Посвящение мастеру (симпозиум имени Э.В. Денисова) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 3.

Посвящение мастеру (симпозиум имени Э.В. Денисова)

Dedication to the master (E.V. Denisov's symposium).pdf С 21 по 29 октября в Томске проходил Международный симпозиум по современной музыке имени Эдисона Денисова - мероприятие, уже ставшее традиционным и, тем не менее, каждый год приобретающее всё новые и новые грани. Распределение концертов симпозиума «по залам и датам», планировка симпозиума полностью производились Василиной Витальевной Сыпченко; пост-релизы, размещённые на сайте Томского музыкального колледжа, по материалам которых составлен данный обзор, написаны Еленой Витальевной Тюриковой. ДЕПАРТАМЕНТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ [ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ |*ОССИЙСКОЙ ФЕЛЕГЛИИИ ТОМСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ KQ HUE] 1И Г д[ 1ИСОВЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ по современной музыке имени Эдисона /Деншшва 21 - 30 октября 2017 года г. Томск 21 октября Хрустальный зал Томского музыкального колледжа 19.00 ОТКРЫТИЕ СИМПОЗИУМА Концерт силистчв ансамбля «Студия новой музыки* Гг. Москва! Станислав МАЛЫШЕВ (скрипка,), Мона ХАНА (фортепиано) Малый концертный зал Томского музыкального колледжа 14.00 Творческие лаборатории с участием С. МалмЕПева и М. Хаба 22 октября, 18.00 Хрустальный зал Концерт.АЛЕКСЕЙ БАКЕР (фортпепиано, г. Москеа) Международная научно-практЕЕческая конференция «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО XX-XXI ВЕКОВ. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ» «Дио^иши соЁр&иештсми» » Концерт. Наталья БАГИЖ КАЯ (орган) Яна МАМОНОВА (сопрано) Анна БАГИНСКАЯ (фортпепиано) Эдуард МИЛЛЕР ftumrnj Концерт Райнберт ЭВЕРС (гитпара, Германия) 14.00 ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С МУЗЫКОВЕДОМ Екатериной Купровской-Дсчсисовои (Франция) 19.00 Концерт.Кристиан CAHMAFTHH (флейта. Испания) ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С КОМПОЗИТОРОМ Станиславом МАКОВСКИМ (Россия - Франция) «Шел»аде иимлских. лгузьшшиоЁ» Концерт с участием томских исполнителей и композиторов. ЗАК РЫТ 11Е (ИМ ПОЗНУ^Л Концерт. Кьяра САККОНЕ (фортепиано, Италия) 24-26 октября Хрустальный зал 24 октября. 19.00 Органный зал Томской филармонии 25 октября, 19.00 Хрустальный зал 26 октября Хрустальный зал 27 октября, 14.00 Хрустальный зал 28 октября, 19.00 Хрустальный зал 29 октября, 18.00 I Хрустальной зал ■ городские п рслищЕн.ю кассы kassyrii Справк* по тел.: 51-20-22, 51-27-42. Сайт: tmk.tomsk.ru Программа Международного симпозиума по современной музыке им. Э.В. Денисова 21 октября в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа имени Э. В. Денисова состоялось открытие Международного симпозиума по современной музыке имени Эдисона Денисова. Оно было отмечено концертом замечательных музыкантов из Москвы, солистов ансамбля «Студия новой музыки» Станислава Малышева (скрипка) и Моны Хаба (фортепиано). Станислав Малышев и Мона Хаба Звучала музыка - очень разнообразная по хронологии создания, по жанрам, средствам выразительности. Открылся концерт сюитой из балета «Поцелуй феи» И. Стравинского. Вторым произведением концерта стала Соната для скрипки и фортепиано Эдисона Денисова, созданная в 1963 г. Но прежде чем зазвучала музыка, Мона Хаба рассказала о своем общении с композитором. Она отметила удивительную мягкость, корректность, бесконечную благодарность Денисова к музыкантам, исполняющим его музыку. Перед исполнением сонатины «Точки соприкосновения» московского композитора Кирилла Уманского В. Сыпченко зачитала высказывание музыковеда В. Рожновского об этом сочинении, подчеркнув слова о том, что в нем слышна «экспрессивная нововенская лирика». Затем прозвучало сочинение Георгия Дорохова «Under construction». Завершился концерт Сонатой №2 для скрипки и фортепиано Альфреда Шнитке, созданной в 1968 г. 22 октября в рамках Международного симпозиума по современной музыке состоялся концерт выпускника колледжа Алексея Вакера. Обычно в подобных случаях говорят, что здесь сошлись все звезды. Это означает, что стать участником праздника современной музыки, посвященного Эдисону Денисову, молодому пианисту велела сама судьба. Судите сами -Алексей родился в Томске, закончил Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова, слушал музыку Денисова не только в учебных курсах по истории музыки колледжа и Российской академии музыки имени Гнесиных (обучение в магистратуре которой завершил в 2017 г.), но и на концертных площадках Томска и Москвы. Поэтому совершенно закономерно музыкант пришел к исполнению современной музыки. Алексей Вакер представил разнообразную программу, включавшую произведения одного из любимейших композиторов Э. Денисова Франца Шуберта, французских композиторов начала ХХ века Клода Дебюсси и Мориса Равеля, также отмеченных особым отношением к ним Денисова, ярких музыкальных экспериментаторов, ставших классиками ХХ века, Софии Губайдуллиной, самого Эдисона Денисова, а также показал не известную томским слушателям музыку башкирского композитора середины ХХ века Наримана Сабитова и свои собственные сочинения. В начале концерта Алексей исполнил экспромты № 2 Ми-бемоль мажор и № 4 Ля-бемоль мажор из опуса 90 Франца Шуберта. Музыка Клода Дебюсси и Мориса Равеля перенесла слушателей в иную атмосферу. Дебюсси был представлен двумя прелюдиями - «Девушка с волосами цвета льна» и «Менестрель». Из творческого наследия М. Равеля Алексей выбрал и показал на суд слушателей Сонатину фа-диез минор. Далее последовало исполнение Второй сонаты П. Хиндемита. Во втором отделении концерта прозвучали произведения Софии Губайдуллиной, Эдисона Денисова и Наримана Сабитова (открылось отделение исполнением Темы с вариациями op.2 соль минор Н. Сабитова). Сам Алексей Вакер дебютировал на томской земле как композитор: исполнил свой цикл, созданный в 2015 г., Прелюдия, фуга и скерцо. 24 октября. Концерт «Диалоги современности». Солисты концерта «Диалоги современности» «Диалоги современности» - так называлась одна из концертных программ Международного симпозиума по современной музыке, которая состоялась 24 октября в Органном зале Томской областной государственной филармонии. Здесь прозвучала самая разная музыка: по времени создания, по национальной и региональной принадлежности композиторов, по исполнительскому составу. Несмотря на то что участников концерта было всего четверо, программа оказалась разнообразной и насыщенной, включала как вокальные, так и инструментальные произведения в разных исполнительских комбинациях. Открылся концерт произведением Николая Рославца Соната для альта и фортепиано (1926), исполненная студентами Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки Эдуардом Миллером (альт) и Анной Багинской (фортепиано). Как и в других концертах, в этом тоже звучала музыка Эдисона Денисова. Анна Багинская исполнила две прелюдии композитора, созданные в разное время, - «Pour Daniel» (1989) и «A Jean Leduc» (1994). Своеобразным противопоставлением прозвучавшей музыке стали Вариации на старинную немецкую тему австрийского композитора Ханса Хазельбёка. Это произведение прозвучало в ином инструментальном составе - в соединении органа и рояля. Еще одно органное произведение представило мало известного российской публике чешского композитора Петера Эбена. Наталья Багинская исполнила «Посвящение Дитриху Букстехуде». Во втором отделении концерта к инструменталистам присоединилась вокалистка Яна Мамонова. Она уже знакома томским слушателям по фестивалям Э. Денисова прежних лет. Но если до этого она пела в сопровождении фортепиано, то теперь ее спутником стал орган, который весь вечер был в ведении Натальи Багинской. Свое выступление Яна Мамонова начала с «Ave Maria» новосибирского композитора Глеба Никулина. Затем были исполнены два духовных концерта Гербера Калхо-фа. Завершилась вокальная программа двумя произведениями нидерландского композитора Хендрика Андриессена. Также можно было услышать «Готический триптих. Интрада. Канцона. Хорал» Глеба Никулина и Токкату итальянского композитора Лоренсо Бонольди. 25 октября в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа состоялся концерт гитариста Райнберта Эверса. Райнберт Эверс На концерте были исполнены произведения именно авангардного направления. Слушателям была представлена музыка Эдисона Денисова, Юрия Каспарова, Рахата-Би Абдысаги-на, Петериса Васкса, Рене Эеспере, Тосио Хосокавы. Это были очень разные произведения. Какие-то более традиционные по технике исполнения: Соната для гитары соло Э. Денисова с ярким мелодическим наполнением, «Evocatio» Р. Эеспере, экспрессивное «Serenade» Т. Хосокава. Некоторые, наоборот, были наполнены сложными, непривычными приемами исполнения, включая различные виды глиссандо, тремоло, извлечение обертоновых звуков, - «Соната одиночества» П. Васкса, «Incantation» Ю. Каспарова. В рамках многочисленных мероприятий, посвященных Эдисону Денисову, сольный концерт гитарной музыки состоялся впервые. Выбор приглашенного исполнителя организаторами симпозиума был не случаен. Райнберт Эверс был лично знаком с Эдисоном Денисовым; Юрий Каспаров, хорошо знающий исполнителя, специально для него писал. 26 октября Концерт Кристиана Санмартина. На сцене Хрустального зала - музыкант из Испании, флейтист Кристиан Санмар-тин. Исполнитель привез в Томск музыку современных каталонских композиторов Роберта Герхарда, Жоакима Хомса, Шавьера Беренгеля, Альберта Жиноварта, Сальвадора Брутонса. Кристиан Санмартин Кристиан начал свое выступление с исполнения Каприччио для флейты соло Роберта Герхарда. Наверное, самым серьезным произведением концерта стоит назвать «Монолог» Жоакима Хомса. Этот композитор прожил долгую жизнь (1906-2003). Естественно, что он был ровесником многих стилистических и языковых явлений музыки ХХ века. Будучи учеником Герхарда, Хомс не прошел и мимо влияний Шенберга, но радикальные новации в музыкальном выражении порой уступают место более традиционному музыкальному языку. Третьим номером прозвучало сочинение Шавьера Беренгеля «Structure-2». Во втором отделении концерта звучала музыка для флейты и фортепиано. Ее представлял международный дуэт в составе Кристиана Санмартина (флейта, Испания) и Натальи Нагайцевой (фортепиано, Россия-Томск). Музыканты исполнили два произведения: Сонату Альберта Жиноварта и Сонату op. 21 Сальвадора Брутонса - потомственного композитора, в роду которого было несколько флейтистов. Произведение было написано в конце 70-х годов. Закончился концерт исполнением на бис произведения Эдуардо Толдры «Soneti de la Rosada». 28 октября Концерт «Message томских музыкантов» Вероника Алексеевна Кривопалова ведёт концерт По традиции в программу концерта были включены произведения знаменитого земляка, лидера отечественного авангарда Эдисона Васильевича Денисова. Произведения, обрамлявшие программу, представляют разные периоды творчества композитора, отражают, соответственно, стилистически разный музыкальный язык. Сначала прозвучали Менуэт и Ария из «Дивертисмента в классическом стиле», раннего произведения, в котором автор опирается на музыкальные традиции, в исполнении фортепианного дуэта преподавателей Томского музыкального колледжа (Светлана Чудакова и Валентина Шитикова). Закрывался концерт произведениями Э. Денисова зрелого периода. В исполнении Дмитрия Малышева прозвучал Этюд №4 для фагота. Трактовку вокального стиля композитора представили Светлана Черепова (сопрано) и Ирина Строкова (фортепиано), исполнив три части - «Все кончено», «Я вас любил», «Прощание» - из цикла на стихи А. Пушкина «Твой облик милый». Старшее поколение томских композиторов в этот вечер было представлено творчеством Константина Михайловича Лакина, композитора сколь современного, столь и приверженного и отстаивающего, по его собственному признанию, романтические традиции. Позиция композитора была подтверждена его несколькими фортепианными и вокальными произведениями. Недавно он закончил фортепианный цикл «Двадцать четыре прелюдии». Ольга Мазепина воспроизвела пока только четыре прелюдии, но явно показательные для образности и стилистики автора, стремящегося к воплощению и подвижных объективированных образов с маршеобразным жанровым основанием (первая прелюдия), и большого эмоционального накала (вторая прелюдия), и светло-прозрачного, как журчание ручейка, звучания (третья прелюдия), и драматичных, напряженных образов (четвертая прелюдия). Безмятежную, легкую, с иронической ноткой детскую музыку К. Лакина на примере двух песен на стихи Жанны Рыбаковой «Шахматный конь» и «Петька был большой чудак» представила маленькая певица Милана Мазепина. Широко известным томским композитором и мультиинструменталистом, играющим на многих музыкальных инструментах, является Алексей Вадимович Пиоттух. Он пишет музыку для самых разных инструментов и исполнительских составов, что подтвердили два сочинения, прозвучавшие в концерте: «Отзвуки минувшего бала» для балалайки-контрабаса и романс «Мне говорят» на стихи Вероники Тушновой, который исполнили Татьяна Стукалова (сопрано) и Инна Гуливицкая (фортепиано). Ведущей концерта была известный томский музыковед Вероника Кривопалова. Кроме звучания музыки, несколько минут были отведены так называемой страничке памяти - публике были зачитаны рассуждения о «музыке будущего» (так сам автор сформулировал название) томского композитора Георгия Дорохова, рано ушедшего из жизни. Екатерина Приходовская представила композицию для баритона и фортепиано «Песни Маугли», написанную совсем недавно (этим летом) специально для певца, в чьём исполнении она и прозвучала, - Вячеслава Клименко. Гимном радости бытия, обеспечиваемого Божественным началом, прозвучало произведение для баритона и смешанного хора «Благослови» Дмитрия Котылева. Его исполнили Вячеслав Клименко и вокальные ансамбли «Mia Rosa» под управлением Ольги Соколовой и «Men Singers» под руководством Михаила Казанцева Института искусств и культуры ТГУ. Оригинальную форму представления своей музыки предложила Елизавета Згирская, закончившая Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова, а ныне являющаяся студенткой композиторского факультета Московской консерватории. Свое сочинение «Стужа» для инструментального ансамбля (флейта, английский рожок, кларнет, валторна, труба, виолончель) она записала на видео, сопроводив репродукциями работ томского художника Сергея Авдеева. И еще один молодой автор презентовал себя в концерте. Это Григорий Лосенков, довольно поздно, в 14 лет, пришедший в музыку, но очень много и активно работающий на музыкантском поприще. Он сочиняет для самых разных исполнительских составов, делает переложения и аранжировки, как правило, сам включается в исполнение своих сочинений. Вот и на этом концерте он был в составе исполнителей, представивших «Три тихих стиха Ивана Бунина» для сопрано (Татьяна Стукалова), скрипки (Анна Штрауб), альта (Александр Штаб-кин), фортепиано (Инна Гуливицкая), бас-гитары и колокольчиков (Григорий Лосенков). 29 октября - Закрытие Международного симпозиума по современной музыке им. Э.В. Денисова. Кьяра Сакконе и Василина Сыпченко Подошел к концу Международный симпозиум по современной музыке. В честь его закрытия состоялся концерт фортепианной музыки, где исполнительницей выступила активно концертирующая по Европе молодая итальянская пианистка Кьяра Сакконе. На концерте в Томске она представила произведения Беата Фуррера, Жерара Пессона, Ребекки Сондерс, Хельмута Лахенмана, Луиджи Ноно, Франческо Филидея, Сальвадора Шарино. Необычность предлагаемой слушателям музыки определила и нетрадиционный подход к вступительному музыковедческому слову. Ведущая концерта Василина Сыпченко обратила внимание присутствующих на особенности нотации новой музыки. Слушатели могли видеть на экране изображения нотаций, включающих необычное расположение нотных строчек, различные линии вместо привычного нотоносца, пространные словесные комментарии, поясняющие музыканту, как исполнить тот или иной штрих или прием, чтобы воплотить замысел автора. В пьесе Беата Фуррера «Безголосье», например, нотный текст имеет вид партитуры, хотя для фортепиано, как известно, музыка записывается на двух нотоносцах, объединенных фигурной акколадой. Здесь же пианисту следует играть сначала первые две строчки, потом партия левой руки, записанная на нижней (второй) строчке, становится партией правой руки и исполняется вместе с третьей строчкой, затем объединяются третья и четвертая строчки и так далее. Оригинальное название оказалось у пьесы Ребекки Сондерс - «Свет мой, зеркальце, скажи». В ней к обычной исполнительской технике добавлена партия выбивания ритма ногой. В конце пьесы появляются еще и колокольные звучания. В результате соединения разных приемов игры складывается впечатление, что звучит небольшой ансамбль. В пьесе Хельмута Лахенмана под названием «Гуэро» (латиноамериканский музыкальный инструмент) Кьяра показала технику исполнения музыки не на клавишах, а на различных других частях рояля, благодаря чему зрители в зале имели возможность слышать разные по тембру ударные звуки. По такому же принципу использования фортепиано не по прямому назначению строится и последняя в программе концерта пьеса Франческо Филидея Токката. Но здесь появляется еще один необычный тембр. Прикосновение к роялю теперь осуществляется не привычными подушечками пальцев, а руками в специальных перчатках. Состоявшийся 29 октября концерт стал завершением Международного симпозиума по современной музыке имени Эдисона Денисова. Обзор событий симпозиума изложен по пост-релизам Е. Тюриковой http://tmk.tomsk.ru/struktura/denisov-center/simposium-17

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 Посвящение мастеру (симпозиум имени Э.В. Денисова) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 3.

Посвящение мастеру (симпозиум имени Э.В. Денисова) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 3.