Опыт работы междисциплинарных команд в проектах по социальной робототехнике | Гуманитарная информатика. 2014. № 8.

Опыт работы междисциплинарных команд в проектах по социальной робототехнике

Предлагается описание и осмысление опыта реализации проектов по направлению социальной робототехники междисциплинарными командами. Рассматриваемые небольшие проекты демонстрируют два возможных варианта для выполнения междисциплинарными командами: создание робота и разработка эксперимента, для выявления специфики его восприятия. Актуализируется необходимость подготовки специалистов, способных работать в междисциплинарных командах по направлению «Социальная робототехника».

INTERDISCIPLINARY TEAMS EXPERIENCE IN THE SOCIAL ROBOTICS PROJECTS.pdf До недавнего времени роботы были компонентом промышленного производства, а робототехникой занимались электронщики, программисты, разработчики, механики и представители других технических специальностей. За последние десятилетия мы наблюдаем стремительную «социализацию» роботов, появляющихся рядом с человеком в новых сферах: школы, больницы, дом, сфера обслуживания и т.д. [1]. Теперь роботы взаимодействуют с человеком совершенно в ином качестве - как социальные партнеры. Перед разработчиками встают новые задачи, связанные с социальным взаимодействием робота и человека. Какие коммуникативные стратегии должен использовать робот? Каков его социальный статус? Как воспринимает робота человек? Это только несколько вопросов, связанных с различными аспектами коммуникации. Была осознана необходимость создания команд, в которых будут объединены специалисты различных областей: информатики, электроники, когнитивных наук, психологии, социологии, искусства и т.д. [2]. Также идея объединения специалистов в решении поставленных задач отражается и в появлении нового научного направления - социальной робототехники [3]. Сегодня междисциплинарный подход уже является основным в разработках социальных роботов [4]. Известно много примеров мирового опыта в разработке проектов такими командами, в которых прежде всего отмечается ценность обмена опыта и расширение знаниевой базы [5]. Работа в междисциплинарных командах используется и в образовательном процессе по данному направлению. Все больше университетов понимают приоритет междисциплинарных учебных программ и исследований, в том числе в области социальной робототехники [6, 7]. Подобная работа повышает мотивацию участников, развивает критическое мышление и креативность в решении задач, а также позволяет сформировать стратегии управления сложным проектом с участием экспертов из различных областей [8]. В России междисциплинарный подход сегодня тоже присутствует и активно обсуждается как необходимый в формировании специалистов, хотя, на наш взгляд, междисциплинарные команды в разработке проектов именно социальной робототехники - явление все еще редкое. До сегодняшнего времени понимание междисциплинарности в робототехнике сводится, как правило, к использованию методов различных областей технического направления: физики, механики, математики, информатики, электроники и т.д. [9]. В данной статье предлагается описание и осмысление опыта реализации проектов по направлению «Социальная робототехника» междисциплинарными командами, включающими участников гуманитарных и технических специальностей. Рассматриваемые небольшие проекты демонстрируют два возможных варианта для выполнения междисциплинарными командами: создание робота и разработка эксперимента для выявления специфики его восприятия. Проект «Робоцветик» (создание робота) Целью проекта являлось создание роботизированного арт-объекта, который может взаимодействовать с человеком с элементами социальности. Проектная команда состояла из двух человек, представляющих гуманитарное и техническое направление. Роли в команде были распределены следующим образом. Руководитель проекта, филолог, разработал общую концепцию арт-объекта, дизайн и способы взаимодействия с человеком. Инженер занимался технической реализацией проекта. На каждом этапе проекта оба участника команды так или иначе вносили свой вклад, вырабатывая общую стратегию. На первом этапе был разработан общий концепт проекта - устройство, способное взаимодействовать с человеком посредством цвета. Цвет рассматривался как результат субъективного восприятия, поэтому больший акцент должен быть сделан на человека: его цветовые предпочтения, наиболее характерные эмоциональные состояния, события и ситуации для него и актуальные в данный конкретный момент и т.д. [10]. В качестве научной основы были использованы исследования М. Люшера [11]. Далее совместно проведен анализ примеров существующих светодинамических конструкций, выполненных российскими компаниями: «PROСВЕТ», «Spbscreen» и «Светодизайн». Выявлено, что их конструкции были изготовлены для декорирования и могут выполнять только функцию подсветки пространства. В результате анализа был определен культурный интерфейс арт-объекта, за основу которого выбран цветок. Под культурным интерфейсом - термином, введенным Львом Мановичем [12], понимается общий дизайн социального робота, совмещающий в себе конвенции традиционных культурных форм и конвенции интерфейса «человек - компьютер». Также применяется синонимичный термин «социальный интерфейс» [13]. Высота робота составляет 38 см, масса 2 кг, что обеспечивает как мобильность устройства, так и комфортный для восприятия человеком размер. Использовались желтый и красный цвета (светодиодов) лепестков, потому что они производят положительный бодрящий эффект [11]. Элементы устройства, имитирующие листья, стали зелеными, что коррелирует с природным объектом, соответственно более привычно для восприятия. Также зеленый цвет, согласно Люшеру, является антиподом желтого цвета и оказывает умиротворяющее воздействие. Одновременно в культурный интерфейс были добавлены гуманоидные черты: центр цветка, ассоциирующийся с лицом, и светодиоды, имитирующие глаза. Выбрано имя устройства, которое составляет один из социальных компонентов, - «Робоцветик». Семантика внутренней формы слова передает синтез природного и искусственного, в то же время диминутивный суффикс -тик указывает на малый размер и положительные коннотации. Разработка механико-электронной составляющей проекта Рис. 1. Диаграмма топологий На втором этапе при большем участии инженера была разработана принципиальная схема устройства, скорректирован бюджет и сроки проекта, выбрана компонентная база, составлены алгоритмы взаимодействия системы внутренних узлов устройства. В «Робоцветике» задействовано 650 светодиодов и запрограммировано два режима свечения: стационарный, когда зажигаются все светодиоды одновременно, и интеракционный, реагирующий на датчик удара. Второй режим был разработан для того, чтобы у человека была возможность взаимодействия с роботом. В качестве основного контроллера было решено использовать контроллер Arduino, разновид- Рис. 2. Диаграмма взаимодействий систем Рис. 3. Принципиальная электрическая схема блока коммутации и блока управления Рис. 4. Принципиальная электрическая схема модуля зажигания светодиодов Рис. 5. Принципиальная электрическая схема регулятора яркости ность Duemilanove. Движение «глаз» и листьев обеспечивают сервомоторы. Для обеспечения регуляции яркости свечения был использован специальный контроллер. Ниже представлены схемы характеристики устройства (рис. 1-6). Рис. 6. Принципиальная электрическая схема подключения сервомоторов Технические характеристики проекта «Робоцветик»: внешнее напряжение питания: 6-15 V, для зарядки: не менее 9 V (12 ч), 12 V (6 ч) 15 V (3 ч). Напряжение питания со встроенного li-ion аккумулятора для автономной работы: 7,2 V, 2,6 A/h (возможность расширения до 7,5 A/h), режим работы от сети совмещён с режимом зарядки. Потребляемая мощность от сети не более 20 Вт. Время работы: от сети, неограниченно. Время работы от внутреннего аккумулятора: максимальная яркость в режиме «Робот» - 2,5 ч, в режиме «Светильник» - 1 ч; средняя яркость «Робот» - не менее 7 ч, «Светильник» - 3. На третьем этапе участником-филологом были организованы презентации проекта. В рамках этой деятельности были выбраны форма презентации устройства, коммуникативные стратегии при взаимодействии с целевой аудиторией, стратегия создания позитивного имиджа устройства и команды. «Робоцветик» был успешно представлен в качестве выставочного экспоната в г. Томске на «Innovus-2013», открытой лекции «Роботы и человек: вчера, сегодня, завтра», в дне робототехники в НИ ТГУ «Роботы, которые ползают, катаются и летают», выставке «РобоОсень-2013». Проект «Разработка эксперимента» Цель проекта - разработка эксперимента для выявления специфики восприятия социального статуса робота при коммуникации с человеком. Этот проект в большей степени решает задачи теории коммуникации и социологии, два члена группы представляли гуманитарное направление и один - техническое. На первом, подготовительном, этапе участники-филологи разработали общую концепцию эксперимента, включающую цели, задачи, методологию проведения и анализа данных, теоретическую базу исследования. Эксперимент проводился на базе гуманоидной платформы Nao [14]. В процессе эксперимента респонденты участвуют в диалогах с роботом, которые соотносятся с различными статусно-ролевыми моделями поведения. Предметом исследования выбрано реляционное измерение [15] статусно-ролевых характеристик по отношению к адресату при взаимодействии человека и робота. Выявлено, что «пары социальных ролей - наиболее типичная форма ролевого взаимодействия людей. Соотношение ролей в таких парах может быть трояким: 1) роль первого участника ситуации (X) выше роли второго участника ситуации (Y): P х> Py; 2) роль первого участника ситуации ниже роли второго участника: Рх

Ключевые слова

социальная робототехника, междисциплинарные команды, social robotics, interdisciplinary teams

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зильберман Н.Н.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Богачева Р.А.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Гладкий Д.А.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Колосовский Д.Е.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Чекунова А.В.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 5

Ссылки

Castellano G., Peters C. Socially perceptive robots: Challenges and concerns // Interaction Studies. 2010. Vol. 11, № 2. P. 201.
Burke J.L. et al. Final report for the DARPA/NSF interdisciplinary study on human-robot interaction // Systems, Man, and Cybernetics, Part C: Applications and Reviews, IEEE Transactions on. 2004. Vol. 34, № 2. P. 103-112.
Duffy B.R. Fundamental issues in social robotics //International Review of Information Ethics. 2006. Vol. 6, № 12. P. 2006 [Электронный ресурс] http://citeseerx. ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.111.3293&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 2.12.2013).
Streater J. et al. Towards an Interdisciplinary Understanding of Perspective for Human-Robot Teamwork // Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. SAGE Publications. 2011. Vol. 55, №. 1. P. 1481-1485.
Ihsen S., Schneider W., Scheibl K. Interdisciplinary research collaborations and learning processes of engineers and social scientists during the development of a robot for seniors in Europe // World Transactions on Engineering and Technology Education. 2012. Vol. 10. № 2 [Электронный ресурс] http://www.wiete.com.au/ journals/WTE%26TE/ Pages/Vol.10, №20No.2%20(2012)/04-Schneider-W.pdf (дата обращения: 2.12.2013).
Bonarini A., Romero M. Robotics and Design: An Interdisciplinary Crash Course. Education // IEEE Transactions on (Vol. 56, № 1). 2013. P. 110-115.
Kapadia A. et al. «Architectural Robotics»: An interdisciplinary course rethinking the machines we live in // Robotics and Automation (ICRA), 2010 IEEE International Conference on. IEEE. 2010. P. 48-53.
Wang Y. et al. AC 2010-279: AN INTERDISCIPLINARY UNDERGRADUATE COURSE BRIDGING THE GAPS BETWEEN ENGINEERING, SCIENCE AND THE ARTS. 2010 [Электронный ресурс] http://www.tcnj.edu/ ~nakra/ Publications / ASEE2010.pdf (дата обращения: 2.12.2013).
Лазарев М.В. О связи робототехники с механикой, электроникой и программированием, а также о междисциплинарных связях // Вестн. 2013. Т. 11, № 139 [Электронный ресурс] http://vestnik.tspu.ru/files/ PDF/articles/lazarev_ m._v._132_136_ 11_139_2013.pdf (дата обращения: 2.12.2013).
Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация - цвет - интеллект. СПб.: Речь, 2001. 256 с.
Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера: практ. руководство. СПб.: Речь, 2013. 128 с.
Manovich L. The language of New Media. MIT Press, 2001 [Электронный ресурс] http:// www9.georgetown.edu/faculty/irvinem/theory/Manovich-LangNewMedia-excerpt. pdf (дата обращения: 25.12. 2013).
Hegel F. et al. Understanding social robots // Advances in Computer-Human Interactions, 2009. ACHI'09. Second International Conferences on // IEEE. 2009. P. 169-174.
Официальный сайт о гуманоидной платформе Nao [Электронный ресурс] http://www.aldebaran-robotics.com/en/(дата обращения: 2.12.2013).
Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. 330 с.
Крысин Л.П. Социальный аспект владения языком // Социальные компоненты в семантике языковых единиц. 1989. URL: http:// destructioen. narod. ru/krysyn_komponenty. (дата обращения: 25.12. 2013).
Шевцова Г.В. Компаративный анализ приоритетных направлений в разработке образовательных программ по гуманитарным дисциплинам в инженерном образовании США и Европы // Вестн. Том. гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. № 12. С. 102.
Земцова В.И., Кичигина Е.В. Комплекс естественнонаучных заданий и вопросов как средство развития естественнонаучной образованности у студентов педагогического направления гуманитарных профилей // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. http://journals.uspu.ru/attachments/ article/ 165/ Педагогическое% 20образование%20в%20России_2012_3_ст.%2017.pdf
 Опыт работы междисциплинарных команд в проектах по социальной робототехнике | Гуманитарная информатика. 2014. № 8.

Опыт работы междисциплинарных команд в проектах по социальной робототехнике | Гуманитарная информатика. 2014. № 8.