HELLO BARBIE - ИНТЕРАКТИВНАЯ КУКЛА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ РОБОТ? | Гуманитарная информатика. 2017. № 12. DOI: 10.17223/23046082/12/4

HELLO BARBIE - ИНТЕРАКТИВНАЯ КУКЛА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ РОБОТ?

Сегодня на рынке интерактивных игрушек появились куклы с включенными элементами искусственного интеллекта, которые являются совершенно новым типом объекта для взаимодействия с детьми. Самые популярные - Cayla (https://www.myfriendcayla.com/) и Hello Barbie (http://hellobarbiefaq.mattel.com). Безусловно, автоматизация куклы произошла достаточно давно. Куклы- роботы являются наследниками автоматонов, механических антропоморфных автоматов, популярных в XVI-XIX вв. Автоматоны имитировали движения чело- века в различных ситуациях, такие куклы не становились предметом детской игры, а предназначались для развлечения взрослой аудитории. Позже в конце XIX в. автоматоны трансформировались в заводные игрушки для детей. Новые куклы отличаются от своих предшественников наличием искусствен- ного интеллекта, что принципиально меняет уровень интерактивности данной игрушки, функцию и характер взаимодействия. Спецификой куклы-игрушки являются манипулятивность и управляемость. Взаимодействуя с куклой, ребенок отражает свой опыт, свои эмоции и чувства, в то же время через ролевую игру он усваивает категории человеческих взаимоот- ношений», проходит этапы социализации. Кукла выступает как двойник. Роботи- зированная кукла теряет способность единения с ребенком, напротив, она стано- вится полноценным самостоятельным Другим, который требует совершенно ино- го взаимодействия. Конечно, процесс обучения, отработки социальных навыков происходит и в этом случае, но он будет существенно ограничен. Роботизирован- ная кукла способна взаимодействовать только в рамках одной социальной роли, ее личность, предпочтения, поведенческие модели и речевые стратегии уже зара- нее прописаны разработчиками. Антропоморфность является общим параметром для традиционной куклы и социального робота, но восприятие человекоподобности воспринимается ребен- ком иначе во втором случае. Исследователи отмечают ряд возможных негатив- ных последствий: эмоциональная привязанность, десоциализация, построение иных моделей социальных взаимоотношений. Отдельное место занимает обсуж- дение угрозы конфиденциальности и защиты частной жизни, ведь роботизиро- ванные куклы подключаются к сети, чтобы иметь возможность получать обнов- ления, а также сохранять пользовательские диалоги. Нельзя не сказать, что социальные роботы с антропоморфным интерфейсом применяются уже несколько лет в коммуникации с детьми не в роли игрушки. Например, они используются как помощники учителя в обучении иностранному языку. Социальные роботы «кукольного дизайна» успешно применяются в пси- хотерапевтической сфере - взаимодействие с детьми-аутистами. Ключевые слова: кукла, социальный робот, взаимодействие человека и ро- бота, взаимодействие ребенка и робота.

IS HELLO BARBIE AN INTERACTIVE DOLL OR SOCIAL ROBOT?.pdf ЛИТЕРАТУРА 1. Clay R.J. Creeping Baby Doll. URL: https://research.archives.gov/id/595011 (дата обращения: 14.03.2017). 2. Autoperipatetikos / The National Museum of Toys and Miniatures educates. URL: http://toyandminiaturemuseum.org/collection/autoperipatetikos/ (дата обраще- ния: 14.03.2017). 3. Feaster P.A. Cultural History of the Edison Talking Doll Record. URL: https://www.nps.gov/edis/learn/photosmultimedia/a-cultural-history-of-the-edisontalking- doll-record.htm (дата обращения: 14.03.2017). 4. Официальный сайт компании Zapf Creation AG. URL: http://www.zapfcreation. com 5. ISO 8373:2012 Robots and robotic devices - Vocabulary. URL: https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:8373:ed-2:v1:en (дата обращения: 14.03.2017). 6. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практиче- ской психологии образования. 2010. Т. 2006, № 2. С. 81-85. 7. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре : ав- тореф. дис. ... д-ра ист. наук. М. : Индрик, 2011. 46 c. 8. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные ста- тьи : в 3 т. Таллинн, 1992. Т. I. С. 377-380. 9. Duffy B.R. Anthropomorphism and the social robot // Robotics and autonomous systems. 2003. Vol. 42, № 3. Р. 177-190. 10. Hegel F. et al. Understanding social robots // Advances in Computer-Human Interactions, 2009. ACHI'09. Second International Conferences on. IEEE. 2009. Р. 169-174. 11. Вейценбаум Д. Возможности вычислительных машин и человеческий ра- зум: От суждений к вычислениям / пер. с англ. И.Б. Гуревича. М.: Радио и связь, 1982. 368 с. 12. Sharkey A., Sharkey N. Granny and the robots: ethical issues in robot care for the elderly // Ethics and information technology. 2012. Vol. 14, № 1. Р. 27-40. 13. Royakkers L., van Est R. A literature review on new robotics: automation from love to war // International journal of social robotics. 2015. Vol. 7, № 5. Р. 549-570. 14. Turkle S. Alone together: Why we expect more from technology and less from ourselves. 2011. URL: http://www.jamesjmarkey.com/uploads/3/4/9/8/3498982/edtc 802.a3.pdf (дата обращения: 14.03.2017). 15. Levy D. The ethical treatment of artificially conscious robots // International Journal of Social Robotics. 2009. Vol. 1, № 3. Р. 209-216. 16. Manta I.D., Olson D.S. Hello Barbie: First They Will Monitor You, Then They Will Discriminate Against You. Perfectly. 2015. Р. 135-187. 17. Michael K., Hayes A. High-Tech Child's Play in the Cloud: Be safe and aware of the difference between virtual and real // IEEE Consumer Electronics Magazine. 2016. Vol. 5, № 1. Р. 123-128. 18. Taylor E., Michael K. Smart Toys that are the Stuff of Nightmares [Editorial] // IEEE Technology and Society Magazine. 2016. Vol. 35, № 1. Р. 8-10. 19. Westlund J.K., Breazeal C., Story A. Deception, Secrets, Children, and Robots: What’s Acceptable // Workshop on The Emerging Policy and Ethics of Human-Robot Interaction, held in conjunction with the 10th ACM/IEEE International Conference on Human-Robot Interaction. 2015. 20. Short E. et al. How to train your dragonbot: Socially assistive robots for teaching children about nutrition through play // Robot and Human Interactive Communication, 2014 RO-MAN: The 23rd IEEE International Symposium on. IEEE, 2014. Р. 924-929. 21. Hood D., Lemaignan S., Dillenbourg P. When children teach a robot to write: An autonomous teachable humanoid which uses simulated handwriting // Proceedings of the Tenth Annual ACM/IEEE International Conference on Human-Robot Interaction. ACM, 2015. Р. 83-90. 22. Dautenhahn K., Billard A. Games Children with Autism Can Play with Robota //Universal Access and Assistive Technology: Proceedings of the Cambridge Workshop on UA and AT’02. Springer Science & Business Media, 2013. Р. 179. 23. Wainer J. et al. Using the humanoid robot KASPAR to autonomously play triadic games and facilitate collaborative play among children with autism // IEEE Transactions on Autonomous Mental Development. 2014. Vol. 6, № 3. Р. 183-199.

Ключевые слова

кукла, социальный робот, взаимодействие человека и робота, взаимодействие ребенка и робота, кукла, социальный робот, взаимодействие человека и робота, взаимодействие ребенка и робота, doll, social robot, human-robot interaction, child-robot interaction

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зильберман Надежда НиколаевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетzilberman@ido.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Clay R.J. Creeping Baby Doll. URL: https://research.archives.gov/id/595011 (дата обращения: 14.03.2017).
Autoperipatetikos / The National Museum of Toys and Miniatures educates. URL: http://toyandminiaturemuseum.org/collection/autoperipatetikos/ (дата обраще- ния: 14.03.2017).
Feaster P.A. Cultural History of the Edison Talking Doll Record. URL: https://www.nps.gov/edis/learn/photosmultimedia/a-cultural-history-of-the-edisontalking- doll-record.htm (дата обращения: 14.03.2017).
Официальный сайт компании Zapf Creation AG. URL: http://www.zapfcreation.com
ISO 8373:2012 Robots and robotic devices - Vocabulary. URL: https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:8373:ed-2:v1:en (дата обращения: 14.03.2017).
Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. 2010. Т. 2006, № 2. С. 81-85.
Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М. : Индрик, 2011. 46 c.
Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи : в 3 т. Таллинн, 1992. Т. I. С. 377-380.
Duffy B.R. Anthropomorphism and the social robot // Robotics and autonomous systems. 2003. Vol. 42, № 3. Р. 177-190.
Hegel F. et al. Understanding social robots // Advances in Computer-Human Interactions, 2009. ACHI'09. Second International Conferences on. IEEE. 2009. Р. 169-174.
Вейценбаум Д. Возможности вычислительных машин и человеческий разум: От суждений к вычислениям / пер. с англ. И.Б. Гуревича. М.: Радио и связь, 1982. 368 с.
Sharkey A., Sharkey N. Granny and the robots: ethical issues in robot care for the elderly // Ethics and information technology. 2012. Vol. 14, № 1. Р. 27-40.
Royakkers L., van Est R. A literature review on new robotics: automation from love to war // International journal of social robotics. 2015. Vol. 7, № 5. Р. 549-570.
Turkle S. Alone together: Why we expect more from technology and less from ourselves. 2011. URL: http://www.jamesjmarkey.com/uploads/3/4/9/8/3498982/edtc 802.a3.pdf (дата обращения: 14.03.2017).
Levy D. The ethical treatment of artificially conscious robots // International Journal of Social Robotics. 2009. Vol. 1, № 3. Р. 209-216.
Manta I.D., Olson D.S. Hello Barbie: First They Will Monitor You, Then They Will Discriminate Against You. Perfectly. 2015. Р. 135-187.
Michael K., Hayes A. High-Tech Child's Play in the Cloud: Be safe and aware of the difference between virtual and real // IEEE Consumer Electronics Magazine. 2016. Vol. 5, № 1. Р. 123-128.
Taylor E., Michael K. Smart Toys that are the Stuff of Nightmares [Editorial] // IEEE Technology and Society Magazine. 2016. Vol. 35, № 1. Р. 8-10.
Westlund J.K., Breazeal C., Story A. Deception, Secrets, Children, and Robots: What’s Acceptable // Workshop on The Emerging Policy and Ethics of Human-Robot Interaction, held in conjunction with the 10th ACM/IEEE International Conference on Human-Robot Interaction. 2015.
Short E. et al. How to train your dragonbot: Socially assistive robots for teaching children about nutrition through play // Robot and Human Interactive Communication, 2014 RO-MAN: The 23rd IEEE International Symposium on. IEEE, 2014. Р. 924-929.
Hood D., Lemaignan S., Dillenbourg P. When children teach a robot to write: An autonomous teachable humanoid which uses simulated handwriting // Proceedings of the Tenth Annual ACM/IEEE International Conference on Human-Robot Interaction. ACM, 2015. Р. 83-90.
Dautenhahn K., Billard A. Games Children with Autism Can Play with Robota //Universal Access and Assistive Technology: Proceedings of the Cambridge Workshop on UA and AT’02. Springer Science & Business Media, 2013. Р. 179.
Wainer J. et al. Using the humanoid robot KASPAR to autonomously play triadic games and facilitate collaborative play among children with autism // IEEE Transactions on Autonomous Mental Development. 2014. Vol. 6, № 3. Р. 183-199.
 HELLO BARBIE - ИНТЕРАКТИВНАЯ КУКЛА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ РОБОТ? | Гуманитарная информатика. 2017. № 12. DOI: 10.17223/23046082/12/4

HELLO BARBIE - ИНТЕРАКТИВНАЯ КУКЛА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ РОБОТ? | Гуманитарная информатика. 2017. № 12. DOI: 10.17223/23046082/12/4