Месса мира | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 5.

Месса мира

World mass.pdf 28 марта 2018 г. в исполнении хоровой капеллы ТГУ прозвучала «Месса мира» английского композитора Карла Дженкинса. Карл Дженкинс - британский композитор и дирижер. Родился в 1944 г. в деревне Пенклауд на полуострове Гауэр на юге Уэльса. Отец Карла, местный учитель, органист и хормейстер, дал ему начальное музыкальное образование. Карл Дженкинс продолжил своё обучение классической музыке в Кардиффском университете, а затем в 1968 г. поступил в аспирантуру Королевской академии музыки в Лондоне. В начале своей карьеры Дженкинс был известен как джазовый и джаз-роковый музыкант, играющий на саксофоне, клавишных и гобое - необычном инструменте для джаза. Он присоединился к группе джазового композитора Грэма Кольера, а позже стал одним из основателей джаз-роковой группы Nucleus, которая выиграла первый приз на джазовом фестивале в Монтрё в 1970 г. В 1972 г. Дженкинс начал выступать в кентерберийской группе Soft Machine, играющей прогрессивный рок. Альбом Six, на записи которого Дженкинс впервые сыграл с Soft Machine, получил награду «Британский джазовый альбом года» от журнала Melody Maker в 1973 г. Дженкинс создал много музыки для рекламы, дважды получив приз в этой области. Возможно, наиболее известной его работой является тема, использовавшаяся в телерекламе компании по продаже алмазов De Beers. Дженкинс позже включил её как заглавный трек в альбом Diamond Music, и в итоге создал свое знаменитое сочинение Palladio, используя его в качестве темы первой части. В конце 80-х гг. Дженкинс стал апробировать свои давние идеи сочинять музыку для струнных оркестров с перкуссией и этнического вокала. Этому делу он отдал около десяти лет своей жизни и, наконец, в 1995 г. вернулся в большую музыку с проектом ADIEMUS. Не зная, как назвать свое новое детище, маэстро занялся любимым делом - глубоко погрузился в свои фантазии, и провидение подсказало ему имя Adiemus. Что оно означало, он не знал, он был уверен, что это прекрасное слово родило его воображение. И лишь позже в латинском словаре он расшифровал его тайный смысл. Оно переводилось, как «мы приближаемся» или «мы на правильном пути». № 5 Не многим музыкантам в наши дни удается столь же искусно будоражить воображение слушателя, как Карл Дженкинс и его проект ADIEMUS. Одновременно являясь классическими, популярными и этническими, его произведения строятся на умелом совмещении народных инструментов, оркестра и человеческого голоса -древнейшего музыкального инструмента, которым пользуются люди. Удивительно только, как в столь некоммерческом жанре Карлу и его коллегам удается сочинять музыку, которая годами не покидает хит-парады. Альбом 1995 г. The Adiemus: Songs of Sanctuary возглавил чарты классических альбомов. The Armed Man (Вооруженный человек) - произведение, имеющее подзаголовок A Mass for Peace («Месса мира»). Это одно из самых часто исполняемых сочинений композитора, которое принесло ему всемирную известность. «Месса мира» - это антивоенное произведение, основанное на католической мессе, которую Дженкинс объединяет с другими источниками, например, народной песней XV в. L'homme arme (с фр. - «Вооружённый человек»), давшей название всему произведению. Наряду с христианскими молитвами звучит мусульманский призыв к молящимся «Allahu Akbar». Дженкинс стремился сделать своё сочинение мультикультурным, подчеркивая тем самым универсальность основной антивоенной идеи. Карл Дженкинс написал это произведение по заказу Королевского Оружейного музея для празднований миллениума и открытия в 1996 г. нового отделения музея в городе Лидс, куда переезжала основная экспозиция из лондонского Тауэра, и посвятил его жертвам войны в Косово. События эти всколыхнули тогда весь мир. Отклики появлялись по всему миру, от Запада до Сибири. : От имени граждан Югославии Да где же вы, товарищи? Не слышите? Как гибнут люди, как горят дома, Как вой несется над ночною Приштиной, Как смерть несет грохочущая тьма?.. Хоть кто-нибудь, услышьте и откликнитесь! Вас много, вы сильны, - а мы одни. Вы с этой безнаказанностью свыкнетесь, - И к вам придут с оружием они. Мы не слабы, но нас затравят сворами, Их много, их содержит целый мир! Вы заняты пустыми разговорами, И каннибалы длят кровавый пир. Очнитесь же! Что нам слова красивые -Они ведь самолеты не собьют. Лишь обещания красноречивые, А люди гибнут. И враги не ждут. Нет, как же! Вам дороже инвестиции. Из грязных рук, кровавых до плеча; От братьев уж спешите откреститься вы, Чтоб пе терять доверье палача. Не слышите лишь наших просьб о помощи, Не глухи к Вашингтону вы отнюдь. Растет заокеанский скорпионище, И всей Земле открылся смертный путь! ...А вы молчите! Или вы не видите?! Что на Земле свершается сейчас! Боитесь? Из убежища не выйдете? А кто тогда?! Нет силы, кроме вас! Опять сирены стонут в небе Приштины, От взрывов сотрясается Белград. Но вы спокойно спите. Вы не слышите, Как города под бомбами горят. Катя Приходовская, 14 лет, г.Томск Листовка изготовлена при содействии Российской партии коммунистов и Движения «В защиту Детства» Тел.: (095) 155-90-63 Листовка, распространявшаяся в Москве у посольства США в дни событий в Косово Композитор стилизует старинную церковную музыку: полифонию Палестрины (раздел Christe, eleison), григорианский хорал (псалмы). Но молитвы, обращенные к Богу, не всегда о мире: воины просят Бога благословить их на битву за Отечество. Дженкинс показывает образ «благородной войны», романтизированной войны. Но война - это ад: в седьмой части начинается настоящая канонада с криками «Заряжай!», грохотом орудий, ревом труб. Это «апофеоз войны», торжество смерти: звучат полные ужаса крики погибающих. Наступает переломный момент: между 7-й и 8-й частями Дженкинс предписал 30 секунд полной тишины, после чего солирующая труба играет Last Post (англ., русск. «Последняя застава») - мелодию, которую в Англии исполняют на военных похоронах. И сразу вслед за этим очевидец рассказывает о гибели Хиросимы. Последние части мессы выражают надежду на преображение человечества, на жизнь без войны. Звучит знакомый мотив песни «Вооруженный человек», но с новыми словами, несущими простую истину: «Лучше мир, чем война». Части мессы: 1. The Armed Man - L'Homme Arme (Вооружённый человек) -Хор. 2. Call to Prayers (Призыв к молитвам) - Муэдзин. 3. Kyrie (Господи, помилуй) - сопрано и хор. 4. Save Me from Bloody Men (Спаси меня от кровожадных) - тенора и басы. 5. Sanctus (Свят) - хор. 6. Hymn Before Action (Гимн перед битвой) - хор. 7. Charge! (В атаку!) - хор. 8. Angry Flames (Гневное пламя) - сопрано и хор. 9. Torches (Факелы) - хор. 10. Agnus Dei (Агнец Божий) - хор. 11. Now the Guns Have Stopped (Когда смолкла стрельба) - сопрано и хор. 12. Benedictus (Благословен) - хор. 13. Better is peace (Лучше мир) - хор. Исполнители: Хоровая капелла ТГУ. Художественный руководитель - заслуженный деятель искусств РФ профессор Виталий Сотников. Солист - Иван Криволапов. Инструментальный ансамбль. Дирижер - Ольга Иванова. THE ARMED MAN A Mass for Pease (Mecca Мира) Mecca посвящена жертвам войны в Косово I Ш Armed Urn ЮТиьцется reicr потулар** Францу К»ей XV на LHynrrc Вооижвимл! человек1 Ек надо Шотт аорш, спгиа Стю ramaww, й» ркслиялись к оазбркямсш Ьнлванатапыю Одни j'MnMmucb ы cmxw a nr-q ,41V J4C Jt (Mu CVJIUGd и НестсоСшм алпцтмь w. у то* а ни умерли ЛЬюобую хила i/jBuw.'VKii sc^rtofi* mow Orw ixpycuifta Лрт ш фиям' I !I Agnu» D~ Ы&» №« Guni stopped (Осуди» СМ0ЯГ/И) Амин* лит .Тъилзд гпвледь OflfAw смппкпи Я yf*ua Хоть n MI owmn сил оышпь rsiKijOb гч/бянат Я naOty 4(Жй Один, ЙЛопм«н старакия жатв И Cflpsff^irit tasC aope ' 12_ 13 Better to Р«*мСЛучш Мир) 1» >^»CT»eti«cw тени "Пуста зоон unnwn старое ^ ^ujoeflm мжк 'Лолит, имти) счм/пыг, я*у,ъ о^ Гх) байтм еиу ОЯАШЙМ ЛШКМ. иСпнм.^. Пр MUpJ ' «з СЬрвм^м» 21,+ Vymtton Бы аежучcw^c^jat, ir *б/пго/*# Ниппмниао/т */&зтзш)Глян«№ет Хтмм/ЪслоОаГ «Прогоните тысячи старых войн, призовите тысячи лет мира». Каким пророчеством и какой великой надеждой человечества прозвучали эти слова! Во имя Искусства, Творчества и самой Жизни.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 Месса мира | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 5.

Месса мира | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 5.