Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития | Гуманитарная информатика. 2012. № 6.

Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития

Анализируется зарубежный и отечественный опыт применения социальныхсетей и социальных медиа в учебном процессе. Рассматриваются перспективыразвития электронного обучения в контексте использования образовательного по-тенциала социальных сетей.

SOCIAL NETWORKS IN EDUCATION: AN ANALYSIS OF EXPERIENCEAND PERSPECTIVE.pdf Социальные сети на сегодняшний день являются одним из самых по-пулярных сервисов,удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. Они являются универсальныминструментом коммуникации ипозволяютрешать широкий круг задач в области маркетинга,рекламы иуправления персоналом. В последние 3-5 лет в мировом педагогическомсообществе обсуждаются возможности применениясоциальных сетей вобразовании.Этот интерес связан с необходимостью для образовательныхучреж-дений установить прямую эффективную коммуникацию с потребителямиобразовательных услуг. Так, по данным исследованияМассачусетскогоуниверситета, 98 % высших учебных заведений США имеют свои офи-циальные странички в Facebook, 84 % - в Twitter, 86 % - в You Tube [1].Причем более 90 % опрошенных образовательных учрежденийсчитают,что их опыт использования социальных медиа является успешным.Кроме успешного маркетинга в сфере профессиональногообразо-вания, социальные сети способствуют развитию электронного обученияи образования в целом, предлагая новые технические и методическиерешения. Так, например, в октябре 2010 г. Лондонская школа бизнеса и Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 финансов стала инициатором трансформации традиционного обученияв классах в возможность он-лайн образования с помощью всемирно из-вестной социальной сети «Facebook». Новые курсы школы позволяютприступить к прохождению высококачественноголекционного материалаусилием одного клика мыши. Студенты со всего мира могут подписать-ся на он-лайн уроки абсолютно бесплатно и проходить курс обучения вудобном для себя темпе. Учебный материал программы записан в высоко-качественном видеоформате. Кроме просмотра лекций, учащиеся могутподдерживатьсвязь с преподавательским составом школы, участвоватьв дискуссионных панелях, к обсуждению в которых также приглашаютсялидеры различных индустрий бизнеса и финансов [2]. Техническаяреализация такой идеи оказалась простой. Специалистами школы былоразработано специальное приложение для «Facebook» - LSBF GlobalMBA™ http://apps. facebook.com/lsbfglobalmba/. Таким образом, на базеуже имеющегося программного продукта(«Facebook») создается доступ-ная и очень понятная система.Этот пример показателен в том смысле, что многие зарубежные экс-перты, размышляя о развитии электронного обучения в будущем, в делеорганизации этого обучения и его методическойподдержки делают став-ку не на LMS (системы управления обучением), а на популярныесоци-альные сети. Дэн Понтифракт в своей статье «Автономные LMS приказа-ли долго жить» пишет: «Те организации (и, честноговоря, общественныеучебные заведения), которые цепляются за автономные системы управле-ния образованием, способные разве что создать календарно-тематическийплан для курсов профподготовки или электронного образования,теряютобщее видение ситуации. К сожалению, таких организаций множество»[3]. А Ричард Кулэтта полагает, что «традиционные автономные системыуправления обучением (Learning Management System - LMS) построенына модели, сформировавшейся в индустриальнуюэпоху. Слабыми ме-стами данной модели являются универсальность в рамках учебного за-ведения и единообразие в рамках всех учебных заведений» [4]. Перваяиз названных проблем - универсальность - означает, что разработчикистараются совместить в одном приложении все инструменты и возмож-ности для онлайнового обучения. Данный подход построен на допущении,что одно-единственное приложение может быть гибко настолько,чтобы предоставить весь функциональный диапазон, необходимый дляосуществления эффективного учебного процесса.К сожалению, как идругие многофункциональныепродукты, такая LMS, пытаясь сделатьвсе, хорошо не делает ничего. Проблема универсальной природы тради-126 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 ционных LMS лежит в том, что они являются негибкими инструментами,ставящими учебные учреждения, преподавателей и студентов перед вы-бором - «вы с нами или против нас». Даже системы с открытымкодом,такие как Moodle, не позволяют (без существенной настройки) исполь-зовать компоненты других разработчиков, и вы будете вынуждены ис-пользовать систему подготовки контента Moodle, систему тестированияMoodle, журнал успеваемости Moodle и т.д.В дополнение к ограниченной функциональностиуниверсальнаяприрода традиционных LMS подразумевает, что один производительдолжен обеспечить разработку и поддержание на должном уровне всехдостижений технологии, во всех областях онлайнового учебного процесса.Такая модель была приемлема в те времена, когда функциональностьонлайнового обучения ограничивалась предоставлением доступа к учеб-ным документам и текстовым дискуссионнымфорумам. Но с тех пор, каконлайновый учебный процесс стал более социальным и, как следствие,неразрывно связанным с технологиямидля совместной работы, попыт-ки объединить весь требуемый функционал под одной цифровойкрышейобречены на провал.Действительно, в последние 5 лет мы наблюдаемизменение способови форм коммуникаций людей в Интернете, и таким социальным сетям,как «Facebook» (в мировом масштабе) и «В контакте» (в масштабе Рос-сии), удалось технически реализовать то, в чем нуждается современныймолодой человек, а именно, общедоступные социальные инструменты исредства взаимодействиядля построения своего собственного учебногоили рабочего пространства.В связи с изучением возможностей использованиясоциальных сетейв образовании на Западе становится актуальной теория социального обучения,которая заключается в предположении, что люди учатся наиболееэффективно, когда они взаимодействуют с другими учащимися в рамкахкакой-то темы или предмета. Убедительныедоказательства необходимо-сти социального взаимодействия в процессе обучения изложены в иссле-довании Ричарда Лайта (Richard J. Light) из Гарварда. Лайт обнаружил,что один из сильнейшихфакторов успеха студентов в образовании- этоих способность создавать или участвоватьв небольших исследователь-ских группах. Студенты, которые учились в группах хотя бы раз в неде-лю, оказались лучше подготовленнымив предмете, чем студенты, зани-мавшиеся самостоятельно[5]. В социальном обучении фокус вниманияпреподавателей должен сдвигаться от содержимого предмета в учебнойдеятельности к взаимодействию людей, вокруг которых это содержимое Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 127находится. Именно поэтому зарубежныеэксперты в области электронно-го обученияпризывают разработчиков программных продуктов создаватьLMS, интегрированные с популярными социальными сервисами.Но пока разработчики программного обеспечениятолько прислуши-ваются к мнению экспертов. Эффективной и проверенной связки системуправления обучением с социальными сервисами сегодня пока не суще-ствует. Педагогическомуже сообществу приходится идти в «Facebook»и «В контакте» и проводить экспериментыпо организации социального(совместного)обучения школьников и студентов. В США и европейскихстранах опыт использования «Facebook» в обучении достаточно богат,чего нельзя сказать о России.Анализируя зарубежный опыт [6] использованиясоциальных сетейв образовании, можно выделить следующие аргументы в пользу их при-менения.1. Это модно. Почти каждый студент знаком с «Facebook», и боль-шинство рады, что могут использовать этот сайт для обучения.2. Это бесплатно. Многие школы и вузы вынужденыпокупать спе-циальное программное обеспечение и содержать сервера для храненияцифровых данных и организации коммуникациив сети. Социальные сетивсе это предоставляютбесплатно.3. Студенты вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-либодругие веб-ресурсы. Многие преподаватели знакомы и используют раз-личные системы управления обучением, но студенты, как правило, появ-ляются в них редко, лишь по необходимости, в то время как в социальныхсетях они бывают по несколько раз в день.4. Социальные сети обладают функционалом, позволяющим опера-тивно делиться со студентами важной информацией и делать напомина-ния.5. Обучаясь в социальных сетях, студенты осваивают навыки XXIвека, а именно, овладениесредствами и способами коммуникации с дру-гими людьми и поиск-анализ информации в эпоху информационногообщества.6. Социальные сети открывают студентам возможностьподелитьсятем, чему они научились, не только со своими сокурсниками, но и со всеммиром.7. Совместная работа с интересными веб-ресурсами становится ещеболее удобной. Через социальную сеть студенты и преподаватели могутобмениваться и обсуждать интересные находки в сети. Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 8. Благодаря опыту использования социальнойсети для решения об-разовательных и исследовательских задач, представление студентовобэтом инструменте как исключительно развлекательном и неформальномрасширяется до понимания его мощных возможностей применениявпрофессиональной деятельности.9. Поддержка учебного курса с помощью социальной сети позволяетстудентам, пропускающимпо тем или иным причинам аудиторныеза-нятия, не выпадать из образовательного процесса, наблюдать за учебнойработой и приниматьв ней участие в режиме он-лайн.10. Возможность постоянного взаимодействиястудентов и препо-давателей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывностьучебного процесса. Если в аудитории мы встречаемся не чаще одного разав неделю, то в социальной сети это может происходить каждый день. По-является возможность более детальногопланирования учебной и иссле-довательской работы студентов (задания и консультации каждый день).11. Использование преподавателями социальныхсетей для решениясвоих профессиональныхзадач повышает их уровень коммуникативныхкомпетенций.12. С помощью социальных сетей у преподавателяпоявляется воз-можность проводить аудиторныелекционные занятия в интерактивномрежиме. Например, с помощью «Twitter» студентыв процессе прослу-шивания лекции могут задавать вопросы и обсуждать представленныйматериал в формате микроблога, не мешая при этом преподавателю.13. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.14. Ваш виртуальный класс, созданный в социальной сети, можетбыть доступным для студентов везде, где бы они ни находились, с помо-щью мобильного Интернета.15. Экономия бумаги. Раздаточный материал теперь не нужно распе-чатывать, достаточно его прикрепить к виртуальной группе в социальнойсети в виде файла.16. Некоторые учителя и преподаватели обнаружили,что при исполь-зовании социальных сетей в учебном процессе школьники и студентыменее склонны использовать их неуместно в учебное время.17. Застенчивые студенты, обычно не проявляющиесебя на аудитор-ных занятиях, в социальныхсетях чувствуют себя более комфортно и ста-новятся более активными участниками учебного процесса.18. Техническое обеспечение учебных аудиторийне всегда позволя-ет преподавателю и студентамдемонстрировать на занятиях наглядныематериалы в цифровом формате. В социальной сети их можно продемон- Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 129стрировать в виртуальнойучебной группе, заранее загрузив нужные фай-лы. Некоторые учащиеся смогут их увидеть прямо на занятии с помощьюмобильного Интернета,другие же по возвращении домой.19. Дискуссии и обсуждения, начавшиеся на очном занятии, могутбыть продолжены в социальной сети. Это позволяет студентом проводитьбольше времени в активном обучении через обсуждение.20. Социальные сети делают преподавателей в плане коммуникацииболее социально доступнымидля студентов.21. Становится возможным совместное (преподавателясо студентом)создание учебного контента. Студенты вместо простого потребленияин-формации в пространстве виртуальной учебной группы создают сообще-ния, дискуссии, ресурсы и многое другое.22. Социальная сеть позволяет преподавателюлучше запоминатьстудентов (соотносить имена и лица в классе) и понимать их интересы.Когда студенты создают свой профиль в социальнойсети, они указываютразные детали о своей личности: политические и религиозные взгляды,интересы, любимая музыка, фильмы и книги, любимые цитаты и т.д. Упреподавателей появляется возможность узнать больше о личностисту-дента, его индивидуальных особенностях и предложить ему информа-цию, темы или задания,которые должные его заинтересовать.23. В некоторых социальных сетях присутствуетбольшой выборприложений, которыеможно использовать в учебных целях. Например,для «Facebook» их более двадцати пяти, http://www.collegedegree.com/library/ college-life/15-facebook-apps-perfect-for-online- educationВ российских образовательных учреждениях также имеется опытприменения социальных сетей в учебном процессе. Так, например, нафилософском факультете Томского государственногоуниверситета нако-плен интересный опыт использования социальных сервисов (социальнаясеть «В контакте» и блог-хостинг «blogspot.com») в обучении студентовгуманитарныхфакультетов.«В контакте» является самым популярным и интересным социальнымресурсом для пользователейв возрасте от 14 до 24 лет. Эта социальнаясеть также является и лидером по активности посещения проекта пользо-вателями: 45 % зарегистрированныхна этом ресурсе посещают его еже-дневно, а 70 % из них чаще чем 1 раз в сутки. Каждый третий участник «Вконтакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени [7].Именно социальная сеть «В контакте» из-за высокой степени актив-ности и вовлеченности в неё современных студентов была выбрана в ка-130 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 честве площадки для организации учебнойработы с применением ин-формационно- коммуникационных технологий.Можно выделить следующие преимущества использования социаль-ной сети перед другими видами сетевых технологий.1. Привычная среда для учащихся. Интерфейс,способы коммуникациии публикации контента в этой среде пользователями изучены доскональ-но. Этому способствует качественное юзабилити (удобство и понятность)системы, а также активный и продолжительный опыт использования(70% пользователей посещают сеть чаще чем 1 раз в сутки).2. Разнообразие форм коммуникации. Вики-страницы, форумы, опро-сы, голосования, комментарии,подписки, отправка персональных со-общений и другое обеспечивают широкие возможности совместной ра-боты.3. Однозначная идентификация пользователей.Чаще всего в соци-альной сети человек выступает под своим именем и фамилией, реже -под псевдонимом. В других интернет-сервисах происходит наоборот.4. Активность участников прослеживаетсячерез ленту новостей.Этот инструмент позволяет не растеряться пользователю в многообразииинформационных потоков и осуществлятьэффективный мониторингобновлений разнообразного контента. У студентов появляетсявозмож-ность быть в курсе всех изменений, происходящих в процессе учебнойдеятельности,отслеживать образовательную активность одногруппникови преподавателя, который, в свою очередь, наблюдает и координирует ра-боту учащихся.Организация совместного обучения проводиласьв течение четырехсеместров со студентами гуманитарных факультетов Томского государственногоуниверситета.Создаваемые в процессе обучения виртуальныеучебные группы («ИТдля филологов»: http://vkontakte.ru/club15910647, «Гуманитарныепро-блемы информатики - практика Веб 2.0»: http://vkontakte.ru/gpi_web20 идр.) использовалисьв качестве дополнительной к аудиторным занятиямформы взаимодействия студентов и преподавателя. Такое сочетание ока-залось результативным с точки зрения организации студенческих про-ектных работ и формирования у учащихся навыков самоорганизации,взаимодействияи сотрудничества.Для организации совместной исследовательскойдеятельности сту-дентов использована следующаяметодика.После получения заданий и инструкций от преподавателя студенче-ская группа делится на несколько микрогрупп. Затем каждая группа са- Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 мостоятельно работает над заданием до тех пор, пока все ее участникиразберутся в нем и успешно его выполнят. Успех в выполнении обще-го заданиязависит от результатов деятельности каждого участника ми-крогруппы. Очевидно и социальное значение такой модели обучения:акцентируетсяроль каждого студента в выполнении общей задачи, фор-мируется групповое сознание, позитивнаявзаимозависимость, коммуни-кативные навыки.Представление заданий, самоорганизация и взаимодействие студен-тов происходят в учебной группе социальной сети, а результат совмест-ного обучения представляется в коллективном блоге, который создает-ся участниками учебного процессасамостоятельно с помощью сервисаhttp:// blogspot.com.В качестве учебного задания одной группе студентов (http://vkontakte.ru/gpi_web20) было предложено исследовать концепцию «Веб 2.0», адругой (http://vkontakte.ru/club15910647) - самостоятельновыбрать темупроектной работы. В обоих случаях студенческие сообщества разделилисьна микрогруппы, в рамках которых и происходиласовместная учеб-ная работа. Результаты были представлены в виде коллективных бло-гов: «Укрощение строптивого Веб 2.0» http://web- for-life.blogspot.com и«Homo Filfakus: неофициальныйсайт филологического факультета ТГУ »http://filfak.blogspot.com. Участники каждой микрогруппы были подклю-чены к соответствующимблогам с правами «автора» и могли представитьв общем информационном пространстве свою часть работы.Роль преподавателя в этом процессе - общая координация, консуль-тирование и оценка результатовдеятельности. Подобная форма обучениятребует от него значительной организационной деятельности: необходи-мы соответствующие усилиядля того, чтобы построить структуру курса,сформулировать конкретные задания, четко и своевременно диагности-ровать проблемы, возникающиев ходе совместной работы студентов.Несмотря на единую методику организации учебной деятельности вдвух студенческих группах,цели обучения ставились разные.В первом примере (исследование концепции «Веб 2.0») целью обу-чения было исследование предложенной темы, постановка проблемы ипоискрешения. Студентам не предлагались готовые ответы на постав-ленные вопросы, они должны были их найти самостоятельно совместны-ми усилиями. Такой подход способствует повышениюкачества резуль-татов всех участников и росту их мастерства, в то время как получениеинформации только от внешних экспертов часто формирует ощущениебеспомощности при обращениик незнакомым концептам и ситуациям.132 Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 Полученный результат подвергался осмыслению не только в рамкаходной микрогруппы, но и в масштабах всей студенческой группы, черезвзаимноерецензирование проектных работ.Во втором примере (самостоятельный выбор темы) целью обучениястало формирование навыковработы с интернет-технологиями на произвольновыбранном содержании, отвечающем интересам всех участни-ков группы. Деятельность студентов носила больше творческий, нежелитрадиционный исследовательский характер. Однако в обоих примерахмикрогруппа учащихсядолжна быть ответственной за достижение ее об-щих целей, а каждый член группы - за свой вклад в общую работу.Рассмотрим результаты эксперимента на примередвух виртуальныхучебных групп.1. Понятность идеологии и интерфейса социальныхсетей большейчасти студенческой группыпозволяет значительно сэкономить время напогружение учащихся в среду электронного обучения. Здесь не требуетсяэтап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству.2. Применение в виртуальных учебных группахтехнологий форумови вики позволяет всем участникам совместно создавать сетевой учебныйконтент (глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийныебиблиотеки идр.). Помимо формированиянавыков сотрудничества, это стимулируетсамостоятельную познавательную деятельность, сокращает производ-ственный цикл получения конкретного интеллектуального или творче-ского результата, развивает критичность мышления.3. Коммуникативное пространство социальныхсетей обеспечиваетвысокую степень взаимодействиястудентов друг с другом и преподавателем.Учебная деятельность не ограничивается рамками аудиторных за-нятий, выходит за их пределы и обеспечивает непрерывность учебногопроцесса. Знания рождаются не в результате их передачи от преподавате-ля к студенту, а в процессеактивного диалога всех участников учебногопроцесса.4. Положительная оценка такой формы учебной деятельности и её ре-зультатов самими студентами. Среди преимуществ обучения с помощьюсоциальных сетей учащиеся отмечают интерактивность и непрерывностьучебного процесса, возможность выполнения задания в удобное для себявремя и в удобном месте.В качестве проблемных моментов при использованиисоциальных се-тей в учебном процессе следует отметить:1) высокую степень трудозатрат по организациии поддержке учебно-го процесса в условиях непрерывного обучения для преподавателя; Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6 2) частое отсутствие открытого доступа к социальнымсетям из учеб-ных аудиторий школ и вузов;3) присутствие в пространстве социальной сети факторов, отвлекаю-щих от учебной деятельности(активная коммуникация, стремительныйинформационный поток и обилие развлекательногоконтента);4) отсутствие удобного инструментария для организации и управле-ния учебным процессом, например в сравнении с системами управленияобучением (LMS).5) открытость учебного процесса всему интернет-сообществу, чтодля многих преподавателейнеприемлемо или некомфортно;6) невозможность оценки работы преподавателейпо существующимуниверсальным критериям для оплаты его труда.Выявленные проблемы можно решить путем более глубокого изу-чения образовательныхвозможностей социальных сетей, выработкииапробации эффективных методик их применения в образовательном про-странстве, разработки специализированных приложений для социальныхсетей, расширяющих возможностиорганизации и управления обучени-ем, определения критериев объективной оценки результатов работы ППСс использованием подобных технологий и справедливой оценки его тру-да. Естественно, чтобы социальные сети превратились в полноценнуюобразовательную среду, необходимо преодолеть множество трудностейи проблем различного характера, нужны общие усилия специалистов поИТ -технологиям и преподавателей.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фещенко Артем ВикторовичНИ Томский Госуниверситет
Всего: 1

Ссылки

Walsh K. Facebook as an Instructional Technology Tool.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. emergingedtech.com/2010/08/facebook-as-an-instructional- technologytool/ (дата обращения: 03.07.2011)
Jaschik Scott. Online Social Networking on Campus. [Электронный ресурс] - Ре- жим доступа: http://www.inside- highered.com/news/2009/01/08/network (дата обращения: 03.07.2011)
How To Use Facebook For Social Learning. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://c4lpt.co.uk/140Learning/ lecturefb.html (дата обращения: 03.07.2011)
John Seely Brown, Richard P. Adler. Minds on Fire: Open Education, the Long Tail, and Learning 2.0. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.educause.edu/ EDUCAUSE+Review/EDUCAUSEReviewMagazineVolume43/ MindsonFire0penEducationthe Lon/162420 (дата обращения: 03.07.2011)
Ronnie Burt. The Why and How of Using Facebook For Educators - No Need to be Friends At All! [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://theedublogger. com/2011/05/11/ the-why-and-how-of-using-facebook-for- educators-no-need-to-be-friends-at-all/ (дата обраще- ния: 03.07.2011)
Пока тридцатилетние ищут одноклассников, молодежь уже «В Контакте» [Элек- тронный ресурс] - Режим доступа: http://www.romir.ru/news/res_results/619.html (дата обра- щения: 03.05.2010)
50 Reasons to Invite Facebook Into Your Classroom. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.online- college.org/2011/07/18/50-reasons-to-invite-facebook-into- yourclassroom/ (дата обращения: 03.07.2011)
Walsh K. Facebook In The Classroom. Seriously.[Элек- тронный ресурс] - Режим до- ступа: http://www.emergin- gedtech.com/2011/03/facebook-in-the-classroom-seriously/ (дата обращения: 03.07.2011)
Richard J. Light. Making the Most of College: Students Speak Their Minds. Cambridge: Harvard University Press, 2001.
The Facebook Classroom: 25 Facebook Apps That Are Perfect for Online Education. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.collegedegree.com/library/college- life/15- facebook-apps-perfect-for-online-education (дата обращения: 03.07.2011)
Culatta R. The Traditional LMS is Dead: Looking to a Modularized Future. [Электрон- ный ресурс] - Режим доступа: http://www.innovativelearning.com/learning_man- agement/ modular-lms.html (дата обращения: 03.07.2011)
Barnes N.G., LescaultA.M. Social Media Adoption Soars as Higher-Ed Experiments and Reevaluates Its Use of New Communications Tools. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.umassd.edu/media/umassdartmouth/ cmr/studiesandresearch/higherEd.pdf (дата об- ращения: 03.07.2011)
Dan Pontefract. The Standalone LMS is Dead. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.danpontefract. com/?p=152 (дата обращения: 03.07.2011)
Революция в мире образования от LSBF! [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lsbf.ru/news/lsbf- facebook/ (дата обращения: 03.07.2011)
 Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития | Гуманитарная информатика. 2012. № 6.

Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития | Гуманитарная информатика. 2012. № 6.