СОЦИАЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В ПЕРСПЕКТИВЕ ВИЗИОНЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ | Гуманитарная информатика. 2014. № 8.

СОЦИАЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В ПЕРСПЕКТИВЕ ВИЗИОНЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Статья посвящена проблематике изучения визионерских концепций технологического развития с позиций современных исследований науки и технологий (STS). Авторы обращаются к технологиям социальной робототехники как визионерским конструктам, которые напрямую влияют на исследования и разработки в этой области.

SOCIAL ROBOTICS IN PERSPECTIVE OF VISIONARY RESEARCH.pdf С момента создания первых компьютеров в стенах Гарвардского университета и оборонных научных центров Великобритании в 40-х гг. ХХ столетия развитие технологий позволило сделать исторический рывок вперед на пути к трансформации социальной реальности. Кибернетические автоматы - цифровые персональные гаджеты - оказались за короткий период тотально включены во все значимые социальные практики и институты. Второе десятилетие ХХI в. отмечено бурным развитием социальной робототехники, обещающей новый этап технологического переконструирования социальной реальности. Социологическая теория предлагает различные объяснительные схемы для анализа этой динамики. Так, Э. Кастельс в своих влиятельных работах демонстрирует социально-исторические детерминанты и способы социального конструирования современных цифровых технологий [4]. Как и другие социальные детерминисты, он пытается понять, как и почему различные группы и структуры общества становятся конструкторами изменений на основе технологий. Так называемый технологический детерминизм предлагает свои версии. Согласно А. Ракитову [6], пятая информационная революция, характеризующаяся стремительным развитием цифровых технологий и переходом к информационному обществу, определила формирование киберпространства и его интеграцию в систему человеческих отношений. Мир становится предельно взаимосвязанным: расстояния легко преодолеваются благодаря современным средствам связи, психологически время становится более динамичным, а машины теперь это не только средства для транспортировки людей, но и незаменимые помощники в медицине, хозяйстве и даже воспитании детей. Согласно законам развития технических систем, которые были предложены в середине 60-х годов прошлого века Г.С. Альтшуллером, любые системы, в том числе и небиологические, способны эволюционировать. То есть пройдя этап создания техники, служащей для удовлетворения человеческих потребностей, люди перейдут к созданию нового поколения технических средств, которые будут еще совершеннее своих предшественников. Этот процесс цикличен, т.е., пройдя один этап развития, человечество сразу переходит к новому. Социальный и технологический детерминизм предлагает противоречащие друг другу толкования роли технологий в современном обществе. Историки техники и теоретики общества и культуры пытаются использовать аргументы этих подходов, формулируя компромиссные подходы [1]. Одним из таких путей становится анализ технодетерминизма с точки зрения его визионерского потенциала и влияния в качестве дискурса, формирующего ожидания, а также задающего вектор экономических и политических решений. В частности, таким путем идет так называемая социология ожиданий, получившая распространение в эмпирических исследованиях науки и технологий (STS - Science and Technology Studies) [9, 14]. Остается, однако, проблематичным вопрос о том, как мы должны рассматривать визионерские идеи и их влияние? В описательном духе как реконструкцию связей? Как поток дискурсов и аргументов в повестках дня принятия решений? Что дает подобный подход для аргументов социальной теории и перспектив прикладной аналитики? Далее мы обратимся к анализу примера формирования ожиданий и внедрения разработок на основе одной из самых влиятельных на данный момент визионерских концепций развития компьютерных технологий и робототехники, представленной приобретающей все больший научный интерес традиции трансгуманизма. Одним из самых ярких ее представителей является Рэймонд Курцвейл (Raymond Kurzweil) - американский изобретатель, технический директор по машинному обучению и обработке естественного языка в компании Google. С самого начала важно подчеркнуть, что этот человек начинал и продолжает работать как изобретатель, т.е. как особого типа технолог, проникающий во внутреннюю логику технологии (в этом аргументе мы следуем Ж. Симондону). Курцвейл был одним из главных изобретателей CCD-матрицы для планшетного сканера, разработал программное обеспечение для оптического распознавания символов, изобрел синтезатор, воссоздающий звучание различных музыкальных инструментов, а также создал машину, читающую вслух любые печатные документы для слепых. Его по праву считают одним из отцов-основателей систем искусственного интеллекта. Одним из главных положений визионерской философии Курцвейла является так называемый закон ускорения возврата вложений, который гласит, что число технических внедрений будет увеличиваться экспоненциально, а не линейно. То есть перспективные разработки будут реализованы гораздо быстрее, чем мы себе представляем, и в конечном итоге такое развитие приведет нас к технологической сингулярности - ситуации, когда технические усовершенствования будут происходить настолько быстро, что в определенный момент искусственный интеллект превзойдет по возможностям человеческий, а все вычислительные машины станут настолько миниатюрными, что их можно будет уместить внутри кровяной клетки. В связи с этим человечество больше не сможет провести границу между биологической активностью и работой машины: роботы станут полноценными членами нового типа общества, будут иметь не только разум, но и душу, что позволит людям общаться с ними как с разумными существами. Будучи трансгуманистом, нацеленным на совершенствование человека, Курцвейл в первую очередь стремится к разработке таких машин, которые позволили бы сократить страдания, ликвидировать старение и смерть, а также усовершенствовать возможности человека. Эти идеи прослеживаются в его работах «The Age of Spiritual Machines» (1990), «Singularity is Near» (2005) и «Transcend: Nine Steps to Living Well Forever» (2012) в соавторстве с Терри Гроссманом (Terry Grossman). Как теоретик-визионер и футуролог, Курцвейл получил известность благодаря своим технологическим прогнозам. К примеру, в 1990 г. он предсказал развитие Интернета, распад СССР, а также победу компьютера в поединке по шахматам с человеком. Свои прогнозы Курцвейл рассчитывает на основе математических формул (в частности, расчета экспоненциальной зависимости), и в то время как во всем мире царит относительный хаос, технологический прогресс легко предсказуем. Так, например, каждые 12-15 месяцев производительность машин удваивается, и с течением времени современные технологии увеличивают производительность и становятся все более дешевыми, что способствует дальнейшему прогрессу на основе имеющихся технических средств. Например, 10 лет назад IPoda не существовало просто потому, что в то время он бы стоил $ 10 000. Сейчас же это настолько доступная технология, что весь рынок ориентирован на выпуск все более мощных и совершенных карманных гаджетов. Это означает, что растет и потенциал решения существующих глобальных проблем, т.е. спустя 15 лет мы не будем решать эту же проблему одними и теми же средствами - мир будет принципиально иным. Возьмем для примера достижения в сфере биотехнологий: если сейчас для лечения диабета мы используем препараты, поднимающие уровень инсулина в крови, и постоянно должны контролировать этот процесс, то в ближайшем будущем мы будем использовать нанороботов размером с молекулу, которых можно будет запускать в тело в терапевтических и диагностических целях, и они смогут лечить диабет I типа, находясь в крови и поддерживая инсулин на нужном уровне. Мы также сможем избавиться от многих генетических заболеваний, помещая нужный генетический материал в определенное место на хромосоме. Его основные предсказания также содержат в себе такие утверждения, как то, что к 2029 г. компьютеры смогут успешно пройти тест Тьюринга, подтверждающий компьютерную симуляцию человеческого мозга; в 2030-х годах нанороботы будут очищать окружающую среду и производить топливо, а также будут помещены в человеческий мозг и взаимодействовать с нейронами, контролируя человеческое тело; к 2040-м годам человеческое тело будет способно принимать любую форму, а на замену внутренним органам придут кибернетические устройства; и, наконец, Земля будет представлять собой один огромный компьютер, что произойдет не позднее чем в 2045 г. [5]. Любопытно, что в ранних работах (пусть и уже зрелого изобретательского периода) Курцвейл выступает скорее как апологет искусственного интеллекта (ИИ) в его классической трактовке как экспертной системы, построенной на знаниях [11], и предсказывает эру «интеллектуальных машин». Он утверждает, опираясь на успехи в области машинного ведения игр и машинного творчества, что не существует ограничений на перспективы развития ИИ и нельзя отрицать возможность того, что он превзойдет интеллект человека. Позднее его убежденность в этом лишь укрепится, однако концепция приобретает антропологический характер: теперь Курцвейл вписывает искусственный интеллект в перспективу глобальной эволюции и изменение способа существования человека, что позволяет ему изменить прогноз и ожидать «эру духовных машин» [12]. Мы уже сказали выше, что Р. Курцвейл сочетает в своей визионерской позиции и теоретические аргументы, и весьма успешную изобретательскую практику. Однако с точки зрения социологии ожиданий за визионером должны идти последователи и решения об инвестициях. И здесь наш герой вполне преуспел, войдя в число ключевых разработчиков ИТ-гиганта Google. Есть у него и последователи в России. Теория американская - роботы российские Основанное на прогнозах Курцвейла, в 2011 г. было создано стратегическое общественное движение «Россия 2045», руководителем которого является Дмитрий Ицков - бывший президент холдинга NewMediaStars. Инициативная группа, в составе которой ученые из институтов Российской академии наук, журналисты и предприниматели, занимается проблемой человеческого бессмертия и разработкой проекта создания искусственного тела человека. Идеология движения заключается в создании неочеловека - бессмертного, космического сверхчеловека, нацеленного не на примитивное потребление благ, а стремящегося к неограниченным возможностям тела и разума. Такой неочеловек, по замыслу ученых, не будет ограничен своим телом, физическими законами, пространством и временем - он воплощает законы Вселенной во благо всего человечества. Сам Ицков, будучи трансгуманистом, утверждает, что люди «рано или поздно совершат великий переход к неочеловеку, покинут свою земную колыбель, сделают космос своим домом и станут «добрыми богами» для всего человечества, взяв на себя ответственность за развитие земной цивилизации» [2]. Не удивительно, что на первом конгрессе движения главным спикером был Р. Курцвейл. Опираясь на прогресс развития искусственного интеллекта, можно сказать, что рост общечеловеческого знания в будущем будет осуществляться через слияние с технологией. То есть небиологическая машинная часть, более совершенная в эволюционном плане, чем биологическая часть человеческого организма, сможет понимать и контролировать биологическую. Это означает, что мы сможем создавать виртуальные тела, которые будут настолько же детальны и убедительны, как настоящие. И здесь главная роль отводится робототехнике. Уже сейчас, анализируя культуру интернет-сообществ, можно сказать, что люди субъективно идентифицируют себя со своими аватарами, представленными на картинке. Однако, по задумке инициативной группы движения «Россия 2045» (см. www.2045.ru), аватар перестанет быть просто картинкой: через десять лет мы сможем чувствовать свое виртуальное тело и сможем управлять своими переживаниями. Это будет осуществимо благодаря внедрению в человеческих мозг нанороботов, которые будут взаимодействовать с нейронами и образуют уникальную сеть, включающую в себя не только базы данных информации и различных типов знания, но и субъективные эмоции и чувства, чужой опыт. Это позволит нам загружать из представленных баз любые эмоции других людей и переживать опыт другого человека, оказываться в самых не воображаемых ситуациях и взаимодействовать с совершенно другими людьми! Проект создания искусственного тела человека (или «Проект «Аватар») включает в себя параллельные разработки по нескольким направлениям: 1. «Аватар А» - управление человеческим телом через нейрокомпьютерный интерфейс, который позволит осуществлять двунаправленный обмен между мозгом и внешними устройствами. Подобные аватары были представлены в фильме «Суррогаты», но данный проект планируется использовать в медицине для реабилитации парализованных инвалидов, а также в сфере кибертуризма. 2. «Аватар Б» - трансплантация головного мозга человека в конце жизни в более совершенное, выносливое, долговечное тело, а также создание биопротезов с прямым нервным управлением и методом криосохранения. Учитывая то, что в момент смерти первым погибает мозг, хотя его жизненные способности в 3 раза выше, чем средняя продолжительность жизни человека, данный проект позволит продлить жизнь личности человека путем перемещения мозга в протез человеческого тела. 3. «Аватар В» - перенос нематериальной структуры сознания человека в искусственное тело. Для реализации данного этапа необходимо не только разработать само технологическое, искусственное тело, но и ответить на такие вопросы: Что есть сознание человека, Что собой представляет наше «Я» и личность человека? Это позволит раскрыть тайны человеческого мозга и глубже понять самого человека. 4. «Аватар Г» - самой высшей ступенью эволюции такого сверхчеловека станет переход к телу-голограмме, которое представляет собой облако, состоящее из частиц света и скопления нанороботов, способных обмениваться базами данных в режиме реального времени. Этот рой самоорганизующихся нанороботов сможет образовывать любое виртуальное тело, и наша жизнь перейдет в формат 3D. Это переход в энергетическое состояние, отказ от материальной оболочки, что означает возможность смены своего тела на любое желаемое. Такое тело будет способно выдерживать перепады температур и давления, будет устойчиво к вакууму и другим неблагоприятным воздействиям. Это также означает переход от банальной культуры потребления к стратегии управляемой эволюции, когда человечество сможет контролировать не только тело, но и духовную составляющую, формировать новые смыслы и ценности. По замыслу разработчиков, эта наивысшая стадия развития тела-голограммы позволит человечеству объединиться вокруг одной глобальной цели, которая будет стимулировать высокую личностную самоотдачу, а также будет способствовать расширению границ нашего мышления. По прогнозам Дмитрия Ицкова, первый этап развития «Аватара» будет реализован через 5-7 лет. С 2011 г. команда проекта разработала несколько прототипов роботов телеприсутствия, управление которыми осуществляется на расстоянии с помощью нейроинтерфейса. Идет также работа над созданием робото-протезов практически всех органов человеческого тела. Идеологическая одержимость имеет вполне понятный прикладной компонент. Представим человека, перенесшего тяжелый инсульт, в результате которого тело становится парализованным, он не может говорить, но при этом продолжает мыслить, чувствовать. Технологии проекта «Аватар» позволят больному не ограничиваться телом, вышедшим из строя, а воспользоваться роботизированным двойником и общаться с родными. Привлекательность данного проекта для инвесторов состоит в том, что представленные технологии планируется выпустить на массовый рынок. Это означает, что теперь акцент с военной и индустриальной робототехники переключается на персональную, которая синтезирует в себе инновации компьютерной сферы, Интернета и телекоммуникаций. Рассчитывая сыграть на «эффекте замещения», менеджеры инвестируют в робототехнику, которая, по их мнению, совершит в скором времени новую революцию. Если еще 15 лет назад подобные проекты были для нас за гранью реальности, то сейчас инвестиции в сферу нанотехнологий с каждым голом растут, и к 2020 г. с нанотехнологиями будет связано 100% мирового производства по сравнению с нынешними 15% [7]. Рост инвестиций в эту сферу связан в первую очередь с открытием новых путей ведения бизнеса. Часто изобретения не становились успешными только потому, что изобретатели неправильно выбрали время выпуска проекта в жизнь, когда в мире еще не существовало необходимой среды для развития предлагаемых технологий. На данный момент инновационная сфера прогрессивно движется вперед, а интерес инвесторов связан с тем, что разработанные технологии будут работать и после завершения текущих проектов. Это означает, что в ближайшем будущем робототехника перерастет в огромную индустрию, гораздо большую, чем нынешние компьютерные технологии. Обратная сторона vision Визионерские теории формируют не только инвестиционные, но и весьма скептические ожидания. С одной стороны, как мы видели, подобные проекты выглядят вполне привлекательно и много обещают. В качестве еще одного примера влияния визионерских теорий можно вспомнить о Э. Дрекслере и его радужных прогнозах относительно нанотехнологий [3]. Во-первых, для производства любых продуктов потребуется гораздо меньше времени, поскольку человеческий труд будет полностью заменен машинным. Во-вторых, производство продукции станет неимоверно дешевым, а производительность вырастет в сотни раз благодаря использованию универсальных ассемблеров и молекулярных машин, способных с нуля производить любую материю. Ассемблеры будут устойчивы к температуре, вакууму, радиации и высокой энергии и будут обращаться с молекулами с точностью программируемых машин. В-третьих, в технобиологических условиях - условиях искусственно созданной жизни - будут преодолены все известные заболевания, что позволит медицине сделать резкий рывок вперед на пути к бессмертию. Также будет разрешена проблема территориального расселения: благодаря компактности самих молекулярных машин, а также использованию биочипов, для расселения людей потребуется гораздо меньшее физическое пространство, а с учетом возможностей освоения космоса человечество сможет переселяться на другие планеты, образуя новые цивилизации. С другой стороны, такие предсказания не всегда означают оптимистичное будущее. Молекулярные машины, способные производить любую материю с нуля, спровоцируют конкуренцию в военной сфере. Армия как институт, реагирующий на технический прогресс, в первую очередь попытается адаптировать работу ученых и генных инженеров под свои потребности, а значит, такие заказы могут породить новую гонку вооружений. Много вопросов вызывают взаимоотношения робота и человека: с прохождением компьютерами теста Тьюринга станет невозможным отличить сознание биологическое от машинного, т.е. изменится статус и человека, и машины, а также изменится сама интеракция - смогут ли люди и машины жить мирно? Как изменится социальная структура и само взаимодействие с наступлением момента, когда мы перестанем осознавать, кто с нами говорит, человек или робот? Какую форму приобретет социальное взаимодействие, какое место в нем будут занимать эмоции и чувства? Вполне вероятно, что искусственный машинный интеллект, в несколько раз превосходящий человеческий, позволит компьютерам занять доминирующие позиции над человеком и искусственная жизнь в какой-то момент станет неуправляемой. В положительном сценарии человек и машина будут мирно сосуществовать, но если проект «Аватар» будет реализован в IV стадии и человечество достигнет бессмертия, перейдя в тело-голограмму, то к чему человек будет стремиться? На что будут направлены человеческие усилия? Будет ли вечная жизнь наградой или превратится в ужасающий философский кошмар? С нашей точки зрения, если мы фиксируем это соотношение позитивных ожиданий и критического неприятия визионерского дискурса, перед нами открывается перспектива, которую видный представитель STS Эндрю Пиккеринг определил как онтологический театр, имея в виду открытость ситуации различным вариантам развития и низкий уровень предсказуемости возможной динамики [13]. В результате социальная теория оказывается перед непостижимой сложностью и дифференциацией вариантов возможной динамики, относительно которой у нас нет и не может быть понятийно оформленного эмпирического знания. Поэтому ни одна репрезентативная модель или когнитивная схема не позволит описывать или предсказывать происходящее в мире Сингулярности, как ее трактует Курцвейл. Что же тогда в остатке? Кусочный, фрагментарный эмпирический материал и неизбежность действовать и конструировать, чтобы понять, куда все движется.

Ключевые слова

социальная робототехника, исследования науки и технологий, визионерские концепции, social robotics, science and technology studies, visionary theories

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Галкин Д.В.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Теплякова Х.В.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 2

Ссылки

Галкин Д.В. Цифровая культура: горизонты искусственной жизни. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013.
Ицков Д. Заповеди жизни неочеловека [Электронный ресурс] // Россия 2045. Общественное стратегическое движение. URL: http://2045.ru/news/31383.html (дата обращения: 25.12. 2013).
Дрекслер К.Э. Машины создания. Грядущая эра нанотехнологии: пер. с англ. М. Свердлов. (Drexler K.E. Engines of Creation: The Coming Era of Nanotechnology. - Fourth Estate Limited, 1996).
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Курцвайль Рей. Технология - обоюдоострый меч [Электронный ресурс] // Xakep.ru. Компьютерный журнал. URL: http://www.xakep.ru/post/46241/ (дата обращения: 30.12.2013).
Ракитов А.И. Информация? Наука, технология в глобальных исторических измерениях. М.: ИНИОН РАН, 1998.
Россия инвестирует в нанотехнологии больше, чем США и Великобритания [Электронный ресурс] // Remedium.Ru. URL: http://www. remedium.ru/ news/ detail.php?ID=59483 (дата обращения: 19. 01. 2014).
Право на бессметрие [Электронный ресурс] // Изд. группа агентства ИТАР-ТАСС. URL: http://www.tass-press.ru/c4/397530.html (дата обращения: 20.01.2014).
Brown N., Rappert B. & Webster A. (Eds). Contested Futures: A Sociology of Prospective Techno-Science. Aldershot, UK: Ashgate, 2000.
Kurzweil Ray. The singularity is near: when humans trascend biology / Ray Kurzweil. Viking Adult, 2005.
Kurzweil R. The Age of Intelligent Machines. Cambridge, MA: MIT Press, 1990.
Kurzweil R. The Age of Spiritual Machines. New York, NY: Penguin Books, 1999.
Pickering A. The Cybernetic Brain: Sketches of Another Future. Chicago: University of Chicago Press, 2010.
Sturken M., Thomas D. & S.J. Ball-Rokeach (Eds). Technological Visions. The Hopes and Fears that Shape New Technologies. Philadelphia, PA: Temple University Press, 2004.
 СОЦИАЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В ПЕРСПЕКТИВЕ ВИЗИОНЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ | Гуманитарная информатика. 2014. № 8.

СОЦИАЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В ПЕРСПЕКТИВЕ ВИЗИОНЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ | Гуманитарная информатика. 2014. № 8.