Когнитивная интеграция в контексте моделирования современных образовательных сред | Гуманитарная информатика. 2015. № 9.

Когнитивная интеграция в контексте моделирования современных образовательных сред

В самом общем смысле определение «когнитивная интеграция» связано с процессами воспроизводства знаний. В условиях активной трансформации современных моделей образовательной практики, возникающей под влиянием электронных технологий образовательных сред, возрастает интерес к моделированию процессов на основе представлений о когнитивной интеграции. Ключевые слова: когнитивная интеграция, современные образовательные практики, рефлексивная координация, теория координационного управления смыслами, мультирациональный контекст коммуникации.

Cognitive integration in the context simulation of modern educational environment.pdf 1. Введение Многие из нас считают, что мы живем в критический момент истории. Развитие современных коммуникационных систем и опыта моделирования новых данных привело к изменению представлений о содержании проектов информационного общества. Сегодня достижение целей социального развития во многом определяется представлениями о проектах рефлексивного общества. Оно понимается прежде всего как общество эпистемически ответственного дискурса [1, 3-6, 10, 11, 19]. Проекты рефлексивного общества тесно связаны с теорией и практикой моделирования систем в сфере образования. Его симптоматика проявлена здесь в скрытых и явных формах. На наш взгляд, главной особенностью исследования подобных систем и отношений является формирование адекватных представлений о координационной природе коммуникационных процессов и их рефлексивных основаниях. Значимость выбранной концептуальной позиции имеет непосредственное отношение к развитию современных образовательных систем. Их технологическая база развивается в направлении расширения аналитических функций коммуникационных сред. Одним из направлений сетевой аналитики может выступать изучение процессов когнитивной интеграции. Такой подход критически важен для изучения особенностей сетевого взаимодействия в образовательных средах и мультимедийного влияния языков электронных медиа на мышление человека. Отдельные аспекты этих проблем обсуждаются в работах М.-Дж. J. Лин, S.-W. Хунг, C.-Д. Чэнь, С. Чао-Мин, М.-Н. Хсу, E.T.G. Ван и др. [14, 15-18]. Развертывание проектов информационного общества в плоскости исследования специфики рефлексивных отношений проявляется наиболее ярко в современных стратегиях описания реальности, веб-аналитики и когнитивных исследований. Как отмечает W.B. Pearce, «мы должны разрабатывать новые способы мышления о себе и о наших отношениях с миром вокруг нас» [23]. Этот тезис тесно связан с пониманием общества как эволюционирующей целостности координационных связей и отношений. Специфика коллективного действия в человеческом обществе выстраивается на опосредующем аспекте достижения целей, необходимой смысловой общности и согласовании интересов. Коллективные действия развертываются на основе развития способностей к дифференцированной оценке взаимных переходов между способами и средствами деятельности. Изменение исторического опыта исследовательских взаимодействий связано в том числе и с изменением способов формализации человеческого знания. Примером может служить включение средств электронной коммуникации в систему социальных взаимодействий и усиление процессов интенсификации обмена образами и идеями. Современная коммуникационная модель делает более открытыми и наглядными эпистемические аспекты человеческих взаимодействий. Для современной ситуации, связанной с развитием цифровой цивилизации, характерна эволюционирующая дифференцированность форм описания реальности, познания и соответственно адаптационного поведения. Все более отчетливо проявляется координационная связанность эмоционального и рационального аспектов мышления. Каждый шаг на пути к более свободному обмену образами и идеями сопровождается изменением правил консолидации и воспроизводства знания, а значит, и правил его когнитивной интеграции. Возникает вопрос о специфике подобных процессов в эпоху мультимедийной коммуникации. Для их изучения необходимо выбрать подход, выражающий сущность коммуникационных отношений и базовых условий их эволюционирования. В этой статье изучаются идеи, связанные с определением содержания понятия «когнитивная интеграция». Предлагается включить в известные модельные описания представления о рефлексивной координации и мультирациональности. Процессы рефлексивной координации рассматриваются как совокупность когнитивных механизмов, способствующих все более тонкой дифференциации исследовательских взаимодействий и изменению образовательных парадигм в человеческом обществе. Феноменология мультирационального рассматривается в качестве основания коммуникационных практик и предпосылки эволюцинирования знаковых систем. На наш взгляд, главной особенностью открытости коммуникационных процессов являются координационные свойства рефлексивной активности. Она направлена на согласование ситуативного опыта с перспективным видением. Будем утверждать, что: 1) процессы когнитивной интеграции могут быть описаны на основе координационных подходов к изучению процессов познания; 2) одним из вариантов применения координационного подхода к трактовке термина «когнитивная интеграция» является включение в область его определения представлений о рефлексивной координации; 3) описание процессов когнитивной интеграции может быть развернуто в контексте концепции мультирациональности; 4) концепция мультирациональности комплементарна идеям, составляющим основу теории координации смыслов. 2. Когнитивная интеграция в проекциях интердисциплинарного подхода Процессы когнитивной интеграции могут рассматриваться на основе разных методологических платформ и теорий. В фокус изучения опыта познания попадают когнитивные функции сознания, различные виды мышления, анализ когнитивных механизмов открытия и инноваций, роли эмоций в мыслительных процессах, понимание феноменов рациональности. Сюда же входит анализ концептуальных изменений, объяснительных рассуждений, актов мысленного выбора, аналогий, когерентности в мышлении и действиях и др. Все перечисленные аспекты изучения опыта познания связаны с когнитивным моделированием. Оно в свою очередь тесно связано с опытом когнитивной интеграции. S.O. Palermos отмечает, что когнитивная интеграция является важной особенностью нашего интеллекта [21]. Она является важным условием приобретения знаний. Автор рассматривает модель когнитивной интеграции на основе определения статуса индивидуального и социального воздействия в процессе производства знаний. Он указывает на специфику формирования распределенных когнитивных систем. Эффективность таких систем связана с интерактивной координацией людей в процессе познания реальности. Это позволяет выбирать в качестве единицы эпистемологического анализа интегрированную когнитивную систему. Её особенностью выступает способность к обеспечению гибкой корреляции между индивидуальными и социальными аспектами коммуникационных взаимодействий. Эта модель строится на анализе важных коммуникационных взаимозависимостей, лежащих в основе процессов получения и накопления знаний. По своей природе они являются эпистемическими. Суть распределенного познания в наличии интегративных свойств. Их назначение заключается в снятии ограничений когнитивных способностей отдельных членов общества и развертывании систем координационных связей. Не являются исключением и процессы обучения. Развитие языков коммуникации в современном обществе также обусловлено этим принципом. Схематизация отношений сетей исследовательских взаимодействий рассматривается в работах W.B. Pearce [22-24]. Они включают в себя описание координационных аспектов интеграционных процессов, связанных с формированием знания о реальности. Pearce использует концепции мышления межличностной нейробиологии. В таком представлении ум является совокупностью шаблонов восприятия. Они формируются в потоке обмена энергии и информации. Формирование мышления может существовать только в процессе развертывания коммуникационных отношений и активизации структур и функций мозга. В свою очередь модели коммуникации оказывают влияние на деятельность мозга и социальные отношения. «Разум» является характеристикой отношений между мозгом, коммуникацией и человеческими связями. Развитие и изменения сознания в подобной распределенной структуре отношений зависят от неравномерности познавательного потенциала разных людей и нелинейности их психологической реакции на жизненные события. Развитие коммуникационных сред тесно связано с активацией различных форм мышления и ситуативного реагирования. Различные направления исследования реальности направлены на достижение различных целей. Стабильность и гибкая адаптивность самоорганизации мышления достигаются путем дифференциации и интеграции впечатлений и опыта. Такие процессы являются основой познавательной деятельности человека. По своей сути они являются координационными процессами. Вопросы интеграции когнитивных знаний рассматриваются и интерактивной эпистемологией. Это направление исследований опирается на теорию игр [9, 11, 12]. Данный подход фокусируется на изучении процессов социальной интеграции с учетом объективной неполноты знаний, присущей каждому из участников коммуникации. Координационный контекст такой схемы описания является важным аспектом исследовательского подхода. 3. Рефлексивная координация как один из аспектов когнитивной интеграции Рефлексивная координация представляет собой основополагающий процесс, лежащий в основе познавательной деятельности человека и структурирования социальных отношений. Она является основой коммуникационных процессов. Формирование опыта рефлексивной координации обусловлено совместной эволюцией психических, личностных и социальных явлений. С точки зрения психологии рефлексивная деятельность выражает суть корреляционного опыта внешнего и внутреннего восприятия реальности. Необходимым условием развития является известное свойство обратимости рефлексивных процессов. Они поддерживают координационные аспекты мышления в процессе сопоставления реакций на изменения реальности. Оценочный принцип является основополагающим в любой системе информационного взаимодействия. Это позволяет ввести специальный термин «рефлексивная координация». Он позволяет подчеркнуть роль координационных аспектов в когнитивной интеграции представлений о реальности и производстве знания. Рефлексивная координация является важной характеристикой человеческого интеллекта и условием развития его способностей к восприятию и адаптации новых комбинаций кодов в передаче информации во времени и пространстве. По своей сути коммуникационные отношения являются структурой для реализации тех или иных форм рефлексивной координации. Эти процессы определяют динамику мышления и способность взаимного развития его структур и функций. В дифференциальной психологии применяются методы для определения показателей когнитивной сложности мышления [20]. На наш взгляд, применяемые здесь шкалы оценки могут быть дополнены представлениями о рефлексивной координации. Это позволит получить новые данные о процессах познания реальности человеком и вносить адекватные изменения в развитие современных образовательных сред. 4. Мультирациональность как координационный базис когнитивной интеграции Неотъемлемым компонентом неклассической теории является коммуникативное понимание рациональности. Сегодня предпринимается попытка прояснить вопрос о том, как достигается консенсус мнений, обмен опытом, формами логических представлений в процессе развития средств описания реальности. На наш взгляд, одной из обсуждаемых позиций должен выступать анализ феномена мультирациональности. Применение терминологической единицы «multi» создает представление о разнообразии логик мышления. Рациональность существует в мультирациональной форме. Она «проявляется» на стыках смысловых взаимопереходов, вызывающих актуализацию сложнокоординированных механизмов рефлексии внутренней и внешней реальности, динамику свободных смещений от одной грани жизненного смысла к другой. Мультирациональность объективирует отношения всех форм человеческого опыта. Она реализована в разнообразии описаний реальности. Рациональное является результатом освоения метода. Однако контекст социальных взаимодействий формируется на основе синергии методов, их взаимной открытости для интерпретаций. Представляя собой совокупность актов логического упорядочения впечатлений и идей, рациональность является одновременно способом сложного сопряжения разных эмпирических репрезентаций и трансцендентальных условий, поддерживающих континуум смысла. Если рассматривать рациональность в качестве инструментального средства коммуникации, то необходимо видеть и признавать не только конвенциональный аспект её природы, но и ярко выраженную дифференцированность и вариативность. Мультирациональность является основой формирования системы межпредметных связей в познании. Она задает эксцентричность позиции мышления и обеспечивает выход за рамки личностного существования. Мультирациональность представляет собой набор способов взаимодействия людей в процессе осмысления реальности. Её феноменология основана на координировании эмпирических и трансцендентных условий познания реальности, корреляции ситуационных аспектов восприятия и связей континуума смыслов. Так, языки коммуникации могут быть рассмотрены в контексте рефлексивного управления и координации: они задают рейтинги смысловых значений и предполагают их принципиальную соотнесённость на рациональном уровне. Осмысление одних сущностей и явлений связано с ограничением восприятия других. Включение разных элементов оценочного отношения к предмету требует гибкого согласования критериальных требований. Однако вопрос о том, что делает возможным достижение консенсуса мнений, впечатлений, образных и логических репрезентаций в процессах производства смыслов, остается до конца непроясненным. Он является актуальным в контексте исследований генезиса социальности и его современных трансформаций. Одной из наиболее интересных и слабо разработанных тем в данной области знаний является проблема мультирациональной коадаптации мышления. Она ориентирована не столько на аспекты интерсубъективного общения, способствующие конвенциальному взаимоограничению партикулярных горизонтов, сколько на исконные эпистемические и онтологические предпосылки социального взаимодействия, опосредующего личностное развитие человека. Представление о мультирациональности позволяет сосредоточить внимание на конститутивном значении множественных коммуникативных интеракций, основанных на синергии разных уровней сети социального взаимодействия. Реализация координационного подхода тесно связана с пониманием координационных оснований коммуникации, составляющих основу рефлексивного управления общественным сознанием. Из динамики социальной самоорганизации и личностного развития формируется некоторый уровень объективности знаний, необходимый для координации сложных взаимосвязанных линий рефлексивной активности. Эти процессы находят выражение в принципах эмансипации рациональности. Они включают в себя координацию различных способов идеализации реальности, ситуационных стратегий жизненного опыта, его формализации и инструментализации. Развитие координационных аспектов когнитивной интеграции обеспечивается корреляционными механизмами: • ум может знать только относительное; • относительность способности человека к пониманию и самопониманию; • взаимная обусловленность символических систем и их контекстов; • относительность смысла символов; • относительность наблюдений, систем отсчета наблюдателя, мониторинга типа и его контекст; • цели и ценности и относительность их сложных соединений коррекции; • относительность индивидуальных и социальных границ; • относительность рационального/иррационального; • относительность нормативных положений; • относительность логик, применяемых в процессе исследовательских взаимодействий и т.д. Использование терминов «мультирациональное», «мультирациональность» имеет свои преимущества. Оно позволяет воспринимать процессы познания как форму ситуационных координаций различных форм осмысления реальности и опыта. Разработка социально значимого контекста в процессе воспроизводства знаний связана с соотнесением разных форм рефлексивной активности. Люди имеют разные уровни рефлексивности. Однако в процессе когнитивной интеграции преодолевается неоднородность жизненного опыта и опыта мышления. Возможность изучения различных типов рациональности и переходов между ними связана с развитием проектов совершенствования возможностей образовательных сред и разработкой новых стандартов восприятия и оценки реальности. 5. Теория координированного управления смыслами Моделирование координационных аспектов коммуникации тесно связано с развитием нескольких теоретических направлений, возникших в середине 70-х гг. XX в. Среди них заметное место занимает теория координированного управления смыслами (coordinated management of meaning) [2. С. 22-24]. Коммуникация рассматривается в данной концепции в онтологическом ключе. Она мыслится как форма человеческого существования, а не технология знакового обмена. В центре внимания оказываются не коммуниканты, а сложная совокупность процессов человеческого общения. При этом социальные миры понимаются как открытые, разнообразные, изменчивые конструкции, составляющие основу процессов общения. Коммуникации являются реализациями определенных моделей общения, выбранных по какой-то причине из тысяч других возможностей. Возникновение тех или иных коммуникационных схем в теории координированного управления смыслами рассматривается как творческий акт. Коммуниканты создают новый источник смысловых связей, становящихся контекстом для дальнейших коммуникативных экспериментов. Отсюда возникает идея координированного управления смыслами, где прослеживаются взаимозависимости и порождения фиксируемой сознанием системы развертывающихся значений [24]. Подобные функции поддерживают сложные формы координации человеческих действий и мышления. Координация разных когнитивных способностей к анализу, контролю, регулированию составляет основу процессов совершенствования коммуникационных отношений и усложнения форм смыслообразования. Комбинаторная сложность и координация различных топосов рациональности указывают на наличие мультирациональности мышления. Этот опыт связан с феноменом когнитивной интеграции. Она может рассматриваться в качестве важного условия комплементарности различных типов и элементов человеческих знаний. Проективные аспекты мультирациональности могут быть изучены как атрибут познания. Они обеспечивают взаимную актуальность различных типов восприятия мира. Наличие множества «микро- и макроформ рациональности» требует понимания коммуникации в качестве совокупности процессов, организующих общее пространство сосуществования дискурсов разных порядков, начиная от мощных теоретических трендов и заканчивая опытами формирования зачаточных микродискурсов повседневности. Мультирациональность может пониматься как сложный координационный механизм сочленения гетерогенного пространства логик, порождаемых конкретными актами коммуникации и индивидуального мышления. Открытость социальной структуры обеспечивается способностью осмысления логики восприятия реальности отдельных агентов и освоения различных методов фиксации социальных отношений и опыта. Процесс их эпистемического увязывания в социальные активационные сети представляет собой серьезный исследовательский интерес в связи с развитием новых электронных средств коммуникационной аналитики. Опыт осмысления феномена мультирациональности актуален в изучении вопросов самоидентификации современной культуры, вызванных мобильной кооперацией людей в мировых масштабах, плюрализмом репрезентаций реальности. Понятие о координационных аспектах мультирациональности позволяет совмещать различные схемы концептуальных построений. Оно дополняет интегральное и антрополого-коммуника-тивное понимание рациональности, позволяя не только зафиксировать комбинаторную сложность и зависимость разных топосов рациональности, их принципиальную соотнесенность в пространстве социальных коммуникаций, но и показать высокую сложность референциальных аспектов формирования коммуникационного пространства. Этот подход позволяет более детально исследовать процессы и явления институциализации, социализации, личностного развития как взаимозависимые пространства, принципиально открытые для изменения за счет наращивания опытов рефлексивной координации мышления [8]. Процессы сопряжения их форм обусловливают собой появление «третьего» лица - медиума, способного преодолеть взаимную ограниченность и спонтанную открытость содержания разных интерпретаций реальности. Жизненность дискурсивных практик заключена в том, что механизмы познания мира предполагают координацию связей, принадлежащих внутри разных типов мышления, логик, способов восприятия мира. Опыт анализа коммуникационных явлений на основе концепции мультирационального имеет перспективу для развития актуальных представлений о проектах формирования рефлексивного общества на основе более детализованных описаний процессов, показывающих, каким образом поддерживается континуум смысла при дискретности его значений [1, 10]. Развитие идей мультирациональности связано с обсуждением многих вопросов эпистемического характера. Как происходит координирование конфигураций смысла на основе разных онтологий знания? Каковы предпосылки создания общества, позволяющего преодолевать противоречивую совместность таких социальных структур, как рационально сцепленные институты и иррациональность оснований коммуникации (воображение, идеалы, эмоциональные детерминации)? И т.д. Все эти вопросы связаны с разработкой проектов современной образовательной среды, соответствующих стандартам восприятия и оценки современного человека. 6. Заключение Применение координационного подхода к описанию концепции когнитивной интеграции позволяет включить в его структуру элементы концепций мультирациональности и рефлексивной координации. Исследования в этой области имеют отношение к пониманию механизмов адаптации мышления в процессе познания. Координационный подход является важным аспектом моделирования современных систем образования и разработки адекватных организационных подходов к обучению. Изучение особенностей рефлексивной координации мышления и мультирациональности как важных аспектов описания процессов когнитивной интеграции позволяет искать новые решения в поиске более эффективных форм обучения и организации новых форм исследовательских взаимодействий в обществе.

Ключевые слова

coordinated management of meaning, multirational context of the communication, reflexive coordination, cognitive integration, modern educational practices, мультирациональный контекст коммуникации, теория координационного управления смыслами, рефлексивная координация, когнитивная интеграция, современные образовательные практики

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нургалеева Л.В.Национальный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 1

Ссылки

Pearce W.B. & Pearce K A. Extending the theory of the coordinated management of meaning («CMM») through a community dialogue process // Communication Theory. 2000. № 10. Р. 405-423.
Palermos S.O. Knowledge and Cognitive Integration // Synthese. 2013. № 8. Р. 1-1.
Pearce W.B. Doing research from the perspective of the coordinated management of meaning (CMM). Version 2.0. 2006. July 28.
Pearce B. Doing research in our right minds. Режим доступа: http://www.pearceassociates.com/essays/research_menu.htm (дата обращения: 29.08.2014).
Ovsyannikova V. & Lyusin, D. Cognitive characteristics associated with the processing of emotional information. URL.: http://www.creativity.ipras.ru/texts/ovsyanni-kova&lusin.pdf
Lin M.-J J., Hung S.-W. & Chen C.-J. Fostering the determinants of knowledge sharing in professional virtual communities // Computers in Human Behavior, 2009. Vol. 25, Is. 4, July. Р. 929-939.
Lukina N.P. From the information society to the knowledge society: western analytics of social transit // European Applied Sciences. 2013. № 4. Р. 33-36.
Gigerenzer G. Adaptive thinking: Rationality in the real world. N.Y., 2000.
Integrating Knowledge of Cognitive System and E-Learning Applications (2009). URL: http://www.igi-global.com/chapter/integrating-knowledge-cognitive-system-learning/35959.
Cognitive and emotional processes in web-based education: Integrating human factors and Personalization. IGI Global. 2009. 228 p.
Bicchieri С., &Lev-On A. Computer-mediated communication and cooperation in social dilemmas: an experimental analysis // Politics, Philosophy, Economics. 2007. № 6 (2). Р. 139-168.
Chao-Min C., Hsu M.-H. & Wang E.T.G. Understanding knowledge sharing in virtual communities: An integration of social capital and social cognitive theories // Decision Support Systems. 2006. Vol. 42, Is. 3. December. Р. 1872-1888.
Arshinov V.I., Burov V.A. & Lepskiy V.E. Reflective areas and channels of reality in postneneklassicheskom management // In Reflexive approach: from methodology to practice. M.: URSS, 2009. Р. 72-85.
Bicchieri С. Rationality and Coordination. New York: Cambridge University Press, 1993. 270 p.
Arshinov V.I., Laitman M.S., & Svirsky Ya.I. Sephiroth knowledge. M.: URSS, 2007. 244 p.
Нургалеева Л.В. Рефлексивная координация в контексте когнитивной сложности мышления: медиальный аспект // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 369. С. 53-56.
Нургалеева Л. Интерактивная эпистемология: современные исследовательские ориентиры. Барнаул: СИ-пресс, 2015. 202 с.
Лукина Н. Эпистемологический статус экспертного знания в когнитивном пространстве информационного общества // Гуманитарная информатика. 2010. № 5. С. 7-5.
Лукина Н. От информационного общества к обществам знания: теория и практика перехода / Н. Лукина, Н. Самохина // Гуманитарная информатика. 2013. № 7. С. 9-27.
Музыка О. Ценностно-оценочный фактор в контексте социосинергетической парадигмы. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. С. 83-84.
Лукина Н. Перспективы идеала рациональности с позиций современной научной рациональности // Сб. работ участников III ежегодной сессии Всерос. семинара. Томск, 1998. С. 112-117.
Лукина Н. Социальное познание на рубеже XXI века: тенденции и перспективы // Наука, образование, культура на рубеже тысячелетий: матер. междунар. конгресса. Т. 6. Томск: Изд-во ТГПУ, 2000. С. 92-95.
Аршинов В. Сфирот познания / В. Аршинов, М. Лайтман, Я. Свирский. М.: ЛКИ, 2007. 244 с.
Леонтович О. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. С. 125-131.
 Когнитивная интеграция в контексте моделирования современных образовательных сред | Гуманитарная информатика. 2015. № 9.

Когнитивная интеграция в контексте моделирования современных образовательных сред | Гуманитарная информатика. 2015. № 9.