешит взять на себя роль локомотива, которым может быть только она.В четвертой лекции автор останавливается на анализе военно-политического сотрудничества стран СНГ. Здесь прослежен процесс раздела вооруженных сил, сотрудничество в военной сфере, в охране границ и рассмотрены миротворческие операции под эгидой СНГ. Автор справедливо отмечает декларативность ДКБ, отсутствие единой политики стран СНГ во время военных кризисов последнего десятилетия: боснийского, косовского, антитеррористической операции США в Афганистане и агрессии США в Ираке.В пятой лекции рассмотрено состояние сотрудничества стран СНГ в гуманитарной сфере. Справедлива оценка этого сотрудничества как дезинтеграции единого культурного пространства, ослабления связей, вытеснения информации на русском языке и примитивизации гуманитарной сферы большинства стран СНГ. Отмечается и дискриминация этнических меньшинств, нарушение прав человека на всем постсоветском пространстве.К лекциям второго типа относятся страновые лекции. Они построены однопланово. Первоначально даются общие сведения о стране - численности населения, площади территории, форме государственного и административного устройства. Затем даются справки по истории государственности, об этноконфессиональном составе населения, о природно-экономическом потенциале, социально-политической ситуации в стране. Эта часть лекций должна дать студентам представление о факторах, определяющих характер внутренней и внешней политики государств СНГ. Вторая часть лекций посвящена внешней политике этих государств, где рассматриваются внешнеполитические факторы, на нее влияющие, и приоритетные ее направления.Пособие сопровождается необходимым методическим материалом: списком литературы, текстами основных документов СНГ.Такое построение учебного пособия знакомит студентов с постсоветским пространством как с особым регионом мира, дает представление о каждой из стран. Вместе с тем курс лекций не включает ряд моментов, которые представляются важными как общерегиональные и могли бы стать предметом особых лекций: проблемы каспийского региона, энергетическаяЗиновьев В.П. Страны СНГ и Балтии: Учебное пособие149политика, политика стран СНГ по отношению к мировым центрам силы -США, ЕС, Китай.Это первое развернутое учебное пособие по курсу «Страны СНГ». Уровень предоставления учебного материала достаточно высокий. Пособие допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям «международные отношения» и «регионоведение».Такое учебное пособие стоит переиздать года через два, так как его содержание очень быстро устареет в части изложения последних событий.