Международно-правовые аспекты устойчивого развития лесов | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 2(20).

Международно-правовые аспекты устойчивого развития лесов

Леса обеспечивают поддержку целого ряда хозяйственных и социальных видов деятельности и имеют жизненно важное значение для экологической стабильности, а также занятости и доходов и выполняют важнейшие экологические функции. Леса обеспечивают деятельность крупного промышленного сектора, являются важным источником средств существования. Исчезновение и деградация лесов становятся серьезной проблемой во многих регионах мира.

International legal aspects of the steady development of forests.pdf Леса обеспечивают поддержку целого ряда хозяйственных и социальных видов деятельности и имеют жизненно важное значение для экологической стабильности. Они являются источником широкого спектра древесной и недревесной продукции, а также занятости и доходов и выполняют важнейшие экологические функции, например, способствуют сохранению почвы и водных ресурсов, смягчению последствий изменения климата за счет поглощения и накопления углерода, а также сохранению биологического разнообразия. Кроме того, леса обеспечивают деятельность крупного промышленного сектора, являются важным источником средств существования в сельских районах и обеспечивают жизнь миллионов людей, живущих в лесных районах. Общая площадь лесов и лесных угодий в мире составляет 3,9 млрд га, т.е. приблизительно одну треть суши, 95% этих районов - естественные леса, а 5% - лесонасаждения. 17% площади лесов приходится на Африку, 14% - на Азию, 5% - на Океанию, 27% - на Европу (включая Российскую Федерацию), 14% - на Северную и Центральную Америку и 23% - на Южную Америку [1. C. 35]. Леса тропических, умеренных и северных широт представляют собой многообразнейший комплекс сред обитания растений, животных и микроорганизмов, в котором представлено подавляющее большинство наземных видов флоры и фауны нашей планеты. Такое видовое разнообразие является не только плодом эволюции, но и результатом совокупного воздействия физической среды и человека. Исчезновение и деградация лесов становятся серьезной проблемой во многих регионах мира. Леса являются важнейшим природным ресурсом. Они покрывают около 38% земной поверхности стран-членов ЕЭК ООН. Они формируют основной ландшафт и предоставляют обществу широкий спектр товаров и услуг. К ним относятся: обновляемое древесное волокно и древесина, товары и услуги, не связанные с древесиной, и ценности, связанные с возможностями для отдыха. В лесах находится большая часть биоразнообразия, а также они выполняют общеэкологические функции, поглощая углерод, улучшая качество воды и защищая почву [2. C. 1]. К международно-правовым документам, принятым в рамках ООН, относятся Конвенция о биологическом разнообразии, Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов. В Европе важное значение имеют два процесса на уровне министров «Окружающая среда для Европы» и «Охрана лесов в Европе». В странах Европейского союза эти инициативы претворяются в жизнь посредством ряда стратегий, планов действий директив и правил. Для стран, участвующих в процессе «Окружающая среда для Европы», ситуация является достаточно сложной: леса в странах с переходной экономикой претерпевают ряд изменений в связи с открытием новых рынков экспорта, институциональной перестройкой и изменениями в структуре собственности. Общая площадь лесов в странах-членах ЕЭК ООН достигает 10,3 км2. Без учета Российской Федерации она составляет 2,1 км2. В европейских странах, за исключением Российской Федерации, где более 90% лесов остаются нетронутыми, примерно 4% лесных площадей считаются нетронутыми человеком. Причиной того, что в таком виде сохранилась лишь малая часть лесов, являются давние традиции лесопользования и управления лесными ресурсами в большинстве европейских стран. Практически все леса подверглись определенным изменениям. Нетронутые леса находятся в основном в северной части Швеции и северной части Финляндии. Эти нетронутые бореальные лесные площади в Норвегии, Финляндии и Швеции, особенно учитывая их продолжение в Российской Федерации, являются весьма значительными с точки зрения европейской перспективы. Большинство лесов в европейских странах, за исключением Российской Федерации, считаются «полуприродными». Такие страны, как Германия, Чехия, Казахстан, Австрия, Швейцария, Италия, заявили о том, что их леса на 98100% являются полуприродными. Остальные лесные площади покрыты в основном породами деревьев неместного происхождения и классифицируются как «плантации». К таким странам относятся Ирландия, Дания и Великобритания. Самые большие лесные ресурсы расположены в Северной, СевероВосточной и Центральной Европе. Запасы леса на корню в Российской Федерации достигают 85 млрд м3, или % лесных ресурсов стран, участвующих в процессе «Окружающая среда для Европы». Томская область относится к числу регионов, где природно-ресурсный потенциал весьма высок и имеет многокомпонентный характер. Для обеспечения устойчивого развития Томской области экономически более эффективным будет сохранение естественных свойств леса по производству продуктов питания, лекарственного сырья, побочных продуктов лесопользования. Это даст возможность получить многосторонний экономический эффект от сохранения естественной среды обитания животных и рыбных ресурсов и развития рекреационного использования леса для охоты и рыболовства. Также предусматривается развитие экологического туризма, возможности которого в Томской области очень большие. «Чистый годичный прирост» леса, пригодного для производства древесины, в Российской Федерации составляет примерно 740 м3. Многие страны, участвующие в процессе «Окружающая среда для Европы», являются крупными экспортерами лесных товаров. К числу пяти самых крупных из них относятся: Финляндия, Швеция, Франция, Германия и Австрия. Говоря об охране лесов, нужно отметить, что общая политическая стратегия состоит в расширении существующих сетей охраны. В странах Европейского союза сетью охраны, включающей все экосистемы, является сеть «Натура 2000», которая основывается на создании специально охраняемых зон (Директива Совета 79/409/ЕЕС от 2 апреля 1979 г. по сохранению диких птиц) и специальных зон сохранения (Директива Совета 92/43/ЕЕС от 21 мая 1992 г. по сохранению природной среды обитания и дикой фауны и флоры). К международным форумам относится Межправительственный форум по лесам (МГЛ/МФЛ), который проводит диалог с участием многих заинтересованных сторон и приглашает к обсуждению представителей основных групп. В повестке дня на ХХ! в. определены следующие основные девять групп заинтересованных сторон: а) неправительственные организации; б) коренные народы; в) научно-технические круги; г) деловые и промышленные круги; д) фермеры; ж) женщины; з) трудящиеся и профсоюзы; и) местные органы власти; к) дети и молодежь с государствами-членами. Необходимо использовать научные знания для выявления рисков, связанных с лесоводством, и при наличии таких рисков осуществлять деятельность в соответствии с принципом предосторожности. Его структурными элементами являются: - стремление избегать действий, которые могут вызвать необратимые изменения в функционировании экосистемы и ее жизнеспособности; - рассмотрение альтернативных стратегий лесопользования с определением стратегий, которые могут причинять наименьший ущерб жизнеспособности видов животных и растений или экосистемы; - возложение на лесоустроителей бремени доказательства того, что предлагаемая лесохозяйственная деятельность не причинит ущерба функционированию экосистемы и ее жизнеспособности; - учет потребностей будущих поколений. Научные знания о лесах способствуют обеспечению экосистемного управления, воплощающего в себе саму суть принципа предосторожности. Согласно экосистемному управлению в процессе лесопользования исходят из того, что должно остаться после завершения заготовительных операций, а не из традиционной модели, в которой акцент делается на том, что подлежит заготовке. С помощью экосистемного управления лесоустроители могут принимать осознанные решения для сохранения экосистемного здоровья естественных лесов, исходя в лесохозяйственной деятельности из того, что может выдержать экосистема в длительной перспективе, а не из нужд промышленности [3. C. 7]. Существует несколько определений, которые характеризуют сокращение площади лесов - обезлесение [4. C. 6-7]. 1. Издание ФАО «Оценка состояния лесных ресурсов, 1990 г.: тропические страны». 2. Издание ЕЭК/ФАО «Лесные ресурсы в зонах умеренного климата». В этих источниках используются различные определения. В первом издании говорится: лесами называются экосистемы, как минимум 10% площади которых занимает древесный и (или) бамбуковый покров и которые характеризуются, как правило, наличием дикой флоры, фауны и природных почвенных условий и которые не затронуты сельскохозяйственной деятельностью. Под обезлесением понимается такое изменение характера землепользования, когда на древесный покров начинает приходиться меньше 10% всей площади. Изменение в рамках одного типа леса (с закрытого леса на открытый), которое пагубно сказывается на состоянии лесонасаждения или среды обитания и влечет за собой, в частности, сокращение производительности древесных пород, называется деградацией леса. Во втором издании говорится следующее: лесом называется такой участок земли, на котором древесный покров (плотность лесонасаждения) составляет более 20% площади участка. В сплошном лесу высота деревьев достигает, как правило, более семи метров, и в нем возможно проведение лесозаготовок. Такой лес включает как закрытые пространства, в котором значительную часть поверхности занимают разноярусные деревья и подлесок, так и открытые участки со сплошным травяным покровом, где деревья занимают по меньшей мере 10% поверхности. Под замещением понимается освоение природных лесов или облесенных земель прочими видами землепользования. Под модификацией понимается изменение состояния леса, которое может иметь регрессивный характер (деградация) или прогрессивный характер (восстановление или увеличение площади леса). Деградация в ее крайней форме может, безусловно, привести к полному обезлесению. Под устойчивым управлением понимается распоряжение лесами и облесенными землями и их использование такими методами и в таких масштабах, которые позволяют сохранять их биологическое разнообразие, производительность, способность к возобновлению, жизненный потенциал и их способность выполнять в настоящее время и в будущем соответствующие экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях без ущерба для других экосистем. Впервые достигнутый глобальный консенсус по вопросу о лесах исходит из того, что следует рационально использовать лесные ресурсы и лесные площади для удовлетворения социальных, экономических, экологических, культурных и духовных потребностей нынешнего и будущих поколений. При этом подчеркивается, что «все лесные аспекты» охраны природы и социально-экономического развития должны быть интегрированными и всеохватывающими. Стратегия развития Томской области до 2020 г. разработана в соответствии с концепцией устойчивого развития. Составляющие устойчивого развития отражены в целях стратегии: - благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей; - рациональное использование природного капитала. Управление охраной окружающей среды и природопользованием основывается на том, что охрана окружающей среды и природные ресурсы в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 9, 36, 42, 72) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и имеющих право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [5. C. 6] В Заявлении по лесам [6] отмечается, что тема лесного хозяйства связана с целым диапазоном проблем и возможностей в области окружающей среды и развития, включая право на социально-экономическое развитие на устойчивой основе. Основная цель документа заключается в том, чтобы содействовать рациональному использованию, сохранению и освоению лесов и реализации их многоцелевых и взаимодополняющих функций и видов использования. В документе впервые был достигнут консенсус государств по вопросам использования и сохранения всех типов лесов независимо от их географического положения, тогда как ранее основное внимание уделялось проблемам тропических лесов. Здесь предлагается учитывать потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, а также использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития. В Заявлении отмечается, в частности, экологическая ценность лесов, а также основные виды продукции и услуг лесов, связанных с лесопродуктами, водными ресурсами, продовольствием, кормом для скота, разнообразием ландшафта, поглотителем и накопителем углекислого газа и т. д. Рациональное использование, сохранение и устойчивое освоение всех видов лесов - важнейший фактор экономического и социального развития, охраны окружающей среды и поддержания системы жизнеобеспечения планеты; леса являются одними из основных хранилищ биологического разнообразия, поглотителями и резервуарами углерода, важным источником возобновляемой энергии, особенно в наименее развитых странах, а также неотъемлемым элементом устойчивого развития. Эти принципы применяются ко всем видам лесов, как коренным, так и искусственно созданным, во всех географических зонах и климатических поясах, включая южный, северный, субумеренный, умеренный, субтропический и тропический пояса. Государства имеют суверенное и неотъемлемое право использовать, управлять и осваивать свои леса в соответствии со своими потребностями в области развития и уровнем социально-экономического развития и на основе национальной политики, согласующейся с целями устойчивого развития и законодательством, включая использование таких районов для других целей в рамках общего плана социально-экономического развития и в соответствии с политикой рационального землепользования. Общая площадь лесов Томской области составляет 28 413,9 тыс. га, или 89% территории области. Площадь лесов, находящихся в государственной собственности, составляет 26 758,9 тыс. га. В составе земель лесного фонда 67% занимают лесные земли, 32% - болота. На землях лесного фонда расположено 92% площади болот области, 48% всех водных объектов области. По данным государственного учета лесного фонда, процент лесистости Томской области составил 67 [5. C. 50]. Лесовосстановление - необходимое условие сохранения и устойчивого развития лесов, рационального использования их ресурсов и экологических функций. Основными задачами лесного хозяйства в этой области являются своевременное восстановление хозяйственно ценных лесов на вырубках, гарях, участках погибших насаждений, сокращение непокрытых лесной растительностью земель лесного фонда. Проблема использования лесосырьевых ресурсов в Томской области связана с тем, что лишь 55% площади лесов области представляет интерес для эксплуатации в связи с тем, что они были сильно истощены в результате интенсивной эксплуатации в течение последних пятидесяти лет. К промежуточному пользованию относится пользование древесиной при рубках ухода за лесом, выборочных санитарных рубках, рубках реконструкции и иных рубках малоценных древостоев. Леса и их биологическое разнообразие имеют важное экономическое, социальное и культурное значение для жизни многих коренных народов и местных жителей. В Конвенции о биологическом разнообразии говорится о необходимости уважения, сохранения и поддержания знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, которые имеют значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, а также о необходимости сохранения и поощрения традиционных способов использования биологических ресурсов в соответствии со сложившимися культурными обычаями. В ст. 15 Конвенции о биологическом разнообразии [7] закреплена норма о том, что право определять доступ к генетическим ресурсам принадлежит национальным правительствам и регулируется национальным законодательством. Также говорится о том, что каждая договаривающаяся сторона стремится создать условия для обеспечения доступа к генетическим ресурсам в целях экологически безопасного использования другими договаривающимися сторонами и не налагать ограничений, противоречащих целям Конвенции. Утрата видового разнообразия в отдельных экосистемах может привести к сижению их жизнестойкости. Состояние лесов ухудшается, и происходит утрата их биологического разнообразия. Она связана со значительным обезлесением, фрагментацией лесных массивов и ухудшением состояния всех видов лесов. Рациональное ведение лесного хозяйства заключается в том, чтобы характер и масштабы использования различных компонентов биологических ресурсов не вызывали истощения биологических ресурсов в долгосрочной перспективе, и тем самым обеспечивали сохранение их запасов в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений (ст. 2 Конвенции о биоразнообразии). Деревья и леса - источник разнообразных благ, имеющих форму товаров и услуг, которые возникают в результате прямого и непрямого использования лесных ресурсов. Прямое использование включает получение полезной продукции, такой как древесина, продовольствие и лекарства, и организацию досуга и туризм. Непрямое использование предусматривает оказание экологических и природоохранных услуг [8. C. 5]. Благотворное влияние деревьев и лесов на жизнь человека проявляется во многих сферах, и это выражается в признании человеком ценности лесных экосистем, проживающих в них видов и той важной роли, которую они играют в эстетической и духовной жизни людей. Кроме того, поддержание здорового состояния лесов служит гарантией сохранения обитающих в них видов и обеспечивает поток товаров и услуг, получаемых благодаря лесопользованию. Эти ценности иногда называют факультативными, и это понятие включает в себя такие блага, которые могут быть получены в будущем благодаря лесным ресурсам и их использованию. Прямые причины замещения лесов нелесными площадями связаны в основном с освоением земель для новых видов хозяйствования, например под посевы или строительство, или эти причины вызваны и стихийными бедствиями, такими как наводнения, оползни и пожары. Процесс замещения может иметь место также и тогда, когда характер лесных массивов изменился до такой степени, что их восстановление стало практически невозможным. Можно привести ряд прямых причин, которые вызывают деградацию лесов, например: - вырубка деревьев, заготовка пиломатериалов и дров, охота - если масштабы этой деятельности превышают потенциал лесной экосистемы по самовосстановлению уничтоженного количества растений и животных; - крайняя селективность в отборе видов, размеров и форм вырубки; - чрезмерный выпас; - загрязнение воздуха; - загрязнение лесных водотоков; - эрозия почвы в лесу; - пожары по вине человека; - истощение биологического разнообразия; - распространение болезней и вредителей. Косвенными причинами, которые также тесно связаны с прямыми, являются следующие: - национальная политика; - недостатки политики или планирования; - негарантированное владение; - отсутствие альтернативных источников лесохозяйственных товаров и услуг или их заменителей. Исследования ФАО показали, что замещение лесов в принципе поддается изменению, особенно учитывая новейшие технологии. Подход к учету лесных ресурсов, который был выработан Международным институтом по охране окружающей среды для международной организации по тропической древесине (МОТД), в настоящее время используется или находится в стадии изучения в некоторых странах. Основными критериями, общими для всех определений (даже если они сформулированы с использованием различных терминов), являются: биологическое разнообразие, продуктивность лесных экосистем, здоровье и жизнеспособность лесных экосистем; почва и водные ресурсы; участие лесов в глобальном круговороте углерода, многочисленные социально-экономические выгоды долгосрочного характера. Традиционные экономические подходы к определению экономической ценности лесов не позволяют учитывать при принятии решений, касающихся рационального использования лесов и инвестиций, роль недревесной продукции и услуг. Во многих случаях единственным продуктом тропических лесов, имеющим экономическое значение, считается производимая древесина, в то время как целый ряд недревесных лесных продуктов, включая плоды, латекс и волокна, а также природоохранные и экологические свойства и функции, например защита почв, регулирование влагооборота и выполнение роли аккумулятора углерода, при оценке экономической ценности лесов во внимание не принимаются. Именно экономическими искажениями часто объясняются чрезмерно высокие темпы вырубки лесов. Различают три вида искажений: неэффективность местного рынка, непонимание глобальной ценности лесов и неэффективность вмешательства. Международная торговля лесом часто указывается в качестве основной причины обезлесения и вырождения лесов, особенно во влажных тропических и бореальных регионах. Лесозаготовки, безусловно, являются непосредственной чрезмерной причиной изменения состояния лесов и, когда они ведутся неправильно или приобретают чрезмерные масштабы, могут приводить к деградации лесов. Древесина служит важным сырьем, получаемым на основе возобновляемых по существу ресурсов; поэтому торговля древесиной может способствовать устойчивому развитию. Скорее всего мировые потребности в древесине можно было бы удовлетворять с помощью намного меньших лесных плантаций, оставляя нетронутыми естественные леса. Теоретически это возможно, и, несомненно, некоторые из имеющихся потребностей можно удовлетворять с помощью хорошо размещенных и спланированных лесных плантаций. Можно было бы использовать деревья, произрастающие за пределами лесных угодий, а также агролесомелиорацию. Рациональное и устойчивое управление ресурсами естественных лесов в целях получения древесины может стать важным и долгосрочным вкладом в национальную экономику и источником существования на местах и явиться непосредственным финансовым стимулом к прекращению истребления лесов и их деградации. Если усилия по стимулированию устойчивого рынка сбыта древесины принесут результаты, то международная торговля древесиной может стать важным фактором, сдерживающим процесс вырождения лесов и бесконтрольную вырубку. Международная организация по тропической древесине и ФАО совместно осуществляют ряд инициатив, связанных с торговлей и устойчивым лесопользованием, включая проект «Оценка эффективности торговли лесной продукцией как механизм поощрения рационального лесопользования». МОТД совместно с другими партнерами организовала международный симпозиум о последствиях сертификации лесов в развивающихся странах и странах с формирующейся экономикой. Сертификация лесоуправления и лесных продуктов является типично рыночным «мягким» инструментом контроля правильности ведения лесного хозяйства. Под правильным ведением лесного хозяйства подразумевается неистощительное ведение, обеспечивающее качественное воспроизводство лесных насаждений до новых рубок. Сертификация не подменяет собой механизмы лесного хозяйства, а позволяет направить ведение лесного хозяйства в русло устойчивого развития. Сертификация имеет две цели: 1. Совершенствование лесоуправления. 2. Обеспечение доступа потребителя к сертифицированным лесным продуктам [9]. Другими важными целями сертификации являются повышение контроля качества за лесоуправлением, совершенствование сбора и использования лесных налогов, повышение эффективности и экономичности всей цепочки от заготовки до переработки. Сертификация для экспорта должна, во-первых, соответствовать требованиям ГАТТ, во-вторых, требованиям одной из международно признанных схем сертификации. В мире существуют две схемы: ISO (Международная организация стандартизации) и FSC (Лесной попечительский совет). В Российской Федерации обязательная сертификация лесных ресурсов (ст. 71 Лесного кодекса [10]) является национальной схемой сертификации. Она будет использоваться для оценки состояния участка на соответствие стандарту устойчивого лесопользования. В качестве меры, направленной на предотвращение обезлесения и деградации, можно было бы предложить ввести налог на переустройство земельных угодий, зонирование в целях ограничения видов землепользования, которые причиняют ущерб, и установление более высоких экологических стандартов.

Ключевые слова

устойчивое развитие, конвенции по международному экологическому праву, леса, steady development, conventions on international ecological law, forests

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кукушкина Анна ВикторовнаМосковский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерациикандидат юридических наук, доцент кафедры международного праваrperelet@hotmail.com
Всего: 1

Ссылки

Док-т Е/CN.17/2002/PC. 2/7 19/12/2001. FAO, Forest Resource Assessment 2001.
Док-т ЕЭК ООН. CEP/AC. 10/2002/22. 26.06.2002.
Док-т E/СК 18/2004/4/Add.3.25.02.2004.
Док-т E/CN. 17/IPF/1996/2. 13.02.1996.
Экологический мониторинг. Состояние окружающей среды Томской области в 2007 году. Томск, 2008.
Не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов // МЖМП. 1992. № 4. С. 216-222.
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml
Док-т E/CN. 17/IPF/1996/9.12.02.1996.
Док-т. Добровольная сертификация лесоуправления. М.: Изд-во WWF, 1998.
URL: http://www.info-law.ru/kodeks/20/10856/
 Международно-правовые аспекты устойчивого развития лесов | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 2(20).

Международно-правовые аспекты устойчивого развития лесов | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 2(20).

Полнотекстовая версия