Симфоническое и оперное исполнительство в Томске в XIX веке | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2016. № 1.

Симфоническое и оперное исполнительство в Томске в XIX веке

Статья посвящена симфоническому и оперному исполнительству в Томске в XIX в. Авторы рассматривают важный период становления музыкальной культуры в городе Томске, хронологию, состав оркестров, в том числе военных, духовых, танцевальных. На основе анализа сохранившихся документов - программ, афиш, газетных рецензий рассматриваются вопросы репертуара. Кроме того, авторы отмечают важность выступлений гастролеров, а с открытием университета, появляются первые томские музыканты и коллективы.

Symphonic and operatic performance in Tomsk in the XIX century.pdf 1. Хронология, состав оркестров История зарождения и развития оркестрового исполнительства в Томске насчитывает более ста пятидесяти лет. Отдельные ее аспекты освещены в интересных работах [8, 9], в которых рассмотрена в основном деятельность оркестров, в разные годы создававшихся и функционировавших в составе Томского отделения Императорского Русского музыкального общества (ТО ИРМО). Между тем картина музыкальной жизни Томска не была бы полной без деятельности оркестров военной музыки, духовых и танцевальных оркестров, существовавших в увеселительных заведениях города. Немалый вклад был сделан и оркестрами театральными, как томскими, так и оркестрами оперных трупп, которые работали в Томске начиная с 1880-х годов. Предлагаемая работа посвящена деятельности различных оркестров, работавших в Томске в XIX веке. Основное внимание уделено деятельности оркестров, исполнявших симфоническую и оперную музыку. Многие факты, приведенные в работе, освещаются в литературе впервые. Первыми коллективами музыкантов-инструменталистов, появившимися в Томске в XIX веке, были военные оркестры. Оркестры при воинских соединениях в Сибири стали создаваться в первой трети XIX века. Военные музыканты участвовали в светских развлечениях, играя музыку на балах, маскарадах, на праздничных гуляньях в скверах и парках. Среди первых оркестровых музыкантов города выделяется имя Г. Гита, более пятидесяти лет служившего в Сибири в военных оркестрах. Начинал Г. Гит как кларнетист, был в чине унтер-офицера и дослужился до должности капельмейстера музыкантской команды Томского батальона. Этот оркестр просуществовал более 20 лет и был распущен в 1884 году. Томский музыкант Исайя Семенович Маломет сформировал из оставшихся музыкантов новую музыкальную команду для работы в театре, принадлежавшем купцу Е.И. Королеву. Наиболее ранние сведения о симфоническом исполнительстве в Томске относятся к началу 1870-х годов. В архивных документах есть сведения о том, что в середине 1870 года в Томске состоялся концерт, в котором прозвучали музыкальные произведения, исполненные оркестром. Можно предположить, что это был оркестр в составе 15-20 человек из числа музыкантов гарнизонного оркестра и усиленного музыкантами-любителями Томска. Оркестром дирижировал капельмейстер Александр Михайлович Редров. Он же выступил в качестве солиста-скрипача, а также композитора, чьи произведения были исполнены этим оркестром. В 1879 году началась деятельность ТО ИРМО, и руководители его хорошо понимали, что для полнокровной музыкальной жизни в Томске нужен оркестр. Судя по отчетам Томского отделения, в сезон 1886/87 года оркестр насчитывал 20 музыкантов, а в сезон 1888/89 года оркестр состоял уже из 42 человек. В театральном оркестре в эти же годы играли 15-18 человек. Периодичность выступлений первых оркестров была скромной: два-три выступления за сезон, иногда количество симфонических собраний увеличивалось и достигало пяти-шести выступлений за сезон. Такая ситуация объяснялась рядом причин: в первую очередь, в городе было мало квалифицированных музыкантов, владеющих инструментами симфонического оркестра. Да и самих инструментов было маловато. Вторая серьезная причина крылась в отсутствии квалифицированных дирижеров и капельмейстеров. За дирижерский пульт иногда вставали люди, не имевшие не только специального дирижерского образования, но и вообще не учившиеся музыке. Состав оркестра расширялся по мере появления в Томске новых музыкальных сил, которые приглашались на работу из европейской части страны. Немалую роль играла расширяющаяся торговля музыкальной литературой, нотами и музыкальными инструментами, которую вели купеческие дома П.И. Макушина, В.Ф. Шмидта и других торговцев. В конце 1880-х годов симфонический оркестр насчитывал более сорока музыкантов Отчеты Томского отделения Русского музыкального общества сообщают о таком составе оркестра. Струнная группа: б первых скрипок, 6 вторых скрипок, 3 альта, 2 контрабаса. Это довольно крепкая группа смычковых инструментов. Группа деревянных духовых инструментов был представлена флейтой-пикколо, 4 флейтами и 4 кларнетами. Группа медных духовых инструментов включала 4 валторны, 2 трубы, 2 корнета, 3 тромбона и 1 геликон. Ударные инструменты были самой маленькой группой: большой и малый барабаны, треугольник и металлофон. Партию арфы в концертах представлял рояль В оркестре, помимо профессиональных музыкантов (в том числе из военного оркестра), играли и любители. Нередко среди них попадались весьма крепкие и квалифицированные музыканты. Так, партию первой скрипки некоторое время исполнял студент-медик И.М. Левашов, который прекрасно владел инструментом. Впоследствии он стал профессором Томского университета. Партию виолончели исполняли любители А.А. Солодов и А. А. Бархатов, которые обладали незаурядными способностями, позволявшими им исполнять сложные концертные сочинения. 2. Репертуар Анализ сохранившихся программ симфонических концертов, музыкальных вечеров, праздничных концертов в Томске 1880-900-х годов свидетельствует о большом разнообразии произведений, которые могли слушать томичи в те далекие годы. Здесь можно найти крупные произведения для оркестра - симфонии, увертюры к операм, а также произведения камерных форм для струнного оркестра, небольшие оркестровые пьесы. Со сцены звучала музыка отечественных композиторов и зарубежных авторов. ПРОГРАММЫ ВЕЧЕРОВЪ: I вечерь, 13 Октября 1879 года. L Мейрберъ,-- Увертюра язь оп. >Робертъ-дьнволз,г - (оркестръ). Шопеи-ь,- Вальсъ он. 34 н Мазтркд оп. 24-для рояли Роибергъ,- Романст. >Тучи черный i с-ь акоипавихевтохъ роaix □ вюдопчел и. Рейсигерь,- 4- тр1о од. 56-для рояля, скрппкп ы вшлопчедн II. Херубкня,- Увертюра изъ оп эЛадоисва! - (ориестръ), Боленгаупть,- Полонезгъ оп. 55-для рояля. Глинка.- Tpio инт, оп. >Жизвь за Цдря< ( басъ, теаоръ ж сопрано) Беберъ,- Хорь ЕгереЗ иаъ оп. < фрей швцъ) (яужсь хорь). [I вечерь. 20 Октября 1879 года. Мопдргь,- Спифошя >G. то!] < в-ь 4 руки. Берхои Осборяо,-Дуэтъ ■э*ь on. > La fi Не du Hogiiiient« - ;Т скрнси сь роялемъ. Вил ъ боа.- > Моряка • (теперь и сопрано). Ш вечеръ. 28 Октября 1879 года. бодоиръ, - Дуэт-ь для двутъ скрипокъ съ авомпанянунток-ъ рояля. Соколовъ.- Дуэт-ь j Море в сердце t (соcr рано а коптръ-альтъ). Гумиель,- Квинтет t (од et) для рояля, скркиЕи, альта. Bioлончедн и контрабаса Глинка. - Вальсъ в краковяеъ азъ оп. >Жпзнъ за царя! вт> 4 руки. IV вечер-ь. 3 Ноября 1879 года. Епардъ,- Кпкпапелл.-для рояля. Вагинрт..- Apia г Вечерняя зв-Ьзда< изъ оя. Тангевзеръ для альта, сь акох докиментох-ь рояля. Слакяис!С1й,- Илльсь >4удяыя дЪвнс- (теиоръ). Бетзсовенъ,- Tpio on, 1 Л» 3- - для рояля, скрипKIS Я 8шлоЙЧвЛи. Рис. 1. Программа музыкальных вечеров Пальма первенства в концертной афише тех лет среди иностранных композиторов принадлежала Бетховену, Моцарту, Мендельсону. На рис.1 представлена программа музыкальных вечеров, состоявшихся в 1879 году. Обращают на себя внимание две исполненные оркестром увертюры: к опере Д. Мейер-бера «Роберт-дьявол» и к опере Л. Керубини «Лодоиска». Если первая опера неоднократно звучала в Томске целиком, то творчество Л. Керубини стало знакомо горожанам по увертюре к названной опере, редко исполнявшейся в России. В 1884 году прозвучали увертюры к операм «Сорока-воровка» и «Танкред» Россини; «Жизнь за царя» Глинки; «Свадьба Фигаро» Моцарта, а также впервые слушатели смогли прослушать отдельные части из симфонии Моцарта (d-moll). Дирекция Томского отделения музыкального общества систематически пополняла свою библиотеку и к 1888 году имела довольно обширный нотный материал для оркестра: все симфонии и увертюры Бетховена, симфоническую фантазию Даргомыжского «Баба-яга» и другие произведения. Ярким показателем повышения исполнительского мастерства оркестра явилось участие его в первом исполнении оперных сцен, состоявшемся 28 апреля 1887 года. Тогда были поставлены в костюмах и с декорациями 1-я картина 2-го действия оперы Верди «Аида» и 4-й акт оперы Глинки «Жизнь за царя». Оркестровое переложение, соответствующее оркестровому составу, для этих сцен, выполнили с клавира оперы А. А. Солодов и А. А. Ауэрбах. В 1887 году у оркестра появилась возможность исполнять симфоническое произведение целиком (а не отдельные части симфоний). Так, в следующем 1888 году оркестр в составе 44 музыкантов представил вниманию слушателей две симфонии Бетховена: № 1 (C-dur) и № 7 (F-dur). Заметный вклад в развитие оркестрового исполнительства этого периода внесли такие музыканты, как Г.С. Томашинский, под управлением которого прозвучали почти все симфонии Бетховена, виолончелист А.А. Солодов, пробовавший свои силы и в композиции, С.И. Герц и А.А. Вивьен. Под управлением С.И. Герца оркестр сыграл «Итальянское каприччио» П.И. Чайковского, требующее от оркестрантов и дирижера серьезной профессиональной подготовки. Под управлением А.А. Вивьена в 1895 году томская публика впервые услышала оркестр в составе более 70 музыкантов, исполнивших такие масштабные произведения, как 5-я симфония Бетховена, увертюры Чайковского «1812 год» и «Ромео и Джульетта» и сюита Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». В сезоне 1884/85 года в Томске впервые были исполнены 5-я (первая часть) и 8-я симфонии Бетховена, в сезоне 1888-1889 годов прозвучала 1-я, а в сезоне 1892 года 2-я симфонии гениального композитора. Из числа произведений Моцарта исполнялись несколько симфоний, увертюры к операм «Дон-Жуан», «Свадьба Фигаро». Томская публика особенно любила в тот период исполнение увертюр к операм, поскольку сами оперы в исполнении заезжих оперных трупп томичи смогли услышать лишь в конце XIX века. Дж. Россини был представлен в концертах увертюрами к операм: «Сорока-воровка», «Танкред», «Семирамида». Исполнялись также увертюры к опере Вебера «Вольный стрелок», к опере Вагнера «Тангейзер», к опере Обера «Фенелла». Как курьезный факт упомянем исполнение увертюры к опере Обера «Марко Спада», оперы, которая неизвестна сегодня даже многим профессиональным музыкантам. Отечественную музыку в концертах представляли Глинка, Чайковский, Бородин. Реже звучали произведения Лядова, Даргомыжского. Петр Ильич Чайковский, к сожалению, из-за слабого состава инструментов оркестра в исследуемый период был представлен произведениями малых форм. В афишах значились «Итальянское каприччио», серенада для струнного оркестра, кантата «Москва», симфоническая поэма «Буря», отдельные номера из балетной музыки. В 1894 году прозвучала «Арагонская хота» Глинки. Жанр концерта в программах симфонических вечеров представлен слабее. Томские профессиональные музыканты, вероятно, не слишком «доверяли» оркестру и дирижерам. Тем не менее отметим ряд концертов. В сезоне 1893/94 года А.А. Вивьен исполнил фортепианный концерт Соль-минор Мендельсона. В сезоне 1895/96 года В.А. Бажаева, ученица В.И. Сафонова, окончившая Московскую консерваторию и проработавшая в Томске несколько лет, исполнила в концерте «Концертино» Вебера для рояля с оркестром. 3. Оперные спектакли Становление симфонического исполнительства в Томске естественным образом совпадает с организацией постоянных гастролей оперных трупп в городе. В 1880-х годах Томск посещали в основном труппы, которые ставили драмы и оперетты. Среди таких трупп можно назвать коллективы, которыми руководили опытные и даровитые антрепренеры Е.П. Иконников, В.А. Великанов, А.П. Вельский. В последней трети XIX века в Томске начинают гастролировать практически ежегодно оперные антрепризы. Особое место заняли так называемые сезонные труппы. Спектакли продолжались непрерывно по 3-4 месяца. Осенью труппы начинали гастроли в сентябре-октябре и работали до начала января. Следующий период начинался после Пасхальных гуляний в марте-апреле и длился до мая-июня. Например, в сезоне 1895/96 года труппа под руководством С.В. Брагина ставила в Томске оперные, опереточные и драматические спектакли. Впечатляет список опер: «Русалка», «Жизнь за царя», «Аскольдова могила» - отечественный репертуар. Зарубежную классику представляли «Фра-Дьяволо», «Трубадур», «Кармен», «Сельская честь», «Галька». Спектаклями дирижировал капельмейстер А.А. Тони. Запомнился томичам коллектив сезонной оперы известного провинциального антрепренера Николая Александровича Корсакова, прибывший в 1897 году. В составе труппы были прекрасные артисты: сопрано Ю.А. Редер, Е.Я. Снегурская, баритоны С.Х. Егиазаров и А.Н. Форесто, тенор С.И. Гарденин. Режиссером оперы был Г.Н. Васильев, а спектаклями дирижировал опытный дирижер А.С. Апрельский, которому доводилось работать и в столичных театрах. Труппа поставила более 20 опер и оперетт, в том числе «Африканку» Д. Мейербера и «Волшебный стрелок» К. Вебера. 4. Дирижеры, солисты Список дирижеров, которые стояли за пультом на томской провинциальной сцене в те далекие годы, довольно пестр и разнообразен. Наряду с профессиональными капельмейстерами, в частности военных оркестров, и дирижерами, симфоническими концертами дирижировали и просто мало-мальски подготовленные любители с хорошим слухом и начальными сведениями по гармонии и оркестровке. Дирижеров того периода можно разделить на две группы: местных дирижеров и дирижеров заезжих оперных и опереточных трупп, чей период пребывания в Томске не превышал 3-4 месяцев. Среди первых капельмейстеров, выступивших на томской сцене, как уже упоминалось, был A.M. Редров. Редров был уроженцем Сибири, талантливым музыкантом-самородком. Несколько лет Редров совершенствовал свое мастерство в Петербурге у опытных российских музыкантов. Его учителем на скрипке был НД. Дмитриев-Свечин, которого называли «русским Вьетаном», а навыки капельмейстера Редров получал у Л. Маурера, о котором А.Н. Серов отзывался как о лучшем дирижере Петербурга тех лет. Несколько лет Редров работал в Иркутске, в 1870 году он был приглашен в Омск и, видимо, перед переездом в Омск организовал несколько выступлений и в Томске. В этих же концертах выступил исполнитель на кларнете А. Иванов. В программе концерта были исполнены Фантазия на темы русских песен, написанная A.M. Редровым, а также Попурри на альпийские мотивы композитора Кофнера для кларнета и оркестра. В нескольких концертах на рубеже 1870-1880-х гг. в качестве дирижера выступил Рейнгольд Карлович Сирен, учитель французского языка в мужской гимназии. Отметим, что Сирен тоже некоторое время перед приездом в Томск, как и A.M. Редров, поработал в Иркутске. Р.К. Сирен стал организатором и душой первого музыкального кружка в Томске. Из этого кружка впоследствии возникло ядро организаторов Томского отделения Русского музыкального общества. Одним из первых томских дирижеров должно быть названо имя Андрея Андреевича Ауэрбаха [1. С. 2, 6, 7], чья деятельность на музыкальном поприще в Томске продолжалась более 15 лет. Родился он в семье уездного врача и начальное музыкальное воспитание получил в семье. В 1851-1856 годах учился в московской гимназии, затем закончил юридический факультет Московского университета. Во время службы в Петербурге познакомился с А.Г. Рубинштейном, у которого занимался частным образом на фортепиано. Среди знакомых Ауэрбаха были такие знаменитости, как выдающиеся деятели театральной культуры М.С. Щепкин и П.М. Садовский, музыканты Н.Г. и А.Г. Рубинштейны, писатель Л.Н. Толстой. В 1884 году за финансовые нарушения Ауэрбах был привлечен к судебной ответственности и, в качестве наказания сослан в Томск. По предложению томского губернатора И.И. Красовского, с которым Ауэрбах был знаком еще до ссылки, новоявленный ссыльный стал заниматься организацией музыкальной жизни города и был назначен первым директором музыкальных классов. Классы были открыты в 1893 году в составе двух отделений: фортепианного и скрипичного - при 22 учащихся. Ауэрбах пробыл в должности директора с 1893 по 1897 год. Ауэрбах был не только одним из организаторов симфонических концертов, но и сам выступал в качестве дирижера и аккомпанировал на рояле и фисгармонии. Музыкальный талант Ауэрбаха позволял ему делать аранжировки и переложения произведений На рис.2 приведена афиша одного из концертов под руководством Ауэрбаха, в котором симфонический оркестр под его управлением исполнил выполненное им переложение Патетической сонаты Бетховена. Идея оркестрового переложения фортепианных произведений была довольно необычной для того времени, что вызвала даже неподдельные изумление и интерес у А. Рубинштейна. Было известно в Томске и имя Александра Александровича Вивьена. А.А. Вивьен происходил из артистической семьи. Его дядя, Эдуард Осипович Вивьен, был известным московским музыкантом, пианистом и аккомпаниатором. Много лет прослужил он в оркестре Малого театра в Москве, занимался педагогической и композиторской деятельностью. Его племянник Александр Вивьен начал свою деятельность еще в 1870-х годах, когда он работал музыкальным руководителем знаменитого музыкального театра Москвы под управлением М.В. Лентовского. В Томск Александр Вивьен приехал уже не-Рис.2. Афиша концерта а.а. Ауэрбаха молодым человеком, без семьи. Свою деятельность он начал в качестве дирижера концертных программ в театре купца Е. Королева, дирижировал спектаклями приезжих трупп. Как музыканта Вивьена отличали высокая культура и интеллигентность. Прожив в Сибири более двух десятилетий, Вивьен стал настоящим патриотом ее бескрайних просторов, ревнителем развивающейся музыкальной культуры. Он даже выступал на страницах томской печати с собственными поэтическими произведениями. В одном из его стихотворений есть такие взволнованные строки, перекликающиеся и с нашим временем: для хора и симфонического оркестра. ^ОМСКЪ. ■СЪ ДОЗВОЛЕН1Я зй, НАЧАЛЬСТВА, 1ъ Четвергь, % Д АпрМвд, 8Ъ ТЕАТР?» Е.-М.Н. КОРОЛЕВА. ИМТзЕТЪ НЫТЬ ко: «Д«А.» Jh^&'&'MJh^Jk П|Ш ywu

Ключевые слова

симфоническое исполнительство, оперное исполнительство, Томское отделение Русского Музыкального Общества, репертуар, дирижеры, солисты, symphonic performance, opera performance, Tomsk branch of the Russian Musical Society, repertoire, conductors, soloists

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Вавилов Станислав ПлатоновичТомский политехнический университеткандидат технических наук, доцентbaron@tpu.ru
Ткаленко Ярослав ВладимировичТомская областная филармонияхудожественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестраbaron@tpu.ru
Всего: 2

Ссылки

Ауэрбах А.А. Воспоминания // Исторический вестник. 1905. Т. 51. С. 347-374, 612-691.
Ауэрбах А.А. Воспоминания // Исторический вестник. 1905. Т. 52. С. 37-60, 399-431, 813-845.
Вавилов С.П., Осипова СЛ. Из Московской консерватории // Сибирская старина. Томск, 2005. № 24. С. 18-20.
Вавилов С.П. Слушали Бетховена, Вагнера, Вебера // Сибирская старина. Томск, 2006. № 25. С. 22-23.
Вавилов С.П. Оперные редкости на сценах старого Томска // Традиции и новаторство в современном музыкальном искусстве: Материалы Сибирской открытой (межрегиональной) научно-практической конференции 6-7 апреля 2009 г. Томск, 2010. С. 293-297.
Вавилов С.П., Ауэрбах А.А. Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. Томск, 2004. С. 20-21.
Вавилов С.П. Первый директор музыкальных классов // Народная трибуна. Томск, 1993. 23 нояб.
Еременко Е.П. Концертно-исполнительская деятельность оркестра Томского отделения императорского русского музыкального общества во второй половине века //Музыкальный альманах ТГУ. Вып. 2, 2013. С. 59-66.
Куперт Т. Музыкальное прошлое Томска (в письмах А.Г. Рубинштейну). Томск, 2006, 788 с.
 Симфоническое и оперное исполнительство в Томске в XIX веке | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2016. № 1.

Симфоническое и оперное исполнительство в Томске в XIX веке | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2016. № 1.