ФИЛОЛОГИЯ И ИНФОРМАТИКА: СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТРОННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ
ФИЛОЛОГИЯ И ИНФОРМАТИКА: СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТРОННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ.pdf Период общественного развития со второй по ловины XX - начала XXI в. тесно связан с изменением представлений о роли информации в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Появление и активное развитие новых информационных технологий повлекло за с о- бой кардинальное изменение ценностных о риентаций - информация как ресурс стала приобретать все большую значимость. Связано это в первую очередь с тем, что широкий доступ к необходимой информации позволяет осуществлять более эффективные и результативные действия, поэтому в настоящее время одной из актуальнейших задач является проектирование и создание различного рода информационных ресурсов. Проблема информационного взаимодействия и обмена актуальна для общества в целом, но особенно остро стоит она для научного соо б- щества, потому что именно здесь задача формирования единого откр ы- того информационного пространства является жизненно необходимой. Связано это напрямую с тем, что достоверность и эффективность нау ч- ного исследования, во -первых, непосредственно зависит от доступности научной информации (ка к первичной, в виде материала для анализа, так и вторичной - результата теоретического осмысления). Во -вторых, непосредственно отражается на уровне жизни людей как на материаль- ном, так и на уровне внутреннем, духовном, интеллектуальном. Нужно отметить, что сказанное особенно справедливо для наук гу- манитарной сферы, традиционно ориентированной на исследование различных способов представления и передачи информации в социуме. Развитие информационных технологий привело к тому, что в н асто- ящее время в сфере гу манитарных наук все активнее используются н о- вые способы обработки и представления информации, такие как, например, электронные базы данных, содержащие различные эмпирич е- ские материалы, которые, с одной стороны, уже представляют собой систематизированный, прошедший первичную обработку, научный про - дукт, с другой - информация баз данных используется как материал для дальнейших научных исследований. 102 Гум анитарная информатика. Вып. 1. Среди гуманитарных баз данных можно выделить общегуманита р- ные базы, содержащие информацию, актуальную для многих наук гум а- нитарной сферы, и специализированные базы, ориентированные на определенную гуманитарную область. Предварительно следует все же оговорить, что разделение на общегуманитарные и специализированные базы представляется достаточно условным, т. к. информация, представ- ленная в специализированных базах, вполне может быть использована для исследования в другой гуманитарной области. Но все же следует помнить о том, что создается специализированная БД специалистами одной области знания, при создании решаются узкоспециальные задачи, а способы представления также ориентированы на достижение узкосп е- циальных целей. Среди специализированных БД мы можем назвать исторические, лингвистические, культурологические базы данных и т.п. Исторические базы данных связаны с созданием и представлением массовых источников (например, БД архивных материалов по массовым репрессиям), исторических документов, фактов материальной культуры, представляющих интерес для историков (экспозиции электронных м у- зеев, исторические архивы) и др. Среди лингвистических баз данных можно выделить два основных типа: полнотекстовые базы, в которых представлены корпусы текстов, например "Компьютерный корпус текстов русских газет конца XX века" Лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографи и МГУ. Второй тип - различного рода машинные словари: база данных "Хронологический морфемно -словообразовательный словарь русского языка" Лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексик о- графии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, ко м- пьютерная база данных по русским прилагательным "EDGE", база ли нг- вистических данных (применительно к электронной энциклопедии, предназначенной для экспертов-русистов в области судебной фонети - ки) и др. Филологические БД представляют собой библиотеки электр онных текстов, включающие как произведения художественной литературы, так и критические, исследовательские работы по их изучению. Подо б- ные базы размещены на различных филологических сайтах (портал "Кирилл и Мефодий", Интернет-версия журнала "Philologica", "Ruthe- nia", "Русская виртуальная библиотека"), а также могут пре дставлять собой отдельный самостоятельный ресурс ("Фундаментальная эле к- тронная библиотека: Русская литература и фольклор"). Культурологические БД содержат структурированную информацию (текстовую, визуальную, аудиозаписи) по существующим культурным Гум анитарная информатика. Вып. 1. 103 объектам. Прекрасным примером здесь служат сайты Новгорода ("Но в- город, история: Деревянное зодчество, Прикладное искусство, Музей колоколов"), Пскова, а также "Полимедийная база данных по календа р- ным праздникам русских Поволжья" и многие другие. К междисциплинарным базам данных мы можем отнести базы да нных, содержащие информацию, актуальную для разных наук гуман и- тарной сферы. В частности, таковыми являются базы данных, содерж а- щие сведения о культу рных объектах различного рода, например эле к- тронные музеи, базы данных объектов русской культуры. Одним из та- ких активно представляемых объектов выступает фольклор - культур- ный опыт нации, воплощенный в словесной, материальной и музыкал ь- ной форме. В соответствии с этим можно говорить о трех типах фольклорных БД: 1) ориентированных на фольклорные тексты (как в письменном в иде, так и в устном (аудиозапись); 2) ориентированных на музыкальную культуру; 3) ориентированных на материальную культуру той или иной тер- ритории. Безусловно, вполне возможно сочетание всех трех направлений в одной БД, но, как показывает опыт анализа ресурсов подобного рода, такая универсальность достаточно редка. Появление новых технологий коммуникации повлекло за собой во зникновение нового коммуникативного и информационного простра н- ства - глобальной компьютерной сети Интернет, которая позволяет по - новому решать задачи информационного взаимодействия. Анализ Интернет-ресурсов фольклора позволяет говорить о сущ ествовании нескольких типо в сайтов, представляющих народную куль- туру. Во-первых, в русском Интернет широко представлена как русская народная культура, так и культура других народов, проживающих на территории России. Это, например, такие сайты, как "Традиционная культура народов евр опейского северо -востока России: Этнографич е- ская электронная энциклопедия. Фольклор и этнография коми и коми - зырян, традиционная культура северных русских" Отдела этнографии и фольклора КНЦ УрО РАН, "Мифология коми", "KALEVALA - народ- ный эпос", "Тверские карелы", "Татарская народная музыка" Казанской академии культуры и искусств, "Чувашская Республика" и многие др у- гие. Во-вторых, сайты, посвященные русской народной культуре и фольклору, можно разделить на два основных типа: 104 Гум анитарная информатика. Вып. 1. 1. Сайты научно -образовательных, культурных учреждений, пре д- ставляющие территориальный вариант народной культуры. Например, "Фольклор Новгородской области", "Лаборатория фольклора Поморск о- го университета (Архангельск)", "Каргополь: Библиотека: Сказки, По- верья, Праздники", "Русский фольклор: Учебное пособие "Народно - поэтическое слово Юга России"", "Традиционная культура русских Си- бири" Омского университета и Сибирского культурного центра Омска, "Традиционная культура Иркутской области" Иркутского областного центра народного творчества и досуга, Интернет-версия фонограмархи- ва Института языка, литературы и истории Карельского НЦ РАН. 2. Сайты центральных научно -образовательных, культурных учр еждений, в течение многих лет занимавшихся исследованием фольклора на той или иной территории. Напр имер, сайт "Фольклорно -этно- графический центр", справочник "Традиционная культура "Пско вской области" (сетевая демоверсия), представленный на сайте Санкт-Пе- тербурга, "Русский фольклор в современных записях", сайт, созда нный на базе Пропповского центра гум анитарных исследований в обла сти традиционной культуры Санкт-Петербургского университета, сайт Та р- туского университета "Фольклор и постфольклор: структура, тип ология, семиотика", каталог звукозаписей произведений народной культуры русского Севера Санкт-Петербургских коллекций, и многие др угие. Среди представленных ресурсов можно, кроме того, выделить са й- ты, на которых представлены различные жанры фольклора, но есть и посвященные одной из составляющих народной культуры. Это, напр и- мер, сайт "Русская народная свадьба Ульяновской области" или звуко- вая хрестоматия, представляющая жанр песни, при Пропповском центре гуманитарных исследований в области традиционной культуры Санкт- Петербургского университета. Следует, однако, заметить, что, во -первых, далеко не все из заявленных Интернет-ресурсов являются доступными. Во -вторых, не все сайты содержат базы данных русского фольклора. В-третьих, многие базы не содержат полных текстов произведений народной культуры как, напр и- мер, сайт Лаборатории фольклора Поморского у ниверситета. Здесь представлен только список названий архангельских сказок, со бранных и опубликованных лабораторией, а также теоретические работы по фол ь- клору Поморья и в разделе "Мультимедиа" несколько оцифрова нных видеозаписей произведений. Среди существующих в сети Интернет ресурсов можно назвать н екоторые, содержащие полноценные и удобные для использования и н- формационные базы, представляющие различные варианты русской народной культуры. К таковым могут быть отнесены, например, "Фол ь- Гум анитарная информатика. Вып. 1. 105 клор Новгородской области", где представлена как история изучения фольклора Новгородской области, так и обрядовая культура: св адебные и похоронные обряды. На этом же сайте представлены тексты новг о- родских сказок редкого издания (1924 г.). Звуковая хрестоматия "Ру с- ский фольклор: колыбельные, подблюдные, лирические песни..." Про п- повского центра гуманитарных исследований в области традиц ионной культуры Санкт-Петербургского университета представляет как ауди о- записи, так и тексты народных песен. Сайт "Русская народная свадьба Ульяновской области" дает возможность познакомиться не только со свадебным обрядом, но и с отдельными исполнителями фольклорных произведений. Широкий спектр произведений народной культуры пре д- ставлен на сайте "Традиционная культура Иркутской о бласти" Иркут- ского областного центра народного творчества и досу- га - это по преимуществу произведения словесной культуры, но есть и описания обрядов. Кроме того, фольклорный материал на сайте сопр овождается информативными очерками об исполнителях и специфике бытован ия того или иного жанра на определенной территории. Большой интерес представляет размещенная в Интернет БД, представля ющая результаты оцифровки и описания фольклорного фонограмархива И нститута рус- ской литературы Российской академии наук. Широкий спектр жан ров, большое количество записей, наличие ИПС делают р аботу с базой инте- ресной и удобной. Несмотря на то, что мы могли бы назвать еще много подобных р есурсов, следует сказать о большой проблеме, которая, на наш взгляд, существует в этой области. По нашему мнению, в Интернет-пред- ставлении русского фольклора наблюдается существенная фрагмента р- ность - в сети не представлена специфическая культура обширных те р- риторий России. Наиболее исследована в этом аспекте европейская часть России, культура русского Север а традиционно выступала объе к- том исследования ученых-фольклористов в силу своей исконности и исторической первичности. В достаточной степени изучен и юг Ро ссии. Гораздо менее изучены территории, освоенные позже, территории, на которых представлены модифицированные за счет контактов с мес тным населением и за счет смешения при миграции представителей разли ч- ных областей и этносов варианты народной культуры: Урал, Сибирь и Дальний Восток. Фольклор Сибирского региона представлен сайтами "Традиционная культура Иркутской области" Иркутского областного центра народного творчества и досуга и "Традиционная культура русских Сибири" О м- ского университета и “Сибирский культурный центр” Омска. На сайтах представлены территориальные варианты фольклора Сибири, сфера бы - 106 Гум анитарная информатика. Вып. 1. тования которого ограничивается населенными пунктами Иркутской и Омской области соответственно. Но Сибирь - это огромные простран- ства, история заселения и освоения которых складывалась по -разному. Различные территориальные зоны Сибири отличаются друг от друга географическими и климатическими условиями, от чего зависит разл и- чие в видах деятельности людей, их населяющих. А это не может не отразиться в народной культуре, тесно связанной с трудовой сферой человека. Таким образом, можно подвести некоторый итог: несмо тря на то, что количество уже существующих информационных ресурсов, пре д- ставляющих народную культуру, достаточно велико, оно не отражает, во-первых, всего многообразия территориальных вариантов народной культуры. Во-вторых, далеко не всегда заявленная инфо рмация пред- ставлена в полнотекстовом виде. В связи с этим полагаем, что одной из актуальнейших задач совр еменной фольклористики является презентация собранного и прошедш е- го предварительную обработку материала, представляющего по во змож- ности более полно различные территориальные варианты народной культуры. Думается, что одним из шагов к решению этой задачи может стать создание научно -культурного ресурса, содержащего информацию и м а- териалы одной из специфических форм народной культуры Сибири - среднеобского фольклора. Предполагаем, что ценным станет введение в научный оборот нового материала - сибирский русский фольклор за- фиксирован фрагментарно даже по сравнению с сибирским фольклором малых народов. Обращение к материалу фольклора в его региональном варианте позволяет поставить проблему сохранения элементов тради- ционной культуры в современном обществе и ее трансформации. Создание такой базы позволит решить проблему публикации этих уникальных записей, ранее еще не изданных и не доступных для уч е- ных, занимающихся исследованиями в области антропологии, этногр а- фии, культурологии, лингвистики, истории и др. Сибирского региона. Позволит представить эмпирический материал для комплексного иссле- дования различных аспектов образа мира жителей Сибири. Введение в научный оборот новых фольклорных материалов сп особствует не только более полноценному восприятию традиций устного творчества, но и решению многих вопросов в области науки о языке художественной литературы, о специфических особенностях народного сознания, о резу льтатах диалога национальных культур. "...Изучение языка фольклора как особой формы языка словесного искусства... важно не только само по себе, но и для познания языка в целом" [1, с. 200]. Гум анитарная информатика. Вып. 1. 107 Одной из основных проблем, связанных с документированием фоль - клора, является вопрос о соотношении фольклора и диалекта. В связи с этим существует несколько точек зрения. 1. Диалектологи полагают, что язык фольклора - функционально - стилевая разновидность диалекта. (Этой точки зрения придерживаются Л.И. Баранникова, В.И. Собинникова, В.В. Виноградов и другие). Так, Л.И. Баранникова считает, что "в основе народнопоэтической речи л е- жит фонетическая, грамматическая и лексическая система того диале к- та, в пределах которого бытует данное народнопоэтическое произведе- ние" [2, с. 165]. 2. И.А. Оссовецкий, Е.Б. Артеменко, А.Н. Веселовский, А.В. Де сницкая и другие считают, что в языке фольклора отсутствуют узкоди а- лектные элементы, понимая наддиалектность как величину интегр иру- ющую, как начало, объединяющее носителей разных диалектов. Тем самым исследователи выводят язык фольклора за рамки отдельного диалекта, приравнивая его к койнэ. С другой стороны, если наддиалек т- ность понимается как наличие элементов, не содержащихся в данном диалекте, то устная поэтическая речь - внутридиалектная стилевая раз- новидность, где сильно влияние традиции. В силу этого фольклорные тексты характеризуются замедленной эволюцией устнопоэтической р е- чи, что отличает язык фольклора от обиходно -разговорной речи, но не свидетельствует о его наддиалектности. 3. Фольклор - самостоятельная подсистема диалекта, который отличается от бытового диалектного текста эстетической обработанностью (А.Т. Хроленко, О.И. Богословская, томская диалектологическая шко - ла - О.И. Блинова, О.И. Киселева, С.Е. Мартынова и другие). Язык фольклора - это образование системного характера, состоящее из еди- ниц разного уровня, сложившееся в процессе художественного творч е- ства в пределах текстов устно -поэтических произведений. Это "функци- онально-стилевая разновидность диалекта, генетически одноро дная с диалектно-бытовой речью и отличающаяся от последней своей фун кци- ональной и жанровой дифференциацией. Функциональная и жанр овая дифференциация в порядке "давления системы" способствует поя вле- нию в устно-поэтической речи отдельных языковых элементов, харак- терных только для этой разновидности речи, а также изменению в а- лентности и дистрибуции элементов, присущих всем разновидностям диалекта. Суммарно отличия не велики и не позволяют считать язык фольклора явлением наддиалектным" [3, с. 67]. При разработке структуры базы данных среднеобского фольклора, при отборе материала для ее заполнения фольклор рассматривался как 108 Гум анитарная информатика. Вып. 1. подсистема диалекта, соответственно, материалы базы ограничены ра м- ками среднеобского говора. Территория бытования среднеобского фольклора ограничена со- ответствующими рамками среднеобского говора. Указанная террито- рия зафиксирована в исследованиях томских диалектологов, в час т- ности в работе «Русские говоры Среднего Приобья» [4, с. 5] следую- щими границами: «территория по р. Томи (от д. Салтымако во Крапи- винского района Кемеровской обл. до впадения ее в р. Обь, по р. Оби (от южной границы Кожевниковского района до Александровского района Том ской области), по притокам р. Оби: Парабели, Чулыма, Кети, Васюгана, Тыма и др. в пределах административных границ Томской области. Эта территория, входившая в состав бывшей Томской губернии, на которой в XVII в. располагались Томский, Нарымский, Кетский и Мун- гатский остроги с относящимися к ним населенными пунктами шести станов: Подгородного, Спасского, Сосновского, Запоросского, Обского, Чулымского (Яйского). По современному административному делению они охватывают Томскую область, северные и центральные районы Ке- меровской области» . Специфические черты придал среднеобскому фольклору характер его формирования. Территория Среднего Приобья является ярким пр и- мером осуществления диалога культур. Синтетический характер сиби р- ского культурного пространства сложился в результате взаимодействия различных национальных культур - русской, украинской, белорусской, немецкой, прибалтийской, татарской и др., причем такие процессы были характерны для сибирского культурного пространства на протяжении всей истории его формирования: это касается как истоков (смешанный, разнодиалектный состав населения, оторванность от исконной, «мате- ринской» национально-культурной среды, культурное взаимодействие с аборигенами - контакты с финно -угорскими, тюркскими и самодийски- ми народами, «новые географические условия и связанные с ними ос о- бенности жизни, быта, экономики и т. д.» - см. об этом [4, с. 15-16]), так и недавних и современных процессов. Одним из недавних проявлений межкультурного диалога можно считать формирование социокультурной ситуации, складывавшейся на рассматриваемой территории с 30-х годов XX в., которая определяется конкретно-историческими условиями: массовое насильственное перес е- ление представителей различных национальностей, различных культур на соответствующую территорию, а также процессы естественной м и- грации населения. В настоящее время можно говорить о том, что пр о- цессы естественной миграции населения актуализировались вновь, в Гум анитарная информатика. Вып. 1. 109 частности за счет переселения из республик бывшего СССР. Таким о б- разом, рассматриваемая территория представляет особый интерес для исследователя любой составляющей культурного пространства в связи с особенностями ее национально -культурного многообразия. В настоящий момент осуществляется первый этап формирования базы данных среднеобского фольклора. На данном этапе в качестве м а- териала задействованы фольклорные тексты только на русском языке. В перспективе планируется представить все многообразие разнонаци о- нальных фольклорных текстов, бытующих на данной территории. В Томском государственном университете с 60-х годов XX в. ин- тенсивно велись записи текстов народной культуры жителей Сибирско- го и Алтайского регионов, в том числе Среднего Приобья. Записи пр о- водились как в рамках научных экспедиций, так и в системе студенч е- ских фольклорных практик. В настоящее время эти материалы введены в научный оборот. В то же время среднеобский фольклор, по сравнению с текста ми других регионов России, представлен непоследовательно в плане нау ч- ной, многоаспектной фиксации материала, это показали и первичная обработка имеющегося материала, и апробация результатов его анализа. Жанровый состав сибирского фольклора специфичен и по сравнению с жанровой палитрой словесной культуры европейской части Ро с- сии содержит определенные лакуны. Количественное наполнение ка ж- дого представленного жанра также неравномерно. Прежде всего следует отметить полное отсутствие на исследова нной территории былин и исторических песен (по крайней мере, это можно сказать в отношении рассматриваемого периода - с 60-х годов ХХ в. по настоящее время). Больше всего среди текстовых записей представлено произведений песенного фольклора (баллады, хороводные, протяжны е и др. песни, романсы, песни литературного происхождения и частушки). Значительную группу среднеобских текстов представляют загадки. Их тематика в большинстве связана с земледельческим трудом. Устная проза представлена жанровыми формами сказок и быличек. Среди сказок в основном встречаются бытовые (меньше - сказки о жи- вотных). Немного зафиксировано паремиологических текстов (пословицы). Это объясняется экстралингвистическими условиями сбора материала. Интересной представляется единичная фиксация текстов на родной драмы. Достаточно широко представлены тексты заговоров, кроме того, бытовой обрядовый фольклор представляют описания свадебного обр яда (включая свадебные песни). 110 Гум анитарная информатика. Вып. 1. Особой составляющей материала, вошедшего в создаваемую базу, являются тексты наивной литературы (о специфике данного типа фоль- клора см. ниже). В небольшом количестве среди материалов фольклорных экспеди- ций представлены записи текстов детского фольклора: колыбельные песни, считалки, скороговорки и заклички. Создание базы данных среднеобского фольклора можно рассматр и- вать как средство объективации глубинных процессов народной культу- ры. Фольклор сохраняет интериорное общественное сознание, отражает систему мировоззрения этноса, которая преломляется в системе жанров, образов и изобразительных сре дств. Фольклор не является застывшей формой творчества, он продолжает жить и развиваться в современных условиях, приспосабливаясь к изменяющейся жизни и отражающей эти изменения этнической ментальности, которые проявляются в возникн о- вении новых и трансформ ации традиционных жанров. Современная сибирская народная культура является особым образ о- ванием, которое отличает не только способ фиксации и трансляции пр о- изведений (наряду с устными формами становятся актуальными, "фоль к- лорными" письменные и аудиотехничес кие способы передачи информ а- ции), но и модель мира, и кодовая система, представленная в нем. Мы можем говорить о сосуществовании нескольких начал внутри сибирского фольклора. Одно из них "принадлежит среде с госпо дству- ющим фольклорным сознанием и фольклор ным способом сохранения и передачи культурной традиции. Другое - функционирует в среде, куль- тура которой определяется письменной, "ученой" традицией" [5, с. 20]. Причины, формирования такой "мозаичной" фольклорной среды лежат в области социально -исторической и формируются на разных уровнях: от общечеловеческого до внутритерриториального. Формирование особой субкультуры, порождающей современный деревенский фольклор, кроме национально -культурных, имеет социально-исторические корни: 1) исторические (исторические события, приведшие к такому соста- ву населения); 2) социокультурные (законы общественного развития определяют закономерность взаимодействия культур, а также смену архаической культуры современной мозаичной; деревенская культура отлична от урбанистической, но тоже мозаична - при этом, если в городской куль- туре "фольклорные" группы локализованы, то в деревенской культуре они объединены общей "памятью", кроме того, если в городской кул ь- туре каждое фольклорное субобразование связано с соответствующей отдельной группой его носителей или они переходят из одной фоль к- Гум анитарная информатика. Вып. 1. 111 лорной среды в другую, то в деревенской культуре это более синтети ч- но, разные фольклорные подсистемы функционируют в активе одних и тех же носителей, хотя имеется, например, дифференциация по возра ст- ным группам). Учитывая, что фольклор не является застывшей формой творчества, - он продолжает жить и развиваться в современных условиях, пр и- спосабливаясь к изменяющейся жизни и отражая эти изменения этнич е- ской ментальности, - следует при отборе, обработке материала и его жанровой квалификации обратиться к исследованиям Б.М. Бернштейна, М.С. Кагана, А.С. Каргина, С.Ю. Неклюдова, Н.А. Хренова и др., где современное общество предстает как совокупность субкультур со сво и- ми моделями мира и собственным фольклором . В связи с этим отметим, что в материалы базы, наряду с традиционными, включены тексты с о- временных фольклорных жанров (зафиксированные собирателями сред- необского фольклора). В первую очередь к ним относятся тексты наи в- ной литературы, представленные стихо творениями, песнями и др амой. Жанровая и территориально -темпоральная специфика среднеобского фольклора найдет свое отражение в структуре БД, которая будет пр о- ектироваться с ориентацией на наиболее полное ее отражение, с одной стороны, с другой - с опорой на уже существующие ресурсы подобного рода. Итак, проектируемая база данных с реднеобского фольклора являет- ся безусловно оригинальной по представляемому материалу - среднеоб- ский фольклор отражает своеобразную, неповторимую картину мира жителей региона, во площенную в фольклорных текстах. Тексты средне- обского фольклора никогда не были представлены как целостный нау ч- ный продукт, некоторые тексты опубликованы в сборниках СО РАН, но для исследователя, изучающего культурную специфику региона, боль- ший интерес будет представлять целостный информационный ресурс, содержащий тексты, визуальную информацию и пр., позволяющий р е- конструировать особенности образа мира людей, населяющих регион (что соответствует корпусу среднеобского фольклора). В базе будут представлены та кже библиография и научно -исследовательские работы ученых Томского госуниверситета, посв ященные описанию особенностей среднеобского фольклора. В связи с тем, что факты народной культуры уже на протяжении р я- да лет являются востребованным источником национ ально-культурной, этнографической и лингвокультурологической информации, создава е- мая база данных будет интересна разнообразной аудитории. Во -первых, ученым -гуманитариям и социологам, исследователям сибирской тради- ционной и современной народной культуры. В качестве одного из важ- 112 Гум анитарная информатика. Вып. 1. нейших детерминирующих факторов в текстовом осуществлении фоль- клора выступает общекультурный контекст его бытия - региональная среда его существования. Обращение к материалу совокупности текстов современного фольклора в его региональн ом варианте позволяет поста- вить проблему сохранения элементов традиционной культуры в совр е- менном обществе и ее трансформации. Проведение такого исследования возможно только на широкой эмпирической базе, что соотве тствует требованиям современной науки (см. работы Н.И. Толстого, С.М. Толстой, С.Е. Никитиной и др.). Во -вторых, материалы базы могут быть использованы широкой студенческой аудиторией, обращающейся к фактам народной культуры как в рамках научно -исследовательской рабо- ты, так и при изучении соответс твующих учебных курсов. В-третьих, результаты выполнения проекта могут быть использованы фольклорн ы- ми коллективами, испытывающими потребность в обновлении репе р- туара за счет привлечения аутентичного материала. База данных наро д- ной региональной культуры будет интересна организаторам культурно - массовых мероприятий в школах и детских дошкольных учре ждениях. Таким образом, думается, что привлечение потенциала новых и нформационных технологий для представления традиционной филолог и- ческой информации принесет полож ительные научные результаты для обеих отраслей современной науки.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 524
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Мишанкина Н.А. | |||
Тубалова И.В. | |||
Эмер Ю.А. |
Ссылки
Русские говоры Среднего Приобья. Томск, 1984. С. 15 -16.
"Наивная литература": исследования и тексты / Сост. С.Ю. Неклюдов. М., 2001.
Хроленко А.Т. Наддиалектен ли язык русского фольклора // Фольклор как искусство слова. М.: Изд-во МГУ, 1966. С. 59 -69.
Баранникова Л.И. К вопросу о функционально-стилевых различиях в диалектной речи // Вопросы стилистики. Вып. 2. Саратов, 1965. С. 145 -167.
Лихачев Д.С. Об эстетическом изучении памятников культуры прошлого // Вопросы литературы. 1963. №3. С. 190 -230.
