ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИОГРАФ ИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА В СВЕТЕ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ | Гуманитарная информатика. 2004. № 1.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИОГРАФ ИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА В СВЕТЕ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИОГРАФ ИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА В СВЕТЕ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ.pdf Информация как универсальная категория играет очень важ ную роль в современном знании. Ее универсальность связана с тем, что этот феномен объединяет в себе все явления в материальном и духовном мире. Поэтому в последние годы категория «информация» становится центральным объектом исследования гуманитарных наук. Исторический опыт показывает, что информация оказывает знач ительное влияние на общественное развитие. Усложнение общественной жизни сопровождается расширением объемов информации, что, в свою очередь, ведет к увеличению потребности в информационном обмене. Чем шире потребность в информационном обмене, тем больше инфо р- мации распространяется в обществе. Она определяет сознание, поведе- ние людей, их быт, лежит в основе принятия решений, формирования мировоззрения, коммуникативных отношений в обществе. Таким обр а- зом, информация представляет собой фактор, управляющий обществе н- ным развитием, а информационная деятельность составляет основу м е- ханизма развития социальной инфраструктуры. В истории развития человечества информационные процессы изн а- чально играли важную р оль, уходя своими корнями в механизмы языко- вого взаимодействия, поведения и общения, постоянства и развития. Взаимовлияние человека и информации огромно. С одной стороны, ра з- витие человечества вызывает к жизни многообразные и сложные пр о- цессы накопления, запоминания, передачи и обработки информации, увеличение ее объемов. С другой стороны, нарастание объемов инфо р- мации вызывает обратный эффект - усиливает потребность в новых средствах коммуникации, что неизменно влечет переизбыток информ а- ции и возникновение информационных барьеров. Выход из информац и- онных барьеров человек находит, совершенствуя информационные  Р абота выполнена при поддержке Р оссийского гуманитарного научного фонда (пр о- ект № 04-01-00386а). 114    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    процессы, создавая новые механизмы накопления, передачи и обрабо т- ки информации. Исторические истоки информатизации прослеживаются в создании как естественных (язык), так и искусственных средств хранения и пер е- дачи информации. Главными вехами на этом пути стало появление письменности, книгопечатания, почты, периодической печати, телегр а- фа, телефона, фотографии, радио, телевидения и, наконец, персональн о- го компьютера. При этом качественные изменения в способах хранения и передачи информации оказывались всякий раз связаны с техническ и- ми открытиями: от возникновения письменности до появления перс о- нальных компьютеров. Эти открытия можно рассматривать как меха- низм возникновения новых каналов передачи информации и новых сп о- собов ее фиксации, поскольку каждый новый канал передачи информ а- ции вызывает к жизни новые способы ее фиксации и сохранения. Со способами фиксации информации связано распространение новых в и- дов исторических источников. В современных науках созданы методы, позволяющие исследовать информацию с самых различных позиций. Вместе с тем до сих пор в изучении информации преобладает технократический подход, сужа ю- щий понимание сущности информации, ее роли в развитии общества. Попытки синтеза представлений об информации, способах анализа ее жизнедеятельности, роли в системе коммуникаций требуют усиления междисциплинарности и поиска общенаучного метода. Подобный си н- тез подходов к изучению информации возможе н лишь в гуманитарной сфере, в том числе в сфере исторического знания. Подход к историческим исследованиям с позиций теории информ ации приводит к изменению основного объекта исторического исследо- вания. Если ранее в качестве объекта рассматривался источник как но- ситель открытой информации, то теперь основным объектом изучения становится не зафиксированная в источнике в знаковом виде часть и н- формации, а вся информация, в том числе скрытая, латентно прису т- ствующая в источнике. Расширение объекта исследования требует и обновления методов, в первую очередь методов источниковедческих. Речь идет об информац и- онном источниковедении как особой отрасли исторической науки, предлагающей собственные методы изучения информации [1]. В свете учения об информации следует та кже говорить о повышении информ а- тивной отдачи источника, усложнении его структуры, увеличении кол и- чества и видов источников по мере развития общества. Тогда в качестве общенаучной методологии источниковедческого исследования может выступать теория информации.    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    115 Информация, зафиксированная в исторических источниках, имеет разнородный характер и может быть исследована с применением, в первую очередь, источниковедческих методов, направленных на извле- чение информации из источника, ее переработку и хранение. Но в месте с тем исторический источник - это результат движения определенных информационных потоков, лишь та часть информации, которая по к а- ким -то причинам оказалась зафиксирована в текстах. Рассматривая информационную сущность исторического источника, следует признать, что информация содержится как в тексте в открытом и латентном состоянии, так и в самом носителе, в контексте, в личности создателя информации. Субъект отражает реальность и сам отражается в источнике, т. е. выступает как отражающийся объект. При этом ин- формация, передаваемая в источнике, не равноценна той информации, которую стремился передать автор источника. Информация всегда в ы- ступает как результат отражения объекта субъектом. Источник фикс и- рует уже осмысленную информацию, отношение к ней. Источник - это результат информационной деятельности субъекта по отбору, накопл е- нию, переработке и кодированию информации и поэтому неизбежно отражает индивидуальный способ моделирования и представления фрагмента информационного континуума субъектом, отражает специ- фику его мировоззрения, его картину мира. Не менее важно и то, что большое количество информации присут- ствует лишь в скрытом виде. Резонно возникает вопрос: можно ли из у- чать незафиксированную в письменном источнике информацию? Мо жно, если она имеет знаковую форму. Но любая знаковая информация - это «сырье», она нуждается в адекватном современному языку перев оде, в раскодировании. Языковой код, фиксирующий информацию, является первичной информационной средой, вбирающей и, соответственно, пер е- дающей сам ые различные типы информации об объекте и субъекте те к- ста. Более того, процесс поэтапной передачи информации сопровождае т- ся многочисленными перекодировками, каждая из которых лишь усил и- вает субъективное начало источника и обостряет задачу раскодирования содержащейся в историческом источнике информации. Отсюда возникает необходимость расширения исследовательских методов, в том числе применения информационного подхода к изучению исторических исто ч- ников в целом и историографических источников в частн ости. Принимая теорию информации как методологию источниковедч е- ского (шире - исторического) исследования, мы допускаем возможность применения информационного подхода ко всем видам исторического источника, включая как массовые, так и самодостаточные (уникальные), 116    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    к числу которых могут быть отнесены и исторические труды (истори о- графические источники). Применение теории информации как методологии историографич е- ского исследования и использование информационного подхода и мето- дов исторической информатики и когнитивной ли нгвистики в историо- графии являются новым и перспективным направлением развития исто- рической науки на современном этапе и будут способствовать углубле- нию междисциплинарного синтеза в исследовании историографических источников. В качестве объекта информацион ного исследования в дан- ной работе определены труды провинциальных историков, которые с о- держат значительный пласт латентной информации, позволяющей ра с- крыть характер взаимоотношений столичной и провинциальной исто- риографии в России во второй половине XVIII в. Предварительный ана- лиз источников данного типа показывает их качественное отличие от работ столичных историков. Таким образом, необходимо комплексное междисциплинарное и с- следование информационного потенциала историографического исто ч- ника, что требует выработки новой синтетичной комплексной методо- логии, которая объединяет конкретные лингвистические методы иссле- дования семантики текста с целью выявления ее доминанты, и со б- ственно исторических и историографических методов. В гуманитарных науках имеется сер ьезный опыт проведения ко м- плексных междисциплинарных прикладных исследований, в частности опыт применения компьютерных технологий для решения задач гум а- нитарных исследований. Специалистами в области исторической и н- форматики проводятся исследования по моделированию исторических процессов (И.В. Журбин, С.А. Нефедов, Л.И. Бородкин, В.Л. Носевич), по созданию исторических баз данных (И.М. Гарскова, Т.Ф. Изместьева, Н.А. Селунская). Проводится компьютеризованный анализ текстов (Д.В. Диденко, О.Н. Блинова, О.С. Поршнева, Т.И. Филимонова), иссле- дуются ресурсы сети Интернет как исторический источник (В.Н. Вла- димиров, Т.В. Валетов, А.В. Попов, В.И. Тихонов). Таким образом, в исторической информатике достигнуты высокие результаты главным образом в области прикладных исследований с использованием компь- ютерных технологий. Разработка методологических проблем историч е- ской информатики идет более медленными темпами (Л.И. Бородкин, В.Н. Сидорцов, В.В. Подгаецкий, А.Ф. Оськин) [2]. Методы исторической информатики тесно перепле таются с лингвистическими. Применение лингвистических методов для анализа с еман- тической составляющей текста также имеет достаточно длительную традицию. Но при том, что лингвистические методики (в частности, ме -    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    117 тодики машинной обработки текстов, например, контент-анализ) при- влекаются в прикладных исследованиях в области юриспруденции, при работе с древними рукописями, в политологии и социологии, практич е- ски не встречается упоминаний об использовании их для семантической обработки текстов историографических и сточников. Мы полагаем, что весьма продуктивным будет применение именно методики ко нтент- анализа, позволяющей выявить семантическую доминанту текста. Эта методика получила широкое распространение в работах Weber (1990), Chris t’l de Lands heer (1991), А.Н. Баранова, Ю.Н. Караулова (1994), А.Н. Баранова, В.А. Добровольского (1997), посвященных ан а- лизу политического дискурса [3]. Одним из ключевых моментов такого исследования является экспликация базовой метафоры текста (или ряда текстов), моделирующей тип во здействия на адресата текста. Рассмо т- рение метафоры в таком аспекте берет свое начало в работах лингв и- стов нового когнитивного направления, таких как Дж. Лакофф, М. Джонсон, В.З. Демьянков, Н.Д. Арутюнова и др. [4-5]. Думается, что оправданным будет применение такого подхода и к анализу истори о- графических источников. Выявление возможностей применения теории информации и и н- формационного подхода к анализу историографических источников в данной работе строится на исследовании корпуса историографических источников для «развертывания» латентной информации, содержащейся в них. Такое исследование предполагает решение следующих задач: 1) выработать общие теоретико -методологические основы инфо рмационного подхода к анализу историографических источников; 2) обработать с применением метода контент-анализа и других м е- тодов компьютерной лингвистики и исторической информатики корпус историографических текстов, включающий труды провинциальных и с- ториков второй половины XVIII в.; 3) выработать методы «развертывания» информаци и и специфику ее «свертывания» в историографическом тексте; 4) выявить соотношение объективной и субъективной, явной и ла- тентно присутствующей в историографическом источнике информации; 5) построить информационное поле историка и определить инфо р- мационную среду, с которой он взаимодействовал. В качестве методологии заявляемого исследования применяется теория информации, что открывает возможности для междисциплина р- ного синтеза и применения естественно -научной методологии в гумани- тарном исследовании. Методика исследования основывается на том, что каждый истор и- ческий (историографический) источник представляет собой источник 118    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    информации, к изучению которого применимы, в первую очередь, и с- точниковедческие методы, направленные на извлечение информации из источника, ее переработку и хранение. Кроме того, если мы рассматриваем историографический источник как продукт информационной деятельности, то прежде всего необходи- мо помнить о том, что первичной коммуникативной информационной средой является язык. Поэтому в первую очередь следует обратить вни- мание на лингвистический анализ историографического текста. В кач е- стве основных методов первичного лингвистического анализа инфо р- мационного поля историографического источника могут быть примен е- ны системно-структурные лингвистические методы семантики: компо- нентный, дистрибутивный анализ, трансформационный анализ. В связи с тем, что информационный потенциал историографическ ого источника предполагает соединение различных картин мира: объе ктивная картина мира эпохи-источника - субъективное видение мира интерпрета- тора 1 (создателя текста) - картина мира историографич еского текста 1 - субъективное видение мира интерпретатора 2 (читателя текста) - картина мира текста 2, наиболее объективным нам представляется контент-анализ историографического текста. «По сути контент-анализ использует чисто лингвистическую информацию о характеристиках текста и пытается в ы- явить его семантические особенности. Сущность контент-анализа заклю- чается в том, чтобы по внешним - количественным - характеристикам текста на уровне слов и словосочетаний сделать правдоподобные предп о- ложения о его плане содержания и, как следствие, сделать выводы об особенностях мышления и сознания автора текста - его намерениях, установках, желаниях, ценностных ор иентациях и т. д.» [3]. Историческая информация выступает как источник культурного развития и основной канал этого развития. Она наследуется в форме социального опыта и способствует возникновению социальной памяти. Место и роль информации в структуре социальной памяти опреде ляется ее регулятивным началом в процессе взаимодействия традиций и инн о- ваций в культурном развитии. Особое значение имеет коммуникативная функция информации, поскольку именно она оказывается ядром соци о- культурного развития, диалогичного по своей сути. Культуры форм и- руются на основе коммуникативных процессов, в результате коммун и- кативной деятельности; в основе культурного развития лежат информ а- ционные процессы: возникновение, распространение, усвоение, перед а- ча и хранение информации. Поэтому системно -структурные методы будут дополнены такими приемами когнитивного анализа, как интроспекция, включающая в сф е- ру анализа культурно -исторический и ситуативный контекст.    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    119 Информационный подход означает концентрацию всего внимания исследователя на информации и связанн ых с ней процессах. Централь- ная идея информационного подхода состоит в изучении предельно ра з- ных объектов как информационных феноменов и процессов, как разн о- видностей и конкретных проявлений единой и весьма общей сущности информации. Схема любого информационного взаимодействия может быть пре д- ставлена следующим образом: источник информации - канал связи с ним - приемник информации. Схема информационного взаимодействия в истории усложняется и представляет собой 2 этапа [6]: 1) информационное взаимодействие на этапе создания источника, 2) информационное взаимодействие на этапе прочтения источника историком. На первом этапе источником информации является сама эпоха, пр иемником - автор будущего исторического источника. В качестве исто ч- ника информации выступае т любой объект прошлого, сведения о кото- ром фиксируются в источнике. На втором этапе источником информ а- ции служит уже исторический источник, а в качестве приемника и н- формации выступает прежде всего историк или любой человек, проч и- тавший источник и воспринявший какую-то часть информации, содер- жащейся в нем. Что же касается канала связи между объектом прошлого и историком, то в качестве такового можно рассматривать носителя ин- формации, на котором зафиксированы сведения о прошлом, а также автора источника, заф иксировавшего данную информацию. При информационном подходе первый этап анализа информацио н- ной стороны любого процесса предполагает качественное выделение каждого из этих объектов; их анализ проводится на втором этапе . Ин- формационный подход к познанию при нципиально объединяет возмо ж- ности изучения как содержательно -качественных, так и формально ко- личественных аспектов исторических источников. Он обладает бол ь- шим интегративным потенциалом и позволяет изучать как синхронное, так и диахронное движение информац ии в истории. Под синхронным движением информации мы будем понимать обмен информацией с о б- ратной связью, а под диахронным - движение информации от поколе- ния к поколению, обеспечивающее преемственность исторического ра з- вития и наследование традиций. Одна из особенностей любого информационного взаимодействия состоит в том, что его участники всегда имеют дело с различной и н- формацией. Передача информации всегда сопровождается потерей ч а- сти ее. Главной причиной такой потери является то, что получающий сообщение человек всегда преломляет его через призму своего субъе к- 120    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    тивного опыта, знаний, пропуская их, по выражению Н. Винера, через свой «семантический фильтр». Исходное сообщение, как правило, больше получаемого, т. к. несет информацию и об авторе, и о его отн о- шении к описываемым событиям и т. д. Это особенно важно учитывать при работе с исторической информ ацией. Читая исторический источник, историк не может извлечь из него всю информацию, которую передавал автор источника в момент его написания, т. к. современный язык представляет собой другую знаковую систему. Неадекватность изначально заложенной в источник и нформации и информации, воспринятой историком, очевидна при диахронном по д- ходе к истории. Но даже при синхронном подходе мы обнаруживаем наличие различных знаковых систем в различных социальных, полово з- растных и других группах. Знаковая система должна быть понятной, п е- реводимой, иначе информация не может быть использова нной. Для историка, исследующего историческую информацию, важно научиться не только управлять информационными потоками совреме н- ности, но и распознавать (раскодировать) информацию о прошлом и из прошлого, выявлять скрытую информацию из общего ее потока, анали- зировать не только основные, но и скрытые объекты исторического вз а- имодействия. Таковыми дополнительными объектами для исследования становятся содержание, смысл, ценность информации, цель ее передачи, приема, накопления и использования, побудительные мотивы всех участников информационного процесса и другие зачастую латен тно присутствующие объекты информационного взаимодействия. Ра сшире- ние методов обработки скрытой информации становится одной из о с- новных задач информационного источниковедения. Информационный подход позволяет привлечь в качестве объектов исследования новые категории, связанные с теорией информации и ин- формационными взаимодействиями, - категории, от которых зависит степень усвоения информации. Речь идет прежде всего об информац и- онном поле (пространстве) и информационной среде, в которой сущ е- ствует источник и его автор. Исследование информационного поля и информационной среды как исторических категорий возможно лишь в рамках междисциплинарного исследования. Передача информации предполагает ее фиксацию в знаковом виде, своеобразное кодирование (свертывание) информации, которое акту а- лизирует расширение объемов информации. Свертывание выражается в упрощении содержания отдельно взятого документа, формализации этого содержания. При этом чем более свернута информация, тем сло ж- нее ее развернуть. Важно также отметить, что упрощение содержания источников информации отнюдь не означает уменьшения ее объемов.    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    121 Более того, в связи с упрощением содержания источников происходит рост объемов скрытой информации. Теория свертывания информации позволяет объяснить это противоречие. Основываясь на положениях теории свертывания информации [7], мы наблюдаем следующие закономерности при работе с историческими источниками: 1) чем выше уровень свертывания, тем больше информации соде р- жится в источнике при внешнем упрощении его содержания; 2) чем выше уровень свер тывания, тем больше скрытой информ а- ции содержится в источнике. Эта информация является структурной, т.к. она «может быть выявлена при анализе структуры корпуса источн и- ков, взаимосвязей между их элементами» [8]. Извлечение информации из исторического (истор иографического) источника - сложный процесс, включающий несколько этапов. На первом этапе необходимо найти источник, провести струк- туризацию содержащейся в нем информации, верифицировать его, раскодировать (развернуть) информацию. Единицей анализа выступ ает здесь единичный текст, содержащий определенный объем информации. Мы уже говорили о том, что большое количество информации прису т- ствует лишь в скрытом виде. Языковой код, фиксирующий информ а- цию, является первичной информационной средой, вбирающей и, соо т- ветственно, передающей самые различные типы информации об объекте и субъекте текста. И если мы рассматриваем исторический источник как продукт и нформационной деятельности, то прежде всего следует обратить вним а- ние на лингвистический анализ историографиче ского текста. В качестве основных методов первичного лингвистического анализа информац и- онного поля историографического источника могут быть применены традиционные системно -структурные лингвистические методы анализа семантики: компонентный, дистрибутивный а нализ, трансформацио н- ный анализ. Значимую роль на следующей стадии анализа могут сы г- рать методы количественной обработки текста: выявление ключевых слов на основе частотности их употребления, анализ модальностей те к- ста, выраженных в грамматических категори ях, и далее анализ реф е- рентных имен и макроструктур текста: когнитивных моделей и сцен а- риев, отражающих специфику моделирования данного текста его авто- ром и его собственную модель мира. На втором этапе мы выходим за пределы собственно историо графического текста к экстралингвистическим факторам и здесь необ - ходимо определить цели автора источника, зафиксировавшего ин - формацию, определить его информационное поле, смоделировать не - 122    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    достающие компоненты информационного поля субъекта. Информаци- онное поле представляет собой часть информационной среды общ ества (эпохи) и определяется объемом информации, которой владеет ч еловек, доступными ему каналами передачи информации, характером и спос о- бами информационных взаимодействий, в которые вступает чел овек. Характер и объем информационного поля зависят от социального поло- жения субъекта, уровня образования, круга общения (среды) и мн огих других социокультурных, экономических и политических факторов. От индивидуальных свойств человека зависит то, каковы его информац и- онные потребности, какую информацию он принимает. Соответс твенно, и информационное поле субъекта в истории включает различные с о- ставляющие - социокультурные, профессиональные, половозрастные и другие, характер которых определяет объем информации, принима емой субъектом и передаваемой в знаковом виде. Наличие этих полей объя с- няет неравномерность информации, содержащейся в различных си н- хронных источниках. Чтобы извлечь информацию из источника, нужно иметь представление об информационном поле субъекта, со здавшего источник. Третий этап предполагает еще более расширение поля анализа: на этом этапе необходимо определить характер информационных взаимо - действий, в которые вступал субъект, зафиксировавший информацию, найти контрагентов субъекта в информационном воздействии и инфор- мацию, зафиксированную контагентами. Это позволит достроить ин - формационное поле субъекта и информационную среду, с которой он взаимодействовал. Четвертым этапом является определение соотношения выраже нной и скрытой информации, определение количественного объема ин- формации о среде, зафиксированного в источнике, выявление скрытой информации о среде и о самом субъекте на основе анализа корпуса дан - ных. На этом этапе единица анализа еще более укрупняется: теперь анализу подвергается корпус историогра фических текстов как система, в которой можно проследить новые связи и новые информационные потоки. Выявить скрытую информацию, содержащуюся в корпусе те к- стов, помогают количественные и формализованные методы: корреля- ционный и регрессивный анализ, контент-анализ, которые сегодня ак- тивно используются в источниковедении. Одним из методов анализа скрытой информации является вторичное кодирование информации, или создание вторичных источников с последующим количественным анализом. В качестве примера метода кодир ования могут быть исполь- зованы наработки в области культурной антропологии, ориентирова н- ные на создание огромных массивов баз данных, включающих разли ч-    Гум анитарная информатика. Вып. 1.    123 ные системообразующие источники с введенными кодами. Источник в этом случае выступает как основа возникно вения новой информации. Предварительный анализ литературы показывает, что информац и- онный подход к анализу историографических источников, комплексный по своей сути и базирующийся на принципах междисциплинарного си н- теза, является новым и оригинальным. Безусловная оригинальность его основывается на смещении фокуса исследования в область информационного потенциала языкового кода текста, в попытке объединения исторических и лингвистических мето- дов для достижения цели максимальной экспликации всех видов и н- формации, содержащихся в тексте. Мы полагаем, что такой подход я в- ляется инновационным и применение синтетичных методик, выраб о- танных в области истории и филологии, позволит по -новому высветить способы свертывания информации в историографическом источнике. Решение практических вопросов исследования исторической и нформации позволит осмыслить информацию как историческую катег о- рию и исследовать ее роль в развитии социума, механизмы влияния и н- формации на общественное развитие, что даст возможность говорить об информационном источниковедении как области исторического знания. Одним из существенных результатов станет определение соотношения понятий «информация» и «история», «информация» и «исторический источник». Заявляемый поиск новых комплексных методов исследов а- ния информации позволит изучать не только зафиксированную в исто- рическом источнике информацию, но и ее природу, механизмы возни к- новения и движения информации в истории и другие вопросы, связа н- ные с пониманием сущности исторической информации. Информационный подход расширит возможности историографич еского исследования, позволит не только выявить новые аспекты исто- риографической деятельности провинциальных историков, но и акту а- лизирует возможность применения комплексных историко -лингви- стических методов для работы с историографическими источниками. Апробирование лингвистических методик (структурно -семантических, когнитивных, машинной обработки) на новом виде дискурса п оз- волит, с одной стороны, выявить как универсальные и специфич еские черты различных видов дискурса , с другой - уточнить и скорректир о- вать конкретные методики и методологические принципы ан ализа, что особенно важно для междисциплинарных исследований.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Можаева Г.В.
Мишанкина Н.А.
Всего: 2

Ссылки

Румянцева М.Ф. Общие свойства исторических источников нового времени // Проблемы источниковедения и историографии : Матер. II научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М., 2000.
Блюменау Д. И. Проблемы свертывания научной информации. Л., 1982.
Можаева Г.В. Информация в истории: исторические аспекты информациологии // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер ». 2002. №29. Июнь.
Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. М., 1996.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Т еория метафоры. М., 1990.
Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». М., 1998. № 26-29.
Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Уч еб. пос. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Бовыкин В.И. Проблемы изучения исторической информации (К вопросу об и н- формационном источнико ведении) // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». М., 1998. № 23. Март. Гуманитарная информатика. Вып. 1.
 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИОГРАФ ИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА В СВЕТЕ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ | Гуманитарная информатика. 2004. № 1.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИОГРАФ ИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА В СВЕТЕ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ | Гуманитарная информатика. 2004. № 1.