СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ | Гуманитарная информатика. 2016. № 11. DOI: 10.17223/23046082/11/7

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ

В статье исследуется ситуация, связанная с комплексным подходом к автоматизации управления вузом в целом и учебной деятельностью, в частности, определяются условия комплексного развития процесса автоматизации управления учебной деятельностью университета, интеграции разрозненных автоматизированных систем управления учебным процессом вуза в единую систему. Предложен подход к процессу автоматизации управления учебной деятельностью университета через выполнение IT-проектов и разработаны предложения по системному подходу к автоматизации управления учебным процессом на примере Томского государственного университета и реализации надстройки «Электронный деканат» для системы управления учебным процессом Moodle.

SYSTEM APPROACH TO MANAGEMENT OF AN EDUCATIONAL PROCESS IN INSTITUTION OF HIGHER LEARNING.pdf Информационные технологии в университетах уже сегодня являются мощным инструментом повышения эффективности обучения и научных исследований, служат существенным фактором, определяющим их конкурентоспособность. Современные высшие учебные заведения представляют собой сложные технические и организационные системы, которые требуют оперативной реакции на происходящие в них процессы. Управление такими системами без средств автоматизации уже неэффективно. В последнее время в условиях информатизации высших учебных заведений решается задача формирования единого информационного пространства для осуществления и поддержки учебной, научной и управленческой деятельности университета на базе современных информационных технологий. Поэтому актуализируется проблема создания такой информационной системы, в которой была бы реализована возможность взаимодействия в масштабах всего университета, особенно в управлении таким базовым процессом университетской жизни как учебный. Процесс перехода к единым системам связан с большими временными, трудовыми, материальными затратами. Но от таких систем существенно зависят возможности оперативного сбора и достоверного представления информации, унификации данных, оперативные внутренние и внешние коммуникации, наконец, показатели в различных рейтингах, которые дают важную информацию о внешней оценке университета со стороны научно-образовательного сообщества, различных социальных и профессиональных групп и т.д. Наличие комплексных автоматизированных систем управления позволяет не только унифицировать работу с информацией, ускорить процессы ее обработки, быстро решать задачи оперативного управления и получать одинаково достоверные ответы на возникающие вопросы по различным направлениям деятельности университета, но и принимать верные управленческие решения. Система управления обучением - основа системы управления учебной деятельностью (англ. Learning Management System, далее - LMS), используется для разработки, управления и распространения учебных материалов с обеспечением совместного доступа с распределением ролей пользователей. Позволяет администрировать, документировать, отслеживать и создавать отчетность по реализуемым программам электронного обучения, может также включать функции по разработке содержания обучения (образовательных объектов) [1]. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной. В настоящее время имеется большое количество систем управления учебным процессом, представляющих собой как инициативные, так и коммерческие разработки. Чаще всего они направлены на решение следующих основных задач: - зачисление, перевод и отчисление студентов; - контроль академической успеваемости студентов; - формирование рабочих учебных планов; - распределение учебной нагрузки между факультетами, кафедрами и преподавателями; - формирование штатного расписания; - составление и корректировка расписаний занятий и экзаменов [2]; - ведение электронного документооборота. В данной работе проанализированы системы управления учебным процессом университетов, принимающих участие в проекте 5-100 - программе повышения конкурентоспособности крупнейших российских университетов: выявлены системы, которые используют университеты для управления образовательной деятельностью, определен тип системы автоматизации учебного процесса (готовая, собственная или смешанная система). Подобный анализ позволяет выявить лучшие практики с точки зрения эффективности механизмов и результатов автоматизации управления учебной деятельностью крупнейших российских университетов. В процессе исследования на основе анализа публикаций сотрудников Институтов дистанционного образования, преподавателей, использующих в своей работе LMS, и веб-сайтов вузов изучены информационные системы 21 университета, участвующего в проекте «5-100» [3]: Дальневосточный федеральный университет (Blackboard Learn http://lms.dvfu.ru), Казанский федеральный университет (Moodle http://edu.kpfu.ru), Московский физико-технический институт (Moodle http://lms.se.mipt.ru), Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (Moodle http://bisup.misis.ru), Национальный исследовательский Томский государственный университет (Moodle http://moodle.ido.tsu.ru), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (Moodle http://stud.lms.tpu.ru), Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (e-front http://lms.hse.ru), Национальный исследовательский университет МИФИ (e-lerning server http://lms.mephi.ru/index.php), Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Moodle http://e-learning.unn.ru), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Moodle https://et.nsu.ru), Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (Moodle http://lms.ssau.ru), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (электронный портал http://lms.spbstu.ru), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ (портал совместного обучения http://eplace.eltech.ru/lotus/quickr), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики (Academic NT http://de.ifmo.ru), Уральский федеральный университет (Гиперметод https://learn.urfu.ru), Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Moodle http://lms-2.kantiana.ru/login/index.php), Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Единый образовательный портал http://do.1msmu.ru), Сибирский федеральный университет (Moodle http://sdo.sfu-kras.ru), Российский университет дружбы народов (учебный портал http://web-local.rudn.ru), Южно-уральский государственный университет (СДО Электронный ЮУрГУ http://ode.urc.ac.ru), Тюменский государственный университет (портал https://vmeste.utmn.ru). В качестве основного метода исследования выбран сравнительный анализ доступных материалов вузов об их системах управления образовательным процессом: функциональных возможностях, опыте внедрения и интеграции с существующими системами. Анализ LMS, используемых в вузах, показал, что из 10 из 21 вуза используют систему «Moodle» для управления образовательной деятельностью. У 7 остальных вузов такие автоматизированные системы управления обучения, как “Blackboard Learn”, “e-front”, “AcademicNT”, «HyperMethod ELearning E-Server». 4 из 21 вуза не имеют LMS, а используют электронные образовательные порталы. Оказалось, что 15 из 21-го университета применяют готовые, в том числе коммерческие или свободно распространяемые системы, 6 университетов используют собственные разработки по автоматизированному управлению учебным процессом. Анализ доступных источников показал, что в настоящее время в большинстве ведущих российских университетов автоматизация учебного процесса не завершена, внедрены программные продукты, обеспечивающие лишь частичную автоматизацию образовательной деятельности. Большинством университетов определено стратегическое направление построения и развития единого информационного пространства. При этом часто встречаются ситуации, когда на различных участках управленческого и финансового учета в вузе функционируют разные разработки, используются разные информационные технологии разных производителей и программистов. Интеграция таких систем вызывает трудность, требует временных, трудовых, материальных затрат и осложняется несовместимостью отдельных подсистем, созданных и устаревающих в разное время. На основе анализа различных применяемых в вузах информационных систем, в том числе самой популярной системы управления учебным процессом «Moodle», выявлен опыт формирования единого информационного пространства, основанного на интеграции различных систем и подсистем Национального исследовательского Томского государственного университета (далее - ТГУ). Это одна из лучших практик по созданию автоматизированной системы управления учебным процессом вуза с целью формирования единой комплексной информационной системы. Рассмотрена надстройка к LMS Moodle «Электронный деканат» и возможности ее интеграции в общеуниверситетскую автоматизированную систему управления [4]. Исследование результатов апробации разработанной системы «Электронный деканат» (далее - ЭД), интегрирующей ряд информационных систем ТГУ с LMS «Moodle» [5], позволило не только оценить результативность внедрения ЭД на философском факультете, но и описать основные проблемные зоны. При проведении исследования применялись методы наблюдения, анализа технической документации, сравнения. В качестве критериев оценки результативности внедрения ЭД были определены соответствие функционала системы техническому заданию и фактическим потребностям пользователей, количественные и качественные показатели оптимизации управления учебным процессом, проблемы внедрения и предложения по их решению [6]. Так как ЭД является интеграционной шиной между системой планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning) «1С-Предприятие» и LMS «Moodle» [5], то интерфейс пользователей этих систем приобрел от реализации проекта дополнительные элементы управления. Кроме того, в процессе апробации была выявлена потребность в разработке дополнительных функций системы для поддержки отдельных задач по управлению учебным процессом, традиционно осуществляемой деканатами: сводная ведомость промежуточных оценок по всем изучаемым дисциплинам, включая результаты контрольных точек; дополнительные отчеты по сопровождению учебного процесса: контрольная точка, допуск к сессии; сервис автоматического/полуавтоматического начисления стипендии по результатам сессии; сервис мониторинга качества обучения (автоматическое анкетирование студентов); а также сервис формирования сводных отчетов по подразделениям для учебного управления университета. Апробация ЭД показала возможности оптимизации некоторых процессов управления учебной деятельностью в подразделениях и сокращения трудозатрат по сопровождению учебного процесса более чем на 2000 человек-часов в масштабе всего университета. Проблемы, выявленные в процессе апробации ЭД, связаны, в первую очередь, с дублированием работы сотрудников деканата в двух АИС, обеспечивающих управление учебным процессом («Студент» и «1С»), что приводит к ошибкам при переносе данных из одной системы в другую, повышает трудоёмкость, снижает оперативность работы, не позволяет автоматизировать важные процессы, например, начисление стипендии студентам по результатам сессии, и актуализирует задачу интеграции разрозненных АИС в единую систему управления учебным процессом университета. Еще одной проблемной зоной внедрения стал человеческий фактор. 60-70% ППС, участвовавших в апробации, отказались вносить итоговые оценки (зачеты и экзамены) в электронную ведомость в «Moodle», что значительно увеличило трудозатраты на формирование электронного журнала сотрудниками деканата (ручной перенос оценок из бумажных ведомостей в электронные). Анализ результатов внедрения ЭД показывает целесообразность распространения опыта внедрения на другие учебные подразделения. Использование системы позволяет решить важнейшие общеуниверситетские задачи: интеграция автоматизированных информационных систем, оптимизация процессов управления, повышение оперативности работы, стимулирование дальнейшего развития электронного обучения. Выявление подобных практик способно помочь университетам, решающим однотипные задачи в рамках стратегии повышения конкурентоспособности, консолидировать разноплановые и разнонаправленные автоматизированные системы и подсистемы управления учебным процессом в единое информационное пространство, решающее проблемы, связанные с поэтапным введением информационных систем в российских вузах в течение длительного времени.

Ключевые слова

Moodle, управление учебным процессом, электронный деканат, электронное обучение, LMS, автоматизация учебного процесса, Moodle, management of the educational process, electronic dean`s office, e-learning, LMS, automation of the educational process

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Танасенко К.И.Национальный исследовательский Томский государственный университетkristan93@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Фещенко А.В., Танасенко К.И. Электронный деканат как инструмент автоматизации управления учебного процесса в университете // Гуманитарная информатика: сб. статей - 2016. - Вып. 10. - С.115-120.
Макашова В.Н, Филимошин В.Ю. Опыт разработки и внедрения модуля «Электронный Деканат» в систему дистанционно обучения на основе LMS Moodle // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. - 2015. - №1. - C. 67-74.
Змеев Д.О., Малахов К.С., Сербин В.А., Степаненко А.А., Фещенко А.В. «Электронный деканат»: интеграция LMS «Moodle» и системы «1С: Университет ПРОФ» // Развитие единой образовательной информационной среды: материалы XIV Международной научно-практической конференции. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. - С. 114-117.
Электронный деканат (Free Dean's Office) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deansoffice.ru.
Проект 5-100 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://5top100.ru/ (дата обращения: 20.11.2016).
Управление образовательными системами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16774?page=3 (дата обращения: 26.11.2016).
Зафиевский А.В. Автоматизация управления учебным процессом в вузе [Электронный ресурс]/А.В. Зафиевский// Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1. - С. 115-117. -Режим доступа: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7613 (дата обращения: 26.11.2016).
 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ | Гуманитарная информатика. 2016. № 11. DOI: 10.17223/23046082/11/7

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ | Гуманитарная информатика. 2016. № 11. DOI: 10.17223/23046082/11/7