Страницы музыкальной жизни Томска (60-90-е годы XX века) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2016. № 1.

Страницы музыкальной жизни Томска (60-90-е годы XX века)

Статья посвящена музыкальной жизни Томска 60-90-х гг. XX в. Автор уделяет большое внимание анализу деятельности не только профессиональных коллективов, таких как филармония, но и самодеятельных - эстрадным оркестрам ТГУ и ТПИ, народным хорам, ансамблю песни и пляски и др. Большое внимание автор уделяет участию томских музыкантов в конкурсах и фестивалях областных, всесоюзных и международных. Значительное место уделено гастролям коллективов по области и стране.

Pages of the musical life of Tomsk (60-90 years of the twentieth century).pdf Их и понимающих музыкальное искусство, видевших значение его в воспитании студенчества. Ректор Томского университета профессор А.И. Данилов, человек, строго следивший за соблюдением уважения к самому университету, при первом нашем знакомстве сказал, что капелла для университета имеет большое значение и он во всем готов помогать мне. Одно то, что молодой специалист был принят на должность старшего преподавателя и получил при тогдашнем дефиците большую комнату в преподавательском общежитии, говорит о многом. Большую концертную деятельность проводили тогда два ярких творческих коллектива - Народный хор Электролампового завода и ансамбль песни и пляски Дома офицеров. Талантливые художественные руководители, стоявшие во главе этих коллективов, смогли сделать их яркими и самобытными. Один из них - композитор Владимир Федорович Лавриненко. О таких людях говорят - самородок. В своих песнях он сконцентрировал богатство интонаций сибирской песни со всем ее разнообразием, принесенным когда-то народами всей России. С ним рядом в качестве режиссера работала образованный, интеллигентный человек - Е.А.Бабицкая, активно влиявщая на становление творчества Лавриненко. Тогда уже лауреат Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Москве, коллектив имел свое творческое лицо. Большинство песен репертуара хора были написаны Владимиром Федоровичем. Как пелось в песне: «У нас на Лампочке народный хор большой... и композитор свой». И тогда, и в дальнейшем хор достойно представлял творчество заводской молодежи. Другой талантливый музыкант - Е.Г. Станишевский - возглавлял хор армейского ансамбля Дома офицеров. Человек с богатой творческой фантазией, высокопрофессиональный музыкант, окончивший Одесскую консерваторию, стремился к интересному решению исполнения каждой песни, и в содружестве с хореографом ансамбля М.И. Коганом Евгений Георгиевич создавал запоминающиеся концертные программы. В 1945 году в Томской филармонии был организован профессиональный симфонический оркестр, который в 60-е годы был центром музыкального искусства. В зал Областного лектория, где концертировал оркестр, стекались многочисленные любители классической музыки. Все артисты, приезжавшие в Томск в разное время, отмечают невероятно теплое отношение томской публики к выступающим и знание исполняемых произведений. В 1959 году, когда молодой Святослав Рихтер закончил выступление в зале Томского музыкального училища, благодарные студенты несли его от зала до выхода на руках. Во второй половине 60-х годов, когда появилось прямое авиасообщение с Москвой, открылась возможность гастролей в Томске крупных известных исполнительских коллективов. Одним из таких коллективов был Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии Евгения Мравинского. Концерты его проходили в помещении Драматического театра (ныне в этом здании располагается ТЮЗ). Е. Мравинский, строго не допускавший ни кого на свои репетиции, согласился на то, чтобы музыканты Томского симфонического, студенты и преподаватели музыкального училища присутствовали на всех репетициях. Более того, в оркестре Мравинского в это время заболел тубист, и встала проблема исполнения Шестой симфонии Чайковского, где без этого инструмента не может прозвучать хорал в финале симфонии. Было решено пригласить артиста томского оркестра Павла Белецкого. И на первой репетиции, когда прозвучал этот хорал, Мравинский, артисты оркестра и все находящиеся в зале зааплодировали. В одном из концертов ленинградского оркестра дирижировал Юрий Симонов, тогда молодой стажер. Его яркая техника дирижирования произвела на меня сильное впечатление. Во главе Томского симфонического оркестра в 60-е годы стоял Игорь Ковалев, которого отличали большие организаторские способности, положительно сказавшиеся на работе оркестра. Концерты оркестра всегда проходили при переполненных залах. Первым сотрудничеством с симфоническим оркестром Хоровая капелла университета обязана именно ему. В то время по стране триумфальным шествием проходило исполнение гениального произведения Георгия Свиридова - «Патетической оратории» на стихи В. Маяковского. Произведение, понятое и принятое всеми - от самого искушенного музыковеда до самого неподготовленного слушателя. В 1964 году, по просьбе участников капеллы, Свиридов прислал ноты с авторским автографом, и в том же году в Томске состоялось одно из первых в Сибири исполнение «Патетической оратории». За дирижерским пультом стоял И.Ковалев, сольные партии исполнили артисты Новосибирского театра оперы и балета Л. Мясникова и Н. Лагу-тенко, хор был подготовлен художественным руководителем капеллы В. Кузьминовым. Сложное географическое расположение Томской области затрудняет осуществление постоянных связей творческих коллективов с районами, особенно с отдаленными северными. В 60-е годы было положено начало Фестивалю искусств «Северное сияние». Тогда он имел статус областного, но привлекал к участию крупные коллективы из других регионов. Летом 1967 года университетская капелла приняла участие в одном из первых фестивалей. Параллельно с нами в концертах принимал участие Ансамбль песни и пляски Сибирского военного округа. В этой поездке я впервые знакомился с теми, кто живет вдалеке от Томска, для кого он является столицей культурной жизни. В дальнейшем я подружился со многими людьми в разных районах, бывал у них не только с капеллой, но и приезжал помочь в работе самодеятельных музыкальных коллективов. Долгие годы творческая дружба связывают меня с Бакчаром. А тогда на двух судах - маленьком «Культработнике» и колесном пароходе «Север», шедшем с нами в последний в своей жизни рейс, - капелла держала путь на север. Концерты в Шегарке, Самуськах, Кривошеине, Молчанове, Колпашеве, Нарыме, Каргаске. «Концерты, концерты, концерты, новые люди, новые места, и везде нужно петь, отдавая свою душу. И уставать капеллану нельзя, ведь благодаря его мастерству люди приобщаются к миру искусства, миру прекрасного, чего так не хватает в глубинных сибирских селениях», - вспоминает В.Ивонин, ныне проректор ТГУ. Чем были 60-е годы для уникального коллектива хоровой капеллы Томского университета? Они были годами становления. Тогда капелла заявляла о себе не только в Томске, но и в стране и за рубежом. 1962 год - гастроли в Казани, Саратове. 1963 год - «За активную просветительскую деятельность и популяризацию классической музыки» капелле присвоено звание народного коллектива РСФСР. 1964 год - поездка в Польшу по приглашению Польского Союза студентов на празднование 20-летия Польской Народной Республики. «Вместе со всей Варшавой 22 июня на улицы вышла в памятных красно-белых косынках колонна капелланов в 82 человека. На ярко освещенной эстраде перед морем людей, в прочерченное прожекторами небо капелла начала свое выступление с «Полонеза» Огинского, «фантастично» принятого всеми участниками праздника. Самое памятное - посещение Освенцима. В этот вечер концерт открывался песней «Бухенвальдский набат». То, как мы пели тогда, трудно назвать песней. Это был взволнованный, идущий из глубины души каждого призыв: «Берегите, берегите, берегите мир!» Тогда, пожалуй, мы поднялись на одну из самых важных ступенек своего исполнительского мастерства. Мы принесли в него зрелую гражданственность!» - вспоминает Т. Котова, участница капеллы, выпускница ИФФ ТГУ. 1966 год - гастроли в Болгарии. «80 воодушевленных певцов поют на болгарском языке с исключительным чувством своеобразия нашей музыки» - это строки из софийской газеты «Вечернии новости». Весной 1967 года капелла участвует в зональном туре Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, посвященного 50-летию Октября в городе Новосибирске. «Закрывали концерт частью из Патетической оратории Г. Свиридова "Солнце и поэт". Она завершается словами: "Вот лозунг мой и солнца!" на фортиссимо. Зазвучал последний аккорд сильно, властно и, кажется, громче нельзя, кажется, вот-вот кончатся силы, а звук все нарастает и нарастает бесконечно долго. Зал замер, некоторые привстали с мест. Взмах руки дирижера -музыка оборвалась. Тишина. Потом шквал аплодисментов» (В. Скуридин, выпускник ХФ ТГУ, кандидат наук). Капелла стала лауреатом Всесоюзного фестиваля. В 1968 году капелла «прорубила окно» в Прибалтику и установила дипломатические, дружественные контакты с хорами в Тарту, Риге, Таллине. Волнений перед поездкой было много. Были сомнения в том, что наша манера хорового пения не будет понята и принята. Она отличается от прибалтийской и европейской манеры более сочным эмоциональным звуком, вибрацией голоса, передающей душевное состояние певца. «Так у нас поют профессиональные певцы», - говорили в Каунасе. Но искусство есть искусство! «Когда хор начинает свое выступление со звучания "пиано" - это показатель его высокой исполнительской культуры. Вы нас покорили своим "пиано". Филигранная отделка "Венецианской ночи" Глинки и "Эхо" Орландо Лассо свидетельствует о вашем профессионализме. По ходу концерта нам пришлось признать, что ваше "форте" прекрасно так же, как и "пиано" сказал Рихард Рит-синг, руководитель Тартуского академического мужского хора, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР. В этих концертах мы познакомили слушателей Прибалтики с симфонической поэмой Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко «Казнь Степана Разина». Партию солиста в этом произведении исполнил Иван Батурин - артист Томской филармонии. С ним капелла сотрудничала много лет. Человек с яркой артистической натурой, способный певец, оу придавал вокальному образу черты театральности. Произведение Шостаковича произвело на слушателей глубокое впечатление. С 1968 года началась крепкая дружба певческих коллективов Прибалтики с капеллой Томского университета. Уже в ноябре этого года томичи встречали мужской академический хор Тартуского университета, а затем по проторенной дорожке длинной в три тысячи километров начались обоюдные гастрольные поездки, приносившие певцам не только творческое удовлетворение, но, что очень важно, настоящую дружбу людей, доверие и понимание друг друга. Начинались 70-е годы. В музыкальной жизни Томска они были насыщены разнообразием концертов, фестивалей. Одниу из саамы[ ярки[, на мой взгляд, был фестиваль творчества Г.В. Свиридова, в котором участвовали Республиканская хоровая капелла под руководством народного артиста СССР Александра Юрлова, народный артист СССР Александр Ведерников и сам автор - выдающийся русский композитор Георгий Свиридов. В фестивале непосредственное участие приняли хор Томского музыкального училища и капелла университета. Совместно с республиканской капеллой была исполнена «Патетическая оратория» Г. Свиридова. А затем звучал великолепный вокальный цикл на стихи Р. Бернса в исполнении автора и А. Ведерникова. Впервые томичи услышали кантату «Снег идет» на стихи Б. Пастернака. Очень интересно проходила творческая встреча хоровой капеллы ТГУ, хора музыкального училища и Республиканской капеллы. Здесь мы впервые услышали в концертном исполнении русскую духовную музыку во всём её разнообразии форм. Именно Юрлову обязана современная хоровая культура России тем, что он возродил к жизни основу русского хорового искусства - духовную музыку. В начале семидесятых в Томский симфонический оркестр пришли новые дирижёры. Мне хочется рассказать о двух из них. Главный дирижёр оркестра Б.В. Бабенко. Образованный человек, музыкант, глубоко знающий западную и отечественную музыку. Человек, стремящийся к общению, к сотрудничеству. Последнее качество очень редко встречается среди наших коллег. Борис Викторович и я в качестве дирижёра подготовили и исполнили в концертах Томского симфонического и капеллы университета такие значительные произведения, как «Магнификат» Баха, «Реквием» Моцарта, «Курские песни», «Патетическую ораторию» Свиридова, симфоническую поэму «Казнь Степана Разина» Шостаковича. С глубоким уважением вспоминаю этого талантливого музыканта, доброго, отзывчивого человека. Вторым дирижером в то время был воспитанник Ленинградской консерватории Константин Царёв - музыкант поколения Чернушенко, Темирканова. Получив образование у выдающихся музыкантов, он мастерски владел огромным репертуаром, мог в кратчайший срок изучить и исполнить сложнейшие произведения. Так было с 9-й симфонией Бетховена, когда за четыре дня она была изучена, отрепетирована с оркестром и исполнена им с Государственной капеллой Армении. Строгость, почти деспотизм за дирижерским пультом не мешали ему быть в жизни человеком, готовым в любую минуту прийти на помощь. Я вспоминаю поездку в составе жюри областного смотра самодеятельного творчества по районам области, длившуюся более месяца, где К. Царёв с большим желанием оказывал методическую помощь сельским оркестрам и ансамблям. В 1980-м году, когда праздновалось 100-летие основания Томского университета, я написал юбилейную кантату для хора и оркестра, которую Царёв с большим желанием оркестровал. К сожалению, оба этих замечательных человека уже ушли из жизни, но в музыкальном мире Томска память о них сохранилась. 70-е для хоровой капеллы университета сложились очень бурно. Начались они с гастрольной поездки в ГДР на фестиваль молодёжи по линии ЦК ВЛКСМ, где хор выступил с рядом концертов. В 1972 году капелла впервые стала лауреатом сложного межреспубликанского хорового конкурса «Ювентус-72» в городе Каунасе. Это был единственный официальный конкурс в то время в стране, в нём принимали участие хоровые коллективы вузов СССР. В этом конкурсе принимали участие 13 хоров Эстонии, Латвии, Белоруссии, Карелии, Поволжья, Сибири, Украины. В течение трех дней слетающий с городской башни Каунаса колокольный звон возвещал о празднике «Ювентус-72», что в переводе с латинского означает «молодость», и вызванивал завораживающие мелодии русских, эстонских, карельских, украинских, белорусских и литовских песен. В момент выхода на сцену капеллы жюри, уже немного уставшее, по-видимому, не ожидало никаких сюрпризов. И вот в тишине зала возникли первые звуки произведения «Мизерере» Антонио Лотти, а затем «Эхо» Орландо Лассо, «Развалину башни, жилище орла...» С. Танеева, «Тихая мелодия» С. Рахманинова, цикл Р. Щедрина «4 хора», посвященный памяти брата, не вернувшегося с войны, русская народная песня «Прибаутки», «Славица» С.Туликова и литовская народная песня «Восходящая заря». Выступление томичей сразу вызвало живую реакцию зала. Даже жюри перестало быть бесстрастным после исполнения «Прибауток». Известные музыканты, профессора, доценты консерваторий зааплодировали вместе с залом, те самые члены жюри, которые собирались вообще отменить аплодисменты на конкурсе. При обсуждении результатов конкурса председатель жюри профессор Вильнюсской консерватории К. Каяцкас сказал о капелле: «Замечательно красивые голоса». По его просьбе мы ещё раз исполнили цикл «4 хора» Р. Щедрина в заключительном концерте конкурса. Это произведение, написанное на стихи А. Твардовского, на мой взгляд, одна из самых ярких страниц хорового творчества композитора, в Прибалтике звучало впервые. Своё лауреатство капелла в дальнейшем подтверждала ещё дважды -в 1975 и 1987 годах. Ещё и ещё раз возвращаясь в мыслях к тому, что произошло в 70-е в творческой жизни капеллы, я удивляюсь, как всё это могло вместиться всего лишь в десять лет. Лето 1973 года выдалось для хора весьма плодотворным. Участие в полюбившемся фестивале искусств «Северное сияние» и первое знакомство со слушателями города Стрежевого, затем по рекомендации Министерства культуры РСФСР и Всероссийского хорового общества капелла представляла хоровое искусство России на грандиозном Празднике песни Латвийской ССР посвящённом 50-летию образования СССР и 100-летию Праздника песни. 1974 год - год покорения капеллой одной из творческих вершин - «Реквиема» В.А. Моцарта. С каким трепетом, с какой тщательностью готовились артисты хора и солисты к восхождению на эту вершину. Гениальное произведение Моцарта в дальнейшем заставляло нас возвращаться к нему неоднократно, но первая встреча незабываема. Сольные партии тогда исполнили Татьяна Гойхман, Людмила Гроховская, Владимир Акулов и Иван Батурин. Занятия с ними доставляли мне много радости и удовлетворения от профессионального творчества. В этот же год капелла праздновала своё 15-летие. 1975 - год подтверждения лауреатства на конкурсе «Ювентус-75» в г. Каунас. В конкурсную программу хора было включено специально написанное произведение Константина Лакина - кантата «Я - человек» на стихи мансийского поэта Ю. Шесталова. Талантливый композитор, знакомый мне ещё по годам учебы в Казанской консерватории, выпускник Томского музыкального училища, смог создать в этой кантате такие яркие, самобытные музыкальные образы, что сразу после исполнения её на конкурсе несколько коллективов захотели иметь это произведение в своём репертуаре. К.М. Лакин - член Союза композиторов СССР, заслуженный работник культуры России, безусловно, играет заметную роль в музыкальной жизни Томска. Его симфонические, вокальные произведения звучат в филармонических концертах, в эфире, на творческих вечерах композитора. В 1976 году произошло несколько значительных событий. Капелла опять исполняла «Реквием» Моцарта (дирижёры - Б. Бабенко и В. Сотников). В начале лета свершилось чудо - в Томск по программе декады Дней культуры Латвийской ССР приехал знаменитый Рижский камерный хор «Аве сол». Состоявшаяся творческая встреча этого хора с капеллой в зале Научной библиотеки университета вылилась в замечательный праздник хоровой музыки и дружбы двух народов, двух национальных культур. В октябре, к своему 17-му дню рождения, капелла получила известие о том, что Постановлением бюро ЦК ВЛКСМ «О присуждении премии Ленинского комсомола 1976 года в области литературы и искусства» хоровой капелле Томского государственного университета присуждена премия Ленинского комсомола 1976 года - за концертные программы 1973-1975 годов и большую работу по эстетическому воспитанию молодёжи. 1977 год, год совершеннолетия коллектива, был насыщен как никогда концертами, гастролями, праздниками хорового искусства. В концертах капеллы прозвучали кантаты Свиридова «Снег идёт», «Курские песни». Но основная работа выпала на долю сложного и редко исполняемого произведения - кантаты С. Танеева на стихи А.К. Толстого «Иоанн Дама-скин». Работа над ним явилась большим шагом для капеллы в освоении русского хорового наследия. В апреле 1977 Томск принимал один из прославленных творческих коллективов страны - Академический мужской хор Эстонии во главе с народным артистом СССР Густавом Эрнесаксом. Капелла университета выступила в совместном концерте с этим коллективом и Томским симфоническим оркестром на Празднике хоровой и симфонической музыки во Дворце спорта и зрелищ. Среди произведений, исполненных капеллой в этом концерте, были «три хора» из музыки к драме А. Толстого "Царь Фёдор Иоаннович"» Г. Свиридова. Несколько добрых слов хочу сказать о М.М. Мучнике, который тогда был директором Дворца спорта. Человек невероятных организаторских способностей, обладающий хорошим художественным вкусом, имеющий огромный опыт филармонической работы. Он смог сделать сцену Дворца главной концертной площадкой, где томичи познакомились со многими исполнителями и крупными художественными коллективами страны. Во Дворце каждый год проходили Праздники песни и танца, в которых участвовали наряду с томичами и приглашенные из других городов хоры из Эстонии, Новосибирска, Кемерова, Барнаула. Каждый год в октябре сюда собирались студенты-первокурсники всех вузов Томска на своё посвящение. Для них выступали в концертной программе все творческие коллективы города. Лето 1977-го капелла провела в гастрольных концертах. Сначала, уже в третий раз, хор отправился как участник фестиваля «Северное сияние» по районам области. Концерты в Первомайском, Асиновском, Колпашевском, Парабельском, Каргасокском районах. В очередной раз мы с радостью знакомили с прекрасным миром хоровой музыки многочисленных благодарных слушателей. Несколько концертов в этом фестивале прошли совместно с симфоническим оркестром. 17 июля теплоход «Север» доставил артистов в Томск, а через день университетская капелла уже летела в далёкую поющую Прибалтику. По приглашению Совета министров Латвийской ССР, коллектив принял участие в республиканском Празднике песни. Открывшийся большим концертом в оперном театре Латвийской ССР Праздник песни, где в числе других выступали и томичи, исполнив произведение С. Танеева «Восход солнца», на второй день вылился в 15-тысячный хор на эстраде и 100-тысячную массу зрителей на Певческом поле. Никогда не забыть, как в разгар концерта начался дождь, но ни один зритель не тронулся с места. Только раскрылось над полем 100 тысяч зонтиков, а на последнем аккорде «Славься» М. Глинки из-за туч снова выглянуло солнце, словно приветствуя песню и её исполнителей. Здесь мы снова встретились со своими добрыми друзьями из хора «Аве сол», певцами хоров из Тарту, Таллина, Риги, Каунаса. В конце октября состоялись два концерта, посвященные 60-летию Октября, в которых исполнялась «Патетическая оратория». Сольные партии убедительно исполнили солисты капеллы Лилия Госсен и Николай Чернышов. Оба певца, обладая профессиональными голосами, по образованию не являлись музыкантами. Их бескорыстное служение искусству достойно слов благодарности. В мае 1978 года в Томске состоялся зональный хоровой конкурс Урала и Западной Сибири, который проводили ЦК ВЛКСМ, Томский обком комсомола, областное управление культуры. Конкурс был посвящен предстоящему XI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов на Кубе. 10 хоровых коллективов из Перми, Челябинска, Оренбурга, Новосибирска, Барнаула, Ижевска, Кургана, Кемерова выступили с конкурсными программами. Капелла Томского университета стала обладателем специального приза за лучшее исполнение классики - произведения С. Танеева «Развалину башни, жилище орла...», одного из сложных образцов русской хоровой музыки. Из академических хоров особо выделялись три коллектива - хоровая капелла Томского университета, академический хор Новосибирского электротехнического института и хор Челябинского областного хорового общества. Жюри, состоящее из преподавателей и заведующих кафедрами хорового дирижирования Новосибирской, Уральской и Казанской консерваторий, присудило первое место первым двум коллективам, челябинцам - 2-е, а молодому хору из Кемерова - 3-е призовое место. В программе томичей жюри и пресса отметили тембральное богатство, красоту мощного звучания, строгость интерпретации классики. Среди русских народных хоров в конкурсе одержал победу Хор русской песни Томского завода режущих инструментов под художественным руководством Галины Дробышевской и концертмейстера Анатолия Голосова. С этим коллективом и его руководителями я познакомился в 1974 году, и с тех пор нас связывает творческая и человеческая дружба. Галина Михайловна относится к тем людям, кто целью своего творчества считает сохранение и развитие сибирского фольклора, передачу его молодым исполнителям, детям. Основной репертуар её хора всегда строился на фольклоре, который мастерски ею интерпретировался и получал на концертной эстраде вторую жизнь. В дальнейшем Г.М. Дро-бышевская возглавила в колледже культуры отделение, где обучаются будущие руководители народных хоров и ансамблей, организовала Центр сибирского фольклора. 20-й юбилейный год для капеллы ознаменовался работой над одним из самых ярких произведений И.С. Баха «Магнификат». Премьера оратории состоялась весной. «Магнифи-кат» насыщен чередующимися разнообразными по настроению ариями, ансамблями, хорами. Солистам, хору, оркестру нужно было передать форму произведения, объединив все номера в одно нераздельное художественное целое. В работе над произведением я впервые встретился с солисткой филармонии Н.П. Гавриловой. Обладающая очень красивым меццо-сопрано, она исполнила сольную партию с глубоким пониманием стиля композитора и его замыслов. В ноябре 1979-го капелла приняла участие в большом юбилейном концерте в честь 100-летия Русского хорового общества. Концерт проходил в Москве, в Кремлёвском Дворце съездов и собрал большое число участников. Среди них лучшие хоры России: хор студентов МГПИ, мужской хор МИФИ, Воронежский хор, Ансамбль донских казаков, ансамбли Башкирской АССР, Татарской АССР, города Липецка, русский народный хор Псковской области, капелла «Металлург» города Челябинска, Государственный хор имени Пятницкого, оркестр Большого театра СССР и другие прославленные коллективы. Наступившие 80-е принесли ряд очень значительных событий в музыкальной жизни Томска. Прежде всего, гастроли Московского камерного хора под руководством Владимира Минина. С этим выдающимся коллективом хоровая капелла университета осуществила сибирские премьеры (Томск - Новосибирск) крупного произведения В. Гаврилина - симфонии-действа «Перезвоны». Затем Государственная капелла Армении, государственные хоры из Каунаса, Риги, симфонический оркестр из Вильнюса. Особо хочется остановиться на гастролях Ленинградской хоровой капеллы имени Глинки под руководством В. Чернушенко. По просьбе любителей хоровой музыки Томска, ректората университета капелла исполнила «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Концерт проходил в Научной библиотеке ТГУ. Это монументальное произведение в Томске звучало впервые. Всемирно известный коллектив - камерный оркестр «Виртуозы Москвы» побывал в Томске трижды! Наконец-то любители вокальной музыки встретились с легендарной певицей Зарой Долухановой. Певица за это десятилетие в Томске побывала дважды. После концерта она спросила себя: «Почему же я раньше не была здесь?». Гостями капеллы в эти годы были женский хор Таллинского политехнического института и академический хор Берлинского университета. Это был первый исполнительский коллектив из-за рубежа. В эти годы в Томске состоялись гастроли двух ведущих симфонических оркестров страны - Большого симфонического оркестра радио и телевидения под управлением В. Федосеева и Государственного симфонического оркестра Союза ССР под управлением Е. Светланова. Побывали в Томске и Молдавская капелла «Дойна», Московский камерный театр под руководством Б. Покровского с оперой Шостаковича «Нос». Томичи познакомились со спектаклями оперных театров Казани, Саратова, Новосибирска. В малом зале филармонии был установлен орган, и в Томске зазвучала органная музыка. В Томском симфоническом в эти годы работали главными дирижёрами В. Куценко и И. Лапинып. Состоялись два значительных десанта деятелей томской культуры в Москву и Грузинскую ССР. В 1984 году в Москве проходила творческая встреча деятелей культуры и искусства столицы с работниками культуры Томской области. Эта акция была организована редакцией газеты ЦК КПСС «Советская культура» и правлением Центрального дома работников искусств Москвы. Виднейшие деятели искусств столицы не жалели для сибиряков тёплых слов. Томичей приветствовали художник Б. Ефимов, скульптор Л. Кербель, в прошлом боевой лётчик, родившийся и выросший в Томске, Л. Афанасьев, народный артист СССР И. Горбачёв. Со стен Центрального Дома работников искусств на москвичей глядели полотна томских художников, графические работы, принёсшие дыхание Оби и таёжных просторов. Об истории Томска поведал москвичам писатель С. Заплавный, о развитии науки рассказали академик В.Е. Зуев и профессор, ректор университета А.П. Бычков. В большой концертной программе томичи смогли показать разнообразие жанров, самобытность исполнителей. Хоровая капелла продолжила своё концертное выступление и в фойе, где в песне объединились и зрители, и участники концерта. Газета «Советская культура» писала: «Песня набирала силу. Её, старинную, студенческую, начали петь в фойе Центрального дома работников искусств участники хоровой капеллы Томского университета. Вдруг к ним присоединились ещё два чистых и молодых голоса - народные артисты СССР Иван Семёнович Козловский и Марк Осипович Рейзен вошли в круг. Вот уже вступили «томские» политехники и медики, живущие в Москве... Зрители и участники долго не хотели расходиться. Их соединила песня - прославленных мастеров культуры из Москвы и гостей из Томска». 30 мая 1988 года томская делегация лучших профессиональных и любительских коллективов выехала в Тбилиси для участия в Днях культуры Томской области в Грузинской ССР, которые торжественно открылись в Большом зале Грузинской филармонии. Публика и пресса восторженно приняли искусство сибиряков. «Вечерний Тбилиси» дал такую оценку выступления капеллы: «Трудно поверить, что поют непрофессионалы. «Перезвоны» В. Гав-рилина. В наступившей тишине зала вдруг явно слышен колокольный звон. Вначале тихо-тихо. Откуда он? Где источник? Звук нарастает, множится, и вот уже бой больших и малых колоколов, торжественный и всепоглощающий, заполняет зал. И теперь не понять, где песня, где колокола...». Программа Дней культуры вылилась в яркий праздник дружбы и искусства. Концерты томичей состоялись во многих городах Грузии. В жизни хоровой капеллы в это десятилетие произошло много событий. Кроме перечисленных выше, капелла принимала участие в конкурсе «Ювентус - 87», в Праздниках песни студентов прибалтийских республик «Гаудеамус» и впервые в 1988 году стала призёром международного европейского конкурса хоровой музыки в Чехословакии. В 80-е годы репертуар капеллы значительно пополнился новыми произведениями крупной формы. Среди них: хоровая симфония-действо В. Гаврилина «Перезвоны» и хоровой концерт Г.Свиридова «Пушкинский венок». В концертном исполнении прозвучала опера С. Рахманинова «Алеко». Солисты Л. Зинченко, Л. Дзюбина, Г. Валяев, Э. Декало, В.Акулов составили прекрасный ансамбль, не только вокальный, но и драматический. В концертах коллектива большое место стала занимать русская духовная музыка. В 1990 году коллектив становится лауреатом республиканского конкурса хоровой музыки «Поющая Россия» и дипломантом одного из самых сложных современных международных хоровых конкурсов - имени Белы Бартока в Венгрии. Здесь я остановлюсь на мгновение, чтобы ещё раз перечитать и осмыслить то, что написал. И вижу, что многие, кто активно влияли на музыкальную жизнь Томска и области мною не названы. С. А. Королёв -заведующий музыкальной частью Томского драматического театра, В.П. Мельниченко - руководитель Оперной студии ТПИ, С.Н. Кравченко - солистка филармонии, Э.Б. Зайдман -директор филармонии, Ф.А. Тугушев - руководитель вокального ансамбля «Радуга» и многие другие. Наступили 90-е годы со всеми их плюсами и минусами. Изменения в политической и экономической жизни страны, как в зеркале, отразились в состоянии культуры и в нашем городе. Катастрофическое положение финансированием российской культуры и искусства вынуждает учреждения культуры, исполнительские коллективы зачастую идти на компромиссы и в творчестве. С другой стороны, в этом десятилетии в Томске появился ряд новых творческих коллективов, работающих на профессиональной основе, что, безусловно, обогатило палитру музыкальной жизни Томска. Такие как Томский оркестр народных инструментов под руководством В. Марухленко, театр фольклорной музыки «Разноцветье» под руководством Г. Дробышевской, вокальный ансамбль «Sotto voce» под руководством Ф. Тугушева и Томский камерный хор под руководством В. Сотникова. Успешно продолжают работать Ансамбль скрипачей Томского университета и его руководитель В. Максимов, ансамбль старинной музыки «Камерата». Своё 100-летие отпраздновало старейшее в Сибири Томское музыкальное училище и продолжает воспитывать молодых музыкантов. 50 лет исполнилось Томской филармонии. Томский симфонический оркестр дважды побывал в зарубежных гастролях под руководством польского дирижёра Б. Давидова. Хоровая капелла университета смогла принять участие в международном хоровом конкурсе «Поющая Россия» и стала лауреатом. Более 100 лет музыканты и интеллигенция мечтали об открытии в Томске высшего музыкального образования. И в 1990-м году, впервые в российском университете, в ТГУ было открыто музыкальное отделение. С этого года Томский университет начал готовить специалистов высшей квалификации - дирижеров академических хоров по учебной программе, объединившей в себе специальные предметы консерватории и гуманитарные предметы университета.

Ключевые слова

Томский государственный университет, Хоровая капелла ТГУ, хоровой репертуар, хоровые конкурсы, фестивали, гастроли, Tomsk State University, Choir Chapel of TSU, choral repertoire, choral competitions, festivals, tours

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сотников Виталий ВячеславовичТомский государственный университетЗаслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры хорового дирижирования и вокального искусства ИИКmastermusik39@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Страницы музыкальной жизни Томска (60-90-е годы XX века) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2016. № 1.

Страницы музыкальной жизни Томска (60-90-е годы XX века) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2016. № 1.