ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/2

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

В статье раскрываются особенности социокультурных процессов XX-XXI вв., демонстрирующих большое разнообразие самоорганизации и саморазвития, где фактор информации активно влияет на смену мировоззренческих приоритетов в культурной сфере общества и формируется более глубокое понимание механиз- мов развития культуры, человеческой цивилизации в целом. Информация, ком- муникация и техника представляют формы и нормы культуры, определяющие собой процесс порождения новых технологий, рефлексии и отбора в социокуль- турных общностях тех из них, которые могут быть включены в процессы практи- ческой деятельности.

CHANGES IN CULTURAL SPHERE OF SOCIETY: INFORMATION APPROACH.pdf С конца XX в. становится очевидным, что информатизация - все- общий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания инду- стрии производства и обработки информации. Доминирующими фак- торами развития общества становятся знания, информация, информа- ционные услуги и отрасли, связанные с их производством. Формиру- ется информационное общество как новая постиндустриальная соци- ально-экономическая организация социума с высокоразвитыми ин- формационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспе- чивающими возможность эффективного использования интеллекту- альных ресурсов для обеспечения устойчивого развития общества. 19 О.Г. Басалаева С одной стороны, наблюдается серьезный интерес исследователей к социальной и культурной значимости освоения информации для со- временного общества. С другой - следует отметить, что большинство исследователей анализируют ситуацию с позиций конкретной науки. В одних случаях исследования носят монодисциплинарный харак- тер - работы Н.А. Войновой, Н.Б. Зиновьевой, А.А. Коряковцевой, В.А. Минкиной, в других технологический - работы Г.И. Калитича, К.К. Колина, Н.М. Яглома и др. В ряде исследований преобладает философско-культурологическая проблематика, объединенная идеей единства мира в информационном аспекте - труды И.А. Арнольдова, B.А. Виноградова, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, И.А. Негодаева, В.М. Петрова, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка, А.П. Суханова и др. Проблемная ситуация заключается в выявлении информационной ос- новы формирования культурной сферы современного общества. Развитие социальной формы, именуемой информационном обще- ством, может быть описано как глобальная система коммуникации, которая охарактеризована ведущей ролью информационного произ- водства, доминирующего над занятостью в этой сфере и распростра- ненностью информационных отношений в системе социальных свя- зей. Дифференцирование информационных отношений становится встроенным процессом в развитие бесконечной рекурсивной сети. Процесс формирования практики в дифференцировании информаци- онных отношений представляется как бесконечная деятельность в создании теоретической информации, которая выражается в опреде- ленных сообщениях. В результате строится определенная последова- тельность дифференцирования информационных отношений. Уста- новленные первичные различия информационных отношений явля- ются последовательными. Эта последовательность оказывается бес- конечной, составленной из многих компонентов, которые формиру- ются в соответствии с развитием области информационных продуктов и изменений потоков информации. С позиции системного подхода современное общество включает четыре подсистемы, или сферы: экономическую, политическую, со- циальную и культурную (духовную). Причем информационные от- ношения характерны для всех перечисленных подсистем (см. более подробно [1]). Традиционно исследования культурной сферы общества сформированы на пересечении многих наук, объединяя знание различных 20 Изменения в культурной сфере общества наук о культуре в систему и транслируя идеи о сущности, функциях, структуре и динамике культуры моделирующие культурные конфигу- рации различных эпох, наций, и классов, показывая и систематизируя отличительные особенности различных культурных миров. Пробле- матика исследований культуры многоаспектна: это исследования эт- нологии и семиотики, истории и теории культуры, социальной и культурной антропологии, духовной и материальной, элитарной и массовой, мировой и национальной культуры, а также мифологиче- ского и религиозного аспектов культуры. В информационном обществе культурная сфера имеет свои особенности. Информационно-коммуникационные процессы, изменившие среду обитания людей, разрушившие казавшиеся непоколеби- мыми базовые человеческие ценности, актуализировали вопросы взаимодействия культур, культурного диалога, культурного заим- ствования, индивидуализации и коллективизма, специализации культуры и локализации субкультур. Особой проблемой стала гло- бализация и информатизация культуры. Развитие информационных коммуникаций формирует социальные взаимосвязи, основанные на системе технологического взаимодействия. По мнению М. Ка- стельса, в результате опосредованной компьютером коммуникации, охватившей пространство всей планеты, формируется интерактив- ная символическая среда. В новой электронной коммуникационной системе «сама реальность (т.е. материальное/символическое суще- ствование людей) полностью схвачена, полностью погружена в вир- туальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображе- ния находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом» [2. С. 26]. С этой точки зрения, весьма перспективным может оказаться при- менение информационного подхода для изучения информационной составляющей в культурной сфере общества, поскольку информация в современной культуре носит глобальный, всепроникающий харак- тер, выражающийся в многочисленности связей с реальностью и раз- ными способами человеческой деятельности. Так, реальностью со- временной культуры является информационное пространство - новая среда обитания человека. Новые информационно-коммуникационные технологии проникли во все сферы жизни и стали основным сред- ством производства современной культуры, а не только передаточ- ным механизмом. 21 О.Г. Басалаева На сегодняшний день информационный подход как метод анализа, использующий аналогию с информационно-коммуникационными технологиями для обработки и хранения информации, стал распро- страненным междисциплинарным инструментом исследования. Суть указанного подхода заключается в выделении и исследовании инфор- мационного аспекта самых различных явлений. Его применение очень часто позволяет увидеть многие, казалось бы, привычные и хорошо знакомые процессы и явления в совершенно новом свете, раскрыть их информационную сущность, которая во многих случаях и является главной причиной того или иного развития этих процессов. Несомненно, культурная сфера общества изменяется под влиянием интенсивного развития информационных технологий. Но речь идет не только о ее содержании, но и о возможности формирования самой культуры на информационной основе. В условиях информационного общества востребован новый тип культуры - информационная куль- тура, выступающая как часть общей культуры, как целостная готов- ность к освоению образа жизни, определяемого новыми ценностями информационного общества. Под информационной культурой чело- века подразумевается не только культура работы с информацией, ее создание, обработка, передача, поиск и использование информации, но и культура организации коммуникативного процесса, поскольку информационная культура активизирует мыслительный процесс, поз- воляет интерпретировать полученную информацию, влияя на дей- ствия и чувства отдельный личностей, социальных групп и общно- стей. Иными словами, в процессе социализации цели исследования коммуникативных норм взаимодействия человека выходят на уровень информационной культуры. В свою очередь, информационная куль- тура коррелирует с личным социальным миром. Таким образом, информационную культуру человека нужно рас- сматривать как предварительное условие социальной и культурной интеграции, а также интеграции социальной системы киберпространства, взятой в целом. Информационная культура человека - каче- ственная особенность определенного вида деятельности, завершенной в процессе накопления знания и его практического применения. Ин- формационная культура особенно показательно реализуется в культу- ре проекта личных домашних страниц, сообщений электронного письма, технологических методов информационного поиска и рас- пространения, а также в этике межабонентской коммуникации. Самые 22 Изменения в культурной сфере общества важные индикаторы личной информационной культуры - это отно- шение пользователя к полученной информационной целостности, ди- агностирование пользователем самого себя как информационного создателя и потребителя и понимание коммуникативной ситуации. Получить представление о том, насколько информационная культура воплощается в социальном мире, можно посредством анализа инфор- мационных форм поведения человека. Информационным поведением человека является система действий, предпринятых для сбора инфор- мации, обработки и извлечения данных, для того, чтобы создать новое знание и передать его в интернет-сообщество. Информационное по- ведение заключается: в регулярной адресации человека к информаци- онным ресурсам; в качестве переработанной информации и знания; в тематическом разнообразии информации, востребованной человеком независимо от языковых ограничений, и т.д. Заметим, что информа- ционное поведение - это не только индикатор информационной куль- туры человека, но также и отражение пригодности и доступности со- вокупных информационных ресурсов общества. Неоспорим и тот факт, что культурная сфера общества представляет социокультурное бытие. Небывалая ранее быстрота появления и проявления информационных процессов социокультурного бытия современного общества отражается прежде всего в развитии социо- культурных институтов (учреждений). С одной стороны, создание принципиально новых информационно-коммуникационных техноло- гий в области информационных практик, которые устойчиво сопро- вождают социум, создает количественно и качественно новое инфор- мационное бытие человека и человечества. С другой стороны, в со- временном социокультурном пространстве продолжают функциони- ровать традиционные социокультурные институты, которые не только не утрачивают своего культурного смысла и значения, но и обретают в новом информационном социокультурном контексте новые аспекты своего бытия и влияния на общественную жизнь. Именно эти обстоятельства заставляют обратить внимание на су- щественную особенность культурной сферы общества, когда инфор- мационно-коммуникативные технологии позволяют при активном влиянии сети интернет представить современную культурную карти- ну мира, доступную каждому заинтересованному в ней человеку. Распространение интернета изменило современную культурную ситуацию. Интернет серьезно намеревается создать определенное 23 О.Г. Басалаева виртуальное мировое сообщество, в котором реализуется идея интер- активности как средство формирования культурной картины мира в условиях киберпространства. Развитие социально-гуманитарных наук в этом направлении привело к осмыслению электронной и сетевой культур, которые являются составными элементами информационной культуры и имеют специ- фику своего развития и функционирования. Учет этой специфики - важнейшее условие усвоения и использования всего богатого арсена- ла культуры эпохи информатизации. Электронная культура (Digital Culture, или E-culture) - «это новая область деятельности. Она связана с созданием электронных версий объектов культурного наследия: в изобразительном искусстве (живопись, гра- фика, скульптура), в перформативных искусствах (музыка, театр, танец и пр.), в недвижимом культурном наследии (архитектура, культурный ландшафт), в кино, телевидении и пр.» [3]. Кроме того, электронная культура включает в себя произведения, которые сразу создавались в электронной форме, например сетевое искусство, реконструкции в вир- туальной и расширенной реальности, новые интерактивные произведе- ния. В электронную культуру входят электронные версии коллекций культурного наследия. Качественным итогом развития электронной культуры является феномен сетевой культуры («net-art»), и его проявле- ния достаточно многолики. К настоящему времени сформировались жанры сетевого искусства: это художественные сайты, почтовые проек- ты («Фотошоп-теннис»), художественный интернет-софт, художествен- ные сетевые конструкции, онлайновые аудио-, видео- или радиопроекты, сетевые перфомансы и т.д. Внутри вышеперечисленных жанров суще- ствует большое количество конкретных форм: это, например, браузер- арт, форм-арт и т.д. С некоторыми типичными примерами сетевого ис- кусства можно ознакомиться, посетив обширную коллекцию сетевого искусства AdaWeb, открытый каталог нет-арта, а также место встречи новых сетевых художников BetaSpace.org. Элементы сетевого искусства используются множеством худож- ников в абсолютно разных жанрах и разнообразными способами. Сейчас никого не удивляет организация трехмерных панорам, кото- рые позволяют совершить виртуальную экскурсию по музеям и в по- дробностях рассмотреть выставленные экспозиции. Названные формы экранной культуры, раскрывая новые перспективы для развития информационной культуры в условиях информати- 24 Изменения в культурной сфере общества зации общества, способны многократно усиливать возможности лич- ности за счет увеличения степени свободы выбора информации в пре- делах Всемирной Паутины (WWW), обеспечения глобальной комму- никации и в максимальной степени учета индивидуальных запросов человека. Сетевую модель культуры, в контексте постмодернистской идео- логии, обосновывает Н.Н. Плужникова [4]. Автор отмечает, что в условиях разрушения традиционных структур реальности культуры общество переходит на качественно новый этап взаимодействий, имеющих сетевой характер. Для обоснования сетевой парадигмы Н.Н. Плужникова обращается к теоретическим воззрениям представи- теля кибернетической ветви радикального конструктивизма - Г. Бейт- сона. Согласно Г. Бейтсону, сеть состоит из постоянно сменяющих друг друга способов коммуникаций. Таким образом, наблюдателю, находящемуся в сети, необходимо обладать способностью к различению, чтобы переключаться с одного вида коммуникации на другой. Именно в условиях глобализации формируются основные особенности сетевой модели культуры. Заме- тим, что глобализация представляет собой не финальный, а переход- ный этап эволюции социокультурной действительности в качественно новое состояние - состояние сосуществования открытых и закрытых сегментов культуры, что соответствует принципам сетевой методоло- гии концепции радикального конструктивизма. Таким образом, информационный подход к исследованию культурной сферы общества можно рассмотреть как один из самых эф- фективных инструментов, несущих «надежду на ликвидацию главно- го дефицита современного мировосприятия - дефицита цельного взгляда на мир, того недостатка, который явился естественным ре- зультатом общественного разделения труда и дифференциации зна- ния и остается главной проблемой современной культуры» [5. С. 11]. В условиях культуры информационного общества, характеризующейся постоянно совершенствующимися информационно-комму- никационными технологиями, тот, кого нет в интернете, почти и не существует для остального мира, так как сформированный постинду- стриальной культурой новый тип мышления человека ориентирован в первую очередь на саморазвитие, а постоянно ощущаемый дефицит времени обусловливает стремление к получению конкретной инфор- мации [6. С. 256]. 25 О.Г. Басалаева Особенно важно создавать свои виртуальные культурные образы, наполнять интернет информацией о культуре, поскольку сфера куль- туры должна стать одним из основных поставщиков информации для глобального информационного пространства. Кроме того, географи- ческую удаленность, ограниченные финансовые возможности и воз- можность полноты и масштабности представления картины мира культуры в ее синхроническом и диахроническом развитии можно отнести к факторам, определяющим острую нужду в сохранении культурного наследия в цифровом формате и представлении наследия в сети Интернет. Переход информационного пространства культуры в цифровую форму является свершившимся фактом. Книги, музейные и архивные коллекции, фотографии, другие электронные версии объек- тов культурного наследия распространяются и потребляются в циф- ровом виде в масштабах, не уступающих традиционным формам, а во многих случаях - превышающих традиционные формы, так как доля цифровых форм, объектов культуры все время возрастает. При этом основной средой распространения и потребления цифровых форм объектов культуры сегодня стал интернет. С нашей точки зрения, идеи информационного подхода реализуются в мире информационно- го пространства, связанного сетью телекоммуникаций, т.е. глобально- го информационного пространства. Таким образом, раскрытие информационного подхода к культур- ной сфере общества заключается в том, что информационный подход представляет образ мира культуры как сочетание специальных социо- культурных институтов с информационно-коммуникационными тех- нологиями, где коллективное сознание формируется в процессе пере- дачи информации от индивида к индивиду, а глобальное информаци- онное пространство активно влияет на этот процесс. Использование информационного взгляда на мир культуры позволило определить современную культурную картину как уникальное информационное видение мира, зафиксированное в культуре современного общества как результат переработки информации о социокультурной среде.

Ключевые слова

network culture, digital culture, information culture, informational approach, informational society, cultural sphere of society, сетевая культура, электронная культура, информационная культура, информационный подход, информационное общество, культурная сфера общества

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Басалаева Оксана ГеннадьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 1

Ссылки

Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб. : Академ. проект, 2000. 182 с.
Basalaeva O.G., Balabanov P.I. Modern World-View of Culture and Web-Space // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010 (3). № 2. С. 250-258.
Плужникова Н.Н. Радикальный конструктивизм как методология исследования культуры : автореф. дис. … канд. филос. наук. Волгоград, 2008. 24 с.
Черных А.В., Куйбышев Л.А., Браккер Н.В. Электронная культура как одно из основных направлений модернизации ФЦП «Электронная Россия» [Электрон- ный ресурс]. URL: http://www.cpic.ru/Publicat/51-03.htm (дата обращения: 19.04.2016).
Лукина Н.П., Нургалеева Л.В. Идеологические и аксиологические основания информационного общества. Томск, 2008. 240 с.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. ; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.Изменения в культурной сфере общества
 ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/2

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/2