К вопросу о составлении мотивационного поэтического словаря | Вопр. лексикографии. 2012. № 1.

К вопросу о составлении мотивационного поэтического словаря

В статье рассматривается мотивационный поэтический словарь, представляющий употребление мотивации в поэтическом языке как таковом и мотивационный словарь одного автора, анализируются задачи обоих словарей, исследуются проблемы их построения, даются образцы словарных статей мотивационных поэтических словарей двух типов, намечаются перспективы дальнейшего изучения вопроса построения мотивационных поэтических словарей.

On compiling a motivational poetic dictionary.pdf Мотивационный поэтический словарь относится к словарям,отражающим функциональный аспект мотивационно свя-занных единиц (пар, цепочек, блоков). Созданная на сегодняшнийдень эмпирическая база в виде проанализированных творческихмассивов разных авторов (О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Цве-таева, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина и др.) позво-ляет детально разработать концепцию мотивационного поэтическо-го словаря.Назначение данного типа словаря можно рассматривать в разныхаспектах. Во-первых, с точки зрения мотивологии словарь отражаетспецифику функционирования мотивации в художественном тексте.Во-вторых, с точки зрения лингвистической поэтики расширяетпредставление о способах «художественного преобразования»(В.П. Григорьев) языка. В-третьих, с позиций идиостилистики даетвозможность исследовать индивидуальность словоупотребления то-го или иного автора.Исходя из этого мотивационные поэтические словари могутбыть двух типов: 1) мотивационный поэтический словарь, построен-ный на исследовании творчества многих поэтов и, следовательно,представляющий употребление мотивационно связанных слов(МСС) в поэтическом языке как таковом; 2) мотивационный поэти-ческий словарь одного автора, представляющий употребление МССв каком-либо идиостиле (здесь же можно говорить о мотивационныхсловарях одного произведения).Мотивационный поэтический словарь первого типа может бытьсравним с опытом словаря языка русской советской поэзии [1]. Сло-варь представлен как словарь-справочник, который должен фикси-ровать «контекстуальные сдвиги значения», «приращения смысла» услов в художественных контекстах, но задачей которого не являетсяотражение общего идейно-художественного смысла как целого про-изведения, так и всего творчества художника [1. С. 49].В соответствии с замыслом словаря словарная статья отказыва-ется от обычной для толковых словарей семантической разработкизначений и опирается на систему рубрик (имеющих наименованияразличных тропов и приемов) как систему поэтических характери-стик, систему способов преобразования слова (всего 31 опорнаярубрика) [1. С. 114-125]. Мотивационный поэтический словарь мо-жет позаимствовать данную систему рубрик (с определенными ого-ворками) за тем исключением, что не рубрики будут следовать засловами, а слова будут находиться внутри рубрик.Образец словарной статьи мотивационного поэтического слова-ря первого типа может быть следующим:ПРИЕМ «ОЖИВЛЕНИЯ» ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ СЛОВАМирозданье - зданье. С избытком мне хватало недознанья. / Япросто шла, чтобы услышать звук, / я не бросалась в прорубь ми-розданья, / да зданье ли - весь этот бред вокруг (Б. Ахмадулина.Шум тишины, 1987).Одуванчик - дуновенье. Идеи с быстротою одуванчиков / отдуновенья жизни облетали (Е. Евтушенко. Ирония, 1961) (Мтф.).Яблоки - падать - яблокопад (окказ.) Яблоки падали. / Яблокбыло - греби лопатой! / Я на коленях брал эти яблоки/ яблокопада,яблокопада (А. Вознесенский. Создатель, 1981) (Ключ. сл.).Разделение словаря на рубрики, имеющие названия различныхстилистических фигур и тропов («антитеза», «индивидуально-авторская мотивация», «метафора», «прием «оживления» внутрен-ней формы слова» и др.), внутри которых в алфавитном порядке да-ется перечень МСС, призвано отразить специфику поэтического ис-пользования мотивации. Поскольку существует тяготение тех илииных языковых средств к выражению определенных стилистическихприемов, то словарь мог бы стать существенным подспорьем в изу-чении специфики данных поэтических приемов, выраженных имен-но мотивационными сцеплениями. Особенно актуально это в связи стем, что МСС как языковое средство являются основой созданиямногих стилистических фигур, при этом их выражение «за счетМСС, в отличие от других языковых средств, имеет свои особенно-сти, а в иных случаях и преимущества» [2. С. 4].Данное построение словаря, массив которого разделен на рубри-ки, имеет своими истоками опыты словарей отдельных тропов как влитературном языке, так и в поэтическом языке отдельных авторов.Например, «Словарь эпитетов русского литературного языка»(К.С. Горбачевич), словари метафор В. Маяковского, С. Есенина(Н.А. Туранина), словарь тропов И. Бродского (В.П. Полухина,Ю.К. Пряш) и др. Внимание последних словарей сосредоточено нанеповторимых отклонениях от стандартного словоупотребления, наэстетически значимых словоупотреблениях, что актуально и для мо-тивационного поэтического словаря.В словаре предполагается наличие двух справочных зон. Первая(идущая вслед за мотивационной сцепкой или за одним из ее членов)содержит систему помет, характеризующих МСС как взаимосвязан-ные лексемы, т.е. взаимосвязанные элементы языка. С этой точкизрения актуальными могут быть следующие пометы: окказ. (окка-зионализм), устар. (устаревшая лексическая единица), разг. (разго-ворное слово), высок. (слово высокого стиля) и др. Лексические истилистические характеристики членов мотивационной сцепки даютпредставление о типичном и индивидуальном в построении мотива-ционных приемов.Система помет в справочной зоне может быть разной в зависи-мости от специфики мотивационных поэтических приемов. Напри-мер, для приема антитезы существенными будут пометы «Общ.-яз.ант.» (общеязыковые антонимы) и «Контекст. ант.» (контекстуаль-ные антонимы) (см. ниже образец словарной статьи мотивационногословаря второго типа). Данные пометы характеризуют особенностипостроения антитез на основе МСС.Вторая справочная зона словарной статьи (информация, идущаявслед за контекстом в скобках) содержит систему помет, характери-зующих МСС как экспрессему (экспрессоид), т.е. единицу поэтиче-ского языка (В.П. Григорьев). Так, мотивационная пара «одуван-чик - дуновенье» имеет в справочной зоне помету «Мтф». Это озна-чает, что прием осложняется здесь метафорой (дуновенье жизни),причем метафора эксплицируется с помощью семантической моти-вации: прямое значение - одуванчики, переносное - дуновенье жиз-ни. Данная мотивационная пара, следовательно, может быть повто-рена в рубрике «метафора» словаря, но уже без контекста и со ссыл-кой на рубрику «прием «оживления» внутренней формы слова». Та-кая же система действует в отношении мотивационной цепочки «яб-локи - падать - яблокопад», имеющей в справочной зоне помету«Ключ. сл.» (прием «ключевые слова»).Распределение МСС по рубрикам представляет собой своего ро-да абстракцию, поскольку в реальных текстах изолированные прие-мы относительно редки. Поэтому вторая справочная зона призванаотразить полифункциональность мотивационных сцепок. Фиксиро-вание же МСС в той или иной рубрике базируется на понимании такназываемой «сильной позиции преобразования» или на «центре экс-прессии» [1. С. 69], хотя данный вопрос, безусловно, нуждается вдальнейшей разработке.Словарная статья мотивационного поэтического словаря второготипа может быть такой же, как и статья словаря первого типа, по-скольку исследование закономерностей в использовании тех илииных приемов в творчестве автора дает представление о характереего идиостиля. Однако анализ идиостиля не останавливается на вы-явлении приемов (механизмов, способов) использования мотивации.Каждый поэтический прием несет свое задание в художественномтексте, благодаря чему его применение получает свое «эстетическоеоправдание» (В.М. Жирмунский), или эстетическую функцию эле-ментов поэтического языка, которая должна определяться с опоройна мировоззрение автора, на содержание его художественных произ-ведений, на понимание идейно-эстетического замысла писателя(М.Н. Кожина, Ю.М. Лотман).Решение данной проблемы может быть найдено, если обратитьсяк существующей концепции мотивационного поэтического словаря,предполагающей интерпретационную зону в структуре словарнойстатьи [3. С. 297-300]. Интерпретационная зона включает в себя ли-тературоведческий и лингвопоэтический анализ произведения, в ко-тором используются мотивационные сцепки. Объем данного анализаможет варьироваться в зависимости от роли, которую выполняют втексте МСС. Отсутствие интерпретационной зоны словарной статьив предлагаемой концепции обусловлено соображениями объема сло-варного издания. Кроме того, аналитические комментарии к мотива-ционным приемам неизбежно субъективны, что не согласуется спринципами словаря как жанра справочного характера, главнойцелью которого является представление объективной информации.Проблема отражения содержательной направленности художе-ственных приемов в мотивационном поэтическом словаре можетбыть решена путем дробления рубрик на разделы, обозначающиефункциональную ориентацию мотивационных приемов.Анализ функциональной ориентации различных приемов ис-пользования мотивации (особенно тех, которые наиболее предпоч-тительны для автора) дает представление о роли мотивации в фор-мировании специфики поэтического мирообраза автора. Понятиепоэтического мирообраза представляет собой особую форму обоб-щенного художественного восприятия действительности. Отражен-ная автором действительность, объективно существующая или вы-мышленная автором, всегда включает определенные компоненты,такие как окружающий мир, каким его видит автор, человек и егоместо в этом мире, лирический герой и его отношения с окружаю-щим миром и миром других людей. Это своеобразные «семантиче-ские константы» [4. С. 6], опираясь на которые можно составитьпредставление о поэтическом мирообразе автора. Поэтому, анализи-руя мотивацию как лингвистическую доминанту идиостиля, важноисследовать функции мотивации в текстах автора, связанные с ха-рактеризацией окружающего мира, человека и лирического героя,что позволит выявить, какую роль играет мотивация в формирова-нии индивидуального мирообраза автора.Разделение рубрик мотивационного поэтического словаря наописанные выше функции базируется на принципе семантическихразделов, семантических полей некоторых современных поэтиче-ских словарей. Так, «Словарь поэтических образов» Н.В. Павлович (М., 1999) использует разветвленную систему семантических руб-рик, в рамках которых представлены парадигмы образов русскойлитературы XVIII-XX вв. Например, раздел «живые существа»включает подразделы «человек», «животные», «птицы» и др., каж-дый из которых, в свою очередь, включает ряд других, более кон-кретных рубрик. Как отмечает Н.В. Павлович, «рубрикация словарядает ответ на вопрос, о чем образы, созданные русской словесно-стью, и, фактически, описывает тезаурус (словарь понятий) русскогообразного языка» [5. С. 32]. Тот же принцип семантического поляположен в основу работы Н.А. Кожевниковой и З.Ю. Петровой «Ма-териалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-XX вв.» (М., 2000). В преломлении проблемы индивидуального сти-ля опыт семантической рубрикации был использован в «Словарепоэтических образов Александра Городницкого» Е.В. Купчик (Тю-мень, 2006). Автор отмечает, что «словарь поэтических образов по-зволяет представить целостный художественный мир автора, опре-делить его творческие приоритеты, понять особенности поэтическо-го мировидения» [6. С. 4]. Таким образом, данные словари дают воз-можность перейти от плана выражения к плану содержания при ана-лизе как в целом поэтического языка, так и поэтического языка ка-кого-либо автора. Основополагающие функции мотивационныхприемов в соответствии с принципами данных словарей также могутбыть семантически детализированы, что позволит более выпуклопредставить содержательную направленность мотивационных прие-мов.Нижеследующий образец словарной статьи мотивационного по-этического словаря одного автора составлен на основе творчестваЕ. Евтушенко, неотъемлемой частью идиостиля которого являетсяиспользование мотивации.АНТИТЕЗА (109)1Функция «Характеристика окружающего мира» (64)Недоверие - доверие (Общ.-яз. ант.) О, взмах руки, - ничем тыне растлим / средь века, / так больного недоверием, / доверья изна-чального инстинкт (Взмах руки, 1960).Ультраправость - ультралевость (Окказ.). Вся эта ультрапра-вость, ультралевость / рутиной одинаково разят (Мне чуждыэкстремисты…, 1972-1975).Функция «Характеристика человека» (12)Детский - недетский (Общ.-яз. ант.) …Лицо было в детских вес-нушках, / и в морщинах - недетских совсем (Итальянские слезы,1964).1 Стоящие напротив рубрики и ее разделов цифры обозначают количество мотиваци-онных сцепок, использующихся автором вПриличный - неприличный (Общ.-яз. ант.). Женщина укрыласьза орешник. / Стоя у обрыва на краю, / прятала в приличные оде-жды / юность неприличную свою (Женщина расчесывала косу,1966).Функция «Характеристика лирического героя» (13)Немолодость (окказ.) - молодость. …И у меня в душе в неравнойсхватке / немолодость и молодость сошлись. / Все резче этасхватка проступает./ За пядью завоевывая пядь, / немолодость уг-рюмо наступает, / и молодость не хочет отступать (Сквер вели-чаво листья осыпал, 1957).Свет - беспросветность (Общ.-яз. ант.). …Если есть во мне ка-кой-то свет, / то из ее души / его я добыл / и только беспросвет-ность дал в ответ (Свидание в больнице, 1972).Таким образом, создание мотивационного поэтического словарясталкивается с целым рядом концептуальных (общетеоретическиепринципы организации) и частных (условности техническогооформления статей) вопросов. Дальнейшая детальная проработкаконцепции словаря, прежде всего, требует построения системы мо-тивационных приемов и создания метаязыка для описания каждогоиз них, а также более глубокого анализа функциональной ориента-ции приемов использования МСС (спектр функций может быть бо-лее детализированным). Проблемы определения достаточных границконтекста, особенно если речь идет о приемах на основе дистантноймотивации, связаны с необходимостью «нейтрализовать антиномию:объем словаря (по необходимости ограниченный) - контекст (кото-рым для многих художественных словоупотреблений, вообще гово-ря, является целиком все произведение)» [1. С. 100]. Разработка сис-темы стилистических и лексических помет, решение вопроса при-оритетности функций мотивации, формы подачи сложных мотива-ционных сцеплений (мотивационный блок, прием объединения мо-тивационных сцепок и др.) и многие другие вопросы предстоит ре-шить в ходе создания мотивационного поэтического словаря.

Ключевые слова

stylistics, linguistic poetics, lexicography, lexical motivation, стилистика, лексикография, лингвистическая поэтика, мотивология

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Михайлова Ольга СергеевнаТомский государственный педагогический университетканд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и культуры речиfilologia@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: В 2 т. - Т. 1. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 848 с.
Купчик Е.В. Словарь поэтических образов Александра Городницкого. - Тюмень: Мандр и Ка, 2006. - 140 с.
Блинова О.И. Мотивационная «одежда» стилистических фигур // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: Гуманит. науки (филология). - Томск, 1998. - Вып. 6. - С. 3-5.
Чернухина И.Я. Основы контрастивной поэтики. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. - 198 с.
Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты. - 2-е изд., стер. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2007. - 394 с.
Поэт и слово: Опыт словаря / М.А. Бакина, Л.А. Владимирова, В.П. Григорьев, М.В. Найденова, Е.А. Некрасова, В.В. Пчелкина / под ред. В.П. Григорьева. - М.: Наука, 1973. - 455 с.
 К вопросу о составлении мотивационного поэтического словаря | Вопр. лексикографии. 2012. № 1.

К вопросу о составлении мотивационного поэтического словаря | Вопр. лексикографии. 2012. № 1.