Дискурсивно-тематическая направленность детского журналаXVIII-XX вв. | Язык и культура. 2011. № 2 (14).

Дискурсивно-тематическая направленность детского журналаXVIII-XX вв.

Обсуждаются вопросы основных коммуникативных ориентиров дискурса детского журнала в различные исторические периоды. Детский журнал рассматривается как многофункциональный социальный институт, сконструированный взрослыми и детьми. Доминантными коммуникативными ориентирами дискурса детского журнала выступают культурно-просветительский, идеологический, популяризаторский.

The discursive and thematic orientation of the childrens magazine withinthe period of the 18th - 20th centures.pdf Социокультурное состояние общества определяется теми знаниями,информационными потоками, которые непрерывно создаются средствамимассовых коммуникаций. В широком смысле понятие «знание» «состоит изсамых разных элементов: это и самые общие знания, разделяемые всемичленами общества или всем человечеством, и специализированные знания,являющиеся принадлежностью определенных социальных, профессио-нальных или демографических групп, а также субкультурные и даже эзоте-рические знания, представляющие собой строго оберегаемое достояниеузких сообществ. Стержневым компонентом всех знаний является инфор-мация» [1. C. 17]. «Под информацией понимается содержательная сторонасообщения, передаваемая в процессе социокультурной коммуникации, ко-торая осуществляется на нескольких уровнях: интерперсональном, инсти-туциональном, общественном, внутриличностном» [1. C. 27].По мнению Т.Г. Добросклонской, доминирование текстов СМИ обу-словливается тем, что в процессе своей эволюции общество создало масс-медийные структуры, которые независимо от желания и воли индивидаформируют особую среду, насыщенную информационными потоками,продуцируемыми СМИ. Степень взаимодействия реципиентов с медиа-текстами по сравнению с другими типами текстов оказывается высокой.«Приоритет текстов СМИ складывается из собственно функциональнойнагрузки, состоящей в ориентации индивида в окружающей среде. ТекстыСМИ являются источником значимой для индивида информации о природ-ной и социальной реальности. Именно потребностью в социально значимойинформации объясняется та частотность, с которой транслируются и вос-принимаются медиа-тексты» [2. C. 22]. В процессе социокультурной ком-муникации создается единое информационное дискурсивное пространство,представляющее картину мира определенного социума.«В конце XX - начале XXI в. у отечественных исследователей с ан-тропосоциологическими ориентациями стал проявляться интерес к суждени-ям об институализации в российском дискурсивном пространстве новой на-учной дисциплины - социологии детства. Появилась возможность рассмат-ривать детство как социально сконструированную реальность, выстраиваю-щуюся вокруг содержательного, смыслового и ценностного ядра, каковымявляются сами дети. В моделировании этого конструкта, имеющего процес-суальную природу и разворачивающегося одновременно в социальном про-странстве и времени, участвуют и взрослые, и дети, обладающие существен-но различающимися жизненными мирами и имеющие свои особенные со-циокультурные роли. Ребенок - это не слабая копия взрослого, его жизнен-ный мир - не бледное подобие жизненного мира взрослого. Между миромдетских мыслей, переживаний и поступков и миром взрослых нет и не можетбыть знака тождества» [3. C. 119]. Ребенок помещается в центр социокуль-турной коммуникации, «он постепенно принимает правила и нормы общест-венного поведения, его личность социализируется, институциализируется,включается в социум» [4. C. 134]. Взрослый выступает в роли «купола» со-циокультурной коммуникации, вырабатывая «многообразные адаптивныемеханизмы к динамичным моделям социума» [4. C. 134].Детский журнал на протяжении трех веков развития русской жур-налистики является одним из главных средств социокультурной комму-никации. Детский журнал рассматривается как многофункциональныйсоциальный институт, обладающий развлекательной, просветительской,воспитательной, социолизирующей, управляющей и другими функциями.Дискурсивное пространство детского журнала отражает широкийспектр характеристик социально и культурно сконструированной взрослы-ми и детьми реальности. Дискурс детского журнала гипотетически можетрассматриваться как сложное социально-коммуникативное явление, какспособ мышления, интерперсонального и внутриличностного взаимодейст-вия коммуникантов, осуществляющегося через единство отношений двухдиалектически взаимосвязанных картин мира - взрослых и детей.«М. Стаббс выделяет три основные характеристики дискурса: 1) вформальном отношении это - единица языка, превосходящая по объемупредложение, 2) в содержательном плане дискурс связан с использовани-ем языка в социальном контексте, 3) по своей организации дискурс инте-рактивен, т.е. диалогичен» [5. C. 189]. В работах Т. ван Дейка, Р. Фаулера,М. Бахтина, Т.В. Плехановой дискурс рассматривается как динамическийпроцесс взаимодействия автора и читателя, с одной стороны, и языковых,социальных и культурных проявлений - с другой. «Такое взаимодействиесоздается в трех измерениях: лингвистическом - дискурс создается изязыковых средств, структур, процессов и правил; межперсональном -дискурс ориентирован на другого, реального или потенциального; куль-турном - дискурс отражает виды деятельности и способы мышления,принятые в данной культуре» [6. C. 11].Детские журналы, начиная с их зарождения в России, были обра-щены к детям состоятельных слоев общества. Читатель детского журналав дореволюционной России был социально разобщенным, отгороженнымот жизненных проблем и невзгод [7. C. 5]. Дискурс детского журнала доре-волюционного периода веков характеризуется культурно-просвети-тельской направленностью. Начиная с первого русского детского журнала«Детское чтение для сердца и разума», основателем которого был великийрусский просветитель Н.И. Новиков, издатели и редакторы ставили широ-кие просветительские задачи [7. C. 5]. По своему содержанию и оформле-нию детские журналы представляли собой книги для чтения, альманахи, настраницы которых не проникала информация политического характера.Создание детского журнала как средства социокультурной коммуникациибыло направлено на формирование и культивирование определенного по-ложительного образа - ориентира для детей. Основным коммуникативнымориентиром дискурса детского журнала была его религиозная составляю-щая. Главный постулат педагогических догм монархических, дворянских,буржуазно-либеральных журналов «сводился к проповеди послушания,благотворительности, любви к богу» [8. C. 19].В начале 20-х гг. ХХ в. происходит изменение читательского адре-сата: дискурс детского журнала направлен на создание нового образа-ориентира. «Появившиеся в первые месяцы советской власти детскиежурналы были обращены к принципиально новому читателю - пролетар-скому и крестьянскому ребенку» [7. C. 11]. Это в значительной степениопределило направление поисков в области тематики и проблематики,формы подачи материалов. «Мечта о создании "нового человека", то естьчеловека принципиально нового, небывалого, "гостя из будущего", о кар-динальной переделке всего общества, общественного быта, культуры, язы-ка и т.п., включая саму человеческую природу, выдавала гипотетическиймеханизм построения прежде невиданного, справедливого, уравненного,изобильного, сплоченного, коллективистского общества трудящихся» [9.C. 154]. Объединенные в пионерские звенья, отряды, дружины дети пред-ставляли огромную силу, а детский журнал, в свою очередь, сближал двасоциума, приобщал детей к взрослой жизни. «Детство становилось в совет-ской литературе 1920-1930-х гг. особым познавательным дискурсом, черезпризму которого удавалось увидеть, понять и показать многое такое, чтобыло невозможно в рамках "серьезной", "взрослой" литературы. Детскийдискурс советской литературы представал как один из видов художествен-ного приема "остраннения" (производного от эпитета "странный"), кото-рый открыл В. Шкловский, т.е. как способ увидеть в привычном непри-вычное, в известном - неизвестное, осмыслить окружающий мир как"странный", удивительный, даже фантастический» [9. C. 155].Радикальная перестройка в содержании, формах подачи материала,в структуре журнала началась в советский период и была обусловленарядом причин.Во-первых, детская журналистика явилась мощным идеологиче-ским оружием, отражением проводимой языковой политики. Анализ дис-курса детских журналов выявил центральную роль государства как клю-чевого модератора социокультурной коммуникации. Основной стратеги-ческой целью языковой политики, проводимой советским государством вданный период, было установление диалога между разобщенными слоямисоветского социалистического общества, установление мира, гармонии идружбы между разными национальностями. Диалог в данном случае уп-рощенно понимается как политика соглашательства и бесконфликтности.В то же время истинный диалог - это всегда напряженное противостояниемежду «я» и «другим»: другим мышлением, другим языком, другой язы-ковой картиной мира.Во-вторых, советская детская журналистика развивалась в теснойсвязи с коммунистическим движением в стране. Потребности пионерскойи комсомольской организации во многом определяли характер и структу-ру детского журнала. К примеру, в первых номерах «Пионера» 1924-1928 гг. наблюдается некоторое оттеснение художественной составляю-щей журнала на второй план: развитие пионерского движения в странепредопределило агитационный тип контекстов, нередко с попыткой ихбеллетризации [7. C. 16].К основным дискурсивно-диалогическим особенностям можно от-нести идеологический, директивный, алгоритмичный характер журнала.Социально-прагматическая реализация социально-коммуникативных на-мерений представлена через широкое использование в дискурсе детскогожурнала лозунгов. Лозунговый, броский стиль диалога с юным читате-лем: программные заявления, письма самих пионеров, очерки заканчива-ются известными лозунгами: Будь готов! Всегда готов! Пионер - всемребятам пример! Пионер семечки не грызет! Пионер работу не разбира-ет! Все на борьбу с неграмотностью, пьянством, грязью и неряшливо-стью в личном и общественном быту! Дети деревни, будьте готовы ксмычке с пионерами завода! «Лозунги и тезисы послереволюционноговремени конструируются в соответствии с приемами ораторско-диалогической речи, но в коммуникативном отношении предполагают недиалог, а монолог. Пропагандистские лозунги, окружавшие советскогочеловека всюду и везде, являются ярким примером ритуализованногофольклоризующего дискурса коммунистической идеологии» [10. C. 305].Основным коммуникативным ориентиром дискурса детского жур-нала было утверждение, что главным социальным институтом, ответст-венным за воспитание детей в СССР, является детский коллектив. Уста-новлению диалога с детским социумом способствовал тот язык, на кото-ром говорила вся пионерия. В русский язык в данный период вошло мно-жество морфологических новообразований и аббревиатур, отражающихосновные пионерские реалии и жизнь Страны Советов в целом. Это былодновременно и общий словарь пионеров, и общенародный словарь, со-храняющийся на протяжении длительного исторического периода: юн-кор, пикор, деткор, рабкор, школкор, домкор, сельпикор, селькор, смычкас деревенскими ребятами, детдвижение, агропоезд, культпоход, пионер-лагерь, живгазы, нардом, фабзавуч, советчики и др. Наличие новой пара-дигмы лексических единиц, прочно вошедших в узус русского языка,способствовало созданию своего рода «когнитивного вакуума», в которомнаходились и два социума - взрослые и дети.Разговорный стиль, подвижность слога позволяли автору журналавести доверительную беседу с юным читателем, затрагивать различныетемы. Разрабатывается новая концепция детства, попытка нарисовать«нового человека» реализуется через ритуализацию основных законовпионеров: Все знать, все уметь и любить работать для людей. В сталин-скую эпоху религиозная составляющая дискурса детского журнала усту-пает антирелигиозной, длительно господствующей догме, которая харак-теризуется наличием жесткого политического давления, когда сказанноеслово, относящееся к религиозной сфере, «обладало преступным озна-чаемым, что было достаточным основанием для подозрения в том, чтоговорящий занимается антисоветской пропагандой» [11. C. 315].Бурное развитие детской журналистики начинается в 30-е гг. ХХ в.Детские журналы увеличиваются в размерах: появляются статьи энцик-лопедического характера, рубрика «Советы Вожатого» предваряет каж-дый номер журнала «Пионер», создавая особую воспитательную тональ-ность. «С середины до конца 30-х гг. советское общество стало свидете-лем значительного идеологического поворота: угроза войны и необходи-мость массовой мобилизации явились причиной того, что партийная про-паганда и массовая культура обрели резко прагматическую направлен-ность» [12. C. 7]. Данный переворот становится катализатором формиро-вания массового национального самосознания и национальной идентич-ности. Детские журналы использовались в качестве агитационного сред-ства, ратующего за «советского человека», «советский патриотизм» и«дружбу народов». В дискурсивное пространство детского журнала ин-тегрируется популяризаторская составляющая, стиль пропаганды, ис-пользуемый для мобилизации масс. Кроме того, происходит равноправ-ное распределение ролей коммуникантов (взрослых и детей) - «советскаядетская журналистика в юном читателе увидела своего "главного коррес-пондента", открыла в нем талант репортера. Участие детей в подготовке ивыпуске периодического издания стало активнейшим фактором полити-ческого и социального воспитания подрастающего поколения» [8. C. 92].В годы Великой Отечественной войны детская периодика пережи-вала упадок. Дискурс многих детских журналов имеет в основном нарра-тивную национальную направленность. К основным нарративным формамможно отнести: рассказы и очерки о подвигах известных героев, описаниякрупных военных сражений. В национальном нарративе не было выдум-ки, все события, которые описывались на страницах журналов, реали-стично представляли ужасы войны. Детский социум выступает с двухкоммуникативных позиций: как объект воспитательного воздействия икак субъект, обладающий собственной социальной активностью. Потреб-ности детского социума в объединении с социумом взрослых с целью со-вместной активной деятельности основаны на идеях строительства ком-мунистического общества.Строительство коммунизма, пора мирного строительства являютсяглавными топикальными направлениями дискурса детского журнала впослевоенный период. На страницах детских журналов помещается ин-формация о деятельности пионерского отряда, школьного класса, предос-тавляются новые ориентиры в воспитании идеалов коммунистическогодвижения. Восстановление разрушенных городов - важная тема номеровжурнальной периодики для детей. В этот период прослеживается разви-тие нарративно-публицистического направления журнала, «с еще боль-шей полнотой и силой раскрылся величественный образ героя-труженика,многогранный и яркий характер советского человека - сознательного иубежденного строителя коммунизма, стойкого борца за мир, свободу исчастье всех народов мира» [13. C. 233].В 60-70-е гг. ХХ в. началась послевоенная пора мирного строитель-ства, страна постепенно погружалась в застой, что не могло не отразитьсяна детской периодике. Нарративное направление журнала сочетается вбольшей степени с идеологической составляющей дискурса детского жур-нала. На страницах журналов для детей публикуются материалы партий-ных съездов, конференций, пленумов, решений вождей государства, атакже истории восхваления Героев Социалистического Труда - новогообраза-ориентира, который объединяет деятельность двух социумов.В парадигме средств массовой коммуникации должны присутство-вать не только воспитательные цели, но и развелекательно-информа-ционные. Как исторический период обновления социализма отмечены 80-90-е гг. ХХ в. Прорыв к открытости и свободе слова, идеологическое рас-крепощение в корне изменили дискурс детского журнала. Исчезают изобихода слова, которые представляли целую языковую эпоху, и заменя-ются новыми современными. В дискурсе детского журнала советскогопериода присутствие воображаемого сводилось к нулю, чего нельзя ска-зать о журналах перестроечного периода. Для детского социума создают-ся новые медиальные условия, в которых воспитывается новое «экранноепоколение» с искаженной картиной мира. Социально эффективными вдискурсивном пространстве детского журнала становятся новые медиаль-ные средства общения - картинка, фотография.Таким образом, детский журнал может рассматриваться как много-функциональный социальный институт, сконструированный взрослыми идетьми. Разноплановая дискурсивно-тематическая направленность явля-ется ведущей в образовании дискурса детского журнала XVIII-XX вв.Доминантными коммуникативными ориентирами выступают культурно-просветительский, идеологический, популяризаторский.

Ключевые слова

дискурс, дискурсивное пространство, детский журнал, социокультурная ситуация, discourse, discursive space, children's magazine, socio-cultural situation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маругина Надежда ИвановнаТомский государственный университеткандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии факультета иностранных языковmarugina_nadya@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: Учеб. пособие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008. 451 с.
Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика. Системный подход к изучению языка СМИ: Современная английская медиаречь: Учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2008. 264 с.
Бачинин В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте // Социологические исследования. 2009. № 10. С. 119-125.
Мальковская И.А. Детство: социально-культурная традиция. URL: http://www. ecsocman.edu.ru/data/511/862/12...
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
Плеханова Т.Ф. Дискурсивно-диалогическая концепция художественного текста: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Минск, 2005. 31 с.
Колесова Л.Н. Детские журналы Советской России 1917-1977: Учеб. пособие. Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 1993. 143 с.
Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1983. 208 с.
Кондаков И.В. Культура. «Ничего тут не поймешь!» (Дискурс детства в поэзии Д. Хармса). С. 154-165. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/2011/01/11...
Богданов К. Риторика ритуала. Советский социолект в этнолингвистическом отношении. Антропологический форум № 8. С. 300-337. URL: http://www.anthropologie. kunstkamera.ru/index….
Хамфри К. Опасные слова: табу, уклонение и молчание в Советской России. Материалы Оксфордского симпозиума. Антропологический форум № 3. С. 314-339. URL: http:// www.anthropologie.kunstkamera.ru/index….
Бранденберг Д.А. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956 гг.) / Пер. с англ. Н. Алешиной и Л. Высоцкого. СПб.: Академический проект; Изд-во «ДНК», 2009. 416 с.
Николаев В. Советская литература для детей в послевоенные годы // Вопросы детской литературы. 1957 год. М.: Гос. изд-во дет. лит. Министерства Просвещения РСФСР, 1958. 253 с.
 Дискурсивно-тематическая направленность детского журналаXVIII-XX вв. | Язык и культура. 2011. № 2 (14).

Дискурсивно-тематическая направленность детского журналаXVIII-XX вв. | Язык и культура. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия