Чтение музыки с листа как мощный стимул общемузыкального развития музыканта-исполнителя | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 5. DOI: 10.17223/26188929/5/8

Чтение музыки с листа как мощный стимул общемузыкального развития музыканта-исполнителя

В статье излагается и доказывается тезис о необходимости для музыканта-исполнителя частой практики чтения с листа как метода расширения общемузыкального кругозора.

Reading music at sight as strong incentive of all-musical development of the performing musician.pdf О пользе чтения с листа для развития учащегося музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор. Высказывания на эту тему можно встретить ещё в трактатах Ф.Э. Баха, Х. Шубарта и других видных педагогов-музыкантов XVII-XVIII вв. Ко второй половине XIX в. требования по чтению нот с листа содержатся в программах всех авторитетных музыкальных заведений как в России, так и за рубежом [1, 2, 4]. Так, в Московской консерватории требования в этой области были весьма серьезные (в классах Н. Рубинштейна, Н. Зверева, В. Сафонова, Ф. Блюменфельда, Л. Николаева, Г. Нейгауза). И это не случайно. Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления [3] с музыкальной литературой. Перед музыкантом, читающим с листа, нескончаемой и пестрой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей, исторических эпох. Заметим, что читающий музыку за фортепиано находится при этом в особо выгодных условиях - наряду с репертуаром, предназначенным специально для рояля, он может пользоваться также оперными клавирами, аранжировками симфонических, камерных и вокальных опусов. Чтение с листа - это постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Процессы музыкального мышления находятся в тесном, нерасторжимом единстве с процессом музыкального познания. «Сколько читаем - столько знаем» - эта давняя истина сохраняет своё значение и в сегодняшнем музыкальном образовании. Специальные наблюдения показывают, что музыкальное мышление учащихся при чтении с листа заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким. Ознакомление с новой музыкой - процесс, всегда имеющий особо яркую, привлекательную эмоциональную окраску. Чтение с листа способствует в конечном счете углублению, обогащению, качественному улучшению самих процессов музыкального мышления. Таким образом, чтение с листа - один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития музыканта. К сожалению, в массовом учебном обиходе чтению с листа не всегда уделяется достаточно внимания. До сих пор и нет разработанной методики чтения с листа. Одно из главных условий при чтении музыки с листа заключено в мысленном опережении читающим того, что играется им в данный момент. Требуется «разведка глазами»: читающий окидывает взглядом некий отрезок музыкального текста, одновременно трансформирует ноты с помощью внутреннего слуха в адекватную звуковую картину, затем берет те или иные клавиши инструмента. Верна следующая формула: «вижу - слышу - играю». Чем опытнее читающий с листа музыкант, чем более развит его внутренний слух, тем дальше он «засматривает» вперед при игре, тем объемнее мысленно воспринимаемые им «дозы» нотного текста. В своей книге «Психология музыкальных способностей» известный психолог Б. Теплов пишет: «У лиц с высокоразвитым внутренним слухом имеет место непосредственное "слышание глазами"», превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно-слуховое. У плохо читающих музыкантов дистанция между видимым в нотах и играемым на инструменте сокращается у них едва ли не до нуля. Из формулы «вижу - слышу - играю» выпадает среднее звено «слышу». Отсутствие при чтении постоянной «разведки» глазами и внутренним слухом ведет к тому, что игра становится формальной, аэмоциональной, превращается в удручающе монотонное «переступание» с одних клавиш на другие. При чтении с листа очень важно следить за неотрывностью взгляда играющего от нотного текста. Неотрывность взгляда от текста тесно связана с умением играть не глядя на руки. Любые метания глаз при чтении с листа нежелательны, и чем их меньше, тем лучше. Ещё одно правило: при чтении с листа рекомендуется ориентироваться по графическим очертаниям нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур. Узнавая в тексте различные аккордовые стереотипы по их характерному внешнему облику, квалифицированный «чтец» не испытывает необходимости в абсолютной расшифровке каждого звука на нотоносце. Ещё неопытный «чтец» должен фиксировать и отмечать для себя в новом нотном материале уже известные ему из прошлого опыта типовые формулы фортепианной фактуры: гаммы, арпеджио разных видов, тремоло, альбертиевы басы и т. д. - это значительно упростит читку с листа. Умение распознать в незнакомом знакомое разгружает внимание играющего, пианист в этом случае читает как бы сквозь ноты, приучив глаз и руку ко всевозможным комбинациям. И ещё несколько дополнительных рекомендаций. Читая за фортепиано новое произведение, пианисту нет необходимости с пунктуальной тщательностью воспроизводить на клавиатуре каждый знак нотного текста. Главный принцип: минимум нот - максимум музыки. Текстуальным сокращениям и облегчениям подлежат в первую очередь фоновые гармонические звукообразования (фигу-рационные орнаменты, аккордовые комплексы и т.д.), в то же время, мелодические рисунки, басы требуют к себе особо бережного отношения. При чтении с листа необходимо опознавать в нотном тексте и потом воспроизводить более или менее законченные, структурно завершенные музыкальные мысли: мотивы, фразы, предложения и т.д. Только игра по фразам способна сообщить процессу чтения осмысленность, внутреннюю логику и эмоциональную окраску: напротив, характерное для неопытных музыкантов и плохих «чтецов» педантичное, сугубо механическое «вышагивание» от ноты к ноте, от клавиши к клавише - свидетельство глубокого непонимания важнейших закономерностей прочитывания музыкального текста. Прежде чем читать музыку за инструментом, следует по возможности ознакомится с ней посредством мысленного прочтения, проиграть её в уме. Это советовал еще Р. Шуман молодым музыкантам. Прочитывание нотного текста «в уме», или «про себя» способствует выработке соответствующих внутренних музыкально-слуховых представлений, которые служат в дальнейшем надежной опорой при игре. Известно, что вслед за предварительным мысленным обзором произведения оно читается за инструментом значительно легче и точнее, заметно уменьшается число ошибок, игровых погрешностей, исполнение делается более свободным, уверенным, художественно убедительным.

Ключевые слова

чтение с листа, общемузыкальное развитие, музыкант-исполнитель, reading at sight, all-musical development, performing musician

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Максимов Виталий Васильевич Томский государственный университет Заслуженный артист РФ, профессор Института искусств и культурыprihkatja@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1973.
Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963.
 Чтение музыки с листа как мощный стимул общемузыкального развития музыканта-исполнителя | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 5. DOI:  10.17223/26188929/5/8

Чтение музыки с листа как мощный стимул общемузыкального развития музыканта-исполнителя | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 5. DOI: 10.17223/26188929/5/8