Политико-социальный образ Россиив американском медиапространстве | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Политико-социальный образ Россиив американском медиапространстве

Политико-социальный образ Россиив американском медиапространстве.pdf В зарубежных СМИ в 2011-2012 гг. шло активноеобсуждение политической и социальной ситуации вРоссийской Федерации. Интерес к нашей стране былво многом обусловлен периодом избирательной кам-пании по выборам в Государственную Думу и на постПрезидента РФ, так как именно от результатов изби-рательной кампании зависит дальнейшее развитиестраны, и в частности, ее политический курс на меж-дународной арене (это главный аспект выборов длязарубежных СМИ).Средства массовой информации играют важнуюроль в формировании и эволюции общественного со-знания. Более того, восприятие и интерпретация важ-нейших явлений и событий, происходящих в странеи мире, осуществляются через них и с их помощью.Современный мир подчинен правилу: реальное собы-тие только тогда существенно, когда о нем широкойпублике рассказали СМИ. Следует подчеркнуть, чтоособенностью средств массовой информации являет-ся их способность прямо обратиться к общественно-сти, минуя такие традиционные институты общества,как школа, семья, церковь, политические партии и ор-ганизации. То есть СМИ выступают в роли активногосубъекта политической жизни. Однако внешняя поли-тика не формируется непосредственно СМИ как «чет-вертой властью». Вместе с тем, успех в ее проведенииво многом зависит от позиции влиятельных изданий,способных мобилизовать общественное мнение, атакже от возможностей и способности политическихсубъектов (органы исполнительной власти, партии иих фракции в парламентах, экспертное сообщество)задействовать СМИ в реализации своего курса и «рас-кручивании» своих концепций и подходов к решениюмеждународных проблем. В связи с такой степеньювлияния средств массовой информации на восприятиеопределенной страны в целом (ее политики и культу-ры) изучение трансформации медиаобраза какого-ли-бо государства (в нашем случае - Российской Федера-ции) и ее характеристик всегда является актуальным.Митинги оппозиции и заявления властей широко ос-вещались в иностранных и отечественных средствахмассовой коммуникации. Однако общеизвестно, чтомедиаобраз - это «совокупность эмоциональных ирациональных представлений, основанныхна инфор-мации, получаемой из СМИ» 1. Нередко именно «эмо-циональные» представления об объекте доминируюткак в контенте СМИ, так и в массовом сознании, что не-минуемо порождает мифы и формирует субъективныйобраз.В американском медиапространстве мифы о Рос-сии и фобии, связанные с ней, были сформированы задолгие годы холодной войны. Стоит вспомнить о том,что Советский Союз олицетворял для американскогообывателя «антитезу основных ценностей и привыч-ных политических и религиозных свобод, всего того,что можно назвать "американским образом жизни"» 2.Важно выяснить, изменился ли подход к освещениюсовременной России и российской действительности вамериканских СМИ в XXI веке.Для достижения этой цели был проведен каче-ственный контент-анализ публикаций американскогожурнала «Тime». Выбор эмпирической базы исследова-ния был обусловлен типологическими характеристика-ми издания. «Time» - это качественный еженедельныйжурнал новостей, в котором новости преподносятся всубъективно-ироничном стиле 3. Яркий язык изданияпозволяет выявить эмоциональное отношение журна-листов к предмету своих публикаций, которое являетсяочевидным и для читателей журнала «Time». К слову,аудиторию журнала «Time» составляют не только аме-риканцы (журнал имеет зарубежные версии), поэтомумедиаобраз социально-политической ситуации в Рос-сии, создаваемый журналом «Time», транслировался вмассовое сознание граждан различных государств, чтопридает исследованию еще большую актуальность.Итак, для анализа было отобрано 87 материалов, по-священных России, опубликованных в журнале «Time»в период с 1.09.2011 г. по 1.04.2012 г. Большинство пу-бликаций относится к сфере политики (74 текста из 87).В данном исследовании нас интересовали особенно-сти презентации политико-социальной системы совре-менной России в материалах еженедельника «Time».В итоге проведенного анализа были сделаны следу-ющие выводы.Американское издание в своих публикациях срав-нивает политическую систему современной России иСоветского Союза, причем, по мнению журналистов,российская власть так и не изжила в себе пережиткисоветского прошлого. «Борис Ельцин быстро начал ос-лаблять законодательную ветвь власти и вновь утвер-ждать контроль Кремля. Его преемник Путин, которыйбыл свидетелем краха Советского Союза, продолжаетстарые добрые разрушительные традиции» 4. Жур-налисты «Time» не просто иронизируют по поводу«советского» политического курса России, они сравни-вают его с неким «вирусом», который несет опасностьдля всего мирового сообщества: «США становятся Со-ветским Союзом - постоянно находимся в поисках вра-гов, и когда один из них терпит крах, на его место ищемдругого» 5. Россия представляется как тоталитарное, за-крытое государство с очень жесткой (временами дажежестокой) политикой. Страной, которая неспособнаидти на компромиссы и прислушиваться к мнению ми-рового сообщества. Поэтому требуется некий герой-ос-вободитель, который будет защищать это сообщество(и США в частности) от ее влияния, а заодно оказыватьпрофилактическое воздействие на Россию. Так, жур-нал «Time» опубликовал статью, посвященнуюУильямуБраудеру - это американский бизнесмен, известныйсвоим нетерпимым отношением к первым лицам Рос-сийской Федерации - Владимиру Путину и ДмитриюМедведеву - и к проводимому ими политическомукурсу. Автор данного текста пишет: «Какими навыкаминужно обладать, чтобы стать успешныминвесторомв России? - Навыками ножевого боя» 6. Таким образом,можно предположить, что американский читатель вос-принимает Россию как страну «дикую», с почти «дои-сторическими» внутренними порядками. А ее правоох-ранительные органы отнюдь не беспокоятся о нуждахнарода: «В России вы всегда зависите от милости влия-тельных людей и полиции» 7. Стоит отметить, что автор,как представитель американского сообщества, по ходуразвертывания темы произносит довольно «говоря-щую» фразу, отражающую стереотипное мнение жите-лей США о России: «Если учесть, насколько укорениласьв России культура отрицания...» 8. Так Россия предстаетперед аудиторией как страна, не способная пойти на по-литический компромисс, не способная прислушивать-ся к чужому мнению, отрицающая очевидные факты.Американские репортеры «Time» считают РоссийскуюФедерацию не только бескомпромиссным тоталитар-ным государством, но и чрезмерно подозрительным.Автор следующей публикации в журнале откровенносмеется над этим: «Эх, Россия, Россия, были времена,когда ты гораздо лучше использовала свою паранойю.Эта Империя зла получила свое название отчасти из-за того, что после Второй мировой войны выработалаотвратительную привычку собирать воедино малень-кие соседние государства (которые, говоря откровенно,собираться воедино не очень-то и хотели) для созданиябуферной зоны на своем западном фланге» 9. Благодаряснисходительно-поучительному тону («Эх, Россия») ма-териал определенным образом воздействует на амери-канского читателя, вызывая у него насмешку над этойстраной. Кроме этого, Россия снова предстает в образенеблагоразумного и своевольного государства-тира-на, имеющего «отвратительную привычку» против ихжелания объединять соседние страны. Так, в сознаниисреднестатистического читателя этого журнала созда-ется впечатление неадекватности, иррациональностиРоссии. Следовательно, возникает ощущение потенци-альной опасности РФ и для соседних государств, и длямирового сообщества в целом.В России, по мнению журналистов «Time», царитхаос, беззаконие и коррупция: «Инвесторы вскоре поня-ли, что в России ничего стопроцентногонет - и все бла-годаря непредсказуемому и хищному государству» 10.Представители власти в России бездействуют, не пред-принимают серьезных попыток решить проблему. А темеры, которые уже введены, являются бестолковымии даже смешными: «У Медведева в распоряжении целоегосударство, чтобы бороться с глупостью, а ничего неработает, потому что они борются сами с собой» 11.В другой статье насмешке западного журналиста под-вергается решение президента Дмитрия Медведевао создании интернет-сайта «Россия без дураков», ко-торый автор называет «реестром чиновничьего безу-мия», «состязанием в глупости» и «очередным приме-ром бюрократического абсурда власти» 12. По мнениюжурналиста «Time», главная цель данного сайта совсеминая, нежели та, которую озвучил президент России.Сайт должен стать лишь клапаном сброса пара в об-ществе в тот момент, когда в нем возникла острая по-требность: «Государство заинтересовано в поиске новыхспособов решения проблем, даже если они принимаютсмешную форму» 13.Не менее остро, по мнению журнала «Time», вРоссии стоит проблема соблюдения прав человека.В одной из публикаций идет речь о нарушении правчеловека в России и о том, как старательно США пы-таются помочь стране в борьбе с этим пороком: «Боль-шое табу: как обсуждать нарушения прав человека вРоссии?» 14. Журналистами развертывается мысль оравнодушии и безразличии российских чиновников:«При любом обсуждении прав человека с российскимичиновниками обычно наступает такой момент, когда уних сжимаются челюсти и холодеет взгляд» 15. Авторакцентирует внимание читателей на том, что попыткиамериканских властей улучшить правовую ситуациюв России напрасны (во многом благодаря сопротивле-нию, которое они встречают на своем пути в лице рос-сийских политиков): «Путин все равно намекнул на своенедовольство попытками Запада вмешиваться в делатех частей мира, которые могут не разделять запад-ных ценностей» 16. Таким образом, фраза российскогопремьер-министра (на тот момент), умело применен-ная автором в тексте, создает впечатление у читателя,что курс политики России направлен не на «западныеценности» (т.е. соблюдение прав человека), а на нечтопротивоположное.В публикациях «Time» и российский народ пред-ставлен далеко не лестным образом. Русских изобра-жают как людей некультурных, недостаточно образо-ванных: «Это одна из стран, в которых царит атмос-фера грубости и хамства» 17. Внимание американскогочитателя обращается и на то, что «Русский язык не от-личается такой учтивостью, как английский» 18. Такжеамериканцы считают русских пассивными и безволь-ными людьми (по отношению к политической жизнистраны). К ак хорошо известный факт автор в даннойпубликации «Российская оппозиция мечтает о переме-нах» упоминает про «распространенную в России куль-туру «забитости» и «робости» 19.Однако масштабные последствия федеральныхпартийных выборов в Государственную Думу Россий-ской Федерации (которые прошли 4 декабря 2011 года)кардинально изменили мнение американских журна-листов о пассивности политической оппозиции и рус-ского народа - с негативного на положительное: «Об-щество дремало все нулевые годы. За это время у негоукрали все права. Теперь оно проснулось и осознало, чтонадо что-то делать» 20. Здесь автор противопоставляетвласть и народ, разбивая их на два враждующих лаге-ря. При этом важно отметить, что в публикациях еже-недельника «Time» внутренним врагом российскогонарода предстает лично Владимир Путин, и менее все-го сама партия «Единая Россия», которая и победила навыборах. Американский репортер говорит о В. Путинекак о синониме, вполне способным заменить название«партиивласти»: «Москва стала свидетельницей самыхмощных протестов против Владимира Путина с момен-та его прихода к власти 12 лет тому назад» 21. В статьях«Time» в этот период Владимир Путин представлен какеще более циничный и самоуверенный, чем прежде,политик, который не проявляет интереса к происхо-дящему в стране, а также кажется безразличным кколлективному мнению граждан: «Судя по заявлениямПутина во время программы, молодые избиратели на-столько незначительная часть общества, что ниче-го кроме его презрения она не заслуживает» 22. Позжеамериканские журналисты сообщат обществу о том,что Путин не только пренебрежителен к сотням тысячпротестующих, но еще и разрабатывает специальнуюстратегию против них: «Пока российская оппозиция былазанята подготовкой очередных демонстраций в Москвеи еще в 70 городах, премьер-министр Владимир Путинвстретился со своей командой имиджмейкеров, чтобыобсудить контрстратегию. Они решили представитьдилемму как шахматную партию» 23. В отражении ино-странных СМИ ситуация выглядит таким образом: нетолько народ выступает против Владимира Путина иего союзников (партии «Единая Россия»), но и В. Путинв свою очередь выступает против народа и его требо-ваний справедливости. Так, российский премьер-ми-нистр и его стратегия становятся главными героямимногочисленного ряда дальнейших журналистскихпубликаций еженедельного американского журнала«Time», посвященных России.Таким образом, из всего вышесказанного можносделать вывод, что средства массовой информацииформируют образ России как страны жесткой, бес-компромиссной и даже тоталитарной в политическойсфере. Политические лидеры не учитывают интересыжителей России. Русский народ ранее считался пас-сивным и безынициативным в плане отстаивания сво-их прав, но, тем не менее, в нужный момент оказалсяспособен на решительные меры: консолидироваться ивыйти на митинг, чтобы выразить свою точку зрения.Образ России выстраивается американским журналом«Time» как образ страны в наивысшей степени коррум-пированной. Иностранные корреспонденты, с однойстороны, как члены этого американского общества иносителиего идей отражают их на страницах своих из-даний. И, с другой стороны, как профессионалы в сво-их целях поддерживают, укрепляют и изредка обнов-ляют структуру этих стереотипов о России, довлеющихв обществе США.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Марущак Анастасия ВасильевнаАлтайский государственный университет (г. Барнаул)канд. филол. наук, ст.преподаватель кафедры теории и практики журналистикиa.v.m._jour@list.ru
Всего: 1

Ссылки

The Big Taboo: Confronting Russia's Human-Rights Abuses!// "Time" 25.02. 2012.
"Where Are the World's Rudest Countries?" // "Time" 03.03. 2012.
"The Abominable Snow Protests of Russia: Moscow's New Cold War" // "Time" 07.02. 2012.
"Occupy the Kremlin: Russia's Election Lets Loose Public Rage" // "Time" 16.12.2011.
"All the Wrong Moves: Putin Plots His Strategy Against the Protesters" // "Time" 09.12.2011.
"Russia's Latest Official Website: Kick Us, We're Stupid" // "Time" 01.02. 2012.
"The Abominable Snow Protests of Russia: Moscow's New Cold War" // "Time" 07.02. 2012.
"Silly Season: Russia Accuses the U.S. of a Secret Mars Plot" // "Time" 11.01. 2012.
"One (Rich) American vs. Moscow: The Quest of William Browder" // "Time" 03.12.2011.
"The Abominable Snow Protests of Russia: Moscow's New Cold War" // "Time" 07.02. 2012.
"Twenty Years After Independence, Russia Is in No Mood to Party" // "Time" 25.09.2011.
"Veteran U.S. Diplomat: We Are Becoming the USSR" // "Time" 17.09.2011. "One (Rich) American vs. Moscow: The Quest of William Browder" // "Time" 03.12.2011.
История мировой журналистики / Издание второе. Под ред. А.Г. Беспаловой, Е.А. Корнилова и др. Ростов-на-Дону: "Старые русские", 2000. С. 160.
Руковишников В.О. Отношение американцев к современной России // Политическая социология. М.: Академический проект, 2004 г. С. 123.
Шаталов Г. Образ, имидж, бренд и репутация региона - что это такое? // Коммуникационная группа "Region PR". M., 2002. С. 57.
 Политико-социальный образ Россиив американском медиапространстве | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Политико-социальный образ Россиив американском медиапространстве | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Полнотекстовая версия