Идеи областничества на страницах павлодарской печати в 1917 - нач. 1918 г. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Идеи областничества на страницах павлодарской печати в 1917 - нач. 1918 г.

Рассматривается отражение идей областничества в павлодарских периодических изданиях периода Революции 1917 г. -начала Гражданской войны. Доказывается, что идеи сибирского областничества оказали существенное влияние на формирование общественной мысли в Прииртышье.

Oblastnichestvo ideas on pages of the Pavlodar press in 1917 - beginning 1918.pdf Идеи сибирского областничества в Казахстанвпервые проникают, видимо, через Павлодар. Этосвязано с тем, что Павлодарское Прииртышьепомнит своего уроженца, родоначальника сибир-ского областничества Г.Н. Потанина. Родом изПавлодара был и ближайший соратник Потанинапо движению в первой пол. 1860-х гг. Ф.Н. Усов,руководитель областнического кружка в Омске.Не случайно из городов Казахстана в письмахГригория Николаевича к Усову чаще всего упо-минается Павлодар. Областнические идеи в городераспространяли в это время Иван и Григорий Усо-вы, купеческий приказчик И.П. Нечаев и др.После ареста Потанина и Ядринцева в 1865 г.на свободе остались близкий друг и, по некоторымсведениям, родственник Григория НиколаевичаА.П. Нестеров, продолжавший борьбу за демокра-тизацию общества, И. Усов, временно уехавший заграницу, Русинов, В.А. Бедрин и др. Не все онижили в Павлодаре, но во время поездок в Омскони не могли миновать Павлодара, не встречатьсяс оставшимися единомышленниками. Идеи ка-зачьего патриотизма, демократизации жизни каза-чества не оставляли и вернувшегося из ссылкиФ.Н. Усова, Д. Шайтанова, сибирским патриотомостался И.П. Нечаев и др. При постоянном обще-нии казачьих офицеров, тесных семейных и род-ственных связях идеи областничества продолжалижить в образованных кругах Павлодара. Об этомговорит хотя бы история семьи Карбышевых исудьба Владимира Карбышева.Народнический смысл областнических идейприводит к тому, что к ним тянется казахская (на-пример, Муса, Садуакас Шормановы, Кошмухам-мед Кеменгеров, братья Сеитовы, Мухтар Сама-тов, Мукыш Боштаев и др.) и прибывающая вПавлодарское Прииртышье русская интеллиген-ция. Абсолютно большая часть образованного об-щества Павлодара к 1917 г. разделяла эти идеи.Это отчетливо проявилось на страницах павлодар-ской газеты «Свободная степь», издававшейся сиюля 1917 по март 1918 г. С первого номера газетапровозгласила себя органом социалистическим идемократическим. Средства на ее издание, основ-ную часть подписчиков обеспечило павлодарское«Товарищество кооперативов». Издателем и ре-дактором газеты стал с согласия и по выбору «То-варищества» Дмитрий Викулович Беспалов-Маурат, активной деятель партии эсеров.Все перечисленное содействовало обращениюгазеты «Свободная степь» к одному из основныхнаправлений в общественно-политическом движе-нии - областничеству. 19 августа, через неделюпосле начала издания газеты, шрифтом, вдвоебольшим, чем остальной текст, помещена без на-звания, без указания источника информация:«ТОМСК. 11 августа. Сибирский областной съездв составе 50 участников высказался за широкуюавтономию Сибири». Основной смысл и итог ра-боты съезда был выражен очень доходчиво и чет-ко. Развернутые передовые статьи газеты былипосвящены идеям областничества и областногофедеративного устройства России. 19, 20 сентябряв связи с провозглашением России республикой,рассматриваются варианты республиканского уст-ройства. Основная идея - громадная Россия, со-стоящая из частей, имеющих различные бытовыеи климатические условия и населенных различ-ными народностями, не может управляться толькоиз центра, без участия в управлении местных жи-телей, хорошо знакомых с местными условиями.Поэтому для России необходим такой образ прав-ления, при котором каждый народ мог бы издаватьдля своего края законы сообразно с местными ус-ловиями жизни; законы, в которых вполне бы от-ражалась окраинная жизнь со всеми ее проблема-ми. Компетенция автономных областей такова,что вводимые земства не в состоянии выполнитьзадачи. Россия должна быть федеративной демо-кратической республикой. Эта интерпретация на-ходится полностью в русле идей Потанина, выска-занных еще в 1860-х гг.27 сентября помещено в качестве передовицы«Обращение Центрального Сибирского Организа-ционного Комитета к общественным организаци-ям по поводу съезда 8 октября». Публикация об-ращения - явное содействие решению основнойзадачи момента - созыву Общесибирского област-нического съезда на основе широкого демократи-ческого представительства. 4 октября в передови-це без подписи продолжается разъяснение сути исмысла автономного устройства России. Лишь присоблюдении интересов окраин, при выявлении иучете жизненных стремлений, чаяний и надеждразличных народов возможно полное развитиематериальных и духовных сил, т.е. производи-тельных сил, как единственной основы всякогопрогресса. Земства для этого недостаточно. Нуж-ны автономное устройство России, особый органнародного представительства - Сибирский парла-мент. Только такие меры скрепят связь Сибири сРоссией.Эта статья - ответ на «Обращение» Централь-ного Сибирского организационного комитета ипропаганда его. Примечательно, что передовыеодного содержания, одного направления, как быобрамляют «Обращение». Складывается впечат-ление, что проводится продуманная кампания.Тем более что оборот «наша Сибирь», присутст-вующий в статьях, не имел права быть в обраще-нии не сибиряка, редактора газеты. Поэтому воз-никает предположение, что названные статьи пи-сал не Беспалов, либо он первым этапом демокра-тизации считал введение земств, чему областникипосвятили немало усилий, а вторым - политиче-скую автономию Сибири.11 октября 1917 г. «Свободная степь» помеща-ет материал об открытии 8 октября в Томске съез-да представителей городов и общественных орга-низаций всей Сибири. Излагаются содержаниепроекта закона об автономии Сибири, законода-тельном органе автономной Сибири, принципывзаимоотношений Сибирской думы и местных ор-ганов управления - учреждений земского и на-ционально-территориального самоуправления, осоздании кабинета министров, как органа высшейисполнительной власти. Отметим оперативностьинформации, ее явный пропагандистский харак-тер. Съезд областников обещал решение волную-щих массу населения вопросов. Размах обещанийдостаточно широкий, демократическая направ-ленность их - несомненна, видна определеннаянеудовлетворенность мерами Временного прави-тельства. Но обещания были высказаны очень ос-торожно и не сулили немедленного и решительно-го удовлетворения нужд наиболее обездоленнойчасти населения. Павлодарские эсеры, устамиИ. Суханова-Стерликова, приветствовали съезд[1]. А после формирования Временного Сибирско-го областного совета газета регулярно сообщает оего задачах, предполагаемых действиях. Но о ре-зультатах его деятельности, а особенно Временно-го Сибирского правительства, сообщений повполне объяснимой причине не было.«Свободная степь» достаточно ясно обозначи-ла неприятие идей реакционных партий, в частно-сти «Союза Русского народа». Это вызвало на-стоящий поход против газеты и ее редактора объ-единенных промонархических сил, обвинявших ихв поддержке «идеологии большевизма». Не полу-чая возможности публикации своих статей в«Свободной степи», они использовали другие из-дания, в частности издавашийся в нескольких го-родах, в т.ч. и Павлодаре, листок «ТелеграммыСанкт-Петербургского телеграфного агентства»,создали объединение «родительский комитет»,организовали давление на «Товарищество коопе-ративов». Это давление, а главное, победа Ок-тябрьской революции в центре страны, переходвласти в руки большевиков, так называемый «са-харный (или «бабий») бунт в Павлодаре способст-вовали «поправению» «Свободной степи». «Това-рищество кооперативов» объявило о полном пере-ходе газеты в свои руки, был отправлен в отставкуее редактор Д.В. Беспалов. Преобладающими ста-новятся идеи передачи власти Всероссийскомуучредительному собранию, признания автономииСибири и в то же время обвинения сибирских иместных большевиков в появлении сепаратизма,во всех бедах населения.Областничество рассматривается как средствоспасения единства государства и давления набольшевиков. Отчасти поэтому газета приветству-ет провозглашение автономии Казахстана, созда-ние Алаш Орды, хотя это событие шло в разрез спланами областников о создании казахской авто-номии в рамках Сибири и лидер движения«Алаш» А. Букейханов не принял портфеля мини-стра Сибирского правительства. В стратегии итактике эсеров, областников, алашевцев быломного общего. Это, прежде всего, демократизм,автономизм, антибольшевизм. «Свободная степь»отразила моменты сотрудничества этих течений вобщественно-политической жизни. Оно вырази-лось в направленности просветительной деятель-ности во время подготовки к выборам уездногоземского собрания и во время его работы. Вопрекиопасениям эсеров, уездному комитету «Алаш»удалось организовать не только участие, но иобеспечить в земском собрании большинство ка-захов (38 из 65). Заслуги в этом члена уездногокомитета, участника всех съездов «Алаш», канди-дата в депутаты Всероссийского Учредительногособрания Мукыша Зафаровича Боштаева были от-мечены избранием его председателем уездногоземского собрания. Мусульманская фракция зем-ского собрания обеспечила избрание председате-лем уездной земской управы Сергея СтепановичаЗефирова, забаллотировав Д.В. Беспалова, а егозаместителем - учителя Ахметулу Актаевича Бар-лыбаева. Острая ситуация сложилась и при выборечленов управы, где перевес вновь оказался у му-сульманской фракции. Лишь курс на сотрудниче-ство эсеров и «Алаш» позволил уладить конфликт.На основании материала газеты можно счи-тать, что в Павлодарском Прииртышье до перехо-да власти в руки большевистского Совета рабочихи крестьянских депутатов сложилось не двоевла-стие, а номинальное троевластие, о чем уже упо-миналось несколько лет тому назад [3]. Причемведущей силой постепенно становится комитет«Алаш». Показательно, что в ответ на просьбу об-ластнического Центрального Сибирского органи-зационного комитета, отчаянно нуждавшегося всредствах, из Павлодара было выслано 300 руб., ито благодаря спектаклю труппы И.Н. Яковлева. Аобщество «Алга» собрало и перевело общероссий-скому собранию мусульман в Уфе более 7,2 тыс.рублей. Сложившаяся ситуация была по природесвоей чрезвычайно неустойчивой. Ее можно былобы как-то разрешить в стабильных условиях. Вобстановке конца 1917 - начала 1918 г. лишь ан-тибольшевизм и необходимость удерживать отэксцессов массы сплачивали названные силы.Павлодарские демократы - эсеры заговорили огрядущем хаме, заявили об анархии, о необходи-мости «власть употребить», чтобы предупредитьэто грядущее [4].Переход власти в центре страны к большеви-кам побудил противников их в Сибири, Казахста-не заявить о признании власти Учредительногособрания, а на местах - органам местной автоно-мии. Семипалатинский областной комиссариатпостановляет: власть в России принадлежит Учре-дительному собранию и созданному им прави-тельству, на местах властвует Сибирское прави-тельство, попытки иных органов «захватить»власть будут «решительно пресекаться». В Павло-даре и мусульманская, и не мусульманская частиземского собрания, и администрация Временногоправительства, доживавшая последние дни, еди-ногласно поддержали областничество, что выра-зилось в приветственной телеграмме Павлодар-ского уездного земского собрания Г.Н. Потанину.Возглавляемый эсерами Павлодарский уездныйСовет крестьянских депутатов принимает реше-ние: центральная власть - Всероссийскому Учре-дительному собранию, местная - Сибирскому.Всесибирский съезд крестьянских депутатов, про-клиная «царствование большевиков» и порожден-ные им беды (с подачи областников), призываетподдерживать Областную думу, отстаивать ее вовсех Советах [5-6].Решения съездов, возглавлявшихся эсерами,и настроения масс крестьянства расходились.Даже в решения, наказы проскальзывают пунк-ты, которые не принимались областниками: од-нородное социалистическое правительство, про-грессивно-подоходный налог, отмена хлебо-поставок и пр. Областничество оказалось на пе-репутье, все отчетливее стало распадаться натяготеющие к различным партиям, политиче-ским силам группы. В конечном счете, власть вПавлодаре переходит к большевистскому Сове-ту, который ликвидирует газету «Свободнаястепь» и создает свой орган - «Объединение». Вэтой газете уже не нашлось места ни алашевцам,ни эсерам, ни областникам. Оценка их была об-щей и единственной - «враги неимущих и дру-зья народных эксплуататоров» [7].

Ключевые слова

областничество, общественная мысль, Алаш Орда, Oblastnichestvo, political thought, Alash Orda

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Захаренко Альберт ЛеонидовичПавлодарский государственный университет Министерства образования и науки Республики Казахстанкандидат исторических наук, профессор кафедры истории, археологии и этнологииalbertzaharenko@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Сибирская жизнь. 1917. 10 дек. (№ 268).
Свободная степь. 1917, 28 нояб. (№ 45).
Захаренко А.Л., Косаяков Б.К., Мерц В.К. История Павлодарского Прииртышья: Учеб. пособие. Павлодар: ПГУ, 2003. С. 100.
Челдон. Заметки // Свободная степь, 1917, 8 окт. (№ 17).
От Павлодарского Уездного Совета Крестьянских депутатов // Свободная степь, 1918, 19 янв. (№ 13)
От Всесибирского Съезда Крестьянских Депутатов // Свободная степь, 1918, 2 февр. (№ 25).
Кто предатели? // Объединение. 1918, 25/12 апр. (№ 6).
 Идеи областничества на страницах павлодарской печати в 1917 - нач. 1918 г. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Идеи областничества на страницах павлодарской печати в 1917 - нач. 1918 г. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия