Телевизионная киберспортивная журналистика: от истоков до сегодняшнего дня | Вопр. журналистики. 2019. № 5. DOI: 10.17223/26188422/5/5

Телевизионная киберспортивная журналистика: от истоков до сегодняшнего дня

В статье рассматривается история киберспорта и киберспортивной журналистики начиная с 1972 г. Показан процесс становления и развития киберспортивной журналистики - от первых международных публикаций до сегодняшнего дня. В качестве примеров рассматриваются эфиры телеканалов таких стран, как США, Швеция, Чехия, Украина и Россия. Основной акцент сделан на становлении и развитии телевизионной киберспортивной журналистики в России. Авторы отмечают, что российская телевизионная кибер-спортивная журналистика в самом начале своего пути, определяют перспективы ее развития.

TV ESports Journalism: From the Origin Until Today.pdf Введение В жизни каждого есть место развлечениям. Для одних это чтение книг, для других - просмотр фильма или путешествие, для третьих -виртуальная реальность. Увлечение компьютерными играми привело к появлению киберспорта и, соответственно, киберспортивной журналистики. Вслед за Е. В. Сутыриной под киберспортом («геймин-гом», «компьютерным», «виртуальным» или «электронным спортом») мы будем понимать соревнования в виртуальном пространстве, которые смоделированы при помощи компьютерных технологий, в частности, видеоигр [1. С. 2]. Цель нашей статьи - познакомиться с историей киберспортивной журналистики в глобальном и российском контекстах, осмыслить ее современное состояние и тенденции развития на российском телеэкране. Материалом анализа послужили сюжеты о киберспорте на ведущих российских телеканалах за последние годы. Теоретическую базу составили научные работы по киберспортивной журналистике (В. Викулов [2], А. Зарипов [3], В. Богуславская, А. Азизулова и Е. Будник [4] и т.д.) и рефлексия журналистов-практиков (И. Новиков [5], К. Никитин [6], Д. Матусовский [7] и т.д.). Киберспорт и киберспортивная журналистика Специалисты не могут сойтись во мнении, когда именно появился киберспорт. Известно, что первая компьютерная игра OXO (крестики-нолики) была представлена в 1952 г. В научных трудах также фигурирует 1962 г., когда была разработана первая соревновательная компьютерная игра Spacewar, позволявшая виртуально соперничать одновременно двум пользователям [8]. 19 октября 1972 г. прошел первый турнир по Spacewar, в котором приняли участие 25 человек. Посвященная этому турниру статья журналиста Стюарта Брэнда в журнале Rolling Stone считается одним из первых упоминаний о кибер-спорте в СМИ [9]. Позже издание организовало собственный турнир «Межгалактическая олимпиада», победителю полагалась годовая подписка на журнал. После этого видеоигры из экспериментов ученых превратились в массовое развлечение [10]. В 1981 г. начался выпуск первого специализированного журнала Electronic Games, полностью посвященного видеоиграм. В том же году в США прошел чемпионат по игре Space Invaders, организованный компанией Atari. Участие в нем приняли более десяти тысяч человек, уделяющих компьютерным играм по десять часов в день. В Штатах стали выпускаться консоли, приставки и компьютеры фирм Commodore и Apple. Появление недорогой техники еще больше повысило интерес американцев к компьютерным играм. Популярность завоевали и игровые автоматы. Летом 1981 г. Уолтером Деем была создана организация по регистрации и учету лучших результатов - Twin Galaxies. Чемпионов заносили в специальные таблицы, игроки не просто популяризировали кибер-спорт, а еще и демонстрировали невероятные достижения, которые позже вошли в «Книгу рекордов Гиннесса» [11]. Первыми на необычных игроков обратили внимание печатные издания. Упоминания об энтузиастах стали встречаться в газетах Life и Time. Эстафету быстро подхватили телеканалы, начались выпуски передач, посвященных электронному спорту. В числе первых стало американское шоу Starcade. За два года (1982-1984) в эфир вышло 133 серии. Одновременно с ним на канале ABC выходила программа That's Incredible. В ее студии в 1983 г. прошло соревнование между тремя игроками в аркады за звание национального чемпиона видеоигр [2]. Рекорды также регистрировали на телевидении. Подобные специальные выпуски вел Уолтер Дей [11]. Локальные сети позволяли вести соревновательные игры, а не просто ставить личные рекорды в противоборстве с компьютером. В 1988 г. вышла аркадная игра Netrek. К ее особенностям можно отнести поддержку интернет-соединения и возможность играть одновременно шестнадцати пользователям. Со все большим распространением персональных компьютеров и созданием в 1989 г. Всемирной паутины появились онлайн-игры, которые дали возможность участвовать в игре одновременно нескольким пользователям из разных точек планеты. В 1993 г. Джон Кармак и Джон Ромеро, сотрудники американской компании id Software, выпустили обновленную версию игры DOOM, изменившей представление о киберспорте. 19 сентября 1996 г. состоялся турнир QuakeWorldLaunch, он проводился всего на 20 компьютерах, но привлек внимание СМИ. В июне 1997 г. в США Эйнджел Мунез создал профессиональную лигу по компьютерному спорту Cyberathlete Professional League (CPL). В 1996 г. был запущен первый игровой онлайн-сервис Blizzard Battle.net, действующий до сих пор. В 2000 г. турниры серии World Cyber Games транслировали южнокорейские каналы. А первой европейской страной, показавшей в эфире киберспортивный турнир, стала Швеция. Местный канал TV 6 по сей день успешно освещает турниры от DreamHack в Стокгольме. Был в Европе и отрицательный опыт: чешский телеканал COOL показал в эфире все 84 матча второго сезона DreamLeague, но не смог привлечь аудиторию и отказался от освещения киберспорта. Со временем киберспорт на Западе приобрел такую популярность, что стал транслироваться даже на детских телеканалах Disney XD и Nickelodeon. Корпорация Disney совместно с японской компанией Nintendo выпустила передачу, в которой родители с детьми вместе играют в Super Mario Odyssey и Just Dance 2018. С 2011 по 2016 г. украинский телеканал «QTV» выпускал программу «Игронавты» о киберспортивных событиях, достижениях геймеров и игровых новинках, а также транслировал турниры по Dota 2, CS:GO и Point Blank. С 2012 г. на Украине функционирует кабельный телеканал XSPORT, основу его сетки вещания составляют программы и репортажи о традиционном спорте и здоровом образе жизни, но в прошлом году он стал рассказывать и о киберспорте и даже транслировать украинские киберспортивные турниры. Украинский интернет-провайдер «Сеть Ланет» поддерживает канал «Ланет.?^». В его эфире выходила передача «Iгровi теревеш» («Игровая болтовня») о новых играх и турнирах. Сейчас телеканал транслирует стримы и чемпионаты от «Сети Ланет». Новое тысячелетие ознаменовалось запуском во многих странах круглосуточных телевизионных каналов, ориентированных на кибер-спорт. Среди них esportsTV, осуществляющий вещание в странах Европы, Африки и Северной Америки, GIGA Television (с 1998 г. до наших дней) в Германии, OnGameNet (OGN, с 2000 г. до наших дней) и MBC Game (2000-2012) в Южной Корее, XLeague.tv (2007-2009) в Великобритании и ряд других. Компьютерный спорт привлек интерес и таких телевизионных каналов, как ESPN (США), Eurosport (ЕС), российских Первого канала, России 24, НТВ, РБК, Рен ТВ, 2х2, E TV и Матч ТВ. В мировом сообществе идут споры об официальном признании киберспорта видом спорта. По данным на 2016 г., среди членов Международной федерации киберспорта (IeSF) эту инициативу поддержали 22 страны: Азербайджан, Вьетнам, Грузия, Египет, Индия, Индонезия, Иран, Италия, Казахстан, Китай, Малайзия, Мальдивы, Монголия, Намибия, Непал, ОАЭ, Россия, Таджикистан, Тайбэй, Финляндия, Южная Африка, Южная Корея [12]. Киберспортивная тележурналистика в России Первые игровые автоматы появились еще в СССР, тогда играли в морской бой, сафари, городки и баскетбол; с распадом Советского Союза им на смену пришли Mortal Квmbat, Street Fighter и Pac-Man. В 1990-е гг. в России появились специализированные клубы и интернет-кафе, а в 1996 г. прошли первые турниры по играм Quake и Starcraft. Россия стала первой страной в мире, которая признала ки-берспорт официальным видом спорта, случилось это 25 июля 2001 г. [13]1. В 2002 г. наши соотечественники завоевали золотые медали на мировом первенстве по компьютерному спорту. Постепенно росло число проводимых турниров, открывались все новые компьютерные клубы. Сегодня Россия первая в Европе и третья в мире по численности аудитории киберспортивных соревнований, игроков здесь насчитывается 10,2 миллиона человек [15]. Киберспорт стал «золотой жилой» для инвесторов: по данным компании «Медиа Альянс», в 2018 г. его оборот исчислялся в 905,6 миллиона долларов США [16]. С 2006 г. каждую осень в Москве проходит крупномасштабная выставка видеоигр «ИгроМир», количество посетителей которой растет год от года; за четыре дня в 2018 г. выставку посетило свыше 160 тысяч человек, среди них две тысячи представителей СМИ. Разумеется, настолько развитое явление не могло быть не замечено журналистами, и в России также возникла киберспортивная журналистика. На 2019 г. намечен запуск в России нового международного ки-берспортивного телеканала GINX Esports TV. На российском телевидении на протяжении вот уже нескольких лет выходят разного рода программы, посвященные событиям в мире киберспорта. В 2015 г. был запущен первый и пока единственный на российском телевидении кабельный тематический киберспортивный канал E TV. В целом, оценивая уровень развития киберспортивной тележурналистики в России, можно говорить о том, что, в силу относительной молодости этого явления, в ней еще не выработаны устойчивые жанры и форматы телепрограмм, в настоящее время проходит множество телевизионных экспериментов. Впервые на российском телевидении киберспорт появился на канале НТВ в эфире программы «Намедни» в 2002 г. В десятиминутном сюжете зрителям рассказали об участниках команды «M19» по Counter-Strike. В финале чемпионата в Южной Корее они одержали победу над киберспортсменами из Нидерландов. Еще один российский игрок занял первое место в одиночной дисциплине. Стоит отметить и то, что в сюжет был включен стендап журналиста Андрея Лошака, в котором он поясняет некоторые слова из сленга геймеров [17]. Вновь компьютерный спорт появился в эфире НТВ весной 2016 г. в программе «Итоги дня». Ведущие в студии обсуждали финансовую составляющую киберспорта: самый большой объем рынка индустрии - в Азии (371 миллион долларов), самый маленький - в Южной Америке (24 миллиона). Журналисты также отметили, что Россия занимает первое место в Европе по числу игроков. В спецрепортаже корреспондент Орхан Мустафаев встретился с российскими геймерами и рассказал, каким образом они зарабатывают деньги. В сюжете было отмечено, что крупнейшие бизнесмены спонсируют развитие кибер-спорта в России, среди них миллиардер Алишер Усманов и белорусский предприниматель Виктор Кислый [18]. НТВ продолжал и дальше следить за новостями в мире виртуального спорта. Сюжеты о киберспорте дважды выходили в информационной программе «Сегодня». В конце 2016 г. корреспондент Андрей Максимчук рассказал о том, что в России ведется подготовка молодых геймеров; занятия в необычной школе состоят из физической подготовки, ежедневных компьютерных игр и их рефлексии совместно с тренером [19]. Летом 2017 г. вышел следующий сюжет, в котором Марат Сетдинов рассказал о победе российской киберспортивной команды «Gambit Esports» на чемпионате в Кракове. Новостью стало и предложение депутата Госдумы Бориса Чернышева о создании факультета киберспорта в России: по его словам, виртуальному спорту нужны комментаторы, менеджеры и специалисты по рекламе, поэтому студенты будут учиться обслуживать индустрию, а не играть в компьютерные игры [20]. «Первый канал» посвятил киберспорту два сюжета в программе «Доброе утро». Зимой 2015 г. корреспондент Елена Руславская познакомила зрителей с сильнейшими российскими игроками. Стоит отметить, что один из них, Алан Енилеев, самый известный и титулованный NFS-прогеймер России, был почетным знаменосцем на Олимпийских играх в Сочи в 2014 г. [21]. Полгода спустя, летом 2016 г., «Первый канал» снял сюжет «Киберспорт - тоже спорт!», в котором корреспондент Александр Железнов познакомил аудиторию со стремительно развивающимся в России новым видом спорта [22]. Телеканал «Россия 24» следит за развитием киберспорта более пристально. На сайте канала размещено свыше пятидесяти видео о виртуальном спорте. Тематический материал вышел в эфире программы «Факты» с Натальей Литовко в январе 2016 г. В сюжете под названием «Взрослые игры: феномен киберспорта» речь снова шла о финансовой стороне компьютерного спорта, в частности, о 100 миллионов долларов Алишера Усманова, которые были направлены на создание в России киберспортивной арены и организацию чемпионатов. Отличительной чертой сюжета стал портрет геймера - это мужчина 35 лет, который ежемесячно тратит около 200 долларов на компьютерные игры. Ведущая также сказала об успешном опыте британского телеканала ВВС, киберспортивные турниры в эфире которого смотрели 32 миллиона человек по всему миру [23]. Осенью 2016 г. в информационной программе «Вести» освещали EPICENTER - крупнейший ежегодный турнир по киберспорту в России [24]. Героем стал украинец Денис Костин, игрок одной из сильнейших команд Natus Vincere (Navi). Также корреспондент Екатерина Кадушкина заметила, что в Москве строят стадион для киберспорта. В 2017 г. в программе «Вирус» снова обратились к финансовому вопросу киберспортивной индустрии: в нее вкладывает теперь и соучредитель компании Mail.ru Group Юрий Мильнер. Ведущий обратил внимание на заслуги компании перед российским киберспортом, главная из которых - создание игр free to play (бесплатных) [25]. Экономикой киберспорта интересуется и канал РБК. В 2016 г. вышел специальный репортаж «Игра миллиардеров: прибыль мирового спортивного кибер-рынка растет». Корреспондент побеседовал с комментатором кибертурниров Дмитрием Куприяновым и гендиректором ESforce Holding Антоном Черепенниковым. Кроме того, специальный корреспондент Алексей Лемаев побывал на белорусском фестивале «World of Tanks» [26]. В 2017 г. в эфир вышел сюжет с субтитрами об открытии в Москве самой большой киберарены в Европе «Yota Arena», а также о российском и мировом игровом рынке [27]. Летом того же года вышел репортаж с субтитрами с крупнейшего международного киберспортивного турнира по Dota 2 [28]. Другой взгляд на киберспорт показал телеканал ОТР в эфире программы «ОТРажение» летом 2018 г. В студии эксперт высказался по поводу игромании, которая была официально признана болезнью [29]. В 2017 г. «Рен ТВ» выпустил одиозный материал «Киберспортсмены против НЛО». Речь здесь шла о геймерах-агентах, чьи способности используют спецслужбы в борьбе с пришельцами. Одним из них, по данным телеканала, является датчанин Матиас Лауридсен [30]. С 2016 г. киберспорт занял особое место в программной сетке телеканала «Матч ТВ». Начало положила трансляция финала турнира «EPICENTER: Moscow 2016». В 2017 г. один из выпусков программы «Реальный спорт» был посвящен компьютерному спорту. В студии ведущие и эксперты подводят итоги года в киберспорте. Постепенно в эфире канала стали появляться репортажи с киберспортивных мероприятий, а осенью 2018 г. была запущена «Кибератлетика», передача об игровой индустрии. Первое время «Матч ТВ» проводил совместные трансляции киберспортивных соревнований со студией RuHub, позже начался опыт самостоятельных прямых эфиров. В 2015 г. канал «2х2» впервые показал гранд-финал League of Legends World Championship. Результаты были впечатляющие: за трансляцией следило 600 тыс. зрителей. В 2017 г. «2х2» транслировал EPICENTER. В 2016 г. городской телеканал «Москва 24» выпустил сюжет о турнире EPICENTER по Counter-Strike: Global Offensive. В пятиминутном видео журналист рассказал об организации шоу, отборочном туре, командах-фаворитах и результатах турнира [31]. В России на сегодняшний день существует только один телеканал, специализирующийся на киберспорте. С 2015 г. и до недавнего времени он назывался Game Show TV. В 2018 г. он претерпел изменения, в результате чего в настоящее время функционирует как кабельный телеканал E TV в пакете «Развлекательный» от НТВ Плюс. Выводы Подводя итоги, стоит отметить, что киберспорт занял особое место в российской культуре. Несмотря на то, что Россия была и остается крупной киберспортивной державой, наши команды регулярно побеждают на мировых первенствах по компьютерным играм, российская телевизионная журналистика долго не принимала киберспорт за серьезное явление и не отводила ему большое место в эфирной сетке. При этом аудитория киберспорта неуклонно растет, интерес среди новичков побуждает их узнавать все больше об играх, и именно телевидение может привлечь новых зрителей, создав контент, который будет отвечать их современным запросам. Киберспорта на российском телевидении немного и по сей день; почти все, что о нем говорят журналисты и привлекаемые ими эксперты, касается только его положительных сторон, минусы смогли найти немногие спикеры и журналисты. Совершенно очевидно, что российская телевизионная ки-берспортивная журналистика пока только начинает развиваться, мы становимся свидетелями зарождения новых журналистских подходов к освещению, можно по праву сказать, спортивных соревнований. Телевизионные журналисты будут изобретать новые способы освещения киберспорта и связанных с ним событий, ведь, к сожалению или к счастью, наше будущее - в виртуальной реальности.

Ключевые слова

eSports journalism history, eSports journalism, eSports history, virtual sports, computer sports, gaming, eSports, телевидение, киберспортивная журналистика, электронный спорт, виртуальный спорт, компьютерный спорт, гейминг, киберспорт

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сидунова Мария КонстантиновнаЧелябинский государственный университетстудентка факультета журналистикиmashunechkas@mail.ru
Симакова Светлана ИвановнаЧелябинский государственный университетканд. филол. наук, зав. кафедрой журналистики и массовых коммуникацийsimakovi@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Телеканал НТВ про победу Gambit на мажоре и про факультет киберспор-та CS:GO. URL: https://www.youtube.com/watch?v=phLN_ngmh6g&t=127s
Любители Dota 2 собрались в Бостоне на турнир // Сегодня. НТВ. 2016. 3 дек. URL: https://www.ntv.ru/video/1365550/?-from=newspage
Киберспорт и телевидение. URL: http://m19.team/ru/novosti/kibersport-i-televidenie/
Киберспорт // Итоги Дня. НТВ. 2016. 11 апр. URL: https://www.you-tube. com/watch?v=pgjj dd0YeCk
«Медиа Альянс» запустит локальную версию канала GINX Esports TV в России // Кабельщик. 2019. 29 янв. URL: https://www.cableman.ru/content/media-alyans-zapustit-lokalnuyu-versiyu-kanala-ginx-esports-tv-v-rossii
В России появится телеканал о киберспорте GINX Esports TV // Известия. 2019. 29 янв. URL: https://iz.ru/839554/2019-01-29/v-rossii-poiavitsia-telekanal-o-kibersporte
Государственная система правовой информации. Приказ о признании и включении киберспорта во всероссийский реестр видов спорта. URL: http://publication. pravo. gov.ru/Document/View/00012016060700-22?in-dex=0&rangeSize= 1
Шевченко Р. Как Россия первой в мире признала киберспорт. URL: https://matchtv.ru/cyber/match-tvnews_NI678327_Kak_Rossija_pervoj_v_mire_priz-nala_kibersport.
История развития киберспорта в России и мире. URL: http://киберспорт.рф/esport/history
Руденко И. Какие страны признали киберспорт // Cybersport.ru. 2016. 14 дек. URL: https://www.cybersport.ru/other/news/kakie-strany-priznali-kibersport
Животнев В. Киберспорт эпохи хиппи: как первый турнир по видеоигре попал в Rolling Stone и почему его участников поили пивом // Cybersport.ru. 2018. 13 сент. URL: https://www.cybersport.ru/news/kibersport-epokhi-khippi-kak-pervyi-turnir-po-videoigre-popal-v-rolling-stone-i-pochemu-ego-uchastnikov-poili-pivom
Baker С. Stewart Brand Recalls First "Spacewar" Video Game Tournament // RollingStone. May 25, 2016. URL: https://www.rollingstone.com/culture/culture-news/stewart-brand-recalls-first-spacewar-video-game-tournament-187669
Буянова А. В. Киберспорт: история становления, современное состояние и перспективы развития // Социально-политические науки. Сер. Физическая культура и спорт. 2017. № 5.
Матусовский Д. «Матч ТВ» увеличит число киберспортивных трансляций // Cybersport.ru. 2017. 12 янв. URL: https://www.cybersport.ru/news/match-tv-uvelichit-chislo-kibersportivnykh-translyatsiy
Никитин К. Киберспорт - это спорт будущего или развлечение? // Парламентская газ. 2017. 2 июня. URL: https://www.pnp.ru/economics/kibersport-eto-sport-budushhego-ili-razvlechenie.html
Новиков И. Киберспорт и телевидение: новый этап? // Сов. спорт. 2018. 17 июня. URL: https://m.sovsport.ru/cyber-sport/articles/1059042-kibersport-i-televidenie-novyj-etap
Богуславская В. В., Азизулова А. О., Будник Е. А. Лингвистическая репрезентация киберспортивного медиасообщества // Знак: проблемное поле медиаобра-зования : науч. журн. Челябинск, 2018. № 4 (30). С. 104-111.
Зарипов А. Р. Лексический аспект киберспортивного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (56) : в 2 ч. Ч. 1. C. 99-101.
Викулов В. В. Журналистика в киберспорте // Вестник ТвГУ. Сер.: Филология. 2017. № 3. С. 198-201.
Сутырина Е. В. Правое регулирование деятельности профессионального киберспортсмена // Universum: экономика и юриспруденция. Сер. Государство и право. Юридические науки. 2017. № 12 (45). С. 1-8.
Кое-что о киберспорте // Доброе утро. Первый канал. URL: https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/mezhdu-tem/koe-chto-o-kiber-sporte1
Киберспорт - тоже спорт! // Доброе утро. Первый канал. 2016. 6 июля. URL: https://www.1-tv.ru/shows/dobroe-utro/mezhdu-tem/kibersport--tozhe-sport-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-06072016
Взрослые игры: феномен киберспорта // Россия 24. 2016. 7 янв. URL: https://www.youtube.com/watch?v=IU0aP1a3oB8
В Москве проходит турнир по киберспорту. URL: https://www.you-tube.com/watch?v=YVW-WY-jXDl_w
Вирус. В киберспорт пришли реальные деньги. URL: https://www.you-tube. com/watch?v=Ci-SL7uJoXJ8
Игра миллиардеров: прибыль мирового спортивного кибер-рынка растет // РБК. 2016. 1 июня. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2ZmSeuavO80
Зачем крупные предприниматели идут в киберспорт // РБК. 2017. 19 мая. URL: https://www.youtube.com/watch?v=S1-24ure7mo
The International: как устроен крупнейший киберспортивный турнир // РБК. 2017. 12 авг. URL: https://www.youtube.com/watch?v=igr5VnxgcSQ
Михаил Хорс: Зависим любой человек, который, оторвавшись от игры, чувствует дискомфорт // ОТР. 2018. 19 июня. URL: https://www.you-tube. com/watch?v=psgKff_aVU8
Киберспортсмены против НЛО на РЕН ТВ (документальный фильм). URL: https://www.youtube.com/watch?v=9pEYyTPei-8&feature=youtu.be
Игропром: киберспортивный турнир EPICENTER CS:GO // Москва 24. 2016. 29 окт. URL: https://tv.m24.ru/videos/115168
 Телевизионная киберспортивная журналистика: от истоков до сегодняшнего дня | Вопр. журналистики. 2019. № 5. DOI: 10.17223/26188422/5/5

Телевизионная киберспортивная журналистика: от истоков до сегодняшнего дня | Вопр. журналистики. 2019. № 5. DOI: 10.17223/26188422/5/5