ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ НА УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ | Гуманитарная информатика. 2016. № 11. DOI: 10.17223/23046082/11/4

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ НА УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

В статье определяется ведущий социокультурный тренд - цифровая трансформация коммуникаций, влияющий на появление новых форм взаимодействия: сетевые, мультисенсорные, объединенные. Рассмотрено влияние данного тренда на социальную активность, формы кооперации, управленческие процессы самоорганизацию и идентификацию. Определены преимущества и недостатки использования новых форм коммуникации в системе управления бизнес-процессами, производственными социальным взаимодействием.

IMPACT OF TRANSFORMATION OF DIGITAL COMMUNICATION TECHNOLOGIES AND SYSTEMS ON BUSINESS PROCESS MANAGEMENT.pdf В современном обществе, где инновационные процессы имеют первостепенную значимость, неуклонно возрастает роль и формы коммуникативного взаимодействия между людьми. Как указано в докладе национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир» процесс трансформации коммуникаций является современным глобальным трендом [1]. Трансформация коммуникативных технологий и систем позволяет по-новому выстраивать социальную активность, формы кооперации, управленческие процессы и самоорганизацию. Разнообразие коммуникаций расширяет горизонты современной дигитальной культуры общества (digital culture), формируя новый опыт человеческого общения: сетевые коммуникации (интерперсональные связи), мультисенсорные коммуникации (Мultisensory communications), объединенные коммуникации (Unified communications) и т.д. В основе сетевой коммуникации заложена коммуникация индивидов, под влиянием которой происходит объединение различных областей, технологий и систем. В ближайшем будущем практически все коммуникации между людьми будут происходить при участии компьютеров и компьютерных сетей. Трансформации коммуникаций и появление сетевых коммуникативных технологий требуют новых подходов к изучению коммуникативной культуры и ее проявлений во всех сферах жизни социума. Сетевое строение многих значимых для жизнедеятельности человека явлений (институтов), в том числе и глобальной сети Интернет, становится основополагающим принципом современного социального взаимодействия. По утверждению М.М. Кузнецова, «ключевым словом при прорисовке основных контуров сетевого подхода является понятие коммуникации» [2]. В настоящее время российские ученые осознали необходимость использования сетевой парадигмы коммуникативной парадигмы в объяснении социальных, бизнес и культурных процессов. Возникновение сложной, самоорганизующейся, самореферентной коммуникативной системы - сетевого взаимодействия - определяет новые формы идентификации и аутентификации различных социокультурных процессов. В.И. Аршинов, Ю.А. Данилов, В.В. Тарасенко представляют глобальную компьютерную сеть Интернет как «синергетическую связь коммуникаций, сопряженную с актами познания и создания механизмов когерентности личности смыслообразующих систем, для описания которой необходимо учитывать теоретические принципы квантовой механики - наблюдаемости и дополнительности» [3]. Все сферы социума обеспечиваются информационно и методически всемирной коммуникационной сетью. Отношение исследователей к использованию сети амбивалентное. Одни, например, А.П. Огурцов, Н. Громыко, С. Попов, считают, что внедрение сетевых коммуникаций во все сферы жизни социума, особенно в управление и в образование, способствует формированию клипмейкерского сознания, которое не требует креативности, ориентировано на потребительское отношение к информации. Поэтому Интернет квалифицируется как средство отчуждения человека от процесса обучения и неспособности погружения в проблемные области. Создается иллюзия простоты поиска и использования готового знания. Вместе с тем эти же авторы считают, что можно заменить проект существующей сетевой культуры и формировать новую, которая будет способствовать развитию креативного, поискового, навигаторского мышления. Но на сегодняшний день данная модель пока не осуществлена ни методически, ни технологически, ни философски. В течение следующего десятилетия цифровая трансформация сетевых коммуникаций повлияет на технологии передачи информации между людьми, а при её организации будет использоваться все больше мультисенсорных каналов - осязание, обоняние, вкус и новые аспекты визуального и звукового восприятия. В мире, насыщенном конкурирующими уведомлениями, сообщениями и постами, человеку придется пробиваться сквозь шум, тонко и интуитивно передавая информацию новыми способами, стимулирующими все органы чувств. Например, вместо того, чтобы жужжать или звонить, будильник на часах будет предупреждать владельца о времени приятным (или не приятным) прикосновением к запястью. Уже сегодня в часы Apple встраивается линейный привод, обеспечивающий тактильную обратную связь. Эта функция позволит пользователям общаться друг с другом с помощью средств мультисенсорной коммуникации, привлекая внимание цифровым прикосновением. В 2014 году сеть отелей Marriott выпустила Teleporter - устройство для создания виртуальной реальности, которое позволяет пользователям отправиться в виртуальное путешествие в Лондон и на Гавайи. Войдя в кабину, напоминающую телефонную будку, и одев шлем виртуальной реальности Oculus Rift DK2 с беспроводными наушниками, пользователи испытывают ощущения, воспринимаемые с помощью различных органов чувств, в том числе ощущение тепла, ветра и тумана [4]. Достижения в нейрофизиологии и психологии сознания дано новое понимание того, как мозг обрабатывает сенсорные данные. По мере цифровой трансформации прогрессивные владельцы розничных сетей, маркетологи и разработчики ищут новые, более эффективные способы привлечения заказчиков, объединяя результаты научных исследований и иммерсионные технологии. В процессе цифровой трансформации мультисенсорная коммуникация может стать настолько комфортной, что будет способна уменьшать чувство информационной перегрузки. В течение следующего десятилетия все больше компаний будут экспериментировать в своих средствах коммуникации со звуковым и стереоскопическим восприятием, вкусом, обонянием и осязанием. Манипулирование вербальными каналами коммуникации позволит передавать персонализированную информацию максимально реально. По мере распространения мультисенсорных средств коммуникации в течение следующего десятилетия компании и потребители будут учиться ориентироваться в неизведанной и сложной информационной экосистеме. Переход к лишенным экрана средствам коммуникации сделает переключение между цифровой и физической реальностью более плавным и интуитивно понятным. Организации будут участвовать в открытых ускоренных экспериментах, применяя данные формы коммуникации, которые позволят оценить эффективность влияния информации на формирование и функционирование интеллектуальных биосистем: работоспособность, здоровье, психическое состояние, физическое и социальное благополучие. Возможность реализации такого рода экспериментов породила новое исследовательское направление - информационная экология и позволили управлять многообразием коммуникационных процессов, понимая их как unified сommunications (UC). Объединенные коммуникации (UC) - это современный подход (технология) к совместной работе и корпоративному общению, предоставляющий в едином интерфейсе все актуальные средства связи: электронную почту; телефон; календарь; средство обмена мгновенными сообщениями; аудио, видео связь; мультисенсорные технологии. Унифицированные коммуникации, как правило, не являются единичным продуктом, а представляют собой набор продуктов, которые обеспечивают возможностью одновременного использования различных коммуникативных устройств (смартфон, ноутбук, игровые консоли и т.д.). Унифицированные коммуникации позволяют отправителю сообщения отправить сообщение (голосовое, текстовое, видео) средствами одной технологии, а получателю сообщения прочитать его средствами другой технологии. Например, пользователь может получать голосовые сообщения по электронной почте или дозваниваясь по смартфону до автоответчика. Если отправитель сейчас доступен в сети на основании данных о присутствии, ответ может быть направлен ему через чат в социальных сетях или видеоконференцию. За последнее десятилетие мобильные телекоммуникации совершили настоящую революцию. По прогнозам аналитической компании «Gartner», специализирующейся на рынках информационных технологий, в 2015 году было продано поразительное количество мобильных устройств - более 2,3 миллиарда. Все эти устройства обрушивают на человека колоссальный поток информации. Согласно прогнозам, к 2020 году будет формироваться 36 миллиардов терабайт данных ежегодно. Еще одна коммуникативная сфера, поражающая ошеломительным развитием - социальные сети. Ожидается, что к 2017 году количество пользователей социальных сетей достигнет 2,5 миллиарда человек. Одна только сеть Facebook в сентябре 2015 года насчитывала более 864 миллионов активных пользователей ежедневно [5]. В ходе исследований школы менеджмента MIT Sloan (Кэмбридж, Массачусетс, США), были определены темпы развития и траектории влияния объединенных коммуникаций в бизнесе. «Компании с большим опытом - мы называем их эрудитами в ИТ-сфере - сочетают сетевую активность и сильное управление. Именно благодаря этому коммуникативные технологии становятся движущей силой трансформации» [5]. Результаты опросов, проводимых MIT Sloan (157 руководителей 50 компаний с минимальным оборотом в 1 миллиард долл. США) указывают на то, что использование объединенных коммуникации приводит к успешному управлению бизнесом, которое отражается на следующих аспектах деятельности: 1. Использование большого числа мобильных устройств совершенствует организацию труда и создает систему гибких рабочих мест. Сотрудники могут коммуницировать и продуктивно работать в любом месте в любое время, при этом может отсутствовать привязка к традиционному офису. Для эффективной работы сотрудникам требуется защищенный доступ к корпоративным файлам, которыми можно пользоваться с помощью различных устройств. Также это возможно благодаря использованию организации автоматизированных рабочих мест (АРМ). На их основе можно создать разнообразные методы электронной коммуникации: локальная сеть, корпоративная сеть, Интернет, электронная почта, SMS-оповещение, корпоративный сайт, телекоммуникации, корпоративная сеть передачи данных, корпоративный чат и т.д. В 2016 году по заказу компании Union Materiaux, производителя строительных материалов, Orange Business Services разработала мобильное приложение для планшета, предназначенное для организации рабочего пространства [5]. Приложение позволяет сотрудникам компании работать в любом месте, используя защищенный доступ к корпоративным данным и приложениям, даже к системе учета заказов. 2. Формирование новых источников дохода и новых сфер внедрения инноваций в компаниях происходит благодаря использованию «интернета вещей». Сегодня наблюдается стремительный переход от «интернета людей» к «интернету вещей», при котором количество подключенных к сети предметов превышает количество подключенных к сети людей. Данная тенденция позволяет предположить, что в будущем «вещи» станут активными участниками бизнеса, информационных и социальных процессов, где появится возможность взаимодействовать и общаться между собой, обмениваясь информацией об окружающей среде, реагируя и влияя на процессы, происходящие в окружающем мире. 3. Появление новых способов взаимодействия с клиентами. Социальные сети и интернет-продажи полностью изменяют работу компаний с клиентами от банковской сферы до сельскохозяйственной, а особенно сферу розничной торговли. Коммуникативные технологии позволяют получить достаточную информацию, необходимую для выбора продукта. Например, 43 % пользователей социальных сетей покупают товары (в том числе и в оффлайновых магазинах) после изучения данных о нем в сети. Современным торговым компаниям крайне необходимо реагировать на цифровую трансформацию коммуникации и пользоваться её преимуществами. Так, во французском розничном магазине «Darty» персонал получил 4 000 планшетов, подключенных к информационной сети, чтобы общаться с покупателями и в самом магазине, и на онлайновых площадках (сайтах), и в социальных сетях, то есть взаимодействовать с клиентами сразу по нескольким коммуникативным каналам [5]. Таким образом, современный менеджер становится своеобразным информационно-коммуникационным центром, занимая более чем 60% своего рабочего времени для общения с подчиненными, клиентами, руководителем и т.д. 4. Внедрение эффективных инструментов управления и контроля в эпоху трансформации могут стать ERP-системы (Enterprise Resource Planning - управление ресурсами предприятия), предназначенные для планирования потребностей в производственных ресурсах (материальных, трудовых, финансовых, энергетических и т.д.) [6]. Отличительная черта этих систем - возможность планирования финансовых затрат на проекты обновления оборудования и инвестиций в производство, предоставление пользователям высших уровней управления информации, необходимой для обсуждения и принятия управленческих решений. В практике управления широкое распространение получили следующие программные системы, интегрируемые в рамках информационных систем в одно целое: Microsoft Dynamics AX и SAP ERP. 5. Разработка платформ для организации облачного сервиса хранения и совместного использования информации. На сегодняшний день облачные технологии (Cloud computing) являются удобной средой для хранения и обработки информации, объединяющей в себе аппаратные средства, лицензионное программное обеспечение, каналы связи, а также техническую поддержку пользователей. Работа в «облаках» направлена на снижение расходов и повышение эффективности работы предприятий. Облачные технологии также изменяют способ потребления вычислительных ресурсов. Компания IDC прогнозирует, что расходы на общедоступные облачные службы достигнут к 2018 году 127 миллиардов долларов США - это половина всех затрат на программное обеспечение, серверы и хранилища страны. По скорости роста облачные технологии опережают традиционные IT в шесть раз [7]. Главной особенностью облачных технологий является возможность масштабируемости взаимодействия. Клиент имеет возможность работать с облачными сервисами с любой точки планеты и с любого устройства, имеющего доступ в Интернет, а сотрудник оперативно реагировать на изменяющиеся бизнес-задачи предприятия и потребности рынка. Преимущества использования облачных технологий: · простота использования; · отсутствие капитальных затрат; · экономическая эффективность, мобильность, масштабируемость или гибкость; · высокая технологичность, надежность и высокий уровень доступности; · безопасность, непрерывность бизнеса, работы и доступность сервисов заказчика. Недостатки использования облачных технологий: · постоянное соединение с сетью; · безопасность при хранении и пересылке данных является одним из основных вопросов при работе с облаком, особенно в отношении конфиденциальных, приватных данных; · зависимость получения данных и их доступность от многих промежуточных параметров, таких как: каналы передачи данных на пути от клиента к облаку, качество работы интернет-провайдера клиента, доступность самого облака в данный момент времени [8]. В рамках изучения трансформации коммуникативных технологий был проведен анализ организации коммуникативного процесса, который позволил оценить влияние трансформации на экономическую и управленческую эффективность работы некоммерческой организации РайПО. РайПО в настоящее время использует традиционные средства коммуникации: с потребителями продукции - наружная реклама; с поставщиками - телефон, электронная почта; с органами государственной власти и банками - электронная почта. Анализ используемых технологий и особенностей коммуникативного взаимодействия на предприятии РайПО показал, что при внедрении новых коммуникативных технологий увеличивается время на организацию перевода данных (data transport) в сервисы облачного хранения (регистрация, создание аккаунтов и папок, кодировка информации, получение прав доступа). Создание на предприятии системы объединенных коммуникации (UC) - технологии, позволяющей осуществлять совместную и оперативную бизнес-коммуникацию, но потребует дополнительных затрат (в среднем 1 300 руб. на человека). Внедрение предложенных мероприятий позволит в РайПО сократить время на неэффективное использование информации, в результате которого произойдет рост производительности труда на 18 %, так как потери рабочего времени сократятся и составят 21 % продолжительности смены и время на эффективную обработку информации увеличится до 6,32 часа. А также снизить затраты РайПО за счет экономии на программном и аппаратном обеспечении, электронных и бумажных носителях, которая составит 343 400 руб. в год. Таким образом, изучение и внедрение новейших технологий и систем коммуникаций помогает выбрать оптимальную стратегию развития компании в условиях сложной экономической ситуации. Определенные экономические процессы в нашей стране имеют неразвитый и отстающий характер, именно поэтому эффективная бизнес-коммуникация может стать источником экономического роста предприятий (компаний), системой, оказывающей влияние на формирование мнения (общества и власти) о работе предприятий (компаний), а также поможет создавать новые модели долгосрочного комфортного взаимодействия со стейкхолдерами.

Ключевые слова

information ecology, cloud computing, ERP - systems, integrated information system, unified communications, multisensory, network communications, transformation, communication, информационная экология, облачные технологии, ERP-системы, интегрированные информационные системы, объединенные коммуникации, мультисенсорность, сетевые коммуникации, трансформация, коммуникация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Полушина И.С.Русско-Британский институт управления, Челябинск, Россияirmap1977@mail.ru
Александрова Л.Д.Русско-Британский институт управленияaleks.l.d@rbiu.ru
Всего: 2

Ссылки

Абуталимов З. Облака для начинающих. Основные понятия. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Treolan Cloud Solutions http://www.treolancloud.ru
Плевс A. Как все успеть: цифровая трансформация бизнеса [Электронный ресурс] // http://www.orange-business.com/ru/blogs/get-ready/upravlenie-it/cifrovaya-transformaciya-biznesa
Рульев В.А. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие / Рульев В.А. М.: Центр учебной литературы. - 2011. - 312 с. http://uchebnikionline.com/menedgment/menedzhment_rulyev_va/udoskonalennya_komunikatsiy.htm
Плевс A. Как все успеть: цифровая трансформация бизнеса [Электронный ресурс] // http://www.orange-business.com/ru/blogs/get-ready/upravlenie-it/cifrovaya-transformaciya-biznesa
Коммуникативное поведение в организации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Пути психологии: http://www.psyways.ru/way-603.html
Мультисенсорная коммуникация. Исследование сайта Information Generation [Электронный ресурс] // https://russia.emc.com/information-generation/multi-sensory-communication.htm]
Коммуникативное поведение в организации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Пути психологии: http://www.psyways.ru/way-603.html
Барроуз М., Фингар Ч. Доклад Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир». http://www.classs.ru/library/node/3547
 ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ НА УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ | Гуманитарная информатика. 2016. № 11. DOI: 10.17223/23046082/11/4

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ НА УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ | Гуманитарная информатика. 2016. № 11. DOI: 10.17223/23046082/11/4