Судьба репрессированных музыкантов в Сибири | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 3.

Судьба репрессированных музыкантов в Сибири

Статья освещает отдельные страницы истории музыкальной жизни Сибири, связанные с деятельностью российских музыкантов, ставших жертвами сталинских репрессий. Оставаясь верными своей профессии, они внесли значительный вклад в формирование академической музыкальной культуры в различных городах Сибири.

Destiny of the repressed musicians in Siberia.pdf С 1921 по 1953 год в России росла и укреплялась внутренняя «держава» насилия и принуждения - ГУЛАГ. Сибирь не стала исключением, а скорее только упрочила за собой статус «места каторги и ссылки» [6]. Лагерные поселения для осужденных за «контрреволюционные преступления» по ст. 581-14 УК РСФСР располагались в Красноярском, Хабаровском, Приморском краях, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областях, Норильске и Магаданской области [2]. Структура ГУЛАГа, географический ареал, состав заключенных, причины столь длительного существования лагерей и другие аспекты этой страшной темы изучаются историками, политологами, социологами [3, 4, 16]. Не оставила равнодушными исследователей судьба репрессированных композиторов. Подтверждение тому - насыщенный по тематике докладов Международный научный симпозиум в музыковедческом институте Университета им. Георга-Августа в г. Геттингене 16-19 июня 2010 года. Кроме тех музыкантов, о которых шла речь на симпозиуме (А. Веприк, М. Вайнберг, В. Задерацкий, М. Павлов-Азанчеев), можно назвать композитора Сергея Федоровича Кай-дан-Дешкина (1901-1972) и дирижера, композитора, виолончелиста, племянника известного российского мецената С.П. Дягилева Сергея Валентиновича Дягилева (1911-1976). Оба отбывали срок в Норильском лагере, расположенном на Таймырском полуострове в Заполярье [1]. История Норильлага привлекла к себе краеведов только в конце 1980 - начале 1990-х годов. Стратегически важные объекты, расположенные в Норильске - медно-никелевые и платиновые рудники - на долгие годы сделали эту территорию закрытой для любопытных глаз. В 1956 году Норильск обретает статус города и становится «открытым» для культурных контактов [17]. Для многих репрессированных своего рода «прибежищем» стал Красноярск, где музыканты могли работать после амнистии. В 1946-1949 годах в Красноярске проживал выдающийся скрипач и педагог Леонид Николаевич Шевчук (1899-1974). Его блестящая карьера как концертирующего музыканта, скрипача-виртуоза началась в 1922 году. После окончания Киевского высшего музыкального института им. Лысенко в классе Е. Н. Вонсовской он выступал в городах СССР, в Японии, Китае, Корее (1922-1934). GEORG-AUCUST-UNIVERSITAT GOTTIJMCEN 1 nte гп ati о па i es vv i sse n sc haft] i ch es Symposium am MusikwissenschaftJichSi Seminal" der Georg-August-Universitat Gottingen Международный научный симпозиум в Музыковедческом институте Университета им, Георга-Августа, г. Гёттинген 16.-19. Juni 2010 | 16-19 июня 2010 г. Афиша симпозиума В 1947 году Л. Шевчук был репрессирован и отбывал наказание на Северном Урале в Ив-дельлаге. Находясь в Красноярске после Ивдельлага, Л. Шевчук исполнял обязанности зав. оркестровым отделением в музыкальном училище, там организовал симфонический оркестр [10]. В 1949 году он был направлен в Кызыл - центр образованной в 1944 году Тувинской автономной области, где в 1947 году была открыта детская музыкальная школа. С 1949 по 1955 год ее возглавлял Л. Шевчук. В музыкальной школе также работала жена Л. Шевчука, выпускница Ташкентской консерватории, пианистка Елена Романовна Близнюк В ее классе занимался будущий первый композитор Тувы Владимир Тока [12]. По ходатайству Л. Шевчука композитору С.Ф. Кайдан-Дешкину, бывшему норильла-говцу, работающему в Красноярске без права выезда, разрешили проживать в Кызыле, где он преподавал в музыкальной школе сольфеджио и фортепиано. Благодаря Л. Шевчуку в Кызыле он вновь вернулся к композиторской деятельности. Опираясь на тувинский фольклор, С.Ф. Кайдан-Дешкин создал оперу-сказку «Саин», стал автором первого тувинского марша «Марш тувинского комсомола». Популярность приобрела его песня-вальс «Енисей». После отъезда из Кызыла в 1956 году С.Ф. Кайдан-Дешкин жил в городе Великие Луки [5, 13]. Дальнейшая судьба Л. Шевчука связана с Новосибирском, куда Министерство культуры РСФСР направило его директором музыкального училища. Сразу после открытия в 1956 году Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки он входит в состав ее педагогического коллектива. Благодаря незаурядным исполнительским и организаторским способностям, опыту административной работы, с 1966 по 1972 год он являлся ее ректором. В 1969 году Л. Шевчуку было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Тувинской АССР», в 1970 году - «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Особую страницу в историю музыкальной жизни Красноярска вписал Ананий Ефимович Шварцбург (1918-1974), который почти 20 лет был художественным руководителем Красноярской филармонии, аккомпаниатором и лектором. С точки зрения закона сталинских времен у него был главный порок - он родился в Харбине. В радиоочерке красноярского журналиста В. Евграфова «Он музыке себя отдал без остатка» упоминается, что выступать в концертах вундеркинд Наник Шварцбург стал в пятилетнем возрасте. В личных архивах семьи хранится фотография, на которой запечатлены профессор У.М. Гольдштейн - директор Высшей музыкальной школы им. А.К. Глазунова г. Харбина, пианистка В.И. Диллон и учащиеся школы пианисты Алексей Абаза, Анатолий Ведерников, Ананий Шварцбург, скрипач Лев Тышков. После переезда в СССР в 1936 году А. Шварцбург поступил в Московскую консерваторию в класс К.Н. Игумнова, а затем перевелся в Ленинградскую консерваторию. В 1938 году по обвинению в шпионаже в пользу Японии А. Шварцбурга осудили на 10 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) и отправили на Колыму. Его спасла музыка. Так, в Магадан он был переведен с лесоповала концертмейстером Магаданского театра по ходатайству узнавших о нем артистов. В поездках с концертными бригадами он познакомился с болгарским музыковедом Дмитром Гачевым, отбывающим срок на Колыме. В радиопередаче Е. Евграфов приводит отрывок из письма Д. Гачева своей жене, которая преподавала в 1930-е годы в Московской консерватории. Д. Гачев упоминает о двух её учениках - кларнетисте Михаиле Михееве и пианисте Анании Шварцбурге, характеризуя пианиста как высокоинтеллигентного, культурного, широко образованного юношу. После досрочного освобождения в 1947 году А. Шварцбург по обвинению в шпионаже, теперь уже в пользу Англии, из Тбилисской тюрьмы был отправлен в Красноярский край. Село Мотыгино, а затем г. Енисейск стали последними перед Красноярском местами пребывания семьи А. Шварцбурга. Во время второй ссылки в Енисейске проявились организаторские способности А. Шварцбурга: ему удалось на сцене Дома культуры поставить в 1952 году оперу Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь». Бескорыстное служение людям, бесконечная любовь к музыке помогали А. Шварцбургу пережить тяжелые годы жизни в заключении и ссылке. В 1955 году после реабилитации он не уехал из Сибири, а остался в Красноярске. А. Шварцбург стал для Красноярска «проводником» музыкальной культуры. Приезд многих исполнителей в те годы мог состояться только благодаря его личным связям с музыкантами из Москвы и Ленинграда, где он учился [7]. Недолго в Красноярске (с 1954 по 1956 год) проживал выдающийся отечественный пианист с трагической судьбой Всеволод Владимирович Топилин. Воспитанник школы П. Луценко (Харьковская консерватория) и Г. Нейгауза (Московская консерватория), концертмейстер Д. Ойстраха, он пережил фашистский концлагерь, куда попал в первые же месяцы войны, будучи добровольцем. Нуждающийся в настройщике фортепиано комендант лагеря - любитель музыки - спас ему жизнь. В 1943 году В. Топилин был освобожден из концлагеря «ввиду дворянского происхождения» и получил разрешение жить в Германии как «остарбайтер». В Берлине, работая в церкви органистом, В. Топилин мог посещать концерты Вильгельма Фуртвенглера, Герберта фон Караяна, Вальтера Гизекинга. В 1944 году его привлекли в концертную бригаду для культурного обслуживания немецких войск на Западном фронте. Бригада поехала во Францию, но в связи с наступлением американских воздушных сил возвратилась в Берлин [11]. Biapot 1мцврг aitBiei* ВсвЕодедя Видхшровича 141IIIIIt S tjairopia t.-£. Евггатут! I inprni-BjTfl, » £*■ mi в ив, ii'т, Iltrf iim : Баг-Бредп: Bpr(n»ii ■miemjus i eyrii PfjTo-Геи»™!:- MsifiT". " l-yiaptt Bibupfp-iJijijum. Ijmi: 7»»it. *IOI; SurKSi лсщяг. ---JMfi ВвКГврвМЯ Когда пианист вернулся в Москву, то был осужден на 10 лет (это была замена смертной казни) и отправлен в лагерь особого назначения Озерлаг (Тайшет-Братск). В лагере В. Топилин был и дровосеком, и ассистентом врача. После того как стало известно, что он «пианист и ассистент Г. Нейгауза», В. Топилина назначили руководителем оркестра. После смерти И. Сталина в 1954 году В. Топилин приезжает в Красноярск. Недолгое время, проведенное им в городе, оставило глубокий след в памяти сибирских музыкантов [10]. После амнистии в 1956 году В. Топилин уехал из Красноярска в Харьков, где преподавал и вел концертную работу. В Красноярском крае, где было немало политических ссыльных, работал замечательный пианист Георгий Георгиевич Струве (1919-2005), потомок создателя и директора Пулковской обсерватории Вильгельма Струве. В 1920 году, когда трагически погибают родители Г. Струве, его спасает няня, отдав младенца на попечение родных сестер его бабушки, проживающих в Харькове. Судьбу Г. Струве определило знакомство семьи с Г. Нейгаузом. В Москве он начинал учиться в ЦДМШ при Московской консерватории у А.Б. Гольденвейзера и А. А. Николаева. Но в 1937 году его дворянское происхождение стало поводом для ареста. За время работ в Дудинке и Норильске он повредил позвоночник и травмировал левую руку. В 1945 году Г. Струве освободили из лагеря, но реабилитировали только в 1960 году. В поисках работы он побывал в разных городах страны. На долгие 14 лет он задержался в г. Кан-ске Красноярского края. Здесь ценой неимоверных усилий ему удалось восстановить подвижность пальцев. За это время Г. Струве организовал в клубе оркестр русских народных инструментов, готовил музыкальное оформление постановок театрального кружка, затем работал в местном драматическом театре и педагогическом училище. Из Канска он уехал, обеспокоенный здоровьем жены и дочерей. Городом, где окончательно обрел свой дом Г. Струве, стал Южноуральск Челябинской области [15]. Программа концерта В. Топилина (1945 год) «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна». Эти слова высечены на могильной плите пианистки Веры Августовны Лотар-Шевченко (1901-1982), похороненной в Академгородке Новосибирска [9]. Новосибирск стал последним пристанищем французской и советской пианистки, пережившей 13 лет заключения в ГУЛАГе. Дочь французского математика, преподавателя Сорбонны, и испанки, филолога, она в 15-летнем возрасте с золотой медалью окончила Парижскую консерваторию по классу Альфреда Корто, затем стажировалась в Венской консерватории, дважды выступала в концертах с оркестром А. Тосканини, гастролировала в Америке. Ее муж - В.Я. Шевченко - был музыкальным акустиком, работал над созданием смычковых инструментов и мечтал вернуться на родину. Так семья в 1938 году оказалась в Ленинграде, где только благодаря заступничеству М.В. Юдиной талантливой В. Лотар-Шевченко удалось дать первый концерт, после которого пришло заслуженное признание у слушателей. После ареста мужа в начале войны В. Лотар-Шевченко добивалась его освобождения, но арестовали и ее. После долгих лет заключения в Тавде Свердловской области, где она руководила народным оркестром, освоив игру на баяне, В. Лотар-Шевченко работала в Нижнем Тагиле, в Барнауле. Последние 16 лет В.А. Лотар-Шевченко прожила в Академгородке под Новосибирском, стала солисткой Новосибирской филармонии, гастролировала по России - в Москве, Ленинграде, Свердловске, Омске, Одессе. Никогда не преподавала, целиком отдавала себя исполнительству. Ей предлагали вернуться в Париж, но она отказалась. Руки В.А. Лотар-Шевченко навсегда сохранили следы переломов от ударов пистолетом следователя Алтухова. В 1991 году о В.А. Лотар-Шевченко режиссером-оператором Западно-Сибирской киностудии был снят документальный фильм «Мы еще будем жить настоящей жизнью». В 2005 году в Новосибирске прошел фестиваль фортепианной музыки, посвященный памяти В.А. Лотар-Шевченко, а затем и конкурс пианистов ее имени. В 2007 году лауреаты конкурса играли в Париже в стенах ее школы в зале Корто. Имена музыкантов, переживших сталинские репрессии, нельзя забывать. Музыка, которая была смыслом их жизни, спасала не только каждого из них, но и тех, кто находился рядом.

Ключевые слова

репрессии, Сибирь, ГУЛАГ, музыканты, профессиональная музыкальная культура, repression, Siberia, GULAG, musicians, professional musical culture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Белоносова Ирина ВладимировнаКрасноярский государственный институт искусствкандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой звукорежиссуры, кандидат педагогических наук, доцентprihkatja@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Белоносова И.В. Музыка в зоне вечной мерзлоты.. - URL: http://sibmus.info/texts/belonos/mus_zon.htm
ГУЛАГ. Краткая история ГУЛАГа. - URL: http://www.bibliotekar.ru/gulag/56.htm
Земсков В. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. - 1991. - № 6, 7. - URL: https://scepsis.net/library/id_937.html
История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: Собрание документов: в 7 т. Т. 2. Карательная система: структура и кадры / отв. ред. и сост. Н. В. Петров; отв. сост. Н.И. Владимирцев. - М.: РОССПЭН, 2004. -696 с.
Кайдан-Дешкин - автор знаменитого пионерского марша и любимой песни красноярцев о Енисее. - URL: http://www.memorial.krsk.ru/Public/10/20160426.htm
Кеннан Дж. Сибирь и ссылка: в 2 ч. / пер. с англ. И. Н. Кашинцева; вступ. ст. Ф. Волховского // Дж. Кеннан и его место в русском освободительном движении. - СПб.: Издание Вл. Распопова, 1906. - URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1-7953/
Липатова К.Ю. К 95-летию красноярского пианиста А.Е. Шварцбурга. - URL: http://xn- 7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai/gosudarstvennyi-arkh/users/informatsiya-o-pamyatnykh-sobytiyakh/174
Лотар-Шевченко Вера Августовна. - URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80-%D0%A8%D0%B5%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA% D0%BE,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2% D0%BD%D0%B0
Массака И. Музыка в советских и немецких концентрационных лагерях // Вестник Омского университета. - 2006. - №3. - С. 66-72. - URL: elib.omsu.ru/file.php?id=1363771438906721
Первая музыкальная школа в Красноярске. - URL: https://region.krasu.ru/node/308
Пинчук Е. Страницы жизни Всеволода Топилина (по архивным материалам). - URL: http://www. memorial.krsk.ru/Articles/2010Pibchuk.htm
Репрессированные виртуозы - в детской музыкальной школе Кызыла. - URL: http://www.tvgf.ru/index.php/2011-05-30-05-17-55/2013-01-18-05-27-35/564--ii
Сизов А. Так сложилась судьба композитора // Не предать забвению. Книга памяти жертв политических репрессий : [Псковская область]. Т. 15. - Псков, 2004. - С. 80-86. - URL: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=book&num=202
Слабуха А. Зодчие Норильлага («групповой портрет» - из некоторых цифр статистики). - URL: http://kapitel-spb.ru/article/%D0%B0-%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%B0- %D0%B7%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8C% D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2/
Сольская Л.П. Мой Учитель Георгий Георгиевич Струве. - URL: http://www.uralschool74.com/школа/история/г-г-струве/
Ултургашева О. Наследие ГУЛАГа в современной повседневности // Laboratorium. 2015. 7(1): 15 - 25 - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2015/05/25/1251203024/Intro_01_15_RU_i.pdf
Феномен Норильска: История развития Норильского промышленного района: науч.-попул. изд. Кн.1 / авт. текстов: В.И. Долгих, Л.Г. Печерская, М.Я. Важнов, Е.А. Сорочкин, В.И. Полищук, Ю.В. Красиков. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Поляр. звезда, 2007. - 522 с.
Фискинд Э.Ю. За роялем Лотар-Шевченко // Тагильский краевед: Альманах. - Нижний Тагил, 1992. - URL: http://historyntagil.ru/people/6_57.html
 Судьба репрессированных музыкантов в Сибири | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 3.

Судьба репрессированных музыкантов в Сибири | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 3.