СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В ПРОЦЕССЕ «МООКИЗАЦИИ» ОБРАЗОВАНИЯ | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/10

СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В ПРОЦЕССЕ «МООКИЗАЦИИ» ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы и особенности производства видеолек- ций MOOC (Massive open online courses), с которыми сталкивается съёмочная команда, а так же компетенции, которые преподаватели приобретают в процессе создания видеоконтента онлайн-курсов (на основе опыта создания МООК Том- ского государственного университета).

MODERN INSTRUCTOR IN THE PROCESS OF «MOOCIZATION» OF EDUCATION.pdf Массовые открытые онлайн-курсы могут сделать хорошего препо- давателя по русскому языку, географии, русской литературе или про- граммированию знаменитым на весь мир. Сооснователь платформы Coursera в интервью газете РБК назвала преподавателей МООК «рок- звездами» [1]. Кстати, на одной только платформе Coursera свои МО- ОК представляют 142 университета, на курсах которых обучаются ежемесячно 15 миллионов слушателей [2]. На платформе EDX, ее главном конкуренте, 96 университетов предлагают слушателям кур- сы, на которых обучаются 23 миллиона слушателей [3]. Совершенно очевидно, что МООК будут занимать отдельное почетное место в образовательной системе будущего, строительство которой началось около 5 лет назад, когда курсы Стенфордского уни- верситета по искусственному интеллекту привлекли более 160 слуша- телей со всего мира и попали в заголовки СМИ. Компетенции будущего В 2011 г. ApolloInstitute опубликовали обзор FutureWorkSkills 2020, в котором выделил 10 новых «навыков будущего», имеющих кросс-дисциплинарный (междисциплинарный) характер: способности к созданию смыслов (для себя и других), социальный интеллект (уме- ние распознавать состояние, эмоции, чувства других людей, и соот- 93 Ю.А. Елизарьева ветственно, адаптировать свои действия), адаптивное мышление (спо- собность мыслить за рамками норм и правил, понимать альтернатив- ные варианты логики), взаимодействие с людьми разных культур, вы- числительное мышление (способность переводить множество инфор- мации в абстрактные категории, связанные причинно-след-ственными связями), новая грамотность (в медиа-пространстве; способность кри- тично оценивать и исследовать контент медиа-пространства), междис- циплинарность (способность осваивать и понимать концепты из смеж- ных областей), «дизайнерское мышление», управление умственной нагрузкой, виртуальное взаимодействие (способность продуктивно ра- ботать, вовлекать в работу других, демонстрировать присутствие в вир- туальной команде) [4]. Это компетенции, которыми, по мнению ApolloInstitute, должен будет обладать каждый человек. Но уже сейчас активное производство массовых открытых онлайнкурсов требует от преподавателей новых компетенций, в этом коман- да Национального исследовательского Томского государственного университета по производству МООК убедилась на собственном опы- те. На данный момент университетом разработано и запущено на трех платформах (Coursera, Лекториум, iversity) 15 онлайн-курсов, сум- марная аудитория которых составляет около 50 тыс. слушателей из 80 стран. В производстве МООК ТГУ приняли участие 27 преподавателей-авторов, включая лауреата Нобелевской премии мира [5]. Их первые опыты в создании онлайн-курса показали производственной команде, что новый формат действительно требует от преподавателя приобретения новых компетенций. Какие это компетенции и на каких этапах создания МООК потребность в них выявляется, мы бы хотели подробно рассмотреть в этой статье. В частности, мы предлагаем рас- смотреть процесс производства видеоматерилов курса и обратить внимание на то:  Как выстраивается процесс видеопроизводства?  С какими проблемами сталкивается творческая команда?  Чему учится и какие компетенции приобретает преподаватель курса за время работы над видеолекциями для своего МООК? Видеолекция как авторское произведение Согласно результатам анкетирования слушателей МООК ТГУ самым востребованным элементом онлайн-курса 93% опрошенных счи- 94 Современный преподаватель в процессе «моокизации» образования тают видеолекцию [5]. Поэтому неудивительно, что процесс произ- водства видеолекций - самый продолжительный и трудоёмкий из всех видов работ. Видеопроизводство МООК-лекций в ТГУ состоит из 10 этапов: работы над сценариями лекций курса, составлении графика записи лекций, разработки фирменного стиля курса, организации съёмок, самих съёмок, чернового монтажа, корректуры, внесения правок в черновой вариант видеолекций, чистового монтажа, «упаковки» курса (или постпродакшн). За проведение каждого из этапов отвечают конкретные специалисты из команды МООК: менеджер, методист, режиссёр-редактор, режиссёр монтажа, видеооператор. Преподаватель принимает непосред- ственное участие в каждом из этапов. Он не просто лектор, который начитывает на камеру курс лекций, читаемый в университете на про- тяжении 20 лет. Для того чтобы этот курс стал массовым, «ушёл в онлайн», преподавателю необходимо посмотреть на материал под другим углом: «высушить воду» в текстах, вынести в дополнительные материалы или сослаться на первоисточники того, что сознательный, способный к самообучению слушатель способен прочесть и понять самостоятельно. Кроме того, преподавателю необходимо вывести на первый план свои уникальные наработки и исследования, найти свой авторский и привлекательный для большой аудитории способ подачи материала, подумать над визуальным рядом лекции. И это работа только со сценариями лекций! Почему преподавателю необходимо уделять особое внимание со- держанию лекций? Потому что нет причин полагать, что слушатель онлайн-курса не смог бы найти необходимую информацию по инте- ресующей его теме в других источниках, на просторах сети Интернет или в библиотеке. В 2011 г. (всего 5 лет назад) «общий мировой объ- ем сгенерированных человечеством данных составил более 1,8 зетта- байт (1,8 трлн Гб), что в 57 раз больше, чем песчинок на всех пляжах Земли» [3]. Нет, он обращается к опыту профессионального исследо- вателя конкретной темы, конкретного предмета, он хочет услышать его специфическую речь, узнать о новых исследованиях из «первых рук», он хочет доверить авторитету преподавателя, который попал на мировую онлайн-платформу, определение траекторию, логики дви- жения в изучении темы. Преподаватель отмечает основное, обрисо- вывает контуры предмета, создаёт вокруг него интригу и заинтересо- 95 Ю.А. Елизарьева вывает слушателя; он даёт ему в руки инструменты для продолжения изучения, исследования предмета, для применения знаний на практи- ке, отсылает к дополнительным источникам информации. Преподава- тель «ведёт» слушателя, увлекая его ёмким повествованием, с одной точки опоры на другую. И для того, чтобы каждая видеолекция «цеп- ляла» и звала слушателя вслед за логикой преподавателя, ему необхо- димо тщательно продумывать структуру каждой лекции, её драматур- гию. Поэтому на практике часто во время записи лекции преподава- тель улучшает её, дополняет или убирает лишнее, находит подходя- щие метафоры и примеры в момент вдохновения, ведь нет предела совершенству. В кадре главное - остаться собой Преподаватель, начавший работу над созданием МООК, имеет сла- бое представление о процессе видеопроизводства. В первый раз перед ним встаёт множество вопросов: Где записывать лекции? Как работать с камерой? Как хорошо выглядеть и звучать в кадре? Что такое «эф- фект говорящей головы» или «Гитлер-стайл»? - всё это приходится постигать на практике с помощью организующих процесс специали- стов, приобщаясь к их профессиональному и личному опыту. Главное, что хочет получить режиссёр МООК от преподавателя на съёмке лекции, - это естественность. Важно сохранить, «законсерви- ровать» преподавателя на видео таким, какой он есть, с его неповто- римым стилем ведения лекции, не зажатым, не претендующим на роль ведущего программы новостей, но и не повторяющим свои еже- дневные полуторачасовые лекции. Преподаватель вместе с режиссё- ром отрабатывают звучание своей речи (темп, ритм, голос), положе- ние в пространстве кадра, взаимодействие с камерой. Сложно «гово- рить в пустоту», ведь если не понимать, что за объективом камеры стоят тысячи слушателей, можно потерять их внимание уже на этапе записи лекции. Просто произнося текст - смысл его донести очень сложно. Здесь всё имеет значение: мимика, эмоции, жесты, интона- ции. Видеолекция - это не «сказка на ночь» с экрана телевизора. Именно в МООК лекция - это разговор преподавателя с заинтересо- ванным слушателем о том, что интересно им обоим; на видео фикси- руется позиция преподавателя, ответная реакция же слушателей про- является на форуме курса, и это следует помнить преподавателю, ко- гда он бросает первый взгляд в объектив, перед записью лекции. 96 Современный преподаватель в процессе «моокизации» образования Волшебство монтажа Следом за съёмочным процессом преподаватель принимает уча- стие в процессе монтажа. Имея в памяти свежие воспоминания со съёмок, он отсматривает черновые варианты лекций, вносит правки и предложения для режиссёра монтажа по улучшению визуального ря- да. Важно понимать, что слушатель, на которого ориентирован курс, достаточно искушён в знакомстве с видеопродукцией разного рода и не стоит стараться его удивить. Нагромождение сложной графики и множества эффектов может отвлечь слушателя от основного содер- жания лекции. Преподаватель, не считающий себя достаточно уме- лым в донесении смысла до слушателя, будет это компенсировать с помощью видеографики. Но преподаватель, привлекающий к себе внимание с первого слова, не станет прятаться за визуальными обра- зами, он будет использовать их как инструмент дополнения смысла. Если на этапе съёмки лекций был задействован тематический рекви- зит или съёмки были «натурными», то рекомендуется использование минимальной графики. Во время монтажа у преподавателя есть возможность скорректировать свою лекцию с помощью режиссера монтажа. На этом этапе у него появляется увлеченный слушатель, который первым увидит ошибки и неточности, лишние куски информации и многое другое. Режиссер монтажа обратит внимание преподавателя на нюансы, упу- щенные на стадии сценария и видеозаписи и предложит пути решения проблем с помощью графики, нарезки и редактирования видео. На глазах преподавателя его лекция в белой студии приобретает краски и образы, разворачивает новую картину реальности, например органи- ческой химии, перед слушателем. В этом заключается «волшебство монтажа». Кроме того, в процессе первичного отсмотра и корректуры лекций преподаватель видит на экране компьютера уже воплощение своей идеи, живую «картинку», видит себя со стороны и оценивает свою манеру подачи материала и содержание лекции уже с позиции слуша- теля. Сразу представляется кадр из студенческой жизни, когда сту- дент во время лекции «скучного» преподавателя ворчит: «Попробова- ли бы вы себя сами послушать и не уснуть, Иван Иванович…». И вот Иван Иванович действительно пробует, возникает ситуация рефлек- 97 Ю.А. Елизарьева сии и пересмотра собственных способов подачи материала, идет работа над повышением своего профессионализма. Новые компетенции Чтобы узнать, с какими сложностями авторам пришлось столкнуть- ся во время работы над созданием МООК, мы провели анонимное ан- кетирование преподавателей, принимавших участие в разработках он- лайн-курсов ТГУ. В исследовании приняли участие 24 преподавателя, участвовавших в процессе разработки. Среди основных были названы проблемы, связанные непосредственно с видеопроизводством: «не- определённость процесса на начальных этапах» и «сложность работы перед камерой». Также в проведённом нами исследовании мы просили отметить из предложенного списка компетенций1 те, которые преподаватели приобрели или развили в процессе производства МООК. К таким компетенциям 76,5% опрошенных отнесли «способность к уча- стию в качестве автора проекта, сценариста и ведущего аудиовизуаль- ного произведения»; 52,9% - «способность к созданию своего творче- ского авторского продукта в новом для себя жанре», 58,8% опрошен- ных - «способность к творческому сотрудничеству с творческим кол- лективом». Кроме того, были выбраны такие компетенции, как «спо- собность создавать произведения в различной стилистике и различных жанрах» (37,3%), «владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе коммуникации, использование ораторских приёмов» (23,5%); «способность прогнози- ровать воздействие снятого произведения на зрителя» (17,6%). Таким образом, мы видим, как возникающие на начальной стадии видеопро- изводства проблемы решаются в процессе приобретения на практике новых для его участников кросс-дисциплинарных компетенций. Возможно ли приобретение этих и других новых компетенций преподавателями для ведения образовательной деятельности вне про- 1 В список вошли компетенции, указанные в требованиях освоения образователь- ных программ ФГОС высшего профессионального образования по 13 направле- ниям подготовки магистров: «Журналистика», «Телевидение», «Менеджмент», «Драматургия», «Режиссура театрализированных представлений и праздников», «Конфликтология», «Культурология», «Филология», «Издательское дело», «При- кладная этика», «Психология», «Педагогическое образование» и «Психолого- педагогическое образование». 98 Современный преподаватель в процессе «моокизации» образования цесса видеопроизводвста МООК? Практика Томского государствен- ного университета показывает, что на данном этапе развития образо- вательных технологий преподаватели получают эти компетенции в результате работы над онлайн-курсами или в других проектах подоб- ного рода. Подготовить почву для развития и приобретения новых навыков можно. Дважды в год ТГУ проводит образовательное собы- тие для преподавателей под названием «Сибирская школа МООК», где сотрудников университетов знакомят с тем, что такое МООК, как проходит процесс разработки курса от идеи до сопровождения на он- лайн-платформе, просят выполнять практические задания по педаго- гическому дизайну курса и работе перед камерой. В качестве лекто- ров на Школе выступают представители российских образовательных моок-платформ, команда разработчиков МООК ТГУ и преподаватели университета, имеющие собственный опыт в создании онлайн-курсов. Такие мероприятия помогают погрузиться в тему, понять, что препо- давателя ожидает в процессе работы, но необходимые компетенции он сможет приобрести только на практике. Задел на будущее Преподаватель, занимающийся МООК-обучением, создающий он- лайн-курсы, на наш взгляд, находится в «тренде» современных обра- зовательных тенденций, в ситуации постоянного получения новых знаний и навыков. Он уже не просто лектор, он - педагогический ди- зайнер и стратег, ведущий образовательного видео с потенциально массовой зрительской аудиторией. В 2014 г. Центр образовательных разработок «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) разработали про- ект по созданию «Атласа новых профессий». В нём 2,5 тыс. экспертов из разных отраслей и компаний ответили на вопросы о том, как будет выглядеть их сфера деятельности через десять лет и какие профессии в ней будут востребованы или перестанут быть необходимыми. По мнению авторов «Атласа», в скором времени может исчезнуть про- фессия классического лектора [6]. Это станет следствием конкурен- ции, которую создают преподаватели лучших вузов мира, выпуская свои онлайн-курсы. Преподаватели, уже сейчас занимающие места на рынке онлайнобразования, - это специалисты с более широким набором компетен- 99 Ю.А. Елизарьева ций, нежели классические лекторы. А преподаватели, понимающие, что новые технологии трансляции учебного материала требуют иного подхода к созданию контента и манере его подачи, - это преподавате- ли уже совсем недалёкого будущего, идущего в ногу со временем.

Ключевые слова

МООК, видеолекции, новые компетенции преподавателей, онлайн-педагогика, MOOC, online educational video, new instructors' competences, online pedagogy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Елизарьева Ю.А.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 1

Ссылки

Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непре- рывного образования [Электронный ресурс] // Открытое и дистанционное обра- зование. 2015. № 2(58). С. 56-65. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2015/ mooc_vector.pdf.
Mozhaeva G. Massive Open Online Courses: The New Vector in Classical University Education [Электронный ресурс] // ERPA 2015 International Congress on Education. Athens-Greece, 04-07 June, 2015. Books of abstracts. P. 62. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2015/best_practices_EL_20-26.pdf.
Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. URL: http://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/ (дата обращения: 12.04.2016).
MOOCs ТГУ [Электронный ресурс]. Томск, 2016. URL: http://mooc.tsu.ru/ru/ (дата обращения: 12.04.2016).
EDXBLOG. Four years later and edX learners have accomplished so much // APR 25. 2016 [Электронный ресурс]. URL:http://blog.edx.org/edx-celebrates-4years?track=blog(дата обращения: 27.04.2016).
Future Work Skills 2020 [Электронный ресурс] // 2011. Institute for the Future for University of Phoenix Research Institute. URL: http://www.iftf.org/up- loads/media/SR-1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf.
COURSERA. Наши партнеры [Электронный ресурс]. URL: https://ru.cour- sera.org/about/partners (дата обращения: 27.04.2016).
Бабицкий А. Курсы для миллиардов [Электронный ресурс] // РБК. № 173 (2190) (2309). 2015. 23 сент. URL: http://www.rbc.ru/newspaper/2015/09/23/ 56bc9aff9a7947299f72bb1b (дата обращения: 17.03.2016).
 СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В ПРОЦЕССЕ «МООКИЗАЦИИ» ОБРАЗОВАНИЯ | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/10

СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В ПРОЦЕССЕ «МООКИЗАЦИИ» ОБРАЗОВАНИЯ | Гуманитарная информатика. 2016. № 10. DOI: 10.17223/23046082/10/10