Особенности речевого манипулирования в электронных спам-письмах | Язык и культура. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19996195/37/8

Особенности речевого манипулирования в электронных спам-письмах

Представлен прагмалингвистический анализ электронных спам-писем, а именно использование в спам-письмах различных приемов речевого манипулирования. Эмпирическим материалом исследования послужили электронные письма, автоматически отфильтрованные серверами Mail.ru и Rambler.ru как спам. При этом отбирались спам-сообщения, эксплуатирующие тему финансов, поскольку данная тема составила большую часть рассматриваемого трафика спама. Спам-письма рассматриваются в статье как разновидность речевого жанра «электронное письмо», выявляются его отличия от жанра рассылки. Использование речевой манипуляции в спам-письмах определяется как жанрообразующая составляющая спам-писем, внутри которой выделяется ряд типичных манипулятивных приемов. Последние подразделяются на две группы: манипулятивные речевые приемы, использующие в качестве инструмента манипуляции прагматические характеристики спам-писем (приемы интимизации и диалогизации, прием «нагруженного» языка), и манипулятивные речевые приемы, основным инструментом которых является тематическое содержание (описание способов зарабатывания «легких» денег, создание автобиографической легенды о финансовом успехе). Приводятся количественные данные о частотности использования анализируемых манипулятивных речевых приемов авторами спам-писем, а также обсуждаются результаты лингвистического опроса о восприятии пользователями электронной почты спам-писем. С одной стороны, выявляется степень распознания спам-писем в целом, с другой стороны, идентифицируются речевые приемы, оказывающие наибольшее манипулятивное воздействие на адресатов спам-писем.

Peculiarities of verbal manipulation techniques in spam e-mails.pdf Введение Современная электронная коммуникация с ее различными формами (начиная с уже традиционного e-mail и заканчивая сообщениями в социальных сетях и мессенджерах) давно стала привлекательной средой для распространения спама: по статистике за третий квартал 2016 г. доля спама в российском почтовом трафике составила 62% [1]. Явление спама исследуется учеными в различных аспектах: с точки зрения электронных технологий и информатики, теории рекламы, лингвокультурологии, лингвоэкологии, виртуального жанроведе-ния [2-6]. Не менее актуальным и востребованным на сегодняшний день остается прагмалингвистический аспект, в частности использование в спам-письмах различных приемов речевого манипулирования с целью определенного воздействия на адресата [7, 8]. В самом общем виде спам - это массовая рассылка коммерческой и иной рекламы или подобных коммерческих видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать [9]. Интернет-ссылки, содержащиеся в тексте спам-сообщений, как правило, ведут на какой-нибудь красочный сайт, где под видом бесплатных курсов, книг и прочих товаров и услуг у пользователя выманивают номера телефонов, e-mail либо предлагают купить ненужную продукцию. Субъекты, занимающиеся рассылкой спама, нацелены также на то, чтобы как можно больше пользователей посетило их сайт, перейдя по ссылке и подтвердив тем самым существование и активность своего почтового ящика. При этом лица, рассылающие спам-письма, стараются не обнаружить своих истинных целей, для этого они применяют различные манипулятивные тактики и приемы, направленные на введение адресата в заблуждение и формирование у него желания, во-первых, прочитать письмо, во-вторых, перейти по указанной ссылке, в-третьих, совершить дальнейшие действия на соответствующем сайте. Таким образом, спам-письма как бы «мимикрируют» под жанр обычного электронного письма, используя его тематику, композицию и стиль, преследуя при этом рекламные или мошеннические цели. Цель данного исследования - выявить и рассмотреть речевые приемы манипулирования в электронных спам-письмах, применяемые авторами текстов данных писем, а также проанализировать результат манипулятивного речевого воздействия на получателей электронных спам-писем, другими словами, исследовать иллокутивный и перлоку-тивный аспекты электронных спам-писем. Модель анализа и материал Речевая манипуляция, как правило, нацелена на то, чтобы вызвать у адресата то или иное ответное действие в интересах отправителя сообщения, но не обязательно совпадающее с интересами адресата. По мнению В.Е. Чернявской, «речевая манипуляция есть речевое воздействие, направленное на неявное, скрытое побуждение адресата к совершению определенных действий; скрытое внедрение в его сознание желаний, отношений, установок, служащих осуществлению интересов отправителя сообщения. Цель речевой манипуляции - склонить манипулируемое лицо (адресата) к тому, чтобы принять определенные высказывания за истинные без учета всех аргументов» [10. С. 19]. Речевая манипуляция реализуется посредством определенных манипулятивных речевых тактик - «речевых действий, направленных на скрытое внедрение в сознание адресата целей и установок, побуждающих его совершить поступок, выгодный манипулятору» [11. С. 49], а также манипулятивных приемов - «способов построения высказывания, реализующих ту или иную манипу-лятивную тактику» [Там же]. Исследователи отмечают ряд речевых приемов манипулирования, используемых авторами высказываний для управления адресатом на лексическом, грамматическом, фонетическом и синтаксическом уровнях, например эвфемизация, использование метафор, невыраженность субъекта речи, интимизация сообщения, прием эмоционально «нагруженного» языка, опора на стереотипы и авторитет и др. [10, 11]. Однако, по мнению Е.В. Денисюка, не существует специфических манипулятивных приемов. Речевые высказывания приобретают характер манипулятивных, будучи помещёнными в контекст употребления. По его мнению, отсутствие специфических речевых тактик и приемов манипулирования является изначальной причиной «незаметности» манипуляции для манипулируемого [12]. Вслед за О. В. Лутовиновой мы рассматриваем спам-письма как разновидность речевого жанра электронного письма - «анонимную массовую рассылку корреспонденции адресатам, не желающим ее получать» [6. С. 191]. Спам как речевой жанр следует отличать не только от собственно электронного письма, но и от так называемых честных рассылок рекламного и информационного характера - инструмента электронного маркетинга [3]. Подобные рассылки также нацелены на массового адресата, однако в этом речевом жанре, во-первых, автор-отправитель всегда указывает свое настоящее имя и, во-вторых, адресат сам изъявляет желание получать письма от этого отправителя в результате добровольной подписки, например на интернет-сайте (хотя впоследствии рассылки могут стать нежелательными сообщениями и перейти в разряд спама для конкретного пользователя), кроме того, в рассылке всегда заложена опция «отписаться». Ни личностно-ориенти-рованное электронное письмо, ни рассылка не предполагают использования манипулятивных речевых приемов, так как в них коммуникативная цель не скрывается специально автором сообщения. Напротив, необходимость использования манипулятивных приемов является отличительным речежанровым признаком спам-писем, что обнаруживается, например, при разложении данного жанра на простые коммуникативные действия по методу семантических примитивов А. Вежбицкой: (1) хочу, чтобы ты сделал нечто; (2) говорю это, потому что хочу, чтобы ты сделал это; (3) знаю, что это может быть тебе вовсе не нужно; (4) говорю это так, чтобы оно могло привлечь тебя; (5) знаю, что ты можешь не сделать этого, потому что не обязан это делать; (6) не знаю, сделаешь ли ты это, потому что знаю, что подобные предложения тебя уже, скорее всего, раздражают; (7) надеюсь, что ты сделаешь то, что я хочу [13. С. 173]. В данных семантических примитивах явно прослеживается коммуникативное доминирование автора высказывания (хочу, чтобы ты сделал нечто; надеюсь, что ты сделаешь то, что я хочу), перед которым стоит задача не только реализовать свою коммуникативную цель (например, продать товар сомнительного качества), но и постараться «завуалировать», скрыть истинную цель от адресата, а для этого автор использует определенные речевые средства, вводящие адресата в заблуждение (говорю это так, чтобы оно могло привлечь тебя). Автор спам-сообщения отдает себе отчет в том, что он нарушает интересы своего адресата (знаю, что это может быть тебе вовсе и не нужно), а также в том, что если бы он говорил честно и открыто о своих целях, то вряд ли адресат согласился бы на желательные для автора ответные действия. Таким образом, автор спам-письма прибегает к речевой манипуляции. К коммуникативным целям (или интенциям) авторов спам-писем, которые обычно скрываются в ходе манипулятивного воздействия, относят следующие: реклама товаров и услуг, раскрутка сайта, незаконные продажи, засылка троянов, сбор информации о пользователях; выманивание у адресата небольших сумм денег под предлогом обещания поделиться крупным наследством - стратегия, известная под названием «нигерийские письма»; выманивание у адресата личной секретной информации - «фишинг»; воздействие на эмоциональную, духовную, подсознательную и бессознательную сферы сознания адресата - «письма счастья» [9]. В целом реализация всех коммуникативных целей спама предполагает использование тех или иных приемов речевого манипулирования. Нам представляется, что глобальной практической (но скрытой) целью электронных спам-писем является продажа / реализация товаров и услуг сомнительного качества, данная цель реализуется автором спам-сообщения с помощью конкретных манипулятивных речевых приемов. Ответная реакция адресата спам-письма, как правило, выражается невербально: в зависимости от того, распознал адресат манипу-лятивные приемы отправителя спама или нет, он может либо осуществить переход по гиперссылке внутри письма или скачать вложенный файл, либо удалить письмо в «корзину», маркировать как «спам», отписаться от рассылки при наличии данной опции, пожаловаться на спам посредством перехода по указанным ссылкам в конце сообщения. Таким образом, интенциональная структура спам-писем обнаруживает две противоположные установки. С одной стороны, автор-отправитель спам-сообщения глобально нацелен на то, чтобы как можно больше адресатов-получателей как минимум перешли по указанной в письме ссылке, а как максимум совершили дальнейшие действия по приобретению товара или услуги. С другой стороны, типичной установкой адресата-получателя являются распознание спам-сообщений и избавление от них. Рассылка и чтение спам-писем - образец крайне «некооперативного» общения, когда каждая из сторон коммуникации неизбежно совершает коммуникативную неудачу: в одном случае автор спам-сообщения, если его манипулятивные приемы не сработали и письмо удалено как спам, в другом случае - получатель, если он поддался на манипулятивное воздействие и совершил действия, желательные для автора сообщения. Интернет-сообщество и разработчики информационных технологий активно борются с распространением спама, который вызывает у большинства пользователей раздражение и отнимает много времени. Сегодня на многих серверах, содержащих ящики электронной почты, существует система фильтрации спама, которая автоматически переводит подозрительные письма в папку «спам». Например, сервер Mail.ru маркирует входящие электронные письма как спам, руководствуясь следующими критериями (здесь мы указываем собственно лингвистические критерии): - определенная тематика сообщения: материалы только для взрослых и схемы быстрого обогащения; - маскировка под автоматический ответ сервера и системные уведомления (например, о том, что сообщение не доставлено из-за недействительного адреса электронной почты); - подозрительные правописание, форматирование и вложения; - пользователь сам однажды указал, что письмо является спамом [14]. Однако создатели спам-рассылок (спамеры) прибегают к новым, все более изощренным языковым и техническим приемам, направленным на то, чтобы, с одной стороны, обойти системы фильтрации и заставить письмо проникнуть в папку «Входящие», с другой стороны, ввести в заблуждение пользователя путем «завуалированной» формулировки темы или текста письма, вовлекая его тем самым в свои мошеннические схемы. Спам-письмо обычно состоит из следующих речежанровых компонентов: имени отправителя с указанием e-mail адреса (как правило, вымышленного), имени и e-mail получателя, темы письма (заголовка), обращения, основного информационного сообщения, гиперссылки, заключительной подписи. Эмпирическим материалом настоящего исследования послужили 150 спам-писем, полученных автором и его коллегами в электронные почтовые ящики и автоматически отфильтрованных серверами Mail.ru и Rambler.ru как спам в период с 21 октября по 5 декабря 2016 г. Мы отбирали спам-сообщения, эксплуатирующие только тему финансов (упоминания денежных сумм, заработка и т.п.), поскольку данная тема составила большую часть трафика спама (примерно 60%) в трех электронных почтовых ящиках. Очевидно, спамеры в период экономического кризиса выбирают данную «наболевшую» тему как наиболее успешную для реализации манипулятивных коммуникативных приемов. Тот факт, что спамеры делают ставку на проблему кризиса, иногда прямо отражен в темах спам-сообщений, например: Как с нуля за 1 месяц заработать на квартиру-студию без вложений и ипотек, используя кризис (все речевые примеры в статье приводятся с сохранением авторской орфографии, пунктуации и графики). Исследование и результаты В исследуемом материале мы выделили 11 типичных речевых приемов электронных спам-писем, которые, по замыслу спамеров, должны вызвать положительную ответную реакцию пользователя, следовательно, оказать на него манипулятивное воздействие. Следует отметить, что мы не рассматривали лингвистические приемы типа намеренного искажения правописания, так как они не являются манипуля-тивными по отношению к адресату, а служат в основном для обхода систем спам-фильтрации. Мы распределили проанализированные манипулятивные речевые приемы по двум группам. В первой группе приемов инструментом манипулирования служат в основном прагматические характеристики речи, такие как отношение автора к адресату, коммуникативная цель, особенности организации высказывания, модус сообщения, акцентуация смыслов, стилистическая окрашенность и т.п.; в основе второй группы речевых приемов лежит их когнитивная (тематическая) составляющая, инструментом манипулирования выступает определенный тип информации. Рассмотрим вначале группу манипулятивных речевых приемов с прагматическими инструментами манипулирования: 1. Прием интимизации, проявляющийся в демонстрации дружеского, внимательного, уважительного отношения к получателю письма, создании эффекта доверительного общения. Пользователь вводится в заблуждение, например, тем, что к нему обращаются по имени или нику электронной почты, кроме того, в тему письма перед основной фразой вставляется «Re:», означающее, что данный пользователь уже состоит в переписке с отправителем письма и, следовательно, может доверять его содержанию. Характерно использование специальных формул или фраз типа 'лично для', 'ответ на Ваш запрос', а также этикетных формул приветствия и прощания, подчеркивающих личный адресный характер письма, якобы не рассчитанного на массового адресата, например: re: Рабочая ссылка внутри (лично для fenirom@rambler.ru); С уважением, Ваш друг Андрей. Сближению с определенной аудиторией способствует употребление жаргонных слов и выражений: Поднимай на спортивных ставках от 2000 железных в день! Эффект доверительного общения поддерживается также за счет «личных» замечаний, оценок, впечатлений автора, которые звучат более уверенно и убедительно, чем простое информирование, например: У меня получилось получится и у вас! Стоит, однако, отметить, что сами создатели спам-сообщений весьма небрежно и непоследовательно используют данный прием, допуская явные ошибки, например, не проставляя имя получателя в запланированных местах, тем самым они обнаруживают, что пишут по шаблону: Чем Вы хуже меня? Все верно, Имя, ни чем Вы не хуже. 2. Использование императивов и диалогизация спам-письма. Разработчики спама используют большое количество побудительных конструкций и вопросно-ответных единств, рассчитывая склонить тем самым адресата к действиям: чтению письма, переходу по ссылке, действиям на сайте и т.п. При этом императивы носят, как правило, интригующий характер, вызывают любопытство. Особенно активно данная стратегия используется в теме письма и гиперссылках: Стать миллионером? Запросто! Смотрите этот видеокурс; >>>>> Нажмите тут, если стремитесь победить; Сергей Я не ожидал от Вас такого! А Вы от меня? 3. Стилизация под официальные сообщения из авторитетного источника. Прибегая к этому манипулятивному приему, спамеры пытаются создать у получателя ложное впечатление, что письмо пришло из какого-либо официального солидного учреждения (например, из банка) или от администраторов сети. Автор спам-письма манипулирует в этом случае привычкой обычных людей доверять авторитетным источникам - людям и учреждениям, имеющим высокий социальный статус, представителям власти. Речевыми маркерами данного приема служат канцелярский шаблонный стиль изложения, использование безличных конструкций, обращение с позиции авторитета посредством местоимения «мы» или указания на статусную должность, сообщение псевдореальных реквизитов, физических адресов, контактных данных и т.п.: Уважаемый клиент! Перенаправляем Вам отчёт; Средства будут выплачены сервисом на указанный Вами счет; © 2016. Все права защищены. ИП Дмитрий Быков; Cуважением, администратор. 4. Прием «нагруженного» языка (использование эмоционально-оценочных коннотаций, «аффективов»). Создатели спам-сообще-ний стараются избегать нейтральной тональности текста и для привлечения внимания получателя используют разнообразные стилистические приемы, такие как риторические вопросы, положительно оценочные эпитеты, повторы, метафоры, сравнения, прецедентные имена, крылатые фразы, а также варьируют использование разговорной, жаргонной, литературно-художественной, официально-деловой лексики в рамках одного сообщения. Приведем примеры: Вамненужнопроходитьпуть в тысячи-километров, т.к. этотпуть будетпройденпо этойссылке; Вы всенепременно станете успешными; Пока вы читаете, кто то колотит бабосы!; Это элементарно, Ватсон! Характерно также использование «аффективов» - эмоциональных усилителей, адресованных ценностным установкам аудитории [15], т.е. эксплуатирование абстрактных понятий без указания их точного смысла; это делается с целью придания высказыванию большего пафоса, апелляции к высшим духовным ценностям адресата, чтобы тем самым блокировать его рациональное мышление. Например, создатели спам-сообщений убеждают адресата в необходимости обретения финансовой независимости в условиях современной жизни, давят на чувство собственного достоинства, которое не позволяет быть хуже других; бедности, пассивности, лени, зависимости противопоставляются успех, активность, богатство, свобода, безграничные возможности: Вы - решающая сила всего происходящего с Вами;Начните действовать прямо сейчас, ваша жизнь находится в ваших руках. 5. Прием гиперболизированной вежливости. Многие спам-письма содержат этикетные формулы приветствия и прощания, обычно употребляемые в личной и официально-деловой переписке, типа Добрый день! С уважением и т.п. С одной стороны, некоторые спамеры намеренно используют дополнительные или более креативные формулы вежливости, очевидно, для выражения особого внимания к адресату и придания себе положительных качеств в глазах аудитории: Как Ваше настроение? Надеюсь, что все у Вас отлично; Спасибо и удачи в дальнейшем. С другой стороны, значительная часть спама не содержит вообще никаких формул вежливости или они используются неграмотно и небрежно. Так, в исследуемом материале нам встретился ряд несуразных выражений с тавтологией и смешением стилей, которые вызвали бы подозрение и усмешку, пожалуй, даже у малообразованного человека, например: Желаем успехов, агенство "Успех"; Здравствуй пре-многоуважаемый (-ая). Крайне редко встречаются спам-письма, где авторы извиняются за возможный спам и предлагают отписаться от их рассылок: Если Вы считаете, что это не Ваше, то просто Отпишитесь (мы не учитывали гиперссылку «отписаться», которая прикрепляется почти к каждому письму автоматически). 6. Акцентирование ограниченных условий для обретения денежных средств. В этом случае спамеры манипулируют желанием человека, с одной стороны, чем-то выделиться из толпы, попасть в круг «избранных», с другой стороны, желанием успеть воспользоваться выгодным предложением (скидкой, дефицитным товаром и т.п.): Данный материал будет закрыт для обычных пользователей; Поделюсь секретом только с тобой; Турфирма «TOUR-FEST» объявляет срочный ограничеенный набор сотрудников; Место в команде, для вас [fenirom@rambler.ru] Еще Свободно.. 7. Прием мистификации - использование интригующих, мистифицирующих заголовков, фраз с предложением узнать ответ на вопрос и все подробности в тексте письма или по указанной ссылке, например: Обычный парень Иван Чернов Разбогател в обеденный перерыв! Хотите узнать КАК? >Переходите по указанной ссылке

Ключевые слова

spam e-mail, e-mail, speech genre, verbal manipulative techniques, verbal manipulation, спам-письмо, электронное письмо, речевой жанр, манипулятивный речевой прием, речевая манипуляция

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фенина Виктория ВладимировнаСаратовская государственная юридическая академия кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языкаvvfenix12@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Причины попадания писем в папку «Спам». ULR: https://help.mail.ru/mail-help/spam/why (дата обращения: 05.12.2016).
Бережная Т.М. Современная американская риторика как теория и практика манипулирования общественным сознанием : дис.. канд. филол. наук. М., 1986. 176 с.
Лутовинова О.В. Жанровая речевая деятельность языковой личности в виртуальном дискурсе // Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 170-173.
Денисюк Е.В. Феномен манипуляции: речедеятельностная интерпретация // Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий : тез. докл. и сообщ. Всерос. науч.-метод. конф. Екатеринбург, 2000. С. 66-68.
Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия : учеб. пособие. М. : Флинта: Наука, 2012. 128 с.
Копнина Г.А. Речевое манипулирование : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Флинта, 2008. 176 с.
Спам. ULR: https://ru.wikipedia.org/wiki/спам (дата обращения: 29.11.2016).
Курьянович А. В. Письма счастья как форма манипуляции массовым сознанием // Наука и мир. 2014. Т. 2, № 4 (8). С. 83-84.
Колмогорова А.В. Речевой субжанр «нигерийские письма» как одна из форм комму никативной манипуляции // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19 (1). С. 29-36.
Лутовинова О. В. Спам как одна из разновидностей жанра электронного письма // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 1 (57). С. 189-194.
Дементьев В.В. Лингвоэкология через призму речевых жанров: сфера новых «тех нологических» коммуникаций // Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2. С. 22-47.
Смирнов Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках : автореф. дис.. канд. филол. наук. Ярославль, 2004. 22 с.
КоноваловаЕ.Е. Спам как вид интернет-рекламы // Право и экономика. 2010. № 9. С. 15-19.
Ковалев С. С., Шишаев М.Г. Идентификация спам-рассылок на основе маршрутной информации сообщений // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 5 (18). С. 138-144.
Спам и фишинг в третьем квартале 2016. ULR: https://securelist.ru/analysis/spamquarterly/29608/spam-and-phishing-in-q3-2016/ (дата обращения: 05.12.2016).
 Особенности речевого манипулирования в электронных спам-письмах | Язык и культура. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19996195/37/8

Особенности речевого манипулирования в электронных спам-письмах | Язык и культура. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19996195/37/8