Проблема недоопределенности значения термина "Искусственный Интеллект" | Гуманитарная информатика. 2012. № 6.

Проблема недоопределенности значения термина "Искусственный Интеллект"

Обсуждается понятие «искусственный интеллект». Исследование проходит вдиахронном аспекте. Поднимается проблема терминологической недоопределён-ности. Проводится краткий философско-лингвистический анализ-оценка данноготермина.

UNDERDETERMINED PROBLEM OF THE TERM«ARTIFICIAL INTELLIGENCE».pdf Актуальность данной статьи обусловлена попыткой автора выразитьсвой взгляд на проблему соотношения означающего и означаемого встремительно развивающейся области искусственного интеллекта (ИИ ).Задачей является проверка степени соответствия термина «ИИ » требова-ниям формальной и содержательной правильности.Любой термин - это балансирование между возможностями языкаи потребностями науки. Этимологически значение слова восходит к лат.«terminus» [1] и переводится как предел, граница. В русском языке на-ходится в ряду таких родовых понятий, как словесный комплекс, специ-альный объект, специальное понятие, специальное слово, словесный ком-плексный мотивированный знак, лексическая единица и т.д.При кажущейся простоте понятия «термин» в лингвистике дол-гое время ведутся споры о том, какими должны быть требования к его«идеальному» представлению. Разработкой данной проблемы занима-лись такие авторитетные ученые, как А.А. Реформатский, В.В. Раскин,Ф.А. Циткина., В.В. Петров, Б.Ю. Городецкий, Т.Р. Кияк, Т.Б.Земляная,В.Д. Табанакова, А.Н. Баранов и др.96 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 Они сформировали семантическое поле вокруг определения терминаи предложили ряд присущих ему свойств, среди которых, на наш взгляд,наиболее важны: точность, краткость (по возможности), однозначность (впределах единой терминологической системы), нормативность (долженудовлетворять правилам и нормам соответствующего языка), экспрессив-ная нейтральность, мотивированность (уделяется внимание вторичностиего природы), номинативность - функция обозначения специального по-нятия, которая реализуется независимо от контекста, дефинитивность -значение термина формулируется в виде логического определения, си-стемность. Следует учитывать и семиотический подход, с точки зрениякоторого термин также является знаком, возможности интерпретациикоторого весьма разнообразны, прагматически ориентированы на кон-кретные виды деятельности (перевод, кодирование и декодированиеинформации, лексикографическое описание, стандартизацию, обучениеспециальным языкам и др.).Для более детального рассмотрения и анализа термина «Искусствен-ный интеллект» обратимся к истории его формирования. В качестве одно-го из направлений современной науки искусственный интеллект начина-ет складываться после Второй мировой войны стараниями А. Тьюринга,У. Мак-Каллока и У. Питтса. Специальное понятие «Artificial intelligence»[2, с. 56], предложенное Д. Маккарти, было утверждено летом 1956 г.группой исследователей, участвовавших в дартсмутском семинаре, -А.Ньюэллом, Г. Саймоном, М. Минским, К. Шенноном, Н. Рочестером,Т. Муром, Р. Соломоновым, О. Селфриджом и др.В связи с недостатком знания в области естественного интеллекта(ЕИ ), то есть устройства и особенностей функционирования человече-ского мозга, ИИ первоначально рассматривали только в качестве вычис-лительной способности разума, поэтому вполне конкурентоспособно вы-глядел вариант названия, предложенный С. Расселом иП. Норвингом в книге «Искусственный интеллект. Современный под-ход»: «вычислительная рациональность» [2], что вполне соответствовалоуровню технического развития тех лет.Вычислительные способности современных машин уже в разыпревосходят человеческие, но становится очевидным, что такого родаустройства не подобны человеческому интеллекту, они лишены самосо-знания, эмоциональной составляющей, и особенно остро стоит вопрособ их возможности понимания (аргумент «Китайской комнаты» Сёрла),ведь даже самый мощный компьютер работает только с «единицами» и«нулями», а при переводе апеллирует различными видами шифрования и Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 97дешифрования текстовых единиц, но никак не с пониманием содержаниясамого текста. По сути, то, что мы создали на данный момент, не интел-лект, а очень мощный «калькулятор». Как следствие, появляется пробле-ма недоопределённости термина и возникает ряд вопросов (что следуетпонимать под ИИ ? будет ли Оно на самом деле разумно? насколько ис-кусственный ум потенциально сможет быть сопоставим с естественным?и т.д.).В английском языке используется словосочетание «artificialintelligence», которое переводится на русский язык как «искусственныйинтеллект», что не совсем верно, так как слово «intelligence» означает«умение рассуждать разумно», а вовсе не «интеллект», для которого естьанглийский аналог «intellect» [3]. Помимо неудачного перевода, порожда-ющего ряд негативных коннотаций, подкреплённых влиянием фильмов-«пугалок», где ИИ становится воплощением злого гения и стремится кзахвату власти над миром («Терминатор», «Матрица», «Я-робот»), он за-трудняет понимание и многозначность термина.Так, Рассел и Норвинг предлагают рассматривать ИИ в рамках двухосновных направлений [2, с. 35]:1. Системы, которые думают, подобно людям (машины, обладаю-щие разумом во всех смыслах этого слова; автоматизация действий, при-сущих человеческому мышлению; искусство создания машин, выполня-ющих функции, требующие при их выполнении людьми интеллектуаль-ности; наука об обучении компьютеров до уровня человека в областях егопревосходства).2. Системы, которые думают рационально (изучение умственныхспособностей с помощью вычислительных моделей; изучение моделей,позволяющих чувствовать, рассуждать и действовать; наука о проектиро-вании интеллектуальных агентов; наука, посвящённая изучению интел-лектуального поведения артефактов).Участниками Российской ассоциации искусственного интеллекта вы-двинуты позже следующие доминанты определения [3]:1. Научное направление, в рамках которого ставятся и решаютсязадачи аппаратного или программного моделирования тех видов челове-ческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальны-ми.2. Свойство интеллектуальных систем выполнять функции (творче-ские), которые традиционно считаются прерогативой человека. При этоминтеллектуальная система - это техническая или программная система,способная решать задачи, традиционно считающиеся творческими, при-98 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 надлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятсяв памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включаеттри основных блока - базу знаний, решатель и интеллектуальный интер-фейс.3. Наука под названием «Искусственный интеллект» входит в ком-плекс компьютерных наук, а создаваемые на её основе технологии от-носятся к информационным технологиям. Задачей этой науки являетсявоссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственныхустройств разумных рассуждений и действий.Вернёмся к ранее предложенным свойствам «идеального» термина.Как уже неоднократно замечалось, понятие «ИИ » полисемантично посвоей природе; оно не может быть точным, так как некорректно пере-ведено и не имеет академического определения, зафиксированного в со-ответствующем словаре (в большинстве случаев, каждый исследовательдаёт свою трактовку); достаточно краткое, но не приближающееся к сутисамого явления; нормативно в рамках русского языка (формально: согла-сующиеся существительное и прилагательное в роде, числе и падеже);экспрессивно-нейтрально (нет специфических аффиксов или аналитиче-ских форм); интересна ситуация с мотивированностью языкового знака:ИИ как такового формально не существует, однако сформирован некийфрейм значений и употреблений, что позволяет говорить об его обуслов-ленности; в полной мере реализуется свойство номинативности: словоу-потребление «искусственный интеллект» вполне понятно большинствулюдей и без контекста; при всех попытках систематизировать и логизи-ровать определение понятия «ИИ » свойство дефинитивности в должноймере не реализовано.Говоря об отношениях имени и вещи, следует подчеркнуть, что этоодна из древнейших философских проблем. Так, еще в V-IV вв. до н.э.размышления о происхождении имени и его взаимосвязи с вещью былиотражены Платоном в его диалоге «Кратил» [4], где Сократ и Гермоген входе эвристической беседы пытаются познать: природу имени, первич-ность появления имени или вещи, насколько суть вещи способно отраз-ить название и т.п.На рубеже XIX-XX вв. в рамках аналитической философии былавысказана довольно интересная точка зрения на данную проблему. Отецсовременной логической семантики Г. Фреге предложил свою модельотношений означающего и означаемого. В контексте нашей работы наи-более показателен его труд «Смысл и денотат» [5]. Пользуясь предложен-ной концепцией, разделяющей знак на денотат, смысл и представление, Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 99проанализируем выбранную нами лексическую единицу. Денотатом(значением) выступит искусственный интеллект, который будет обладатьнесколькими смыслами (устойчивыми ассоциациями, воспринимаемымивсеми людьми одинаково как некий общественный багаж знаний о пред-мете, сформированный для передачи последующим поколениям): науч-ное направление, занимающееся вычислением или моделированием припомощи интеллектуальных систем, и непосредственно компьютеры илипрограммы, претендующие на ту или иную степень разумности. Пред-ставление же является субъективно смоделированным внутренним обра-зом, получившимся за счёт конкретного впечатления, а также физическойи мыслительной деятельности, связанной с данной вещью. Примеромможет послужить представление автора статьи об ИИ (в одном из своихвоплощений) как маленьком миловидном роботе Nao серо-белого цветас солнечным зайчиком на плече, обладающем неестественным голосом,слегка режущим слух, выполняющем элементы китайской зарядки. Воснове данного представления лежит конкретное воспоминание (первыйтанец Nao), где присутствует физическое восприятие робота (акустиче-ское: издавал неприятные звуки и визуальное: «серо-белого цвета с сол-нечным зайчиком на плече») и умозаключение (оценка вещи - «миловид-ный»).Часть уже упомянутых выше неточностей, связанных с проблемойнедоопределённости анализируемого нами термина, помогает устранитьконцепция понимания ИИ , высказанная еще одним представителем ана-литической философииД. Сёрлем в его статье «Сознание, мозг и программы» [6]. Он пред-лагает разделить AI на слабый (понимаемый как некий инструмент, ко-торой, например, может использоваться для формулировки и проверкигипотез) и сильный (и есть «некое сознание», обладающее возможностьюпонимать и пребывать в других когнитивных состояниях, представляя со-бой уже не средства для проверки, а объяснение как таковое). На данныймомент широкое распространение получили системы, обладающие раз-личной степенью интеллектуальности, например программы-эксперты вконкретных областях. Создание сильного ИИ - вопрос далёкой перспек-тивы, в вероятность которого верят далеко не все, в этом направленииразвиваются нейронные сети и некоторые роботы.Учитывая множество разногласий в трактовке термина и недоопреде-лённость самого понятия, наиболее удачным способом представляетсясохранение родового названия, то есть «ИИ » с уточняющим добавлени-ем. Такой подход противоречит требованию краткости, однако гарантиру-100 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 ет большую семантическую точность. В качестве примера компромиссамежду формой и содержанием можно привести классификацию, предло-женную В.А. Ладовым [7], где искусственный интеллект рассматривает-ся как ряд парадигм: «интеллект как исчисление понятий», «интеллекткак восприятие», «интеллект как рефлексия», «интеллект как самоиден-тичность», «интеллект как интенциональность». К числу достоинствданного подхода относится и неагрессивноть (как правило, предлагаемыеварианты названий взаимоисключающи, здесь же вполне возможно тер-минологическое взаимообогащение).Так или иначе, решать проблему недоопределённости термина «ис-кусственный интеллект» придётся в ближайшем будущем в связи с ак-тивным развитием данной области знания. Важную роль это может сы-грать и в сфере этики. Частью повседневной жизни стали силиконовыеимплантаты и зубные протезы, пользуется популярностью внедрение ворганизм человека различных чипов, всё чаще в медицинских целях ис-пользуются искусственные внутренние органы, частично это затрагиваети мозг. Существует вероятность, пока еще довольно фантастическая, чтосо временем будет изобретён технический эквивалент биологическомумозгу. Будет ли тогда носитель технического ноу-хау человеком в полномсмысле этого слова, останется ли он представителем естественного ин-теллекта или же будет приравниваться к «разумной машине»?

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Богачёва Раиса АлександровнаНИ Томский Госуниверситет
Всего: 1

Ссылки

Термин / Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1053058/, свободный.
Рассел С. и Норвинг П. Искусственный интеллект. Современный подход. - М.: Ви- льямс, 2006. С. 33-73.
Искусственный интеллект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ Искусственный_интеллект/, свободный.
Кратил / Пер. Т. Васильевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// philosophy.ru/library/plato/kratil.html/, свободный.
Фреге Г. Смысл и денотат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lpcs.math. msu.su/uspensky/journals/siio/35/35_15FREGE.pdf/, свободный.
Серл Д. Мозг, сознание и программы // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - С. 376-400.
Ладов В.А. Философские проблемы искусственного интеллекта [Электронный ре- сурс]. - Режим доступа: http://fsf.tsu.ru/faculty/philosophy/caf/otksp/prepods/ladov/AI2.pdf/, свободный.
 Проблема недоопределенности значения термина

Проблема недоопределенности значения термина "Искусственный Интеллект" | Гуманитарная информатика. 2012. № 6.