ИСКУССТВО СЕТЕВЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В СВЕТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ЭСТЕТИКИ | Гуманитарная информатика. 2004. № 1.

ИСКУССТВО СЕТЕВЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В СВЕТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ЭСТЕТИКИ

ИСКУССТВО СЕТЕВЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В СВЕТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ЭСТЕТИКИ.pdf Понятие интерпретации и сетевой коммуникации Широкое признание в научном мире получила интерпретати вная теория культуры К. Гирца. Она позволяет утверждать, что современная культура открыта человеку как множество конкурирующих интерпрета- ций [16]. Этот подход дает основания для обсуждения интерпретати в- ной проблематики на базе эстетического дискурса. Интерпретация явля- ется формой познания мира, особым способом корреляции созн ания и действительности. Всякую попытку создания интерпретативной ко н- струкции можно воспринимать как смыслообразующий акт, ориентир о- ванный на поиск идеальных планов выражения. Эта осо бенность позво- ляет говорить об интерпретативной деятельности как о форме эстетич е- ского поиска. В более узком смысле интерпретация понимается как особый тип субъективного ментального опыта [15]. Спорность этого утверждения заключается в том, что процедуры интерпретации явлений жизненного мира никогда не ограничиваются чисто мыслительными актами. Они включают в себя проработку интуитивных импульсов, поступающих из недр сознания. Если сконцентрировать внимание на сугубо информационных а спектах, то необходимо отметить, что интерпретация - это процесс осво- ения людьми культурного наследия и различной информации, но и с- пользование широкой информационной базы не является самоцелью. Цель подлинной интерпретации - открытие, базирующееся на инфо р- мации. «Первоначальное смысловое определение некоторого объекта обогащается или замещается другим смысловым определением, ос у- ществляемым в рамках более богатой системы представлений. Переход от одного из описаний к другому составляет суть процедуры интерпр е- тации» [26, с. 139-140]. Процесс трансформации описательных сред протекает на основе взаимодействия двух репрезентативных форм. Пе рвая обеспечивает способность к большей унификации описываемых 126    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    явлений, вторая позволяет увидеть их абсолютную уникальность [26, с. 151]. Актуальность и перспектива обсуждения интерпретативной пр о- блематики в рамках эстетических теорий связана с возникновением с е- тевой виртуалистики. Её характерной особенностью является простра н- ственная экспансия электронных символатов, распространяемых мир о- вой коммуникационной средой. Весь опыт Интернет-бытования пред- ставляет собой многоплановый интерпретативный процесс. Он поро ж- дает "вторичный", мифологизированный текст, который возник ает в результате активной трансформации традиционных коммуникацио н- ных структур и связей в системах социального обмена. Интернет- интерпретация является одной из форм мировоззренческой реконстру к- ции, образующей познавательную систему ценностно -ориентирован- ных мифов [23]. Понимание синергийного опыта сетевой коммун икации тесно связано с проблемой междисциплинарного описания Сети, кото- рое в настоящее время только формируется. Можно предположить, что интерпретация событий Сети имеет н екую обусловленность. Некоторые исследователи рассматривают Инте р- нет в качестве современной метафоры, воплощающей в себе констру к- тивные особенности накопленного человечеством опыта перце птивно- лингвистической коммуникативности [23]. Вместе с тем нет однозна ч- ности в понимании глубинных механизмов социального взаимодейс твия в сетевой среде. Неоднозначно восприни мается мнение о том, что сете- вая коммуникация способствует расширению контакта человека с окружающим миром, а также с самим собой, поскольку речь идет о з а- мещении традиционных форм коммуникации [25]. А этот процесс им еет свои достоинства и ограничения. Интернет принято воспринимать как новый коммуникационный оазис, создающий предпосылки для раскрепощения существующего опыта человеческого общения, в том числе и его интерпретативного потенциала. Но, как показывает пилотное исследование, презентати вные функции преобладают над коммуникативными в проектах, реализ о- ванных сегодня в Сети. Между тем креативный потенциал презентации и коммуникации представляет собой две комплементарные системы, но не замещают одна другую. Их основное отличие заключается в способности к реализации функций интерактивности. Коммуникация - это всегда действенный обмен информацией. Презентация же выпо л- няет прежде всего описательные функции. При изучении особенностей компьютерных форм представления информации понятия презентати в- ности и коммуникативности смешиваются между собой [24, c. 13]. В практике сетевой презентации этот изъян приобретает плачевные по-    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    127 следствия. Даже сугубо коммуникационные сферы человеческой де я- тельности в Интернете представлены в форме «застывших витрин», а не салонов для широкого общения. И все-таки в данном случае нас интересует, прежде всего, эстетич е- ский аспект Интернет-интерпретации. Выбранная тема служит продо л- жением разговора о соотношении понятий «репрезентативность» - «ком- муникативность». Думается, что этот ракурс обсуждения необходим для понимания перспектив развития сетевого пространства. Понятие «иску с- ство сетевых презентаций», вынесенное в заголовок, используется в кач е- стве условного термина. В данном случае речь идет не о новых коммун и- кативных зонах искусства, обживаемых современными художниками, хотя с развитием технологий Сеть может превратиться в одну из осно в- ных сфер площадного искусства. Речь идет о поиске в ыразительных средств для создания Web-презентации. Цель данной раб оты - показать источники и тенденции в формировании основ интерпретативной эстети- ки, опираясь на опыт изучения искусства сетевых пр езентаций. Особенности интерпре татив ной эстетики Для теоретических исследований в области эстетики характерна недооценка творческого характера, своеобразия, самостоятельности и специфичности интерпретационного потенциала эстетики [1, c. 204- 215]. Большинство видов искусства невозможно адекватно восприн имать и оценивать вне понятия интерпретации. Музыкальное, драматич е- ское, пластическое представление опирается на разработку сложных интерпретационных моделей. Партитура, сценарий, художественный текст служат структурной основой развернутой во времени и простра н- стве презентации, которая представляет собой сочетание нескольких интерпретационных характеристик. Интерпретационное пространство организует элементы идейных и символических значений, по -особенному открывающих содержание исходного структурного материала - нотной записи, поэтических строк, драматургических сценариев, дизайнерских проектов и т. д. Именно оригинальный интерпретационный подход может задать силу и глуб ину эстетического воздействия, живо затронуть эмоции зрителя. Особый интерес представляет программа реализации той ли иной интерпретационной модели, выстраиваемой на основе синтеза виз уаль- ных, акустических, пластических образов. В современной практике эта комплексность может достигаться благодаря применению медиатехн о- логий. Воздействие различных сенсорных образов реализует перце п- тивный принцип синестезии. С психологической точки зрения этот фе- номен определяется как межчувственный перенос [20, c. 75]. Нельзя не 128    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    сказать о преемственности традиции применения медиатехнологий ху- дожественным проектам Серебряного века [21]. Интерпре тативные особенности сетевых презентаций с точки зрения коммуникационного, информационного и многобазисного подходов Сетевое информационное пространство можно считать одним из способов комплексного представления динамической, визуальной и аудиальной информации. Web-презентация является результатом вто- ричного моделирования образа объекта средствами электронных техн о- логий. Центральной проблемой современного этапа Web-модели- рования служит не только обработка, структурирование, пре дставление ретроспективной и текущей информации, но и поиск форм эффективной коммуникации, который невозможен вне изучения особенностей ра з- личных интерпретативных практик. Эту мы cль подтверждает активная разработка идеи коммуникативного дизайна. Среди множества вариа н- тов трактовки этого понятия редко встречаются подходы, ориентир о- ванные на оценку художественных достоинств сетевых презентаций. Но имеющиеся примеры подтверждают идею о том, что изучение закон о- мерностей восприятия и представления эстетической информации вс е- гда включает в себя оценку интерпретационного потенциала, реализ о- ванного средствами Web-презентаций [8]. Сетевое пространство является воплощением идей информацион ализма, хотя и противоречит многим его начальным теоретическим п о- ложениям. Информационный подход применим и для оценки интерпр е- тативных свойств различных художественных моделей, дизайна и сете- вых презентаций. Он сложился в результате научного осмысления жи з- ненных явлений в теориях информационализма задолго до появл ения формы сетевых презентаций. Основной принцип изучения заключ ается в исследовании различных коммуникаци онных моделей с точки зрения согласованности информационных возможностей источника, каналов связи и получателя сообщения [5, c. 70]. Произведение искусства в рамках информационного подхода ра ссматривается как материализованный сигнал, содержащий информ ацию о внутреннем мире художника [5, c. 75]. Экстравертивной формой этого сигнала выступает конкретная интерпретационная модель, позволя ю- щая художнику выступать в качестве носителя духа эпохи. Напр имер, в работе А. Бродецкого мы встречаемся с таким понимание м этого явле- ния: «В визуальных видах искусства сагитталь 1 внутреннего простран- ства переводится в реальный план пространства внешнего» [12, c. 51]. 1 Стрела.    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    129 Эта тенденция реализуется и в сетевом искусстве. Так, Д. Вин о тмечает, что Web-дизайнер «передает пользователю через контекст часть своей ментальной модели» [13, c. 45]. Более того, автор подчеркивает, что в практике конструирования Web-cайтов реализовано несколько аксиом управления ментальными моделями пользователей. Поскольку фун кци- ональные и эстетические качес тва Web-дизайна связаны между собой, то процесс конструирования и моделирования всегда предполагает ори- ентацию на принцип триединства: содержание + представление + м о- дель поведения. Созданная Web-художником интерпретационная модель выступает источником информации и одновременно способом управления и орг а- низации внимания слушателя, зрителя, читателя. Источником интерпр е- тации в данном случае служат не только сценарные особенности пр е- зентации, но и различия в информационных тезаурусах художника - творца и потр ебителя. В теории В.П. Рыжова, объясняющей природу различий в способах эстетической перцептивности, выделяются следу- ющие особенности: нечеткость, неизоморфность, системность, мн ого- аспектность восприятия [5, c. 76]. Как и в реальной жизни, широкая в а- риативность моделей эстетического восприятия, свободы художес твен- ного прочтения, способов представления информации являются фун - даментальным источником в поиске адекватных конструктивных реш е- ний для реализации проектов Сети. При изучении особенностей и интерпретационных возможностей сетевой презентации возможно применение теории многобазисных пре д- ставлений, которая широко распространена в практике моделирования [5, c. 75]. Многобазисные представления формируются на основе информ а- ции об описываемом явлении или об ъекте по проекциям в различных пространствах. В основе этого подхода лежит принцип иера рхии моделей действительности, которыми оперирует человеческое со знание. В качестве источника интерпретационных моделей при информац ионном подходе можно считать возможно сти и ограничения, накладыва- емые так называемым каналом связи, под которым можно подразум е- вать технологические особенности выбранных средств коммуникации и программного обеспечения. Этот резерв в качестве источника эстетич е- ской интерпретации изучается практически в каждом пособии по Web- дизайну. Экранные технологии и сетевые презентации Исследуя проблему интерпретативности с искусствоведческих п о- зиций, можно рассматривать искусство сетевых презентаций как вар и- ант развития традиции экранных искусств, важный фактор модерниза- ции и развития кинотехнологий [2, 6, 7]. «Театр и кино актуализировали 130    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    процесс наблюдения, они сделали для человека наблюдаемым некий мир», который может быть многократно интерпретирован [2, c. 132]. Пассивность зрителя не является нейтральным процессом. Она латентно реализуется в конфликте представлений, основанном на деперсониф и- кации и пассивизации личности. Синтезируя культурные коды, кинем а- тограф формирует новую риторику и топономы восприятия. Эти зак о- номерности присущи и миру сетевых пр езентаций. Однако императив- ность кинематографа здесь смягчается интерактивностью. Кризис пластических форм и сетевые презентации На наш взгляд, более широкую перспективу для дальнейших иссле- дований открывает теоретический подход С. Даниэля, который позволя- ет рассматривать генезис сетевых форм представления информации как результат кризиса пластического мышления в изобразительном иску с- стве, ярко проявившихся в искусстве на рубеже ХIХ-ХХ вв. [9, c. 203- 205]. Время от времени в практике художественного творчес тва и миро- воззренческих представлениях происходят внутренние перемены. В этом явлении отражается один из законов художественной выразитель- ности - искать и преодолевать себя, освобождаясь от ограничений и с- кусства [9, c. 201]. В подобные критические периоды переосмысление основ пластического искусства становится источником, потрясающим устои эстетического сознания. «Риторика отказа от риторики» ярко пр о- явилась в творчестве А. Матисса, П. Пикассо, стремившихся в р исунке передать ритмико -пластическое единство изображения, перейти к во с- произведению естественного динамизма живой формы. Эти опыты можно воспринимать как реакцию на развитие техник анимационного искусства. Только в конце двадцатого столетия благодаря развитию презентационных технологий возникли условия для расширения диапа- зона описательных средств искусства. Они явились продолжением ху- дожественной традиции поиска средств воспроизведения динамич еских и пластических свойств естественной природной формы. Некоторые исследователи рассматривают мир соврем енных технологий как акт воз- вращения в мир образов русского конструктивизма, супремати зма и авангарда [3, 6]. Глубинный смысл кризиса пластических форм заключен в психологической координации перцепций, которая достигается в игре выраз и- тельных эффектов, по рождаемых отношениями плоскости и простра н- ства. Эта идея рассматривается А. Бродецким как нарушение целостной системы координационных переживаний человека [12, c. 39]. Возможно, экранное искусство является результатом изменения отношений чело-    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    131 века с пространством (скоростные транспортные средства) и сп о- собствует расширению ассоциативной вертикали внутреннего психоло- гического мира. Поиск медиаформ в сетевом дизайне можно рассматр и- вать как сложное перцептивное действие, возникшее в результате трансформации опыта живого восприятия. Так Интернет позволяет и с- пользовать интерактивные фотопанорамы, в которых посетитель, поль- зуясь средствами навигации, может изменять направление взгляда или рассматривать предмет с разных сторон, или, наоборот, «сам» повор а- чиваться в пространстве. Эти перцептивные практики как раз и высту- пают примером игры выразительных эффектов, порождаемых отнош е- ниями плоскости и пространства. Возникает вопрос: какое отношение имеет эта проблема к кризису пластического мышления, о котором говор илось раньше? Как отмечает С. Даниель, в основе традиции пластического мышления лежит культ целого [9, c. 117]. Именно он претворен в изобразительной деятельн о- сти. Думается, что и в оценке явлений сетевой культуры с точки зрения интерпретативной эстетики подобная позиция может открыть плодо- творный подход к дальнейшим исследованиям. Во всяком случае эта тенденция не противоречит известному положению теории М. Ка- стельса об изменении пространственно -временной модели культуры под влиянием развития технологий сетевого общества. К этому можно лишь добавить, что под воздействием нового опыта меняются и способы м о- делирования культурных форм. Названные проблемы лишь поверхнос т- но отражают скрытую трансформацию опыта конкретно -чувственного и абстрактно-рассудочного познания, тесно связанного с развитием трансляционных механизмов современной культуры. Аспект воспроизвод имос ти Интерпретационный потенциал искусства сетевых презентаций можно рассматривать как результат освоения новых способов социал ь- ного воспроизводства, где имитируется не только образ или текст, но и процесс его воспроизводства. Здесь интерпретация выступает как мим е- тическое действие, включающее в себя элементы трансформации [2, с. 125]. Ассоциация идеи творчества с идеей метаморфоз выступает о д- ной из граней принципа интерпретации. Сеть ассоциируется с постоя н- но меняющимся потоком идей, проектов, перепроектировок. Операц и- онная среда электронных технологий позволяет ставить и решать н овые задачи по упорядочению и представлению имеющихся сведений, нахо- дить новые резервы в понимании традиций трактовки образов, м етафор, событий. Эта подвижность носит сугубо коммуникативные сво йства. Не обновляемый сайт считается мертвым. Его презентативные к ачества 132    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    какое-то время остаются значимыми, но принцип коммуникати вной состоятельности нарушается. Сетевая презентация и печатное слово От чисто теоретических исследований намеченной проблемы п е- рейдем к анализу работ, посвященных изучению конкретных моделей сетевого пространства. Авторы отмечают, что интерпретационный п о- тенциал искусства сетевых презентаций сегодня раскрыт лишь частично [8, 13, 14 и др.]. Широкое распространение получила точка зрения, п оз- воляющая рассматривать процесс формирования коммуникационн ого языка Сети как попытку преодоления печатной традиции [8, 13, 14 и др.]. Причиной этому служат приверженность практичности текста, подражательный менталитет художников, опора на традиции печатного оформления информационных сообщений. Предпосылкой для создания оригинальных имитаций, моделей, проектов в сетевом пр остранстве служат технологические средства, пре - восходящие по подвижности, разнообразию и коммуникационным ха- рактеристикам печатный текст. И хотя первые разработчики Web-про- ектов откровенно признавались в том, что плохо понимали, по каким законам работает новая электронная среда, но уже на первых этапах работы становилось ясно, что Сеть склоняет к переосмыслению пр о- блемы соотношения текста и образа, устойчивых и динамических форм восприятия. Как подчеркивает Дж. Вин, Web «представляет собой нечто большее, нежели простую метафору текста и иллюстраций» [13, c. 33]. Концептуальные модели Web-презентаций строятся на том, что Web-сайт и Web-страницы - это модель поведения, ориентированная на организацию эффективных способов взаимодействия пользователей [13, c. 27]. Эта модель формировалась на основе широкого использов ания средств визуального и динамического представления информации, к о- торая выступала не просто конкурентным источником наглядных св е- дений, но и самостоятельным коммуникативным агентом. Искусство сетевых презентаций заключается в стремлении к полноте раскрытия «истинной, чистой», творчески обусловленной, спонтанной, не скова нной расстоянием и временем коммуникации. Это позволяло рассматр и- вать Web-композицию как особую интерпретационную модель с н есколькими значимыми параметрами. При этом легко достигалось понимание того факта, что средства мультимедиа - звук, видеоклип, аним а- ция - не могут обеспечить полноту коммуникативного сервиса, если нарушены принципы эстетического восприятия информации или об на- ружилось несовершенство разработанной модели поведения сайта.    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    133 Большой редкостью являются сегодня работы, посвященные анали- зу эстетических аспектов представления информации в Интернете. В большинстве своем авторы сосредоточены на обсуждении технологич еских и организационных аспектов Web-дизайна. Хотя и этот подход предоставляет возможность выявить некоторые предпосылки для пон и- мания особенностей построения интерпретативных моделей, реализ о- ванных в Сети, но художественный взгляд на виртуальные объекты он практически не развивает. Теория Web-cтилей К. Клонингера Исключение составляет метод анализа сетевого художника К. Кло- нингера. Изучая современные тенденции развития искусства сетевых презентаций, он отмечает, что творческое кредо художника Сети пре д- полагает понимание глубинной психологии человеческого воспр иятия. Создавая компьютерную презентацию, дизайнер играет с чувствитель- ностью человека к знакам виртуальной среды. Теоретические воззр ения К. Клонингера сформировались под влиянием идей М. Крюгера, кото- рый занимался в 70-х годах ХХ столетия исследованием эстетич еского и коммуникативного потенциала устройств, порождающих искусстве н- ную реальность. Эта позиция ориентирована на определе нную модель человека. Человек рассматривается как существо, стремящееся к це- лостному переживанию мира. Коды виртуальных практик допо лняют и изменяют сложившиеся представления о мире. Хотя автор делает акцент на исследовании культурных и психологических аспектов коммуникативного дизайна, но вместе с тем он отм е- чает одну важную конструктивную особенность. Интерпретационный потенциал искусства сетевых презентаций основан на том, что дефекты и искажения в художественных проектах могут выступать элементом творческого подхода к формированию художественных особенностей коммуникационно й среды и одним из способов достижения полноты переживаний. Эта позиция отличается от распространенных субъектив- ных взглядов, однобоко оценивающих коммуникационные возможн ости и тенденции развития художественного творчества в Сети. Даже техн о- логические слабости и ограничения технологий благодаря творч ески сконструированной модели могут стать важными источниками эмоций и чувств [8, с. 9]. Психологический подход к оценке сетевых явлений характерен и для работ других авторов [2, 7]. В теории К. Клонингера применен интерпретационный подход к оценке художественных достоинств отдельных сайтов и страниц. Автор провел тщательную типизацию Web-стилей, опираясь на историю из- вестных художественных течений, различные жанровые подходы и ор и- 134    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    гинальные идеи самобытных ма стеров. При этом автор не пытался сле- довать строгим канонам. Изучая работы Web-художников, К. Клонингер показывает внутреннюю связь между современным рок-искусством и готической традицией. В таком подходе есть определе нная условность, но она не снижает достоинств анализа. Это смелая попытка за техноло- гическим воплощением конкретной рабочей Web-идеи увидеть реаль- ный художественный результат. Автор отмечает, что удачная презента- ция является методом погружения в своеобразную а тмосферу, поэтому главным оказывается поиск таких имитационных объектов реального мира, которые «наилучшим образом создадут ощущение жизни» в Се- ти» [8, c. 13]. В теории К. Клонингера игра рассматривается как источник инте рпретационных моделей в работе над сетевыми проектами. Он считает, что игровой подход должен применяться в качестве основного творч е- ского принципа на пути преодоления традиции печатного текста. Если воспринимать интерпретацию как «игру с адекватностью», определя е- мую рамками культурного и языкового потенциала технологий и худо- жественного видения, то процесс создания имитационных объектов в сетевом пространстве можно изучать как игровую форму свободного общения человека с миром возможного [10, с. 12]. При этом важно о т- метить, что игровой подход в таком прочтении сохраняет изн ачальную основность. В теории Й. Хейзинга игра изучается как содержательная функция со многими гранями смысла: «В игре «подыгрывает», участв у- ет нечто такое, что превосходит непосредственное стремление к по д- держанию жизни и вкладывает в данное действие опре деленный смысл» [18]. Всякая игровая ситуация ориентирована на вскрытие интерпрета- ционного потенциала. Это утверждение остается в силе и по отношению к моделированию сетевых презентаций. В заключение необходимо отметить, что две противоположные те нденции лежат в основе существующих проектов. Идет активный поиск моделей, имеющих высокий репрезентативный потенциал, позволя ю- щий воспроизводить с максимальной достоверностью реалистические черты действительности, и одновременно мастера совершенствуют те х- нику создания имитационных моделей с намеренными стилизациями, упрощениями и фантазийными эффектами. Это касается и визуальных, и акустических, и динамических форм. Заложенные в мировом иску с- стве традиции реализуются сетевыми художниками на основе новых технологических подходов. И в этом проявляются качества интерпрета- тивности трансляционных форм культуры Итак, в качестве одной из динамично развивающихся областей и н- терпретативной эстетики может рассматриваться искусство сетевых    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    135 презентаций. Нет сомнений в том, что эстетический подход применим к оценке явлений сетевой культуры, однако он требует большой теорети- ческий проработки и понимания внутренних механизмов формирования сетевого мира. Можно предположить, что эта комплексная область и с- следований позволит глубже раскрыть механизмы психологических, художественных, коммуникационных практик современной культуры и обеспечить развитие перспективных областей научной деятельности.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нургалеева Л.В.
Всего: 1

Ссылки

Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Самосознание мировой культуры. СПб.: Петроп олис, 1999. С. 279.
Нильсен Я. Веб-дизайн. СПб.: Символ-плюс, 2002. 508 с.
Капт ерев А.И. Виртуальность культуры: прошлое, насто ящее, будущее. ht t p://www.mediagnosis.ru /Aut orun/OUR/doclad_1.htm
Вин Дж. Искусство Web-дизайна. СПб.: Питер, 2002. 218 с.
Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания. М.: Владос, 2000. 192 с.
Кушнер Т. Структурные сходства - основа дескриптивных ко ррелятов в разных типах искусства // Вопр. философии. 1997. №12.
Петрова Г.И. Игра в культуре ХХ века // Дефиниции культ уры. Т омск: Изд-во Т ом. ун-та, 1998. С. 10-19.
Клонингер К. Свежие стили Web-дизайна. М., 2002. 224 с.
Даниель С. Сети для Протея: проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб.: Искусство -СПБ , 2002, 304 с.
Горюнова Т. Алексей Исаев "Моя революция": Инвариант "монтажа аттракционов" Сергея Эйзенштейна -http://www.aha.ru/~newart/aktlb.htm
Браславский П. Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца XX - начала XXI веков: Автореф. канд. дис. / Екатеринбургский государственный универ- ситет. Екатеринбург, 2003. 26 с.
Рыжов В.П. Принципиальные особенности моделей эстетич еского восприятия // Эстетика: информационный подход. М.: Смысл, 1997. С. 70-79.
Космическое мироощущение в искусстве // Культура и время. 2004. №1. С. 52-57.
Дианова В.М. Искусство как моделирование картин мира // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Вып. 12. СПб.: Санкт -Петербургское философское общество, 2001. C. 290 -294.
Туркина О., Маз ин В. Смена сцены представления: от театра к виртуальной реальности // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. C. 122-143.
Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. М.: Пр огресс, 1980. 248 с.
Исаев А. Концепция коммуникативности // Взгляд с Востока. М.: MediaArt Lab, 2000. С. 16 -21.
Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992. С. 7-240.
Жаринов В.М. Раскрытие эстетической тайны. М.: Приор, 2002. 79 c.
Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов. М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 103.
Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 400 с.
Нургалеева Л.В. Образность дискурса сетевого искусства. http://www.echo-net.ru/2003/russian/uch_320.html
Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации. http://www.iph.ras.ru/~mifs/rus/adtmet.htm Гум анитарная информатика. Вып. 1.   
Елизаветина Т.М. Компьютерные презентации. От риторики до слайд-шоу. М.: Кудиц-образ, 2003. 240 с.
Левин А.И., Левина Л.В. Эффект замещенного общения в Интернет-коммуникации. http://www.isn.ru/info/seminar -doc/Levin.doc
Евлампиев И.И. Два измерения интерпретации // Метафизические исследования. Вып. 1. Понимание. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. C. 138-152.
 ИСКУССТВО СЕТЕВЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В СВЕТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ЭСТЕТИКИ | Гуманитарная информатика. 2004. № 1.

ИСКУССТВО СЕТЕВЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В СВЕТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ЭСТЕТИКИ | Гуманитарная информатика. 2004. № 1.