НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ

Анализируется применение информационных технологий в театральной сценографии. Авторы исходят из историко-культурной перспективы, в которой инструменты сценогра- фии определяются общим контекстом общественной и культурной динамики. Рассматри- ваются различные методы и примеры использования современных технологий в практике театрального искусства, включая их место среди традиционных приемов сценографии и оценку возможностей художественной выразительности.

INFORMATION TECHNOLOGIES FOR MODERN THEATRE SET DESIGN.pdf Гуманитарные исследования развития информационных технологий не могут обойти стороной многообразие художественных экспериментов с новейшими технологиями. К таким экспериментам, бесспорно, принад- лежит большая часть мира современного театрального искусства. Техно- логия как основа формы и выразительности в сценографии использова- лась еще в античном театре, не говоря уже о раннем модернизме – инновациях В. Мейерхольда в России, итальянских футуристов и худож- ников Баухауз в Германии. Весь ХХ в. в театральной сценографии и ис- полнительских искусствах в целом прошел под знаком внедрения техно- логических систем. Этому посвящена прекрасная работа искусствоведа Стивена Диксона «Цифровой перфоманс» (MIT Press 2002). Современная сценография как искусство сформировалась в резуль- тате длительной исторической эволюции. Она включает в себя всю мате- риально-вещественную зримую часть театральной постановки, а также все то, что окружает актера на протяжении всего действия: реквизит, грим, костюмы. Искусство сценографии пользуется разными средствами выразительности. Это может быть реальный предметный мир, мир искус- ства (маски, костюмы, вещи), декорации (графика, скульптура, живо- пись), а также специфически театральные элементы, такие как сцениче- ское пространство, сценический свет. Исторические корни сценографии можно найти еще в древнейших формах культуры человечества. Она существовала еще задолго до появ- ления театрального искусства. Такую сценографию В.И. Березкин, исто- рик театра, называет «предсценографией – она являлась одним из орга- нических элементов мифопоэтического бытия первобытного человека. Она была равнозначной другим элементам ритуалов или обрядов, кото- рые являлись формой освоения, переработки и воплощения действитель- ности. И только потом предживопись, предархитектура, предскульптура выделились из ритуала и обрели каждый самостоятельное значение» [1]. Развитию современной сценографии способствовали достижения но- вых информационных технологий, которые позволяют создать новый ху- дожественный синтез в сценографических решениях. Доминирующим средством выразительности сегодня становятся световое оформление, использование различных экранов и видеопроекций, управляемых ком- пьютерными системами. Благодаря этим средствам создается определен- ная атмосфера, необходимая по ходу сценического действия. Динамич- ная цвето-световая партитура позволяет проследить тончайшие оттенки эмоционально-смысловой структуры художественного образа. Но такая творческая работа требует соответствующей технической оснащенности площадки. Таким образом, сегодня новые технологии оказывают огром- ное влияние на развитие театра как вида искусства: появляются уникаль- ные формы спектаклей, новые театральные специальности, специфиче- ские технологии постановочного творчества и театрального дела. В ХХI в. представление об искусстве сценографии сильно измени- лось. Она находится на новом этапе развития, который можно охаракте- ризовать как этап инновационного оформления сценического простран- ства. Современный процесс глобализации разрушает традиционные стереотипы представления о театральных формах. «Если к началу ХХ века критерием сценографического творчества являлось адекватное от- ражение среды, правдоподобность, которую предполагает сюжет, то к се- редине ХХ века камерность сценографических решений, реалистичная жизнеописательность все чаще уступает место метафизическому плану, отсюда интерес к условности в театральной сценографии, к включению в сценографическое пространство таких видов художественного творче- ства как реди-мейд объекты, инсталляции, энвайроменты, акции и другие формы. Решению этой проблемы способствуют новые технологии, кото- рые позволяют увидеть художественный синтез в сценографических ре- шениях» [2]. Современный театр вынужден сегодня решать одну из основных за- дач, которую поставила перед ним глобализация современной культуры – необходимость совместить высокотехнологичную цивилизацию и сосу- ществование в ней традиционных форм культуры. В современном худо- жественном пространстве развитие информационных (мультимедийных, проекционных, аудиовизуальных) технологий происходит очень дина- мично, они становятся востребованными многими видами искусства. Но- вые технологии в большей степени ориентированы на создание визуаль- ных образов, поэтому применение их в сценографии оправдано с точки зрения универсализации создания спектакля от идеи, эскиза, макета до создания декораций. В настоящее время постановщикам спектаклей предлагается огромный выбор технологического оборудования, такие как проекционные приборы, системы озвучивания, видеоизображения и световые системы. Широк выбор программ для создания визуальных эс- кизов в «проекционной» сценографии. Сегодня театральные постанов- щики предпочитают завоевывать интерес зрителей «медийностью» сце- нографии. Сценографы используют в своих декорациях различные технические, интерактивные средства выразительности, что зачастую де- лает декорацию самостоятельным художественным произведением. Та- кая декорация может существовать в спектакле отдельно от актеров. «Если ХХ век держался на пафосе экзистенциального мироотноше- ния и все его новации, прежде всего, измерялись глубиной и уникально- стью субъективности автора, то в конце столетия ярко высветилась по- требность в маскировке этой субъективности, уходе от психологичности произведения. Открыто заявляет о себе интерес к объективизму художе- ственного взгляда, что получило выражение в медиаарте, использующем виртуальные пространства, созданные технологической внеэмоциональ- ной инженерной мыслью» [3]. Если раньше театроведение рассматривало творчество сценографов как до некоторой степени вторичное явление, стоящее после драматурга и режиссера с актерами, то в настоящее время художники могут быть полноправными соавторами спектакля. Они стараются придать спек- таклям особую зрелищность, которая требует работы специальных сце- нических механизмов, способных сменять декорации за занавесом или на глазах у публики. Это могут быть особая система кулис, вращающа- яся сцена, либо подчеркнутое обнажение сценической техники. Удачная организация пространства – один из важнейших компонентов успеха спектакля. Это отражает влияние постмодернистской эстетики на развитие те- атра. Для художественной культуры постмодернизма характерны эклек- тичность, пародийность, имитаторство, цитирование, инновационная от- крытость, гедонизм и эротичность, телесность, мистериальность, эпатажность, акцент на неожиданном и удивительном, массовость, иро- ничность. Художественной постмодернизм стремиться воспринимать мир как текст, игру знаков и смыслов. Он строится не на отражении, а на моделировании действительности и экспериментировании с искусствен- ной реальностью. «Такие постмодернистские приемы, как видеоинсталляции, различ- ное световое оформление спектакля, помогают ярко показать идею об опасности потери человеческого образа за ширмами цивилизации, в не- которой мере погружают человека в атмосферу фантазий и сказочности, а также помогают по-новому увидеть классические произведения» [4]. В постмодернистскую эпоху изменились не только само содержание спектакля, его форма, но и технологии его создания. Появились иннова- ционные средства прямого соответствия изготовляемых декораций эски- зам сценографа, наиболее точно передающие цветное изображение и ав- торский почерк – полноцветное принтирование и проецирование декорационных росписей на экраны-задники. Эти тенденции ярко проявляются в экспериментах провинциальных театров. Не обошли они и Республику Бурятию. Несмотря на то, что в регионе сохраняется традиционная культура, информационные техноло- гии и там проникают в театрально-постановочный процесс. Бурятский театр оперы и балета находился на реконструкции с 2006 по 2011 г. В 2009 г. была завершена реконструкция здания кинотеатра «Дружба» под размещение русского драматического театра. Позже будет введена в ис- пользование малая сцена Русской драмы, что даст театру возможность привлечения нового зрителя, поскольку планируются эксперименталь- ные постановки, соответствующее сценическое воплощение получат пьесы современных драматургов. Малая сцена даст новые технические возможности для раскрытия режиссерских замыслов, в конечном итоге новые постановки должны соответствовать современному зрителю. В результате реконструкции зданий и их технологического переосна- щения театры получили новейшее оборудование. Были монтированы пе- редовые разработки в области светового, звукового, видео- и трансляци- онного оборудования, значительно улучшилась механика сцены, архитектурная акустика и архитектурное освещения. Например, светорежиссеры и светооператоры, находясь в другом го- роде, могут программировать световое шоу для спектаклей и даже про- верять техническое состояние светооборудования. Качество света стало лучше, появился светодиодный экран, на котором могут идти субтитры, он же может стать частью фона спектаклей. Появилась профессиональ- ная лазерная система [5]. «Три сестры» – одна из лучших постановок русского драмтеатра с момента его открытия. Были использованы удивительные декорации: «казалось, что зритель находится в старинном дворянском доме с окнами в знаменитый чеховский сад» [7]. Впервые стали заметны новые возмож- ности сцены театра, это была широкая панорама происходящего: за ок- нами дома шёл снег, потом в саду кружил листопад, слышались музыка ветра и шорох осенних листьев. Произошел перевод двухмерного плана в трёхмерность. Ступенчатой конфигурацией оконных проёмов худож- ника-постановщика Александра Плинта создаётся эффект утопленного пространства. Существуют факторы, сдерживающие развитие новых технологич- ных постановок в Бурятии: это отсутствие единой театральной информа- ционной базы данных, дефицит профессионально подготовленных ква- лифицированных театральных специалистов в области информационного обеспечения, компьютерной графики и мультимедиа. Есть необходимость привлечения к этому роду деятельности специали- стов в области смежных дисциплин (компьютерный дизайн, программи- рование, продюсирование, менеджмент и др.). Сценография реального и виртуального В театральном мире происходит активный поиск художественного образа спектаклей путем соединения двух пространств – виртуального и реального. «Технология, позволяющая совмещать реальный и виртуальный миры, получила название match moving. Задача этой технологии – совме- щение движения отснятого материала с объектами, созданными в трех- и двухмерном пространстве» [8]. Далее происходит соединение визуаль- ных элементов из различных источников в единый образ. Этот прием, широко используемый в экранных искусствах, стал экспериментальной формой осуществления оперы «Русалка» на сцене Михайловского театра (2009 г.). «В постановке драматического режиссера И. Коняева само музыкаль- ное произведение Дворжака было «перекроено» под видеоряд, а акцент «медийной» сценографии оперы «Русалка» сместился к визуализации чувственного восприятия как новой форме эстетического переживания, художественному проявлению, ориентированному на ценности «неста- бильного» современного мира» [9]. В театрах Петербурга существует опыт применения метода инстал- ляции (это композиция, скомпонованная из разных предметов, характе- ризующаяся целостным восприятием составных элементов): в поста- новке балета «Маша и Мышиный король» в Михайловском театре в 2005 г. сценограф осуществил превращение из большой мыши в армию мышей. Образ-инсталяция персонажа балета сначала создавалась в ка- рандашных набросках, затем – в цветных эскизах, трансформированных в компьютерных графических программах. Одним из современных сценографов постмодернистов можно назвать художника С.М. Бархина. Он является признанным мэтром сце- нографии во всем мире. Его работы посредством языка живописи по- могли отразить в спектаклях дух эпохи, подробнее раскрыть характер ге- роев, а также режиссерский замысел. На его творческом пути большое количество спектаклей. Он осуществлял постановки в Москве и во мно- гих городах России, в театрах США, Турции, Финляндии, Франции, Че- хии, Японии. У Бархина свое собственное видение театра, которое выразилось в его первой самостоятельной работе, сделанной еще в 1970 г., «Чайке» по А.П. Чехову в «Современнике». Этот спектакль можно назвать одним из первых примеров постмодернистского мышления в отечественной сце- нографии, что выражалось в оформлении сцены как скоплении индиви- дуальностей (персонажи, а не ансамбль), природы (деревья, кусты), кус- ков архитектуры. Соединение разного и разностильного. Он с легкостью применял на сцене различные стили, играл с декорационными формами старинных театров, сочетая откровенно театральную бутафорию и нату- ральные фактуры. Многие театральные художники сегодня создают свои собственные независимые уникальные проекты: инсталляция, живопись, графика. По- скольку работа в театре все-таки связана с внешним давлением от режис- сера и может противоречить внутренним творческим терзаниям худож- ников. Их собственные темы и идеи видоизменяются и приспосабливаются к желаниям других людей. А в своих индивидуаль- ных проектах художники сосредоточиваются только на себе. Именно по- этому многие из них постепенно дистанцируются от театра. Александр Шишкин – один из наиболее ярких известный театраль- ных художников современного российского театра, который помимо ра- боты в театре создает свои уникальные проекты. Один из подобных про- ектов А. Шишкина – «Головной отдел». Это серия металлических голов, внутри которых расположены разные мизансцены с участием бумажных человечков. Интересно, что в этом проекте автор использует одного пер- сонажа, помещая его в различные ситуации. Это напоминает своеобраз- ную раскадровку, анимацию. Значимым примером в контексте постановочных инноваций, в том числе информационных технологий, является Мариинский театр. Поста- новка оперы Р. Вагнера «Летучий голландец» (1998 г., режиссер Т. Чхе- идзе, художник Г. Цыпин) является одним из ранних примеров использо- вания новых технологий в создании макета и сценографии (видеоинсталляция), что позволило включить новые смыслы в общую концепцию художественного образа спектакля. Нельзя не назвать и проекты режиссера А. Могучего и сценографа А. Шишкина «Изотов» и «Кракатук». Постановка «Изотов» (2009 г.) по пьесе М. Дурненкова, представлен- ная в полноправном соавторстве, показывает вариант использования дру- гих средств, входящих в общее понятие «новые технологии». Благодаря новым технологиям в образную структуру постановки входят несколько пространств. Одно из них двухмерное – это пространство смерти, создан- ное графической проекцией на экране; другое – трехмерное – простран- ство жизни, куда пытаются возвратиться герои; третье – четырехмерное, возникающее тогда, когда к пространству жизни добавляется «взгляд бога» – проекция, получаемая при помощи видеосъемки «в реальном вре- мени». Визуальный образ спектакля складывается за счет разнообразных составляющих: сценических эффектов, игры света, цирковых трюков. Постановка «Кракатук» – это современное видение сказки Гофмана «Щелкунчик», в котором используется новейшие технологии. Цирк, ба- лет, гимнастика, пиротехника, мультимедиа и классическая музыка Чай- ковского, обработанная ди-джеями России – все это сливается в новый тип постановки. Благодаря огромному мультимедийному экрану цирко- вая арена превращается то в поле битвы, то в каток. Трехмерная графика до неузнаваемости меняет декорации спектакля, комната главной геро- ини превращается в огромный часовой механизм, где она крутится, по- спевая за стрелками, взлетая вверх и снова опускаясь на землю, оказыва- ясь вдруг в своей постели в маленькой уютной комнате. Около 60 танцоров, артистов, гимнастов, акробатов и циркачей находятся на одной сцене, а в некоторые моменты – и на высоте 15 метров над ней. Более трехсот роскошных костюмов были созданы специально для постановки Александра Шишкина. В драматическом театре, где доминирует сценографическая концеп- ция, освоение пространства сцены с использованием новых технологий происходит динамичнее. В музыкальном театре, в котором главными составляющими постановки являются музыка и исполнительское мастер- ство, особенности традиционной музыкальной режиссуры, использова- ние новых технологий происходит в экспериментальной форме. Напри- мер, для создания нового уровня эскиза и макета театральной постановки или презентации нового проекта спектакля, современные художники осу- ществляют маркетирование в трехмерной проекции планшета сцены, ис- пользуя программу 3D Studio Max. Например, сценографии оперы «Цар- ская невеста» и проекта оперы «Аида» в 3D Studio Max. Все эти приемы использования техники и возможности мультимедиа, изложенные выше, вполне можно осуществлять на сценических площад- ках бурятских театров, как и использование сценографии из аудио- и ви- деофайлов, чтобы облегчать выездные выступления, как это было сде- лано в Санкт-Петербурге для выступления казахстанского театра Б.Г. Аюханова (художник Т.В. Астафьева). В оперном театре, в отличие от драматического, синтез искусств про- исходит на основе музыкального материала. Достаточно сложно сразу отойти от стандартных, привычных приемов в постановке спектакля, тем более после долго перерыва. В этом смысле бурятский оперный театр пока в большей степени остается классическим. С развитием визуального оформления спектакля одновременно уси- ливается интерес к традиционному (натуральному, конструктивному, живописному, графическому) решению декорации. В этом смысле бурят- ские сценографы сохраняют основу культурных традиций, сформировав- шихся в национальном театре на протяжении многих поколений. Поста- новщики продолжают актуализировать театр как форму духовной коммуникации общества. В современных спектаклях широко используются видеопроекции, электронные декорации с мультимедийными экранами, множество све- товых спецэффектов, светодиодные костюмы, конструктивные элементы и площадки с дистанционным управлением. Сегодня компьютерная гра- фика превратилась в широкодоступный инструмент сценографа. В насто- ящей визуальной эпохе применение передовых технологий в театре очень распространено в сценографии. Новые информационные про- граммы позволяют создавать в компьютерном пространстве эскиз поста- новки, в котором на сцене появляются виртуальные актеры, предметы де- кораций, интерьер и другие объекты. В таком моделировании сценического пространства происходит освоение потенциальной сцены, на которой будет происходить сценическое действие, где режиссер с точ- ностью до секунды может воспроизвести композиционную структуру мизансцен. Такая форма подачи спектакля популярна в коммерческих те- атральных проектах, где доминирует зрительный образ. Сейчас происходит становление нового типа творческих отношений «художник – машина», сквозь призму которых осуществляется восприя- тие мира в виртуальном пространстве [10]. Такой симбиоз искусства и современных технологий, необходимый для выбора оптимальных твор- ческих решений, моделирования сценографии и постановочного про- цесса, позволяет достигнуть результатов, отвечающих потребностям со- временного зрителя. Несмотря на то, что постмодернизм подразумевает отказ от любой традиции, любого общепризнанного авторитета, любой системы взгля- дов, в современном театре происходит синтез традиционных театраль- ных технологий (производство жестких декораций из деревянных брус- ков, фанеры, стальных и алюминиевых труб различного профиля, производство мягких декораций, живопись анилиновыми и акриловыми красками на традиционных материалах (двунитка, кирза и тюль), аппли- кация, художественные скульптурные работы для изготовления деталей декораций, бутафории – мебели и реквизита) – с современными мульти- медийными технологиями: светодиодные табло, проекционные натяж- ные экраны, плазменные панели с разными диагоналями, мультифункци- ональные световые приборы, интерактивный пол, интерактивное стекло. В данном случае нам интересно рассмотреть современные мультиме- дийные технологии и то, как они применяются в сценографии. Светодиодные табло. Они подразделяются на три класса: монохром- ные, полноцветные и многоцветные. Воспроизводят компьютерную гра- фику и анимацию с видеокамеры, ноутбука и других источников. Проекционные натяжные экраны. Подобные экраны отображают информацию, которую получают от проектора. Есть несколько видов проекционных экранов: моторизованные, подпружиненные и мобиль- ные. У моторизованных экранов в комплекте есть электромотор, при по- мощи которого можно опускать и поднимать экран. Подпружиненные – это экраны с ручным приводом; разворот по- лотна и обратное скручивание нужно производить вручную. Мобильные экраны имеют такую конструкцию, с помощью которой их можно сворачивать и переносить. Цель конструкции мобильных экра- нов одна: обеспечить быстрое разворачивание или свертывание, а также удобство при транспортировке. Плазменные панели разных диагоналей. Их применяют при проведе- нии крупномасштабных шоу. Но, в отличие от светодиодных табло, в скомпонованном виде сборный экран не образует единое целое, так как видны рамки каждой панели. Мультифункциональные световые приборы. Благодаря им расшири- лись возможности светового художественного оформления. Эти приборы объединяют в себе две системы: автоматизированный световой прибор и видеопроектор. Прибор поддерживает все стандарты видео и осуществ- ляет полный контроль над изображением, может перемещать его, фоку- сировать, менять размеры. Проекция может осуществляться на поверх- ности сцены, стен, потолка, декораций. Светодиодные матрицы. Эти экраны предназначены для создания полноцветного видеополотна больших размеров. Такой широкий формат экрана может целиком образовать задник сценической площадки. Благо- даря специальной аппаратуре управления существует возможность син- хронизировать все имеющиеся на панели светодиоды и превратить их в чрезвычайно реалистичную отображаемую динамическую картинку. Возможность синхронизации с аудиосистемой позволяет транслировать не только видеоизображение, но и звук. Интерактивный пол и стекло. Создание интерактивной графики, при которой человек своими движениями на медиа-платформе оживляет видеоизображение. Становление новых технологий в театре в контексте исторического развития связано с изменениями сценографической образности картины мира, с развитием социально-эстетических особенностей различных эпох, с возникновением зрелищной эстетизацией техники и нарастаю- щим влиянием технической оснащенности театра, способствующим со- зданию новых жанров и форм зрелищных искусств. Влияние информационных технологий на развитие современного те- атрального искусство велико, что выражается в особой специфике худо- жественной образности сценического произведения, в формировании но- вого типа театрального художественного пространства, а также в изменении характера диалога художественного произведения и зрителя. Технологическая избыточность или конец сценографии? Итак, мы видим, как формируются новые тенденции в развитии со- временного театра, такие как экспериментальность, технологичность и зрелищность. В результате появляются новые принципы художествен- ного оформления спектакля, которые отвечают ведущим тенденциям раз- вития мирового театрального искусства (интерактивность, симультан- ность, многомерность). Кроме того, использование новых технологий позволяет повысить конкурентоспособность спектаклей в условиях со- временного художественного рынка. Виртуальное искусство, вошедшее в современный театр в начале XXI в., внесло в театральное зрелище уникальные возможности имитации ре- альности, отражения жизни в трехмерном отображении места действия, трансформации времени и пространства, способствовало совершенство- ванию технологий создания спектакля. Информационные технологии позволили предоставить зрителю онлайн трансляции мировых премьер и форму интерактивного вовлечения его внутрь театрального действия. Таким образом, сценография с использованием компьютерных и ме- диатехнологий является актуальной художественной формой спектакля. Компьютерное моделирование сценографии позволяет корректировать первоначальный художественный замысел и особенности его воплоще- ния. Благодаря использованию синтеза технологий в сценографии поста- новочный процесс приобретает новое качество, становится изобретатель- нее, точнее в выборе методов создания художественной формы спектакля, становится совершеннее, получая возможность комплексного решения постановочных задач. Информационные технологии позволили сформировать новые под- ходы к сценографии, дополнив эмоциональную сторону традиционной графической и живописной техникой создания эскизов более подроб- ными профессиональными характеристиками: вариативностью, про- странственной композицией, точным масштабом, обилием фактур и спе- циальных эффектов; возможностью точного воспроизведения и передачи их в цифровом формате. Таким образом, сегодня использование возможностей новых техно- логий в художественных театральных мастерских – неотъемлемая часть и залог успешного осуществления театральной постановки. Технология занимает все более значительное место в процессе разработки простран- ства. Становятся осуществимы самые разные, порой нереальные вещи. Художник может себе позволить любые материалы, формы, свет. Благо- даря технологии сценографическое дело имеет возможность развиваться. Таким образом, сегодня использование возможностей новых техно- логий в художественных театральных мастерских – неотъемлемая часть и залог успешного осуществления театральной постановки. Технология занимает все более значительное место в процессе разработки простран- ства. Становятся осуществимы самые разные, порой нереальные вещи. Художник может себе позволить любые материалы, формы, свет. Благо- даря технологии сценографическое дело имеет возможность развиваться. Однако все более активно обсуждается вопрос о том, нужна ли сейчас сценография вообще, ведь музыка сама по себе сценографична, и многим художникам ее достаточно для того, чтобы получилась необходимая среда. Сценография важна для актеров, им обязательно нужна созданная вокруг них среда. Также это важно и для критиков, они зачастую оцени- вают сценографию спектакля по наличию технических приспособлений. Нужно создать перфоманс, чтобы удивить зрителя. Сегодня искусство сценографии во многом теряет традиции театральных художников и пре- вращается в компьютерный дизайн. Анализируя минусы в существующих примерах популяризации и массовости виртуальных и технических возможностей сценографии, со- циологи говорят о том, что интеллектуальная элита, соприкасаясь с мас- совой культурой, утрачивает былой вкус. В режиссерской концепции сценографического решения с использованием современных технологий порой наблюдается некоторая усредненность, предсказуемость постано- вочных решений с использованием «стандартного» набора средств муль- тимедийного минимализма (звук, свет, видеоряд, спецэффекты). Использование разнообразных новых технологий в сценографии остается достаточно спорным вопросом. Безусловно, компьютерные эф- фекты могут увеличить количество средств достижения художественной выразительности в театре. Но в то же время дисбаланс визуальных тех- нологий с художественными элементами может сделать спектакль похо- жим на кадры из фильма или дешевые иллюстрации. «Самодостаточ- ность искусства означает только то, что для осуществления в культуре своей роли ему необходимо быть искусством, а не чем-нибудь еще» [11]. Публика, постановщики, актеры по-прежнему надеются, что внедрение такой техники не исказит идею и дух самого театра и не превратит его в сценический аналог некоторых голливудских «произведений», где эф- фекты используются исключительно ради самих эффектов.

Ключевые слова

информационные технологии, сценография, information technologies, theatre set design

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бобровская М.А.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Галкин Д.В.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Самеева В.С.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 3

Ссылки

Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 1: От истоков до сере- дины ХХ века. М.: ЛКИ, 2011. 536 с.
Астафьева Т.В. Современное театральное искусство как новая форма творческих отношений // Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6(85).
Шехтер Т.Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и пер- спективы развития // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.
Шехтер Т.Е. Современное искусство как предмет гуманитарного знания // Совре- менное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.
Долгожданное открытие Театра оперы и балета: официальный сайт газеты «Кабан- ский диалог». Режим доступа: http://xn--80aaacme1abhfdrtv1b.xn--p1ai/kultura/dolgozhdannoeotkrytie- teatra-opery-i-baleta.html (дата обращения: 14.06.2012).
Строительство нового здания Русского драматического театра в Улан-Удэ. Режим доступа: http://www.buryatia-online.ru/bol/news/83583.html?SECTION_ID=335 (дата обраще- ния: 16.06.2012).
Зрительский отзыв на премьеру. Режим доступа: http://grdt.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=731:2011-11-14-01-27-55&catid=1:news&Itemid=150
Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры. М.: МГУКИ, 2003. 268 с.
Дворко Н.И. и др. Мультимедиа: творчество, техника, технология // Новое в гумани- тарных науках. СПб.: СПбГУП, 2005. Вып. 17. 176 с.
Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия; эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 256 с.
Праздников Г.А. Многообразие искусства: безграничность или беспредельность? Глобализация как тенденция культурного развития современности. Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок // Материалы II Все- рос. науч.-практ. конф. 30 января. СПб.: СПБГУП, 2009. 184 с.
 НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.