ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Рассматриваются современное состояние электронного обучения в России, его зако- нодательное оформление и перспективы развития. Выявляются причины, препятствующие развитию электронного обучения в России, и факторы, способствующие его распростране- нию. На примере проекта Coursera, созданного ведущими американскими университетами, исследуются современные тенденции распространения проектов электронного обучения и условия его развития.

E-LEARNING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION: CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT.pdf Глубокое влияние на процессы, происходящие в современном обще- стве и связанные с формированием новой идеологии, социальной си- стемы, развитием культуры, техники и технологий, конвергенцией наук и построением на этой основе принципиально новых технологий оказы- вает стремительное развитие информации и информационно-коммуника- ционных технологий. Наметившийся переход к обществу знания как но- вой фазе развития современного высокотехнологичного общества требует изменений в различных сферах современного общества, прежде всего, в сфере образования. Кардинальное изменение образа жизни под влиянием информаци- онно-коммуникационных технологий связано с формированием нового типа личности, которая усваивает культурные нормы, правила, образцы, приспосабливаясь к ограничениям и преимуществам актуальной куль- туры. В программах социокультурного развития информационного об- щества определяются две линии, связанные с процессам глобализации и индивидуализации и определяемые через формирование глобальной среды межкультурных взаимодействий и творчески ориентированной в своем развитии личности. Мир культуры, таким образом, изменяется под давлением индивидуально-коллективистских программ, разрабатывае- мых на основе проектов информационного общества [10]. С изменением характера культуры возникает потребность в новых образовательных практиках, что приводит к изменению внешних форм и сущности образования. Меняется основная образовательная цель, кото- рая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации лично- сти. В новой образовательной парадигме обучающийся становится субъ- ектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воз- действия. Диалог преподавателя и обучающегося определяет основные формы организации учебного процесса, направленного на развитие ак- тивной, творческой деятельности обучающегося, далекой от простой ре- продукции. Современный человек должен не только обладать неким объ- емом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать разнообразные источники информации для решения возникающих проблем, постоянно расширять свои компетен- ции, непрерывно развиваться в динамично меняющемся мире. Одной из ведущих мировых тенденций, направленных на решение противоречий между развивающейся культурой и традиционным спосо- бом образования человека, является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества. В XXI в. неграмотным называют не того, кто не умеет писать или читать, а того, кто не готов постоянно учиться новому или переучиваться, если того требуют обстоятельства [4]. Серьезным помощником в этом стано- вится электронное обучение (electronic learning, e-learning, далее – ЭО), позволяющее университетам обеспечить растущий глобальный спрос на образовательные услуги. В последние годы электронное обучение становится неотъемлемой составляющей образовательного процесса в вузах и используется во всех формах обучения. Применение электронного обучения позволяет повы- сить качество образования за счет использования быстро пополняю- щихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при исполь- зовании элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной ра- боты студентов при освоении материала. Особенно актуальным элек- тронное обучение становится в условиях введения федеральных государ- ственных образовательных стандартов нового поколения и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, увеличения и расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой элек- тронное обучение открывает новые возможности. Вместе с тем дальнейшее развитие электронного обучения требует законодательной поддержки. В 2009–2010 гг. в Российской Федерации был разработан проект «Концепции Федерального закона «Об индустрии электронного обучения (e-Learning)» [9], основной идеей которого стало формирование и определение путей развития индустрии электронного обучения в России, а главной целью – правовое обеспечение процесса со- здания индустрии электронного обучения и на этой основе оздоровления экономики страны и совершенствование системы российского образова- ния. Однако попытка создать легитимные условия для развития ЭО в нашей стране и, более того, превращения ЭО в сектор экономики, так и не была реализована. Эту задачу отчасти решил Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образова- нии» в части применения электронного обучения и дистанционных обра- зовательных технологий», в соответствии с которым «под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с приме- нением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информаци- онно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по ли- ниям связи указанной информации, взаимодействие участников образо- вательного процесса» [12]. Закон разграничивает электронное обучение (далее – ЭО) и дистан- ционные образовательные технологии (далее – ДОТ), понимая под ДОТ «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работни- ков». В качестве основного условия для применения ЭО и ДОТ закон определяет создание и функционирование «электронной информаци- онно-образовательной среды, включающей в себя электронные информа- ционные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, со- ответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения» и разрешает применять ЭО и ДОТ «независимо от мест нахождения обучающихся». Принятие этого закона – лишь первый шаг в законодательном оформ- лении электронного обучения в России, получивший подтверждение в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» [13]. Электрон- ное обучение требует принятия ряда подзаконных актов, направленных на определение порядка организации электронного обучения и примене- ния дистанционных образовательных технологий, требований к элек- тронной информационно-образовательной среде и др. Вместе с тем программы законодательной поддержки электронного обучения разработаны и разрабатываются более чем в 30 странах, вклю- чая страны третьего мира. В большинстве стран реформа образования на основе внедрения тех- нологий электронного обучения возведена в ранг государственной поли- тики: в Соединенных Штатах Америки, где принята новая стратегия раз- вития системы образования – переход от обучения в классных комнатах и библиотеках к обучению через Интернет с использованием электрон- ных библиотек; во Франции, где главной задачей национальной системы образования заявлено внедрение ИКТ во все сферы образовательного процесса: от детского сада до обучения взрослых, а в 2008 г. принята фи- нансируемая правительством программа электронного обучения «100% курсов в цифровой форме для 100% обучаемых»; в Финляндии, Ирлан- дии, Южной Корее, где реализуются специальные национальные про- граммы по электронному обучению, которое стало основным инструмен- том модернизации образования; в Великобритании, где правительственной стратегией развития образования на 2008 – 2014 гг. предусмотрено глубокое овладение новой «электронной» педагогикой (e-pedagogy); в Республике Казахстан, где электронное обучение при- знано ключевым направлением инновационного развития системы обра- зования, с 2011 г. началось повсеместное внедрение электронного обуче- ния, а к 2015 г. планируется охватить электронным обучением 50% организаций образования (к 2020 г. – 90% организаций) [6] и т.д. Евро- пейский союз в принятой Лиссабонской стратегии на 2000–2010 гг. при- знает электронное обучение инструментом построения динамичной кон- курентоспособной экономики, основанной на знаниях, и создания пространства обучения в течение всей жизни [9]. Исследователи заговорили об электронном обучении еще в 1990-х гг., когда в связи с развитием информационно-коммуникационных техноло- гий новый импульс получило дистанционное обучение, обусловившее интенсивное развитие электронного обучения. Этот первый этап разви- тия ЭО характеризуется активным использованием презентаций и про- грамм тестирования, разработкой электронных учебников [7]. Следующий этап развития ЭО связан с корпоративным обучением, благодаря финансовым возможностям которого создаются более каче- ственные и сложные в разработке электронные учебные материалы (ком- пьютерные тренажеры, установки с удаленным доступом и др.), созда- ются электронные средства обучения, организации и сопровождения учебного процесса, отрабатываются различные модели управления элек- тронным обучением, разрабатываются подходы к оценке качества и эф- фективности ЭО. Третий этап развития ЭО связан с созданием программных систем, обеспечивающих комплексное решение задач электронного обучения – систем управления контентом, доставки учебных материалов, тестирова- ния, интерактивной поддержки обучающей среды, управления знаниями, управления обучением (Learning Management Systems – LMS). В начале XXI в. электронное обучение стало активно внедряться в традиционное обучение в самых различных организационных формах: как поддержка традиционного очного и заочного обучения или как новый уровень развития дистанционного обучения по программам дополни- тельного профессионального образования, повышения квалификации преподавателей вузов, довузовской подготовки, первого и второго выс- шего образования, магистратуры [7]. Во всех развитых странах ЭО уже занимает собственную нишу в учебной сфере. Интерес населения к электронному обучению настолько усилился, что классические учебные заведения стали рассматривать включение он- лайн-курсов в свои программы в качестве обязательного компонента. Различные теоретические и практические онлайн-курсы становятся все более и более популярными среди населения. Многие ведущие университеты предоставляют бесплатные онлайн- курсы – это Открытый Британский университет (проект OpenLearn), уни- верситеты Стэнфорд и Беркли, Калифорнийский университет, Массачу- сетский технологический институт и многие другие. Одним из наиболее ярких примеров является созданный в 2011 г. проект Coursera, который первоначально объединил открытые ресурсы трех крупнейших универ- ситетов США и менее чем за год стал лучшим образовательным сайтом 2012 г. по версии журнала Time. Основатели Coursera профессора Стэндфордского университета Эндрю Нг и Дафна Коллер построили свой проект на идеологии массового онлайн-обучения, «с миру по курсу», позволив всем желающим прослушать онлайн-курсы лекций ве- дущих университетов мира бесплатно. Только за первые полгода работы на проект было зачислено около 1 млн слушателей, а к началу 2013 г. на портале было зарегистрировано уже около 2,3 млн пользователей из 196 стран [2]. Сейчас Coursera сотрудничает с 33 университетами, среди которых – Калифорнийский технологический институт, Стэнфордский, Принстон- ский, Мичиганский, Колумбийский, Пенсильванский и многие другие университеты. Есть восемь университетов за пределами США: швейцар- ские, британские, азиатские. В апреле 2013 г. Coursera запустил совмест- ный проект с российским партнером Digital October [1], предполагающий создание субтитров на русском языке для курсов Coursera, организацию мероприятий в России с тем, чтобы сделать курсы как можно более удоб- ными для русских студентов. Уже сегодня неоспоримо, что с момента запуска проекта Coursera не- вероятно выросла популярность электронного обучения. При этом растет и качество онлайн-курсов, непрерывно совершенствуются технологии, предлагая различные приложения и платформы, которые способствуют созданию универсальной виртуальной среды, удобной и для пользова- ния, и для восприятия материала. Электронное обучение, как и любая инновация, встречает различное отношение в обществе и особенно в самой системе образования. Наибо- лее критично отношение к ЭО со стороны преподавателей, которые опа- саются, что развитие ЭО вытеснит их из системы образования, заменит реального преподавателя, лишит работы. Вместе с тем число сторонников ЭО растет по мере развития инфор- мационно-коммуникационных технологий. Электронное обучение явля- ется серьезным вызовом современным университетам, традиционной си- стеме образования. В условиях стремительного развития общества, техники и технологий, изменения характера информационной культуры, развития социальных сервисов и технологий, сделавших ИКТ доступ- ными каждому и изменивших характер коммуникаций, современное он- лайн-образование содержит огромный потенциал для реализации совер- шенно новых идей. При этом ЭО вряд ли сможет полностью заменить традиционное, оно лишь расширит образовательные возможности для общества, создаст дополнительные комфортные условия для личност- ного развития, повышения квалификации, реализации принципа «Обра- зование через всю жизнь», формирующего основу непрерывного образо- вания и требующего поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Информационные технологии и электронное обучение не смогут полностью заменить традиционную форму обучения, вытеснить педагога из образования. Они просто призваны изменить характер взаимодействия преподавателя и студента, их роли в учебном процессе. При ЭО препода- ватель вместо транслятора готового знания превращается в консультанта, тьютора, помогающего студенту выстроить индивидуальную траекто- рию обучения, научить его добывать знания. Студенты, в свою очередь, из пассивных потребителей образовательного продукта превращаются в активных участников процесса создания и накопления новых знаний. Основанное в значительной степени на самостоятельной работе, лич- ной активности, построении собственной образовательной траектории, ЭО требует от студента высокой мотивации и учебной дисциплины, уме- ния работать самостоятельно, что тоже ставит под сомнение предполо- жение о вытеснении традиционного обучения электронным. Кроме того, современные технологии не могут полностью заменить живое общение студента с преподавателем (по крайней мере, пока), про- ведение ряда практических занятий, требующих очного присутствия участников образовательного процесса в аудитории. Поэтому наиболее эффективным и перспективным считается blended learning – так называ- емое смешанное (или комбинированное) обучение, основанное на соче- тании принципов и технологий ЭО и традиционных аудиторных занятий. При этом комбинированное обучение также становится все более разно- образным, предполагая проведение одновременных занятий для распре- деленной аудитории, когда часть студентов находится в обычной ауди- тории с преподавателем, часть подключается к занятию в режиме on-line (вебинар, видеоконференция, скайп) с домашних компьютеров или из удаленной аудитории. Более того, часть студентов, которая по разным причинам не смогла участвовать в занятии on-line, при таком обучении получает возможность изучить материал с помощью технологий off-line – через систему дистанционного обучения, получив доступ к учебным материалам, видеозаписи вебинара, практическим заданиям и др. Сме- шанное обучение предполагает организацию самостоятельной работы студентов через массовое использование электронных курсов, разрабо- танных в различных средах, виртуальных и удаленных лабораторных комплексов, систем дистанционного обучения, социальных сетей и сер- висов веб 2.0 и др., частичное перенесение отдельных видов занятий в виртуальную электронную среду, организацию в ней проектной деятель- ности. Оценивание результатов электронного обучения, как правило, проис- ходит на основе тестирования, экзамена, но могут применяться и меха- низмы горизонтальной оценки, когда одни студенты сами включаются в процесс оценивания через критические отзывы на работы других студен- тов и анализ этих отзывов, а преподаватель анализирует эти оценки. Го- ризонтальная оценка позволяет перейти границы привычных форм и дает студентам возможность более подробно обсудить содержание учебных курсов. В последние годы отношение к электронному обучению в вузах Рос- сии стало более спокойным, но это не привело к его широкому распро- странению. Это связано, прежде всего, с тем, что процесс внедрения элек- тронного обучения в образовательную деятельность университетов сталкивается с рядом проблем, среди которых следует выделить: электронный контент; для многих учебных курсов не разработаны электронные образовательные ресурсы; готовность преподавателей; значительная часть вузовских препода- вателей не готова к работе с применением дистанционных технологий, не понимает неизбежность информатизации образования в условиях ин- формационного общества; противоречие между психологической готовностью студентов и преподавателей к работе в области ЭО; сопровождение; в вузах мало специалистов (методистов, тьюторов, консультантов) в области ЭО, обеспечивающих квалифицированную поддержку преподавателям и студентам в процессе обучения; отсутствие необходимой нормативной базы в области ЭО; авторское право, за которым скрывается нежелание преподавателей выставлять свои ресурсы в открытый доступ; отсутствие поддержки со стороны руководства вузов (до недавнего времени, пока ЭО не стало частью государственной образовательной по- литики). Вместе с тем электронное обучение становится все более востребо- ванным в очной форме образования, поскольку позволяет решать многие задачи, связанные с внедрением новых образовательных стандартов и пе- реходом на уровневую систему образования. Электронное обучение предполагает различные форматы, включая обучение через интерактивные лекции у лучших преподавателей, игро- вые симуляторы, интерактивные тесты, в том числе аудиовизуальные, дистанционное выполнение виртуальных лабораторных и практических работ, предусматривающих возможность контроля со стороны препода- вателя, моделирование процессов, имитирующих реальность, организа- цию сетевой проектной деятельности, создание сетевых сообществ по профилю обучения (предмет, курс, группа и т.д.). При этом обеспечива- ется систематическая поддержка индивидуального обучения, сетевые консультации режимах онлайн и офлайн, оперативность коммуникаций, индивидуализация обучения, возможность адаптации к стилю работы каждого студента и преподавателя, фиксация обучения. Информацион- ные технологии, применяемые в электронном обучении, все чаще ис- пользуются для повышения эффективности очного обучения, заставляют преподавателя искать новые педагогические методы и приемы аудитор- ной работы со студентами, позволяющие повысить их мотивацию к обу- чению [7]. Все это обеспечивает преимущества электронного обучения, которые сегодня становятся все более очевидны. Это свобода и гибкость, доступ к качественному образованию, возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира, возможность развивать учебные интернет-ресурсы, осу- ществлять проектную деятельность, расширение коммуникативной со- ставляющей образовательной деятельности, формирование информаци- онной культуры и овладение участниками учебного процесса современными информационными и коммуникационными технологи- ями, создание специализированных социальных сетей, возможность ди- станционного взаимодействия, постоянное сопровождение образователь- ной деятельности, самостоятельная работа с различными электронными ресурсами, экономия времени, индивидуальный график обучения, воз- можность документирования процесса обучения с помощью СДО или со- циальных сервисов, применяемых в образовательной деятельности, и др. Электронное обучение делает процесс обучения более творческим и ин- дивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовы- ражения обучаемого. ЭО требует для своей реализации создания виртуальной электронной среды обучения или платформы электронного обучения, которая позво- лила бы решить все вышеперечисленные задачи, стоящие перед участни- ками учебного процесса. На современном рынке образовательных услуг платформы для ЭО имеют в своем развитии тенденцию к индивидуально- ориентированной персональной странице, когда единое окно доступа поз- воляет и выходить на учебные материалы, и осуществлять коммуникации на уровне группы, и участвовать в социальных сетях. Развитие электронного обучения требует, чтобы образовательные учреждения обладали современным оборудованием, необходимым для внедрения новых образовательных программ и обеспечения их реализа- ции; квалифицированными специалистами и преподавателями, необхо- димыми для внедрения новых образовательных программ и обеспечения их реализации; квалифицированным техническим персоналом, обеспечи- вающим бесперебойное функционирование оборудования, необходимого для внедрения новых образовательных программ. Должна быть создана информационно-образовательная среда электронного обучения, включаю- щая комплекс цифровых образовательных ресурсов, совокупность инфор- мационных и телекоммуникационных технологий, оборудование, скорост- ные телекоммуникации, обеспечивающие интерактивные технологии, программно-аппаратную платформу, систему современных педагогиче- ских технологий, обеспечивающих обучение в информационно-образо- вательной среде. Развитие электронного обучения предполагает постоянную консуль- тационно-методическую и организационную поддержку внедрения новых образовательных программ и обеспечения их реализации в образова- тельных учреждениях и предъявляет новые требования к учебно-методи- ческому обеспечению образовательных программ. Для формирования индивидуальной траектории обучающихся и составления индивидуаль- ного учебного плана необходимо иметь чёткое представление об образо- вательных ресурсах (перечень предлагаемых образовательных программ, электронные учебники, электронные источники информации, электрон- ные библиотеки и т.д.). Образовательное учреждение должно иметь ин- терактивный электронный контент по всем учебным дисциплинам, со- ставляющим образовательную программу. Одним из немаловажных условий успешного внедрения электрон- ного обучения в вузе является понимание того, что электронное обучение по сути – это ориентированная на студентов технология обучения [5]. Все созданные к настоящему моменту в мире электронные среды обучения ставят студента в центр учебного процесса. Электронное обучение, как правило, осуществляется с использова- нием автоматизированной системы дистанционного обучения / управле- ния учебным процессом (например, «Электронный университет», Moodle, «Прометей», «Доцент», WebTutor и др.), позволяющей организо- вать доступ к информационному и учебно-методическому обеспечению программ (специализированным базам данных, электронным учебным пособиям, аудио- и видеоматериалам, тестирующим системам), осуще- ствить опосредованные коммуникации, используя различные информа- ционные технологии для обеспечения непрерывной интернет-поддержки учебного процесса. При этом в условиях расширения электронного обу- чения в университете можно и нужно развивать различные программные платформы, востребованные преподавателями, обеспечивая интеграцию этих электронных сред. Своеобразной альтернативой использованию LMS являются соци- альные сервисы веб 2.0, которые акцентируют внимание на взаимодей- ствии студентов между собой и с преподавателями на основе инструмен- тов социального программного обеспечения: блогов, вики, инфов, ментальных карт, подкастов, социальных сетей [8; 14]. Непрерывное развитие социальных сервисов усиливает их роль в электронном обучении. При этом социальные сервисы направлены как на формирование глобальной среды межкультурных взаимодействий и от- ражают тенденцию глобализации, так и на формирование творчески ори- ентированной в своем развитии личности. Если первая тенденция реали- зуется через такие новые сервисы, как CouchSurfing, LinkedIn, Google Docs, то вторая раскрывается в сервисах, подобных Freelance, workle.ru, Workzilla и др. Примером ярких новых социальных образовательных продуктов, способствующих росту популярности электронного обуче- ния, являются LinguaLeo, Busuu, направленные на развитие лингвистиче- ских компетенций. Применение социальных сервисов и технологий позволяет реализо- вать ряд существенных для современной образовательной парадигмы тенденций, связанных с переходом от потребления знания к его произ- водству; от авторитарности к прозрачности учебного процесса, когда «выполненные работы студентов хранятся в системе, что позволяет избе- жать субъективных и авторитарных оценок деятельности студента»; «от эксперта к помощнику», когда преподаватель превращается в одного из соавторов учебного материала, создаваемого коллективно командой раз- работчиков или с участием студентов; «от лекции к беседе», в которой доминирует индивидуальное, более личностное общение с каждым сту- дентом; от «обучения о чем-то» к «обучению, как делать»; от «доступа к информации» к «доступу к людям», что обеспечивается режимами кон- сультаций, личных сообщений, системой поддержки электронного обу- чения [11]. Говоря о перспективах развития ЭО, следует отметить неисчерпан- ность и неисчерпаемость информационных телекоммуникационных тех- нологий, в том числе возможностей социальных сервисов, которые все активнее применяются в образовательной деятельности. Все чаще в элек- тронном обучении используются новые средства и технологии, связан- ные с развитием Web 2.0: электронное портфолио, аудио- и видеопод- каст, виртуальные среды, например Second Life (SL), технологии «вебквест» и др. Массовое внедрение ЭО в вузах существенно ускоряет развитие мо- бильных и планшетных технологий. Отличительной особенностью мо- бильного обучения от электронного является преимущественное исполь- зование в процессе доступа к знаниям и учебной коммуникации портативных устройств: мобильных телефонов, смартфонов, планшетов. Мобильное обучение не является прямым следствием использования социальных сервисов в образовании, но тесно с ними связано. Появление портативных устройств способствовало повышению популярности соци- альных сетевых сервисов и вовлеченности пользователей в них. Вла- дельцы смартфонов и планшетов стали проводить в социальных сетях еще больше времени, проявляя большую активность. Поэтому сочетание мобильных и социальных технологий в образовании позволяет послед- нему эффективнее и оперативное отвечать запросам современного поко- ления учащихся, связанных с доступностью знаний, удобством их полу- чения, своевременностью и актуальностью. В то же время интеграция мобильных и социальных технологий от- крывает перед электронным обучением новые возможности, например в виде технологий дополненной реальности. Компания Google в 2012 г. представила концепцию нового портативного устройства, персонального гаджета – «Project Glass» (Гугл очки) [3]. Данный концепт практически стирает границу между физической и виртуальной реальностью, откры- вая новые, ранее недоступные для электронного обучения возможности. Уже к началу 2014 г. Google планирует наладить серийное производство этих устройств, которые безусловно окажут влияние на развитие элек- тронного обучения. Важно отметить, что развитие электронного обучения, естественно, порождает целый спектр новых научных направлений в вузе, которые связаны не только с развитием новых информационно-коммуникацион- ных и педагогических технологий, но и с исследованием культурных интерфейсов инструментов ЭО, социальных явлений, порождаемых раз- витием ЭО, с изучением особенностей управления электронным обуче- нием и др. Итак, эффективно управляемое электронное обучение является од- ним из важных факторов инновационного развития современного обра- зования в целом и вузовского образования, в частности. Сбалансирован- ное ЭО, дополняющее очное обучение, должно стать приоритетным направлением развития системы образования в условиях глобализации, массовой интернетизации и социализации сервисов и технологий. Элек- тронное обучение, все чаще рассматриваемое как новая парадигма обра- зования XXI в., становится одним из эффективных способов преодоления замкнутости российской образовательной системы.

Ключевые слова

электронное обучение, социальные сети, веб 2.0, Coursera, e-learning, social networks, web 2.0, Coursera

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Можаева Г.В.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 1

Ссылки

А Pilot Translation Collaboration with Digital October in Russia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.coursera.org/post/47541935276/a-pilot-translation-collaborationwith- digital-october
Kurs22: портал про образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kurs22.spb.ru/news/115-obrazovatelnoe-soobschestvo-rf-obespokoeno-veroyatnostyuvytesneniya- tradicionnogo-obrazovaniya-distancionnym.html
Project Glass [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plus.google.com/ +projectglass/posts
Zillion. Онлайн обучение. Дистанционное обучение в вузах России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zillion.net/blog/28/distantsionnoie-obuchieniie-v-vuzakh-rossii
Андрюшкова О.В., Козлова А.В. Комплексный подход к модернизации образова- тельного процесса при комбинированной форме обучения // Электронное обучение в тра- диционном университете: сб. ст. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – С. 25–36.
В Казахстане появится электронное обучение «E-learning» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon.kz/4464247-v-kazakhstane-pojavitsja-jelektronnoe.html
Казанская О. В. От дистанционного обучения к электронному // Информ. техноло- гии в образовании. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. № 1 (17). С. 4–5.
Комелина Е.В., Гусакова Т.М. Использование технологий web2.0 в учебном про- цессе вуза // Преподавание Информационных Технологий в России: Открытая всероссий- ская конференция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteducation. ru/2009/reports/Komelina_Gusakova.htm (17.09.2010)
Концепция Федерального закона «Об индустрии электронного обучения (e- Learning)» (проект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mmc1012.unn.ru/News/ExpertSovet.php
Лоскутникова В.М. Антропологические аспекты информатизации образования // Открытое и дистанционное образование. Выпуск 1(9), 2003. С. 66 – 71.
Паршукова Г.Б. Электронное обучение в эпоху Web 2.0 // Электронное обучение в традиционном университете. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – С. 120-124.
Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Россий- ской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистан- ционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-obobrazovanii/
Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы разви- тия // Открытое дистанционное образование. 2011. №3 (43). С. 44–49.
 ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.