Обучение английской грамматике в автономном режиме | Язык и культура. 2019. № 45. DOI: 10.17223/19996195/45/11

Обучение английской грамматике в автономном режиме

Глобализация политических, экономических и социальных процессов в современных условиях дала миру новые инструменты и инициативы, которые содействуют формированию общего европейского пространства в сфере образования. Являясь активным участником таких процессов, Российская Федерация провозгласила переориентацию российской системы образования на компетентностно-ориентированный подход одним из приоритетных направлений образовательной политики. В результате чего учащийся из объекта педагогического воздействия постепенно становится его полноправным участником. Практической реализацией этих изменений становится современная цель образования, в которой делается упор на формирование компетентности, компетенций и социально значимых качеств учащегося как личности, способной к самообразованию и самоопределению, к самоактуализации и саморегуляции. Компетентностный подхода трактует основную задачу образования в области изучения иностранного языка как развитие у учащихся ключевой компетентности, а именно образовательной. Образовательная компетентность представляет собой интегративный личностный комплекс, который выражается в единстве теоретической и практической готовности и способности учащегося к осуществлению образовательной деятельности. Являясь учебной дисциплиной, иностранный язык, кроме своих основных функций (воспитательной и общеобразовательной), выполняет ряд дополнительных, которые содействуют развитию таких индивидуальных качеств личности, как креативность и логика. Кроме того, не следует забывать: первостепенной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, успешное становление которой невозможно без компетенции грамматической. Формирование иноязычной грамматической компетенции будет более успешным при сформированности у обучающихся «образовательной автономности», т.е. способности обучающегося к осознанному осуществлению продуктивной деятельности и принятию на себя (как на агента саморазвития) ответственности не только за процесс реализации данной деятельности, но и за ее конечный продукт. Другими словами, автономная деятельность обучающегося - это обучение по индивидуальному плану, дополняющему, расширяющему и углубляющему знания, получаемые школьником во время классной и внеклассной активности. Продуктивное автономное обучение обеспечивает реализацию личностного творческого потенциала обучающегося и накопление им определенного набора компетенций, позволяющих эффективно применять иностранный язык для самоопределения, самореализации и развития своей образовательной среды, в данном случае языковой, что невозможно без компетенции грамматической. Ключевой в данном случае является иноязычная коммуникативная компетенция, успешное становление которой невозможно без компетенции грамматической, которая в свою очередь в определенной степени определяет качество овладения иностранным языком и культурой. Владение данными компетенциями подтверждается степенью свободы, независимости и эффективности использования обучающимся иностранного языка и тем, насколько он проявляет готовность и способность к автономному изучению языка и развитию своей языковой личности. Внедрение информационных технологий в образование оказывает благоприятное влияние на развитие вышеназванных компетенций. Сопоставление программ «Multimedia Builder» и инструментальной среды «Stratum 2000 Professional» дало возможность прийти к выводу о превосходстве последней в силу наличия ряда существенных преимуществ. К данным преимуществам можно отнести: возможность использования готовых и создания пользовательских мультимедиа-файлов; возможность создания разнообразных по типу и виду интерактивных упражнений; наличие механизма объективного оценивания (по заданным критериям), возможность настройки интерфейса программы с учетом пожеланий пользователя. Кроме того, данная инструментальная среда обладает богатейшими ресурсами для реализации автономного обучения школьников. На базе программы «Инструментальная среда Stratum 2000 Professional» было разработано электронное учебное пособие «Английский для школьников» для учащихся 5-9-х классов. Структура данного электронного учебного пособия, состоящего из блоков, носит открытый, гибкий, незамкнутый характер и может корректироваться. Кроме этого, опора на общедидактические принципы и синергетические эффекты позволяет обучающимся автономно, учитывая индивидуальный стиль, темп работы и собственную занятость, отбирать из тематических блоков необходимый материал, соответствующий их потребностям, варьировать последовательность его изучения, выстраивать свою образовательную траекторию, формировать структуру своей «собственной» грамматической компетенции. Таким образом, при помощи данного электронного пособия обучающийся может не только актуализировать свои грамматические знания, но и автономно изучать, а затем и отрабатывать новый грамматический материал, что при корректной деятельности преподавателя может привести к автономному обучению школьника. Исследования доказали эффективность использования электронного учебного пособия «Английский для школьников» в формировании иноязычной грамматической компетенции обучающихся в результате создания условий для их автономной деятельности.

Training in the English grammar in the autonomous mode.pdf Введение Изменения в политических, экономических и социальных условиях оказывают влияние на требования общества к системе образования как в целом, так и к системе обучения иностранным языкам в частности. Современное общество нуждается в мобильных, творческих выпускниках, хорошо владеющих иностранным языком. Современная парадигма в лингводидактике определяет важность переориентации системы лингвистического образования, необходимость модернизации подходов к обучению, усовершенствования средств, приемов, форм учебной деятельности. Развитие современных технологий и широкое использование современных технических средств в обучении иностранным языкам, наряду с исследованиями вопросов автономии обучающегося в учебной деятельности по овладению иностранными языками, привели к широкому распространению понятий автономного / самоуправляемого обучения, самодоступного обучения (self-access learning) и ресурсного обучения (resource-based learning) [2]. В данном контексте автономное / самоуправляемое обучение рассматривается как форма организации учебной деятельности, дидактическая модель, в которой создаются условия для формирования автономии обучающегося. Проблема автономизации применительно к обучению иностранным языкам не случайно стала столь актуальной в последнее время, так как известно, что нельзя научить языку, ему можно только научиться. Для этого необходимы, прежде всего, развитость мышления и активная, деятельная и ответственная позиция обучающегося в процессе изучения предмета как на аудиторном занятии, так и на этапе внеаудиторной подготовки к нему. Значения готовности и способности к активному освоению знаний существенно возрастают. Формирование навыков автономного обучения необходимо вследствие ежегодно возрастающего потока информации по всем школьным предметам, что приводит к увеличению учебной нагрузки обучающихся и, как результат, предъявлению более высоких требований к организации их самообразования. Современный ФГОС ООО требует от обучающихся формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проявления активности и инициативности, напряжения умственных способностей и творческого подхода к решению поставленных задач. Выполнение данных требований будет успешным при условии, что обучающиеся овладели такими умениями, как планирование своей работы, отбор наиболее целесообразных способов выполнения каждого из ее этапов, систематичного самоконтроля за ходом и результатами данной работы, т.е. у них сформированы навыки автономного обучения. Автономизация учебной деятельности обучающегося по овладению иностранным языком выступает одним из основных условий его успешного изучения, касается всех видов иноязычной речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма и аспектов языка: лексики, орфографии, фонетики, грамматики. Постановка цели процесса организации автономной работы обучающихся, направленной на формирование иноязычной грамматической компетенции, определена потребностью государства в обучающемся (будущем выпускнике), представляющем полилингвальную и поликультурную личность, готовую и способную автономно планировать и конструировать свою учебно-познавательную деятельность с учетом непрерывного развития системы языка в условиях непрерывного образования. Использование языка как средства общения предполагает выполнение такого важного условия, как наличие умений грамотного сочетания слов и изменения словосочетаний в зависимости от цели высказывания. Формирование продуктивных умений устной и письменной речи невозможно без овладения грамматикой изучаемого языка. Кроме того, знание грамматики необходимо и для понимания речи при чтении и аудировании. Низкий уровень развития грамматических навыков может стать непреодолимым барьером на пути формирования ключевых компетенций (языковой, речевой, коммуникативной и др.). Формирование последних является одним из основных требований ФГОС ООО. Организация автономной работы обучающихся, направленная на формирование их иноязычной грамматической компетенции, должна быть обусловлена значимостью такой работы. Изменения, характеризующиеся акцентом на автономную деятельность обучающихся, связаны со следующими особенностями их языковой подготовки, при которой важность приобретают: - методическая составляющая, обеспечивающая эффективную автономную работу обучающихся (методические рекомендации, мультимедийные средства для автономной работы обучающихся с компьютерными программами, работа учителя в качестве тьютора, сопровождающего автономную работу обучающихся); - мониторинговая составляющая (отслеживание качества результатов, процесса и условий учебной деятельности в автономном режиме), позволяющая вести наблюдение за состоянием формирования автономности обучающихся; - организационная составляющая, заключающаяся в создании учителем условий для формирования действий самоконтроля у обучающихся при автономной работе, действий самооценки общей успеваемости по предмету, действий интеллектуальной рефлексии своей учебно-познавательной деятельности. Таким образом, автономная деятельность обучающихся на уроках английского языка приобретает особый статус, и целесообразно рассмотреть цель, задачи и содержание процесса ее осуществления, способствующей формированию иноязычной грамматической компетенции. Организация автономной работы обучающихся может быть построена на использовании различных средств обучения, но новые информационные технологии представляют наибольший интерес. Несмотря на то что большинство компьютерных программ основано на самообучении, неоспорим тот факт, что эффективность обучения с помощью компьютера в первую очередь определяется качеством обучающих программ. Мультимедийные средства являются неограниченным источником возможностей, которые позволяют работать с аудио- и видеоматериалами и обеспечивать высокую степень интерактивности. Методология исследования Перспективное развитие языкового образования в школе главным образом ориентировано на эффективную образовательную деятельность и развитие автономной личности [1-3] в логике компетентност-ного подхода. Продуктивное автономное обучение обеспечивает реализацию личностного творческого потенциала обучающегося и накопление им определенного набора компетенций, позволяющих эффективно применять иностранный язык для самоопределения, самореализации и развития своей образовательной среды, в данном случае языковой. Ключевой в данном случае является иноязычная коммуникативная компетенция, успешное становление которой невозможно без компетенции грамматической, которая в свою очередь в определенной степени определяет качество овладения иностранным языком. Владение данными компетенциями подтверждается степенью свободы, независимости и эффективности использования обучающимся иностранного языка и тем, насколько он проявляет готовность и способность к самостоятельному изучению языка и автономному развитию своей языковой личности [4-7]. Иноязычная грамматическая компетенция школьника понимается как его личностное психологическое новообразование, включающее наряду с когнитивными и поведенческими аспектами долговременную готовность и способность не только понимать, но и самостоятельно выражать определенный смысл, оформляя его при этом в виде фраз и предложений, используя систему грамматических правил данного языка. В структуре «готовности» иноязычной грамматической компетенции школьника выделяются такие компоненты, как мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенческий и рефлексивный. «Способность» понимается как единство когнитивного и поведенческого аспектов, т.е. коммуникативно-целесообразное и ситуативно-адекватное использование иноязычных грамматических знаний, навыков и умений в целях реализации своего речевого поведения на данном иностранном языке в процессе общения. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной рассмотрению особенностей учебно-познавательной активности обучающихся младшего подросткового возраста [8-11], показал, что организация автономного обучения будет эффективной при учете следующих возрастных психолого-педагогических особенностей учебно-познавательной деятельности обучающихся данного возраста: - автономность, которая выражается в свободе от постороннего наблюдения и влияния и проявляется в желании обучающегося быть готовым и способным расширять и углублять свои знания, отрабатывать умения, решать самостоятельно выявленные, личностно значимые учебные проблемы, давая при этом адекватную оценку собственным учебным достижениям и неудачам [12]; - любознательность, выражающаяся в желании познавать все новое, преодолевая любые трудности [13]; - развитие у обучающихся учебно-познавательной активности в процессе учебной деятельности [14]; - стремление обучающегося к построению индивидуальной образовательной траектории [15]; - стремление к общению с ровесниками, заинтересованность в оценке деятельности друг друга [16]; - формирование теоретического и критического видов мышления, избирательности, целенаправленности восприятия, становления устойчивого внимания, где особую роль играет повышение концентрации внимания. В условиях развития информационно-коммуникационных технологий их внедрение в образование сможет благоприятно повлиять на формирование автономности обучающихся и усовершенствование у них компетенций, представляющих интерес в данном исследовании. Проведенный анализ мультимедиа-приложений, используемых для создания электронных учебных пособий, позволил нам остановиться на программе «Multimedia Builder» и инструментальной среде «Stratum 2000 Professional». Использование данных мультимедийных платформ в опытном обучении определило преимущества «Stratum 2000 Professional» [17]. Результаты анализа данных компьютерных программ представлены в таблице. Постановка цели процесса организации автономной работы обучающихся, направленной на формирование иноязычной грамматической компетенции, определена потребностью государства в обучающемся (будущем выпускнике), представляющем полилингвальную и поликультурную личность, готовую и способную самостоятельно планировать и конструировать свою учебно-познавательную деятельность с учетом непрерывного развития системы языка в условиях непрерывного образования. Сравнительный анализ программы «Multimedia Builder» и инструментальной среды «Stratum 2000 Professional» Критерий Multimedia Builder Stratum 2000 Professional Минимальные системные требования Intel(R) Celeron(R) и выше, частота 2,80 ГГц; 64 Mb RAM; Windows XP и выше; 64 Мб видеокарта, монитор VGA с разреш. 800 x 600, отображающий 256 и более цветов; MS PowerPoint 2007 и выше; MS Word 2007 и выше; дисковод для CD-дисков; клавиатура; мышь Intel 486DX/66MHz и выше; Microsoft Windows 95/98 и выше; Memory 16 Мб of RAM; Не меньше 15 Мб на жестком диске; VGA монитор или лучше (рекомендуется 800 x 600 High Color); мышь; поддерживаются сети: Microsoft Windows 95 или Windows NT 4.0 Владение навыками программирования Необязательно Необходимо знание принципов работы с интерфейсом программы Графика и видео Использование готовых изображений Возможность создания пользовательских 2D и 3D объектов Аудио Использование готовых аудиозаписей Возможность создания пользовательского аудио Поддержка Интернета Выход в Интернет возможен через браузер Выход в Интернет возможен через браузер Возможности использования в учебных целях Оценивание Самооценка обучающихся и оценка учителем Программа способна по заданным критериям ставить отметку Виды упражнений Ограниченный выбор, но есть возможность использовать сторонние программы Большое разнообразие Интерактивность Возможно создание интерактивных упражнений при использовании других программ с последующим запуском из общего меню Все упражнения интерактивны Интерфейс Создается пользователем Создается пользователем Таким образом, цель организации автономной работы обучающихся для формирования их иноязычной грамматической компетенции состоит в том, чтобы вовлечь их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на развитие у них этого интегрального свойства личности. Данная цель позволяет поставить следующие задачи: - формировать мотивы ведения автономной учебно-познавательной деятельности за счет использования мультимедийных технологий, интерактивных упражнений, создания лингвометодической среды; мотивов к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию своей личности; - развивать способности рефлексии и самоконтроля в ходе автономного осуществления своей учебно-познавательной деятельности; - развивать способности самостоятельно конструировать и планировать свою учебно-познавательную деятельность по формированию грамматических действий рецептивного, продуктивно-рецептивного и продуктивного характера; - развивать творческие способности, умения выходить за рамки традиционного при выполнении заданий, способности самостоятельно изменять учебный процесс, максимально подстраивая его для достижения своей цели при ведении автономной деятельности. Постановка цели и соответствующих задач определяет выбор принципов организации автономной работы обучающихся [18, 19], направленной на формирование их грамматической компетенции: принцип научности, принцип сознательности, принцип систематичности и последовательности [20], принцип наглядности, принцип прочности усвоения знаний, навыков и умений, принцип активности, принцип доступности, принципы открытости (незамкнутости) образовательной системы, диалогичности и нелинейности образовательного процесса. Электронное учебное пособие «Английский для школьников» учитывает вышеописанные принципы и содержание обучения, представленное трехкомпонентной структурой: лингвистический компонент (формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции), психологический компонент (формируемые умения, навыки и компетенции, которые позволяют обучающимся пользоваться изучаемым языком при общении) и методологический компонент (овладение обучающимися приемами учения, развитием умений самостоятельного автономного обучения). Формирование иноязычной грамматической компетенции посредством электронного учебного пособия «Английский для школьников» строится с учетом сознательно-ориентированного подхода, который базируется на данных контрастивной лингвистики и индуктивном способе овладения языком, исходя из чего была сформулирована последовательность работы с пособием (рис. 1). Электронное учебное пособие «Английский для школьников» состоит из двух взаимосвязанных между собой блоков: текстов для чтения и грамматического материала в таблицах. Первый блок представлен небольшими по объему текстами, отвечающими следующим требованиям: они отражают коммуникативно-познавательные интересы и потребности обучающихся, соответствуют уровню сложности их речевого и языкового опыта в изучаемом языке и содержат информацию, интересную для обучающихся определенной возрастной группы; все тексты аутентичны и разнообразны по жанрам (художественные, публицистические, прагматические, научно-популярные). Теория в таблицах по данному грамматическому явлению Работа с текстом ведется на предтекстовом, текстовом и послетек-стовом этапах. Второй блок представляет собой грамматику английского языка, систематизированную в таблицах. Каждое грамматическое явление, представленное в таблицах, сопровождается комплексом упражнений на отработку. Упражнения выстроены от простого к более сложному и заканчиваются тестом на контроль знаний. Упражнения небольшие по объему, поэтому при возникновении трудностей обучающийся может вернуться к теории и затем снова выполнить сложное для него упражнение. Рис. 1. Последовательность работы с пособием «Английский для школьников» Грамматические упражнения представлены следующим разнообразием: соотнесение; заполнение таблицы; раскраска; стрельба по мишеням; множественный выбор; раскрыть скобки; вписать слово; конструктор. Оценивание является важной составляющей данного пособия. После выполнения задания обучающийся может увидеть свою отметку. Она появляется в левом верхнем углу задания в меню выбора заданий. В данном пособии нами были выставлены следующие критерии оценивания: отметка «5» соответствует 90% правильно выполненного задания, «4» - 75%, «3» - 50%, «2» - менее 50%. Использование данных критериев позволяет сделать процесс оценивания объективным. Кроме этого, практически все задания имеют речевую оценку, которая выражена фразами «Good done», «Excellent», «Try again», а «Тест» и «Меткий стрелок» показывают процент правильности выполнения задания. Экспериментальное исследование и его результаты Экспериментальная работа с целью выявления эффективности электронного учебного пособия «Английский для школьников» как средства формирования иноязычной грамматической компетенции обучающегося в режиме автономной деятельности проводилась в естественных условиях в ходе реализации образовательного процесса в 5-7-х классах МАОУ «Гимназия № 33» г. Перми. Диагностика сформированности иноязычной грамматической компетенции проводилась у младших подростков в ходе опытного обучения с сентября 2012 по май 2015 г. в МАОУ «Гимназия № 33» города Перми. В опытном обучении приняли участие 55 обучающихся 5-х классов. Опытное обучение было выбрано исходя из учета необходимости довольно больших временных затрат на выработку иноязычной грамматической компетенции, а также развития автономности. Данное обучение длилось 3 года и прошло три контрольных среза: - начальный (конец 5-го класса, апрель 2013 г.); - промежуточный (конец 6-го класса, апрель 2014 г.); - итоговый (конец 7-го класса, апрель 2015 г.). Исходя из определения иноязычной грамматической компетенции, рассмотренного в первой главе данного исследования, мы должны замерить «готовность» (рефлексивность и мотивационный компонент) и «способность» (иноязычные грамматические знания, умения и навыки). При оценке рефлексивности, которая представляет собой процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний [16], использовался опросник рефлексивности А.В. Карпова. Данный опросник позволяет дать комплексную оценку уровня развития перспективной, ретроспективной и ситуативной видов рефлексивности. Для оценки уровня мотивационного компонента была использована диагностика «Направленность на приобретение знаний» (рис. 2), разработанная Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой. По набранной сумме баллов делается вывод о степени выраженности мотивации обучающегося на приобретение знаний [16]. I низким уровень «средний уровень «высокий уровень начальный промежуточный итоговый Контроль Рис. 2. Направленность на приобретение знаний у обучающихся на разных этапах опытного обучения Направленность на приобретение знаний к и X S 3 2 ги т > ю о о ш н и tu У S с о х Уровень «способности» изучался модифицированным для данного исследования Solutions Placement Test, разработанным Oxford University Press для УМК серии Solutions. Данный тест состоял из 30 заданий с выбором правильного ответа из 4 возможных. Целью описательного анализа является систематизация имеющихся данных. Для решения данной задачи было выполнено построение линейных распределений, а также построение характеристики переменных в различных статистических аспектах: расчет минимальных, средних, максимальных значений и т.п. [21]. Для этого в рамках описательного анализа были построены графики распределения значений показателей развития рефлексивности обучающихся, направлености на приобретение знаний, способности (ЗУН) (рис. 3). Представим гистограмму линейного распределения значений параметра «Рефлексивность» (рис. 4). Линейные распределения значений показателей развития рефлексивности обучающихся демонстрируют положительную динамику по критерию «высокий уровень» и отрицательную по критерию «низкий уровень», показатель «средний уровень» остается относительно стабильным. Способность(ЗУН) 55 « 50 | 45 I 40 « 35

Ключевые слова

грамматическая компетенция, автономное обучение, электронное учебное пособие, инструментальная среда «Stratum 2000 Professional», уровень рефлексивности, направленность на приобретение знаний, grammar competence, autonomous studying, electronic educational kit, "Stratum 2000 Professional" programme, the level of reflexivity, focus on the acquisition of knowledge

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Безукладников Константин ЭдуардовичПермский государственный гуманитарно-педагогический университетдоктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языковKonstan-tin.bezukladnikov@gmail.com
Крузе Борис АлександровичПермский государственный гуманитарно-педагогический университетдоктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии, профессор кафедры методики преподавания иностранных языковbkruze@gmail.com
Мерзляков Сергей ВикторовичМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 33»кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работеS-Merzlyakov@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Benson P. Learner autonomy in the classroom // Practical English language teaching. N.Y. : Mc Graw-Hill, 2003. P. 289-308.
Bezukladnikov K., Kruze B., Zhigalev B. Training a Pre-service Foreign Language Teach er Within the Linguo-Informational Educational Environment / Anikina Z. (eds) // Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. GGSSH 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, 2019. Vol. 907.
Митчелл Л.А., Гураль С.К. Модель формирования грамматико-дискурсивных навы ков у студентов неязыкового вуза на основе когнитивного подхода // Язык и культура. 2016. № 3 (35). C. 146-154. DOI: 10.17223/19996195/35/13
Гураль С.К., Терешкова Н.С. Формирование профессиональной компетентности переводчика при обучении техническому переводу // Язык и культура. 2015. № 3 (31). C. 80-85.
Привороцкая Т.В., Гураль С.К. Обучение аудиовизуальному переводу посредством анализа кинодискурса // Язык и культура. 2016. № 1 (33). C. 171-180.
Митчелл Л.А., Гураль С.К. Модель формирования грамматико-дискурсивных навы ков у студентов неязыкового вуза на основе когнитивного подхода // Язык и культура. 2016. № 3 (35). C. 146-154
Корнеева М.А., Гураль С.К. Обучение профессиональному иноязычному дискурсу студентов физико-технического факультета Томского государственного университета направления Прикладная механика с использованием кейс-стади метода (case study method) // Язык и культура. 2017. № 37. C. 166-184.
Жигалев Б.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А Технологии критериального оценива ния и рефлексии как способ повышения мотивации при овладении иностранным языком в школе и вузе // Язык и культура. 2017. № 37. С. 153-166.
Безукладников К.Э., Новоселов М.Н., Крузе Б.А. Особенности формирования ино язычной профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Язык и культура. 2017. № 38. C. 152-170.
Безукладников К.Э., Жигалев Б.А., Прохорова АА, Крузе Б.А. Особенности формирования мультилингвальной образовательной политики в условиях нелингвистического вуза // Язык и культура. 2018. № 42. С. 163-180.
Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Жигалев Б.А., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А Психологическая безопасность в школьном и вузовском лингвистическом образовании // Язык и культура. 2018. № 44. С. 134-152.
Bezukladnikov K.E., Kruze B.A Modern Education Technologies For Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 200. С. 393-397.
Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Вахрушева О.В. Обучение иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации // Язык и культура. 2018. № 41. С. 217-240.
Жигалев Б.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Вариативность ассимилятивных процессов в текстах с различной стилистической окраской // Язык и культура. 2018. № 41. С. 72-86.
Бим И.Л. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Общий подход к их рассмотрению // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск : Титул, 2010. С. 39-49.
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие. М. : МПСИ, 2005. 216 c.
Использование инструментальной среды «Stratum 2000» / А.В. Васильев. URL: http://www.mstu.edu.ru/science/conferences/11ntk/materials/section19/section19_03.html (дата обращения: 25.12.2015).
Колесникова И.Л., Долгина О.А Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2008. 431 с.
Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. М. : Академия, 2010. 192 с.
Описание системы STRATUM 2000. URL: http://stratum.ac.ru/education/ stratum/3.0/description.html (дата обращения: 25.12.2015).
Таганов Д.Н. Статистический анализ в маркетинговых исследованиях. СПб. : Питер, 2005. 192 с.
 Обучение английской грамматике в автономном режиме | Язык и культура. 2019. № 45. DOI: 10.17223/19996195/45/11

Обучение английской грамматике в автономном режиме | Язык и культура. 2019. № 45. DOI: 10.17223/19996195/45/11