Информация как историческая категория:к вопросу об информационномисточниковедении | Гуманитарная информатика. 2012. № 6.

Информация как историческая категория:к вопросу об информационномисточниковедении

Исследуются источниковедческие аспекты работы с информацией как исто-рической категорией. Рассматривается соотношение исторической информации иисторического источника. Анализируются возможности приложения теории ин-формации к историческим исследованиям и применения в них информационногоподхода.Информация рассматривается как основной объект исторического иссле-дования. Обосновывается необходимость усиления внимания к проблемам тео-ретического осмысления роли информации в развитии социума, поиска новыхметодов исследования информации, позволяющих изучить природу, механизмывозникновения и движения информации в истории.Ключевые слова: информация, информационное источниковедение, истори-ческий источник.

INFORMATION AS A HISTORIC CATEGORY:INFORMATION ON THE SOURCE.pdf ВведениеВ последние годы информация как универсальная категория стано-вится центральным объектом исследования гуманитарных наук. Особыйсмысл категория «информация» приобретает в истории, которая, по су-ществу, представляет собой процесс накопления и развития информации.Исторический опыт показывает, что общественное развитие невозможновне информации и каналов ее распространения. Наиболее актуальной ин-формация становится в переломные моменты истории, когда происходяткачественные преобразования в природе, общественном устройстве, нау-ке и т.п. Все переломные моменты в истории общества связаны с накопле-нием информации и появлением новых способов и средств информаци-онного обмена. На этих изломах исторического развития особенно яркопроявляется закон перехода количественного накопления информациив информацию нового качества. Таким образом, именно информация -официальная или обыденная, правдивая или намеренно искажающаяфакты, экономическая, производственная, экологическая и др. - оказыва-ется главным источником движения общества и развития человека.Исторический опыт показывает, что информация оказывает значи-тельное влияние на общественное развитие. Усложнение общественнойжизни сопровождается расширением объемов информации, что, в своюочередь, ведет к увеличению потребности в обмене информацией. Чемшире потребность в информации и информационном обмене, тем большеинформации распространяется в обществе. Она оказывает определяющеевлияние на сознание, поведение людей, определяет их быт, лежит в осно-ве принятия решений, формирования мировоззрения, коммуникативныхотношений в обществе. Информация представляет собой фактор, управ-ляющий общественным развитием.Чем продиктована столь значительная роль информации в развитииобщества? Вероятно, прежде всего, тем, что одной из интегративных по-требностей человека выступает потребность в информации, информаци-онная потребность, которая включается во все виды человеческой дея-тельности. Информационная деятельность составляет основу механизмаразвития социальной инфраструктуры и потому предваряет, сопровожда-ет и завершает любую деятельность субъекта[14].Информация является объектом исследовательских интересов с кон-ца 1940-х годов, когда об информации как самостоятельной категориизаговорили кибернетики. В работах К. Шеннона, посвященных теориисвязи, была создана основа для разработки теории информации, но приэтом исследовались лишь ее технические и количественные параметры. Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 19В теории Шеннона основное внимание уделяется физической сторонепроцесса передачи сигналов и, естественно, отсутствует семантическоерассмотрение информации, закодированной в сигналах.Исходным пунктом шенноновского подхода является представлениеоб информации как устраняемой неопределенности. Шеннон показал,что информация - это измеряемая величина: количество информации,содержащейся в данном сообщении, есть функция вероятности, что извсех возможных сообщений будет выбрано данное. Он математическиобосновал и определил количество информации как меры уменьшениянеопределенности.Дальнейшее научное осмысление понятия «информация» связанос работами Н. В инера, в которых информация рассматривается уже некак частное, а как общенаучное понятие. Значительный вклад в развитиетеории информации внесли и советские ученые - В.А К отельников, А.Я.Хинчин, А.Н. Колмогоров, А.А. Харкевич и др.Теория информации, разработанная в 1940-1950-х годах исключи-тельно для технических наук, уже в конце 1960-х - начале 1970-х годовстала объектом пристального внимания обществоведов, которые попы-тались обосновать информацию как философскую категорию, найти ейместо в ряду фундаментальных категорий, таких как материя, сознаниеи т.д. Это связано, прежде всего, с увеличением объемов информации,усложнением ее структуры и роли в развитии общества. В результате ужев 1970-е годы оформилась теория информации как общенаучная методо-логия, которая тем не менее спустя три десятка лет так и не нашла прак-тического применения.Вместе с тем логика развития гуманитарных наук сегодня движетсяв направлении междисциплинарности, интеграции, а, следовательно, ипоиска общенаучной методологии, которая позволила бы не просто объ-единить инструментарий отдельных наук, но и выработать некие общиеоснования для гуманитарных и естественнонаучных исследований.В качестве такой общенаучной методологии может выступить теорияинформации, в свете которой развитие социума и индивида рассматрива-ется как результат информационных взаимодействий.В основе теории информации лежит представление об информациикак основе развития Вселенной. Именно такое понимание информациивсе чаще звучит сегодня.Понятие информации - многослойное и полисемантическое. Стано-вясь предметом изучения многих наук, в каждой из них оно конкрети-зируется и обогащается. Отсюда множество определений информации,20 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 толкований ее сути: от полного отрицания ее реального существованиядо крайней апологетики; от философского понимания («отражение реаль-ного мира») до практического, обыденного («все сведения, являющиесяобъектом хранения, передачи и обработки»).В философии сложилось два основных определения информации какфилософской категории в рамках атрибутивного и функционального под-ходов. Сторонники атрибутивной концепции квалифицируют информа-цию как свойство, присущее всем материальным объектам, как атрибутматерии. Сторонники функциональной концепции, напротив, связываютинформацию с функционированием самоорганизующихся систем, счи-тая, что информация появилась лишь с возникновением жизни [1, 2].Однако кибернетикам и философам, много сделавшим для понима-ния роли информации в общественном развитии, так и не удалось найтиобщего языка, не удалось определить общенаучные основания, которыепозволили бы не только соединить гуманитарные и естественнонаучныеисследования, но и обозначить информацию как базисную категорию, яв-ляющуюся объектом междисциплинарного взаимодействия.Попытки синтеза представлений об информации, способах анализаее жизнедеятельности, роли в системе коммуникаций предприняла ин-формациология - наука, оформившаяся уже на рубеже XX- XXI вековкак наука об информации, о способах и каналах ее передачи, влияния наразвитие человека и общества [15, 16].Предметом информациологии является исследование информациикак полифункционального объекта познания, представляющего собойфундаментальную категорию.Информациология определяет информацию как новое универсальноесредство для объяснения мироздания, всех процессов и явлений приро-ды. Информация рассматривается как первооснова существования Все-ленной. Если в популярном толковании под информацией понимаютсясообщения или сведения о природе и обществе, о явлениях и процессах,протекающих во Вселенной, то информациологи определяют информа-цию как «всеобщие самоотношения, самоотображения и их соотношения,представляющие универсальную генеративную информационногеннуюсреду, являющуюся основой проявления и функционирования вакуумныхи материальных сфер вселенной»; под информацией понимается «единаяфундаментальная сущность проявления всех объектов, предметов, явле-ний и процессов природы», «всеобщая генеративная основа природы иобщества», «универсальное генеративное поле Вселенной и универсаль-ное начало всех начал» [16]. Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 21Данное понимание сути информации - максимально расширитель-ное. На первый взгляд, информациологи провозгласили совершеннооправданный тезис о первичности информации, тем самым, по существу,разрушив и атрибутивное, и функциональное понимание информации.Однако информациология не предложила собственных методов изученияинформации как самостоятельного объекта междисциплинарных иссле-дований.Информациологи, определяя информацию как основу природы и об-щества, вводят собственную классификацию информации, разделяя ее наабсолютную и относительную, естественную и искусственную. При этомпод естественной информацией понимаются «все безусловные самоотно-шения, соотношения и отображения в природе и обществе», а под искус-ственной информацией - «все не безусловные отношения и отображенияматериальных объектов и предметов, придуманных и реализованных че-ловеком» [15]. Таким образом, естественная информация больше укла-дывается в рамки атрибутивной концепции информации, а искусственнаяинформация - в рамки функциональной концепции.Естественная информация, по мнению информациологов, может про-являться как электрическая, магнитная, акустическая, ядерная, электро-магнитная, осязание, обоняние и т.д. Искусственная же информация - этовсе виды проявления создаваемой человеком информации (материали-зованной и дематериализованной): предметы домашнего обихода, теле-передача, стихотворение, музыка, идея, теория и т.д.Данная классификация представляется спорной, поскольку учитыва-ет лишь происхождение информации, но не рассматривает другие крите-рии, как, например, способы существования информации и др. С позицийтакой классификации история занимается изучением преимущественноискусственной информации, в то время как естественная информацияобычно является объектом исследования естественных наук. Необходимообъединить подходы к изучению информации и начать исследование висторическом ракурсе не только искусственной, но и естественной ин-формации.Не ставя задачи критики информациологии, согласимся с тем, чтоинформация действительно играет значительную роль в развитии обще-ства, что убедительно подтверждается историческим опытом. От глубо-кой древности до современности «восприятие человеком пространства ивремени, осознание себя в пространственно-временной метрике бытиябыло и остается до сих пор по своим механизмам и средствам сугубоинформационным процессом» [6].22 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 В истории развития человечества информационные процессы из-начально играли важную роль, уходя своими корнями в механизмы по-ведения и общения, постоянства и развития. Взаимовлияние человекаи информации огромно. С одной стороны, развитие человечества, че-ловеческие способности вызывают к жизни многообразные и сложныепроцессы накопления, запоминания, передачи и обработки информации,увеличения ее объемов. С другой стороны, нарастание объемов информа-ции вызывает обратный эффект - усиливает потребность в новых сред-ствах коммуникации, что неизменно влечет переизбыток информации ивозникновение информационных барьеров. Выход из информационныхбарьеров находит человек, в очередной раз усовершенствуя информаци-онные процессы, создавая новые механизмы накопления, передачи и об-работки информации.Исторические истоки информатизации прослеживаются в созданииискусственных средств хранения и передачи информации [7]. Главнымивехами на этом пути стало появление письменности, книгопечатания,почты, периодической печати, телеграфа, телефона, фотографии, радио,телевидения и, наконец, персонального компьютера. При этом качествен-ные изменения в способах хранения информации, передачи ее оказыва-лись всякий раз связаны с техническими открытиями: от возникновенияписьменности до появления персональных компьютеров.Если эту закономерность перевести на язык истории, то мы обнару-жим усложнение структуры, увеличение количества и видов источниковпо мере развития общества. Открытие фотографии, кино, телеграфа и т.д.можно рассматривать как возникновение новых каналов передачи инфор-мации и новых способов ее фиксации. Так, появление телеграфа привелок возникновению такой группы источников, как телеграммы, появлениефотографии вызвало к жизни такой новый вид исторических источников,как фотодокументы и т.д. Таким образом, благодаря техническим откры-тиям, сделанным на рубеже XIX- XX вв., значительно расширились кана-лы передачи информации, что сопровождалось увеличением объемов пе-редаваемой информации и возникновением новых способов ее фиксации.По сути, каждый новый канал передачи информации вызывает к жизниновые способы ее фиксации и сохранения. Со способами фиксации ин-формации связано распространение новых видов исторических источни-ков - фото-, аудио-, видеодокументов. Кроме того, появились новые раз-новидности среди делопроизводственных документов, новые категорииактовых документов и других, казалось бы, традиционных историческихисточников. Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 23В современных науках созданы методы, позволяющие исследоватьинформацию с самых различных позиций. Вместе с тем до сих пор в из-учении информации преобладает технократический подход, сужающийпонимание сущности информации, ее роли в развитии общества. Попыт-ки синтеза представлений об информации, способах анализа ее жизнеде-ятельности, роли в системе коммуникаций требуют усиления междисци-плинарности и поиска общенаучного метода. Подобный синтез подходовк изучению информации возможен лишь в гуманитарной сфере, в томчисле в сфере исторического знания.Историческая информация и исторический источникВпервые о возможности приложения теории информации к истори-ческим исследованиям еще в конце 1970-х - начале 1980-х гг. высказалсяИ.Д. К овальченко, который обоснованно предположил, что историческийисточник - это, прежде всего, источник информации, а источниковеде-ние - это отрасль исторической науки, занимающаяся извлечением иизучением информации, содержащейся в источниках.Точка зрения И.Д. К овальченко, к сожалению, не нашла широкойподдержки среди историков, и это не случайно. Даже в 1980-е гг. при-нять естественнонаучную теорию как методологическую основу исто-рических исследований было невозможно. Граница между социально-гуманитарными и естественнонаучными исследованиями была чет-ко определена и непреодолима. Более того, даже между различнымисоциально-гуманитарными науками - история, социология и т.д. - суще-ствовали серьезные противоречия.Ситуация изменилась в начале XXI в., когда стало ясно, что в совре-менной науке стали преобладать междисциплинарные интеграционныеисследования. Гуманитарные науки оказались в ситуации поиска некихобщенаучных оснований, фундамента, который позволил бы осущест-влять междисциплинарные исследования. Все более важным становитсяне столько использование методов других наук, сколько поиск универ-сальных общенаучных оснований. В качестве общенаучной методологииможет выступить теория информации, которая приобретает особое значе-ние в условиях междисциплинарных исследований.Междисциплинарные исследования наиболее эффективны, если су-ществует общий объект, на который направлены методы различных наук.И таким объектом междисциплинарных исследований является инфор-мация, имеющая сложную внутреннюю структуру. Для ее изучения не-24 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 обходимо использовать методы различных естественных и социально-гуманитарных наук, в том числе и исторической.Подход к историческим исследованиям с позиций теории информацииприводит к изменению основного объекта исторического исследования.Если ранее в качестве объекта рассматривался источник как носитель от-крытой информации, то теперь основным объектом изучения становитсяне зафиксированная в источнике в знаковом виде часть информации, ався информация, в том числе латентно присутствующая в источнике.Расширение объекта исследования требует и обновления методов, впервую очередь методов источниковедческих. Речь должна идти об ин-формационном источниковедении как особой отрасли исторической нау-ки, предлагающей собственные методы изучения информации. В светеучения об информации следует также говорить о повышении информа-тивной отдачи источника, усложнении его структуры, увеличении коли-чества и видов источников по мере развития общества. Тогда в качествеобщенаучной методологии источниковедческого исследования можетвыступать теория информации, которая позволяет классифицироватьисторические источники по целям создания, по способам фиксации ин-формации, по каналам передачи, по формам отражения информации, пообъекту отражения информации, по целевому назначению информации,по методам и принципам фиксации информации, по содержанию и харак-теру информации.Соглашаясь, что каждый исторический источник есть источник ин-формации, мы тем не менее должны признать, что исторический источ-ник - это, прежде всего, носитель информации, который одновременноявляется и каналом информации, так как служит и для сохранения инфор-мации, и для ее активизации и передачи.Информация, зафиксированная в исторических источниках, имеетразнородный характер и может быть классифицирована по видам (поли-тическая, экономическая), по возможности использования (фиксирован-ная и нефиксированная), по степени переработки (исходная, перерабо-танная автором источника, переработанная историком), по сфере приме-нения (универсальная, функциональная) и т.д.Каждый исторический источник представляет собой источник ин-формации, к изучению которого применимы, в первую очередь, источ-никоведческие методы, направленные на извлечение информации из ис-точника, ее переработку и хранение. Но вместе с тем исторический ис-точник - это результат движения определенных информационных пото-ков, лишь та часть информации, которая по каким-то причинам оказалась Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 25зафиксирована в текстах. Ее, как правило, и изучают историки. Но тогдавозникает ряд вопросов. Какая информация являлась первоисточником?Что обусловило отбор информации, сохраненной во времени? Какой объ-ем информации оказался зафиксирован? Каковы механизмы возникнове-ния и движения исторической информации?Историки уже начали поиск решения подобных вопросов. Характервзаимодействия информации и исторического источника, механизмыраспространения исторической информации, закономерности ее фикси-рования в письменных источниках - вот далеко не полный круг проблеминформационного источниковедения, поставленных еще в конце 1970-хгг. В.И. Бовыкиным, чьи работы по данной проблеме были опубликованылишь в конце 1990-х гг. [4, 5] и остались практически не замеченными.Рассматривая информационную сущность исторического источника,следует признать, что информация содержится не только в тексте, но и всамом носителе, в контексте, в личности создателя информации. Субъектотражает реальность и сам отражается в источнике, т.е. выступает какотражающийся объект. При этом информация, передаваемая в источнике,не равноценна той информации, которую стремился передать автор ис-точника. Информация всегда выступает как результат отражения объектасубъектом. Источник фиксирует уже осмысленную информацию, отно-шение к ней, т.е. лишь часть информации, существующей в простран-стве. Источник - это результат информационной деятельности (отбор,накопление, переработка и кодирование информации, операции ее хра-нения и передачи).Не менее важно и то, что исторический источник содержит фиксиро-ванную информацию. При этом большое количество информации при-сутствует лишь в скрытом виде. Процесс ее передачи сопровождаетсямногочисленными перекодировками, каждая из которых лишь усиливаетсубъективное начало источника. Создаваемые в процессе перекодировкивторичные источники всегда более субъективны, так как в них отражает-ся несколько субъектов.Как соотносятся исторический источник и историческая инфор-ма ция?Интересную схему понимания «исторического источника» предло-жил В.В. Подгаецкий. Исторический источник он понимает как комплекс«носитель информации - информация - источниковед» [11]. В этойсхеме не вполне правомерна последовательность ее структурных элемен-тов: первична информация, а не то средство (носитель), с помощью кото-рого информация фиксируется и передается. Более того, В.В. Подгаецкий26 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 выпускает из поля зрения и исключает из структуры источника создате-ля источника, субъекта, который облек современную ему информациюв знаковую форму и зафиксировал на определенном носителе. Субъект,фиксирующий информацию на определенном носителе в определенномзнаковом виде, отражает реальность и сам отражается в источнике. Вкаждом историческом источнике зафиксирована не только ситуация, но иотношение к ней, которое определяется целями субъекта.В информационной структуре исторического источника его создательвыступает как интерпретатор прошлого, он субъективирует информациюо прошлом, преломляя ее через свое мировосприятие, через свои целии потребности. Таким образом, любой исторический источник являетсясубъективированным источником, а зафиксированная в нем информацияпредставляет собой лишь часть информации, характеризующей описы-ваемые события прошлого. Вместе с тем исторический источник не толь-ко фиксирует, отражает реальность, но и «сам является неотъемлемымкомпонентом ее» [8].Если понимать исторический источник как систему, то эта системадолжна выглядеть следующим образом: «информация - создатель ис-точника - носитель информации». Таким образом, каждый историче-ский источник объединяет 3 подсистемы:1 - информация,2 - субъект, фиксирующий информацию (автор исторического источ-ника),3 - носитель информации (средство, с помощью которого информа-ция фиксируется, сохраняется и распространяется). По существу, носи-тель информации и является историческим источником в традиционномпонимании. Все существующие классификации исторических источни-ков с точки зрения теории информации представляют собой попыткуклассификации носителей информации по видам. В роли носителя можетвыступать как материальный, так и нематериальный объект, например,устный фольклор, язык (незафиксированные слухи) и т.д. Это значит, чтодля изучения исторической информации необходимо применять различ-ные методы, в том числе методы фиксации информации.Историка в предложенной схеме нет, так как он выступает уже какинтерпретатор прошлого и как создатель новой информации, адаптиро-ванной к восприятию определенной группой потребителей. Он появитсяв новой схеме, связанной с возникновением историографического ис-точника (исторический источник 2), где фиксируется информация как обэпохе историка, так и об эпохе источника. Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 27Тогда «исторический источник 2» - это «информация 1 - созда-тель источника - исторический источник 1 - информация 2 - исто-рик - исторический источник 2».При этом «исторический источник 1» следует понимать как носителяисторической информации, а «исторический источник 2» - как носителяисторического знания, или историографический источник.Вместе с тем с позиций будущего исследователя и «источник 2» будетвыступать как носитель исторической информации, в котором историче-ское знание будет представлять собой лишь явную информацию. Приэтом в «историческом источнике 2» будет присутствовать и бесконечныймассив латентной информации, закодированной историком или изложен-ной в знаках тезауруса той эпохи, когда создавался труд историка.Резонно возникает вопрос: можно ли изучать незафиксированную вписьменном источнике информацию? Можно, если она имеет знаковуюформу. Для анализа информация должна быть представлена в знаковойформе. Но любая знаковая информация - это «сырье», она нуждается вадекватном современному языку переводе, в раскодировании.Информация -это потенциальное знание. Не всю информацию ис-следователь может представить в виде знания (это аксиома, так как не су-ществует способов полного раскодирования источника информации). Этоможет сделать только тот человек, который зафиксировал информацию, итолько в то время, когда он это сделал. Даже через год он сам иначе вос-примет собственный текст, извлечет из него информацию, которую изна-чально не закладывал осмысленно в текст. Что уж тогда говорить об исто-рике - он может только попытаться «погрузиться» в прошлое, выявитьинформационную среду, информационное поле автора текста.Под исторической информацией обычно понимается вся «совокуп-ность сведений, которые содержатся в исторических источниках» [8].Данное определение нуждается в уточнении, позволяющем не упуститьзначительный массив информации, латентно присутствующей в источ-нике. Тогда историческая информация - это вся совокупность сведенийо прошлом, которые в явном или латентном виде содержатся в историче-ских источниках.Исторический источник - это источник исторической информации,фиксирующий отношение субъекта к передаваемой информации и пере-дающий ее в знаковой форме на определенном носителе. Историческийисточник - это результат информационной деятельности, включающейотбор, накопление, переработку и кодирование информации, операцииее хранения и передачи. Исторический источник является объектом28 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 межсубъектного взаимодействия, так как именно он обеспечивает пре-емственность в истории, выполняет различные функции, среди которыхможно выделить функции коммуникации в обществе, управления или це-ленаправленного воздействия на характер принятия решений, адаптациисистемы к внешней среде, социальной памяти.Информационный подход в исторических исследованияхИсторическая информация выступает как источник культурного раз-вития и основной канал этого развития. Она наследуется в форме соци-ального опыта и способствует возникновению социальной памяти. Местои роль информации в структуре социальной памяти определяется ее ре-гулятивным началом в процессе взаимодействия традиций и инновацийв культурном развитии.Особое значение имеет коммуникативная функция информации, по-скольку именно она оказывается ядром социокультурного развития, диа-логичного по своей сути. Культуры формируются на основе коммуника-тивных процессов, в результате коммуникативной деятельности. Еслипризнать, что динамика культурного развития определяется взаимодей-ствием традиций и инноваций, то легко убедиться в том, что в основекультурного развития лежат информационные процессы: возникновение,распространение, усвоение, передача и хранение информации. При этомтрадиция может рассматриваться как форма закрепления информации опрошлых состояниях общества, значимой для программирования его по-следующей жизнедеятельности; инновация - это форма распространенияновой информации, степень усвоения которой зависит от характера ин-формационных полей, в которые она попадает, от воздействия внешнихфакторов и т.д.Принимая теорию информации как методологию источниковедче-ского (шире - исторического) исследования, мы допускаем возможностьприменения информационного подхода ко всем видам исторического ис-точника, включая как массовые, так и самодостаточные (уникальные), кчислу которых могут быть отнесены и исторические труды (историогра-фические источники).Истоки информационного подхода были заложены в работах инжене-ров и математиков, где делались первые попытки количественной оценкиинформации в контексте конкретных практических задач техники связи.В 1928 г. в журнале «The Bell Systems Technical Jurnal» была опубликова-на статья американского ученого Р.В. Хартли «Передача информации», вкоторой впервые была предложена мера количества информации. Созда- Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 29ние теории информации позволило усилить позиции информационногоподхода, направленного на выделение и исследование информационногоаспекта различных явлений действительности.Информационный подход означает концентрацию всего вниманияисследователя на информации и связанных с ней процессах. Центральнаяидея информационного подхода состоит «в изучении предельно разныхобъектов» как информационных феноменов и процессов, как разновид-ностей и конкретных проявлений «единой и весьма общей сущности ин-формации» [13].Схема любого информационного взаимодействия может быть пред-ставлена следующим образом [13]:Схема информационного взаимодействия в истории усложняетсяи представляет собой 2 этапа: 1 - информационное взаимодействие наэтапе создания источника, 2 - информационное взаимодействие на этапепрочтения источника историком. На первом этапе источником информа-ции является сама эпоха, приемником - автор будущего историческогоисточника. В качестве источника информации выступает любой объектпрошлого, сведения о котором фиксируются в источнике. На втором эта-пе источником информации служит уже исторический источник, а в каче-стве приемника информации выступает, прежде всего, историк или любойчеловек, прочитавший источник и воспринявший какую-то часть инфор-мации, содержащейся в нем. Что же касается канала связи между объек-том прошлого и историком, то в качестве такового можно рассматриватьноситель информации, на котором зафиксированы сведения о прошлом, атакже автора источника, зафиксировавшего данную информацию.При информационном подходе первый этап анализа информационнойстороны любого процесса предполагает качественное выделение каждогоиз этих объектов; их анализ проводится на втором этапе. Информацион-ный подход к познанию принципиально объединяет возможности изуче-ния как содержательно-качественных, так и формально количественныхаспектов исторических источников.Конечно, информационный подход должен быть дополнен другими- системным, структурным, функциональным, модельным, вероятност-ным и др. Информационный подход обладает большим интегративнымпотенциалом и позволяет изучать как синхронное, так и диахронное дви-ИсточникинформацииКанал связи с ним Приемникинформации30 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 жение информации в истории. При этом под синхронным движением ин-формации мы будем понимать обмен информацией с обратной связью,а под диахронным - движение информации от поколения к поколению,по существу, обеспечивающее преемственность исторического развитияи наследование традиций.Информационные потоки становятся основой диахронного и син-хронного развития культуры. Обмен информацией с обратной связьюобеспечивает синхронное движение информации, а диахронное движе-ние гарантирует передачу информации от поколения к поколению. С точ-ки зрения изучения информации синхронное измерение культуры даетвозможность понять отношения между информационными потоками, от-ношения внутри информации и вне ее. Историки больше внимания уде-ляют диахронному измерению истории. Изучение истории - диахронныйинфопроцесс, основанный на теории информационного взаимодействия.Пониманию механизмов взаимодействия информационных потоков вистории и культуре способствует теория массовых коммуникаций, в тер-минах которой каждый факт культуры прошлого может рассматриватьсякак некоторое сообщение, информация [9]. Тогда все взаимодействия вистории выступают как коммуникационные отношения, основанные напередаче информации по различным каналам.Информационное взаимодействие в истории - это всегда диалогкультур. Таким образом любой исторический источник поликультурен.Внутри любого субъекта и объекта есть информационная модель внеш-ней среды и его взаимодействия с ней. Эта модель находит свою реали-зацию в исторических источниках. Любой субъект фиксирует лишь туинформацию о внешней среде, которая соответствует его информацион-ной модели.Индивидуальная информационная модель внешней среды зависит отразличных факторов: это и воспринятая субъектом информация о внеш-ней среде, и наличие шаблонов субъективного поведения в этой среде,и структура и объемы каналов информации, доступных человеку, и на-личие информационных потребностей и целей. Движение информации вистории всегда целесообразно, оно определяется информационными по-требностями человека, которые и обеспечивают движение информации,ее сохранение, передачу, восприятие.В работе «Человек в потоке информации» В.З. К оган выделяет пятьстадий инфогенезиса, которые объясняют механизм возникновения идвижения информации в обществе [9]. Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 311. Предфаза, когда происходит контакт субъекта с неким фраг-ментом действительности.2. Фаза производства, когда в результате взаимодействия возни-кает представление субъекта об объекте - информация.3. Фаза передачи, когда информация с помощью различных ка-налов передается другим субъектам.4. Фаза потребления, когда переданная или зафиксированнаяинформация становится востребованной, а, значит, усвоенной, другимисубъектами.5. Постфаза, когда переданная информация используется в каче-стве средства деятельности.Обращаясь к историческому источнику, мы увидим, что представлен-ная схема инфогенезиса не просто объясняет происхождение источника,но и подтверждает предложенную выше информационную структуруисторического источника. Две первые стадии связаны с выявлением ификсацией исторической информации, третья стадия - с передачей ее ввиде некой знаковой системы, зафиксированной на определенном носи-теле информации. На четвертой стадии в информационную схему вклю-чается историк, который перерабатывает историческую информацию,раскодирует ее и превращает в знание.Одна из особенностей любого информационного взаимодействиясостоит в то, что его участники всегда имеют дело с различной инфор-мацией. Нет гарантии, что передаваемая информация будет воспринятаточно так, как она передавалась. Передача информации сопровождаетсяпотерей части ее. Главной причиной такой потери является то, что полу-чающий сообщение человек всегда преломляет его через призму своегосубъективного опыта, знаний, пропуская их, по выражению Н. В инера,через свой «семантический фильтр». Исходное сообщение, как правило,больше получаемого, так как несет информацию и об авторе, и о его от-ношении к описываемым событиям, и т.д.Это особенно важно учитывать при работе с исторической информа-цией. Читая исторический источник, историк не может извлечь из неговсю информацию, которую передавал автор источника в момент его на-писания, так как современный язык представляет собой другую знаковуюсистему. Неадекватность изначально заложенной в источник информа-ции и информации, воспринятой историком, очевидна при диахронномподходе к истории. Но даже при синхронном подходе мы обнаруживаемналичие различных знаковых систем в различных социальных, половоз-растных и других группах. Это необходимо учитывать при работе с исто-32 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 рической информацией. Знаковая система должна быть понятной, пере-водимой, иначе информация не может быть использована.При работе с исторической информацией следует учитывать и то,что передается и воспринимается только целесообразная информация.Поскольку цели передающего и принимающего информацию субъектоввсегда различны, информация не может быть передана в полном объеме.Вот почему историк зачастую обращается к одному и тому же источникумногократно, всякий раз извлекая из него новую информацию. Измене-ние познавательных целей историка приводит к новому прочтению ис-точника, к извлечению из него новых пластов информации, скрытых напервый взгляд, но фактически присутствующих и не раскодированныхисториком. Все вышесказанное позволяет сделать вывод об информаци-онной неисчерпаемости источников.Понимание передаваемого содержания источника, выявление егосмысла как информационного сообщения является одной из главных за-дач историка. Понимание информации зависит от предварительной ин-формированности и от характера тезауруса потребителя информации.Картина наблюдаемого и отражаемого мира может быть адекватной илиискаженной, в зависимости от тезаурусов разных модальностей. При-менительно к исторической информации ситуация осложняется тем, чтолюбая объективно существовавшая в прошлом информация субъективи-руется как минимум дважды - автором источника и историком.Для историка, исследующего историческую информацию, важнонаучиться не только управлять информационными потоками современ-ности, но и распознавать (раскодировать) информацию о прошлом и изпрошлого, выявлять скрытую информацию из общего ее потока, анали-зировать не только основные, но и скрытые объекты исторического взаи-модействия. Таковыми дополнительными объектами для исследованиястановятся содержание, смысл, ценность информации, цель ее передачи,приема, накопления и использования, побудительные мотивы всех участ-ников информационного

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Можаева Галина ВасильевнаНИ Томский Госуниверситет
Всего: 1

Ссылки

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987.
Коган В.З. Человек в потоке информации. - Новосибирск, 1981.
Калина Н.М. Информатизация как социо-культурный процес: Некоторые аспекты анализа. Казань, 1993.
Зубов Ю.С., Сляднева Н.А. Человек в пространстве и времени: информационный аспект проблемы // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. - Краснодар, 1996.
Бовыкин В.И. Проблемы изучения исторической информации (К вопросу об инфор- мационном источниковедении) // Информационный бюллетень ассоциации «История и ком- пьютер». М., 1998. № 23.
Бовыкин В.И. К вопросу о закономерностях фиксирования исторической инфор- матики в письменных источниках // Круг идей: историческая информатика на пороге XXI века. М.; Чебоксары, 1999.
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.
Столяров Ю.Н. Сущность информации. М., 2000.
Блюменау Д. И. Проблемы свертывания научной информации. - Л., 1982. - С. 20.
 Информация как историческая категория:к вопросу об информационномисточниковедении | Гуманитарная информатика. 2012. № 6.

Информация как историческая категория:к вопросу об информационномисточниковедении | Гуманитарная информатика. 2012. № 6.