О работе инструменталиста-педагога | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 3.

О работе инструменталиста-педагога

В статье излагаются основные принципы подхода инструменталиста-педагога к творческой деятельности ученика. Обозначается пара «текст + техника», лежащая в основе обучения. Подчёркивается, что «прежде чем учиться, надо выучиться учиться» (Л. Николаев).

About work of the instrumentalist-teacher.pdf Музыкальная педагогика имеет много специфических особенностей, при общности с педагогикой вообще. Об этом и пойдет речь в этой статье. Справедливо отмечал Г. Нейгауз, что, прежде чем становиться на профессиональный путь в музыкальном исполнительстве, необходимо, чтобы у будущего ученика внутри уже жила музыка. Тогда обучение принесет свои плоды. Чему же, как правило, обучают на уроках учащихся-музыкантов? В основном двум вещам - внимательному и грамотному чтению нотного текста, пониманию музыкального замысла автора и технике, то есть приемам и средствам, позволяющим воплотить на инструменте то, что исполнитель «вычитал в нотах». Итак, текст плюс техника. Кроме этого необходимо своевременно почувствовать и бережно пестовать в ученике ростки исполнительской самостоятельности. Под техникой многие понимают только быстроту, точность, отчетливость, силу игры, то есть то, что раньше называли «механикой» исполнительства. Но техника - это совокупность приемов и средств, необходимых для воплощения художественных намерений исполнителя (здесь и искусство кантилены, пения на инструменте, техника звукоизвлечения, владение различными штрихами и т.д.). Настоящее мастерство измеряется не уровнем беглости, а степенью соответствия, гармонии между «хочу» и «могу». Конечно, хороший педагог учит всему этому учеников, учит их технике как в узком, так и в широком смысле слова. Но необходима ещё усердная и длительная работа самого ученика между уроками вне класса. Собственная, домашняя работа ученика - главное, основное в деле выработки техники. Возникает вопрос - как протекает самостоятельная работа ученика? Главное - не сколько времени тратится, а как. Ведь можно работать и много, но неумело, так что большая часть времени будет уходить впустую и даже во вред. Педагог должен обязательно учить, как надо заниматься (профессор Л. Николаев говорил: прежде чем учиться, надо выучиться учиться). Все указания педагога требуют от ученика приспособительной работы. Эта работа и является главной в самостоятельных занятиях. Между «хочу» и «могу» должен быть минимальный зазор, абсолютная и мгновенная послушность рук «звукотворческой» воле. Этому и должен прежде всего научить ученика педагог. В основе всего должен быть слух - непрерывно напряженный, различающий тончайшие оттенки звучания, сосредоточенное вслушивание во все время работы. Не делать ни одного движения, не брать ни одной ноты «мимо слуха» - этому и должен учить педагог. Вслушиваясь во все детали, важно в то же время не терять перспективы сквозного действия, ощущения текущего процесса в целом. Два основных средства обучения в распоряжении педагога - слово и показ. Лишнего многословия надо избегать, на уроке лучше говорить кратко, образно и конкретно. При этом замечаний должно быть не слишком много. Известный педагог и пианист В. Пахульский выговаривал своему молодому, неопытному коллеге: «У бедных учеников голова идет кругом от той массы замечаний, которую вы на них обрушиваете. Ваши указания правильны и интересны, но играть после них ваши ученики станут не лучше, а хуже. Потому что до сих пор у них была хоть какая-то, пусть несовершенная, картина, которую надо было осторожно, бережно подправлять, а теперь они вместо этой картины, вместо исполнения произведения будут выделывать сотню разрозненных мелких заданий - тут крещендо, там диминуэндо, здесь акцент и т.д.». Из множества напрашивающихся замечаний нужно умело выбрать важнейшие, узловые, которые поведут мыслящего ученика к дальнейшим самостоятельным выводам. Этого достаточно для начала, остальные поправки лучше отложить до следующих уроков. Будет подозрение, что показ педагога на инструменте может привести к «натаскиванию». Между тем подражание мастеру, попытки приблизиться к его манере, скопировать сделанное им - необходимый этап воспитания всякого художника. «Натаскивание» начинается не тогда, когда ученик учится копировать, а когда от него требуют только этого и не допускают иного исполнения данного места. В «словесной» части уроков очень важен тон, которым делаются замечания. В прежнее время многие педагоги обращались с учениками непозволительно грубо, издевались над их ошибками, кричали на них. Берясь учить, вступая на путь преподавательской деятельности, педагог лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; педагог обязан спокойно и благожелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством.

Ключевые слова

педагог, ученик, инструментальная техника, музыкальный текст

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Максимов Виталий ВасильевичТомский государственный университетзаслуженный артист РФ, профессор Института искусств и культурыprihkatja@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. - М.: Музыка, 1979.
Коган Г. Избранные статьи. Вып. 2. - М., 1972.
 О работе инструменталиста-педагога | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 3.

О работе инструменталиста-педагога | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 3.