Манипуляция и ее виды в педагогическом дискурсе | Язык и культура. 2011. № 2 (14).

Манипуляция и ее виды в педагогическом дискурсе

Описываются примеры манипуляции в педагогическом дискурсе. Предпринята попытка выделить ряд тактических приемов, применяемых в педагогическом дискурсе в качестве манипулятивного воздействия. Предложена классификация видов манипуляции.

Manipulation and its types in pedagogic discourse.pdf В современном научном пространстве активно формируется новаянаука - наука об эффективном общении, которую можно назвать наукой оречевом воздействии. Она формируется как интегральная наука, объеди-няющая усилия представителей целого комплекса смежных наук - тради-ционной системной лингвистики, психолингвистики, прагмалингвистики,коммуникативной лингвистики, риторики, психологии, теории массовойкоммуникации, рекламы, менеджмента, социологии, связей с обществен-ностью, этнографии, конфликтологии [1. С. 4].«Речевое воздействие - воздействие человека на другого человекаили группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальныхсредств для достижения поставленной говорящим цели» [1. С. 51]. Разли-чаются два основных аспекта речевого воздействия - вербальный и не-вербальный.Вербальное (от лат. verbum - слово) речевое воздействие - это воз-действие при помощи слов. При вербальном воздействии имеет значение,в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, какими словами, в ка-кой последовательности, как громко, с какой интонацией, что, когда икому говорите.Невербальное воздействие - это воздействие при помощи несловес-ных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, нашеповедение во время речи, внешность говорящего, расстояние до собесед-ника и др.).Правильно построенное вербальное и невербальное воздействиеобеспечивает нам эффективность общения. Наука о речевом воздействиивключает как изучение средств собственно речевого воздействия, так исредств манипуляции.Как для отдельных актов речевого взаимодействия, так и для диало-га в целом можно говорить о целях речевого воздействия и коммуника-тивных целях его участников. Цель общения инициатора диалога задаетего стратегию, в то время как конкретные речевоздействующие цели со-беседников в каждом акте речевого взаимодействия задают тактику веде-ния диалога.Речевое поведение собеседника - инициатора диалога определяетсяобычно одной из трех стратегий: противодействия, содействия или под-чинения цели общения инициатора диалога.Современный человек - это манипулятор, кем бы он ни был. В каж-дом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет фальши-вые трюки, чтобы добиться для себя того или иного блага. Конечно, невсякое манипулирование - это зло. Кое-какие манипулятивные шаги не-обходимы человеку в его борьбе за существование. Но бо́льшая часть на-ших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих мани-пуляторов, так и на жизни их близких.Проблема изучения манипуляции в педагогическом процессе до сихпор остается актуальной. Существует множество публикаций и взглядовна эту тему, но они разрознены и не сведены в единую систему.В системе педагогического и психологического знания феноменманипуляции человеческого поведения изучается преимущественно врамках психологической науки.Манипуляция - это разновидность скрытого речевого воздействия, на-правленного на достижение собственных целей субъекта воздействия, кото-рые не совпадают с намерениями или противоречат желаниям и интересамобъекта воздействия, при этом осуществляется неосознаваемый со стороныобъекта контроль над его сознанием с помощью искаженной, необъективнойподачи информации, зафиксированной в тексте [2. С. 304-306].Манипуляция - это вид воздействия, при котором мастерство мани-пулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей,желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми,которые имеются у адресата в данный момент [3. С. 165-167].Манипуляция - искусное побуждение другого к достижению кос-венно вложенной манипулятором цели [3. С. 165-167].В переносном значении манипуляция определяется как акт влиянияна людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пре-небрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка.В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредствен-но метафорой: манипуляция - это действия, направленные на «прибира-ние к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолькоискусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельноуправляет своим поведением.Рассмотрение манипуляции как специфического вида психологиче-ского воздействия предполагает выделение двух сторон данного комму-никативного процесса. Одна из сторон выступает как инициирующая иосуществляющая манипуляцию, как субъект воздействия - это манипуля-тор. Вторую сторону, на которую направлено манипулятивное воздейст-вие и которая выступает в качестве объекта манипуляции, обозначают какманипулируемого. В процесс манипулятивного воздействия может вовле-каться третий участник, посредник, транслирующий обработанную мани-пулятором информацию.Наиболее существенными особенностями манипуляции (как обще-ственным, так и индивидуальным сознанием) можно считать следующие:1) объект манипуляции не осознает осуществляемое над ним воз-действие, что обусловлено сокрытием истинных целей манипулятора;2) манипулятор осуществляет воздействие не только на сферу соз-нательного (разум), но и на сферу бессознательного (инстинкты, эмоции,потребности);3) манипулятор управляет отношением объекта манипуляции кпредметам и явлениям окружающего мира в заданном русле;4) манипулятор устанавливает контроль над мыслями, чувствами, по-ведением, отношениями и жизненными установками объекта манипуляции;5) манипулятор оперирует подачей информации, которая в резуль-тате претерпевает значительные изменения (дезинформация, селекция,умолчание и др.) и свидетельствует о намеренном искажении фактов дей-ствительности.Обращение к типу дискурса помогает разграничить понятия скры-того воздействия и манипулятивного воздействия, которые не являютсяидентичными: манипулятивное воздействие рассматривается как разно-видность скрытого воздействия. Различие заключается в том, какая цельстоит перед субъектом воздействия: если он преследует личные, корыст-ные цели, которые могут нанести вред объекту воздействия, - это мани-пуляция; если же субъект ставит перед собой цель помочь реципиентутак, чтобы он этого не осознавал, не замечал способов данного воздейст-вия, - это неманипулятивное скрытое воздействие.Так, в педагогическом дискурсе (при воспитании и обучении детей),в деловом дискурсе (при общении начальника с подчиненными) в боль-шинстве случаев речь идет о скрытом управлении, а не о манипуляции.Для осуществления манипулятивного воздействия используютсяособенности языковых единиц разных уровней и особые способы ихупотребления в соответствии с заданной манипулятором целью (поэтому чаще всего речь идет о языковой манипуляциического контекста, а с другой - выявление вербальных и невербальныхсредств, с помощью которых реализуется манипулятивное воздействие.Суть манипуляции заключается в том, что манипулятор, преследуясвои цели, скрыто, неявно стремится возбудить у адресата (человека, ко-торым манипулирует) намерения, не совпадающие с существующими унего актуальными желаниями [3. С. 165-167].Манипуляция представляет собой действие с двумя целями: явной искрытой. Явная цель - в пользу адресата, скрытая - в пользу говоряще-го. Адресат не должен догадываться о скрытой цели говорящего. Говоря-щий скрывает свою истинную цель, потому что:1) эта цель осуждаема (является «низкой»);2) адресат не согласится с такой целью;3) явное формулирование данной цели потребует от говорящегобольших усилий по ее выполнению.Манипуляция в педагогической коммуникации - это непременнаячасть школьного общения. Класс далеко не однороден по составу, передучителем находятся дети с очень разными способностями и характерами.Но работать необходимо со всеми, поэтому начинается тонкая психоло-гическая игра, в которой часто приходится использовать различные сред-ства манипуляции. Конечно, самый распространенный способ - это оце-ночный: Кто ответит на этот вопрос - получит пятерку! или: Кто невыполнит это задание - тому поставлю два балла! Сама оценочная сис-тема предполагает подобную манипуляцию. Учитель может выбирать ва-рианты внутри системы, используя очки, баллы, отметки, картинки, на-клейки, рейтинговую систему, но только не выходить из нее.Манипулирование - двусторонний процесс. Учащиеся, как пока-зывает наблюдение, сами являются умелыми манипуляторами. Они тожеобращаются к педагогу, причем не реже, чем он к ним. Также ученикиоценивают и уроки, и педагогов, только оценки демонстрируют своимучителям в виде отношения к учебе, школе и особенно к учителю, на-пример: Вы мне обещали поставить сегодня пятерку! Ну и где же она?Я ведь старался, готовился к сегодняшнему уроку. Все выучил / Если выбудете так разговаривать со мной, я расскажу все своим родителям /Готовился Я, а хорошие отметки получают другие. Несправедливо! /Можно мне тоже выйти? Антону вы ведь разрешили! / Анна Васильев-на, у меня так болит голова, наверное, давление. Можно мне уйти сурока? / I'm ready for today! Why don't you ask me? / I've done more than isnecessary / Excuse me for being late once more. Don't tell it to my parents! /I insist on reading this poem! / I didn't quite understand what you said, repeatit / Do you mind my reading aloud? / Mr. Garret, actions speak louderthan words! / That`s just what I was going to say. Do you really mean thatI`m kidding? / Can I go home? I have a headache / Could you help me withthis exercise? / If I had free time now, I would do this exercise myself, withoutyour help!В педагогическом дискурсе выделяют манипулятивные стратегии,которые ставят целью управление ситуацией через управление поведени-ем людей. Манипуляция происходит тогда, когда одна сторона коммуни-кации имеет стратегию, а другая не имеет и вынуждена ей подчиниться.Манипуляция происходит и тогда, когда в результате стратегического по-единка одна стратегия поглощает вторую, т.е. первая оказывается сильнееи навязывает себя другой стороне.Цель манипулятора - «прибрать к рукам» другого человека, помы-кать им, но делать это настолько искусно, чтобы у того создалось впечат-ление, будто он самостоятельно управляет своим поведением. Чтобы вы-явить манипуляционное поведение партнера, можно вычислить манипу-лятора по следующим действиям. Манипулятор:- старается слишком приблизиться или, наоборот, отдалиться, на-рушая границы вашего психологического пространства или разрывая не-обходимую дистанцию для контакта;- принимает закрытые позы, систематически подпирает голову илиизлишне суетится;- часто играет фактами вашего прошлого делового опыта: он дос-конально изучил, знает ваши сильные и слабые стороны;- старается вводить в разговор философские темы, а заодно пытает-ся выяснять ваши идеалы, жизненную миссию и обыгрывает это;- льстит, завышая значимость ваших слов или действий;- часто упоминает ваш или свой статус, ненавязчиво обозначая, чтокто-то из вас выше / ниже;- драматизирует ситуацию, создает у вас состояние тревожности, азатем использует это;- часто ссылается на третьих лиц;- скрытно проверяет ваши знания, возможности;- навязывает свои услуги;- нередко отвечает уклончиво;- подстраивается к вашему поведению, позам, речи;- четко распределяет роли в своей переговорной команде: злой -добрый, дотошный - благодушный, провокатор - примиритель и т.п.;- в нужный момент при помощи неожиданных вопросов стараетсяизменить ход беседы в выгодную для себя сторону;- перед принятием важного решения- альтернатива: к этой группе относятся такие вопросы, при по-мощи которых оппонент максимально сужает ваш выбор, оставляя толькоодин вариант, по принципу «или - или». Эти искусно сформулированныевопросы оказывают внушительное воздействие и относительно хорошозаменяют все констатации и утверждения (Или ты исчезнешь сам из этойаудитории, или я помогу тебе это сделать?);- вымогательство: этими вопросами оппонент пытается получить какбы двойное преимущество. С одной стороны, он стремится убедить вас со-гласиться с ним, а с другой стороны, оставляет лишь одну возможность -пассивно защищаться (Иванов, я вынуждена вызвать твоих родителей вшколу! Ты им передашь мои слова, или мне все-таки стоит позвонить им?);- контрвопросы: данный вид вопросов наиболее часто используетсяв ситуации, когда оппонент не может ничего противопоставить вашимаргументам или не хочет отвечать на конкретно поставленный вопрос. Онищет любую лазейку, чтобы снизить весомость ваших доказательств иуйти от ответа: Absolute nonsense! Ok, tell us exactly what you think! Could Ibe mistaken? (Абсолютная чепуха! Ну, хорошо, скажи нам, что ты дума-ешь! Может, я ошибаюсь?).2. Высокая скорость обсуждения. При общении используется бы-стрый темп речи, и воспринимающий доводы оппонент не в состоянии их«обработать». В этом случае быстро меняющийся поток мыслей простосбивает с толку собеседника и вводит его в состояние дискомфорта: Whydon`t you listen? What do you think of this sentence? Is it true or false? I doubtif you can repeat the whole task! (Почему ты не слушаешь? А что ты дума-ешь по поводу этого предложения? Оно правильное или неправильное?По-моему, ты и задание повторить не сможешь!).3. Чтение мыслей на подозрение. Смысл уловки состоит в том,чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозмож-ные подозрения: Do you think I'm persuading you? But You are mistaken!(Да я тебя и не уговариваю. Но ТЫ все-таки ошибаешься!).4. Повторение (Антон, я с Вами разговариваю, Вы вообще слышалименя? Wouldn`t it be better for you to ask the teacher to explain it again, Mary?Мэри, может лучше попросить учителя объяснить это снова?).5. Демонстрация обиды (например, преподаватель перестает раз-говаривать с учащимсякак всего-навсего личное мнение, которое, как и мнение любого другогочеловека, может быть ошибочным.8. «Уход» от нежелательного обсуждения. Можно уйти от нежела-тельной дискуссии, прибегнув к пышной речи с яркими эпитетами и крас-норечивыми междометиями. Еще один способ уйти от нежелательных об-суждений - шутка: I`m not at all surprised. Sorry, I have to go out now! (Я во-обще не удивлен. Простите, но мне нужно выйти.).В педагогической коммуникации имеют место вербальная и невер-бальная манипуляции. Данные виды манипуляции основываются на пере-даче информации. При вербальной манипуляции средством воздействияна собеседника служит речь манипулятора, т.е. все слова и звуки, произ-носимые им в ходе общения, например: Are you following me? (Понимае-те, что я говорю?) / Speak to the point! (Говорите по существу!) / Itdoesn't make sense (Это лишено всякого смысла) / Where were we? (На чеммы остановились?) / This is not the point. (Суть не в этом.) / Are you stillreading this book? (Ты все еще читаешь эту книгу?) / I like it that you alwaysthink before speaking! (Хорошо, что ты думаешь, прежде чем что-то сделать!) / I'm surprised at your behavior! (Ты как-то странно себяведешь!) / I'm surprised at what you said! (Меня удивил твой ответ!) / Itisn't an excuse? (Разве это оправдание?) / Don't speak all together. One at atime, please! (Не говорите хором. По одному, пожалуйста!) / I hate it whenpeople interrupt me! You don't have the choice. You don't have the choice elsebut not here… (У вас нет выбора… У вас нет выбора где-нибудь в другомместе, но не здесь…) / Well, shut up! (Да замолчи же ты!) / What's yousaid, you dirty little thief? (Что ты сказал, маленький грязный воришка?) /Stop keeping silence. (Хватит уже молчать.).Невербальная манипуляция осуществляется при помощи невер-бальных знаков, т.е. это позы, жесты, взгляды, мимика и т.д. Например,преподаватель игнорирует ученика, не разговаривает, не отвечает на во-просы, тем самым манипулирует им. Невербальная манипуляция прояв-ляется как со стороны агента, так и со стороны клиентов дискурса (на-пример, когда учащийся начинает неожиданно плакать или впадает в ис-терику). Правильно построенное вербальное и невербальное воздействиеобеспечивает эффективность общения.С психологической точки зрения следует различать манипуля-цию, осознаваемую и неосознаваемую самим манипулятором. Пробле-ма осознанности / неосознанности оказываемого воздействия актуаль-на только для адресата, поскольку эффективность воздействия и опо-знавание цели данного воздействия во многом зависят от его коммуни-кативной компетенции. Осознаваемая субъектом манипуляция можетбыть социально желанной или, наоборот, неодобряемой. В первом слу-чае речь идет о манипуляции, которую человек совершает из лучшихпобуждений, желания помочь ближнему, во втором - манипуляция на-правлена исключительно на получение собственной выгоды. Иногдачеловек должен манипулировать другими для достижения положи-тельного для всех результата.Неосознаваемая манипуляция проявляется в самых разных ситуаци-ях, например, таком межличностном общении, когда один из собеседни-ков лжет другому. Ложь нередко оказывается внешним проявлением за-щитных механизмов личности, например: Oh, I have a bad headache, Ms.Garret! May I go home? / I`m awfully sorry. It was not my fault. I was late becauseof Jack, I was waiting for him. But Jack forgot his book at home! (Про-стите, но я не виноват. Я опоздал из-за Джека. Я ждал, пока он ходилдомой за книгой!).Ложь можно рассматривать как защитную манипуляцию другими вмежличностном общении. Защитная манипуляция представляет собойсовокупность не выражаемых вслух, скрытых способов воздействия насобеседников, направленных на предупреждение таких возможных ихслов и действий, которые потребуют от субъекта актуализации защитныхмеханизмов личности.Анализ практического материала позволяет классифицировать видыманипуляции в педагогическом дискурсе. Среди них можно выделить:1) воздействие силой (ситуация, когда преподаватель воздействуетна учащихся угрожающе или требует чего-нибудь):Замолчи, а то два поставлю! / You'll call me that or you'll learn what extrahomework is! (Или вы называете меня как полагается, или получитесверхурочное задание!) / Don't whisper the answer! (Что ты шепчешь себепод нос!) / All books closed, please! (Shut all of your books!) (Книги все за-крыли!) / Stop talking! Don't keep turning round! (Хватит болтать ивертеться!) / Don't you talk, you two girls! (Девочки, да вы перестаньтеразговаривать!) / Try not to be late next time! (В следующий раз постарай-тесь не опаздывать!) / I'm waiting for you to be quiet! (Я жду, пока вы уго-монитесь!) / Put your books away! Did you get me? It doesn't make sense! Theway you put it! (Книги отложили! Слышите? Куда вы их отложили, неважно!) / Don't interrupt me, let me finish! I don't see the joke! Don't do it!(Не перебивайте меня, дайте закончить! И что здесь смешного?).2) воздействие аргументацией (ситуация, когда преподавательвоздействует на учащихся логикой, т.е. использует поучительную лексикув речи, и тем самым манипулирует ими; преподаватель пытается достичьопределенных результатов с помощью каких-либо условий):Вам нужно это выучить, потому что… / Если вы все сделаете, вамже будет легче! / Если вы хотите лучших результатов, вы должны… / Itcan't be helped! (Ничего не поделаешь!) / Let's hope for the best! (Будем на-деяться на лучшее!) / Everything will be all right! Pull yourself together! It'sa matter of time! (Все будет хорошо! Соберись! Это вопрос времени!) / Ifyou want to get rid of… you should… (Если хочешь избавиться от… тебеследует…) / Not to get discouraged, you must… (Чтобы не попастьвпросак, нужно…) / Don't get upset (about it), you just need… (Не рас-страивайся просто…) / To overcome it, you should… (Чтобы справиться сэтим, следует…).3) воздействие авторитетом (ситуация, когда педагог ссылаетсяна тех, кто является авторитетным):Если ты сейчас не сделаешь это задание, я позову директора, иразбирайтесь, как хотите! / Если ты еще хоть раз опоздаешь на урок, явызову твоих родителей в школу! / Можешь идти домой, и больше неприходить на мой урок! Тебе же будет хуже! / If you don't do this exercise,I'll call your parents at school tomorrow! I'll tell them what I think of you! (Несделаешь это упражнение, завтра позову родителей! Я скажу им все,что думаю о тебе!) / You are away quite often! You promised not to miss mylessons any more! (Ты часто отсутствуешь. Ты же обещал МОИ урокибольше не пропускать!).Итак, манипулятивные тактики и приемы в педагогическом дискур-се используются для вовлечения учащихся в учебную работу, которая со-всем незначима и неактуальна для них. В данном случае все зависит отцели, которая преследуется педагогом, и от конкретной ситуации. Еслиэта цель оправдана по отношению к ученикам, то такой элемент педаго-гической техники, как манипуляция, безусловно, имеет право на сущест-вование.

Ключевые слова

педагогический дискурс, вербальная манипуляция, невербальная манипуляция, манипулянт, адресат, pedagogic discourse, verbal manipulation, non-verbal manipulation, manipulator, addressee

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гудина Ольга АнатольевнаВолгоградский государственный университеткандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологииOlga-Karatanova@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. С. 4-52.
Штайн К.Э. Манипулятивная стратегия как средство гармонизации общения в рамках рекламного текста // Этика и социология текста: Сб. ст. науч.-метод. семинара «TEXTUS». Вып. № 10. Санкт-Петербург. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. С. 304-306.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997. С. 165-173.
 Манипуляция и ее виды в педагогическом дискурсе | Язык и культура. 2011. № 2 (14).

Манипуляция и ее виды в педагогическом дискурсе | Язык и культура. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия