МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАГИСТРАТУРА DIGITAL HUMANITIES: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/9

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАГИСТРАТУРА DIGITAL HUMANITIES: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

В статье проанализирован опыт Томского государственного университета по реализации междисциплинарных магистерских программ в области цифровых гуманитарных наук, объединенных в магистратуру Digital Humanities. Описаны особенности автономного управления такими программами, организации учебно- го процесса, основанного на индивидуализации и проектной деятельности, по- строения индивидуальных планов магистрантов. Обозначены преимущества опи- санных междисциплинарных программ в области Digital Humanities, связанные с решением задач цифрового общества и открывающимися возможностями для выпускников.

INTERDISCIPLINARY MASTER PROGRAM DIGITAL HUMANITIES: RESULTS OF THE FIRST YEAR OF IMPLEMENTATION OF MANAGEMENT AND EDUCA.pdf Неизбежная технологизация общества, вызванная четвертой про- мышленной революцией, требует не только осмысления темпов раз- вития общества, изучения многосторонних факторов и последствий цифровизации, но и трансформации сложившейся системы образова- ния, ориентированной на знаниевую парадигму и не обеспечивающей потребности цифрового общества, изменения места университета в 79 Г.В. Можаева, А.А. Хаминова современной системе разделения труда и новой экономической мо- дели. Стремительное развитие мира, скорость рождения технологий и инноваций, постоянная мобильность и включенность, всеохваты- вающая цифровизация и коммуникации через различные мессен- джеры и социальные сети, изменение информационной культуры и конфликт поколений, имеющих разные жизненные установки на концептуальном уровне, - далеко не полный перечень характери- стик современного общества [1], ставящих новые образовательные задачи и требующих от выпускников вузов, помимо узко професси- ональных компетенций, комплексного представления о том, как технологии меняют жизнь человека и общества, как они преобразу- ют экономическую, социальную, культурную и гуманитарную среду обитания человека и как человек должен управлять технологиями, взаимодействовать с ними, ставя на первое место роль человека и общественные ценности. Трансформация образовательной деятельности основывается на новых запросах работодателей, связанных с технологическими вызовами: - увеличение объемов информации и необходимость ее системной обработки диктует запрос на специалистов, владеющих разнообразными методами обработки информации; - дигитализация общества и всех сфер жизни человека формирует запрос на разработчиков и пользователей ПО, специалистов в области наук о данных и других междисциплинарных специалистах; - цифровизация образовательных организаций актуализирует потребность в разработчиках программных образовательных средств, дизайнеров образовательной среды. Поиск новых способов организации учебного процесса, отвечающих тенденциям развития современного образования, стал повсе- дневной практикой российских университетов. Общество периодиче- ски формулирует набор требований, которым должна соответствовать высшая школа. В то же время определение степени достоверности подобных «прогнозов», их достижимости и продуктивности, а также последствий происходящих трансформаций является одним из важ- нейших вопросов для системы образования, ответ на который возмо- жен только в пространстве экспериментов и инноваций. Особенно остро задача опережающего обучения человека цифрового общества стоит в гуманитарной сфере, которая находится в состоянии кризиса в силу неспособности адекватно реагировать на вы- 80 Междисциплинарная магистратура Digital Humanities зовы времени. Решить такую задачу возможно только мультидисци- плинарной командой, объединяющей представителей различных наук, в первую очередь гуманитарных и информатики, дающей новый инструментарий университетскому сообществу. Попытка решения этой задачи предпринята командой проекта, осуществляемого в рамках Программы повышения международной конкурентоспособности в Томском государственном университете с 2015 г. и направленного на подготовку востребованных и конкурентоспособных специалистов в междисциплинарных областях, связан- ных с цифровой гуманитаристикой, когнитивными и компьютерными науками, работой с данными и другими сферами гуманитарной и со- циальной жизни. Речь идет об образовательном проекте «Магистратура Digital Humanities» [2], который направлен на разработку и апробацию новой модели управления междисциплинарными магистерскими програм- мами с возможностью построения индивидуальных образовательных траекторий за счет включения в ее структуру нескольких образова- тельных стандартов. Особенностью предлагаемой модели является перемещение управленческого фокуса со структурного подразделения (кафедры, факультета или института), осуществляющего образова- тельную деятельность, на образовательный продукт - в данном случае магистерскую программу, отвечающую современным требованиям науки, образования и бизнеса. В ее построении участвует не отдель- ное структурное подразделение, а сформированная на базе исследова- тельской лаборатории междисциплинарная команда, в которую вхо- дят представители науки, образования и бизнеса. На пересечении их интересов создается автономная междисциплинарная образовательная программа, которая: 1) базируется на современной научной платформе (научная лабо- ратория или центр превосходства), что обеспечивает доступ к резуль- татам новейших исследований; 2) основывается на применении инновационных педагогических методов и инструментов, позволяющих индивидуализировать учеб- ный процесс и обеспечить его максимальную интерактивность и практикоориентированность; 3) учитывает потребности современной экономики, пожелания потенциальных работодателей, обеспечивает разработку реальных проектов по запросам работодателей. 81 Г.В. Можаева, А.А. Хаминова Проблематика магистратуры Digital Humanities (DH) в полной ме- ре отвечает идеологии эксперимента по созданию новых образова- тельных моделей. Во-первых, DH изначально представляет собой междисциплинарную область исследования, органично настраивая информационно-технический инструментарий (методологический, программный, технический) к решению гуманитарных проблем. Та- кой подход не только открывает новые перспективы развития гумани- тарного знания, но и расширяет проблематику технических направле- ний. Кроме того, многообразие задач, решаемых в рамках проблема- тики DH, представляет дополнительный интерес в отработке различ- ных вариаций междисциплинарного взаимодействия в образовании. Во-вторых, DH - одно из актуальнейших научных направлений, раз- виваемых в мире. Базирование магистерских программ на результатах научных разработок лаборатории Digital Humanities и кафедры гума- нитарных проблем информатики делает их содержание соответству- ющим мировому уровню и, как следствие, более привлекательными для студентов. Выбор направления DH для пилотной магистратуры не случаен и основывается на анализе образовательного пространства. В зару- бежных университетах спектр магистерских программ в сфере DH намного шире. Подобные программы существуют в университетах Великобритании, Нидерландов, Испании, Германии, Ирландии и других стран, например: программа «Digital Media» в университете Утрехта, Нидерланды [3], программа «Media Culture» в универси- тете Маастрихта, Нидерланды [4], программа «Digital media and Human Development» в университете Лейдена, Нидерланды [5], программа «E-learning and Digital cultures» в Эдинбургском уни- верситете, Великобритания [6]; магистерские и аспирантские про- граммы «Digital humanities» открыты и успешно развиваются в университетах Лондона [7], Оксфорда [8], Барселоны [9], Лейпцига [10], Дублина [11] и др. В России на момент открытия магистратуры в ТГУ присутствова- ли, в основном, программы, имеющие отраслевую принадлежность («Историческая информатика», «Компьютерная лингвистика» и т.д.). Наиболее близка по тематике к DH магистерская программа «При- кладная информатика в области искусств и гуманитарных наук», от- крытая в Сибирском Федеральном университете [12]. Наконец, в ТГУ уже существовала магистерская программа «Гуманитарная информа- 82 Междисциплинарная магистратура Digital Humanities тика» по направлению «философия», которая и стала основной новой объединенной магистратуры Digital Humanities. Долгосрочная цель новой магистратуры связана с опережающей подготовкой специалистов, способных соответствовать требованиям современного технологического (цифрового) общества, основанной на получении новых фундаментальных знаний в области гуманитар- ных наук и информатики, и использовать полученные знания в раз- личных социально-гуманитарных сферах человеческой жизни (обра- зование, профессиональная деятельность т.д.). Магистратура Digital Humanities включает в себя две магистерские программы: «Гуманитарная информатика» (по направлению 47.04.01 «Философия») и «Цифровые технологии в социогуманитарных прак- тиках» (по направлению 09.04.03 «Прикладная информатика») и объ- единяет два действующих федеральных образовательных стандарта (в перспективе их число может увеличиваться), допуская при этом воз- можность включения в индивидуальные учебные траектории маги- странтов курсов из всех направлений подготовки, объединенных в один образовательный проект. Обе магистерские программы построены на гибком сочетании фундаментальных и прикладных дисциплин и ориентированы на внедрение современных методологических подходов и исследова- тельских методик в гуманитарные науки, на поиск междисциплинар- ных методов исследования, что позволяет давать комплексный иссле- довательский ответ на вызовы времени, обусловленные дигитализа- цией всех сфер жизни человека. В частности, того, как технологии влияют на жизнь человека и общества, как они преобразуют экономи- ческую, социальную, культурную и гуманитарную среду человека, как человек должен пользоваться и управлять технологиями, взаимо- действовать с ними, ставя на первое место роль человека и обще- ственные ценности. Одной из важных задач является формирование у магистрантов потребности в непрерывном образовании «через всю жизнь», обеспечивающем успешность человека в современном техно- логическом обществе. Совмещение образовательных стандартов стало возможным благодаря наличию крупного блока общих модулей, что обусловлено междисциплинарной сутью программы, и широкого перечня вариа- тивных дисциплин, конкретизирующих образовательные траектории в рамках Digital Humanities. Построение учебных планов осуществля- 83 Г.В. Можаева, А.А. Хаминова лось исходя из определения конкретных задач, которые стоят перед различными гуманитарными сферами, привлекающими или осмысли- вающими цифровые технологии. Как показали исследования, их ре- шение в той или иной степени связано с рядом общих тем и единым инструментарием. Поэтому объединение двух представленных маги- стерских программ в единый образовательный проект стало не меха- ническим, случайным, а естественным, отвечающим междисципли- нарной природе Digital Humanities, направленным на раскрытие про- блем цифровых гуманитарных наук с различных сторон. На этапе запуска проекта выдвигалась гипотеза о том, что такое тесное переплетение программ позволит создать продуктивные междисциплинарные студенческие команды, в рамках которых ма- гистры смогут находить общий язык, поскольку у них будет сфор- мирован общий научный «тезаурус»: не только общая теоретическая база и единые цели, но взаимодополняющие знания. Общая теорети- ческая база создает необходимый «фундамент» для построения об- разовательных траекторий учащихся, который в дальнейшем может быть достроен компетенциями, выводящими магистрантов к тому или иному образовательному стандарту. Данный тезис получил не только свое подтверждение, но и развитие, демонстрируя серьезные результаты, особенно в части студенческих и совместных с препода- вателями проектов. Усиление проектной деятельности позволило интегрировать задачи по освоению отдельных учебных курсов, педагогической и технологической практик и исследовательской работы студентов. Так, практики, предусмотренные основными образовательными програм- мами (ООП) и проводимые обычно в сжатые сроки и с минимальны- ми объемами реального времени, затрачиваемого студентами, теперь организованы в полном объеме в соответствии с учебным планом и частично переведены в формат проектов, рассредоточенных на се- местр или учебный год и реализуемых как на базе структурных под- разделений университета, так и совместно с партнерскими организа- циями. Выбор проектов в соответствии с направленностью научной исследовательской работы (НИР) магистрантов обязательно перекли- кается с задачами практик и отдельных учебных дисциплин. Предпо- лагается далее, что проекты будут всё более определять формат учеб- ной деятельности, и следовательно, пространство практических задач и для учебных курсов магистратуры. 84 Междисциплинарная магистратура Digital Humanities Высокая технологичность в магистратуре Digital Humanities обес- печена не только за счет усиления проектной и исследовательской деятельности, но и введения проблемно-ориентированного обучения [13]. Обучение в магистратуре максимально учитывает индивидуаль- ные потребности и возможности студентов, отражаемые в их индиви- дуальных учебных планах, которые формируются не только из учеб- ных дисциплин конкретной ООП, но и смежных программ, а также дополнительного включения кампусных курсов и/или МООС. Как показали итоги первого года реализации проекта, переход к модели индивидуализации образования является не просто «данью моде», но оптимальным вариантом обучения студентов по междисци- плинарным программам. Особенно на ступени «магистратуры», в ко- торую имеют право прийти выпускники различных специальностей, и соответственно имеющие различное базовое образование. В этом от- ношении магистратура должна стать не способом переквалификации специалиста (что весьма затруднительно за отведенное время - 2 учебных года), а, аккумулируя полученные в рамках бакалавриата знания, стать площадкой их углубления и развития. Такой подход, когда предшествующий опыт не отрицается, а, наоборот, активно задействуется в учебном процессе, дает свои по- ложительные результаты, в частности, позволяет изучать междисци- плинарные объекты с различных точек зрения, работать в единой ис- следовательской или проектной команде, создавать в учебной аудито- рии насыщенное информационное пространство. Это позволяет до- биться эффекта подготовки специалиста, с одной стороны, одновре- менно несущего междисциплинарное знание, имеющего системный взгляд на происходящие процессы, а с другой - являющегося уни- кальным специалистом в отдельной области. Индивидуализация обучения потребовала системных преобразова- ний в организации образовательного процесса, в том числе создания учебного офиса, выделения позиции «тьютора», помогающего студентам в построении своей индивидуальной траектории, а также раз- работки экспертной системы, дающей магистранту возможность сге- нерировать индивидуальный учебный план на основе анализа его предпочтений, профессиональных интересов и задач, особенностей восприятия информации и методов работы с ней, психосоматических характеристик, позволяющих самостоятельно участвовать в формиро- вании своего профессионального «пути». 85 Г.В. Можаева, А.А. Хаминова Если создание экспертной системы - это один из крупных студен- ческих проектов, который еще находится в процессе разработки, то учебный офис и тьюторская практика стали обязательными элемен- тами магистратуры и продемонстрировали свою жизнеспособность. Так, опыт показал, что позиция «тьютора» должна быть представлена не отдельным сотрудником, а строиться на совместной работе науч- ного руководителя, очерчивающего перед магистрантом комплекс компетенций, которые ему будут необходимы для реализации его НИР, менеджера ООП / тьютора, помогающего подобрать необходи- мые учебные курсы, спланировать график освоения ООП и т.д., и комплекса справочно-методических материалов, размещенных в си- стеме управления учебным процессом «Электронный университет - Moodle» (банк с описанием курсов, электронный справочный учеб- ный офис, рекомендованные МООС и др.). Конечно, итоги подобных экспериментов определяются качеством процессов и результатов обучения, достижение которых является важнейшей задачей для команды проекта. Программа соответствует современным требованиям к системе образования и тесно связана с реальным сектором экономики, она учитывает индивидуальные воз- можности и способности студентов и на них реагирует, содержит ка- чественный контент, представленный в разнообразных форматах и обязательно - в электронном виде для удобства использования и воз- можности дистанционного обучения. На обеспечение качества и ор- ганизационную поддержку учебного процесса ориентирована работа учебного офиса, который состоит из менеджера и администратора. Учебный офис индивидуально работает с каждым студентом как на уровне поддержки индивидуальной траектории обучения, так и на уровне технического оповещения, обеспечения, помощи в решении жизненных ситуаций. Сотрудники учебного офиса поддерживают обратную связь со студентами, проводят стратегические сессии по обсуждению организационных вопросов, связанных с работой маги- стратуры, аккумулируют предложения и мнения студентов, переводя их в формат организационных решений, устанавливают контакты с работодателями, осуществляют мониторинг рынка с тем, чтобы свое- временно отреагировать на его изменения через модернизацию учеб- ных планов и программ. Таким образом, учебный офис - это связка между студентами и преподавателями, обеспечивающая современный уровень управления, оперативность принятия решений, планирование 86 Междисциплинарная магистратура Digital Humanities и корректировку индивидуальных траекторий студентов и их под- держку преподавателями, оперативное включение результатов теку- щего мониторинга для принятия практических управленческих реше- ний, организацию работу академического совета магистерских про- грамм, ответственного за содержание программ и контролирующего результаты обучения. Первый год реализации программ также показал продуктивность активного вовлечения студентов в реальное управление магистерской программой, так как это способствует повышению мотивации к обучению, формированию критического взгляда и аналитического подхода к оценке магистратуры, расширению возможностей по развитию программы, включая поиск и привлечение сторонних, интересных для них, специали- стов, а соответственно, и потенциальных работодателей, рождения реаль- ных, «живых», связанных с практическими задачами проектов. Развива- ется активность студентов, в том числе в формировании стартапов и обеспечении предпринимательского трека для студентов гуманитарных факультетов университета. С точки зрения управления магистратурой, это делегирование инициатив приводит к рождению новых креативных идей и постановке новых задач, работающих как на развитие студентов, так и на совершенствование и продвижение магистерских программ. Усложнение магистратуры за счет междисциплинарности и индивидуализации обучения потребовало систематической работы по продви- жению как магистерских программ, так и самой идеи Digital Humanities, без понимания которой будущими магистрантами невозможно рассчи- тывать на серьезный набор в магистратуру и высокую эффективность подготовки. Для решения этой задачи командой учебного офиса сов- местно с магистрантами первого курса был разработан и реализован дли- тельный профориентационный проект, который включал, помимо стан- дартных решений в сети Интернет (веб-страницы для каждой магистер- ской программы с информацией о программе и обратной связью; созда- ние и активную поддержку аккаунтов в социальных сетях; размещение публикаций на специальных сайтах о магистратуре, в каталогах, на учебных порталах, в форумах и т.д.), Ряд специальных мероприятий, направленных на знакомство потенциальных абитуриентов с направле- нием Digital Humanities, с разработками студентов и команды магистра- туры, вовлечение молодежи в идеологию DH: - день открытых дверей онлайн; - открытые лекции и мастер-классы; 87 Г.В. Можаева, А.А. Хаминова - массовый открытый онлайн-курс «Мой друг - робот. Социокуль- турные аспекты социальной робототехники», разработанный при уча- стии магистрантов; - интерактивные выставки Science Time TSU; - электронный курс «Гуманитарные науки в цифровую эпоху», представляющий собой введение в мир DH; - летняя школа и конкурс проектов Digital Humanities Start - заключительное мероприятие масштабного проекта Digital Humanities School, стартовавшего в марте 2016 г., и др. [14]. В течение 4 месяцев преподаватели и студенты магистратуры Digital Humanities знакомили будущих абитуриентов и всех, кому интересна область цифровой гуманитаристики, с одним из ключевых инновационных направлений развития гуманитарных наук в совре- менном мире. Программу проекта Digital Humanities School составили открытые лекции и мастер-классы по различным направлениям в сфе- ре IT, выставка оборудования и программ лаборатории, конкурс про- ектов Digital Humanities Start. Большим достоинством всех мероприя- тий являлась возможность дистанционного участия в них, что обеспе- чило участие более 500 чел. Запросы работодателей определяют модель выпускника, которая предполагает его полидисциплинарные компетенции и готовность к таким сферам деятельности, как аналитика, в том числе больших дан- ных, экспертная деятельность, информационное сопровождение про- цессов, коммуникации с потребителями, цифровое кураторство, кон- салтинг, управление проектами, образование и др. Выпускники магистратуры Digital Humanities получают гуманитарный диплом, за которым стоит фундаментальная подготовка в области философии и прикладная - в области информатики; выпускни- ки программы - это специалисты, понимающие особенности и пер- спективы развития информационного общества, но, вместе с тем, опытные пользователи и создатели цифровой информации. Выпуск- ники имеют возможность интегрировать эти новые цифровые компе- тенции с традиционной научной деятельностью в области гуманитар- ных наук и информатики. Основными сферами деятельности выпуск- ников магистратуры Digital Humanities являются: аналитика, web- аналитика, консалтинг, маркетинг и реклама, управление, социальная сфера, социальная робототехника, создание компьютерных игр и мо- бильных приложений, современное медиа-искусство, научная дея- 88 Междисциплинарная магистратура Digital Humanities тельность, музейное и архивное дело, библиотеки, коммуникации, история, преподавание, наука, управление. Интеграция в рамках магистратуры двух, казалось бы, принципи- ально различных программ по направлениям «философия» и «при- кладная информатика» позволила создать действительно междисциплинарную магистратуру, объединяющую студентов гуманитарной и технической направленности и подготовки. Это делает реалистичным не только процесс овладения гуманитариями современными цифро- выми инструментами и методами, освоения новой инструментальной базы и информационной среды, но и формирования гуманитарного взгляда на развитие вычислительной техники и информатики у специ- алистов технического и естественнонаучного профиля, широкого фи- лософского подхода к осмыслению процессов, происходящих в обще- стве и меняющих место и роль человека в нем. Конечно, пока рано делать выводы о результативности пилотной магистратуры, но некоторые преимущества междисциплинарных автономных магистерских программ уже очевидны. К их числу мо- гут быть отнесены:  структурная организация магистратуры, когда в основе маги- стратуры лежит образовательная модель, при которой построение об- разовательных программ осуществляется комплексно, с учетом их возможной интеграции. Такой подход необходим с точки зрения рас- ширения возможностей формирования индивидуальных образова- тельных траекторий; усиления подготовки междисциплинарных спе- циалистов за счет постоянной работы в междисциплинарных коман- дах; совмещения нескольких образовательных стандартов;  автономное управление магистерскими программами, осуществляемого Учебным офисом магистерской программы и Академическим советом;  использование междисциплинарной основы, базирующейся на большом опыте работы с веб-технологиями, цифровыми текстами, открытым программным обеспечением и созданием контента, цифрового культурного наследия;  формирование цифровых и аналитических компетенций, используемых всеми современными компаниями, правительствами и другими учреждениями;  возможность построения карьеры во всех сферах цифровой культуры, таких как комьюнити-менеджмент в сфере компьютерных 89 Г.В. Можаева, А.А. Хаминова игр, блогов, цифрового курирования, культурных и творческих индустрий и т.д.;  обеспечение подготовки работы с цифровыми методами исследования, без наличия предварительной базы специальных знаний в области программирования;  возможность построения, реализации и критической оценки экспериментов в области сохранения и представления культурного наследия;  использования новых педагогических подходов: в образовательном процессе используются инновационные образовательные подходы, элементы проблемно-ориентированного обучения, проектная дея- тельность, онлайн-курсы, индивидуализирующие образовательные траектории магистрантов;  интеграции научных работ магистрантов с учебными курсами и практиками для решения реальных практических задач на основе цифровых технологий;  адаптированности обучения гуманитариев в области информа- ционно-коммуникационных технологий и развитие наставничества внутри магистрантской среды благодаря различному уровню их ком- петенций, связанных с базовым образованием;  подготовки специалистов новой формации: специалистов, органично сочетающих в себе гуманитарное образование и навыки работы с цифровыми технологиями, дающее им существенное преимущество на рынке, так как делает наиболее приспособленными к происходя- щим сегодня изменениям;  широкие возможности для индивидуализации обучения, вклю- чая реальную и виртуальную мобильность, стажировки у партнеров программ, участие в конкурсах и грантах, поддерживаемое учебным офисом.

Ключевые слова

цифровая гуманитаристика, цифровые гуманитарные науки, цифровое обще- ство, опережающее обучение, магистратура, Digital Humanities, университетское образование, управление образованием, Master program, anticipatory training, digital society, Digital Humanities, university education, educational management

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хаминова А.А.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Можаева Г.В.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 2

Ссылки

Digital Humanities School [Электронный ресурс]. URL: http://huminf.tsu.ru/ dh_lab/?page_id=91&lang=ru (дата обращения: 18.07.2016).
Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук [Элек- тронный ресурс]. URL: http://admissions.sfu-kras.ru/files/admissions/2016/presen- tations/m/09.04.03.03.pdf?v3 (дата обращения: 18.07.2016).
Положение о зачете результатов освоения открытых онлайн-курсов в НИ ТГУ. Томск, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://ido.tsu.ru/normdocs/elear- ning/perezachet.pdf (дата обращения: 18.07.2016).
Digital humanities [Электронный ресурс]. URL: https://www.tcd.ie/English/ postgraduate/digital-humanities/ (дата обращения: 18.07.2016).
Digital humanities [Электронный ресурс]. URL: http://www.dh.uni- leipzig.de/wo/ (дата обращения: 18.07.2016).
Digital humanities [Электронный ресурс]. URL: https://digital.huma- nities.ox.ac.uk/ (дата обращения: 18.07.2016).
Digital humanities [Электронный ресурс]. URL: http://www.uab.cat/web/post- graduate/master-in-digital-humanities/general-information-1217916968009.html/pa- ram1-3202_en/param2-2015/ (дата обращения: 18.07.2016).
E-learning and Digital cultures [Электронный ресурс]. URL: http://www.ed.ac.uk/studying/moocs/subjects/humanities-social-sciences/e-learning- digital-cultures (дата обращения: 18.07.2016).
Digital humanities [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucl.ac.uk/prospec- tive-students/graduate/taught/degrees/digital-humanities-ma-msc (дата обращения: 18.07.2016).
Digital media and Human Development [Электронный ресурс]. URL: http://en.mastersinleiden.nl/programmes/digital-media-in-human-development/en/in- troduction (дата обращения: 18.07.2016).
Междисциплинарная магистратура Digital Humanities
Media Culture [Электронный ресурс]. URL: http://www.maastrichtuni- versity.nl/web/show/id=329285/langid=42 (дата обращения: 18.07.2016).
Магистратура «Digital Humanities» [Электронный ресурс]. URL: http://huminf.tsu.ru/dh_lab/?page_id=31&lang=ru (дата обращения: 18.07.2016).
Digital Media [Электронный ресурс]. URL: http://www.uu.nl/masters/en/ media-art-and-performance-studies (дата обращения: 18.07.2016).
Эволюционируй или вымрешь: Герман Греф на Конвенте выпускников Сколково [Электронный ресурс]. URL: http://trends.skolkovo.ru/2016/05/ evolyutsioniruy-ili-vyimresh-german-gref-na-konvente-vyipusknikov-skolkovo/ (дата обращения: 18.07.2016).
 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАГИСТРАТУРА DIGITAL HUMANITIES: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/9

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАГИСТРАТУРА DIGITAL HUMANITIES: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/9