ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ ГОРОДСКИХ СМИ КАРАГАНДЫ И ТОМСКА | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/6

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ ГОРОДСКИХ СМИ КАРАГАНДЫ И ТОМСКА

Городские газеты - представители многочисленного типологического класса региональной прессы, основным признаком которой является локальность. Про- веденное ранее исследование выявило, что информационно успешными жителя- ми двух регионов в России и Казахстане (Томский и Карагандинский) были при- знаны «Томские новости» (ТН) и «Новый вестник Караганды» (НВК). Цель дан- ного исследования - определить специфику информационных портретов регио- нальных СМИ путем сравнительного контент-анализа, который позволил выявить основные параметры исследовательского информационного портрета городских СМИ Томска и Караганды. С одной стороны, между изданиями наблюдается определенное сходство. Оба имеют одинаковый информационный профиль - социальный, кроме того, сходство наблюдается и в формальных параметрах из- даний: преобладающие жанр и форма публикации. Однако аспекты профиля су- щественно различаются. Можно говорить о том, что городская газета Караганды имеет социокриминогенный информационный портрет. Российский еженедель- ник «Томские новости» уделяет больше внимания новостям, связанным с соци- альной проблематикой, а также событиям культурной жизни города. Публикуе- мые материалы формируют социокультурный информационный портрет «Том- ских новостей».

RESEARCH INFORMATION PORTRAIT OF URBAN MEDIA KARAGANDA AND TOMSK.pdf Городские газеты являются представителями многочисленного типологического класса региональной прессы, основным признаком ко- 55 Е.В. Журавлева, Н.А. Мишанкина торой является локальность. СМИ являются зеркалом общественных позиций, так как дают возможность активной части общества говорить и защищать свою точку зрения. Если в Советском Союзе вся информа- ция, представленная в СМИ, носила идеологический характер, то на сегодняшний день эта тенденция изменилась: «В гражданском обще- стве СМИ выступают как важнейший инструмент взаимодействия трех ветвей власти и регулирования их отношений с гражданами. В откры- том обществе СМИ способствуют прозрачности деятельности всех структур власти, гласности политического процесса» [1. С. 24]. Информационная открытость и плюрализм приводят к тому, что в информационном поле присутствуют разнообразные СМИ, выражающие различные позиции и точки зрения. При этом не стоит забывать, что чи- татель выбирает ту газету, которая совпадает с его миропониманием, и мировоззрением и воспринимает представленную в ней информацию как правдивую, а информацию противоположную как ложную. Поэтому мы можем предположить, что каждое региональное издание имеет свою ре- путацию среди читателей и отражает их информационные запросы. Ра- нее нами было проведено исследование, целью которого было опреде- лить, как читатели разных стран видят СМИ своего города, сформиро- вать читательский информационный портрет городского СМИ в России и Казахстане. Методом анкетирования были выявлены издания, при- знанные информационно успешными жителями двух регионов в России и Казахстане (Томский и Карагандинский) [2]. Цель данного исследования - выявить специфику информационных портретов региональных СМИ путем сравнительного контент- анализа газет Томска («Томские новости» - ТН) и Караганды («Но- вый вестник Караганды» - НВК). Ранее томские СМИ были исследованы в аспекте проблемы рели- гиозной толерантности при помощи метода контент-анализа. Автора- ми было выявлено, что «на основании анализа сообщений в СМИ можно в целом говорить о доминировании в Томском регионе толе- рантного отношения к различным религиям, о чем свидетельствуют не только мнения религиозных лидеров и жителей, но и официальных представителей власти» [3]. По результатам контент-анализа А.В. Бо- чаров изучил сибирскую региональную идентичность а контексте ис- торического сознания [4]. Методической основой нашего исследова- ния стала работа А.В. Жаворонкова, в которой представлен контент- анализ газеты «Вечерний Ростов» [5]. 56 Исследовательский информационный портрет городских СМИ Следует отметить, что у «Томских новостей» и «Нового вестника Караганды» есть между собой различия в освещении тем и названием рубрик. В основном эти издания являются общественно-полити- ческими, поэтому в каждой из этих газет есть материалы на тему «Экономика», «Социальная жизнь» и т.п. Тематическую направленность публикаций можно посмотреть в табл. 1. Тематика публикаций Т а б л и ц а 1 Тематическая направленность материалов «Новый вестник Караганды» «Томские новости» Тематическая направленность материалов Кол-во, шт. Доля, % Кол-во, шт. Доля, % Деятельность администрации 23 4 25 4,2 Финансово-коммерческая деятельность 35 6 Промышленность, экономика, строительство 19 3,2 25 4,2 Сельское хозяйство 45 7,6 Официальные материалы 20 3,4 30 5,1 Культура, литература, искусство 38 6,5 40 7 Образование, просвещение 22 3,7 35 6 Социальное обеспечение 65 11 50 8,5 Здравоохранение 48 8,2 42 7,1 Досуг, отдых, туризм 13 2,2 30 5,1 Религия, церковь 10 1,7 18 3 История, краеведение, воспоминания о войне 49 8,3 35 6 Личная жизнь, семья, быт 18 3 30 5,1 Природа, экология 35 6 Спорт, физкультура 32 5,4 38 6,4 Деятельность редакции 52 9 20 3,4 Литературно-художественные материалы 20 3,4 Происшествия 179 30,4 30 5,1 Научная работа 5 0,8 ИТОГО 588 100 588 100 При проведении контент-анализа нами было выявлено, что НВК позиционирует себя как независимый еженедельник, который пишет только правду. В издании публикуется информация, связанная с по- литическими событиями страны, но не города. Так, в № 32 (736) за 57 Е.В. Журавлева, Н.А. Мишанкина 13 августа 2014 года в рубрике «Городская жизнь» в разделе «Разбор полетов» был опубликован материал «Президент сократил правитель- ство» [6]. Публикуются официальные новости, законодательные акты в социальном контексте. Однако в основном на страницах еженедель- ника представлены материалы социального характера и криминаль- ные новости (179; 30,4%). Редакция издания привлекает своего чита- теля яркими заголовками и цветным дизайном, на страницах издания публикуется много материалов на тему «происшествия». При этом отсутствуют материалы о сельском хозяйстве, природе, финансово- коммерческих событиях, мало публикаций о политике, отсутствует рубрика «Наука и технологии». Российский еженедельник ТН представляет более равномерное распределение материалов. Газета содержит новостные рубрики (за- метки), фоторепортажи, культурные и спортивные новости, интервью, однако наиболее частотными являются материалы о социальном обеспечении (50; 8,5%). Если взглянуть на материалы двух изданий с точки зрения аспекта темы (способа подачи материала), то можно увидеть следующее распределение (табл. 2). Аспект темы Т а б л и ц а 2 Аспект темы «Новый вестник Караганды» «Томские новости» Аспект темы Кол-во, шт. Доля, % Кол-во, шт. Доля, % Нормативно-правовой 43 7,3 30 5 Информационный 208 35,3 235 40 Производственно-экономический 17 3 Финансово-экономический 30 5 Политико-управленческий 30 5 Духовно-идеологический 17 3 Научно-познавательный, культурологический 60 10,2 89 15 Национально-этнический 11 2 Нравственный, семейно-бытовой 40 6,8 117 20 Международный Криминально-уголовный 132 22,4 6 1 Развлекательно-юмористический 105 18 6 1 ИТОГО 588 100 588 100 58 Исследовательский информационный портрет городских СМИ Можно убедиться, что оба издания отдают предпочтение инфор- мационному аспекту, что отвечает главной цели любого СМИ: «Глав- ная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, - сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится “свежий” факт - новость)» [7]. Их доля на страницах СМИ составляет 40 и 35,3% от общего числа пуб- ликаций соответственно. Однако следует отметить, что на втором месте по частотности в газете ТН представлены материалы в нравственном и семейно- бытовом аспектах (20%), а 15% публикаций посвящены научно- познавательным и культурологическим аспектам. НВК 22,4% своих публикаций оформляет в криминально- уголовном аспекте, 18% материалов написаны в развлекательно- юмористическом аспекте. В газете отсутствуют материалы в таких аспектах, как политико-управленческий, финансово-экономический, духовно-идеологический и производственно-экономический. Следующий значимый для моделирования информационного портрета параметр - жанр и виды публикации исследуемых материалов - представлен в табл. 3. Наиболее часто используемым жанром в городских СМИ Караганды и Томска является заметка (48,3 и 19,5%). Однако обратим внимание, что в НВК использует этот жанр в 2,5 раза чаще. Журналисты НВК пишут заметки в основном на основе пресс-релизов. Полагаем, что это связано, скорее всего, с тем, что для политики городского еженедельника важны изложение фактов, чисел, актуальных проблем. Следует отметить, что на страницах газеты можно встретить материа- лы в жанре репортажа, которые сопровождаются большим количе- ством фотографий (8,5%). Практически в каждом номере присутству- ет жанр «Письмо в редакцию» (8,2%). При этом жанр рецензии отсут- ствует - журналисты не пишут рецензии к спектаклям и фильмам. В ТН наблюдается более равномерное распределение текстов по жанрам: интервью и статьи занимают примерно такое же место среди всех публикаций. Вторым жанром, который чаще всего встречается на страницах Томских новостей, является жанр статьи (18%). Следует отметить, что публикуемые статьи всегда сопровождаются фотогра- фиями и комментариями. При проведении контент-анализа мы также изучили форму публикации. Для нас это является одним из ключевых моментов при нали- 59 Е.В. Журавлева, Н.А. Мишанкина чии качественных иллюстраций, которые являются продолжением текста, или отдельным отображением того или иного вопроса. Формы публикации отображены в табл. 4. Жанры публикации Т а б л и ц а 3 Жанр, виды публикаций «Новый вестник Караганды» «Томские новости» Жанр, виды публикаций Кол-во, шт. Доля, % Кол-во, шт. Доля, % Заметка, хроникальные сообщения 284 48,3 115 19,5 Отчет 52 8,8 48 8,1 Репортаж 50 8,5 36 6,1 Интервью 32 5,4 104 17,6 Корреспонденция, статья, комментарий 40 6,8 105 18 Обозрение 19 3,2 30 5,1 Обращение 27 4,7 28 4,8 Очерк, зарисовка 25 4,3 Письмо в редакцию 48 8,2 35 6 Рецензия 32 5,4 Фельетон, памфлет Круглый стол, дискуссия, прямая линия 36 6,1 30 5,1 ИТОГО 588 100 588 100 Формы публикации Т а б л и ц а 4 Форма публикации « Новый вестник Караганды» «Томские новости» Форма публикации Кол-во, шт. Доля, % Кол-во, шт. Доля, % Текст 86 14,6 50 8,5 Фото с подписью 102 17,4 52 8,8 Текст с фото или рисунком 400 68 486 82,7 ИТОГО 588 100 588 100 Как можно убедиться, и в НВК, и в ТН превалируют публикации, сопровождаемые фотографией или рисунком (68 и 82,7%). Э. Стей- хен, известный фотограф, отмечает особую роль иллюстрации в га- зетном материале, он говорит о том, что одна фотография может за- 60 Исследовательский информационный портрет городских СМИ менить десять тысяч слов при условии, если будет сопровождаться десятью словами [8]. В нашем исследовании важно также определить, какие новости публикуются в городских СМИ. Локальность материалов отображает направленность публикаций на местные, центральные или международные темы. Локальность материалов отображена в табл. 5. Локальность публикаций Т а б л и ц а 5 Локальность материалов «Новый вестник Караганды» «Томские новости» Локальность материалов Кол-во, шт. Доля, % Кол-во, шт. Доля, % Дальнее зарубежье 50 8,5 СНГ, ближнее зарубежье 60 10,2 Казахстан / Россия 150 25,5 59 10 Карагандинская область / Томская область 168 28,6 117 20 Караганда / Томск 150 25,5 295 50 Села и поселки Карагандинской области/села и поселки Томской области 10 1,7 117 20 ИТОГО: 588 100 588 100 Итак, в этом аспекте два издания существенно различаются. Как видно из табл. 5, НВК чаще публикует события областного характера (28,6%), количество материалов, связанных с городом, - 25,5%. Од- нако примерно такой же процент публикаций посвящен новостям страны. Следует все же отметить, что новости, публикуемые в «Но- вом вестнике Караганды» о дальнем и ближнем зарубежье, а также об СНГ, взяты с других сайтов, т.е. 18,7% новостей являются чужим контентом, который размещается на страницах издания, что является «неприглядной стороной» газеты. ТН сосредоточены на освещении событий и проблем города (50%), обращая вдвое меньше внимания на события, происходящие в области. Новости из ближнего и дальнего зарубежья, как правило, не получают освещения на страницах издания. Проведенный контент-анализ позволил выявить основные параметры исследовательского информационного портрета городских СМИ Томска и Караганды. Следует отметить, что газеты сегодня ори- 61 Е.В. Журавлева, Н.А. Мишанкина ентированы на своего читателя, поэтому современные СМИ являются «глазами» и компасом для своей аудитории в информационном поле. С одной стороны, между изданиями наблюдается определенное сходство. Оба имеют одинаковые информационный профиль - соци- альный, так как большая часть материалов посвящена проблемам общества, социально значимым происшествиям или людям, культурным новостям. С другой стороны, аспекты этого профиля существенно различаются. В частности, «Томские новости» на своих страницах уделяют больше внимания новостям, связанным с социальной проблематикой, а также событиям из культурной жизни города. Публикуемые матери- алы формируют социокультурный информационный портрет «Том- ских новостей». «Новый вестник Караганды» уделяет значительно больше своего пространства новостям социального характера и кри- минальным происшествиям. Можно говорить о том, что городская газета Караганды имеет социокриминогенный информационный портрет.

Ключевые слова

контент-анализ, «Новый вестник Караганды», «Томские новости», региональная газета, информационный портрет СМИ, информация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мишанкина Наталья АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университет
Журавлева Е.В.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 2

Ссылки

Steichen E. A life in photography. Garden City : Doubleday, 1963.
Кадыкова И. Жанры журналистики // Теория и практика [Электронный ре- сурс]. URL: http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/genre/genrjour.shtml (дата обра- щения: 30.04.16).
Власов О.И. Региональная пресса как средство формирования политической и экономической культуры : автореф. дис.. канд. философских наук. Екатерин- бург, 1999. 23 с.
Жаворонков А.В. Контент-анализ газеты «Вечерний Ростов» // Портал Биб- лиотека Lib-5.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://studentbank.ru/view. php?id=30247 (дата обращения: 30.04.2016).
Бочаров А.В. Сибирская региональная идентичность в контексте историче- ского сознания (по результатам контент-анализа томских СМИ) // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2011. № 4. С. 93-100.
Булатова Т.А., Галашова Н.Б., Камарова Н.А. Проблема религиозной толе- рантности в томских СМИ // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. № 12 (127). С. 213.
Журавлева Е.В., Мишанкина Н.А. Информационный портрет городских СМИ // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. 2016. № 4 (32). С. 98-105.
Засурский Я.Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации // Информационное общество. 2001. Вып. 2. С. 24-27.
 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ ГОРОДСКИХ СМИ КАРАГАНДЫ И ТОМСКА | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/6

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ ГОРОДСКИХ СМИ КАРАГАНДЫ И ТОМСКА | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/6