ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Рассматриваются особенности организации обучения студентов очной формы обуче- ния с помощью социальных сервисов Интернета. Анализируются основные этапы проекти- рования образовательного взаимодействия (разработка учебной программы дисциплины, проектирование среды обучения, организация коммуникации), сформулированы рекомен- дации по повышению эффективности использования социальных медиа в образовании.

STAGES OF THE DESIGN OF EDUCATIONAL INTERACTION WITH SOCIAL MEDIA.pdf Образовательный процесс представляет собой многоплановое взаи- модействие. В него включаются собственно учебно-педагогическое вза- имодействие преподавателя и студента, взаимодействие студентов между собой, а также межличностное взаимодействие, оказывающее как позитивное? так и негативное влияние на учебно-педагогическое взаимо- дейстиве. Раньше было принято описывать образовательное взаимодей- ствие по схеме «субъект – объект», где в качестве активного субъекта рассматривался только преподаватель, инициирующий обучение, пере- дающий знания, формирующий умения, контролирующий и оцениваю- щий их. Учащийся считался объектом обучения и воспитания. Современ- ная педагогика рассматривает всех участников образовательного процесса как активные его стороны. Поэтому сегодня взаимодействие преподавателя с учащимися трактуется как двухстороннее субъект-субъ- ектное взаимодействие, содержанием которого является организация, установление и развитие коммуникации. Кроме того, такое взаимодей- ствие возможно только в условиях достаточно полного взаимопонимания между субъектами общения, достижение которого требует поиска опре- деленных условий и приёмов [1]. В связи с изменившимися экономическими и социокультурными условиями в современном мире и информатизацией общества обозначи- лась проблема поиска новых условий и приёмов взаимодействия субъек- тов образовательного процесса. В рамках данной работы предлагается рассмотреть особенности проектирования образовательного взаимодей- ствия с помощью виртуальной социальной сети как относительно нового средства организации обучения студентов. В XXI столетии появляется новое поколение людей, которое исполь- зует существующие информационно-коммуникационные технологии, в том числе и Интернет, на новом уровне, как пространство обитания. Эти люди появились на свет, когда мобильная телефония, всемирная паутина, портативные устройства и виртуальная реальность уже существовали. Они воспринимают «цифровой мир» как естественную среду [2]. Новое поколение людей, «цифровые аборигены», обращается с фотографиями, видеоматериалами и звуками так же, как и с текстом. При этом оно спо- собно работать со множеством источников одновременно, и его уже не устраивают традиционные формы представления информации в учебном процессе. Поэтому сегодняшние преподаватели, являющиеся для «циф- рового мира» скорее «иммигрантами», чем коренными жителями, испы- тывают трудности в установлении коммуникации и взаимопонимания с учащимися. Проблема поиска эффективных условий и приемов образовательного взаимодействия характерна не только для традиционной очной формы обучения школьников и студентов. Трудности в организации учебно-пе- дагогического взаимодействия возникают даже в условиях использова- ния технологий и методов электронного обучения, которое является сво- его рода порождением «цифрового мира» и должно быть ему и его коренным жителям вполне органичным. Однако часто установление ком- муникации и взаимопонимания в электронной среде обучения оказыва- ется еще более сложной задачей, чем в обучении живом, очном. Эта про- блема может быть связана с тем, что в отличие от очного общения, в виртуальном возможно организовать учебно-педагогическое взаимодей- ствие, а межличностное не всегда. Зачастую в электронном обучении, особенно дистанционном, преподаватель (субъект) заменяется электрон- ным ресурсом (объектом). А в процессе общения в учебном форуме или блоге, преподаватель и учащийся взаимодействуют как субъекты, но це- лостного восприятия личности друг друга обычно не происходит, как это было бы возможным на очном занятии в аудитории. Социальные сети являются не только средством общения и информа- ционного обмена людей в виртуальном пространстве. Они также исполь- зуются для формирования виртуального «Я» (цифрового образа реально существующей личности) посредством разнообразных форм представле- ния информации о себе: аватар (визуальный образ), статус (эмоциональ- ное состояние), интересы, увлечения, семейное положение, образование и другие социокультурные характеристики. Поэтому использование со- циальных сетей для решения образовательных задач позволяет устанав- ливать в электронной среде обучения как учебно-методическое, так и межличностное взаимодействие преподавателя и учащихся. Виртуальные социальные сети – явление в современном мире доста- точно молодое. Педагогическое сообщество только совершает первые шаги по их использованию в образовании, и готовых эффективных мето- дик их применения в учебном процессе пока не существует [3]. Поэтому проведение эксперимента по организации образовательного взаимодей- ствия с помощью социальных сетей требует учета большого количества факторов: учебное содержание дисциплины, используемые образова- тельные технологии, формируемые компетенции, образовательные стан- дарты, контингент учащихся, материально-техническое обеспечение учебного процесса и многое другое. В рамках данной работы представлен опыт проектирования образо- вательного взаимодействия с помощью социальных сетей при обучении студентов очного отделения филологического факультета ТГУ на при- мере дисциплины «Интернет-технологии». В основу методики проекти- рования положены принципы и требования федеральных государствен- ных образовательных стандартов. Иными словами, проектирование взаимодействия преподавателя и учащихся осуществляется в процессе разработки рабочей программы дисциплины, ключевыми разделами ко- торой являются: компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структура и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое и информационное обеспечение дисци- плины. Рассмотрим данные разделы в качестве основных этапов проектиро- вания образовательного взаимодействия. Компетенции обучающегося С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов при планировании программ обучения становится необходи- мым применение компетентностного подхода в профессиональной под- готовке учащихся. На протяжении всего периода преподавания курса «Интернет-технологии» до момента использования социальных сетей об- разовательное взаимодействие субъектов учебного процесса происхо- дило только во время очных занятий. С переходом от очного обучения к смешанному (сочетание аудиторных занятий с работой в электронной об- разовательной среде) в условиях активного использования социальных сетей появляется возможность формирования у учащихся новых профес- сиональных и общекультурных компетенций, таких как: владение культурой мышления; способность к восприятию, ана- лизу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее до- стижения (ОК-1)1; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективах; ра- бота в исследовательских группах (ОК-3); способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4); владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (разме- щение в информационных сетях), представление материалов собствен- ных исследований (ПК-8); владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учре- ждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15). Расширение набора исходящих компетенций становится возможным за счет повышения качества и количества учебной коммуникации через активное использование социальных сервисов Интернет [4]. Вследствие этого у преподавателя появляется возможность: ставить перед учащимися новые учебные задания, которые спо- собствуют формированию ОК-1; организовывать групповую работу учащихся (совместное обуче- ние) в формате исследовательских проектов, что способствует формиро- ванию навыков командной работы (ОК-3) и развивает умение организа- ционно-управленческой деятельности (ОК-4); стимулировать накопление практического опыта участия в дискус- сиях и формировать навыки публичного представления и отстаивания своей точки зрения (ПК-8) в условиях активной учебной внеаудиторной коммуникации в пространстве социальных сетей; научить учащихся представлять материалы своих исследований в виртуальной среде с помощью новейших интернет-сервисов (ПК-8); знакомить учащихся с методологией и практикой управления про- ектами, предлагая выполнение учебных заданий в форме поисково-ис- следовательских и творческих проектов (ПК-15). Структура и содержание дисциплины В образовательной программе дисциплины кроме расширения исхо- дящих компетенций происходит и изменение её содержательной струк- туры. Увеличиваются доля и качество самостоятельной внеаудиторной работы учащихся. До использования социальных сетей в преподавании курса «Интер- нет-технологии» самостоятельная внеаудиторная работа студентов ор- ганизовывалась в виде изучения дополнительного теоретического ма- териала и подготовки исходных данных для выполнения практических заданий в аудитории. В связи со сложностью изучаемого программного обеспечения не представлялось возможным выполнение практических учебных заданий учащимися самостоятельно без помощи и консульта- ций преподавателя. Таким образом, самостоятельная работа учащихся не имела практического характера, что в условиях преподавания приклад- ной дисциплины снижало конечный образовательный результат. Организация образовательного взаимодействия с помощью социаль- ных сетей позволяет изменить содержание самостоятельной работы сту- дентов, повысить эффективность учебной коммуникации преподавателя и студентов вне аудитории [4]. Становится возможным выполнение тех- нологически и методически сложных учебных заданий. Поэтому содер- жание самостоятельной работы студентом в большей степени может быть наполнено практической работой. Таблица 1 Сравнение структуры различных вариантов рабочих программ дисциплины по объему аудиторной и внеаудиторной работы, пассивных и активных форм обучения Виды деятельности Без использования со- циальных сетей С использование со- циальных сетей Аудиторные занятия (ак. ч.) 24 (67%) 24 (33%) Внеаудиторная самостоятельная работа (ак. ч.) 12 (33%) 48 (67%) Пассивные формы обучения (ак. ч.) 18 (50%) 14 (20%) Активные формы обучения (ак. ч.) 18 (50%) 58 (80%) Увеличение общего объема времени изучения дисциплины за счет СРС и увеличение доли в этом объеме активных форм обучения есте- ственным образом способствуют увеличению количества и качества фор- мируемых компетенций учащихся. Кроме того, фактическое увеличение количества учебного времени позволяет учащимся изучить большее ко- личество материала. Поэтому вместе со структурой меняется и содержа- ние дисциплины. Так, например, до использования в учебном процессе социальных сетей учащиеся овладевали навыками работы только с одной информационной технологией (блог). Увеличение количества времени контролируемой и направляемой самостоятельной работы студентов (с помощью взаимодействия в социальных сетях) позволило освоить боль- шее количество программных средств (ментальные карты, сервисы Гугл, «инфы» и др.). Образовательные технологии Использование в учебном процессе социальных сетей может способ- ствовать преодолению проблем информационной, интеллектуальной и эмоциональной дифференциации учащихся и нехватки времени на глу- бокое изучение дисциплины. Внеаудиторная коммуникация преподава- теля со студентами и студентов друг с другом в социальных сетях расши- ряет возможности применения в учебном процессе современных образовательных технологий, таких как метод проектов2, мозговой штурм3 и экспертиза4. Взаимодействие участников учебного процесса друг с другом и с учебным материалом вне аудитории с помощью соци- альных сетей и технологий веб 2.0 позволяет преподавателю реализовы- вать групповую5 и индивидуальную формы обучения и организовывать тем самым контролируемую и управляемую самостоятельную работу студентов [4]. Таблица 2 Изменение образовательных технологий и форм обучения при использовании социальных сетей Вид деятельности Без использования соци альных сетей С использованием социальных сетей Образовательные технологии Лекция, лабораторная работа Лекция, лабораторная работа, проекты, мозговой штурм, экспертиза Формы обучения Фронтальная Фронтальная, групповая, индивидуальная Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины В соответствии с концепцией информационной среды, разработан- ной Ю.А. Шрейдером, особенностью информационной среды является ее способность предоставить «возможность получения необходимых дан- ных, сведений, гипотез, теорий и пр.», что делает ее своеобразным бан- ком данных или проводником информации [5]. Причем в учебной среде (в отличие от образовательного пространства) предполагается обязатель- ное присутствие человека и взаимодействие между ней и человеком. Процесс создания среды обучения состоит из нескольких последова- тельных этапов: выбор информационно-коммуникационных технологий для созда- ния среды; подготовка педагогического сценария обучения в среде; подготовка учебного содержания среды (контента); наполнение виртуальной среды учебным контентом. Так как эксперимент по использованию социальных сетей в учебном процессе проводился в условиях очного обучения учащихся, при обяза- тельном посещении ими занятий, то для его реализации была выбрана модель смешенного обучения (blended learning): сочетание традицион- ных занятий в аудитории с электронным обучением. Поэтому создавае- мая среда обучения должна была состоять из реальной и виртуальной ча- стей. В качестве основной технологической платформы для организации виртуальной части учебной среды выбрана популярная среди молодежи социальная сеть «В контакте». Предварительный опрос студентов, учув- ствовавших в эксперименте, показало, что 93% из них уже зарегистриро- ваны в этой сети. В качестве средства представления результатов проект- ных работ учащихся использовался конструктор блогов blogger.com, который позволяет быстро освоить навыки самопубликации в сети и со- здавать веб-ресурс с одним или несколькими авторами. При разработке педагогического сценарий изучения дисциплины определялись следующие виды учебной работы (ВУР) учащихся: ВУР 1 – изучение теоретического материала; ВУР 2 – применение новых теоретических знаний на практике; ВУР 3 – освоение прикладного ПО (формирование умений); ВУР4 – формирование навыков применения прикладного ПО; ВУР5 – рефлексия результатов обучения. Для реализации данного сценария разработаны соответствующие виды заданий. Таблица 3 Сценарий выполнения различных видов учебной работы учащихся Задание Способ вы полнения задания Форма работы Вид учебной деятельности Форма обучения Способ оценки 1 2 3 4 5 6 Обзорная лекция по темам «Понятие интернет- технолгогии» и «Технологии Веб 2.0» Слушание, чтение. Лекционное аудиторное занятие ВУР 1 Фронтальная Не оценивается Найти и описать шесть произвольных сайтов с признаками веб 2.0, аргументировать свой выбор. Поиск информации, её анализ и сравнение, составление ответа на задание в письменной форме (электронный текст) Самостоятельная внеаудиторная работа ВУР 2 Индивиду- альная Преподаватель проверяет правильность выполнения заданий с фиксированием результата в учебной ведомости (зачет/ незачет). В случае неправильного выполнения, преподаватель дает рекомендации по исправлению ответа на задание Обучение работе с сервисами веб 2.0: инструменты Google, ментальные карты, презентации, блог Наблюдают за решением задачи преподавателем. Решают задачу вместе с преподавателем. Решают аналогичную задачу самостоятельно Лабораторная работа в аудитории или самостоятельная работа вне аудитории с методическими инструкциями преподавателя (электронный текст и видео) ВУР 3 Фронтальная Преподаватель проверяет правильность самостоятельного р шения задачи с фиксацией результата в учебной ведомости (зачет/ незачет). В случае не- правильного выполнения, преподаватель дает рекомендации по исправле- нию ответа на задание Преподаватель проверяет правильность самостоятельного решения задачи с фиксацией результата в учебной ведомости (зачет/ незачет). В случае неправильного выполнения, преподаватель дает рекомендации по исправлению ответа на задание Создание коллективного блога по теме «Что такое Веб 2.0» Учащиеся распределяются на подгруппы 4-5 человек, выбирают тему для исследования, проводят иссле- дование, представляют результат исследования в одном общем блоге Лабораторная работа в аудитории или самостоятельная работа вне аудитории ВУР1 ВУР2 ВУР2 ВУР4 Групповая Оценивается студентами в процессе выполнения следующего задания (экспертиза работ) Выбор задания для творче- ского проекта посвященного одной единой теме «Филоло- гический факультет ТГУ» Учащиеся распределяются на подгруппы 4-5 человек, выбирают тему для исследования, проводят иссле- дование, представляют результат исследования в одном общем блоге Лабораторная работа в аудитории или самостоятельная работа вне аудитории ВУР1 ВУР2 ВУР2 ВУР4 Групповая Оценивается студентами в процессе выполнения следующего задания (экспертиза работ) Выполнение творческого проекта в коллективном блоге «Homofilfa cus» В соответствии с выбранной вы- полняют задание в коллектив- ном блоге «Homofilfacu s»: публикация новых материалов, продвижение и модерация блога Лабораторная работа в аудито- рии или самостоятельная ра- бота вне аудитории ВУР4 групповая или индивидуальная Преподаватель проверят выполнение задания, фиксирует результат в учебной ведомости (зачет/ незачет). Рефлексия Отвечают на вопросы анкеты Самостоятельная работа вне аудитории ВУР5 Индивидуальная Преподаватель проверят выполнение задания, фиксирует результат в учебной ведомости (зачет/ незачет) Сценарий изучения дисциплины кроме учебных заданий предпола- гает определенные способы и правила коммуникации как в реальной ча- сти учебной среды, так и в виртуальной. Занятия в аудитории проходили в фронтальной форме: преподаватель излагает и показывает, учащиеся слушают и повторяют. Не смотря на преимущественно одностороннюю коммуникацию в аудитории, учащиеся могут задавать вопросы и полу- чать ответы от преподавателя. Общение происходит в режиме реального времени и ограничивается продолжительностью занятия (2 академиче- ских часа). Таблица 4 Формат и способы представления учебного содержания дисциплины в условиях использования социальных сетей Задание Формат Способ представления В аудитории В вирт. среде В аудитории В вирт. среде Обзорная лекция по темам «Понятие интернет-технологии» и «Технологии Веб 2.0» Лекция, мультимедиа-презентация Мультимедиа-презентация Устный доклад, демонстрация презентации через проектор Демонстрация презентации на веб-странице Найти и описать шесть произвольных сайтов с признаками веб 2.0, аргументировать свой выбор - Электронный текст - Форум в «Контакте» Обучение работе с сервисами веб 2.0: инструменты Google, ментальные карты, презентации, блог Наглядная демонстрация примеров, Видеозапись демонстрации примеров и электронный текст с инструкциями6 Демонстрация через проектор Видео-альбом и вики-страница в «Контакте», виртуальный класс Adobe Connect Pro Создание коллектив- ного блога по теме «Что такое Веб 2.0» - Электронный текст - Форум в «Контакте» Экспертиза работ в коллективном блоге - Электронный текст - Форум в «Контакте» Выбор задания для творческого проекта посвященного одной единой теме «Филоло- гический факультет ТГУ» - Электронный текст - Форум и вики- страница в «Контакте» Выполнение творче- ского проекта в кол- лективном блоге «Homofilfacus» - Электронный текст - Форум в «Контакте» Рефлексия - Электронный текст - Форум в «Контакте» В виртуальной части среды обучения происходит взаимодействие (двухсторонняя коммуникация) всех участников учебного процесса (групповая и индивидуальная форма обучения). Коммуникация осу- ществляется с помощью: личных сообщений, публичных сообщений и комментариев к ним, обсуждений в форуме, опросов и голосований, вики-страниц. Общение происходит, как правило, в офлайн (вопрос-от- вет с задержкой во времени) и не ограничивается какими-либо хроноло- гическими рамками. Структура учебного содержания соответствует сценарию обучения учащихся, но формы и способы представления различаются. Кроме заранее подготовленного и создаваемого во время занятий учебно-методического материала, содержание среды обучения формиру- ется за счет результатов виртуальной консультации учащихся. В про- цессе выполнения задания вопросы и трудности, возникающие у студен- тов, формулируются и публикуются ими в учебном форуме «В контакте». Преподаватель, а иногда и другие студенты отвечают на эти вопросы, формируя базу дополнительных знаний. Таким образом происходит сов- местное (преподаватель и учащиеся) дополнение и совершенствование содержания учебной среды. 1. ФГОС направления «филология» 032700. 2. Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление с тем, чтобы до- стичь результата оптимальным способом. Метод проектов по своей дидактической сущ- ности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы (вуза), оказывается более приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяю- щимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. 3. Мозговой штурм – универсальный педагогический метод по свободной выработке множества идей на заданную тему. Метод призван подтолкнуть учащихся, занятых реше- нием проблемы, к выдвижению большего числа идей, стимулирует их творческую актив- ность. Мозговой штурм позволяет научить учащихся: фантазировать, генерировать идеи, смело высказывать свои мысли публично, говорить по одному, слушать других, уважать чужое мнение, критически относится к информации. Метод хорошо демонстрирует, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. 4. Метод эффективен для развития аналитических способностей, рефлексии. Он широко используется для экспертной оценки действий обучаемых во время педагогических, позна- вательных, деловых игр; при анализе рефератов, выполнения опытов, решения различных задач, преодоления конфликтных ситуаций. Обучаемые, выступающие в роли экспертов, должны хорошо владеть учебным материалом, знать проблему обсуждения и оценки. 5. Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе группы учащихся создаются небольшие рабочие группы (3-5 человек) для совместного выполнения учебного задания. 6. Представление и объяснения задания происходит в аудитории с параллельной транс- ляцией занятия в вебинаре с помощью системы Adobe Cpnnect Pro. Вебинар был организо- ван не столько для дистанционного подключения к занятию удаленных учащихся, сколько для возможности создания видеозаписи. После проведения занятия все методические ука- зания и инструкции преподавателя по работе с ПО публикуются в учебной группе «В кон- такте» в формате видеозаписей.

Ключевые слова

образование, образовательное взаимодействие, социальные сети, education, educational interaction, social media

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фещенко А.В.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 1

Ссылки

Малкова И.Ю., Фещенко А.В. Возможности социальных сетей для проектирования образовательных ресурсов // Открытое дистанционное образование. Томск, 2012. №2 (46). С. 46–50.
Marc Prensky. «Digital Natives, Digital Immigrants» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.comscore.com/layout/set/popup/Press_Events/Press_Releases/2009/7/ Russia_ has_World_s_Most_Engaged_Social_Networking_Audience (дата обращения: 03.08.2010).
Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы разви- тия // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2011. № 3(43). С. 44–50.
Фещенко А.В. Организация активных методов обучения студетнов с помощью со- циальных сетей // Актуальнi питання, проблеми та перспективи розвитку гуманiтарного знання у сучасному iнформацiйному просторi: нацiональний та iнтернацiональний аспекти: зб. наукових праць / за заг. ред. К.фiлщс.н. М.А. Журби – Частина II. Луганськ: вид-во СНУ iм В. Даля, 2011. С. 190–194.
Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // НТИ. Сер. 2. 1976. № 1. С. 3–6.
 ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ | Гуманитарная информатика. 2013. № 7.