К проблеме сценического волнения | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 5. DOI: 10.17223/26188929/5/7

К проблеме сценического волнения

В статье рассмотрены причины разрушительного «волнения-паники» у выходящих на сцену музыкантов, актеров и предлагаются пути преодоления его.

TO the problem of scenic excitement.pdf Выступление любого исполнителя перед публикой непременно связано с проблемой волнения перед выходом на сцену и во время исполнения. Проблема эта слишком серьезна, чтобы относиться к ней как к второстепенной. От ее решения во многом зависит успех или неудача выступления [4, 5]. Существует большой исполнительский опыт известных музыкантов, актеров, где вопрос о волнении ставится ими и разрешается с разной степенью успеха. Перед вами попытка автора обобщить мнения хотя бы части видных исполнителей, здесь же я использую и свой многолетний опыт выступлений на сцене. Говоря о типах эстрадного волнения, уместно использовать удачную терминологию отечественной теории исполнительства Г.М. Когана. Он различал «волнение-подъем» и «волнение-панику» [8, с. 38]. На практике эти два типа существуют одновременно у каждого артиста, но в разных пропорциях. Абсолютное спокойствие перед выходом на сцену должно настораживать. Это плохое предзнаменование. Значит, нет мобилизации духовной и физической, нет собранности, нет вдохновения. Об опасности полного спокойствия, граничащего с безразличием, говорил, в частности Д.Ф. Ойстрах [2, с. 34]. № 5 Г. Коган, анализируя причины панического волнения, отбрасывает в сторону случаи нервного заболевания или недоученности произведения. Нетвердое знание играемого сочинения, его текста, не должно иметь места у серьезного музыканта. Не совсем просто делать категорические выводы при разговоре об особенностях нервной системы артиста. Всегда ли мы можем определить четкую границу между нервной болезнью и тонкой невротической натурой художника? Известный психотерапевт М. Бурно призывает «не искать в каждой своей душевной трудности лишь плохое, уважать в себе психастеническое» [6, с. 134]. Музыкальный психолог Г. Цыпин развивает это: «В конце концов, психастеническое, невротическое - обратная сторона талантливости. Своего рода плата за неё... Обостренная чувствительность, повышенная реактивность нервной системы, легкая ранимость и уязвимость её, болезненная восприимчивость к негативным воздействиям извне - всё это приметы тонкой и сложной душевной организации. Меланхолия, грусть, щемящее чувство неудовлетворенности, трагедийность мироощущения - великолепно стимулируют художественную мысль, подталкивают её к творческому действию» [1, с. 79]. Следовательно, нужно учиться психологической самонастройке на творческий процесс, используя методы аутотренинга, самовнушения. В чем, всё-таки, корни «волнения-паники»? Г. Коган утверждает, что паническое волнение возникает не от неверия в свои силы, а от переоценки события самого себя, своего предстоящего выхода на сцену: «Неотступные мысли о себе и есть причина волнения» [8, с. 37]. Речь идет о ситуации, когда исполнитель занят оценкой себя вместо сосредоточенности на своей работе. Если же не оценивать предстоящее выступление как суперважное событие - волнение само собой ослабевает, теряет остроту. Необходимо переключить свое внимание на то, что тебе предстоит сейчас на сцене сделать, взвесить еще раз трактовку произведения, поразмышлять о темах, о фразировке и т.д. Это очень мощное средство борьбы с ненужным, разрушающим волнением. «Волнуйся не за себя, а за композитора!» - такой плакатик видел когда-то в артистической комнате Ленинградской консерватории. И тогда наступает прекрасное и необходимое «волнение-подъем», которое делает чудеса. Большие артисты часто говорят о раздвоении на сцене. Они «волнуются в образе», но с холодным самоконтролем. Ф. Шаляпин писал так: «Когда я пою, воплощаемый образ передо мной всегда на смотру... Я пою и слушаю, действую и наблюдаю. Я никогда не бываю на сцене один. На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует» [3, с. 87]. Пианист Д. Башкирев настоятельно требовал от своих учеников, чтобы они во время игры слушали себя [7, 9]. «Волнение в образе» как высшая форма сосредоточенности на исполняемом является лучшим средством отвлечь исполнителя от панических мыслей о себе, влить в его душу творческое спокойствие», - писал Г. Коган [8, с. 37]. И ещё несколько полезных рекомендаций. Уже в детстве надо развивать в ребенке привычку охотно музицировать при посторонних [8, 10]. С самого начала выступления должны быть радостными, праздничными событиями для исполнителя. Это должно культивироваться и во время обучения в училище и консерватории. Очень важна память о первом выступлении - психологи утверждают, что успех производит положительные структурные изменения в психике человека и наоборот. Необычайно важен фактор поддержки публики. Выступления должны быть частыми, регулярными. Не заостряйте слишком своё внимание на трудных технических местах. Музыкальный психолог В. Бардас писал: «Чтобы отвлечь себя от пугающей трудности, надо направить свое внимание на второстепенное, например, на малозначащую фигуру в аккомпанементе» [1, с. 97]. Режим дня перед концертом и в день концерта для каждого исполнителя индивидуален. Но и здесь важно не преувеличивать значения предстоящего выступления. Надо попытаться создать спокойный и светлый душевный фон. Полезно заняться аутотренингом, мышечной релаксацией, почувствовать тепло в руках и ногах, наладить спокойное дыхание. Так поступают многие большие артисты. Проблема сценического волнения требует фундаментального, пристального и глубокого изучения. Я пытался лишь приоткрыть пути к решению этого вопроса.

Ключевые слова

«волнение-паника», «волнение-подъем», сосредоточенность на исполнении, аутотренинг, "excitement-panic", "excitement-rise", focus on performance, auto-training

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Максимов Виталий Васильевич Томский государственный университет Заслуженный артист РФ, профессор Института искусств и культурыprihkatja@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: М. : Интерпракс, 1994.
Юзефович В. Давид Ойстрах. М. : Советский композитор, 1960.
Шаляпин Ф. Сборник материалов : в 2 т. / сост. Е. Грошева. М. : Искусство, 1960.
Воспоминания о В. Софроницком / сост. Я. Мильштейн. М. : Советский композитор, 1970.
Гофман И. Фортепианная игра. М. : Музгиз, 1961.
Бурно М. Самовнушение и аутогенная тренировка. М., 1975.
Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.
Коган Г. У врат мастерства. М. : Советский композитор, 1958.
Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М. : Искусство, 1941.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М. : Просвещение, 1984.
 К проблеме сценического волнения | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 5. DOI:  10.17223/26188929/5/7

К проблеме сценического волнения | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 5. DOI: 10.17223/26188929/5/7