СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Представлены результаты социолингвистического анализа текстов коммуникации в интернет-среде в аспекте социальной нормативности. Полученные данные позволяют гово- рить о широком варьировании нормативности от следования общественным нормам реаль- ного социального пространства до формирования новых вариантов, являющихся для реаль- ного социума неприемлемыми.

SOCIAL NORMS IN THE INTERNET-COMMUNICATION: SOCIOLINGUISTIC ASPECT.pdf Феномен интернет-коммуникации оказался в сфере научного осмыс- ления не так давно. Это связано с тем, что сам тип такой коммуникации возник лишь в 90-е гг. ХХ в., однако, возникнув, интернет-коммуникация быстро стала одним из наиболее востребованных видов коммуникатив- ного взаимодействия. Г.Н. Трофимова отмечает: опрос, проведенный ВЦИОМ, «показал, что пользоваться Интернетом в образовательных, ин- формационных и коммуникативных целях считают для себя необходи- мым до 75% россиян» [8]. Ежегодно численность пользователей «вирту- ального» пространства растет, само пространство активно развивается и все больше областей «реальной» действительности получают «виртуаль- ную прописку». В Отчете по результатам мониторинга российского Ин- тернета за 2001 г., проведенного группой Monitoring.ru, отмечается, что «Каждый десятый россиянин получает или имеет опыт получения инфор- мации из Интернета. Почти 16 миллионов человек имеют родственников и друзей, которые регулярно посещают Интернет. В результате зона вли- яния Интернета охватывает более 28 миллионов человек» [3]. Таким образом, пространство компьютерных коммуникаций к настоящему мо- менту осмысляется как открытая коммуникативная среда со специфич- ными условиями общения, включающая значительное количество участ- ников. Соответственно, процессы, происходящие в современном обществе и жизни отдельного человека как представителя этого общества, вопло- щаются в новом коммуникативном формате, подвергаются трансформа- циям. Когда-то изобретение письменности дало толчок развитию науки в целом, так как позволило «схватить», зафиксировать «временную» при- роду языка, языковой информации, переведя ее в пространственные ко- ординаты и давая возможность обратиться к ней вновь. Теперь интернет- коммуникация также позволяет зафиксировать коммуникацию, социаль- ные взаимодействия людей, именно поэтому эта сфера привлекает вни- мание ученых-гуманитариев. Именно поэтому особенно значимым представляется исследование данной новой коммуникативной среды для социологов и лингвистов, так как обе науки направлены на изучение человеческого поведения и фор- мируют междисциплинарную область, получившую название социолинг- вистики – раздела лингвистики, изучающего причинные связи между языком и социумом и реализующего на современном этапе исследова- тельских принципов социологического направления в языкознании. Со- циолингвистика занимается изучением активных процессов в развитии языка под воздействием экстралингвистических факторов и, соответ- ственно, пытается интерпретировать языковые трансформации через призму социальных. Основополагающим из методологических принци- пов в этом случае является исследование речевого поведения социальной личности или социальной группы. Предметом нашего анализа является речевое поведение участников интернет-коммуникации в аспекте социальной нормативности. Под со- циальной нормой в этом случае мы понимаем «Образцы, стандарты дея- тельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена к.-л. группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Н. с. обеспечивают упорядоченность, регулярность соц. взаимодействия» [1]. Понятие социальной нормы тесно связано с понятием девиантного пове- дения – «не совпадающего с социальными нормами и ценностями, при- нятыми в обществе» [1]. Среда интернет-коммуникаций дает возможность исследования ре- чевого поведения в новых коммуникативных условиях и позволяет про- следить, каким образом трансформируются нормы социального взаимо- действия. В связи с тем, что нас интересует спонтанное социальное взаимодействие, мы обращаемся, прежде всего, к области неиституцио- нального общения: коммуникации на форумах, в чатах и т.п. Трансформация социальных норм оказывается возможной за счет особых дискурсивных параметров коммуникации в Интернете. Первым является двойственный хронотоп, так как каждый коммуникант пребы- вает в двух хронотопах – реальном и виртуальном. Виртуальный хроно- топ является общим для коммуникантов, реальный же коммуникативно оказывается редуцированным, хотя и может оказывать влияние на тече- ние коммуникации. С виртуальностью связан второй параметр – аноним- ность: физическая сторона коммуникантов в актуальном непосредствен- ном общении (например, в чатах, в телеконференциях) скрыта от непосредственного наблюдения. Говорящий присутствует в виде вирту- ального эквивалента – знака личности, моделируемого самим коммуни- кантом. Следующий параметр связан с осуществлением коммуникатив- ной среды. Она существует в визуально-вербальной форме, остальные параметры естественной коммуникации остаются за рамками каналов коммуникации, следовательно, необходимо их смоделировать. Актуали- зируется моделирующая деятельность коммуникантов по созданию соб- ственного образа. С развитием коммуникативных технологий расширяется спектр мо- делирующих возможностей, однако основным остается речевое поведе- ние, формирование вербального образа. Концепция моделирующих си- стем, «согласно которой естественные языки, мифологии, религии, литература и искусство, а также социоэтические нормы (запреты и пред- писания) представляют собой знаковые системы, которые отображают (моделируют) определенные фрагменты реальности и в результате функ- ционирования порождают произведения (знаковые последовательности, т.е. тексты, в семиотическом смысле слова), реализующие коммуника- тивно-познавательные возможности отдельных семиотик…» [4, с. 77], рассматривает современный язык как первичную моделирующую си- стему. Таким образом, речь в коммуникативном пространстве Интернета выполняет две первичные социальные функции: функцию социальной ди- агностики – идентификацию коммуникантов по социальным параметрам; функцию социального моделирования – формирование собственного со- циального образа в коммуникации. Социальное моделирование образа коммуниканта осуществляется как: выбор (либо формирование) социального пространства. Про- веденные ранее исследования позволяют утверждать, что виртуальное пространство Интернета оценивается и маркируется пользователями, в первую очередь, как пространство социальное, в котором формируются социально значимые топосы – сайты, реализующие различные варианты существующих дискурсов и представляющие различные варианты кар- тин мира [5]; выбор никнейма. Возможность произвести акт самоименования неизбежно изменяет структуру самоидентификации личности и актуа- лизирует саморефлексию. Изменяя имя, коммуниканты могут высту- пать в различных социальных (гетера) и гендерных ролях, не свойствен- ных им в «реальной» реальности. Одна из тактик при этом – создание метафорического ника, который выполняет функцию ключевой мета- форы в дискурсе данного коммуниканта, является способом эксплика- ции одной из его субличностей и в целом оказывает определенное воз- действие на содержание и направленность коммуникации в целом. Выбирая ник, участник коммуникации приписывает себе какой-либо основополагающий, по его мнению, признак. Выбор этого признака че- рез образную номинацию определяет его речевое поведение [6]; выбор аватара. Графическая репрезентация коммуниканта суще- ственно расширяет возможности моделирования. В качестве аватара ком- муникант может выбрать собственное графическое изображение, напри- мер фотографию, но опыт непосредственного наблюдения показывает, что подобный выбор не является частотным. Гораздо чаще избирается отвлеченное графическое изображение, которое выступает в качестве ви- зуальной метафоры, формирующей представление не о внешнем облике, а о природе личности, в том виде, в каком ее рефлексирует сам коммуни- кант; организация речевого поведения в соответствии с социальным образом. Несмотря на то, что в последнее время появились технологии, способные передавать реальные физические параметры коммуникантов, прежние, основанные на моделировании, остаются актуальными и даже формируются новые подпространства, в которых параметр анонимности является доминирующим. Как можно убедиться, дискурсивная среда интернет-коммуникаций дает возможность расширить спектр социально приемлемых форм пове- дения, так как функционирующий в коммуникации образ является зна- ком коммуниканта и снимает с него социальную ответственность. Реали- зация социальных норм в интернет-коммуникации связана, как уже говорилось ранее, с вербальным аспектом, именно поэтому материалом анализа выступают различные речевые произведения, тексты или иные семиотические объекты. Анализ речевого поведения позволяет говорить о следующих вари- антах социального нормирования в интернет-коммуникации. 1. Реализация существующих социальных норм проявляется в: регулировании коммуникативных взаимодействий в форме правил форумов, чатов и модерирования – наблюдения за соблюдением этих правил. Рассмотрим, например, фрагменты «Правил Томских форумов», а именно «Параграф 2. На Форуме запрещено!» [7]: 1. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО создание и обсуждение тем, прямо и косвенно нарушающих законы Российской Федерации и международные законы. 9. Запрещено создавать пользователей, темы и сообщения, содер- жащие слова (или их производные), относящиеся к ненормативной лек- сике. 10. Запрещено создание сообщений, не несущих тематическую нагрузку. Например, сообщений из пустых символов, служебных симво- лов, фраз с невыраженным тематическим смыслом. 11. Оскорбления любой формы. 12. Не рекомендуется оскорбительное склонение фамилий и имен пользователей Форума и известных политических или общественных деятелей. Как можно убедиться, приведенные фрагменты регламентируют ре- чевое поведение коммуникантов в соответствии с нормами, актуальными для общественного поведения в реальной коммуникации; регулировании коммуникативных взаимодействий в рамках ком- муникации самими участниками. Приведем в качестве иллюстрации фрагмент коммуникации в чате «Общага»: Kostic: esmiralda, хотите со мной заигрывать девушка, идите в при- ват, я краснею на общем....// esmiralda: Kostic, Ой, ну надо же!ути-пути.:)):)) // esmiralda: Kostic, С чего начнём?:)) // Kostic: esmiralda, а с любого места, везде приятно....))))) // esmiralda: Kostic, Ну наверно с поцелуя тогда?:)) // esmiralda: Kostic, и чё я тебя насиловать буду а ты просто так стоять?:)) // Kostic: esmiralda, так время только 12–20, рановато тебя раздевать то, народ перевозбудиться, только рабочий день в разгаре..... // esmiralda: Kostic, ТУТ уже тоже захотели секса в чате!:)) // esmiralda: Kostic, и даже согласились присоединиться к нам!:)) // Kostic: esmiralda, пускай дальше хотят, секс в чате после 12 ночи..... да и то по талонам..... Приведенный фрагмент позволяет сделать заключение о том, что не- смотря на «виртуальность» девиантные социальные действия оценива- ются с позиций социальной нормы реальной коммуникации. 2. Трансформация существующих социальных норм осуществля- ется в различных типах коммуникативных действий: моделирование парадоксальных образов коммуниканта, допуска- ющих рассогласование между отдельными его компонентами: ником, аватаром и речевыми проявлениями. Парадоксальные образы коммуникантов в реальном социальном про- странстве, как правило, расцениваются как не соответ- ствующие социальным нормам. Например, коммуни- кант с ником KotLETA использует аватар, не соотносимый с именованием, и его речевое поведение никак не коррелирует с упомянутыми компонентами: Вот это дааа. А мы тут все про контрацептивы, да презервативы... [9]. трансформация дискурсивных формул: Доброго времени суток! усиление эмоционального компонента коммуникации в целом в сопоставлении с коммуникацией в реальном социальном пространстве. Например, в реальной коммуникации повышенная эмоциональность не характерна для общения между незнакомыми людьми, в виртуальном пространстве это допустимо: АЛИГАТОРША: Skif, привет!!!!! // Skif: АЛИГАТОРША, привет // АЛИГАТОРША: Skif, как дела !!!!!????? // Skif: АЛИГАТОРША, да ничего вроде живем а у вас? // Skif: АЛИГАТОРША, а мы знакомы? усиление игрового компонента коммуникации, проявляющееся в порождении каламбурных высказываний: В человечке все должно быть прекрасненько – и душонка, и тельце, и мыслишки... усиление порождения художественных текстов (графомания). 3. Формирование новых социальных норм также имеет место в ин- тернет-коммуникации. Полагаем, что к этим процессам могут быть отне- сены два вида речевого поведения, наблюдаемых только в данной ком- муникативной сфере: усиление анонимности коммуникации отражается в формирова- нии новых коммуникативных пространств, таких как имиджборд (англ. Imageboard). «Основной сутью общения на имиджбордах, и то, что в свое время сделало их популярными – анонимность. Здесь не только не требу- ется, – не обязательно даже подписывать сообщения. Существующие только для удобства высказывания пользователей, условия анонимности заложили основу для целого качественно нового сегмента культуры» [10]; усиление дейктических (ссылочных) форм коммуникации, активно функционирующих во всех коммуникативных пространствах: социаль- ных сетях, имиджборд и др. В этом случае коммуникант формирует свое высказывание путем указания (создания гиперссылки) на высказывание другого. Например, реплика коммуниканта социальной сети «Facebook»: Вах! http://www.nanotechnology.ru/node/2002 использование принципиально социально ненормативных форм поведения в качестве основных. Иллюстрацией в данном случае может служить троллинг – специфическое речевое поведение, направленное на вовлечение коммуникантов в конфликт. Итак, социолингвистический анализ интернет-коммуникации позво- ляет проследить варианты социального нормирования в данном комму- никативном пространстве. Дискурсивные параметры неиституциональ- ных форм коммуникативного взаимодействия определяют различные воплощения нормативности от следования общественным нормам реаль- ного социального пространства, до формирования новых вариантов, яв- ляющихся для реального социума ненормативными.

Ключевые слова

социальная норма, интернет-коммуникация, социолингвистический анализ, social norms, Internet-communications, socio-linguistic analys

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мишанкина Н.А.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 1

Ссылки

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009. Словари и энциклопедии на Академике. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/2392/%D0%9D%D0%9E%D0%0% D0%9C%D0%AB.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики, 2003.
Группа Monitoring.ru. Режим доступа: http://www.monitoring.ru.
Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций. М.: Издатель- ский центр «Академия», 2004.
Мишанкина Н.А. Дискурсивные картины интернет-коммуникации в восприятии ад- ресатов // Картины русского мира: современный медиадискурс / З.И. Резанова, Л.И. Ермолен- кина, Е.А. Костяшина и др.; Ред. З.И. Резанова. Томск: ИД СК-С, 2011. С. 201–261.
Резанова З.И., Мишанкина Н.А. Интерпретационный потенциал новых лингвисти- ческих объектов (на материале интернет-коммуникации) // Сибирский филологический журнал. 2004. № 3–4. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004. С. 109–113.
Томские форумы. Правила. URL: http://forum.tomsk.ru/pages/rules/
Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование рус- ского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты). Режим доступа: http://planeta.gramota.ru/gnt.html Форум Littleone. Режим доступа: http://2006-2009.littleone.ru/showthread.php?t=111012 &page =14
Энциклопедия «Викиреальность». Режим доступа: http://www.wikireality.ru/wiki/% D0%98%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B6%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4
 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.