Развитие умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов | Язык и культура. 2011. № 2 (14).

Развитие умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов

Статья посвящена вопросу разработки алгоритма развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов. В ней автор дает определение «учебные подкасты», предлагает номенклатуру умений говорения и аудирования, развиваемых посредством учебных подкастов, и алгоритм, состоящий из 3 этапов и 11 шагов.

Developing speaking and listening comprehension skills via podcasts.pdf Подкаст (от англ. «podcast») - это вид социального сервиса Интер-нета нового поколения Веб 2.0, позволяющий пользователям всемирнойсети прослушивать, просматривать, создавать и распространять в ней ау-дио- и видеопередачи [1-3]. В отличие от обычного телевидения или ра-дио подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать ви-деопередачи не в прямом эфире, а в любое удобное для пользователя вре-мя. Все, что необходимо, - это скачать выбранный файл на свой компью-тер. Социальный сервис подкастов дает возможность пользователям сетикак прослушивать или просматривать уже размещенные ранее подкасты,так и создавать свои собственные на любые темы. По длительности под-касты могут быть от нескольких минут до нескольких часов. В Интернетеможно встретить как аутентичные подкасты, созданные для носителейязыка (например, новости BBC), так и учебные, созданные для учебныхцелей [1, 3].Социальный сервис подкастов имеет свои характеристики, которыенеобходимо учитывать при разработке методики обучения иностранномуязыку на основе подкастов. К данным характеристикам относятся:1. Возможность размещения в сети Интернет на сервисе подкастовличных подкастов пользователей.2. Возможность создания на сервисе подкастов личной зоны каж-дым автором подкаста. Личная зона каждого автора подкаста необходимадля организации сетевого обсуждения содержания подкаста.3. Возможность организации сетевого обсуждения содержания под-каста в личной зоне пользователя сервиса посредством микроблога иливеб-форума.4. Создание и модерация личной зоны осуществляются авторомподкаста.5. Размещение сообщений при организации сетевого обсуждениясодержания подкаста осуществляется хронологически (как в блоге или нафоруме). Пользователи не могут вносить изменения в размещенные со-общения.6. Доступность. Опубликованный на сервере подкаст может быть про-смотрен / прослушан любым зарегистрированным пользователем сервиса.Социальный сервис подкастов можно использовать для развитияаудитивных умений учащихся. В Интернете существуют специальныесерверы подкастов. Наиболее эффективный способ найти необходимыйподкаст - обратиться к директории подкастов, выбрать интересующуюкатегорию и просмотреть список подкастов, доступных к скачиванию.Для изучающих английский язык директория подкастов размещена поадресам www.podomatic.com, www.bbc.co.uk, немецкий язык - www.podcast.de, французский язык - www.worldlanguagespodcasting.com/wlangp/french.php.На данных серверах размещаются подкасты, созданные носителямиязыка не для учебных целей. Такие подкасты могут быть использованыдля развития аудитивных умений учащихся. В своем исследованииП.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [1, 3] предложили методику развития ау-дитивных умений посредством социального сервиса подкастов.В центре внимания нашего исследования находится развитие уменийговорения и аудирования посредством подкастов, созданных учащимися.В этой связи видится необходимым ввести термин «учебный подкаст».Под учебным подкастом мы предлагаем понимать аудио- или ви-деозапись, созданную учащимся на иностранном языке в соответствии сязыковым и тематическим содержанием учебной программы и размещен-ную на сервере подкастов для дальнейшего использования в учебномпроцессе.Принимая во внимание особенности социального сервиса подкастови методические возможности учебных подкастов в обучении иностран-ному языку, выявим номенклатуру речевых умений аудирования и гово-рения, развиваемых посредством учебных подкастов.Умения говорения:- делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию потеме / проблеме;- кратко передавать содержание полученной информации;- рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновываясобственные намерения / поступки;- рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы,делая выводы;- описывать особенности жизни и культуры своей страны и стра-ны / стран изучаемого языка.Умения аудирования:- понимать цель аудиотекста;- понимать тематику аудиотекста;- понимать логику изложения информации или аргументации (по-следовательность фактов, событий);- понимать взаимозависимость между фактами, причинами, собы-тиями и т.п.;- определять отношение говорящего к предмету обсуждения;- прогнозировать развитие событий;- выражать свое суждение, мнение об услышанном.Несмотря на то что социальный сервис подкастов относится к сер-висам Веб 2.0, интерес к которым значительно возрос в последнее время,только П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [3] предложили технологию раз-вития речевых умений посредством социального сервиса подкастов, ко-торая включает в себя пять основных шагов (таблица).Шаг Описание1. Создание учителем стра-ницы подкастов по опреде-ленной теме для учениковИспользуя социальный сервис podOmatic(www.podomatic.com), учитель может создать отдельнуюстраницу для своей группы учащихся. На этой странице да-ется описание задания или проекта, чтобы всем посетителямсайта было ясно, чему посвящены размещенные подкасты(тематика) и кто является их создателем (учащиеся какихклассов). Рекомендуется, чтобы учитель сам создал одинобщий подкаст длительностью 1-2 мин, в котором на ино-странном языке объяснил задание и представил участниковпроекта - своих учеников2. Создание текста подкастаУчащимся предлагается подготовить текст выступления. В на-чале текста каждому ученику необходимо представить себя,указать возраст, место проживания и учебы. Дальше подкастдолжен быть посвящен выбранной тематике. При выполненииэтого шага учащиеся развивают еще и умения письменнойречи - в зависимости от цели создают тексты описательного,аргументативного, контрастивно-сопоставительного характе-ра. Учителю необходимо помочь учащимся подготовитьграмматически и лексически грамотный текст3. Запись подкастаИспользуя сетевое программное обеспечение, доступное насервисе podOmatic (www.podomatic.com), учащиеся могутзаписать свое выступление. Программа позволяет записы-вать выступление столько раз, сколько необходимо, покаученик не будет удовлетворен качеством выступления. Толь-ко после этого подкаст будет сохранен в сети и станет дос-тупным всем пользователям Интернета4. Прослушивание (про-смотр) подкастовучащихсяЭто шаг, которому следует уделить особое внимание и вре-мя. Каждый из созданных учащимися подкастов долженбыть внимательно прослушан на уроке учителем и одно-классниками. Во время прослушивания одноклассники могутвыполнять соответствующие задания в зависимости от тема-тики и проблематики подкастов. После того, как подкастбудет прослушан, необходимо выделить время для обсужде-ния учащимися и учителем содержания подкаста5. Переход к следующемузаданию на развитие дру-гих видов речевой деятель-ностиПосле прослушивания серии подкастов, созданных ученика-ми, учащимся может быть предложено разыграть диалогиили написать письменную работу, основанную на тематикеи проблематике подкастовВ данной статье нам бы хотелось выразить свое понимание методи-ки развития умений говорения и аудирования посредством социальногосервиса подкастов и разработать собственный алгоритм. Под алгоритмоммы понимаем набор инструкций, описывающих порядок действий испол-нителя для достижения результата решения задачи за конечное время.Алгоритм развития умений говорения и аудирования учащихся по-средством учебных подкастов будет состоять из 3 этапов и 11 шагов.Этап I. Установочный:Шаг 1. Установка и планирование работы. Учитель объясняет уча-щимся цель и задачи проекта, знакомит с платформой социального серви-са подкастов, на которой будет происходить размещение подкастов уча-щихся и сетевое их взаимодействие, а также с критериями оценки участияучащихся в учебной деятельности.Шаг 2. Знакомство с правилами размещения подкастов на сервисеподкастов и с правилами размещения комментариев для организации Ин-тернет-дискуссии.Шаг 3. Создание учителем страницы подкастов по определеннойтеме для учеников. Используя социальный сервис podOmatic(www.podomatic.com), учитель может создать отдельную страницу длясвоей группы учащихся. На этой странице дается описание задания илипроекта, чтобы всем посетителям сайта было ясно, чему посвящены раз-мещенные подкасты (тематика) и кто является их создателем (учащиесякаких классов). Рекомендуется, чтобы учитель сам создал один общийподкаст длительностью 1-2 мин, в котором на иностранном языке объяс-нил задание и представил участников проекта - своих учеников.Этап II. Процессуальный:Шаг 4. Создание учащимися текста подкаста. Учащимся предлага-ется подготовить текст выступления. В начале текста каждому ученикунеобходимо представить себя, указать возраст, место проживания и уче-бы. Дальше подкаст должен быть посвящен выбранной тематике. Привыполнении этого шага учащиеся развивают еще и умения письменнойречи - в зависимости от цели создают тексты описательного, аргумента-тивного, контрастивно-сопоставительного характера. Учителю необходи-мо помочь учащимся подготовить грамматически и лексически грамот-ный текст.Шаг 5. Обсуждение и внесение изменений в текст подкаста. Уча-щиеся разбиваются на мини-группы по 3-4 человека. Каждый ученикдолжен ознакомить одноклассников и учителя с текстом своего будущегоподкаста, внося необходимые изменения и корректировки.Шаг 6. Запись подкаста. Используя сетевое программное обеспече-ние, доступное на сервисе podOmatic (www.podomatic.com), учащиеся мо-гут записать свое выступление. Программа позволяет записывать выступ-ление столько раз, сколько необходимо, пока ученик не будет удовлетво-рен качеством выступления. Только после этого подкаст будет сохранен всети и станет доступным всем пользователям Интернета.Шаг 7. Прослушивание (просмотр) подкастов учащихся. Это шаг,которому следует уделить особое внимание и время. Каждый из создан-ных учащимися подкастов должен быть внимательно прослушан или про-смотрен учащимися и учителем во вне аудиторное время.Шаг 8. Сетевое обсуждение подкастов. После прослушивания под-каста каждого ученика всем учащимся предлагается принять участие всетевом обсуждении подкастов. Учащимся может быть дана установка:просмотрите или прослушайте подкаст и разместите в зоне «коммента-рии» свои краткие отзывы и комментарии по содержанию и(или) структу-ре подкаста.Шаг 9. Обсуждение подкастов в классе. После сетевого обсужденияучащимся предлагается принять участие в общей дискуссии и обсудитьпонравившиеся подкасты.Этап III. Оценочный:Шаг 10. Оценка. Учитель оценивает участие каждой группы уча-щихся в проектной деятельности по разработанной шкале.Шаг 11. Самооценка. После обсуждения подкастов каждый уча-щийся сам оценивает свое участие в проекте по предлагаемой шкале.В заключение отметим, что в данной статье было дано определение«учебные подкасты», разработана номенклатура умений говорения и ау-дирования, развиваемых посредством учебных подкастов, предложен ал-горитм, состоящий из 3 этапов (установочного, процессуального и оце-ночного) и 11 шагов.

Ключевые слова

ИКТ, подкаст, коммуникативная компетенция, Веб 2.0, ICT, podcasts, communicative competence, Web 2.0

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Соломатина Анна ГеннадьевнаТамбовский государственный университет им. Г.Р. Державинаметодист Лаборатории языкового поликультурного образованияasyachge@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку на основе новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий. М.: Глосса-Пресс, 2010.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
 Развитие умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов | Язык и культура. 2011. № 2 (14).

Развитие умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов | Язык и культура. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия